- Смысл названия романа «Герой нашего времени»
- Иные версии происхождения названия романа и смысла его названия
- Почему название «Герой нашего времени» – суть заголовка повести
- Краткий анализ
- История создания
- Тема
- Композиция
- Главные герои
- Жанр
- О чем книга Герой нашего времени
- Какой смысл несет в себе роман?
- Проблема романа
- Что послужило темой для романа?
- В чем же суть?
- Классическая версия происхождения названия романа
- Главный герой и его конфликт
- Черты романтизма в романе
- Герой нашего времени — смысл и краткое содержание
- «Бэла» – роман в несколько месяцев
- «Максим Максимыч» — отношения двух поколений
- «Тамань»: герой – орудие судьбы
- «Княжна Мери» — одиночество в любви
- Фаталист – предопределенность судьбы
- Объяснение сюжета
- Психологизм
- В чем суть концовки
Смысл названия романа «Герой нашего времени»
Сюжет основан на известном произведении французского писателя Мюссе «Признания сына века». Он пользовался большой популярностью у современников Лермонтова. Писатель использует конфессиональный формат, основанный на судьбе юного персонажа, на его личности.
Герой рассказывает о своих недостатках, пороках, описывает каждый плохой поступок, который он совершил в жизни. Лермонтов неоднократно перечитывал книгу, вдохновившую его на создание рассказа. Он долго думал над названием. Изначально автор планировал назвать роман «Один из героев рубежа веков». Этот вариант показался писателю слишком обобщенным для романа «Герой нашего времени», смысл которого глубок и неоднозначен.
Позже дошло до существующего названия, понятного читателям, современникам. Литературоведы двояко восприняли выбор Лермонтова. Смысл названия произведения «Герой нашего времени» подсказывал характеристику героической личности. Во главе работы стоит жестокий и злой человек, представляющий класс высокообразованных граждан. Он не может быть героем, будучи эгоистичным, завистливым, бесчувственным.
Другие современники иначе понимали значение названия повести «Герой нашего времени». Он заключается в поиске героизма, решимости, доверия к молодому поколению девятнадцатого века. Печорин ярко отражает сознание, бытие, мысли молодых людей.
Иные версии происхождения названия романа и смысла его названия
Значение титула «Герой нашего времени» вызвало множество споров со стороны современников. При этом часть просвещенной публики того времени категорически не принимала сюжет произведения, считая, что Лермонтов в образе главного героя изобразил все пороки своего времени.
Прочие читатели романа полюбили произведение за то, что автору удалось передать трагедию своего поколения: трагедию неисполнения и духовной пустоты.
Среди последних читателей произведения был известный русский критик В.Г. Белинский. Он увидел в названии романа М.Ю. Глубокая правда Лермонтова, понимание законов развития человеческого общества и знание глубин человеческой психики. Белинский высоко оценил творчество автора, считая, что он отразил в нем духовные старты всего своего поколения: люди образованные и умные, не лишенные зачатков лучших человеческих добродетелей, но не знающие, что с собой делать, не понимают законы бытия и не могут понять смысла своей жизни.
Белинский рассматривал название романа достаточно широко: как произведение о герое для всего общества, которого, по сути, не существует (ведь Печорин не может быть объектом для подражания), и как рассказ о поисках настоящего герой.
Поэтому блестящий критик в своей статье о романе предсказал сочинение М.Ю. У Лермонтова светлое будущее, ведь с проблемой поиска героя своего времени всегда будут сталкиваться люди из разных социальных эпох.
Таким образом, существует множество версий происхождения названия романа «Герой нашего времени», но в итоге все они сводятся к тому, что это название было очень удачным. Именно это позволило автору отразить не только центральную проблему своего рассказа — поиск человека, который мог бы стать образцом для своих соотечественников, но и блестяще передать быт, обычаи и культуру своего времени.
Почему название «Герой нашего времени» – суть заголовка повести
Смысл титула «Герой нашего времени» включает описание основных социальных проблем, возникающих на пути героев. Автор выделяет типичные недостатки молодых людей:
- Психическое опустошение;
- Отсутствие желания двигаться вперед по жизни;
- Незначительность существования;
- Нереализованная личность;
- Безразличие к окружающим.
