Трагедия Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова

Кто Печорин виновник или жертва трагедии

Трагедия личности

Набор ваших качеств — выбор каждого. Печорин спокойно, холодно и рассудительно анализирует собственное поведение. Он знает, как заставить других страдать, и не идет на компромисс в отношении принципов, когда в своей игре ему приходится разрушать судьбы других. В сложности задачи он видит вызов, и не останавливается на моральном выборе, даже если нет реального смысла дела. Из-за его прихотей люди умирают и страдают, но это его не останавливает. Печорин умеет оценивать себя объективно, но сознательно снова и снова не делает выбора в пользу нравственности. Все это похоже на какой-то эксперимент над собой. Трагедия в том, что выбор в пользу цинизма сделан сознательно.

Трагедия поколения

Как время влияет на человека? В 1930-е годы, когда работа была написана, мораль и этика действительно обесценились. Печорину наскучила жизнь, он не преследует высокоморальных целей. В его время не было великой идеи, ради которой вы хотели бы жить, к которой вы хотели бы стремиться, что вы должны быть нравственным человеком. Печорин наделен множеством положительных качеств. Но сроки их использования диктует само время. Например, Печорин обладает прекрасной интенциональностью. Но он использует это не на благо общества, а для удовлетворения своих прихотей. По пути он уносит с собой и ломает многие жизни и судьбы.

Причина трагедии для него кроется в обществе. По его словам, именно это сделало его «моральным калекой». Он понимает свой распад, он видит себя изнутри. Но он привык так жить и больше не может вернуться в русло хорошей, нравственной и праведной жизни. Цинизм и холодность в его глазах стали для него маской, за которой ему удобно прятаться от самого себя.

Трагедия поколения в том, что талантливым и образованным людям не с чем заниматься. Время диктует условия, в которых теряется человек с задатками положительного героя.

Эта тема актуальна и сегодня. Время влияет на людей, нравится им это или нет. Но нужно помнить, что выбор самого себя остается за каждым. Вы можете быть ведомыми обществом, стать «моральным калекой», обречь себя на трагедию. Но чтобы противостоять этой тенденции, требуются сила и твердость характера. Стать героем своего времени — значит отличаться от сверстников положительно и не уподобляться массам, пожинающим все отрицательные качества.

Особенность героя

Чтобы понять, почему Печорин «лишний человек», нужно обратиться к его действиям. Из них ясно, что он эгоистичен и этот эгоизм отдаляет его от людей, не дает ему сблизиться. Как будто он стоит на сцене и со стороны наблюдает за происходящим на сцене, только эта сцена — жизнь, в которой он не хочет участвовать.

Жизнь Грегори не всегда была скучной и однообразной. Раньше он жаждал новых знакомств, но окружение сделало его расчетливым и циничным человеком, лишило смысла существования.

Потому что Печорин - еще один человек

У него забирают любовь, девушку Веру, и это сильно влияет на эмоциональное состояние Печорина, ведь она единственная женщина, к которой он испытывал чувства. Они не могут быть вместе из-за социальных границ, его брак потрясает героя, и он разочарован в любви и отныне считает это своей слабостью.

Разочарование в дворянском обществе, интересы которого становятся равнодушными для Печорина, отдаляет его от прежних знакомых. Он решает искать новые ощущения в другом месте, отправляясь на Кавказ, сражаясь, воплощая новое и такое «лишнее» во встречах и общении с новыми людьми. Но ничто другое не может привести Григория в чувство, и всякое спасение временно.

Все эти факторы оказывают на него неизгладимое влияние. Созданный благородным обществом, он отказывается от него, становясь для них непонятным и чуждым. Это делает его «лишним человеком» во всех отношениях.

Интересы Печорина

Печорин — довольно интеллигентный человек, «герой нашего времени» неоднократно доказывал, что не принимает общество в силу своего разума, и не наоборот. Он мог сделать много полезного для знати, но из-за разочарования в своих принципах существования отказывается от всего, что его с ним связывает.

Печорин культурный человек, увлекается изучением литературы, но со временем этот интерес остывает. Так что Григорий любит светские вечера с их задатками, но это его скоро раздражает.

Его душа ищет чем заняться, где может быть полезно и нужно, проявить все свои способности. Он понимает, насколько странно для окружающих, что его поездка на Кавказ — это попытка убежать не только от себя, но и от ненавистного общества.

