Журнал Печорина: предисловие, примечания к прозаическим произведениям

О произведении

М.Ю. Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» в 1838–1840 годах. Идея написать роман возникла во время ссылки писателя на Кавказ в 1838 году. Первые главы романа («Бэла», «Фаталист» и «Тамань») были опубликованы в течение года в журнале «Отечественные записки». Они вызвали интерес читателей. Лермонтов, видя популярность этих произведений, соединил их в один большой роман.

Место и время действия

События романа происходят в первой половине XIX века на Кавказе, в Тамани, Пятигорске и Кисловодске, в одном из казачьих селений.

«Герой нашего времени»: история и значение романа

«Герой нашего времени» — «одна из самых необычных и увлекательных книг» в русской литературе, — сказал выдающийся советский лермонолог Ираклий Андроников. Причину этого он видел в главном герое: Печорин выглядит отрицательным, но в то же время очень привлекательным персонажем. Его безжалостность и эгоизм сочетаются с большим умом, отвагой, искренностью с самим собой.

История создания

Фамилия Печорин впервые появилась в незаконченном романе «Княгиня Лиговская». Лермонтов начал создавать это произведение о жизни петербургского общества в 1836 году. Роман должен был стать своеобразным ответом на пушкинский «Евгений Онегин». Не зря Лермонтов назвал главного героя Печориным (назван в честь реки Печоры, а «Онегин» — с реки Онеги).

Однако характер и даже внешний вид Печорина из «Княгини Лиговской» и Печорина из «Героя нашего времени» очень разные, это разные произведения и персонажи. По сюжету «Княгини Лиговской» Печорин влюблен в женщину по имени Вера, которая вышла замуж за другого.

Свой первый роман автор так и не закончил. После гибели Пушкина на дуэли Лермонтов создал поэму «Смерть поэта» и был сослан на Кавказ за свои смелые стихи. Проведя год в ссылке, писатель отказался от прежнего плана и создал новый роман, в который вошли имена Печорина и Веры.

В «Герое нашего времени» Лермонтов описал Кавказ с точностью, поразившей его современников. В работе нашли и настоящего слепого мальчика с Тамани, и ту самую хату на окраине города; Отдыхающие летом 1837 года в Пятигорске и Кисловодске узнали в прототипах доктора Вернера, Грушницкого, княгини Марии.

«Герой нашего времени» был написан довольно быстро. Летом 1838 года Лермонтов заявил, что ничего не пишет, а девять месяцев спустя уже появился первый из рассказов «Бэла». Через десять месяцев роман был полностью готов и одобрен цензурой.

Учитывая, что в то время Лермонтов служил в полку в Царском Селе, постоянно ездил в Петербург и создал ряд других произведений, остается только удивляться, когда ему удалось выспаться и поработать над романом, — говорит Ираклий Андроников.

Композиция романа и образ Печорина

Автор выбрал необычную композицию для романа. Главы рассказа расположены в произвольном порядке, хронология событий намеренно нарушена. Привычных описаний детства и юности главного героя нет. Ключевые события его биографии замалчиваются: непонятно, например, за что именно Печорин был сослан на Кавказ (в черновике упоминалась дуэль в Петербурге, но потом Лермонтов убрал эти слова).

необычное строение «Героя нашего времени» принято объяснять тем, что это не история жизни Печорина, а «история души». Лермонтов показывает героя постепенно и с разных сторон. Поначалу даже раннему читателю было непонятно, кто главный герой: Печорин или Максим Максимыч?

В первых двух рассказах Пекорин описан понаслышке, и впечатление складывается не в его пользу. В «Беле» он загадочный и коварный человек, разрушивший Белу и его семью своей запретной любовью. В «Максиме Максимыч» — высокомерный эгоист, обидевший старого друга.

Однако остальная часть романа состоит из заметок Печорина, которые заставляют взглянуть на героя совершенно по-другому. Это уже не скучающий офицер, умеющий подчинять себе других, а еще и умный, обаятельный, чуткий человек. На Тамани он проявляет смелость и склонность к романтике; в «Княжне Марии» — способность к глубоким переживаниям и самоанализу; в «Фаталисте» — его философская сторона и его хладнокровие.

