- Суть и краткое содержание произведения
- Особенности композиции: циклизация, анахронизм
- «Бэла»
- «Максим Максимыч»
- «Тамань»
- «Княжна Мэри»
- «Фаталист»
- Григорий Александрович Печорин
- Реалистические и романтические начала в романе «Герой нашего времени»
- Романтическое начало в романе «Герой нашего времени»
- Конфликт романтического и реалистического
- Критика романа «Герой нашего времени
- Николай I (годы жизни 1796-1855)
- В.Г. Белинский (годы жизни 1811-1848)
- С.О. Бурачёк (годы жизни 1800-1877)
- О.И. Сенковский (годы жизни 1800-1858)
- Ф. Булгарин (годы жизни 1789-1859)
- С.П. Шевырев (годы жизни 1806-1864)
- П.А. Плетнев (годы жизни 1792-1866)
- А.Григорьев (годы жизни 1822-1864)
- Виссарион Белинский
- Биография
- Детство и юность
- Литературная критика
- Личная жизнь
- Смерть
- Критика В. Белинского: роман «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)
- О композиции
- Замечания по системе образов
- Художественные особенности
Суть и краткое содержание произведения
Эти произведения и их авторы подготовили почву для написания романа о представителе русского дворянства, герое устаревшей эпохи.
Коллекция стилей
В психологическом, авантюрном, социальном и сектантском романе «Герой нашего времени» органично переплетаются лучшие черты ушедшего романтизма и развивающегося реализма. В литературных кругах до сих пор продолжаются споры по поводу определения жанра произведения: оно не укладывается в узкие рамки ни одного из них.
Многогранность проблем романа (морально-философская, социально-психологическая) определяет его психологизм, глубокое погружение в характер главного героя. Реальные исторические события здесь изложены условно, прежде всего, автора интересует история человеческой души, а она «чуть ли не интереснее и не полезнее, чем история целого народа».
Первое издание «Героя…» состоялось в 1840 году в петербургском издательстве Ильи Глазунова.
Особенности композиции: циклизация, анахронизм
Роман состоит из отдельных рассказов, путевых заметок, рассказов, дневниковых записей. Примечательно, что истинная хронология событий нарушена, для читателя главы рассказа организованы в следующей последовательности:
- Бела»;
- «Максим Максимыч»;
- Предисловие к «Дневнику Печорина»;
- «Тамань»;
- «Княгиня Мария»;
- «Фаталист».
Если бы события были выстроены в хронологическом порядке, то сначала должна была быть «Тамань» (приключенческий рассказ о контрабандистах), затем «Княжна Марья» (пребывание Печорина в кавказском санатории), затем «Бела» (ссылка Печорина) в военной крепости из-за дуэли с Грушницами), «Фаталист» (мистическая история в казачьей деревне), «Максим Максимыч» (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина через 5 лет после разлуки на Кавказе), предисловие к «Дневник Печорина».
Лермонтов не зря прибегал к методу анахронизма. Историческая реальность не имела для автора первостепенного значения. Основная задача романа — раскрыть образ центрального персонажа. Поэтому автор перетасовывает главы, фиксирует собственное время в романе и выстраивает рассказы так, чтобы в них наиболее ярко и детально раскрылся образ Печорина.
Помимо прочего, композиция «Героя…» усложняется сменой рассказчиков. Их в романе трое: странствующий офицер Максим Максимыч и сам Григорий Александрович Печорин. Таким образом, образ главного героя раскрывается с разных точек зрения: сторонний наблюдатель, друг, знающий его лично, и сам герой пишет о нем. Исследуя роман, читатель углубляется в психологию Печорина, преодолевая сначала поверхностный уровень, затем более подробный и, наконец, более глубокий уровень психоанализа: интроспекцию.
«Бэла»
История Бэлы — это история Максима Максимыча (командующего охранной крепостью на Кавказе), рассказанная неким странствующим офицером. События происходят в глухой кавказской крепости, где от скуки томится блестящий имперский офицер Григорий Александрович Печорин, сосланный в эту пустыню за какое-то светское преступление (читатель позже узнает, что это дуэль с Грушницким). Привыкший к свисту пуль, Печорин жаждет новых острых ощущений и похищает дочь у горского князя, а его любимую лошадь — у смельчака Казбича.