Его жизненная позиция открывается читателю в беседах с доктором Вернером, единственным другом Печорина. Рядом с ним герой дает рассуждать: «Люблю сомневаться во всем: такой склад ума не мешает решительности персонажа». Вернер чем-то похож на Печорина: он тоже замкнут и отчужден от мира. В этом контексте они сходятся.

Представитель молодого возраста молодежи отчаянно пытается найти свое место хоть в чем-то: в любви, в работе, в дружбе. Он не может, потому что он играет с женщинами, он не может доверять окружающей среде, он манипулирует судьбой и проверяет ее. Все вокруг страдают от рук Печорина, и в глубине души он это понимает.

Печорин — тип «лишнего человека»

Белинский утверждал, что Онегин был героем своего поколения и что его сходство с Печориным меньше, чем расстояние между реками Онегой и Печорой. Однако между этими двумя персонажами есть некоторое сходство. Оба — дворяне, любившие вековые удовольствия. И Онегин, и Пекорин разочаровались в своем окружении и поставили себя выше него; они также обладали экстраординарными умственными способностями, но не могли ими пользоваться. И обоих героев можно назвать «лишними людьми», потому что они не смогли интегрироваться в социальную структуру общества…

Печорин жил в эпоху политической реакции, и это существенно повлияло на его внутренний мир. У героя просто не было «питательной почвы» для развития личности и самовыражения.

Главный герой романа чрезвычайно одарен, читатель сразу замечает его высокий интеллектуальный уровень, сильные увлечения и глубину души. Природный ум Печорина, развитый и обогащенный культурой и богатым жизненным опытом, делает его человеком проницательным, однозначно угадывающим людей и их переживания.

Печорин — очень сильная личность, у него есть воля и жажда действий. Однако этот персонаж полон противоречий. Глаза, которые не смеются, утомленная походка, крепкое телосложение и энергия — даже во внешности есть противоречия. «Болезнь» тогдашнего героя можно анализировать шаг за шагом.

Во-первых, Печорин мечется между двумя принципами: с одной стороны, герой — циник и скептик, с другой — он жаждет живой активности и ярких впечатлений.

Во-вторых, этот персонаж не может найти баланс между разумом и чувствами, эгоизмом и состраданием. Он глубоко анализирует себя, чужие поступки, но в то же время Печорин обладает добрым сердцем и способностью понимать окружающую действительность. Герой очаровывает княжну Марию на самоутверждение за счет Грушницкого, издевается над «водным обществом», забирает Белу до смерти, анализирует ее мысли до изнеможения. И при этом в слезах бежит за Верой, открывает душу принцессе, любуется природой перед дуэлью.

Именно эти противоречия делают Печорина излишним в обществе. Он не может полностью раскрыть свои склонности, проявить себя в силу социальных и политических факторов. Внешняя среда загоняет его в тупик. А внутренний мир, бесконечные «размышления» и анализ, пожирают всю духовную силу героя. Поэтому Печорин — «еще один человек».

Внешность персонажа

Лермонтов посвящает «Герою нашего времени» отдельные фрагменты, чтобы показать, как выглядит его «лишнее лицо». В облике Григория сосредоточены характеристики типичного персонажа эпохи романтизма:

  1. В романе изображен молодой человек лет двадцати пяти.
  2. Черты лица благородные, темные усы и брови. Единственное, что мешает, — это свет, а не черные локоны.
  3. Глаза Печорина «никогда не улыбаются», в них отражается его душа.
  4. Пальцы его рук аристократично длинные и бледные, хотя сам он невысокий, среднего телосложения.
  5. Всегда хорошо одет и хорошо одет.
  6. Плащ — непременный атрибут его образа.

В тексте неоднократно подчеркивается, что Печорин отличается от других не только внешне, но и поведением. Все в нем кричит, что герой другой, поэтому он привлекает внимание всех окружающих.

Причина индивидуальности

Григорий отличается эгоистичным характером. Печорин объясняет это состояние внутренней пустотой. Почему молодой человек стал смотреть на людей со стороны, например, на актеров театральных постановок? Жизнь мальчика была пустой и однообразной. Все действия были интерпретированы, по словам Григория, неверно, по его усмотрению. Его анализировали такие же пустые люди, развращенные ленью и достатком. Парень хотел быть скромным, его пытались в чем-то разоблачить, он стал скрывать свои чувства и мысли.

