- Характеристика персонажей
- История знакомства
- Отношение друг к другу
- Зарождение конфликта
- «Старые приятели»
- Встреча в Пятигорске
- Отношение к княжне Мери
- «Месть» Грушницкого
- Дуэль и развязка
- Последствия сражения
- Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого сочинение
- Детство и воспитание
- Внешность товарищей
- Характер и статус в обществе
- Различия
- Сочинение «Печорин и Грушницкий» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Печорин и Грушницкий
- Сочинение Печорин и Грушницкий
Характеристика персонажей
Григорий Александрович Печорин — главный герой романа М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени, молодой маршал лет 25. Печорин происходит из богатой дворянской семьи и вырос в Санкт-Петербурге, где получил хорошее образование. Центральная черта его персонажа — склонность к постоянным непомерным размышлениям, а также к анализу окружающей среды и действий людей.
Он нетерпим к недостаткам, поэтому беспощадно и саркастически высмеивает их. Герой разочарован как в служебном, так и в светском обществе, поэтому часто ведет себя холодно и даже цинично. Однако он отличается отвагой, глубоким умом и выдержкой. Он предпочитает действия хорошим словам.
Грушницкий — 20-летний дворянин из бедной провинциальной семьи. Он появляется только в главе «Княжна Марья». Как и Печорин, герой служил на Кавказе, но в чине кадета, а затем дослужился до офицера. Он красив и любит флиртовать с женщинами. Он красноречив, эмоциональнен и общителен. Не имея большого опыта в светских играх, мало разбирается в людях. У Грушницкого часто бывают приступы откровенности, он нетерпелив и несдержан.
История знакомства
Печорин и Грушницкий встречаются в Пятигорске, куда их в разное время отправляли на отдых и лечение. Однако герои уже знают друг друга — в боевой команде они не раз пересекались. Пекорин приветствует Грушницкого. Краткое знакомство по разным причинам перерастает в дружеские отношения.
- Печорину приятно видеть знакомое лицо в новой для себя среде.
- На отдыхе герой получает много полезной информации о местном быте и важных людях.
- Активностей в городе мало, компания позволяет меньше скучать.
Отношение друг к другу
Хотя отношения Печорина и Грушницы внешне выглядят как искренняя дружба, на самом деле это не так. Григорий, склонный скептически относиться к любому обществу, в принципе не способен на тесную дружбу ни с кем, для него существуют только дружеские отношения. Однако Грушницкий даже не сдружился с Печориным, так как не вызывал в нем уважения.
Печорин, легко проникающий в чужие тайны и разбирающийся в людях, быстро раскрывает характер своего собеседника и относится к нему со сдержанной иронией.
Героя забавляет фальшивая храбрость Грушницкого, бросающегося в бой с закрытыми глазами, преувеличенная сентиментальность и настроения. Отметим, что все длинные эмоциональные монологи кадета — не более чем пародия. Грушницкому очень хочется иметь ореол романтического героя, чтобы производить впечатление на людей, этому способствует его низкий ранг.
Даже сам Грушницкий со временем начинает ненавидеть Пекорина. Сначала прислушайтесь к ее мыслям об обществе и даже поинтересуйтесь советом о женщинах. Но чем дольше они общаются, тем больше Грушницкого начинает раздражать холодность и надменность Печорина. Он понимает, что новый друг видит его насквозь и высмеивает его слабости. Гордость кадета уязвлена, и теперь он сам начинает избегать встречи с Печориным.
Зарождение конфликта
Юная княгиня Мария, у которой был серьезно похищен Грушницкий, стала причиной вспыхнувшей ненависти среди героев. Многие из техник, которые она изучила, очаровали принцессу, которая выросла на романтической и сентиментальной литературе, но со временем устала от бесконечного обмана и чванства кадета. Проницательная и умная княгиня гораздо глубже интересовалась Печориным, в котором она угадывала человека с богатым внутренним содержанием. Он чувствовал, что его разочарование не было игрой или маской, и пытался проникнуть в суть своей натуры.
Однако сам герой не испытывал к принцессе ни малейшего чувства. Его единственным желанием было повеселиться, поэтому он начал проявлять внимание Мэри. С одной стороны, Пекорину нравилось, как она сходила с ума после очередной его дерзкой шутки или выходки, с другой — ему нравилось безумие Грушницкого.