Имя заключенного — Бела. Ее экзотическая красота привлекает молодого офицера, готового на все, чтобы завладеть ею. Постепенно Бела привыкает и сама влюбляется в бывшего похитителя. Пара переживает чудесные дни безграничного счастья, после которых пыл Печорина ослабевает. Красота Белы не скрывает столь необходимых Печорину живого ума и образованности. Красивый дикарь скоро надоедает ему. Сильно истерзанный холодностью возлюбленной, Бела погибает от рук Казбича, который зарезал ее в отместку за украденную лошадь.
Бела становится первой невинной жертвой Печорина. В дальнейшем их список будет пополнен. Где бы ни появился этот блестящий офицер, его неизменно сопровождают боль, разочарование, слезы и смерть.
«Максим Максимыч»
В одном рассказе, свидетелем которого стал сам разъездной офицер, нет насыщенного сюжета. Встретились два старых знакомых, обменялись парой банальных фраз, пожали друг другу руки и расстались. Ничего особенного. Такие встречи случаются каждый день.
Драма момента станет понятна только тем, кто уже знаком с историей Григория Андреевича Печорина и Максима Максимыча. После пяти лет разлуки старик был готов броситься на шею товарищу, с которым они служили в одинокой крепости на Кавказе. Однако Печорин просто холодно протягивает руки и разговаривает со стариком так, будто не было тех лет службы, не было Беллы и Казбича.
Максим Максимыч — вторая жертва Печорина. И хотя бывший командир не умирает в буквальном смысле слова, с тех пор что-то в его душе прорвалось. Добрый штабс-капитан стал угрюмым и замкнутым.
«Тамань»
Разочарованный Максим Максимыч передает офицеру Печорину записи дневника, которые он бережно хранил ранее. Теперь у читателя есть возможность проникнуть в самую суть противоречивой натуры главного героя.
Описанные события имели место и перед изгнанием Пекорина на Кавказ. По долгу службы несостоявшийся петербургский студент Григорий Александрович Печорин приезжает в Тамань («худший город из всех приморских городов России»). Там он случайно оказывается в центре авантюрной истории, обнаруживает банду контрабандистов и чуть не погибает во время ночной стычки с преступниками.
Боясь, что военные разоблачат их, контрабандисты Ундина и Янко навсегда покидают Тамань, оставив слепого мальчика, который помогал им постоять за себя. И все же Печорин, ворвавшись в спокойный мир «честных контрабандистов», разрушает их привычный образ жизни — обрекает Ундину и Януса на новые странствия, а беднягу — на голод и одиночество.
«Княжна Мэри»
В главе «Княгиня Мария» Печорин отправляется к целебным водам Пятигорска. Пик сезона. Здесь собирается светское общество, приезжающее сюда из года в год. Список жертв Печорина становится еще более внушительным: от его рук умирает недавний курсант Грушницкий, горько страдает бывшая возлюбленная Вера, а юная Мария Лиговская, в которую офицер бессовестно влюбился, познает горечь безответной любви и жестокость лжи.
Хуже всего то, что действия Печорина не приносят ему пользы. Это просто жестокая игра. Жонглируйте человеческими жизнями от скуки. Если роман с Белой начался с искреннего влечения, то Пекорин уже не испытывал симпатии к Марии. Его привлекала молодость, непосредственность юной княгини, он хотел досадить высокомерному Грушницкому, влюбленному в Лиговскую, он хотел развлечь свою гордость, снова почувствовать себя победителем.
Отголосок прошлой жизни, когда Печорин умел искренне любить, — это Вера, вышедшая на воду со своим законным, но нелюбимым мужем. Наиболее примечательна одна из последних сцен повести, когда Печорин преследует экипаж на мыльном коне, который везет Веру в город. Импульсивная попытка все исправить, снова начать жить, заканчивается поражением. Печорин обречен на неудачу, причинять боль другим — его удел.
«Фаталист»
В заключительной части романа образ Печорина предстает в демоническом свете. Теперь ему не нужно ничего делать: достаточно сказать слово, и человека приговаривают к смертной казни.
В стихах Михаила Юрьевича Лермонтова сочетаются как образцы романтической поэтики, так и реалистические моменты. Такое сочетание создает неповторимую «незавершенность» его произведений.Биография Михаила Юрьевича Лермонтова — русского поэта, прозаика, драматурга, художника, в творчестве которого удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы.