Не получая искренней ласки и заботы, он становится злым и жестоким. Юноша верил в любовь и ожидал этого, но по недоразумению возненавидел женщин и мужчин. Постепенно Григорий отошел от дворянского общества, настоящих друзей среди военных не нашел. Он начинает чувствовать себя «лишним человеком». Наблюдая за происходящим со стороны, проводя постоянные эксперименты, где в центре внимания человеческие отношения, он становится хитрым циником, заранее знающим результат своих действий.

Черты характера

В поисках острых ощущений молодой человек часто пренебрегает чувствами окружающих. Он изо всех сил старается получить то, что хочет. Основываясь на действиях, можно кратко выделить основные особенности его поведения:

  1. Бесстрашие и желание дойти до конца — фатализм (принимает на дуэль, входит в дом убийцы Вулича и т.д.).
  2. Потакая любому желанию, даже мелкому, он от скуки влюбляется в юную принцессу, а потом разбивает ей сердце.
  3. Незнание того, что ему действительно нужно от жизни, отсюда череда безрассудных действий, приведших к множеству трагедий, например к гибели Белы.
  4. Недоверие, с которым он относится ко всем окружающим, в том числе к тем, кто заботится о его благополучии: Вера, Максим Максимыч, Вернер.

На протяжении всего романа читатель видит перед собой измученную, морально истощенную личность. Печорин, несомненно, наполнен изнутри различными чувствами и переживаниями, но он убежден, что они никому не нужны, и предпочитает скрывать их от всех. Поэтому можно назвать Печорина еще одним человеком. В творчестве Лермонтова герой демонстрирует окружающим свою внутреннюю пустоту и выстраивает вокруг своего сердца стены, через которые никто не может прорваться.

Можно предположить, что Печорин — «маленький человечек». Однако это не так. Он знает цену своей жизни, он может управлять ею и принимать важные решения, он просто не хочет этого.

Знание людей

Можно ли назвать такое плохое качество Печорина пониманием психологии людей, причин их действий? Другое дело, что он использует его не по назначению. Вместо того чтобы делать добро, помогать другим, играйте с ними, и эти игры, как правило, заканчиваются трагически. На этом история с горянкой Белой закончилась, и Печорин уговорил ее украсть. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес и вскоре Бела пал жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Марией тоже ни к чему хорошему не привела. Вмешательство Печорина в его отношения с Грушницким привело к тому, что княгиня разбила сердце, а Грушницкий погиб на дуэли.

Умение анализировать

Свои блестящие аналитические способности Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Марья»). Вполне логично подсчитать, что княгиня Лиговская интересовалась ее личностью, а не дочерью Марией. «У вас есть замечательный дар, — говорит Вернер. Однако даже этот подарок не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но разочаровался в изучении науки, потому что видел, что никому в его обществе знания не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» дает множество поводов обвинить его в бесчувственности. Казалось бы, он плохо себя вел по отношению к своему давнему другу Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они съели больше мешка соли, находится в одном городе, Пекорин не спешил ему навстречу. Максим Максимыч очень рассердился и обиделся на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что он не оправдал ожиданий старика. «Разве они не такие?

Храбрость

Смелость и бесстрашие — черты характера, благодаря которым без двусмысленности можно было сказать «Печорин — герой нашего времени». Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем того, как Печорин «пошел к кабану один на один»), и на дуэли (он не побоялся застрелить Грушницкого в условиях, явно проигрывая ему), и в ситуации, когда он был необходимо усмирить разъяренного пьяного казака (глава «Фаталист»).

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, жаждущим похвалы, но он весьма горд. Он очень обижается, если женщина не считает его лучшим и предпочитает другого. И он всеми силами пытается привлечь ее внимание. Так случилось с княжной Марьей, которая сначала любила Грушницкого. Из анализа Печорина, который он сам делает в своем журнале, следует, что для него было важно не столько завоевать любовь этой девушки, сколько отговорить ее от конкурента. «Я также должен признать, что неприятное, но знакомое чувство легко пронеслось в моем сердце в тот момент; это чувство — это была зависть .. вряд ли найдется молодой человек, который, встретив красивую женщину, которая привлекла его праздное внимание и вдруг отчетливо различила другую, неизвестную ей, вряд ли, скажу я, будет такая молодому человеку (очевидно, жившему в большом мире и баловавшему свою гордость), что бы на него это не повлияло неприятно».

