Верит ли Печорин в судьбу и как в главе «Фаталист» его характеризует желание испытывать удачу

Мотив судьбы в романе «Герой нашего времени»

Тема судьбы в романе Лермонтова рассматривается с двух сторон. С одной стороны, Печорин верит в свою особую трагическую судьбу, с другой — утверждает: «Что до меня, я все смелее продвигаюсь, когда не знаю, что меня ждет». Причем оба близки герою одновременно: его мнение по этому поводу меняется от главы к главе.

Мотив судьбы проходит через весь роман, находя яркий эпилог в главе «Фаталист». Обычно, отвечая на вопрос: «Что значит для Печорина судьба», они только анализируют это, хотя раньше были случаи, когда судьба вмешивалась в жизнь героя. Сам он называет себя «топором в руках судьбы», считая, что его пагубное влияние на людей является смыслом и целью его жизни: «Это была моя судьба с детства. Все читали на моем лице. Признаки недовольства, которых не было. ; но им пришлось — и они родились ». Этим предложением он, кажется, объясняет свое предательское отношение к Белле, игру с чувствами Мэри, насмешки над Грушницким и его убийство. Печорин испытывает окружающих, чтобы подтвердить свою мысль о том, что его преследует злая судьба. Герой начинает думать, что ему не уйти от этого, и в главе «Фаталист» у него целых три шанса разобраться в себе и получить более правильное понимание судьбы. Лермонтов сознательно воссоздает несколько разных, довольно спорных случаев, так что становится совершенно непонятно, удача это или судьба.

В споре с Вуличем Печорин занимает двойственную позицию по отношению к судьбе, потому что сам утверждает, что видит на своем лице «какой-то ужасный отпечаток неизбежной судьбы», но не соглашается со своим другом в том, что судьба человека предопределена заранее. Возможно, даже здесь герой пытается убедить себя, что судьбы не существует, но жизнь играет с ним, заставляя его верить в обратное: «Доказательство было поразительным, и я, несмотря на смех над нашими предками и их полезной астрологией, они неосознанно упали в их борозду «. Еще он говорит, что привык «ничего не отвергать решительно и ничего слепо не доверять», поэтому вопрос остается открытым. Но следует второе событие, еще более убедившее Печорина в неотвратимости судьбы: Вулич становится жертвой пьяного казака и «неминуемая печать судьбы» падает ему на лицо, навсегда закрыв ему веки, как и предсказывал главный герой. Позже Григорий «снова пробует судьбу», на этот раз свою, бежит в одиночку, чтобы нейтрализовать буйного казака, и жизнь обращается с ним, как в первый раз с Вуличем: Печорин отделывается оторванной плечевой накладкой и выходит победителем. На этот раз он считает, что в его судьбе нет предопределения, а только трезвый расчет и смелость.

Здесь проясняется позиция героя, который не бросается в крайности, отрицая фатализм или, наоборот, признавая его. Он считает, что судьба имеет место в нашей жизни, но человек может выбрать его для себя, совершая те действия, которые он пожелает. Может быть, судьба — не сплошная линия, а частый перекресток, на котором мы должны сделать свой выбор? Кажется, что герой придерживается «средней» точки зрения, не отвергая превратностей судьбы, но не умаляя достоинств личного выбора человека.

Понимание проблемы судьбы Печориным

Отнеситесь к этой теме с большим интересом. В личном дневнике герой описывает себя как «топор в руках судьбы». Это означает, что Пекорин таким образом оправдывает все свои бессмысленные поступки, поскольку считает, что тот, кто их совершает, является своего рода палачом, а точнее дирижерской палочкой в ​​руках умелого и всемогущего правителя.

Назначая себе такую ​​судьбу, Печорин стремится к успеху в обществе и считает, что, причиняя вред другим, он мстит за их зверства. Поэтому герой считает себя полубогом, полагаясь на нечто большее, чем простой смертный.

Такое восприятие важности Печорина подводит читателя к теме «сверхчеловека», которая будет особенно актуальна для людей через семьдесят лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтов. Но писатель, опередив свое время, придумал такой образ «будущего сверхчеловека» — героя, который не стесняется своих дурных мыслей или поступков и пытается обмануть судьбу.