Увидев «печать смерти» на лице лейтенанта Вулича, Печорин предсказывает солдату скорую смерть. Он не был убит случайной пулей, а предстал перед пьяным сельским жителем с саблей. Что это: рецепт судьбы или разрушительный яд Печорин потратил зря? Если бы он не затеял спор, Вулич остался бы до утра играть в карты, вернулся бы в квартиру со своими товарищами и не встретил бы пьяного казака.
Григорий Александрович Печорин
Образ Печорина — связующая основа «Героя нашего времени». Все события, происходящие в романе, раскрывают его более полно.
Образ главного героя разбит на сотни исследовательских статей. Одни называют его ренегатом своего времени, лишним человеком, другие, наоборот, считают Печорина типичным представителем русского дворянства. Его несчастье — болезнь века. Григорий Александрович — и жертва, и злодей, нормальный человек, не находящий своего места в жизни, и грозный демон, призванный переносить боль и разочарования.
Несмотря на негативные действия Печорина и внушительный список его жертв, он радует автора и читателя. Лермонтов же категоричен: Печориным нет места в современном мире, они обречены. Герой своего времени неизвестным образом умирает во время одного из путешествий. При каких обстоятельствах? Не имеющий отношения. Иначе и быть не могло.
Реалистические и романтические начала в романе «Герой нашего времени»
Современники восхищались огромным талантом М.Ю. Лермонтов, который в молодости сумел создать такой сложный и интересный роман, как «Герой нашего времени». Действия, происходящие в этом произведении, происходят в переломный момент для российского общества, разгром декабристов называют одним из драматических моментов в истории России.
«Герой нашего времени» вбирает в себя обстоятельства, в которых находились люди той эпохи, и Лермонтов умело показывает, как личность человека переживает происходящие изменения и как трансформируется.
Романтическое начало в романе «Герой нашего времени»
Романтическое начало романа «Герой нашего времени» перекликается с текстами поэта Лермонтова, в стихах которого рассказывается об одиночестве и печали, испытаниях, которые проходит человеческая душа, вынужденных при определенных условиях существовать.
Разочарование и потеря — постоянные спутники лирического героя Лермонтова, а также сопровождают главного героя романа Печорина. Ощутите разочарование в любви, когда черкесская женщина Белла нелепо умирает, она размышляет о том, что невозможно любить вечно, а любить какое-то время не стоит ее усилий. И несмотря на то, что его взгляды на жизнь кажутся циничными, Печорин все же открывается читателям с другой стороны.
Конфликт романтического и реалистического
он способен переживать счастливые и безмятежные моменты, когда он вспоминает высокое звездное небо и когда он чувствует величие окружающей его природы. Когда повествование идет от самого Печорина, читатель может почувствовать, насколько тесно связаны романтические и реалистические начала в жизни самого героя: это определяет его противоречия и те противоречия, которые провоцирует само произведение.
Печорин безжалостен к себе, смотрит на себя и свои действия с чрезмерной трезвостью и откровенностью, он только хочет принять действительность и не хочет себя обманывать. Печорин невероятно активный и активный человек, он не испытывает потребности в спокойствии и постоянном счастье. Однако он чувствует себя в этом мире неизмеримо одиноким и лишним. Внутри Печорина идет постоянная борьба, одна часть его личности жаждет обновлений и приключений, а другая — жесткой и деструктивной критики первой.
Критика романа «Герой нашего времени
Мнение критиков о «Герое нашего времени», прежде всего, зависело от того, что Лермонтов играл героя, вобравшего в себя наиболее очевидные черты прорыва. Критики отмечали, что созданный Лермонтовым рассказ передает «полноту впечатления», поскольку сам автор писал роман не для конкретной цели, а с большим творческим желанием выразить себя, «изливая душу» в сложившейся ситуации разработан для своей родины.
Мнение Белинского отражает общее мнение современников об этом романе. В первую очередь Белинский восхищался художественным талантом Лермонтова, единством мыслей и выводов, нашедших свое место в столь сложной композиции романа, и его ролью в раскрытии характера Печорина. Он очень ценил реалистическую сторону Героя нашего времени, потому что Лермонтов не создает идеального и первозданного образа главного героя — напротив, он изображает настоящего, живого человека, страдающего противоречиями и не являющегося образцом идеального моральное поведение.
И несмотря на то, что после прочтения романа может возникнуть мрачное чувство недосказанности и незавершенности, Белинский отмечает, что в этом талант и достоинство Лермонтова как писателя. Ведь «Герой нашего времени» — это история грустной души, жившей в вневременной эпохе, и Лермонтов сумел изобразить ее с более реалистичной стороны.
