Водяное общество в романе «Герой нашего времени»: как оно относится к Печорину и почему происходит поединок, характеристика повести

Образ Печорина

Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», сказал, что «ему нравилось рисовать портрет современного человека, который понимает его и встречает его». В отличие от Пушкина, он сосредотачивается на внутреннем мире своих героев и в «Предисловии к дневнику Печорина» заявляет, что «история человеческой души, даже самой маленькой души, чуть ли не интереснее и не полезнее, чем история целого. » страна». Стремление раскрыть внутренний мир героя отразилось в композиции: роман начинается как бы с середины рассказа и впоследствии доводится до конца жизни Печорина. Поэтому читатель заранее знает, что «безумная порыва» Печорина по жизни обречена на провал. Печорин идет по пути, избранному его романтическими предшественниками, показывая тем самым несостоятельность своих романтических идеалов. Печорин падает из «гражданского» мира в мир «детей природы», на Кавказе, но и там он обнаруживает себя чужим, «лишним человеком» и, кроме страданий и смятений, ничего не приносит: он сам становится косвенным виновником смерти Бэлы, расстраивая его жизнь «честными контрабандистами», из-за него рушится судьба княгини Марии.

Структура «Героя нашего времени» фрагментирована, поэтому роман представляет собой систему разрозненных сюжетов-эпизодов, объединенных общим героем — Печориным. Такая композиция глубоко знаменательна: она отражает фрагментарную жизнь главного героя, отсутствие у него какой-либо объединяющей цели или принципа. Жизнь героя проходит на распутье в вечных поисках смысла человеческого существования и счастья. Печорин почти всегда в пути. «Это мир на дорогах», — сказал Гоголь в «Герое нашего времени».

В том, как главный герой изображает Лермонтова, есть желание дать ему социальную характеристику. Печорин — продукт и жертва николаевской эпохи в одном человеке, «душа которого испорчена светом и разделена на две половины, лучшая из которых засохла и умерла», а другой «жил, чтобы служить всем». Есть что-то в этом персонаже, выводящее его за пределы социальности, то есть Лермонтов раскрывает в своем герое универсальные принципы, не зависящие от эпохи и времени.

В этом смысле задача Лермонтова сравнима с задачей Достоевского: «Со всем реализмом найти человека в человеке». Лермонтов в романе уделяет большое внимание образу не только сознания, но и самосознания героя. Интенсивный психологический анализ — это «болезнь века», но и необходимая форма самопознания развитой личности. То, что Печорин постоянно размышляет над своими действиями, анализирует свои чувства, говорит о том, что мы имеем дело с неординарным человеком; герой романа Лермонтова — человек в самом высоком смысле этого слова. Его можно сравнить с романом Пушкина «Евгений Онегин».

Печорин, тоже «лишний человек», отличается от Онегина не только темпераментом, не только глубиной мысли, но и степенью самосознания, отношением к миру. Печорин, больше, чем Онегин, мыслитель, идеолог. В этом смысле он герой своего времени. Эффективность Печорина, которым руководит Лермонтов, объясняется, прежде всего, степенью развития этого героя: он хорошо образован, хорошо разбирается в людях, знает их слабости, но использует эти знания в своих целях. Беда Печорина в том, что его самостоятельное самосознание превращается в индивидуализм. В своем противостоянии реальности он исходит только из своего «я». Это не просто эгоистично, это эгоистично. Печорин — фигура не только по натуре, но и по убеждениям.

Как человек Печорин шире тех социальных ролей, которые ему предлагаются, отвергает все подготовленные для него социальные рамки, пытается угадать свою высокую миссию, но при этом очень скептически относится к своим возможностям в борьбе с окружающим общество. Он рассуждал: «Многие люди, начав жизнь, хотят ее закончить, как Байрон или Александр Македонский, но при этом остаются титулярными советниками».

Герой нигде не показан при исполнении служебных обязанностей, но тем не менее очень активен в жизни. Следуя примеру Печорина, мы впервые в русской литературе встречаем героя, прямо поднимающего насущные проблемы человеческой жизни. Это вопросы о цели, смысле жизни человека, его цели. Это подтверждают рассуждения героя перед дуэлью с Грушницким и в рассказе «Фаталист».

Одна из целей, которую, несомненно, достигает герой, — это понимание природы и возможностей человека. Этим объясняется цепочка психологических и моральных экспериментов Печорина над собой и другими: княжной Марией, Грушницей, Вуличем. В достижении этого он действует агрессивно и настойчиво.

Печорин и «водное общество» в романе М.Ю.

Раскрывая образ своего героя, Лермонтов подчиняется традиции. Экспериментируйте Печорина с двумя чувствами: дружбой и любовью. Ни один из героев не выдерживает, Пекорин разочаровывается в любви бел-черкеса, говоря по этому поводу, что «любовь дикаря не намного лучше любви дворянки; свое невежество и невинность раздражают так же, как чужое кокетство. Печорин тоже не способен на дружбу, на глубокое и искреннее чувство, так как из двух друзей один всегда раб другого. В отношениях с Вернером он не удовлетворяется ни ролью хозяина, ни ролью раба.

Последний «фаталистический» рассказ приобретает особое значение в восприятии жизни Печориным. На протяжении всего повествования герой постоянно испытывает удачу (под пулями чеченцев, на дуэли с Грушницами, в рассказе «Тамань» с ундинами), но более ярко это проявляется в «Фаталисте». Это один из самых идейно насыщенных и насыщенных романов.

Он состоит из трех эпизодов, отрицающих или подтверждающих наличие предопределения в жизни человека. Если говорить о фатализме героя, то его следует назвать эффективным фаталистом. Не отрицая наличия сил, во многом определяющих жизнь и поведение человека, Печорин не склонен на этом основании лишать его свободы воли. Подтверждение того, как он выбегает в окно от казаков-убийц. На первый взгляд это безрассудство, но Печорин действует достаточно разумно. Это не слепой риск Вулича, а значительное человеческое мужество.

Основное содержание рассказов о Печорине — это история его противостояния обстоятельствам и судьбе. В итоге обстоятельства и судьба оказались сильнее Печорина. Его энергия превращается в пустое действие. Действия героя часто бывают эгоистичными и жестокими. Печорин предстает в романе как сложившийся персонаж с трагической судьбой. То, что Лермонтов делает акцент на психологическом раскрытии образа своего героя, ставит новый вопрос о моральной ответственности человека при выборе жизненного пути и собственных действий.

Как показал Лермонтов Печорин, это ознаменовало новый этап в развитии русского общества и русской литературы. Если Онегин запечатлел процесс превращения аристократа в человека, то «Герой нашего времени» показывает трагедию уже сложившейся личности, обреченной жить в условиях реакции Николаева. Печорин крупнее содержания, заложенного в его образе. В этом смысле Лермонтов опережает Достоевского. Новаторство Лермонтова состоит в том, что перед нами сильная и прекрасная личность, не находящая места и цели в жизни, чуждая окружающему обществу и внутренне противоречивая.