Нереализованная молодость стала трагедией поколения. Автор проводит своеобразный личностный тест Грегори. В названии он указывает главную проблему: кого считать героем, какими качествами он должен обладать. Несостоятельность собирательного образа говорит о том, что в человеке скрыты пороки и достойные качества. Название побуждает читателя самостоятельно идентифицировать героя.
Существуют различные варианты выбора названия рассказа. Смысл их тот же: авторское размышление над центральной проблемой поиска личности с героическими качествами. Эта личность — образец для подражания, урок для нереализованных людей.
Краткий анализ
Перед чтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с творчеством самого героя нашего времени.
Год написания — 1838-1840 гг.
История создания — Автор, прочитав «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, вдохновленный его идеями, решил написать нечто подобное, поражающее умы его современников. Имя героя — Печорин — также подчеркивает духовную связь с Онегиным. На современном для него материале Лермонтов создал «Героя нашего времени», показывающий следующий этап развития России, отражающий новые идеалы и взгляды героя своего времени.
Тема — характер молодого дворянина 1830-х годов, противоречие души героя, ищущего смысл жизни.
Композиция — Особенности композиции романа в том, что он создан из нескольких рассказов, не соблюдается хронологическая последовательность в изображении событий.
Жанр — К жанру «Герой нашего времени» можно отнести психологический и социальный роман, в котором сочетаются разные жанры: эссе, рассказ, рассказ, рассказ.
Направление — Реализм и Романтизм.
История создания
Творческая история романа «Герой нашего времени» известна только в самых общих чертах.
Автор долго работал над романом, создавая отдельные эпизоды. Впечатление, произведенное на писателя стихотворным романом Пушкина «Евгений Онегин», придало ему уверенности в себе.
Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, горных селениях, писатель определился с сюжетом своего плана и приступил к работе.
Созданные части романа были изданы отдельными произведениями: сначала Лермонтов опубликовал «Белу» (1839 г.), затем «Фаталист» (1839 г.) и «Тамань» (1840 г.). Весь роман был опубликован в 1840 году, который был сохранен в качестве года написания, но предисловие к роману было напечатано только во втором издании, в 1841 году.
Тема
Автор выбрал название книги, о которой говорит — «Герой нашего времени». Ее идейно-сюжетный центр — не внешняя биография (жизнь и приключения), а личность человека, его душевная и душевная жизнь, взятые изнутри как процесс. В образе Григория Печорина Лермонтов хотел передать мысли и чувства своего поколения, собрав в себе черты молодежи той эпохи: таково значение названия книги.
Основная тема «Героя нашего времени» — известная в русской литературе тема «лишнего человека». Печорин намного умнее и дальновиднее других, но это его проблема. Окружающие его люди могут быть не такими мудрыми и проницательными, но они живут настоящими чувствами: любят, страдают, проявляют милосердие или неприязнь. Печорин считает себя превыше всего: это холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подверженный эмоциям.
Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» создано в эпоху «вневременного». Социально-политическая подоплека этого романа состоит в том, что государство, уничтожившее активных и прогрессивных молодых людей, стремившихся изменить устаревший образ жизни, убило все чаяния следующего поколения.
На смену активным декабристам, апеллировавшим к блестящим идеалам, пришло новое потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких устремлениях и пресыщенное светской жизнью.
Значение «Герой нашего времени» — это отражение эпохи, предупреждение следующему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.
Проблема взаимоотношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатию, так и симпатию к его личности. Анализ действий и внутренних мотивов героя выявил психологизм всего произведения в целом.
Композиция
Анализ произведения «Герой нашего времени» следует начать с композиции. Его главная особенность — хронологическая несостоятельность эпизодов. Части романа даны не в последовательные периоды времени, по порядку. Таким оригинальным способом автор выражает главную идею романа.
Непоследовательное расположение глав приводит к тому, что читатель постепенно раскрывает сокровенные уголки души Печорина, пронизанные его сознанием и глубиной его проблем.
Роман состоит из двух частей (сюжет).
Первая часть рассказана странствующим офицером на Кавказе, очень похожим на автора. Официальный повествователь в своем повествовании включает рассказы, услышанные капитаном Максимом Максимычем, который знаком с главным героем («Бэла», «Максим Максимыч”).
Второй составлен из нот самого Печорина, попавшего в руки странствующего офицера («Тамань», «Княжна Марья», «Фаталист”).
Композицию усложняют «Предисловие к роману» и «Предисловие к дневнику Печорина”.