Николай I (годы жизни 1796-1855)
Важнейшей исторической фигурой, написавшей рецензию на роман в своем письме, был император Николай I. Однако в этой рецензии важно учесть негативное отношение властей к самому автору романа (ссылки Лермонтова с Кавказа непризнание заслуг).
Впервые император цитирует роман 13 июня 1840 года, что свидетельствует о положительной оценке первого тома романа:
Я проработал и прочитал весь «Герой», который хорошо написан.
Однако на следующий день счет уже хуже:
Я работал и продолжал читать работы господина Лермонтова. Я считаю, что второй том менее успешен, чем первый.
А вечером того же дня отношение к роману становится отрицательным:
я дочитал «Героя» до конца и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть модной. Это то же самое изображение презренных и невероятных персонажей, которое встречается в сегодняшних зарубежных романах. Такие романы портят мораль и закаляют характер. И хотя вы с отвращением читаете эти кошачьи вздохи, они тем не менее производят болезненный эффект, потому что в конце концов привыкаешь верить, что весь мир состоит только из таких особей, для которых даже красивые действия совершаются только для подлости..и грязные соображения .. какой результат это может дать? Презрение или ненависть к человечеству! Но разве в этом цель нашего существования на Земле? Люди уже слишком склонны становиться ипохондриками или человеконенавистниками, так зачем же возбуждать или развивать такие склонности с помощью таких писаний! Так что, повторяю, на мой взгляд, это жалкий подарок, свидетельствующий об извращенном уме автора. Хорошо определен характер капитана. Переходя к рассказу, я надеялся и радовался, что он станет героем наших дней, потому что в этой категории людей гораздо больше реальных людей, чем тех, кого так без разбора награждают этим эпитетом. Несомненно, у кавказского тела их много, но как их отличить редко кто умеет. Однако капитан предстает в этом эссе как не сбывшаяся надежда, и г-н Лермонтов не мог уследить за этим благородным и таким простым персонажем; он заменяет его презренными, неинтересными лицами, которые, вместо того чтобы скучать, им лучше оставаться в темноте, чтобы не вызывать отвращения. Удачного путешествия, г-н Лермонтов, возможно, вы проясните себе голову в среде, в которой вы сможете завершить образ своего капитана, если когда-нибудь сумеете понять и обрисовать его в общих чертах
В.Г. Белинский (годы жизни 1811-1848)
Самый известный критик романа — В.Г. Белинский, отзывы о котором чаще всего встречаются в Интернете.
Первая публикация вышла сразу после выхода рассказа «Бэла». Белинский отрицательно отзывается об истории, отмечая простоту, лаконичность и наивность рассказа. При этом, напечатав отдельное издание романа, Белинский подчеркивает оригинальность и оригинальность произведения, рассматривая роман в целом, впервые говоря о постепенном раскрытии главного героя, от главы к главе следующий прочее.
Вопреки мнению большинства реакционных критиков, считавших роман клеветой на русскую жизнь, Белинский защищает Лермонтова, утверждая, что Печорин прочно связан с действительностью:
«Искусство поэта должно заключаться в практической реализации задачи: как сформировать данный природой характер в тех обстоятельствах, в которые его поставит судьба»
значение анализа Белинским образа Печорина трудно переоценить. В нем получена одна из основных черт характеристик русского критического реализма XIX века: изображение персонажа типичного представителя современного общества дано таким образом, что это приводит к отрицанию сложившихся в обществе отношений. Именно Белинский инициировал серию критики «лишних людей» и противостояние Онегина и Печорина.
С.О. Бурачёк (годы жизни 1800-1877)
Первая реакционная критика принадлежит перу С.О. Бурачка, объединяющему самого Лермонтова с Печориным. В целом он дает роману крайне отрицательную оценку:
Там, где духовные силы хотя бы минимально живы, для тех эта книга отвратительно невыносима
Бурачек с негодованием отмечает отсутствие в романе национальности и правдивости. Впервые мнение о романе звучит как клевета на российскую действительность:
нет ни религиозности, ни национальности
Единственный неизбежный персонаж, по его словам, — это Максим Максимыч, но на это уделяется слишком мало времени.