Судьба Печорина как одного из характерных типов своего времени, несмотря на его потенциальный героизм, была трагически безнадежной. Лермонтов, как писатель-реалист, показал это в романе «Герой нашего времени».

Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

До сих пор прослеживаются попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга. Неудача этих попыток, как видите, объясняется не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем его свела судьба. В «Княжне Марии» мы видим Печорина в более близком ему социальном кругу. Однако встреча героя с людьми сменяется конфликтом с обществом в целом. Может быть, поэтому княжна Марья — самая важная часть романа.

Для Печорина с его одиночеством дневник, «дневник» — единственный «достойный собеседник», с которым он может быть более искренним. И еще одна ценность журнала: это духовная память Печорина. Кажется, что его жизнь ошибочно принимают за чушь, а потому ему особенно важно видеть смысл происходящих событий, следить за ними, чтобы не оказаться в положении человека, состояние которого передано в стихотворении. «И скучно, и грустно».

Гордо не прощая Печорину его превосходства, Грушницкий, капитан драконов и другие члены «водного общества», считают, что Печорин гордится своей принадлежностью к миру Петербурга, в салоны, в которые им не разрешено входить.

Печорин, хотя и не может не иронизировать по поводу «водного общества», не только не гордится своим превосходством, но и болезненно воспринимает эту дистанцию ​​между собой и другими, ведущую к враждебности: «Я пришел домой возбужденный двумя разными чувствами. «Первой была грусть». Почему они меня ненавидят? — подумал я. — За это? Я кого-то обидел? Нет. Я действительно из тех людей, которые уже вызывают обиду.

И я почувствовал, что ядовитая ярость постепенно наполняет мою душу. «Переход от иронии печали к ядовитой злости, побуждающей человека действовать так, чтобы не быть посмешищем ничтожных людей, характерен для отношения Печорина к« водному обществу »в целом и в частности , в Грушницах.

Печорин, несмотря на всю свою иронию, очень добр, он не подразумевает умения убивать в Грушницком (и даже не словом, а пулей), не подразумевает подлости, агрессивных проявлений гордости.

«Врожденная страсть к противоречиям» у Печорина — не только знак рефлексии, постоянной борьбы в его душе, но и следствие постоянного противостояния с обществом. Окружающие его люди настолько незначительны, что Печорину постоянно хочется отличаться от них, действовать против них, делать наоборот.

Более того, сам Печорин издевается над этим упрямством: «Присутствие энтузиазма заставляет меня дрожать при крещении и, думаю, частое общение с томным флегматиком сделало бы меня страстным мечтателем». Грушницкий невыносим из-за своей лжи, взглядов, претензий на романтику — и Печорин в его присутствии испытывает непреодолимую потребность в прозаической трезвости слов и поведения.

Водяное общество

Кого Печорин называет водопроводной компанией и почему? Эпитет становится понятным после прочтения главы «Княжна Марья». Местная знать здесь смешивается с гостями столицы. Эта смесь дает интересную картину морали. Кто кого выиграет за безнравственность. Обе компании «уже хороши», вместе они даже сильнее. Почему он вызывает воду? Потому что их цель — поправить здоровье в водах Кисловодска. Климат и целебная вода не могут лечить души людей. Вот тут и становится ясно, что болезнь Печорина неизлечима. Человек пытается что-то изменить вокруг себя, но все поглощено его эгоизмом и жаждой авантюризма.

Водная компания собралась возле чистого источника, но он похож на болото, в которое заползает и очень быстро разрастается. На кого Григорий делит всех представителей нового сообщества, как он к ним относится? Это степные мужья, помещики, любители местных домов, пенсионеры, многочисленные женщины и офицеры.

Степные помещики

Отцы приезжают в Пятигорск, чтобы найти для дочерей удачного партнера. Их желание — укрепить свое финансовое положение. Петербургские гвардейцы — это в основном сыновья успешных бизнесменов. Судьба дочерей — всего лишь отговорка. Землевладельцы стремятся извлечь выгоду из каждого своего действия. Степные мужья носили старомодные сюртуки, а их дочери и жены умны и искушены. В каждом проходящем мужчине они видят возможность создать пару. Вид Печорина сначала вызывает нежное любопытство, но быстро исчезает, появляется возмущение. Это было вызвано армейскими погонами. Эта сцена вызывает у читателя горькую улыбку.

Франты

Таких мужчин много. У них нет лиц и личностей. Печорин говорит, что они много пьют, а не воды. То есть цель их пребывания на Кавказе — не укрепление здоровья. Они, как и положено модникам, держат в руках стакан с лечебной водой, выбирая позу изображения — «академическая». Все они ленивые, «затасканные» денди, ищущие, с кем посплетничать, поиграть и пожаловаться на скуку, которую сами создают. Модники выражают презрение к провинциалам, страдают к столичным барышням. Но читатель понимает, что когда они приезжают в Москву или Санкт-Петербург, их позиция меняется. Там провинциальные дамы отсутствуют, выражая презрение к аристократам.

Хозяйки вод

Отношение к военным у женщин несколько иное, хотя цель одна — найти мужа или любовника. Женщины восхищают Печорина. Они способны надолго сохранять свою привлекательность. В чем секрет этого умения? Может быть, в их ненадежности? Женщины должны постоянно «быть начеку», за каждой формой они видят горящее сердце. Мужчины меняются от сезона к сезону, а женщины остаются.

Однообразие разнообразных типов

Печорин участвует в жизни компании. Автор доказывает, что человеку невозможно оставаться вне окружающей среды. Григорий становится его частью, пусть и не самой страшной, но такой же распутной и жестокой. Что делают «водные люди»? Они сплетничают, лгут, обманывают. Их тянет сочинять и представлять себя героями, лидерами, активистами. Праздники, танцы, вино и еда вызывают привыкание, и представить их в других условиях практически невозможно. Страшно, что большая часть общества состоит из молодых людей. Также пугает то, что военные становятся зачинщиками интриг. Им тоже, людям, познавшим ценность жизни, здесь нравится. Семейные отношения строятся на обмане, наживе и чистом расчете. Чувства уходят куда-то в прошлое, поиграйте с ними, постепенно забывая искренность и преданность. В водном обществе вопрос совести вообще не стоит. Дуэль превращается в убийство и орудие мести. Печорин относится к другим с презрением, но это не увеличивает его привлекательности. Он здесь один из них.

Лермонтов раскрывает законы общественных отношений. Люди везде одинаковые, живут по выбранным правилам, меняя положение.

Роль композиции в раскрытии проблемы личности и общества

Состав произведения служит достижению главной цели, поставленной писателем: раскрытию и решению проблемы личности. Ключевое место принадлежит рассказу «Княжна Марья». В нем наиболее полно раскрывается герой, потому что используется такой литературный носитель, как исповедь. Остальные художественные приемы (портреты, диалоги, пейзажи и т.д.) добавляют психологизма этой части работы.