Читатель недоумевает: почему такой талантливый человек зря тратит силы? Неужели это герой поколения, «уже не способного на великие дела на благо человечества»?

Значение романа

Советские исследователи иногда называли социально-политический роман «Герой нашего времени»: они поясняли, что Печорин в николаевской России не имел возможности проявить себя в борьбе за свободу народа, разрыве с аристократическим обществом и так далее. «Потерянное поколение» Лермонтова расходилось с поколением декабристов .

Однако многим эти объяснения кажутся натянутыми: стоит ли искать революционные нюансы в творчестве аристократа Лермонтова?

В «Герое нашего времени» есть размышления об обществе, но не менее важны размышления о человеческой душе, о смысле жизни, добре и счастье. Это первый русский психологический роман, ставший семенем русской психологической прозы и одновременно первый русский философский роман, в котором действия главного героя интерпретируются в категориях добра и зла, необходимости и свободы.

Очень краткий пересказ романа «Герой нашего времени».

Агент Григорий Печорин — «герой» современного мира, о котором автор рассказывает читателю. Он невероятно жесток к другим, привык получать желаемое вне зависимости от последствий. Так случилось с молодым Белой, который украл почти из-под прохода. Как только девушка прониклась к нему чувствами, она не сразу заинтересовалась своим похитителем и вскоре умерла на заре женской красоты.

Запрещенные женщины часто привлекали Григория. Вера была уже замужем, когда он ее увидел, уверенный, что был безжалостно влюблен. Но как только законный супруг узнал об их отношениях и увез жену, Печорин быстро отвлекся и забыл о любимой.

Но это еще не все «заслуги» лермонтовского «героя», он не только показал себя недостойным человеком, но и омерзительным товарищем. Не менее трагичен случай княгини Марии, жены друга Печорина. Герой влюбился в нее, неприятная ситуация закончилась дуэлью, на которой пал муж принцессы. А ваш старый друг Максим Максимыч? Грегори дружил с ним, пока он сам нуждался в этом, а потом он не хотел его знать. Этот эгоистичный человек никому не делал ничего хорошего, он только причинял боль, разочарование и даже смерть на протяжении всей своей жизни.

Главные герои и их характеристика:

  • Григорий Александрович Печорин — ключевой персонаж романа. Впервые появилась в незавершенном прозе «Княгиня Лиговская». Печорин — аналог Онегина, так называемый «лишний человек», а точнее — скучающий светский денди. Герой и злодей соединились в одном, во многом скопированном самим Лермонтовым.
  • Максим Максимыч — штабс-капитан, друг Печорина и опытный воин. Свою службу на Кавказе начал под командованием А.П. Ермоловой. Он очень хорошо знает быт народов Кавказа.
  • Казбич — один из ключевых персонажей главы о Бела. Влюблен в девушку по имени Бела. После того, как Печорин придумал хитрый план, похитив лошадь и увезя возлюбленную, Казбич решил отомстить обидчику и вскоре осуществил свой план. Интересно, что Казбич действительно жил.
  • Белла, черкесская девушка, вскружила Казбичу и Печорину голову. Она ужасно расстроилась, когда мирской человек разлюбил ее. Он погиб от руки Казбича.
  • Мария / Мария Лиговская — юная принцесса. За ней ухаживали Печорин и Грушницкий. Правда, кончилось все печально: выяснилось, что Грушницкий погиб на дуэли, а Печорин был любителем «дриблинга и метания». Результат: разделение принцессы и офицера было враждебным.
  • Грушницкий — друг Печорина. Дружба постепенно переходит во вражду благодаря усилиям самого Григория Александровича. Результат вражды — дуэль и смерть Грушницкого.
  • Вера — любимая женщина Печорина. Только при встрече с ней Григорий Александрович искренен.