Как выяснилось, именно вера в свою судьбу и желание проявить себя приводят Печорина к тому, что он ведет себя аморально, а ведь то, что он делал, ему даже неинтересно:

  • Он начинает надоедать Мэри, а потом заставляет девушку влюбиться в себя.
  • Он высмеивает Грушницкого, который, к сожалению, оказывается для молодого человека.
  • Призовите Азамата, брата Белы, украсть его сестру ради развлечения и многого другого.

В то же время жизнь Печорина преподносит такие сюрпризы, когда герой думает, что его победила злая судьба. Вот как он описывает такие противоречия в жизни: «Я был скромным — меня обвиняли в обмане: я стал замкнутым. Я глубоко чувствовал хорошее и плохое; меня никто не ласкал, все оскорбляли: я стал мстительным; Я был угрюм — остальные ребята веселые и разговорчивые; Я чувствовал себя выше них, они меня подавляли».

Бывает и так, что Печорин винит себя не в плохих поступках, а в судьбе. Он считает, что она является причиной всех проблем, которые с ним случились. Все заботы Печорина, связанные с проблемой судьбы, сводятся к последней части произведения, которая называется «Фаталист». Это до сих пор остается непонятным для литературоведов. Это связано с тем, что эта часть романа характеризует Печорина не только как фаталиста. Помогите узнать, в чем проблема жизни человечества.

Декабрист в душе

Декабрист в душе

Судьба Печорина — одна из самых интересных в романе. Перед читателем предстает молодой человек 1930-х годов. Актуальной проблемой того времени был вопрос о потребности в энергии и таланте людей, обладающих незаурядными способностями, но не нашедших достойного поля для их использования.

После события с подавлением восстания декабристов сторонились людей со своим мнением и мировоззрением. Все вокруг старались сделать так, чтобы они были угрозой для временных работников в их стремлении к комфорту и проявлении сытого подчинения режиму.

Атмосфера подавления инакомыслия перекинулась на отсутствие Печорина и ему подобных, стремление бороться с этим общественным порядком, пожирая человеческие души и судьбы. Несмотря на то, что они были представителями благородной среды, коренное изменение страны, устранение вредных явлений в ее развитии было не в их умениях и способностях, не говоря уже о нижних по социальному статусу слоях населения.

Трагедия этой ситуации заключалась в том, что судьба поколения, ищущего варианты изменения государства для собственного блага, заставляла людей чувствовать себя несчастными, невостребованными, даже если они выросли в идеалах самосовершенствования и благородства. Их юношеский пыл нельзя терять. Молодые люди во все времена играли важную роль и были призваны:

  • правильно указать на ошибки прошлого;
  • противостоять закоренелым, не пытающимся на них работать, чиновникам;
  • искоренить порочные тенденции доминирования над человеком, ориентированным в будущее.

Однако они не могли повлиять на развитие государства, потому что они не были нужны правящей элите. Он изо всех сил хотел сохранить свои должности, степени, титулы и проложить путь реформистским настроениям, которые были в меньшинстве, особенно после ужасной казни на площади Пьяцца дель Сенато. В таких условиях жил Печорин, полностью понимая происходящее и видя на таких же лицах безразличие и отчаяние.

Понимание проблемы судьбы Печориным

Понимание проблемы судьбы

Отнеситесь к этой теме с большим интересом. В личном дневнике герой описывает себя как «топор в руках судьбы». Это означает, что Пекорин таким образом оправдывает все свои бессмысленные поступки, поскольку считает, что тот, кто их совершает, является своего рода палачом, а точнее дирижерской палочкой в ​​руках умелого и всемогущего правителя.

Назначая себе такую ​​судьбу, Печорин стремится к успеху в обществе и считает, что, причиняя вред другим, он мстит за их зверства. Поэтому герой считает себя полубогом, полагаясь на нечто большее, чем простой смертный.

Топор в руках судьбы

Такое восприятие важности Печорина подводит читателя к теме «сверхчеловека», которая будет особенно актуальна для людей через семьдесят лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтов. Но писатель, опередив свое время, придумал такой образ «будущего сверхчеловека» — героя, который не стесняется своих дурных мыслей или поступков и пытается обмануть судьбу.