Поэтому читатели сначала знакомятся с героем, потом узнают о его смерти, а потом он сам рассказывает о себе в дневнике.
В хронологическом порядке рассказы должны были быть организованы следующим образом (сюжет): «Тамань», «Княжна Марья», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч”.
В построении сюжета романа отсутствует разоблачение, как и общая кульминация. Каждая из глав живет своей жизнью, имея свою структуру. Каждая история имеет кульминацию, обычен только эпилог, то есть смерть главного героя.
Композиция романа очень сложна, соединение разных повествовательных жанров под одним «заголовком» стало новой ступенью литературного творчества. Задаче, которую поставил перед собой Лермонтов (разобраться в «истории человеческой души»), тоже помогло сочинение романа. Это было настолько глубокое и постепенное проникновение в суть Печорина, что вызвало настоящий восторг у читающей публики.
Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. Всегда актуально то, чему учит творчество поэта: обретение смысла жизни, следование цели и при этом сохранение лучшего в себе, как в человеке.
Главные герои
О героях произведения — Главных героях «Героя нашего времени» мы написали отдельную статью, а для главных подготовили отдельные страницы:
- Характеристика Печорина
- Особенность Максима Максимыча
- Характеристика Белы
- Особенность Грушницкого
- Характеристика веры
- Характеристика Марии
- Характеристика Вернера
Жанр
Герой нашего времени — первый крупный социально-психологический роман в русской литературе. Это в то же время цикл рассказов с общим главным героем, а иногда и с рассказчиком. В роман включены рассказы с разными жанровыми характеристиками: «Бэла» похожа на так называемую «Кавказскую сказку» (приключения русского офицера на Кавказе), «Максим Максимыч» — в духе очерка, путевых заметок, «Тамань» — повесть с авантюрным сюжетом, «Княжна Марья» — психологическая сказка из общественной жизни, «Фаталист» — философская притча. Два предисловия — к роману и дневнику Печорина — близки к публицистике или комментарию.
Ранее в русской литературе применялся такой прием — создание нескольких рассказов, вошедших в сборник под авторством рассказчика (Пушкин, Гоголь). Лермонтов трансформировал и интегрировал этот метод, объединив цикл рассказов в общее произведение. Так родилась психологическая история любви.
О чем книга Герой нашего времени
Роман состоит из пяти глав, расположенных не в хронологическом порядке. Лермонтов хотел, чтобы читатель сначала волновался, потом думал и делал выводы.
Роман начинается с самой грустной и трогательной главы Бэлы. В этой главе читатель впервые встречает главного героя — молодого офицера Григория Александровича Печорина. Он служит военной крепостью на Кавказе под командованием Максима Максимовича, доброго и мудрого мальчика.
В крепости Печорин ведет себя странно: «бесстрашно едет на коне по скалам», потом вдруг начинает жаловаться на насморк и дрожит, как избалованная девушка.
Чтобы развеять меланхолию молодого человека, Максим Максимович водит его на черкесскую свадьбу. Печорин очень любил черкесскую дочь хозяина Белу. Он решил украсть ее руками брата девушки Азамата, который обманул его Печорин и помог заполучить лучшего коня вора Казбича.
Пленный поначалу боится Печорина, но потом привыкает и влюбляется в него. Да только чувства уже остыли. В этом весь Печорин — быстро включается и быстро выключается.
Мстительный Казбич в отсутствие мужчин похищает Белу, а затем сильно ранит ее, понимая, что ему не избежать погони с ней. Бела прожила недолго после того, как была тяжело ранена и умерла. Печорин винит себя в смерти девушки.
Вторая глава раскрывает эгоизм Печорина. Он называется «Максим Максимович». На нем изображена встреча Максима Максимовича и Печорина после долгой разлуки. Максим Максимович был очень доволен своим старым другом (им пришлось многое пережить вместе), он хотел его обнять. Пекорин хладнокровно отвернулся от Максима Максимовича; его глаза были полны безразличия.
В главе «Тамань» рассказывается, как Печорин из-за своего эгоизма и чрезмерного любопытства вмешался в «мирную» жизнь контрабандистов и разрушил ее. После того, как Печорин вылез из воды (девушка-ондина пыталась его утопить), он понял, что обидел всех: и девушку, и Янко, и мальчика, и старуху.