Обширная система изображений раскрывает секреты героя, скрытые, на первый взгляд, черты его характера.

Конфликт Печорина с окружающем его обществом

Как и другие представители романтического направления, Михаил Лермонтов противостоит личности и своему окружению, принятым в нем нормам и правилам. Автор помещает героя в разную социальную среду: он представляет себя офицером армии во время Кавказской войны, общается с контрабандистами, затем перемещается среди знати.

«Княгиня Мария» подробно описывает конфликт Печорина с «водным обществом», взаимоотношения Григория Александровича с ним и с обществом в целом.

Водное общество — квинтэссенция петербургского и провинциального дворянства. Их поведение и образ жизни несут для автора четкий отпечаток современной эпохи. Столкновение личности с окружающей средой воплощается во взаимоотношениях главного героя с «водным обществом», ценностях и интересах его представителей, типичных развлечениях.

Григорию Печорину противостоит вся провинциальная и столичная знать, но в романе есть герои, которые не просто противопоставляются главному герою, а сравниваются с ним.

Сопоставление Печорина с другими персонажами произведения

Грушницкий — это своего рода карикатура на главного героя. Глубокая сущность Печорина у Грушницкого становится просто позой, принятой для того, чтобы произвести впечатление на окружающих. Это антиромантический герой.

Его роман — почти карикатура. Его поведение часто не соответствует ситуации. В повседневных делах он пытается найти романтические нотки, но в по-настоящему романтические моменты теряется. Его участие в поединке не имеет ничего общего с благородством, он не отвергает его только из гордости. Грушницкий чем-то похож на Ленского: романтика, смерть на дуэли, юность.

Только мужской персонаж Печорину не противопоставлен — Вернер. Они очень похожи, скептически настроены и остроумны, конфликтуют с обществом. Но есть и отличия: Печорин — человек действия, Вернер — пассивен. Характер последнего не такой глубокий и сложный, он более практичный. Ее внешность полна романтических деталей, но личность неоднозначна.

Основные черты «водяного общества», представленного автором в романе

Особый класс в нем составляют гражданские лица и военные, выделяются молодые люди. Но невозможно представить себе другие черты, кроме тех, которые уже подробно описаны в произведениях А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина. То же обожание, праздность, танцы и сплетни, жизнь абсолютно пустая и лишенная высшего смысла.

Все то же самое, но в «Герое нашего времени» мы видим провинциальное общество, а не столичное. Образ жизни местной знати, атмосфера маленького городка описана с невероятной тонкой иронией.

Можно сказать, что «водное общество» — это что угодно, только не мимолетный образ в «Герое нашего времени». Проблема взаимоотношений человека и общества находится в центре внимания творчества Михаила Лермонтова. Вместе с тем поэт и писатель продолжает традиции русской литературы того периода.

Печорин и «водная компания». Пятигорск, источник Елизаветы, где встречается «водное общество». Прогуливаясь по бульвару, Печорин встречает «большую часть степного помещичьего семейства», которые следили за ним с «нежным любопытством» взглядами, но, «узнав армейские погоны .. возмутились». Местные дамы более доброжелательны, они «привыкли на Кавказе встречать пылкое сердце под пуговицей с номером и культурный ум под белой фуражкой. Эти дамы очень хорошенькие; и милы они давно!

Печорин превосходит массу людей, которые «составляют особый класс людей среди наблюдающих за движением воды. Они пьют — но не воду, они мало гуляют, тянут только мимо; они играют и жалуются на скуку. Они денди: опуская свой переплетенный бокал в колодец с кислой водой, они принимают академические позы…»

Описание этих снобов Лермонтовым чрезвычайно метко и саркастично. И не случайно он собирает на воде настоящий «госпиталь»: Мэри лечится от чего-то, Грусницкий и Вернер хромают, девочка-контрабандистка ведет себя как ненормальная, мальчик слепой, Вера до смерти больна… Среди них Печорин становится нормальным человеческим чувством «морального калека.

Критики неоднозначно отнеслись к новому произведению: разгорелась острая полемика. Вместе с бурным энтузиазмом Белинского, определившего роман Лермонтова как произведение, представляющее «совершенно новый мир искусства», видевшего в нем «глубокое познание человеческого сердца и современного общества», «богатство содержания и оригинальность, «В прессе прозвучали голоса критиков, которые категорически не приняли роман. Один из самых ярых противников Лермонтова, некий А. Бурачок, утверждал, что образ главного героя романа — это «эстетическая и психологическая абсурдность», а в самом произведении «нет следов философии или религиозности. Русский народ «. Но как бы мы ни оценивали роман, нельзя не отметить мастерство, с которым Лермонтов написал своего главного героя. На протяжении всего произведения автор стремится максимально полно раскрыть внутренний мир своего героя — Григория Александровича Печорина. Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя, а шоу уродов «водного общества» помогает раскрыть этот образ глубже.

Более полный и глубокий мир героя раскрывается в главе «Княжна Мэри». Сюжет здесь — встреча Печорина и знакомого кадета Грушницкого. И тогда начинается следующий «эксперимент» Печорина. Вся жизнь героя — это череда экспериментов над собой и другими людьми. Его цель — понять истину, человеческую природу, зло, добро, любовь. Именно это и происходит с Грушницким. Чем неприятен молодой кадет Печорину?

Как видим, Грушницкий отнюдь не злодей, с которым стоило бы бороться. Это самый обычный молодой человек, мечтающий о любви и звездах на погонах. Он посредственен, но у него есть слабость, вполне простительная в его возрасте: «окунуться в необыкновенные чувства», «страсть к игре». Он пытается сыграть модную среди молодежи роль разочаровавшегося Байрона героя «существа, обреченного на какие-то тайные страдания». Конечно, читатель понимает, что это пародия на Печорина! Вот почему он так ненавидит Печорина. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения Печорина к нему, не подозревает, что он уже затеял какую-то игру. Печорин сначала вызывает даже у Грушницкого некое чувство снисходительности, так как этот молодой человек самоуверен и кажется себе очень проницательным и многозначительным человеком. «Мне тебя жаль, Печорин», — так он говорит в начале романа. Но события развиваются так, как хочет Печорин. Мария влюбляется в него, забывая о Грушницком. Охваченный ревностью, негодованием, а затем и ненавистью, кадет вдруг открывается нам с совершенно другой стороны. Оказывается, это отнюдь не безобидно. Он способен быть мстительным, а затем и бесчестным, трусливым. Любой, кто недавно переоделся дворянином, теперь может стрелять в невооруженного человека. Эксперимент Печорина удался! Здесь в полной мере проявились «демонические» свойства его натуры: «сеять зло» с максимальным мастерством. Во время дуэли Печорин в очередной раз испытывает судьбу, мирно встречаясь лицом к лицу со смертью. Затем он предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация уже необратима, и Грушницкий умирает, допив до конца чашу стыда, раскаяния и ненависти.