Как выяснилось, именно вера в свою судьбу и желание проявить себя приводят Печорина к тому, что он ведет себя аморально, а ведь то, что он делал, ему даже неинтересно:

  • Он начинает надоедать Мэри, а потом заставляет девушку влюбиться в себя.
  • Он высмеивает Грушницкого, который, к сожалению, оказывается для молодого человека.
  • Призовите Азамата, брата Белы, украсть его сестру ради развлечения и многого другого.

В то же время жизнь Печорина преподносит такие сюрпризы, когда герой думает, что его победила злая судьба. Вот как он описывает такие противоречия в жизни: «Я был скромным — меня обвиняли в обмане: я стал замкнутым. Я глубоко чувствовал хорошее и плохое; меня никто не ласкал, все оскорбляли: я стал мстительным; Я был угрюм — остальные ребята веселые и разговорчивые; Я чувствовал себя выше них, они меня подавляли».

Вина за плохие поступки

Бывает и так, что Печорин винит себя не в плохих поступках, а в судьбе. Он считает, что она является причиной всех проблем, которые с ним случились. Все заботы Печорина, связанные с проблемой судьбы, сводятся к последней части произведения, которая называется «Фаталист». Это до сих пор остается непонятным для литературоведов. Это связано с тем, что эта часть романа характеризует Печорина не только как фаталиста. Помогите узнать, в чем проблема жизни человечества.

Повесть «Фаталист»

В этой части книги решается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: за судьбу человека в этом мире отвечает Бог или дьявол. Чтобы решить эту проблему, Лермонтов выбирает персонажа Вулича как еще большего фаталиста, чем Печорин.

Этот герой решил испытать свою судьбу, поставив под угрозу самое дорогое: свою жизнь. Начинается спор с Печориным. Суть пари заключалась в том, что Вулич зарядит ружье и выстрелит себе в голову. Итак, он хотел посмотреть, что решит судьба: жить или умереть.

Рассказ

Печорин посмотрел Вуличу в глаза и сказал, что сегодня он погибнет. Герой, хихикая, стреляет и происходит осечка, после чего он идет в свой дом. На следующий день Печорин понимает, что не ошибся. Вечером Вулич умирает: он становится жертвой пьяного казака с мечом.

По мнению литературоведов, Лермонтов в свойственном авторам смысле рассматривает проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Есть известная евангельская притча о демонах, которые поселились в стаде свиней и заставили их упасть в бездну. В рассказе фаталиста на ум Вуличу приходит демоническая прихоть управлять своей судьбой. Его как будто вдохновляют демоны, заставляя сделать роковую ставку. И они также являются причиной того, что Вулич умирает той ночью от рук горячего пьяницы и дебошира.

Казалось бы, зло побеждает: оно показало людям, какой силой оно обладает. В конце своего рассказа писатель немного сглаживает печальный исход романа добрыми речами Максима Максимовича, утверждающего, что оружие часто выходит из строя и заклинивает, и это было не из-за того, что какие-то казаки решили выпить вечер и гнев.

Офицер и капитан

Хорошим показательным примером является судьба Максима Максимыча, который имел «честь» наблюдать за жизнью Григория Печорина, когда тот прибыл в небольшую крепость на Кавказе. Активист встретил тощего офицера дружно, он хотел жить с ним как друг, но с кем-то в роли главного героя это было невозможно.

Чистая холодность, формальность в его ответах раздражают старика, но он пытается найти оправдание офицеру. Даже когда Максим Максимыч сожалеет о смерти Белы, он в глубине души знает, что Печорин виноват в его смерти, но для него он все еще экстравагантный мальчик — «бедняжка». Найдите причины этого:

  • Грегори был нездоров;
  • истощенный;
  • нужна помощь и поддержка.

Роковая ставка

Вместо признательности за теплый прием и хорошее отношение к нему Печорин «награждает» его невольным, но жестоким ударом. Вернувшись через пять лет в эти заброшенные дебри, он не хочет обнимать человека, верой и правдой служащего не только Родине, но и способного на доброе отношение к нему, гостя, который в принципе мог бы быть к нему совершенно равнодушен.