О.И. Сенковский (годы жизни 1800-1858)
Сенковский дал отзыв, который можно неправильно понять. Сначала пишет положительно:
Г. Лермонтов с радостью выпутался из труднейшего положения, в котором может оказаться лирик, между преувеличениями, без которых нет лиризма, и правдой, без которой нет прозы. Она носила плащ правды, чтобы преувеличить, и это платье им очень идет
Затем, после выхода второй редакции, все меняется:
«Ни за что выше милого студенческого скетча« Героя нашего времени »не дадите»
Ф. Булгарин (годы жизни 1789-1859)
Замечательна рецензия Ф. Булгарина на «Северную пчелу». Отзыв настолько положительный, что вызывал сомнения в его честности. Так Белинский писал о ней:
появились ложные друзья, которые спекулируют именем Лермонтова, чтобы поправить свою незавидную репутацию в глазах толпы с мнимой беспристрастностью
Сам Булгарин так описывает впечатление от романа:
Я не читал лучший роман на русском
Булгарин продолжает идею Белинского о болезни общества, рассмотренной в романе, но считает, что эта болезнь вызвана Западом. Он утверждает, что Печорин — это всего лишь моральный урок:
К чему приводят блестящее образование и все светские преимущества без положительных правил, без веры, надежды и любви
С.П. Шевырев (годы жизни 1806-1864)
Он дал наиболее полную оценку романа из реакционного лагеря. И эта оценка не лестная:
Все содержание рассказов г. Лермонтова, за исключением Печорина, принадлежит сущности жизни; но сам Печорин, за исключением его апатии, которая была только началом его моральной болезни, принадлежит к миру сновидений, порожденному в нас ложным отражением Запада. Этот призрак, только в мире нашей фантазии, имеет материальность
Шевырев считал образ Печорина не только нереальным, но и в буквальном смысле неполноценным и вдохновленным западными идеалами:
Печорин — один из тех злых пигмеев, которыми сегодня изобилует художественная и драматическая литература Запада
П.А. Плетнев (годы жизни 1792-1866)
Еще одну положительную оценку дал П.А.Плетнев, отметивший большой талант писателя.
отмечен печатью истинного таланта; каждый взял на себя яркие и светящиеся краски эпохи своего творения; всем суждено молча выслушивать угрюмые выходки судей, которые, лишенные способности думать и чувствовать, утешают себя в своем неотъемлемом праве — все в привлекательной и живой форме ругать
А.Григорьев (годы жизни 1822-1864)
Григорьев пишет:
Печорин, несмотря на свою впечатлительность, по-прежнему обладает достаточностью самого себя, обожая только себя, который не страдал болезненно от того благородного и изящного страдания, которое, находя в себе пищу, неумолимо переживает маленький и ограниченный эгоизм, чтобы создать сознательный эгоизм проникнуты чувством целого и уважением к себе и другим как части большого целого
Посмотрите, как в самом Лермонтове гасится и очищается этот эгоизм, как это чувство любви от скуки и праздности, чувство души, страдающей от пустоты, чувство отрицания трансформировалось в рациональную и человечную идею в стихах его последнего эра
Григорьев сомневался в способностях Лермонтова как мыслителя и пытался доказать, что руководство Лермонтова мертво.
слово о деятельности Лермонтова по самой своей природе не могло развиваться. Это слово было протестом личности против реальности, протестом, который исходил не от ясного понимания идеала, а от условий, которые заключались в болезненном развитии самой личности
Виссарион Белинский
Виссарион Белинский — ведущий представитель русского критического мышления XIX века.
Биография
Виссарион Белинский — ведущий представитель русского критического мышления XIX века. Он стал основоположником этого художественного движения в России. Писатель поддерживал западные идеи и предвосхищал современную буржуазную мысль. Его произведения получили высшее признание спустя годы после смерти автора.
Детство и юность
Виссарион Григорьевич Белинский родился в Финляндии 11 июня 1811 года в семье врача. Когда мальчику было 5 лет, Белинские покинули свои дома и переехали в Пензенскую область. Здесь юный Виссарион изучал грамоту у местного учителя, а затем начал ходить в школу. В 1825 году он стал учеником местной гимназии. Русский язык и литература были главной любовью мальчика. Он впал в небытие при чтении книги или журнала.
Образование в округе было плохим. Визарион перестал посещать занятия, так как они не приносили желаемых знаний и удовлетворения. В 1825 году Белинский совершил поездку в Москву, где поступил на речевой факультет главного университета города. У семьи не было достаточно денег, чтобы прокормить сына, но это его не остановило. Самодовольный молодой человек дожил до тех пор, пока не получил стипендию. Белинский получил образование за государственный счет.