До сих пор прослеживаются попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга. Неудача этих попыток, как мы видели, объясняется не ограниченностью героя, а ограниченностью тех, с кем его свела судьба. В «Княжне Марии» мы видим Печорина в более близком ему социальном кругу. Однако противостояние героя с личностями здесь заменяется конфликтом с обществом в целом. Возможно, поэтому «Княгиня Мария» — самая большая по объему часть романа.

Для Печорина с его одиночеством дневник, «дневник» — единственный «достойный собеседник», с которым он может быть до конца честным. И еще одна ценность журнала: это духовная память Печорина. Его жизнь, видимо, ошибочно принимают за чушь, и поэтому ему особенно важно видеть смысл происходящих событий, отслеживать их, чтобы не оказаться в положении человека, состояние которого передается в стихотворение «И скучно, чем грустно…».

Гордо не прощая Печорину его превосходства, Грушницкий, капитан драконов и другие члены «водного общества», считают, что Печорин гордится своей принадлежностью к миру Петербурга, к салонам, в которые они не допускаются. Печорин, хотя и не может не иронизировать по поводу «водного общества», не только не гордится своим превосходством, но болезненно воспринимает эту дистанцию ​​между собой и другими, которая ведет к враждебности: «Я вернулся в дом, взволнованный двумя разные чувства «. Первой была грусть. «Почему они меня ненавидят? — подумал я — Для чего? Я кого-нибудь обидел? Нет. Я из тех людей, которых парень уже разводит злобой. И я почувствовал, что мою душу мало-помалу наполняет ядовитая ярость ». Переход от иронии печали к ядовитой злости, побуждающей действовать так, чтобы не быть посмешищем ничтожных людей, характерен для взаимоотношений Печорина с «водным обществом» в целом и Грушницкого в частности.

Печорин, несмотря на всю свою иронию, довольно добр, он не подразумевает в Грушницком умения убивать (и даже не словом, а пулей), не подразумевает подлости, агрессивных проявлений гордости.

«Врожденная страсть к противоречию» у Печорина — не только знак рефлексии, постоянной борьбы в его душе, но и следствие постоянной конфронтации с обществом. Окружающие его люди настолько незначительны, что Печорину постоянно хочется отличаться от них, действовать вопреки им, делать наоборот. Более того, сам Печорин усмехается этому упрямству: «Присутствие энтузиазма переполняет меня холодом Крещения и, думаю, частые сношения с флегматичным ленивцем сделали бы меня страстным мечтателем». Грушницкий невыносим своей фальшивостью, мироощущением, притязаниями, романтизмом — и Печорин в его присутствии испытывает непреодолимую потребность в прозаической трезвости слов и поведения.

Согласие Грушницкого на участие в заговоре, предложенном капитаном драконов, пробуждает в Печорине «холодный гнев», но он все еще готов простить «другу» его месть, «разные плохие слухи», которые он распространил по городу — на минуту честности «Я с трепетом ждал ответа Грушницкого, меня охватила холодная ярость при мысли, что если бы не случай, то я мог бы стать посмешищем этих дураков». Если бы не Грушницкий согласен, я бы бросился ему на шею. Но после некоторого молчания он встал со своего места, протянул руку капитану и очень важно сказал: «Хорошо, я согласен». Не для этих людей были написаны законы чести и не для «мирного круга честных контрабандистов».

Готовность Печорина к благодарному человечеству подрывается подлостью Грушницкого, готового обмануть на дуэли. Однако Печорин похож на Шекспировского Гамлета. Прежде чем принимать решение о наказании, я не раз должен удостовериться, что в этом человеке неотделимо зло. Жестокость Печорина вызвана оскорблением не только его самого, потому что на границе жизни и смерти в Грусницком мелкая гордость оказывается сильнее честности и благородства.

До сих пор прослеживаются попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга. Неудача этих попыток, как мы видели, объясняется не ограниченностью героя, а ограниченностью тех, с кем его свела судьба. В «Княжне Марии» мы видим Печорина в более близком ему социальном кругу. Однако противостояние героя с личностями здесь заменяется конфликтом с обществом в целом. Возможно, поэтому «Княгиня Мария» — самая большая по объему часть романа. Для Печорина с его одиночеством дневник, «дневник» — единственный «достойный собеседник», с которым он может быть до конца честным. И еще одна ценность журнала: это духовная память Печорина. Его жизнь, видимо, ошибочно принимают за чушь, и поэтому ему особенно важно видеть смысл происходящих событий, отслеживать их, чтобы не оказаться в положении человека, состояние которого передается в стихотворение «И скучно, чем грустно…». Гордо не прощая Печорину его превосходства, Грушницкий, капитан драконов и другие члены «водного общества», считают, что Печорин гордится своей принадлежностью к миру Петербурга, к салонам, в которые они не допускаются. Печорин, хотя и не может не иронизировать по поводу «водного общества», не только не гордится своим превосходством, но и болезненно воспринимает эту дистанцию ​​между собой и другими, ведущую к враждебности: «Я вернулся домой, взволнованный двумя разные чувства «. Первой была грусть. «Почему они меня ненавидят? — подумал я — Для чего? Я кого-нибудь обидел? Нет. Я из тех людей, которых парень уже разводит злобой. И я почувствовал, что мою душу мало-помалу наполняет ядовитая ярость ». Переход от иронии печали к ядовитой злости, побуждающей действовать так, чтобы не быть посмешищем ничтожных людей, характерен для взаимоотношений Печорина с «водным обществом» в целом и Грушницкого в частности. Печорин, несмотря на всю свою иронию, довольно добр, он не подразумевает в Грушницком умения убивать (и даже не словом, а пулей), не подразумевает подлости, агрессивных проявлений гордости. «Врожденная страсть к противоречию» у Печорина — не только знак рефлексии, постоянной борьбы в его душе, но и следствие постоянной конфронтации с обществом. Окружающие его люди настолько незначительны, что Печорину постоянно хочется отличаться от них, действовать вопреки им, делать наоборот. Более того, сам Печорин усмехается этому упрямству: «Присутствие энтузиазма переполняет меня холодом Крещения и, думаю, частые сношения с флегматичным ленивцем сделали бы меня страстным мечтателем». Грушницкий невыносим своей фальшивостью, мироощущением, притязаниями, романтизмом — и Печорин в его присутствии испытывает непреодолимую потребность в прозаической трезвости слов и поведения. Согласие Грушницкого на участие в заговоре, предложенном капитаном драконов, пробуждает в Печорине «холодный гнев», но он все еще готов простить «другу» его месть, «разные плохие слухи», которые он распространил по городу — на минуту честности «Я с трепетом ждал ответа Грушницкого, меня охватила холодная ярость при мысли, что если бы не случай, то я мог бы стать посмешищем этих дураков». Если бы не Грушницкий согласен, я бы бросился ему на шею. Но после некоторого молчания он встал со своего места, протянул руку капитану и очень важно сказал: «Хорошо, я согласен». Не для этих людей были написаны законы чести и не для «мирного круга честных контрабандистов». Готовность Печорина к благодарному человечеству подрывается подлостью Грушницкого, готового обмануть на дуэли. Однако Печорин похож на Шекспировского Гамлета. Прежде чем принимать решение о наказании, я не раз должен удостовериться, что в этом человеке неотделимо зло. Жестокость Печорина вызвана оскорблением не только его самого, потому что на границе жизни и смерти в Грусницком мелкая гордость оказывается сильнее честности и благородства.