Печорин любит во всем побеждать. Ему удалось передать интерес Марии к своей персоне, заставить любовницу Белу гордиться, добиться от Веры тайной встречи, победить Грушницкого на дуэли. Если бы у него была достойная работа, это желание быть первым позволило бы ему добиться огромных успехов. Но ему приходится раскрывать свои лидерские качества таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В очерке на тему «Печорин — герой нашего времени» нельзя не упомянуть такую ​​черту его характера, как эгоизм. Его не особо волнуют чувства и судьбы других людей, ставших заложниками его прихотей, для него имеет значение только удовлетворение собственных потребностей. Пекорин не пощадил даже Веру, единственную женщину, которую, как он считал, искренне любил. Она поставила под угрозу свою репутацию, навещая ее ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного и эгоистичного отношения является его любимая лошадь, которая не смогла добраться до экипажа с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла ему на спину сидели два ворона». Также Печорин иногда наслаждается чужими страданиями. Представьте, как Мария после своего непонятного поведения «проведет ночь без сна и заплачет», и эта мысль доставляет ему «безмерное удовольствие». «Бывают времена, когда я понимаю вампира…» — признается он.

Разносторонние интересы

Печорина нельзя считать лишним из-за его неспособности найти свою цель из-за недостатка ума. Григорий умен и развит. Он мог дать обществу много полезного, но, видя суть благородной разобщенности, теряется интерес ко всему. Печорин увлечен литературой, он простужается, становится завсегдатаем столичных вечеров, но привычные развлечения молодежи становятся для него трудными и скучными. Печорин начинает странствовать по стране. Григорий везде пытается найти применение своим сильным сторонам и интересам, но его «эгоистичный характер» причиняет боль людям, стоящим на его пути. Бела, Ундина, Мария — женщины, пострадавшие от действий Печорина. Жалко для слепого мальчика, который остался с бедной старухой без средств к существованию. Тема лишних людей перекликается с развитием новой молодежи.

Сходство Печорина с героем поэмы «Демон»

Деструктивность действий Печорина сближает его с героем поэмы «Демон», также написанной Лермонтовым. Даже в его облике мы видим что-то демоническое и загадочное.

Печорин предстает настоящим разрушителем, играющим судьбой окружающих его людей: смертью прекрасной черкесской женщины Белы, разочарованием Максима Максимовича, болью Марии и Веры, трагической гибелью Грушницкого и офицера Вулича, даже контрабандисты по его вине покидают свой дом.

В.Г. Белинский считал, что у героя «переходное состояние души», когда старое уже полностью потеряно, а новое не появилось. У человека есть шанс получить что-то настоящее только в далеком будущем.

М.Ю. Лермонтов начал работать над своим произведением в 1838 году. Через два года вышла первая публикация романа, в котором он уже не фантазировал о том, что такое жизнь и что это такое. Михаил Лермонтов описал это так, как он видел это на самом деле.

«Зачем я жил? С какой целью вы родились? »Возможно, эти вопросы являются центральными в моих рассуждениях.

Книга «Герой нашего времени» представляет нам замечательного персонажа: Печорина, который, по его собственным словам, делает все от скуки, и все свои действия так или иначе направлены на преодоление этой скуки.

В основе романа — исключительно одаренная крупная личность с сильным умом, сильной волей и другими ценными качествами.

Эта личность восходит к индивидуалистической эпохе. Индивидуализм вошел во плоть и кровь героя.

В то же время можно сказать, что роман продолжает тему «лишних людей». Автор не думал, что Печорин был тем человеком, с которого можно было брать пример, а наоборот, он создавал собирательный образ целого поколения молодых людей того времени. Ведь Печорин был счастлив и горд, когда открывал кому-то подлость и боль. Сам он считал, что «в дружбе один человек является рабом другого». Но кто виноват, если наш герой превратился в «умную никчемность», в еще одного человека? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Моя душа загублена светом, моя бесцветная юность прошла в борьбе с собой и светом,

Мои самые лучшие чувства, боясь насмешек, я хранил их в глубине души — там они и умерли”.