Грушницкий, изначально вдохновленный вниманием княгини, чувствовал себя обманутым и обиженным одновременно.
- Вдруг Мэри похолодела, хотя ему казалось, что она дала ему надежду раньше.
- Марию увез не только другой мужчина, но и его друг, что вызвало у него зависть и ревность.
- Сам Грушницкий ранее выбирал Пекорина доверенным лицом своих любовных похождений. Взаимное внимание Печорина к Марии Грушницкий расценил как предательство и удар в спину.
Задели гордость Грушницкого, его неприязнь выявилась теперь в язвительных фразах и шепотах.
«Старые приятели»
Печорин познакомился с Грушницким на Кавказе в армии. Грушницкий — молодой человек (около 20 лет), имеющий звание курсанта (кандидата в офицеры). Он выглядит старше своих лет.
Печорину не нравится поведение Грушницкого. Юнкер любит принимать трагические позы и произносить возвышенные речи. Григорий Александрович быстро догадался, что главная цель Грушницкого — произвести впечатление на доверчивых «зрителей» и собеседников, то есть «стать героем романа».
Печорин хорошо знает, что Грушницкий получил Георгиевский крест за «показное» мужество. Он видел кадета в бою: «.. он машет саблей, кричит и бросается вперед, закрывая глаза».
Грушницкий понимает, что Печорин не попал под его влияние. В обществе они кажутся друзьями, но в душе каждого растет гнев. Печорин предчувствует, что однажды взаимная неприязнь приведет к серьезным последствиям.
Встреча в Пятигорске
С первой же встречи на воде Печорин и Грушницкий продолжают скрытую от посторонних дуэль. Преимущество явно на стороне Григория Александровича. Он хорошо изучил Грушницкого, который «не знает людей и их слабые места».
Грушницкий совершил большую ошибку, дав понять Печорину, что его интересует княгиня Мария. Для скучающего главного героя возможность рассердить курсанта казалась способом развлечься.
Отношение к княжне Мери
Грушницкий плохо знает женщин. Попробуйте покорить сердце юной красавицы ее любимым методом. Юнкер «с мрачным видом» произносит готовые искусственные фразы («Что мне Россия?», «Под пулями дикарей»). Его комплименты девушке слишком пафосны и расплывчаты: «яркий и женственный образ». Поначалу это производит впечатление на княжну Марью, но с каждым днем стойкий поклонник раздражает ее все больше и больше.
Специалист в любовных делах, Печорин ведет очень тонкую расчетную игру. Он прекрасно знает, как обращаться с неопытной девушкой и медленно плетет паутину любви.
Грушницкий выглядит смешно и пафосно. Он ведет сентиментальные беседы с принцессой, заказывает перстень с надписью «Мария», не сводит глаз с «богини». В этот момент Печорин сочетает нарочитую холодность с практическими действиями: целует девушке руку, защищает ее от «пьяного кавалера», переносит на руках по быстрой реке.
«Просчитать» предпочтения княгини Марки несложно. Для Грушницкого мяч становится настоящим шоком. Он не сомневался, что девушка тоже была в него влюблена, а потому снисходительна к ухаживаниям Печорина. Получив наконец офицерское звание, курсант наконец намеревался покорить сердце девушки, но был встречен холодным отказом. «Трагическая накидка» тут же улетела Грушницкому, за которым разгневанный мальчик обнаружил себя: «.. бросил яростный взгляд, топнул ногой и ушел».
«Месть» Грушницкого
Убийство Грушницкого обычно приписывают Печорину, хотя на самом деле оно не такое уж масштабное. Юнкера погубили излишняя самоуверенность и «романтический фанатизм».
Мария сделала свой выбор. Печорин виноват в ней, потому что она не собиралась выходить замуж. Но Грушницкий не знал. Он хотел отомстить своему сопернику за мужскую гордость. Его не волновали чувства самой принцессы.
Заговор против Печорина был очень грязным и нечестным. Кроме того, Грушницкий хотел дискредитировать имя и любимую. Вызвав своего «друга» на дуэль, Печорин отстоял и свою честь, и репутацию княгини Марьи.
Идея банды Грушницкого с незаряженным ружьем — подготовка умышленного хладнокровного убийства. Пекорин дважды хотел простить своего оппонента, если тот отказался от этого плана: «Я бросился бы ему на шею»; «Разве вы не отказываетесь от своей клеветы?».