Сложность человеческих взаимоотношений

Сложность человеческих отношений заключается в том, что даже в любви, которая является величайшей духовной близостью, люди часто не могут полностью понять друг друга. Чтобы оставаться спокойным и уверенным, нужны иллюзии. Мария и Грушницкий могли бы сохранить иллюзию нужды в любимом человеке, но им было бы достаточно тихого дома, любви и преданности княгини. Нечто подобное, возможно, произошло бы, если бы Пекорин и Мария не расстались. Отношения между ними, конечно, вряд ли продлились бы долго из-за характера главного героя, но, конечно, в этой паре тоже были бы недопонимания.

Традиционно Печорина ставят на голову выше всех этих «тупых и помпезных индюков», которым первое место занял курсант без пяти минут в офицерской службе, кстати, товарищ Печорина Грушницкий. Почему Грушницкий, на несколько лет моложе Пекорина, фанфары и индейка, и Пекорин, мыслитель и философ? Видимо, потому, что этого хочет Печорин, потому что он сам пишет «Печоринский журнал». И читатель читает этот журнал, и задача наших читателей — лично идентифицировать настоящих героев. Вспышка эпидемии и вражда, вспыхнувшая между Печориным и Грушницами, стара как мир: Мария обратила внимание на раненого Грушницкого, но была не столь благосклонна к Пекорину. «Я также должен признать, что неприятное, но знакомое чувство легко пронеслось в моем сердце в тот момент; это чувство было завистью… »(Лермонтов, с. 516). Таков сюжет конфликта, тем более что Печорин узнает о бреде княгини о Грушницах, которых он считает низведенными по какой-то романтической причине из офицера в солдата день, час за часом Пекорин отравляет разум бедняги Грушницкого самыми противоречивыми высказываниями и выдумками; он маскирует чувства Марии, сознательно внушая ей надежду на взаимность и при этом понимая, что это самый большой обман. Бесстыдный; ломает старое. Сердце Лиговской, однозначно отказывающейся от чести стать обладательницей руки дочери.В повести с княжной Марией Печорин противостоит обществу практически, как злая и разрушительная сила, вторгшаяся в ее стандарты. Роман Печорина с Марией — своеобразное проявление война против общества этого необыкновенного, узкого и древнего человека oiata в инертных рамках установленных отношений. Но как жалка эта война и как плачевен ее результат. Ни устои не поколебались, не опрокинулись, не наказали угнетателей: одна, потому что никто не знает почему, судьба жестоко сломленной девушки. Здесь также раскрывается вина Печорина: нарушение прав другого человека. В своем любовном романе с Марией он нарушает не только общепринятые нормы поведения, разделяемые знатным светским кругом (недопустимость романов без намерения жениться и т.д.), Но и «естественные» нормы уважения к личности окружающих прочее (недопустимость превращения его в инструмент своей воли)… На протяжении всей истории взаимоотношений Марии и Печориной отчетливо просматривается эгоцентризм Печорина. Сам он говорит о себе: «… Я смотрю на чужие страдания и радости только по отношению к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы» (Лермонтов, с. 540). Внутренне дистанцируясь от социального коллектива, к которому он принадлежит по рождению и социальному положению, Печорин не нашел другой, новой системы общественных отношений, с которой можно было бы слиться. Его личность, противостоящая старому обществу и не находящая опоры ни в какой другой, новой социальной ячейке, не видит ничего для себя как закона, если бы не для себя. Упрямство — единственная «норма», которую Печорин признает в себе. Закрытие себя рамками собственной личности, признание «законом» его действий безграничной воли превращает героя из протестанта в антиобщественную и, наконец, в античеловеческую силу. Но как только он узнает, что его хотят наказать, Печорину становится буквально страшно. И самое ужасное, что он пытается объяснить свои действия, развивая целую философскую теорию, согласно которой все эти зверства могут быть оправданы. Печорин совершенно искренен, когда пишет в дневнике такие строчки: «Но безмерное удовольствие обладать молодой, только что расцветшей душой! Он подобен цветку, чей лучший аромат испаряется к первому лучу солнца; его надо в этот момент разорвать и, подышав, выбросить на улицу: может быть, кто-нибудь его подберет! сила . мое первое удовольствие — подчинить все вокруг своей воле; пробуждение чувства любви, преданности и самоуверенности — разве это не первый знак и величайшее торжество силы? .. А в чем счастье? Насыщенная гордость. Если бы я считал себя лучше, более могущественным, чем кто-либо другой в мире, я был бы счастлив; если бы все любили меня, я бы нашел во мне бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает представление об удовольствии мучить другого… »(Лермонтов с. 539-540). Печорин ставит для себя заведомо невыполнимое условие человеческого отношения к другим: всех будет любить и делать добро, только если все будут любить его. Это не всегда реально даже в очень узком кругу людей, не говоря уже о большем. А рассуждения о том, что такое для него счастье и радость, личность неординарная и загадочная, показывают, что Бела, Мария и Вера и многие другие, с которыми их объединяла судьба героя, были заранее обречены на роль цветка которое в конце концов суждено быть заброшенным и растоптанным («Я и так все это знаю наизусть — вот как скучно!»). И другой мотивации для действий Печорина нет и быть не может. А его страдания из-за его собственной жестокости настолько коротки и нелепы, что просто смешно называть это страданием. По отношению к Марии Пекорин выступает как носитель аморальной «демонической» совести, которая не видит границ между «добром» и «злом», не признает ограничений и моральных критериев своих действий. Даже любовь, то единственное «связное» чувство, которое оставалось последней надеждой и точкой опоры для демонических героев Лермонтова в их попытках возродиться и воссоединиться с людьми, даже если Печорин попирает его. Начавшийся от скуки, желания подшутить над любовными планами Грушницкого, роман Печорина с Марией постепенно превращается в устрашающий образ бессердечной и упорной паутинной охоты с ее паутиной в ожидании, когда ничего не подозревающая жертва высосет лучшие соки жизнь. Мария сама начинает это понимать, когда между персонажами происходит следующий разговор: — Ты опасный человек! — сказал он мне, — лучше я попадусь в лесу под ножом убийцы, чем на твоем языке… Я не шучу: когда ты решишь сквернословить обо мне, возьми нож и проткни меня, — Я думаю, это не для вас, это будет очень сложно. — Я выгляжу как убийца? .. — Вы хуже… (Лермонтов. С. 542). В «Княжне Марье» с переходом Печорина в типичную и постоянную для него среду обитания, в частности, из благородного, аристократического общества, Лермонтов еще больше ограничивает возможности высвобождения энергии Печорина и показывает, что он обречен на пустую, подлую и жестокую работу. Еще больше характерен характер Печорина в его любви к Маю. Женщина светского круга, свободная от кокетства, Вера вызвала у Печорина самые сильные чувства. Но по отношению к ней Печорин не свободен от проявления эго, — считает Вера Печорина. Печорин не решился связать свою жизнь даже с любимой женщиной. Она признается: «Как бы страстно я ни любил женщину, если она заставит меня почувствовать, что я должен жениться на ней, мое сердце окаменет, и ничто не согреет его снова. Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз жизнь свою, и честь поставлю на кон… Но свободу своей не продам ». И в сцене конной погони за Верой Печориной, у которой было оставленный после убийства на дуэли, Грушницкий, доведя коня до смерти, «упал на мокрую траву и заплакал, как ребенок». Но потом пишет: «Когда ночная роса и горный ветер охладили мою горящую голову и мои мысли вернулись к своему обычному порядку, я понял, что гоняться за утраченным счастьем бесполезно и безрассудно. Что мне еще нужно? — Чтобы увидеть это? — Почему? Разве между нами все не кончено? Это обогатит мои воспоминания, а потом что нам будет только труднее расстаться. Однако я рад, что могу плакать! Однако, может быть, это из-за расстроенных нервов, ночи без сна, двух минут против дула пистолета и пустого желудка. Все к лучшему! .. »(Лермонтов. С. 57 6-577). Все очень логично и трезво с точки зрения эгоистичной логики и разума. Слезы — это только причина нервного срыва и голода, а чувства можно отложить на потом. Все это была любовь. Первый же порыв свежего ветра развеял печаль Печорина по поводу его вечной разлуки с женщиной, которая, по его словам, была ему так дорога. Интересны ощущения героя после встречи с Грушницким перед балом, побудившие его пригласить княжну на мазурку вопреки желанию Грушницкого танцевать с ней вечером. Печорин был в хорошем настроении. Это следует из его собственного признания. Его ум был чрезвычайно активен. Он замечает интересное наблюдение морали, возможно, опасность; это заряжало его радостью и энергией. Однако, идя на бал, герой испытывает вопреки разуму печаль, которая делает ему честь. «Неужели, подумал я, моя единственная цель на земле: разрушить надежды других? С тех пор, как я жил и действовал, судьба всегда так или иначе приводила меня к эпилогу чужих драм, как будто без меня никто не мог умереть или отчаиваться! Я был необходимым лицом пятого акта; сам того не ведая, я сыграл жалкую роль палача или предателя »(Лермонтов, с. 546). Лермонтов, вставляя описания« подвигов »Печорина в композиционное ядро, постепенно подводит читателя к высшей, кульминационной точке к самому страшному из поступков главного героя: убийству на дуэли Грушницкого.Да, Грушницкий поступает не лучшим образом, соглашаясь с капитаном драконов и другими консультантами на бесчестный поступок, а именно: при подготовке оружие на дуэль, ружье Печорина осталось незаряженным.Но Грушницкого можно понять: он молод, очень молод, безумно влюблен в Марию и хочет отомстить своему врагу за возмутительную любовь и бесчисленные злодеяния. И Печорин, зная, что они не убьют его, но они просто хотят преподать ему урок, он все еще пытается довести дуэль до фатального исхода. Грушницкий, в котором его совесть заговорила, хотя она и была разбужена разоблачением Козни Печорина, действует «против правил» и позволяет ему контролировать и заряжать пистолет Печорина, который, в отличие от врага, умышленно ранившего его легко, прицеливается чрезвычайно осторожно и хладнокровно убивает Грушницкого (дистанция шесть шагов и одна позиция на краю ужасный обрыв снова предлагает Печорин). Сопровождайте трагическую, абсурдную смерть молодого человека словами: «Finita la comedia!» Следует отметить, что Печорин еще со своей встречи с Грушницким в Пятигорске предвидел возможность этой дуэли и, возможно, пытался ее получить: »(Лермонтов. С. 512). В крупнейшем, центральном из романов« Герой нашего времени », в« Княгине Марье »особенно проявляется критическое осмысление образа Печорина. Это в« Княжине Марье » что Лермонтов он явно вникает в осуждаемые стороны личности героя. Здесь он со всей полнотой и ясностью исполняет то суждение о своем герое, элементы которого были изложены выше, но которые здесь впервые получили такое широкое и широкое распространение отчетливое воплощение.