Так что же будет делать неопытному мальчику, мало разбирающемуся в этих местах, когда он сталкивается с безразличным отношением к себе? По крайней мере, ему было бы ужасно скучно и одному в глухой местности с незнакомцами. Его печальное пребывание в должности закончится раньше, чем ожидалось, без повышения по службе, и, конечно же, его будут рассматривать как дезертирство. Поэтому для Максима Максимыча, который рассчитывал на совершенно иное отношение к нему, чем у старого знакомого, это вдвойне обидно и страшно.

Офицер и капитан

Чтобы встретить его, капитан впервые в жизни срывается со службы, забывая свой возраст, бросается к нему и слышит сухое и помпезное приветствие. Надежды и мечты на дружное «ты» не сбылись, нет ничего, что могло бы заменить Максима Максимыча на радушную встречу, слезы душат его. Указанная Пекорином дистанция между ними могла стать фатальной в его судьбе, но он нашел в себе силы понять этот отвратительный поступок, даже если не принять его.

Людей с противоположных полюсов привлекают редко, холод и жара никогда не уживаются. С высоты своих лет и жизненного опыта герой видит, что Печорин ходит по миру неугомонным человеком, пьет горький яд из чаши судьбы, ничто не веселит его душу, поэтому в этой ситуации попытаться что-то изменить просто невозможно для таких как Максим Максимыч. Он может только пожалеть его, поскольку огромные силы разума и энергия его несостоявшегося друга растрачиваются, не принося пользы ни ему, ни окружающим его людям.

Любимый женский образ

Любимый женский образ

Печорин не родился без духа. Даже ее ожесточенное сердце способно на горячую любовь и страстно откликается на зов влюбленной женщины. Вера стала для него дороже всех на свете, выше жизни, чести, славы. Как сумасшедший, он бежит на мыльной лошади, чтобы добраться до нее. Когда загнанная лошадь упала на землю, Пекорин, ничего не боясь, беспомощно плакал.

Таким образом, судьба была неподвластна главному герою. Он понимает, что он «щегол в цепи», связанный по рукам и ногам определенными социальными условиями, отсутствием бескорыстной любви, значимой социальной активностью в мире, и сталкивается лицом к лицу со злой судьбой, которая мешает осуществлению его мечты для лучшего будущего.

Каким бывает фатализм?

Фатализм может быть связан с религиозными верованиями, верой в божественное предназначение, например, среди протестантских кальвинистов.

В мифологическом сознании фатализм ассоциируется с мистицизмом, верой в темные и таинственные силы, правящие миром. В греческой мифологии камень символизируют мойры, плетущие нить человеческой судьбы, в скандинавской мифологии — норны.


Мойрас — богини судьбы в древнегреческой мифологии. Картина Дж. М. Стадвика «Золотая нить» (1890)

Фатализм также может быть рационалистическим: это вера в то, что все происходящее определяется законами природы и общества, а не свободной волей человека. Частично это имеет научную основу: нейробиологи поняли, что человеческий мозг принимает решение за секунды до того, как мы это осознаем.

Фатализм — это хорошо или плохо?

На этот вопрос нет однозначного ответа. «Фаталистическая вера губительна для нравственности», — отметил Владимир Даль в своем толковом словаре. Фатализм лишает человека цели, поощряет лень и апатию, считают его критики.

В то же время вера в предопределение — основа «протестантской этики». Протестанты верят, что человек должен много работать и добиться успеха, чтобы убедиться, что Бог предопределил, что его душа будет спасена и попадет на небеса.

Смысл главы «Фаталист». Почему она завершает романа Лермонтова?

«Фаталист» — загадочная глава даже по меркам столь необычного романа. В «Герое нашего времени» временная шкала намеренно взломана. Действие «Фаталиста» происходит одновременно с сюжетом первой сказки «Бэла»: Печорин покидает крепость в деревне, где служит вместе с Максимом Максимычем.