Постепенно вокруг умного юноши собрался небольшой кружок. Александр Герцен, Николай Станкевич, Николай Огарев и другие любители литературы и философии встретились в его крохотной комнате в общежитии университета. Друзья обсуждали различные произведения, делились своим мнением о политической ситуации в стране, рассказывали об общественном устройстве и искусстве в России. Между собой студенты назвали импровизированное объединение «Литературное общество № 11».
Через год после начала учебы Белинский написал свое первое произведение. Это был спектакль «Дмитрий Калинин». Мудрец говорил о проблемах крепостного права. Автор осудил традиционные фонды и права собственности.
После рассмотрения работы Цензура МГУ запретила ее публикацию. Кроме того, студенту угрожали принудительными работами и ссылкой. За первым неудачным опытом последовала болезнь и изгнание. В 1832 году учителя решили, что у юноши слишком слабое здоровье и скромные способности к обучению. Ему было отказано в возможности получения образования. У Белинского не было денег. Чтобы заработать на жизнь, он брал литературные переводы и частные уроки.
Литературная критика
Начав самостоятельную жизнь, Белинский познакомился с Борисом Надеждиным, основателем журнала «Телескоп». Новый друг предложил писателю скромную работу в виде перевода статей для публикации. Постепенно, чувствуя себя по-своему, Белинская решилась на дело всей своей жизни. В 1834 году была опубликована первая критическая статья писателя, ставшая основой его карьеры.
Вместе со знакомым Станкевичем с 1833 года Виссарион Григорьевич часто посещал литературные круги Константина Аксакова и Семена Селиванского. Писатель часто переезжал из одной квартиры в другую, так как его доход был крайне низким и не было подходящего места для литературной деятельности. Он временно останавливался у друзей: в квартире Бориса Надеждина, в доме Александра Сухово-Кобылина, и даже жил в здании МГУ. В 1835 году Белинский устроился секретарем к писателю Сергею Полторацкому.
В 1836 году был закрыт журнал «Телескоп», что практически уничтожило Белинского, который в то время был заведующим отделом критики. Только поддержка близких друзей позволила литературному деятелю сводить концы с концами. Аксаков пригласил Белинского преподавать в Константиновском геодезическом институте, и в школьный период у человека была постоянная работа.
В том же году он был назначен внештатным редактором журнала Moscow Observer. Издание было закрыто через 3 года, и Белинский снова оказался без работы и средств к существованию. Его спас Арсений Краевский, возглавлявший критический отдел журнала «Отечественные записки». В редакции писатель сдружился с Василием Боткиным. Затем Белинский уехал из Москвы и переехал в Санкт-Петербург.
Виссарион Григорьевич с юных лет интересовался философией, романтизмом в литературе, он был протагонистом идей Гегеля и Шеллинга. С 1840 года разрешено делать резкие заявления о детерминированном прогрессе, ставя судьбу конкретного человека выше судеб и интересов мира. Демонстрируя свою приверженность идеализму, Белинский был атеистом и в своих письмах к Гоголю осуждал церковные традиции.
Биография автора полностью связана с литературной критикой. Патриот и западник, он выступал против славянофильской идеи, воспевающей патриархат и устаревшие устои. В то же время писатель оказался ярым противником народничества. В своих произведениях он подтверждал важность реалистических принципов в литературе.
Белинский был основоположником научного подхода в этом направлении и продвигал «естественную школу». Ее основателем критик назвал Николая Васильевича Гоголя.
Виссарион Григорьевич разделял духовную и физическую природу человека, видя источник прогресса в развитии прогрессивного сознания и идей. Белинский говорил, что искусство — это способность мыслить образно, а это почти так же сложно, как мыслить логически.
Благодаря Виссариону Белинскому возникло литературное восприятие русской духовной культуры, и автор в ней приобрел статус оратора, описывающего судьбу государства. Творческое наследие писателя состоит из множества критических статей и описаний состояния русской литературы середины XIX века.
Личная жизнь
Несмотря на большое количество понимающих и понимающих друзей, Белинский часто испытывал чувство одиночества и мечтал о настоящей семье. Тяжелое финансовое положение и тяжелое здоровье сделали личную жизнь писателя еще более мрачной.