Вершина всего творчества М.Ю. Лермонтова, закономерное завершение его недолгой карьеры — роман «Герой нашего времени». Основной задачей автора при создании этой работы было нарисовать образ молодого человека своего времени. Через персонажа главного героя романа Григория Печорина Лермонтов передает мысли, чувства, поиски людей 30-х годов XIX века.

Чувство любви раскрыто в романе с большой психологической точностью. Этим чувством пронизаны многие страницы произведения. Тема любви в романе неразрывно связана с женскими персонажами: Белой, принцессой Марией, Верой, девушкой Ундиной. Яркие и оригинальные женские образы романа служат, прежде всего, для «перепрыгивания» характера Печорина.

Бела, Вера, княжна Марья… На разных этапах жизни героя они играли для него важную роль. Это женщины совершенно разных по характеру. Но их объединяет одно: судьба всех этих героинь сложилась трагически.

Из всех женских персонажей романа наибольшую симпатию вызывает черкесская женщина Бэла, простоту, изящество и женственность которой отмечал В.Г. Белинский. Бела трогает чистотой своей натуры, искренностью желаний, женской гордостью и силой чувств. По сравнению с его горячей искренней любовью мгновенное увлечение Печорина кажется поверхностным и легкомысленным. Но Бела была, по словам Белинского, «полудикий дочерью свободной глотки». Ее наивная натура долго не могла привлечь воображение и страсть Печорина.

В жизни Пекорина была женщина, которую он искренне любил. Это Вера. Кстати, стоит учесть символику его названия. Она была его верой в жизнь и в себя. Эта женщина полностью поняла Пекорина и полностью приняла его. Хотя его любовь, глубокая и серьезная, привела к Вере только страданиям: «… Я пожертвовала собой, надеясь, что однажды вы оцените мою жертву… Я был уверен, что это тщетная надежда. Я был зол!»

А что с Пекорином? Он любит Веру как может, насколько позволяет его искалеченная душа. Но попытка Печорина протянуть руку и остановить любимую женщину красноречивее любых слов говорит о любви Печорина. Повел лошадь в эту погоню, герой падает рядом со своим трупом и начинает неудержимо рыдать: «… я думал, грудь у меня лопнет; вся моя стойкость, все самообладание исчезли, как дым».

Княжна Марья описана Лермонтовым более подробно, чем Вера. Белинский о. Ее проблема — наивный романтизм, который определяет отношение Марии к людям. Ей просто нравится все загадочное и загадочное.