Когда Печорин раскрыл обман и попросил зарядить ружье, он еще раз попытался дотянуться до совести Грушницкого: «Откажитесь от клеветы, и я все прощу вам». Ответ нового офицера был весьма красноречив: «Я себя презираю, но ненавижу тебя».
Многие люди погибли на дуэли по малейшим причинам. В этом плане совесть главного героя может быть безмятежной. Безразличный к «человеческим радостям и несчастьям» Пекорин до последнего жалел «бедных» Грушниц и хотел предотвратить пролитие крови. Сам рассерженный сновидец встретил свою смерть и буквально попросил пристрелить. Даже в последнем предложении он не удержался от торжественного тона: «Нам нет места на земле вместе…».:
Дуэль и развязка
Поводом для дуэли послужили оскорбительные слова в адрес княгини Марьи. Грушницкий собрал «шайку» друзей, вместе с которыми из жажды мести подшучивал над княгиней, говоря, что к ней ночью приезжает мужчина (упомянули Печорина). Для девушки это было самым грубым оскорблением, так как ее репутация и возможность дальнейших браков зависели от общественного мнения.
Печорин попросил Грушницкого отказаться от своих слов. Не сумев добиться этого, он вызвал своего бывшего друга на дуэль. Даже сейчас для Печорина ссора и дуэль с Грушницким оставались прежде всего средством борьбы с его истинным врагом: скукой. Но все меняется, когда он узнает о коварном и низком плане Грушницкого: капитан драконов предлагает не вставлять пулю в дуэльный пистолет Печорина.
Таким образом, сам Грушницкий пойдет на дуэль, ничем не рискуя и продолжая играть свою романтическую роль. Печорин охвачен гневом и раздражением, ему приходит в голову идея отложить спектакль, чтобы застать плохих парней врасплох.
Грушницкий хочет отомстить, даже если боится застрелиться. План капитана драконов кажется ему оскорбительным, но, напившись, он поддается уговорам и соглашается «преподать» Печорину урок. Поразмыслив, он позже сожалеет об этом, но гордость не позволяет ему отказаться от плана или признаться в бесчестном поступке.
Печорин, понимая, что Грушницкий не допускает подделок, спокойно прибывает на дуэль и позволяет ему нанести первый удар. Он готов простить бывшему другу обман, если Грушницкий выстрелит в воздух, но пытается убить героя. Перед выстрелом Печорин ледяным спокойствием заявляет, что, должно быть, забыли пустить пулю в его ружье. Капитан Драгун напуган и пытается отменить дуэль, утверждая, что перезарядка оружия не соответствует правилам. Однако Грушницкий, понимая, что план раскрыт, соглашается стрелять.
Стоя у преграды, Печорин в последний раз предлагает своему бывшему другу примирение, если тот откажется от своей клеветы. Но он предпочитает умереть на дуэли, чем преодолевать зависть, ненависть и гордость. Пекорин убивает Грушницкого.
После поединка герой возвращается в омерзительное настроение. История, начавшаяся весело, оборачивается кровавой трагедией. Он кратко объясняет Мэри, признаваясь, что никогда не любил ее. Вскоре на дуэль его отправляют в крепость, где начинается действие повести «Бэла».
Последствия сражения
В то время дуэли были запрещены, и за их проведение приходилось нести уголовное наказание. Печорина легко могли бы посадить в тюрьму, если бы общественность знала. Так и случилось. Дуэль стала широко известна, а сам Пекорин был сурово наказан. Его перевели на службу в неизвестную крепость N. С этого началась последняя глава его жизни.
Поэтому у Печорина и Грушницкого были положительные и отрицательные стороны. Это разносторонние личности, для которых невозможно было завести крепкую дружбу друг с другом. В результате их общение также привело к смерти.
Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого сочинение
В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов изображает типичных представителей своего времени — тридцатых годов XIX века. Глубина и противоречивость персонажа главного героя наиболее ярко проявляется в его соотношении с остальными персонажами, одним из которых является Грушницкий.
Юнкер Грушницкий — нарциссический тип, который заботится только о своей личности. Печорина тоже привыкли «баловать свою гордость…», но это не мешает ему внимательно изучать окружающих.