Возлюбленной Белинского была Мария Васильевна Орлова. Они познакомились еще при жизни Белинского в Москве, а в 1842 году снова встретились после расставания. Орлова восхищалась творческими поисками критика и видела в нем новатора. Влюбленные подобрались. В 1843 году Виссарион Григорьевич приехал к Марии Васильевне погостить на лето. Их нежная связь укрепилась, и писатель сделал предложение руки и сердца. Венчание состоялось 12 ноября 1843 года в церкви Строительного училища. Роскошного торжества не было. Знаменитый день отметили домашним чаем.
Семейная жизнь принесла Белинскому новые обязанности, и он соглашался на любую работу, чтобы прокормить себя и свою жену. Платой за невзгоды стали домашний уют и душевная гармония, которые писатель обрел в браке. Усилий мужа было недостаточно. Белинский часто болел, денег ни на что не хватало.
Писатель очень любил детей. В 1845 году у Белинского родилась дочь Ольга. Став отцом, Виссарион Григорьевич старался все свободное время проводить с ребенком. 24 ноября 1846 года у него родился сын Владимир, но через 4 месяца мальчик умер.
Смерть
Здоровье Белинского постоянно беспокоило. Он часто болел и страдал от приступов чахотки. Критик точно знал свой диагноз, хотя смеялся над ним перед женой и друзьями. Кашель усилился, а плохое самочувствие не изменилось. В 1845 году писатель был вынужден отказаться от работы в журнале. Он уехал на лечение на юг России, а по возвращении стал работать в журнале «Современник».
Лечение за границей, проведенное в 1847 г., не помогло. Смерть новорожденного сына стала тяжелым ударом. Потребление не поддавалось и в 1848 году стало причиной смерти критика. Белинского похоронили на средства своих верных друзей на Волковском кладбище. Сегодня цитаты и портреты литературного деятеля XIX века украшают учебники философии и истории литературы, а в городах России есть памятники, посвященные Виссариону Белинскому.
Критика В. Белинского: роман «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)
В своей статье «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова », написанного в 1840 году, классик русской критики В. Г. Белинский отмечает, прежде всего, присущий русской литературе дуализм, которого нет в произведениях зарубежных писателей. Здесь сосуществуют талант и бездарность, стремление к дешевой «электрификации» (М. Е. Салтыков-Щедрин) публики и подлинное понимание национального менталитета.
По словам Белинского, на арене наконец-то появился настоящий творец, одинаково одаренный как в поэзии, так и в прозе, талантливый во многих смыслах и в самых разных смыслах. М.Ю. Лермонтов — талант, сочетающий лирическую поэзию и историю современной жизни, что сближает его с Пушкиным. В рассказах Лермонтова есть драматическое движение, которое, несомненно, было бы невозможно без столь блестящего предшественника.
Начало романа, на первый взгляд, не дает нам точного и полного представления о Печорине. Однако это впечатление обманчиво: мы проникаемся его чувствами, мы начинаем думать о нем. Все остальные люди, окружающие главного героя, группируются вокруг него, образуют с ним группу. В этом выражается единство мысли, пронизывающее роман, его характерная завершенность, цель и обособленность целого.
(Главный герой — Печорин)
Белинский указывает: такая замкнутость и завершенность свойственны всему живому, и это естественная особенность, наиболее ярко проявляющаяся в человеке. Следовательно, главный закон мировой жизни — выделение и изоляция общего в отдельном явлении. Этот закон также применим к искусству, поскольку художник трансформирует и организует творческое мышление в произведение искусства. Очевидно, что Лермонтов, как настоящий художник, отлично справился с этой задачей и сумел показать процесс развития «органического» из «себя».
Критик исследует персонажей, представленных в романе, и дает каждому адекватное определение, подчеркивая прямое влияние обстоятельств на развитие природы. Таким образом, Максим Максимыч, наделенный добрым и «человеческим» сердцем, не получил должного развития, а потому стал лишь активистом, но по-своему усердным, мужественным и благородным активистом. Кроме того, автору достаточно лишь нескольких точных деталей, чтобы очертить его характер, и теперь мы имеем типично русскую натуру. «Максим Максимыч» — это уже не имя собственное, а имя нарицательное. На примере рассказа «Бэла» Белинский также отмечает присущую Лермонтову легкость повествования: он течет свободно, как горная река.
читателю приятно и просто ориентироваться в этих волнах, и теперь он уже в «Тамани». Эта история отличается причудливым местным колоритом, которым невозможно не восхищаться. Мы тоже очарованы красивой девушкой. А насчет главного героя. Он по-прежнему остается таким же загадочным человеком. Узнав его истинные намерения, мы готовы считать Печорина «ужасным» человеком, но он лучше многих: он обладает той стойкостью, которая делает простого смертного подобным борцам с Богом. Даже в своих заблуждениях он прекрасен.