Лермонтов сознательно расположил главы в «неправильном» порядке: его целью было не рассказать биографию героя, а постепенно раскрыть характер Печорина, пояснил советский литературовед Ираклий Андроников. В ранних сказках «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин показан чужими глазами. И со стороны он представляется читателю безжалостным и бесчувственным человеком. Зато читаем журнал Печорина — главы «Тамань», «Княгиня Мария» и «Фаталист» — где копаемся во внутреннем мире главного героя. «Мы наконец понимаем характер Печорина в его неизбежной двойственности», — пояснил Андроников.

В «Фаталисте» Лермонтов добавляет последние штрихи к портрету Печорина. Мы впервые видим, как он совершает настоящий подвиг: он рискует своей жизнью, чтобы поймать убийцу живым. Однако и здесь проявляется двойственность героя: его благородный поступок объясняется желанием испытать судьбу, а не благотворительностью.

Критик Виссарион Белинский писал: «Вы, наконец, читаете« Фаталиста », и хотя в этом рассказе Печорин не герой, а всего лишь рассказчик того инцидента, свидетелем которого он стал, хотя в нем вы не найдете ни одной новой черты, которая завершила бы ваш портрет. «герой нашего времени», но странная вещь! ты понимаешь это еще больше, ты больше думаешь об этом, и твое чувство становится еще более грустным и тягостным… Это полнота впечатления, в котором все различные чувства что они беспокоили вас, пока вы читали роман, объединились в одном общем чувстве…»

«Фаталист» играет роль эпилога в романе, пояснил литературный критик Борис Эйхенбаум. Он отметил, что последний мирный разговор Печорина с Максимом Максимычем вызывает критическую улыбку в финале романа.


Игорь Петренко в роли Пекорина. Кадр из сериала «Герой нашего времени» (2006)

Сюжет «Фаталиста» парадоксален. Вулич, которому суждено умереть, уклоняется от пули, когда он стреляет себе в голову, но затем его нелепо убивает пьяница. Печорин бросается в опасность и остается жив. Все это заставляет героя задуматься о судьбе и свободе воли.

Неужели Печорин стал фаталистом? С одной стороны, он прямо говорит, что готов ко всему, потому что «хуже смерти не будет». С другой стороны, он до сих пор во всем сомневается и не становится фаталистом в полном смысле этого слова. В целом для «Героя нашего времени» характерны аллюзии и молчание. Точно так же «Фаталист» обрывается почти на середине предложения, оставляя читателя в философском размышлении…

Это одно из причин, по которым первый русский психологический и философский роман (по выражению Ираклия Андроникова) можно назвать «Героем нашего времени).

Почему фаталист – последняя глава романа

Особенностью «Героя нашего времени» является отсутствие хронологического порядка в расположении глав. Несмотря на это, писателю удается четко передать суть романа. Кардинально меняется образ Печорина в фаталистической главе. Эта глава была последней частью истории по двум причинам:

  • Своеобразное композиционное кольцо предполагает завершение действия. Лермонтов переносит героев в ту же крепость, где началась первая глава, на Кавказе;
  • Главный герой рассказа постоянно недоумевает в поисках сущности жизни, размышляет о цели бытия. В заключительной серии Вулич заявляет, что события предрешены. Его мнение подтверждается смертью офицера. Он не покончил жизнь самоубийством, он не застрелился. Персонажа убивает пьяный казак, которого он почти случайно встречает по дороге домой. Этот инцидент преподает Печорину урок, заставляя его усомниться в отсутствии камня. Герой уверен, что люди могут изменить свою судьбу против воли Бога.

Фатализм Печорина проявляется в поступке, но в целом его мнение не меняется.

Является ли Печорин фаталистом – разбор последней главы

Роковые события вызывали интерес писателей еще в древности. Многие произведения о роковом исходе человеческой жизни коснулись литературных деятелей. Образ Печорина в фаталисте проявляется в следующей ситуации:

  • Персонаж обезоруживает казака, убившего офицера в одиночку, не опасаясь смерти. Это был первый поступок героя, принесший пользу обществу;
  • Вначале Грегори безответственно относится к чужим жизням, после чего принимает на себя удар. В этом эпизоде ​​уверен, что свою судьбу обмануть не удастся. Если вы должны умереть сегодня, этого нельзя избежать. Здесь ярко выражена фаталистическая установка персонажа;
  • В других главах пьесы Печорин утверждает, что сам является хозяином своей судьбы. Высшая власть не может контролировать его действия;
  • Более одного эпизода свидетельствует о противоречивых мнениях главного героя. Возможно, душой он верит в предопределенность бытия. Герой отрицает этот факт, чтобы жить ярко, уверенно, смело.