Григорий Печорин презирает высшее общество с его ничтожными интересами и коварными происками. Грушницкий же, мечтающий войти в светское общество, старается познакомиться с аристократами и освоить общепринятые способы.
Печорин мучительно страдает от одиночества и отсутствия в жизни благородных целей. Для Грушницкого разочарование — всего лишь дань моде и возможность «поинтересоваться».
Юнкер не особо умен. «Ты сумасшедший!» говорит капитан драконов. В Григории Александровиче мы видим живой и глубокий ум, который позволяет ему давать подходящие характеристики окружающим и философски говорить о природе людей, дружбе, любви.
Грушницкий — трусливый человек. «Трусливый!» Капитан бросает его. Печорин осмелился рассудительно: прежде чем обезвредить убийцу Вулича, он размышляет над своими действиями.
Юнкер «Говори .. рано и пафосно…». Главный герой немногословен: «… во-первых, потому что слушать не так утомительно; во-вторых, вы не можете позволить этому ускользнуть; в-третьих, можно раскрыть чужую тайну…».
В острые моменты романа Грушницкий становится трусливым и даже опасным. Отказ Марии толкает курсанта до бессовестной подлости: становится источником слухов о ней. Накануне дуэли Грушницкий творит новое зло, выпустив пулю в безоружного человека. В натуре Печорина ярко проявляются отвага и благородство. Главный герой не только «защитил .. от клеветы» княжну Марью на дуэли, но и честно разорвал с ней романтические отношения.
Есть определенное сходство между Печориным и Грушницами: оба они знатные по происхождению, оба военные, оба очень гордые. В то же время между молодыми людьми течет духовная, нравственная и социальная пропасть, превращая их в непримиримых противников.
Детство и воспитание
Григорий Александрович — дворянин. В его жилах течет только аристократическая кровь. Его родители были добрыми, но строгими людьми. Они хорошо воспитали сына, дали ему хорошие манеры. Печорин — человек состоятельный и образованный. Но из-за сурового отношения замкнулся в себе и предпочитает уединение.
Грушницкий родился в деревне. Он нормальный человек из народа, провинциал. Его родители были настоящими трудоголиками, все свободное время проводившие на работе. Сам мальчик всегда мечтал уехать из села и добиться настоящих успехов. Ему удалось получить хорошее образование. Грушницкий в силу своей простоты был человеком открытым, но небезызвестным.
Внешность товарищей
Грегори — молодой и красивый молодой человек. В его внешнем виде скользят чистая грация и изящество. У него светлые волосы, но черные усы и брови. Высокий лоб. Глаза карие, «стальные», всегда грустные. Средняя высота. Мускулистое и хорошо сложенное тело. Кожа бледная. Руки короткие, но с длинными тонкими пальцами.
Мужская одежда всегда была богатой и изысканной. Но он никогда не обращал особого внимания на свою внешность. Грушницкий — черноволосый мужчина со смуглой кожей. Хорошо сложен и поджар. У него густые черные усы. Черты лица резкие, но выразительные, благодаря чему солдат производит на окружающих положительное впечатление.
Ее одежда была простой, но довольно изысканной. Мужчина всегда следил за своей внешностью.
Характер и статус в обществе
Основные черты характера Печорина:
- разумный и уверенный в себе;
- хорошо разбирается в людях;
- обладает отличным умом и аналитическим мышлением;
- остроумный и саркастичный человек. Ему нравится манипулировать другими;
- гордый;
- сдержанный и холодный;
- хорошо использует свое состояние.
Основные черты характера Грушницкого:
- романтичный;
- эмоциональный;
- им манипулируют другие;
- склонен все драматизировать;
- проницательный;
- гордый;
- злобный и завистливый;
- стремится всем угодить;
- часто предает других.
Печорин всегда бросал вызов даже самому миру. Он разочаровался в жизни. Я не мог найти свое место на этой планете и занятия для своей души. Этот вечный поиск сделал его пустым и сырым. Аристократ идет против общества и самой жизни.
Грушницкому всегда нравилось светское общество и все его составляющие. Ему всегда нравились насыщенные вечера, где он мог показать себя и рассказать удивительные истории из своей жизни. Его пародия на образованного человека сделала его уважаемым человеком. Для мужчины общественная жизнь подобна воздуху.