Можно ли назвать характер Печорина сложным? Без сомнений. Он понял, что его королевское общество не принимает и не сможет принять, поэтому он решил измениться: стать злым, желчным, амбициозным. Он сам понимает, что становится моральным калекой. Многие критики называют Печорина «младшим братом» Онегина, потому что его называют «невольно эгоистичным». Поэтому нашего героя тоже можно назвать «страдающим эгоистом». Ведь помимо блестящего ума, ясной позиции мы чувствуем в Печорине пессимизм и раздробленность души.

Думаю, может, Печорин родился не в то время. Общество, в котором появился этот талантливый человек, еще не было готово принять его, поэтому он не мог проявить свой ум, харизму, силу воли и направить их на добрые дела.

Умение управлять и руководить

Печорин пытается найти в жизни острые ощущения, понять ее смысл и пережить новые яркие моменты. Не боится чеченских пуль, идет на дуэль, зная о незаряженном ружье, входит в дом киллера Вулича. Пули перестают его пугать, поединок приводит к трагическому для Грушницкого развязке, пьяный казак не справляется с Печориным. Григорий понимает, что несет ответственность за свою судьбу и умеет играть судьбами других. Он признается, что «у меня была высокая судьба».

Печорин чувствует в себе «огромные силы», но не находит в них применения. Герой своего времени, судя по названию рассказа «Герой нашего времени», становится лишним человеком. Как и почему это возможно? Это примета времени. Люди, умные, активные и энергичные, покидают общество, становятся антиобщественными или жестокими, не могут изменить свои убеждения, но и не могут изменить свое окружение. Герой времени — «грустная душа» эпохи, по словам В. Белинского, люди, отвернувшиеся от общества.

Каким видит Печорина читатель?

В «Герое нашего времени» представлен молодой человек, переживающий душевные муки от беспокойства, в глубоком одиночестве в поисках смысла своего существования и судьбы. Печорин не хочет выбирать проторенные дороги, характерные для светской молодежи.

Он служащий, он не пытается выслужиться. Он не занимается музыкой, его не интересуют философские доктрины, он не изучает военное искусство. В то же время для читателя очевидно, что он хорошо образован, не лишен таланта, энергичен и смел.

Печорин наделен такими отрицательными качествами, как эгоизм, равнодушие к окружающим людям, неумение искренне любить и дружить. При этом он по-своему привлекателен: в нем кипит жизнь, герой этого жаждет, стремится к лучшему, объективно, даже с долей здоровой самокритики, оценивает себя. Но его действия малы и незначительны, он приносит страдания всем окружающим, что не вызывает у читателя сочувствия, но сам герой страдает этими недостатками. Он крайне неоднозначный человек.

Печорин умеет быть закрытым и амбициозным, надолго помнит нанесенный ущерб. Он утверждает, что стал моральным калекой. Не только «Онегин Пушкина», но и персонаж Лермонтова смело можно назвать «невольно эгоистичным» (В.Г. Белинский).

Чем опасно равнодушие?

Безразличие — это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом, центральный персонаж романа «Герой нашего времени» в исполнении М.Ю. Лермонтов как человек, не видящий жизненных радостей. Ему всегда скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главным направлением его жизни являются поиски «приключений». Его жизнь — это бесконечные попытки что-либо доказать. По словам известного литературоведа Белинского, Печорин «лихорадочно гонится за жизнью, везде ее ищет». Его равнодушие доходит до абсурда, переходя в равнодушие к самому себе. По словам самого Печорина, его жизнь «с каждым днем ​​пустеет». Он напрасно жертвует своей жизнью, пускается в приключения, никому не приносящие пользы. На примере этого героя видно, что безразличие распространяется в душе человека как опасная болезнь. Это приводит к печальным последствиям и разрушенным судьбам как для окружающих, так и для самого неравнодушного человека. Равнодушный человек не может быть счастлив, потому что его сердце не способно любить людей.

Противоречивость характера главного героя

Печорин постоянно чувствует свою двойственность. В социальной и политической ситуации, сложившейся в первой половине XIX века, это невозможно реализовать. Он проводит свою жизнь в бессмысленных приключениях, уезжает на Кавказ, искушает судьбу, участвуя в войне, вместе с красивыми женщинами пытается забыть свои проблемы. Но все, что он делает, результата не приносит, становясь лишь способом отвлечься от проблем.