Воображение героини впервые соблазнил Грушницкий. Он привлекал девушку своими эффектными фразами и мнимыми несчастьями. Так Мария полюбила Пекорина, когда он предстал перед ней в роли романтического героя. Григорий Александрович казался ей еще более загадочным, непонятным и дерзким. Мария искренне считала, что Пекорин у нее тайно забрали.

В своей любви княгиня Мария как бы исполнила афористические слова Пекорина: «Женщины любят только тех, кого не знают». Лермонтов с глубоким психологизмом показал все этапы развития девичьих чувств к Григорию Александровичу. Сначала это была обида женщины, которая не обращала на нее внимания, ее не заметили. Тогда княжна Марья наивно была уверена, что она «победила» Печорина. Еще позже девочка начала бороться со своим увлечением, чувство, которое она невольно начала испытывать к Печорину. В конце концов, он все же признался герою в любви. Жалко, что слова Марии привели к горькой последней встрече героев, которая «пробуждает в ней сильное сопричастие и разливает искорку стихов в ее образ». Мария «была жертвой безответного чувства, молча страдала, но без унижения.

Печорин встречает княжну в Пятигорске, на минеральных водах. Он начинает тащить Мэри от скуки. Приближаясь к княжне, Печорин нехотя проникается к ней нежными чувствами. Подтверждением этого является его признание ей, что он моральный калека: «Я стал моральным калекой: одной половины моей души не существовало, она высохла, испарилась, умерла, я отрезал ее и оставил… Но теперь ты разбудил во мне память о ней…»

Мы считаем, что в этих словах много правды. Сам Печорин сомневается, что играет или искренне чувствует. Так или иначе, его душа на время оживает. Ведь не случайно, увидев в глазах принцессы искренний ответ на ее явную ложь, герою становится стыдно. А потом, не видя весь день княжну, Печорин в замешательстве, он не понимает, что с ним происходит: «Придя домой, я заметил, что мне чего-то не хватает, чего я не видел! Она больна! Неужели я в любви? .. Что за чушь!»

В конце концов, герой решает оставить Мэри в покое. Чтобы облегчить их разлуку, он говорит принцессе, что все это время только смеялся над ней. Еще одна любовная история в жизни Печорина закончилась болью и разочарованием.

Каждый из женских персонажей романа по-своему уникален и неповторим. Но все они имеют нечто общее — разрушительную страсть к загадочному, неизведанному — к Печорину. И только одна девушка не поддалась очарованию героя романа. Это волна из «Таманского» рассказа».

Все женщины в «Герое нашего времени» просто хотели быть счастливыми. Но счастье — понятие относительное, оно существует сегодня и завтра…

Пекорин. Произнося это имя, мы сразу вспоминаем красавца-офицера из романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Но, даже внимательно читая строки произведения, возникает множество вопросов. Кто на самом деле Печорин: циник, насмешник, бабник или полный эгоист, любящий только себя?

В произведении несколько сказок, в каждой из которых герой открывается перед нами с новой стороны. Лермонтов показывает Пекорина глазами разных лиц, а затем передает ему слово, используя форму дневника. Все это сделано таким образом, чтобы понять сложную природу героя.

Сочинение 3

Роман «Герой нашего времени» — одно из величайших произведений русской литературы. Роман раскрывает не только внутренний мир, душу героя, но и окружающее его общество.

В повести «Княгиня Мария» главный герой произведения Григорий Печорин выступает против общества воды. Водное общество — это сатирический собирательный образ всех людей, пришедших в воду. В водное общество входят люди знатного происхождения — дворяне. В этот собирательный образ Лермонтов вложил все черты своей эпохи, этот образ олицетворяет все светское общество 19 века.

Уже в первые дни пребывания на воде Печорин отмечает, что люди здесь неприятные: любят посплетничать, втайне друг другу завидуют и друг друга презирают. Во время первого знакомства с Пятигорским обществом Печорин сразу понимает всю его суть: увидев погоны армии, небольшая группа людей с отвращением отвернулась от героя, а из подслушанного разговора Григорий узнает, что единственное, что военные мечты здесь — отели в столице. Все это отталкивает главного героя, ведь он совсем другой.

На минеральных водах Печорин знакомится со своим давним другом Грушницким. Герой усмехается Грушницкому, потому что он просто пытается показать себя, чтобы его запомнили. Вроде этот герой чистый, искренний, но на самом деле его чувства ложны.

Все водное сообщество делится на несколько классов.

Первый класс — это провинциальная знать. Они пришли к водам не для того, чтобы поправиться, а для того, чтобы искать женихов для своих дочерей. Их главная цель — удачно выдать дочерей замуж, поэтому они уделяют пристальное внимание любым новичкам.

Второй класс — денди. Это люди, которые всегда чем-то недовольны, презрительно смотрят на провинциальное общество, мечтают вернуться в столицу. Модники занимаются тем, что постоянно пьют и распространяют сплетни.

Третий класс — это молодость воды. Это молодые дворяне и офицеры. Они ведут размеренную советскую жизнь, ходят на танцы и заботятся о женщинах.

Женщин следует выделять в отдельный класс. Женщины здесь — жены и дочери провинциальной знати. Их занятие — растворение сплетен и интриг, вечный флирт и короткие романы. Печорин отмечает, что женщины здесь одеты очень элегантно, в отличие от своих мужей и отцов.

Одна из вкусностей — княжна Марья. Водному обществу еще не удалось коснуться его чистой души, наложить темный отпечаток на его характер и обычаи.

Таким образом, водное общество осуждает дворянство и аристократию девятнадцатого века. Лермонтов показывает всю духовную пустоту этого общества, любовь к сплетням и интригам, лицемерию, выдумкам. Представители этого общества ведут спокойный и размеренный образ жизни, у них нет смысла жизни, моральных ценностей, они просто ничего не делают.

“Водяное общество” в романе М. (О. Лермонтова “Герой нашего времени”

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман, в котором автор ставит перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, «познать душу человека”.

Лермонтов — романтик, поэтому проблема личности — центральная проблема романтизма и, конечно же, творчества поэта. Однако новаторство «Героя нашего времени» заключается в том, что конфликт между личностью и окружающим миром разрешается самыми разными способами, как романтическими, так и реалистичными.

Печорин, главный герой романа, — социальный тип. Традиционно после Онегина его помещают в галерею «лишних людей”.

В образах Печорина и Онегина много общего: от деталей до черт характера, ситуаций, в которых они оказываются. Однако конфликт личности и общества в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине», поскольку Печорин «лихорадочно гонится за жизнью», но не получает ее, а Онегин просто «плывет по течению”.

Композиция романа подчинена главной задаче, поставленной автором, — решению проблемы личности. В журнале Печорина центральный сюжет — «Княгиня

Мария », в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный прием, как исповедь. Все художественные средства — портрет, пейзаж, диалог, детали — носят психологический характер.