На вопрос о фатализме Григория нет однозначного ответа. Критики расходятся по этому поводу. Стремление к самореализации, основанное на отрицании, — одно из объяснений противоречивых суждений Печорина.

Характер Печорина в главе фаталист – основные черты

В ЕГЭ-тест входят вопросы о персонаже главного героя рассказа. Автор изображает его человеком сильным духом. Основная задача персонажа — достичь поставленных целей. В пяти разделах романа отмечается, что Григорий вмешивается в жизнь окружающих, приносит беды, несчастья.

В последней главе писатель демонстрирует и другие качества Печорина. Поймав убийцу офицера, он сделал доброе дело. Основные черты характера героя части «Фаталист»:

  • Храбрость;
  • Храбрость;
  • Храбрость;
  • Героизм.

Автор не объясняет причины, побудившие героя пойти на риск. Он хотел помочь людям или проверить предопределенность собственной судьбы.

Отношение к смерти

Печорин считает, что он сам контролирует события жизни, нет высшей силы, которая руководит его желаниями. Он заметил на лице офицера Вулича «печать смерти» и сказал ему об этом. Вулич по-другому чувствует все вокруг себя. Уверен, что жизнь кем-то определялась, день смерти выбрать самостоятельно невозможно. Офицер пытается доказать это абсурдом. Он снимает понравившийся ему пистолет со стены и подносит его ко лбу. Окружающие не хотят участвовать в самоубийстве, но Печорин ставку принимает. Происходит осечка, Вулич делает еще один выстрел, чтобы доказать, что ружье заряжено, и все с содроганием слушают звук выстрела.

Печорин удивлен результатом, он отчетливо увидел смерть на лице человека. Что это? Это ошибка или неправильное внутреннее ощущение? Григорий впадает в мысли судьбы. Мысли переносят человека в далекое прошлое, когда люди смотрели на небо и думали, что кто-то наблюдает за ними сверху и дергает за ниточки, как кукловод, ведя человека по верному пути. Человек не верит в счастье, он знает, что это невозможно, сомневается и приходит к разочарованию. Печорин признается: он пытался быть мечтателем, но устал и «высосал душевный жар». То, что произошло той ночью, очень расстроило. Печать смерти прошла, почему? Этот вопрос не дает покоя Пекорину, но темная ночь отвлекает его, заставляя внимательно смотреть себе под ноги.

Смысл сюжета

Читатель находится в сложной ситуации. Автор позволяет ему рассуждать и искать собственное решение поставленной проблемы. Есть судьба или нет? Что значит подчиниться судьбе? Печорин не фаталист. Уверен, о грядущей смерти лучше не знать, поэтому смелость, уверенность будут всегда, жизнь будет полна ярких ощущений. Человек может искушать судьбу, но делать это нужно осторожно, нельзя «буйствовать». Судьба может изменить курс и привести к смерти гораздо раньше, чем ожидалось.

Печорин — персонаж неординарный, его характерные черты есть и в людях прошлого, и в современниках. Напишите сочинение «Печорин — фаталист?» это возможно только после изучения сущности представлений о судьбе, судьбе, судьбе.

Утверждения автора повести и убеждения героя

В лице представителя современников Григория Александровича Печорина Михаил Лермонтов доказывает, что невозможно все объяснить в жизни и предопределить будущее.

Автор утверждает, что человек должен обладать силой, мужеством и непослушанием обстоятельствам. Таков Печорин: он считает себя единственным творцом своей судьбы. Он хозяин себя и творец жизненных правил, он ищет смысл жизни, он не верит в высшую справедливость. Что вы можете предложить ему взамен?

Рассуждения героя о смысле жизни

Григорий Печорин считает, что смысл жизни кроется в самой жизни. Всем дано время, и ничто не может им помешать прожить отведенное время. Попробуйте решить непростые вопросы: создан ли человек внеземной силой и установлены ли законы морали свыше, или человек сам управляет судьбой, разумом и волей. Он подвергает себя опасности, чтобы проверить, есть ли предопределение для земного путешествия.