Различия
Печорин выглядит моложе своих лет, а Грушницкий — старше, «видимо, ему можно дать двадцать пять лет».
Главное отличие Грушницкого от Печорина — стремление произвести впечатление романтической жертвы. Для этого он принимает драматические позы, произносит речи о своем разочаровании в жизни, любит пышные и бессмысленные фразы. Его речь быстрая, претенциозная. Он спешит выступить, произвести впечатление, поэтому не слушает собеседника. Он интересуется только собой.
Печорин ведет себя естественно, сдержанно, не обнажает своих чувств, его речь отличается точностью, остроумием. Он слушает собеседников, делает для себя выводы из общения с ними, а полученную в разговорах информацию использует в своих целях.
Главный герой считает, что цель Грушницкого — «стать героем романа», якобы обреченным на какие-то страдания, поэтому с особой смелостью носит свой солдатский серый мундир. Печорин иронично относится к таким людям, как его коллега, «которые заметно окутаны необычными чувствами, высокими страстями и исключительными страданиями». Он тоже привык скрывать свои истинные чувства, но не для того, чтобы выглядеть как романтик или кто-то другой, а потому, что он закрытый человек, привыкший контролировать и анализировать свои чувства и эмоции.
Печорин постоянно находится во внутреннем конфликте с собой и обществом, а Грушницкий всегда доволен собой, находится в гармонии с «водным обществом» Пятигорска.
Хотя для них характерны такие общие черты характера, как эгоизм, гордость, но если Печорин — умный человек, сложная личность, которую сложно понять даже после прочтения романа, то характер Грушницкого прост, обыден, умным его не назовешь. Этот молодой человек привык изображать из себя утонченного и страдающего человека, но в итоге показывает свою нечестность и гнев.
Сочинение «Печорин и Грушницкий» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Перед вами очерк-рассуждение на тему Печорина и Грусницкого. Эссе по бессмертному роману М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени. Эссе предназначено для учащихся 9-10 классов, но может быть использовано учащимися других классов.
Печорин и Грушницкий
«Герой нашего времени» — первая попытка создать реалистический психологический роман в русской литературе.
Это произведение представляет собой уникальный сплав жанров, синтез различных жанров, в которых уже доминировала русская проза: здесь использованы путевые заметки, многовековой рассказ и дневник, любимое романтиками признание.
Роман Лермонтова социально-психологический и морально-философский. «Основная идея романа Лермонтова — важный современный вопрос о внутреннем человеке», — пишет Белинский.
На протяжении всего произведения автор стремится максимально полно раскрыть внутренний мир своего героя — Григория Александровича Печорина.
Более полно и глубоко внутренний мир героя раскрывается в повести «Княжна Марья». Сюжет здесь — встреча Печорина и знакомого кадета Грушницкого. И с этого момента начинается очередной Печоринский «эксперимент.
Можно сказать, что вся жизнь героя — это череда экспериментов над собой и другими людьми. Его цель — понять истину, природу человека, попытка понять, насколько правильны общепринятые представления о добре, зле, дружбе, любви.
Часто это жестокая игра своей жизни и чужой. Именно это и происходит с Грушницким.
Чем неприятен молодой кадет Печорину? Как видим, Грушницкий отнюдь не злодей, с которым стоило бы бороться. Это самый нормальный молодой человек, мечтающий о любви и «звездочках» на погонах. Он посредственный, но у него есть слабость, вполне простительная в его возрасте: «окунуться в необыкновенные чувства», «страсть к игре».
Он пытается сыграть модную тогда роль разочаровавшегося байронического героя, «существа, обреченного на какие-то тайные страдания». «Да, это пародия на Печорина!» — вдруг понимаем. Правильно. Вот почему это приводит в ярость главного героя романа.
Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения Печорина к нему, не подозревает, что он уже затеял какую-то игру.
Поначалу «экспериментатор» даже вызывает у Грушницкого некое снисходительное чувство, так как этот молодой человек самоуверен и кажется себе очень проницательным и многозначительным человеком. «Мне тебя жаль, Печорин», — так он говорит в начале романа. Но события неумолимо развиваются по плану Печорина.
Мария влюбляется в него, забывая о Гришницком. Охваченный ревностью, негодованием, а затем и ненавистью, кадет внезапно открывается для нас совершенно по-новому. Оказывается, это отнюдь не безобидно.