Предисловие ко второму изданию

Автор отвечает на претензии книги, поясняя, что не ставит Печорина в пример и не проявляет себя в лице главного героя. «Это портрет пороков всего нашего поколения в их полном развитии», — поясняет Лермонтов. Однако он не вылечит пороки общества: «Бывает и так, что болезнь указана, но как ее вылечить, то есть бог знает!»

Журнал Печорина. Предисловие

Не так давно Печорин умер на обратном пути из Персии, сообщает рассказчик. В связи с этим новый владелец заметок решил их опубликовать:
«История человеческой души, даже самой маленькой души, почти более любопытна и бесполезна, чем история целого народа, особенно когда она является следствием наблюдений зрелого ума над собой и когда она написана без тщетное желание вызвать участие или удивить».
«Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — название этой книги. «Да, это злая ирония!» Они скажут. — Я не знаю».

Общая картина романа

Роман можно рассказать совершенно по-разному, а действие подано с разных сторон, что, кстати, уже новый прием в русской литературе, рассказчики — сам автор-рассказчик, Максим Максимыч и Печорин. Каждый из рассказчиков по-своему передает события, это может создать впечатление, что все главы созданы совершенно разными людьми. Таким образом, повествование, например, о самом Печорине предлагает читателю внешне неописуемый внутренний мир героя, его психологию и его мысли; Сам Лермонтов общается с читателем с помощью дневника главного героя.

Сюжетный план

Разбор романа по главам героя нашего времени

«Герой нашего времени» разбит в хронологическом порядке. Это не так уж часто встречается и сейчас, но в начале 19 века в целом это был настоящий прорыв. Это было сделано для того, чтобы дать читателю необходимое впечатление о главном герое; Лермонтов хотел показать изменившийся путь героя, чтобы он сначала казался растерянным, сложным и, главное, эгоистичным, а затем постепенно предстал понятным человеком, который стал злом не по своей воле. Замысел автора прекрасно передан с помощью глав романа, которых всего пять. Однако все они представляют собой целостные, полноценные истории, гармонирующие с образом романа.

Конечно, чтобы понять истинный замысел автора, необходимо следовать его указаниям. Лермонтов выстраивает главы так, чтобы показать читателю, что он хочет сказать. В романе они идут в следующем порядке:

Герой нашего времени, анализ по главам

  1. Предисловие.
  2. Бела.
  3. Максим Максимыч.
  4. Предисловие.
  5. Тамань.
  6. Княгиня Мария.
  7. Фаталист.

Вы, конечно, можете расположить рассказы в хронологическом порядке, тем самым нарушив замысел автора. В этом случае станет яснее общее представление о событиях, но исчезнет вся суть романа. В хронологическом порядке главы выглядят так:

  1. Тамань.
  2. Княгиня Мария.
  3. Бела.
  4. Фаталист.
  5. Максим Максимыч.
  6. Предисловие к газете Печорин.

Чтобы лучше понять смысл произведения, необходимо детально проанализировать, описывая персонажей, основные события каждой из глав. Сразу отметим, что наибольший интерес представляют главы «Бел» и «Княгиня Мария», так как именно здесь мысли автора раскрываются в наибольшей степени.

«Ломанная» хронология романа дает читателю ощущение, будто он лично встречался с Печориным. Сначала о нем ничего не известно, и он кажется действительно странным человеком, но потом он раскрывается и многое проясняется.

Бэла

Рассказчик-офицер, странствуя по Кавказу, встречает своего попутчика — старого капитана Максима Максимыча, бывшего командира крепости на южных рубежах России.

Он рассказывает ему историю молодого офицера Григория Печорина, который после неприятной истории был переведен на Кавказ и перешел под его командование.


Григорий Печорин — молодой офицер, посланный служить на Кавказ, интеллигентный, культурный, противоречивый, разочарованный в жизни, ищущий острых ощущений.

Вскоре они с Максимом Максимычем подружились. Однажды местный князь нагорья пригласил их на отдых. Там Печорин увидел, как младшая дочь князя, красавица Бэла, влюбилась и решил украсть девушку из отцовского дома.