Четвертая глава романа «Княжна Марья» — величайшая. В нем много сюжетов, которые переплетаются между собой и приводят к печальному концу: Печорин убивает Грушницкого на дуэли, его возлюбленную Веру увозит в неизвестном направлении ревнивый муж, княжна Марья заболевает от несчастной любви и стыда. Всем плохо. Все недовольны. Печорин тоже недоволен.
Последняя глава, «Фаталист», наполнена мистикой и тревогой. Печорин здесь играет роль фаталиста. Он видит преждевременную смерть на лбу агента Вулич. Вулич смеется над словами Пекорина и стреляет себе в голову. Пистолет плохо стрелял. Но в тот вечер Вулич все же был обречен на смерть: пьяный казак убил его саблей.
Какой смысл несет в себе роман?
У каждого человека своя точка зрения, а значит, смысл романа у всех разный. Для одних дело в том, что не стоит торопиться с выводами, для других — в том, что судьбу обмануть невозможно. Значение звания «Герой нашего времени» не может быть одинаковым для всех. Кто-то не проникнется симпатией к главной героине романа. А кому-то этот персонаж будет близок.
Что означает звание «Герой нашего времени»? Роман повествует о сложной личности, о человеке, в руках которого судьба целой эпохи. Произведение описывает непростую судьбу героя, с которой ему пришлось столкнуться много раз.
Но даже после всего, что ему удалось пройти, он остается сильным и непобедимым. Размышляя над тем, что означает название «Герой нашего времени», легко понять, что значение названия романа полностью совпадает со смыслом.
Не все могут понять этот роман, потому что есть много над чем подумать.
Проблема романа
В романе автор ставит актуальную для всего человечества проблему: напор действий. Проблема с «Героем нашего времени» и его персонажами в том, что они уступили своим первичным инстинктам и не всегда думали о том, что собирались делать. В результате произошли ужасные вещи, например, смерть Белы.
Печорин должен был перед похищением девушки подумать, взаимна ли любовь. Таким образом, из-за халатности Печорина скончалась невиновная девушка. Но со смертью Вулича все по-другому. Здесь главной причиной смерти была судьба, которую никто не мог предвидеть и предотвратить.
Мы не всегда можем предотвратить что-то ужасное, то, что предопределено судьбой, но мы можем предотвратить то, что находится в наших руках, то, что зависит только от нас самих.
Что послужило темой для романа?
Тема романа тоже как-то связана с проблемой, как и значение названия «Герой нашего времени». Темой романа стало раскрытие всех прекрасных сторон героя.
Авторская задача была представлена для того, чтобы раскрыть всю сущность главного героя во всех происходящих действиях, представить его с совершенно другой стороны. Это была тема романа «Герой нашего времени”.
Читатель в процессе чтения постепенно должен был познакомиться с героем, познакомиться с ним с совершенно новых сторон и узнать его лучшие качества.
В чем же суть?
Суть романа «Герой нашего времени» была несколько иной. Читатель смог понять, что главный герой романа не такой уж «неправильный», а вполне разумный и положительный персонаж.
Михаил Юрьевич Лермонтов не написал ни одной заметки или заметок о том, что именно натолкнуло на мысль написать роман, который до сих пор популярен не только среди пожилых людей, но и среди молодежи и даже за рубежом.
Конечно, этот роман может показаться сложным и запутанным, но он стоит потраченного драгоценного времени на этот шедевр. Следует отметить, что смысл названия романа «Герой нашего времени» созвучен основной идее.
Примечание
Прочитав этот роман, вы многого достигнете и, возможно, измените свое мировоззрение. Этот роман будет полезен как старшему поколению, так и младшему.
Классическая версия происхождения названия романа
Согласно исследованиям ученых, особенно работ известного лермонолога Ираклия Андроникова, автор, создавший свое произведение, опирался на роман французского писателя А. Мюссе «Исповедь сына века». В то время роман был очень популярен, поэтому его название было у всех на слуху.
В творчестве Мюссе рассказывается о судьбе молодого человека, признававшегося в своих пороках и недостатках в конфессиональной форме, и рассказывавшего о событиях в своей жизни, которые не могли вызвать уважения со стороны окружающих.
Действительно, этот роман свидетельствует о закате эпохи романтизма. В центре повествования была личность, ее внутренние переживания, однако, не были ни прекрасными, ни возвышенными, а свидетельствовали о глубокой внутренней травме главного героя и невозможности для человека преодолеть собственные недостатки.