Неразрывно следует хандра и понимание того, что такая жизнь ничего не стоит. На протяжении всего рассказа Печорин рассматривает страдания и трагедии окружающих как возможность поддержать собственные душевные силы, только это позволяет ему на время забыть непрекращающуюся меланхолию, заполнить пустоту жизни без смысла. При этом главный герой произведения — человек богато одаренный.

Печорин обладает аналитическим складом ума, абсолютно правильно оценивает людей, их действия и мотивации; он умеет критически оценивать не только свое окружение, но и себя. Записи в ее дневнике говорят сами за себя.

Печорин способен на сильные переживания (например, после смерти Белы или во время встречи с Верой), скрывает глубокие эмоциональные потрясения под маской равнодушия и бесчувственности, которую носит как защиту. Он умеет действовать, будучи человеком волевым, но его решения и действия несут только разрушение.

Соотношение цели и средств.

О соотношении целей и средств можно узнать на страницах романа М.Ю. «Герой нашего времени» Лермонтова. Пытаясь достичь цели, люди иногда не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий жаждал признания. Он искренне верил, что должность и деньги ему в этом помогут. На службе он искал повышение по службе, считая, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую был влюблен. Его мечтам не суждено было сбыться, ведь настоящее уважение и признание не связаны с деньгами. Девушка, которую он искал, предпочла другую, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.

Основные вопросы, поставленные автором в романе

Любое произведение искусства всегда проблематично. Роман М. Ю. Лермонтова не исключение. Поэт пытается ответить на вечные вопросы, волнующие людей от века к возрасту: в чем смысл жизни для человека, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба. Очень важны темы, продиктованные временем, в котором живут автор и его герой: судьба человека, свобода выбора, индивидуализм. Все это определяет проблемы «Героя нашего времени».

Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из персонажей обязательно поможет нам их идентифицировать? Главный герой. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в образе Печорина, отражая как личность Лермонтова, так и его мировоззрение.

К чему приводят ложные цели?

Когда человек ставит ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Главный герой романа «Герой нашего времени» Печорин на протяжении всей жизни ставил перед собой разные цели, надеясь, что их успех принесет ему радость. Он влюбляется в женщин, которые ему нравятся. Любыми способами он завоевывает их сердца, но потом теряет к ним интерес. Итак, заинтересовавшись Белой, он решает украсть ее и таким образом завоевать расположение дикой черкесской женщины. Однако, добившись своей цели, Печорин начинает скучать, его любовь не приносит ему счастья. В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, которые занимаются контрабандой. Пытаясь раскрыть их секрет, он целыми днями не спит и наблюдает за ними. Его страсть подпитывается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей. Разоблаченная, девочка вынуждена бежать и бросить слепого мальчика и старуху на произвол судьбы. Печорин не ставит перед собой настоящих целей, он лишь стремится развеять скуку, которая не только приводит его к разочарованию, но и ломает судьбы людей, оказавшихся на его пути.

Итог жизни Григория

Как обычно, по традиции литературы XIX века, этому типу персонажей суждено погибнуть. Так бывает и с героем романа Лермонтова.

Композиция Печорина - еще одно лицо

Печорин умирает в дороге от болезни. Эта смерть не была вызвана вражеской пулей, она не достигла Григория в бою. Кажется, судьба посмеялась над ним — он всю жизнь потратил на скуку, так что смерть неизвестного и лишнего Печорина повсюду приелась, как бы под стать ему.

В смерти тоже есть символ. Всю свою жизнь он как будто был в дороге, пытаясь найти свой путь среди всех дорог. Пекорин надеялся, что она приведет его к внутренней гармонии. Однако этого не произошло, он умирает в поисках, так и не найдя своей цели в этой жизни, поэтому его можно назвать странником, не достигшим своей цели. Проблема «лишнего человека» в обществе решается традиционным способом.

Григорий стал разрушителем своей жизни, постепенно дистанцируясь от всякого участия в ней. Он предпочел быть безмолвным наблюдателем и принял однообразие судьбы, хотя с его умениями и амбициями он мог бы многое сделать для развития страны и молодежи. Другой «лишний человек» в галерее своих предшественников трагически завершил свой путь, так и не поняв, почему он родился.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"