Бела — молодая, красивая черкесская женщина, гордая, сильная, но кроткая, она любит Печорина.

Печорин узнал от Максима Максимыча, что младшему брату Белы понравился конь Казбича, одного из гостей князя.


Казбич — альпинист, храбрый, обаятельный, жестокий, любит Белу.

Ради коня мальчик был готов на все и даже предлагал Казбичу украсть для него сестру, но тот отказался.

Вы видите, как иногда небольшая авария имеет тяжелые последствия.

Печорин решил этим воспользоваться и пообещал мальчику помочь ему украсть лошадь Казбича в награду за Белу. Мальчик отвез Белу в крепость, забрал лошадь и исчез навсегда.

Бела уже давно тоскует по дому и никак не реагирует на ухаживания Печорина. Со временем она влюбилась в него, но он сумел остыть с ней и начал ее тяготить. Пекорин снова одолел скуку и стал долго охотиться, оставив девушку одну в крепости.

Во время одного из таких отлучений Казбич похитил Белу. Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню, но Казбич, понимая, что не может уйти, бросил девушку, смертельно ранив ее. Бела умер на руках Печорина.

Он пережил потерю глубоко внутри себя и больше никогда не говорил о Беле. Сразу после похорон его перевели в другую часть.

«Максим Максимыч» и «Тамань»

Кроме того, Лермонтов посвящает главу другу главного героя Максиму Максимычу. В общем, эта история может показаться не такой уж важной, но это не совсем так. Эта часть произведения показывает Печорина таким, каким он был на самом деле для окружающих.

Герой нашего времени, анализ по главам

Максим Максимыч искренне считает, что они друзья Печорина или, по крайней мере, хорошие товарищи; но сам герой вряд ли так думает. Он холоден и сдержан, несмотря ни на что. Все его самоанализ и психологические муки протекают исключительно внутри него, а снаружи просто странный, бездушный и эгоистичный человек. Максим Максимыч опечален долгожданной встречей со своим «другом» и передает рассказчику интереснейший фрагмент романа: дневник Печорина.

«Тамань», возможно, кажется еще более бесполезной, но это не совсем так. Эта глава доказывает, что Печорин сеет хаос в жизни людей, на самом деле он этого совершенно не хочет. Таким образом он разрушил спокойную жизнь контрабандистов, которым пришлось срочно спрятаться в своей лодке, оставив мальчика слепым к своей судьбе.

Сам герой этого совершенно не хотел, потому что никакой выгоды для него в этом не было. Лермонтов объясняет, что герой романа не хочет быть злым, но иначе не может: с ним что-то не так. Такова ситуация с поколением — возможно, автор вел к этому.

Княжна Мери

Печорин приехал на лечение в воды Пятигорска, где познакомился с другом, кадетом Грушницким.


Грушницкий — кадет лет двадцати, соратник Печорина, бедный дворянин, мстительный, трусливый, клеветник и интриган.

В светском обществе, сформированном на воде, блистали Лиговские: княгиня и ее прелестная дочь Мария.


Мария Лиговская — принцесса, с одной стороны холодная светская львица, с другой — чуткая и ранимая, способная на сильные чувства.

Очарованный княгиней Грушницкий искал повод для встречи, но Мария не спешила приближаться к нему. Печорин же, напротив, категорически избегал встречи с ней, чем интересовался. Об этом он узнал от местного врача Вернера, с которым подружился.


Вернер — врач, друг Печорина, невысокий, худой, хромой, внешне непривлекательный, саркастичный и равнодушный, но умный и обаятельный.

Спасаясь от скуки, Пекорин решил покорить сердце девушки, понимая, что это вызовет ревность Грушницкого, уже страстно любившего Марию.

Вряд ли найдется молодой человек, который, встретив красивую женщину, которая привлекла его праздное внимание и вдруг отчетливо различила другую, неизвестную ей, <…> не произвел на него неприятного впечатления.

От Вернера Печорина он узнал, что к княжне приезжает очень больной родственник, и по описанию понял, что это его старая любовница Вера.