Изначально Лермонтов хотел назвать свой роман «Один из героев рубежа веков». Но затем, скорее всего, из-за того, что имя показалось ему слишком сухим, он изменил имя, относя его к своим современникам.
Значение звания «Герой нашего времени», по мнению литературоведов, было сутью вопроса, поставленного автором перед читателями: насколько они готовы воплотить в своей жизни высокий идеал личности? У них не все получается, как у Григория Александровича Печорина — интеллигентного человека с благородными порывами, но эгоистичного и гордого, неспособного осчастливить тех, кто его любит и в кого влюблен сам.
Лермонтов продолжил развитие русского реализма, противопоставив его романтизму, с верой в личность, в чистоту своих помыслов и стремлений, характерных для этого литературного направления.
Главный герой и его конфликт
Перенесемся в 19 век, к нашему герою. Он жил во время суровых государственных репрессий Николая 1, попутно не было свободы мысли. Инициатива декабристов, как мы все знаем, жестоко подавлялась, и самодержавие сдерживало дворянство и амбициозных молодых личностей.
Главный герой принадлежит к такой группе молодых людей. Всеми своими действиями он противостоит обществу, он ищет своего счастья. Вместо желаемого воплощения своих способностей и мечты он находит только полное разочарование. Эта напряженная борьба сделала главного героя совершенно эгоистичным и оцепеневшим человеком.
Как отмечалось ранее, Печорин — это собирательный образ, его личность и история отражают конфликт между человеком и обществом, который пронизывает историю России, особенно в 18-19 веках.
Черты романтизма в романе
Зрители быстро поняли, что это произведение принадлежит течению романтизма. В герое нашего времени есть много типично романтических черт:
1) Например, автобиография Печорина; многие его мысли принадлежат Лермонтову, многие события, описанные в романе, действительно произошли. Отличается только внешность героя: Лермонтов скопировал ее со Столыпина, потому что сам был некрасив и очень ревновал к Столыпину.
2) Большое внимание уделяется внутреннему миру героя: Печорин ведет дневник, в котором отображаются все его переживания.
3) Собственная личность Печорина таит много загадок. Непонятно, откуда взялся Печорин с самого начала и из-за чего он впоследствии умер.
4) Герой очень яркий, постоянно конфликтует с окружающими и борется за свободу. Лермонтов раскрывает образ Печорина через второстепенных персонажей романа.
Через романтическое понимание своего героя Лермонтова пытается описать свою эпоху и свое поколение. Об этом и говорится в названии романа. Доказано, что Печорин изначально очень яркий и богатый человек, в нем много хорошего. Но такому человеку сложно выжить в реальном мире, и сверхчеловек постепенно превращается в еще одного человека, который не может реализовать свои задатки, оказавшись в сложной ситуации.
Герой нашего времени — смысл и краткое содержание
Работа была воспринята компанией неоднозначно. После шквала критики вышло второе издание (1841 г.) со специальным предисловием. Смысл предисловия к роману «Герой нашего времени» — донести до читателя истинную сущность Печорина. Портрет молодого человека собрал в себе все пороки своего поколения. Сам он несчастен и не может принести счастье другим.
Смысл жизни героя нашего времени — в сиюминутных удовольствиях, ограниченных событиями наших дней.
«Бэла» – роман в несколько месяцев
Старый капитан штаба Максим Максимыч рассказывает своему попутчику о неординарных познаниях. Молодой офицер Печорин после случившейся с ним неприятной истории приехал служить на Кавказ. Местный горный принц проявляет уважение и приглашает друзей на отдых. Молодой офицер влюбляется в Белу с первого взгляда. Красавица — младшая дочь принца. Украсть девушку. Со временем она влюбляется в него. Однако он уже успокоился и начал скучать.
Влюбленный Казбич похищает Белу. Преследуя похитителя, офицер и Максим Максимыч достигают похитителя. Однако он смертельно ранит девушку, бросает ее и убегает. Девушка умирает на руках у Печорина.
«Максим Максимыч» — отношения двух поколений
Неизвестный офицер-рассказчик снова встретился с Максимом Максимычем. Печорин также останавливается в гостинице по пути. Это следует в Персии. Капитан рад встрече со старым другом. Однако к старику он проявляет холодность.