Очерк на тему: Верил ли Печорин в судьбу и предназначение? (по мотивам главы

Противоречия и судьбоносные знаки

Сюжет подтверждает наличие предопределения. Во-первых, за осечку в Вуличе. При этом герой не верит в «предопределение» и, чтобы утешить свою гордость, делает ставку, желая подразнить его.

Потом — когда Григорий Печорин за секунды до выстрела увидел печать смерти на лице противника. Здесь очевидно противоречие с собственными убеждениями: если нет предопределения, то откуда этот знак, и почему пуля промахнулась, если Вулич был уже мертв? Но вскоре он обнаруживает, что судьба сыграла злую шутку с его знакомыми. Он не умирает от пули, он умирает от хозяйки пьяного казака.

Герой понимает, что если он шел по пути Вулича (по которому возвращался), то его самого можно было зарезать. Так распорядилась судьба иначе, смертный час его ждет где-то не здесь и не сейчас.

Вера героя в знаки судьбы

Вышеупомянутая ситуация не может ответить на вопрос, согласны ли вы с существованием предопределения? Если он признает, что все было решено за него, то можно потерять интерес к жизни, а значит, придется смиренно ждать своего конца. А если жизнь человека была только в его руках, то как объяснить случайности. Он признает наличие фатализма, но не без постоянного участия самого человека, его действий.

Суть жизненной позиции фаталиста

Главный герой пытается проникнуть в глубины собственной души, он больше не подчиняется вере в то, что единственная возможность стать для человечества — это самосовершенствование. Это привело к тому, что герой ничего не ждет от своего жизненного пути, он потерял тягу ни к чему. Попытайтесь улучшить себя, отрицая все, не ища легких путей.

На протяжении всей истории Григорий Александрович верит в инопланетную силу, противостоять которой не может, но не изменяет своим принципам: бороться, идти против обстоятельств и общества.

Этот рассказ дает нам возможность понять непростой характер Печорина, ту жизненную позицию, которая присуща поколению его века. По мнению главного героя, определяется жизненная философия, попытка ответить на вопрос о смысле существования человека, ценностях и предназначении.

Что скрывает «Фаталист»?

Аргумент, который раскрывает автор, заставляет задуматься и сделать собственные выводы, потому что значение слова «судьба» обсуждалось на протяжении многих поколений, но окончательного ответа не было. Что управляет жизнью: боги или мы идем по дороге ногами, выбирая следующий путь?

Столкновение двух противоположностей происходит не только в главе перед читателем, но и внутри Печорина. Скептицизм и мистицизм не могут быть вместе. Так считает Печорин, поэтому он заключает, что ничего хуже смерти не бывает, и никто не может избежать смерти.

Правда, и здесь все не так просто:

Русский литературный критик Виссарион Белинский писал, что Печорин говорил только о деле, свидетелем которого он был, поэтому никаких новых черт в герое романа не видно. Однако у читателя не остается странного и грустного ощущения от знакомства с Григорием Александровичем. Все чувства, которые волновали человека при чтении романа, сливаются в единое целое.

«Фаталист» — это эпилог, — пояснил советский литературовед Борис Эйхенбаум. Он сказал, что последний диалог Печорина с Максимом Максимыч может вызвать кривую улыбку, потому что заранее известно, как холодно они расстанутся.

В конце концов, стал ли Печорин фаталистом? Сам он говорил о готовности ко всему, потому что «ничего хуже смерти не случится». Но герой по-прежнему все ставит под сомнение, поэтому нельзя сказать, что он полностью верит в предопределение.