ему суждено познать самого себя, но это в будущем. Между тем, герой должен страдать и служить причиной страданий, подниматься и падать до упора. И даже если из-за него кто-то умирает, такова жизнь, реальность, законы природы. Как любой человек, наделенный чувством и разумом, он живет в постоянной боли, что, однако, не мешает ему быть холодным наблюдателем. В душе Пекорина два человека, один из которых действует, а второй его заслуженно осуждает. И эта двойственность — не результат модной «верности» и «байронизма», а плод горького опыта, который привел к тому, что один человек умер, а другой еще не родился. Это состояние перехода — суть рефлексии, выражающейся в отвращении к любой деятельности и к самому себе.
Возможно, Печорин причинил вред, но, по словам Белинского, он сам сильно за это пострадал. Он не эгоистичен, как принято считать, его сердце — благодатная почва, на которой могут расти цветы доброты и любви. Природа глубоко рефлексивна, он в теории намного выше Онегина, он мчится и ищет, он жаждет понимания и признания людей гораздо менее достойных его, комфорта и страстей, чувств и мыслей. Он найдет это.
О композиции
«Постепенное проникновение во внутренний мир героя… Во всех рассказах есть мысль, и эта мысль выражается в одном человеке, который является героем всех рассказов он был показан под вымышленным именем, чтобы его не узнали, и поэтому автор показывает его вам сразу же при встрече с Максимом Максимычем, рассказавшим ему историю Белы… Наконец, в руках автора журнал Печорина В очень поэтичной повести «Тамань» герой романа является автобиографом, но это только делает загадку еще более заманчивой, и ответа пока нет. Наконец, вы переходите к княжне Марье, и туман рассеивается романа, как горькое чувство, прилипает к вам и преследует вас. Вы, наконец, читаете «Фаталиста», и хотя в этой истории Печорин не герой, а всего лишь рассказчик несчастного случая .. странная вещь! подробнее, ты больше думаешь о нем, и ты чувствуешь себя еще более грустно и больно оросо».
Замечания по системе образов
Максим Максимыч. «Типа старого кавказского активиста… Ментальный кругозор очень ограничен… Какое теплое, благородное, даже нежное сердце бьется в железной груди!»
Азамат. «Дикарь, вор по происхождению, для которого нет ничего дороже на свете, чем оружие и лошадь, и для которого желание — медленная пытка на медленном огне».
Бела. «Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину, как только увидят его, но не признаются ему в любви сразу, они не сдадутся в ближайшее время, но, сдавшись, они больше не могут принадлежать другому или себе».
Грушницкий. «Идеальный молодой человек .. произвести впечатление — его страсть… Часто в их душах много хороших качеств, но ни цента стихов».
Мария. «Эта девушка не глупа… ей недостаточно любить того, к кому бы ее чувства привлекли; обязательно, чтобы она была несчастной и ходила в тяжелой серой солдатской куртке».
Вера. «Это больше похоже на сатиру на женщину, чем на женщину».
Пекорин. «Его страсти бурны, они очищают сферу духа, его заблуждения — это острые болезни молодого тела, которые укрепляют его на долгую и здоровую жизнь. Так силен его инстинкт правды!»
«Его беспокойный дух требует движения, активность ищет пищи, его сердце жаждет интереса к жизни… В этом человеке есть сила духа и сила воли».
«На самом деле в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и обсуждает их, а точнее осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения природы… — противоречие между глубиной природы и благочестием поступков одного и того же человека».
«Это переходное состояние ума, в котором для человека все старое было уничтожено, но по-прежнему нет ничего нового, и в котором для человека есть только возможность чего-то реального в будущем и совершенного призрака в подарок. Нет полноты ни в одном чувстве, мысли или действии».
«Нет, это не эгоизм! Эгоизм не страдает, он не винит себя, он доволен собой, доволен собой. Страдание — удел любви».
«Печорин, Лермонтова… Это Онегин нашего времени… Но как Онегин Печорин выше в художественном отношении, так и Печорин по идее выше Онегина. Однако это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову».
Художественные особенности
«Герой нашего времени» — это серия кадров, заключенных в одну большую рамку, которая состоит из названия романа и единства героев»