Он способен быть мстительным, а затем и бесчестным, просто плохим! Любой, кто недавно переоделся дворянином, теперь может стрелять в невооруженного человека. Да, эксперимент Печорина имел блестящий успех. Здесь в полной мере проявились «демонические» свойства его натуры: «сеять зло» с максимальным мастерством.
И еще раз убеждается в легкости, с которой человек поддается искушению. Но такое подтверждение его теории совершенно не радует героя: он устал «играть роль топора в руках судьбы». Он признается, что в качестве казни он падал на головы осужденных жертв, часто без гнева, всегда без сожаления.
Во время дуэли Печорин в очередной раз испытывает судьбу, спокойно стоя перед лицом смерти. Затем он предлагает Грушницкому примирение. Но эта ситуация уже необратима, и Грушницкий умирает, выпив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца.
Итак, образ Грушницкого очень важен в романе, он раскрывает, пожалуй, самое главное в центральном герое. Грушницкий — деформирующее зеркало Печорина — подчеркивает истину и смысл страданий этого «эгоистичного страдания», глубину и исключительность его натуры.
Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается вся та опасность, которая таится в недрах этого человеческого типа, деструктивная сила, которая всегда присуща индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не пытался выносить моральные суждения.
Только он показал с огромной силой все бездны человеческой души, лишенной веры, пропитанной скептицизмом и разочарованием.
Сочинение Печорин и Грушницкий
В литературе часто используется техника противопоставления главного героя другому персонажу, чтобы различить персонажей еще более отчетливо. Эту технику Лермонтов использует и в своем романе «Герой нашего времени». Главный герой — Печорин — яркая личность, однако появление Грушницкого на сцене помогает раскрыть многие его качества.
Сравнение Печорина и Грушницкого показано в главе «Княгиня Мария». История рассказана от имени Печорина. Он склонен анализировать ситуации, людей и себя, поэтому его рассказ можно считать более-менее объективным. Он может замечать характерные черты людей и передавать их двумя или тремя словами. Но при этом безжалостно высмеивают все недостатки и изъяны.
Оба героя встречаются как старые друзья. В душе они не испытывают особой любви друг к другу. Слишком многие из них обладают именно теми чертами характера, которые друг для друга неприемлемы.
Печорин самоуверен, рассудителен, эгоистичен, безжалостно язвит (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь и смеется над ним.
А он, в свою очередь, слишком возвышен, восторжен и многословен. Больше говорите о нем и слишком романтизируйте людей (в первую очередь самого себя).
Однако эта непохожесть и взаимное неприятие не мешает им общаться и проводить много времени вместе.
Они впервые увидели княжну Марью почти одновременно. С тех пор между ними образовалась тонкая трещина, которая со временем превратилась в пропасть.
Грушницкий, провинциальный романтик, всерьез увлекается княгиней. Извечный враг Печорина — скука — приводит княжну в бешенство разными маленькими выходками.
Все это без тени неприязни, а исключительно из желания повеселиться.
Поведение обоих героев по отношению к княжне Марии не вызывает особой симпатии. Грусницкий неудачник, любит красивые слова и жесты. Он хочет, чтобы жизнь напоминала сентиментальную историю любви.
Вот почему он приписывает другим те чувства, которые хотел бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то смутной дымке, в романтическом ореоле.
Но в его чувствах к принцессе нет лжи, хотя, возможно, он в чем-то преувеличивает.
С другой стороны, Печорин — человек вменяемый, изучавший женщин, и еще он циник. Играйте с Марией. Ему нравится эта игра, а также доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княгини.
Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но сумел разочароваться в людях и жизни в целом. Флирт ему не интересен, потому что приводит к заранее заданному результату.
Соблазнить княжну Марью ему не составило труда, ему просто нужно было выглядеть непонятно и загадочно и быть наглым.
Печорин ведет двойную игру. Он возобновил отношения с Верой. Эта женщина, несомненно, сильнее и жестче княжны Марии. Но и любовь к Печорину сломала ее. Она готова наступить на свою гордость и репутацию.
Он знает, что их отношения просто болезненны и расстраивают. И тот же к этому стремится, потому что иначе не может. Вера способна на гораздо более сильные чувства, чем Мэри. Его любовь сильнее, а его боль отчаяннее.