Сочинение на тему верит ли печорин в судьбу

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов — первый психологический роман в русской литературе, поскольку идейным центром произведения являются не события, а личность человека, его сложная духовная жизнь. В противоречивом образе главного героя, Григория Александровича Печорина, автор утверждает идею о том, что невозможно все объяснить в нашей жизни, все знать до конца, всегда есть что-то тайное, высокое, в этом что-то более глубокое с любых слов и идей. Одна из особенностей композиции романа — нарастающее раскрытие некой тайны. М. Ю. Лермонтов ведет читателя от действий своего героя к их мотивам, то есть от загадки к разгадке. При этом читателю становится понятно, что действия Печорина вовсе не секрет, а его богатый внутренний мир, его психология. В первых трех новеллах романа (Бела, Максим Максимыч, Тамань) автор рисует только действия героя, но в последней повести «Фаталист» решаются не столько психологические, сколько философские и моральные проблемы. Эта часть романа раскрывает Печорина с важной и принципиально новой стороны. История начинается с философского спора между Печориным и Вуличем о предназначении человеческой жизни. Наш герой верен до конца своего времени, в котором пересмотрены все основополагающие принципы человеческого существования. Итак, он пытается сам решить эти «вечные вопросы» — человек, созданный высшей божественной силой, моральные законы его жизни, продиктованные кем-то свыше, или люди сами имеют свою судьбу, свой разум, их воли. У Печорина активная душа, которая требует от него подчас опасных для жизни действий, и он легко подвергается чеченским пулям только для того, чтобы проверить на собственном опыте, действительно ли существует фатальное предопределение земного пути человека. Печорин видит в себе единственного творца своей судьбы, поэтому свою свободу он ценит как высшую ценность. Сам он единственный Бог и законодатель всех правил жизни, он должен сам найти смысл своего земного существования. Он отбросил веру в высшую справедливость, но какую другую жизненную философию он может предложить взамен? Пекорин отвергает наивную веру предков в небесные светила, смеется над ней, но при этом открыто завидует их способности верить, так как понимает, что всякая вера хороша. Ему нечего противопоставить спасительной вере в провидение, которая была большим стимулом для прошлых поколений к совершению благородных дел. И наш герой с горечью признается, что его современники, в отличие от «мудрых людей», не способны на «большие жертвы .. во благо человечества». Они не только сомневаются в необходимости добрых дел вообще, но и цинично издеваются над всем миром. А неверие вызывает у Печорина представление о том, что единственное измерение всех существующих ценностей — это свое «я», только то, что ему стоит служить. Так почему бы не принять за правду, что человеку действительно все позволено? Печорин может с уверенностью сказать, что смысл жизни нужно искать в самой жизни. Человек освобожден на определенный период земного существования, и ничто не может помешать ему жить своей жизнью согласно своим требованиям, стремлениям и способностям. Печорин может во всем находить тайное присутствие зла. Весь род человеческий, по словам нашего героя, не заслуживает особого уважения и доверия. Каждая добродетель меркнет под его тяжелым проницательным взглядом. Возможно, такое отношение к жизни и людям покажется жестоким и несправедливым, но разве это не смелее, смелее, чем сладкая и наивная вера во всемогущую власть добра над злом? Печорин так глубоко заглянул в бездну собственной души, что уже не было возможности убедить его в идее неизбежной будущей мести, что единственная возможность возрождения человечества — нравственное самосовершенствование, а не утешать его этим рассказ о спасении души. Он может тосковать по прошлой вере, завидовать верованиям своих предков, но для него невозможно вернуться назад. Те «низкие истины», которые открылись его трезвому оценочному взору, уже нельзя отбрасывать, то, что знает человек, остается с ним навсегда, можно только переосмыслить и интегрировать, но не забыть. Такое отношение к действительности приводит к тому, что Печорин ничего не ждет от жизни, ничего от нее не требует и ни к чему не стремится. Повесть «Фаталист» помогает более отчетливо осмыслить столь непростой характер Печорина, его жизненное мировоззрение, как характерную черту, присущую поколению 1830-х годов. В мировоззрении нашего героя мы видим определенную жизненную философию, попытку ответить на фундаментальный вопрос о смысле жизни, о ценностях человеческого существования, о самом предназначении человека. Печорин не имеет ни веры, ни идеала, но он не самодовольный циник и, исполняя «роль палача» и «топора в руках судьбы», переживает это сам не меньше своих «жертв». Роман «Герой нашего времени» — это роман о человеке, свободном от предрассудков и отрицающем саму идею фатализма. Печорин не терпит судьбы, он ей не подчиняется. Это сильный и мужественный человек, искренне страдающий от того, что не может угадать своего благородного предназначения.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"