Сюжет раскрывает тайну характера героя с помощью расширенной образной системы.

Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, помещает своего героя в разные среды, сравнивает его с разными людьми. Мы видим это в рассказах «Бэла», «Тамань» и «Княжна Марья”.

В психологическом рассказе «Княгиня Мария» личность Печорина противопоставляется «водному обществу», показано отношение героя к этому обществу и обществу в целом. «Общество воды» — собирательный образ представителей местной и столичной знати, в поведении и жизни которого прослеживаются все характерные черты описываемого периода. Конфликт между личностью и обществом воплотился не только в раскрытии персонажа главного героя, но и в образе «водного общества», его жизни, своих интересов, своих развлечений.

Печорин с легким презрением замечает тщательно скрытую зависть друг к другу, любовь к сплетням и интригам. Жизнь и обычаи посетителей кавказских минеральных вод, над которыми смеются и автор, и главный герой, обусловлены историей и традициями. Образ «водного общества» также дан параллельно с образом светского общества, о котором говорит Печорин и который неоднократно был объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.

В целом Печорину противостоит все «водное общество». Однако по-прежнему можно встретить героев, которые не только противостоят Печорину, но и противостоят ему.

Грушницкий — это некая пародия на Печорина. Дело в том, что Печорин — суть персонажа, поэтому Грушницкий — поза, призванная произвести впечатление, произвести впечатление на окружающих. Грушницкий — антиромантический герой. Его склонность к романтике доведена до карикатуры. Рисует, часто ведет себя неадекватно ситуации.

В повседневной жизни он ищет романтические обстоятельства, но в по-настоящему романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли позорно, трусливо, но он не может отказаться от этого, так как очень горд. В его образе много внешних деталей. Конечно, образ Грушницкого не создавался без влияния образа Ленского: оба романтики, оба погибли на дуэли, оба моложе друга-врага.

Вернер — единственный мужской образ, который сравнивают с Печориным, а не наоборот. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизмом, остроумием. Но, помимо сходства, в их персонажах есть много отличий. Печорин «неистово гонится за жизнью», Вернер пассивен. Вернер — натура менее глубокая и сложная, чем Печорин.

Перед дуэлью Печорин любуется природой и Вернер спрашивает его, написал ли он завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он носит противоречивый характер.

Все женские образы, представленные в романе, также подчинены главной задаче — раскрыть образ Печориной и показать ее отношение к любви.

Княжна Марья из всех женских образов наиболее изображена. Как и Грушницкий, она увлечена романтикой, она молода, умна, остроумна. Чистота и наивность княгини делают эгоизм Печорина еще более очевидным.

История соблазнения Марии — источник глубокого самоанализа и подробных внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Марией Печориной он рассказывает о своей судьбе .

Вера — самый мрачный образ, он очерчен неполно, но дан лишь отчасти. Это единственный женский образ, который можно сравнить с Печориным. Именно в его отношениях с Верой наиболее полно ощущается трагедия положения Печорина, его неспособность любить глубоко и искренне: ему даже не нужна Вера. Это подчеркивает одиночество героя, его неспособность по-настоящему чувствовать, раскрывает внутренний конфликт героя.

Романтическая ирония проливает свет на отношения Печорина и Веры: Печорин едет на коне, пытается догнать Веру, а затем засыпает с Наполеоном в Ватерлоо.

Кроме того, Лермонтов обращает внимание на большое количество других, менее очевидных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые без исключения подчиняются принципу набора текста, что говорит о реалистичности изображения. Роман. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников — Грибоедова и Пушкина.

Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знает обычаи степных помещичьих семей: «.. петербургский крой сюртуков ввел их в заблуждение, но, узнав вскоре армейские погоны, они с негодованием повернулись”.

Сразу узнаем о женах местных боссов, «хозяевах вод»: «.. они меньше обращают внимания на форму, их используют на Кавказе, чтобы встретить горящее сердце под номерной пуговицей и ум, пойманный под белой шапка”.

Особый класс в «водном обществе» составляют мужчины, чиновники и военные. Отдельно выделяется «молодость воды». Вообще сложно представить что-то новое, что еще не было представлено в творчестве Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, подобострастие, те же танцы, сплетни, времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как элементы общественной жизни.

Все то же самое, только с той разницей, что там мы увидели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами пытается походить на столичное. На фоне всего этого следует отметить, с какой иронией прорисованы не только конкретные изображения, но и вся атмосфера.

Следовательно, «водное общество» — не случайная тема в романе. Проблема личности, ее взаимоотношений с окружающими — главная задача всего творчества Лермонтова. В то же время традиции русской литературы XIX века продолжаются

Вариант 2

Григорий Печорин — главный герой романа М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Все произведение состоит из рассказов о приключениях молодого избалованного дворянина. В каждой главе он взаимодействует с разными людьми и компаниями. Эти отношения раскрывают истинный характер героя, проливают свет на его характер в различных жизненных ситуациях.

Отношения главного героя с «водной компанией» показаны в главе «Принцесса Мария». Столь необычное название было дано компании неспроста. Он отличается от светского, но между ними есть общие черты.

Печорин призвал людей водного общества, которые живут и приезжают в Кисловодск. Они, под предлогом восстановления целебных вод города, совершают свои нечистые и безнравственные поступки. Каждый из них старается превзойти всех в своих нечестных действиях. Но животворная вода не может исцелить греховные души людей. Именно тогда Печорин узнал о неизлечимости своей болезни и старается по-другому проводить время, но полностью поглощен жаждой приключений и эгоизмом.

Собрания компании проходят возле чистого источника, но их беседы затягиваются хуже, чем мутное болото, которое стремительно растет. В общество входят самые разные люди, включая городских помещиков, местных домовладельцев, приезжих офицеров и дам, мужей и степных модников.

Степные мужья и помещики приезжают в город за женихами для своих дочерей, но цели их не столь благородны и чисты. Их главная цель — укрепление финансового положения. Любое действие этих людей направлено на получение собственной выгоды, для которой дочери — лишь повод. Их платья не шикарные, но дети и жены одеты элегантно и элегантно. В каждом проходящем мужчине эти помещики видят объект для брака. Когда Печорин привлек внимание этих людей, это сначала вызвало интерес. Но любопытство исчезло так же быстро, как и появилось.

В эту компанию входили и жители города, владеющие домами. Их целью также было замужество или поиск любовников. Григорий особенно восхищался ими, а точнее их сладостью.

К источникам приходило много модников, и ни один из них не был похож. Они приходили туда много пить, но не за лечебной водой. Они необычайно ленивы и ищут сплетни, часто им скучно из-за возникающих проблем. Они непостоянны в отношениях с женщинами. В городах им скучно в обществе светских дам и они хотят общаться с женщинами провинции, в деревнях все наоборот.

Печорин не мог стоять на стороне этого общества и был полностью увлечен ее жизнью. На фоне этих людей он не самый злой, но такой же жестокий и распутный.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"