Он уничтожает себя из-за любви и не жалеет об этом.
Грушницкий никогда не вызовет таких чувств. Он слишком мягкий и лишен ярких черт характера. Он не мог заставить Мэри полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его тирады могут произвести только первое впечатление. Но речи начинают повторяться и со временем становятся невыносимыми.
Чем больше княжну забирает Печорин (ведь он ей гораздо больше интересен, чем невинный мальчик), тем шире становится разрыв между ним и Грушницким. Ситуация накаляется, растет взаимная неприязнь. Пророчество Печорина о том, что однажды они «столкнутся на узкой дороге», начинает сбываться.
Дуэль — это эпилог отношений двух героев. Он неизбежно приближался, так как дорога стала слишком узкой для двоих.
В день дуэли Печорин испытывает холодную ярость. Его пытались обмануть, но он не может ему простить. Грушницкий же очень нервничает и всеми силами пытается предотвратить неизбежное. В последнее время он ведет себя недостойно, распускает слухи о Печорине и всячески пытается выставить его на черный свет.
Вы можете ненавидеть человека за это, вы можете наказать его, презирать его, но вы не можете лишить его жизни. В конце концов, он только начинается и полон мыслей о будущем. Но Печорина все это не смущает, для него такие рассуждения — пустой приговор. Он убивает Грушницкого и уходит, не оглядываясь.
Смерть бывшего друга не вызывает в нем никаких эмоций.
В тот же день Печорин убивает княжну Марью. Не физически, но продолжайте убивать. Он знает ее любовь, но это не мешает ему признаться, что он смеялся над ней, и уйти с вежливым поклоном.
На этом заканчивается история отношений Печорина и Грушниц. Вы не можете судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестно, кого больше жалко: покойного Грушницкого или зловещего Печорина.
Первому никогда не удастся осуществить свои романтические мечты, а второму их никогда не было. Грушницкий не хотел, чтобы его убивали, но Печорину было наплевать.
Возможно, Пекорину было бы лучше умереть, потому что он не видит смысла в своем существовании. Это его трагедия.
Рассмотрим подробнее двух героев романа: Печорина и Грушницкого.
Печорин был аристократом по происхождению, получил светское образование. Освободившись от заботы семьи, «он отправился в путешествие в большой мир» и «начал безумно наслаждаться всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа вскоре вызвала ему отвращение, а чтение книг наскучило. После «нашумевшей петербургской истории» Печорин был сослан на Кавказ.
Рисуя облик своего героя, автор несколькими штрихами подчеркивает его неаристократическое происхождение: «бледность», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно чистое белье». Печорин — человек физически сильный и выносливый. Он одарен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир.
Он размышляет о проблемах добра и зла, любви и дружбы, о смысле человеческой жизни. В оценке современников он самокритичен: «Мы уже не способны на большие жертвы ни во благо человечества, ни во имя собственного счастья». Он хорошо знает людей, не удовлетворяется сонной жизнью «водного общества» и придает деструктивную характеристику столичной аристократии.
Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княгиня Мария», где она знакомится с Грушницким.
Грушницкий — кадет, он самый обычный молодой человек, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Его страсть — оказывать влияние. В новой офицерской форме, одетый, пропитанный духами, он идет к Мэри.
Он посредственен, имеет простительную в его возрасте слабость: «окутанный необыкновенными чувствами», «страсть к игре». Он пытается сыграть модную в то время роль разочаровавшегося героя, «существа, обреченного на какие-то тайные страдания”.
Грушницкий — вполне удачная пародия на Печорина. Поэтому ему так неприятен молодой кадет.
Грушницкий своим убогим поведением, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой как бы стирает всякую разницу между ними. Ведь сам Пекорин шпионил за ним и княжной Марией, что, конечно, не было благородным поступком. И он никогда не любил княжну, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.
Грушницкий, как ограниченный человек, сначала не понимает отношения Печорина к нему. Грушницкий кажется человеком уверенным в себе, очень проницательным и многозначительным: «Мне тебя жаль, Печорин», — снисходительно говорит. Но события разворачиваются незаметно по плану Печорина.
И теперь кадет, охваченный страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Оказывается, не такой уж безобидный, способный на месть, нечестность и подлость. Любой, кто недавно играл в дворянство, теперь может стрелять в безоружного человека.