Вера — дальняя родственница Лиговских, замужняя женщина, тяжело больная, давняя возлюбленная Печорина, искренняя, ласковая, очень любит его.

В Печорине пробудились забытые чувства. Он стал часто навещать Лиговских, уговаривая Мэри отвести взгляд.

Печорин умело дразнил Марию своей холодностью. Постепенно княгиня стала думать только о нем и все меньше внимания уделять Грушницкому. Он понимал, что причина в Пекорине, ревновал и намеренно избегал своего бывшего друга.

Вера тоже стала ревновать и попросила Пекорина пообещать, что он не женится на принцессе. Однажды на прогулке Мария призналась Пекорину в любви, но он проявил равнодушие, тайно наслаждаясь своим предприятием: он влюбился в девушку, не зная за что.

Вернувшись с прогулки, Печорин подслушал разговор офицеров и узнал, что они собираются развлечься, чтобы вывести его и Грушницы на дуэль и подсунуть незаряженные ружья. Они были уверены, что Печорин отступит.

Однажды, прыгнув посреди ночи с балкона комнаты Веры, Пекорин столкнулся с Грушницким со своими товарищами. На следующий день Грушницкий публично заявил, что Печорин является любовником Марии.

Обиженный Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Он рассказал Вернеру, что Грушницкий собирался сделать с оружием, и доктор согласился быть его помощником. На дуэли Печорин сказал, что ружья не заряжены, а оружие заменено.

Они стреляли по краю обрыва, так что даже незначительное ранение было смертельным, а тело приписали черкесам. В результате Грушницкий скончался.

Узнав о дуэли, взволнованная Вера призналась мужу, что любит Печорина, и возмущенный муж увез ее из города. Только тогда Печорин понял, что Вера ему дорога: она одна любит его и безоговорочно принимает.

Начальство Печорина заподозрило, что он участвовал в дуэли, и перевело его служить на Кавказ. Перед отъездом он сказал Марии, что не любит ее, и в ответ услышал: «Я тебя ненавижу».

5. Фаталист

Самая напряженная часть романа, насыщенная интересными событиями. Печорин говорит, что около двух недель прожил в казачьей деревне, где дислоцировался пехотный батальон. Вечером там сели офицеры и говорили на разные темы. Однажды разговор зашел о судьбе человека. Заядлый игрок лейтенант Вулич заявил, что судьба человека уже предопределена.

Печорин предлагает лейтенанту пари и заявляет, что предопределения нет. Вулич принимает ставку. Он снимает со стены черкесский пистолет, и Григорий произносит фразу: «Сегодня ты умрешь». Несмотря на это страшное пророчество, Вулич не отказывается от ставки, игрок просит Григория подбросить карту в воздух и направляет пистолет ему в лоб.

Когда карта касается стола, Вулич нажимает на курок и вдруг — осечка!

Все, кто был рядом, решают, что ружье не заряжено, но Вулич стреляет в шляпку, которая висела на гвозде, и пробивает ее, так что он смог выиграть пари.

По дороге домой Печорин долго думает о случившемся. Вдруг он замечает в темноте свинью, которую режут саблей. К нему подходят казаки и говорят, что знают, кто это сделал. Спустя время выясняется, что пьяный казак зарезал Вулича саблей. Убийца сидит в пустом доме, вокруг него собралось много людей, но никто не решается войти.

Печорин, как и Вулич, решает войти и испытать свою судьбу. По его просьбе Есаул отвлекает пьяного казака связью, а еще трое казаков стоят на крыльце и готовы по сигналу взломать дверь.

Григорий открывает ставни, стучит в окно и бросается в дом. Казак стреляет в Пекорина, но с его мундира вырывает только подплечник.

Убийца не может найти саблю на полу, а остальные казаки по команде выламывают дверь и связывают плохого парня.

Григорий с особым интересом рассказывает эту историю Максиму Максимычу и хочет узнать его мнение. Он говорит, что во всем мире ружья часто плохо стреляют. И то, что Вулич ночью встретил своего убийцу, было, видимо, его судьбой.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"