Максим Максимыч хотел вернуть дневник, который носит с собой. Однако она отказалась, сказав, что он больше не нужен ей. Листья пекорина.
«Тамань»: герой – орудие судьбы
В командировке Печорин остановился на Тамани. Он поселился в доме старухи, с которой жил слепой мальчик. Однажды ночью он стал свидетелем передачи партии контрабанды. Участники сделки: тот же парень и незнакомец. Он пригрозил рассказать об этом всем властям. Девушка попыталась утопить его, но убежала. На следующий день Печорин уехал, сожалея о том, что вмешался и нарушил размеренную жизнь контрабандистов.
«Княжна Мери» — одиночество в любви
Печорин, приехавший на лечение в Пятигорск, познакомился с княгиней Лиговской и ее дочерью. Здесь же он встречает Веру, в которую раньше был влюблен, и своего друга-кадета Грушницы.
Печорин от скуки завоевывает сердце княгини Марьи, а потом отвергает ее взаимность. Старое чувство охватило его, и он возвращается к Вере. После ссоры с Грушницким, который был влюблен в княжну, Пекорин вызвал его на дуэль. Убить друга.
Фаталист – предопределенность судьбы
Батальон остановился в казачьей станице. Компания любит играть в карты. Нечаянно Печорину кажется, что сегодня Вулич умрет. Последний для проверки стреляет себе в висок, но происходит осечка. Предсказание не сбылось. Однако вскоре Печорин обнаруживает, что Вулич был застрелен пьяным казаком. Печорин схватил убийцу, выстрелил в него, но промахнулся.
Объяснение сюжета
«Герой нашего времени», смысл которого не только в разоблачении пороков, рассказывает о молодом человеке, не способном на добрые дела. В каждой сцене он желает победы любой ценой. Став победителем, тебе становится скучно.
Смысл романа «Герой нашего времени» заключается в бесполезности идеальной личности, образованности и исключительного ума при отсутствии морали. Человечество проявляется в осознании своих пороков, в их осуждении и в желании наказать себя.
Каждая глава развивает свою собственную сюжетную линию. Лермонтов в «Герое нашего времени» резюмировал смысл произведения. Где бы ни появлялся Печорин, он становится участником неприятных событий, не извлекает уроков и не меняется.
Интересный! Фамилия главного героя образована Лермонтовым от названия холодной северной реки Печора.
Смысл жизни Печорина в «Герое нашего времени» — в бесконечных поисках любви, дружбы и славы. Из-за эгоизма и холодности он теряет все, что приобретает.
Печорин привлекает читателя:
- молодой;
- разумный;
- вежливый;
- смелый;
- решающий.
Однако на страницах романа он предстает в образе романтического злодея, готового от скуки к любым приключениям.
Психологизм
Лермонтов открывает читателям глаза на внутренние составляющие человеческой души, мастерски анализируя личность. С необычной композицией, сменой повествователя-двойников-героев автор раскрывает тайны самого сокровенного мира героя. Это называется психологизмом: повествование направлено на изображение человека, а не события или явления. Акцент смещается с действия на то, кто это делает, почему и почему они это делают.
Робкое молчание людей, напуганных последствиями восстания декабристов в начале XIX века, Лермонтов считал катастрофой. Многие были недовольны, но обиделись и не на одного. Кто-то терпеливо страдал, а кто-то даже не подозревал о своих несчастьях. В Григории Печорине писатель воплотил трагедию души: невыполнение ее амбиций и нежелание бороться за нее. Новое поколение разочаровалось в государстве, в обществе, в себе, но они даже не пытались что-либо изменить к лучшему.
В чем суть концовки
Роман «Герой нашего времени», смысл которого в конце концов состоит в том, что даже без повода для кровопролития Печорин предлагает человеку циничный эксперимент: попытать счастья ударом по голове. Легкое отношение к смерти приводит к тому, что он сам ищет ее для себя и становится палачом для других.
Интересный! Произведение признано первым российским психологическим романом.
В результате Печорин умирает не так, как подобает герою: на обратном пути из Персии. Автор упоминает об этом мимоходом в середине рассказа. Композиционная особенность произведения завершена на оптимистической ноте.
Главный смысл романа «Герой нашего времени» можно резюмировать словами критика В.Г. Белинского: «.. роман о людях, которые стали ловкими бесполезными».