Кисловодск в «Герое нашего времени»: ответы на вопросы, где происходит действие повести и на каком курорте Мери встретила Печорина

Содержание
  1. Очень краткий пересказ главы «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени».
  2. Главные герои и их характеристика:
  3. Второстепенные герои и их характеристика:
  4. Краткое содержание главы «Княжна Мери» подробно.
  5. Отношения Печорина и княжны Мери в романе «Герой нашего времени» Лермонтова
  6. Красавица Мария
  7. Встреча и знакомство
  8. Скучающий сердцеед
  9. Мотивы Печорина
  10. Новый виток отношений
  11. Развитие взаимоотношений между Печориным и Мери
  12. Печальный финал
  13. «Княжна Мери»: анализ произведения
  14. «Герой нашего времени»: история написания, композиция, жанр
  15. «Герой нашего времени»: жанр, композиция
  16. Проблематика и герои повести «Княжна Мери»
  17. Любовь и равнодушие, искренность и лицемерие
  18. Проблема «лишнего человека»
  19. Маршрут перемещений Печорина в романе «Герой нашего времени»
  20. По следам Печорина
  21. Дом Печорина
  22. Елизаветинский источник
  23. Эолова Арфа
  24. Магазин Челахова
  25. Дом княжны Мери
  26. Грот Лермонтова
  27. Пятигорская ресторация
  28. Гора Кольцо
  29. Место дуэли Печорина и Грушницкого

Очень краткий пересказ главы «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени».

Главный герой повести Григорий Печорин приезжает в Пятигорск «за водой»: здесь, на местных минеральных источниках, было модно лечиться между петербургской и московской знатью. Сюда же были отправлены солдаты, получившие ранения при исполнении служебных обязанностей, для последующего лечения после пребывания в больницах.

Печорин встречает в Пятигорске знакомого: это курсант Грушницкий, который приехал поправляться после ранения в ногу. У Печорина быстро появляется большой круг друзей. Вскоре Вера приезжает в Пятигорск со своим мужем, женщиной, у которой был роман с Печориным, объектом ее давней любви. Древняя страсть между ними разгорается с новой силой.

На курорте ухаживают и знатные люди, в том числе княгиня Лиговская с дочерью Марией. Грушницкий безумно влюбляется в гордую Марию Лиговскую, а Печорин ради забавы и прикрытия своей любви к замужней женщине отвлекает на себя внимание Марии, добивается ее любви.

Неприязнь среди офицеров растет: Грушницкий ревнует Марию к Пекорину. Кульминация — дуэль Грушницкого и Печорина, в ходе которой последний намеренно обслуживается из незаряженного пистолета. Но Печорину удается раскрыть заговор, ружье у него заряжено. Дуэль заканчивается смертью Грушницкого, и Печорин отправляется в далекую крепость как нарушитель (дуэли запрещены). Вера разрывает отношения с Пекориным, не в силах противостоять его холодности и эгоизму. Герой остается один.

Главные герои и их характеристика:

  • Григорий Александрович Печорин — молодой человек лет двадцати, офицер, денди, остроумный и довольно циничный, очень любит женщин, плохо ладит с мужчинами, эгоистичен, после некоторого переживания эмоционального считает себя неспособным к сильным переживаниям.
  • Княжна Марья — молодая красивая девушка с нежными губами и большими выразительными глазами, оттененными длинными ресницами, с «бархатным видом», как сказал Печорин. Внешне гордая и высокомерная, как и положено благородной молодой женщине, но у нее теплое и чуткое сердце, способное на искреннюю любовь.
  • Грушницкий — кадет, только что перешагнувший 20-летний рубеж. В начале истории он ходит в серой солдатской куртке. Георгиевский солдатский крест, который он носит с гордостью, говорит о его мужестве. Юнь вспыльчивый, любвеобильный, даже если он пытается все это скрыть маской «старого и опытного» человека. Описывая Грушницкого, Печорин дает следующее описание своего друга в дневнике: «Хорошо сложенный, темноволосый и черноволосый; На вид ему двадцать пять, хотя ему всего двадцать один. Он запрокидывает голову, когда говорит, и каждую минуту вертит усами левой рукой, потому что правой опирается на костыль. Грушницкий известен как отличный храбрый человек; Я видел это в действии; он машет мечом, кричит и бросается вперед, закрывая глаза. Это то, что не русское мужество!…»
  • Вера — женщина, в которую когда-то был влюблен Печорин. Красиво, но тяжело больно. Она до сих пор испытывает сильные чувства к бывшему возлюбленному, хотя и вышла замуж.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Доктор Вернер — врач на воде, «покровительствует» местным жителям и приезжающей знати, невысокий, некрасивый, хромой, худой человек. Он подружился с Печориным, когда они оба обнаружили, что у них схожие вкусы, острый ум и немного цинизма. Он из тех людей, которые «сначала неприятно бьют, а потом нравятся» (об этом пишет Печорин).
  • Княгиня Лиговская — мать Марии, пухленькая и добродушная женщина лет 45, которая без памяти любит своего единственного ребенка и готова на все ради ее счастья.
  • Капитан «Драконов» — близкий друг Грушницкого, пожилой человек, всегда готовый выпить, «не обремененный» совестью, с которой легко ведет дела.

Краткое содержание главы «Княжна Мери» подробно.

Глава представляет собой дневник Печорина, где под каждой датой он описывает важное событие или записывает свои мысли.

Отношения Печорина и княжны Мери в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

Знакомство с Печориным и княжной Марией

Печорин и княжна Марья впервые встречаются в Пятигорске, куда Печорин прибывает после военного задания. Княжна Марья и ее мать проходят лечение на водах Пятигорска.
И Печорин, и княжна Марья вращаются вокруг высшего общества. У них есть общие знакомые в Пятигорске. Но при этом Печорин не спешит знакомиться с княжной Марьей. Он намеренно дразнит ее, чтобы вызвать у нее интерес:

«.. мы тебя еще не знаем, — добавил он, — но признай, что виноват только ты: ты отдаляешься от всех так, что не выглядишь ни на что…» (Мать княгини Марии, княгиня Лиговская, на Пекорине)

В конце концов Печорин встречает на балу княжну Марью, приглашая ее на танец:

«… Я немедленно подошел к принцессе, пригласил ее на вальс, воспользовавшись свободой местных обычаев, позволяя танцевать с незнакомыми дамами…»

Печорин решает «затащить» за собой княжну Марью ради забавы:

«… Женщины должны желать, чтобы все мужчины знали их так же хорошо, как и я…»

«.. Я их не боюсь и понимаю их маленькие слабости…»

Опытный сердцеед Печорин знает, как полюбить княжну Марью:

«… Но я угадала, дорогая принцесса, осторожней!…»

Печоринская «система
Печорин достигает любви княгини Марии по своей «системе», которую он знает наизусть. Она уже опробовала эту систему на других женщинах:

«… За все эти дни я ни разу не отклонился от своей системы. Принцесса начинает получать удовольствие от моего разговора…»

«… Завтра он захочет меня наградить. Я уже все это наизусть знаю — вот что скучно!..»

В конце концов план Печорина срабатывает, и неопытная княжна Марья влюбляется в него:

«. знаешь, она безумно любит тебя, бедняжка!..»

При этом сам Печорин не любит княжну Марью:

«.. почему я так упорно ищу любовь молодой девушки, которую не хочу соблазнять и за которую никогда не выйду замуж?..»

«.. как я ни искал в груди хоть искру любви к дорогой Мэри, но мои усилия были напрасны…»

Почему Печорин замышляет интригу с княжной Мери?
Печорин заводит интригу с княжной Марией по двум причинам. Во-первых, для развлечения, для получения новых эмоций. Печорин любит истязать княжну Марью. Он признается, что в этом он похож на вампира:

«… Но есть огромное удовольствие обладать молодой душой, которая только что расцвела!..»

«.. ночь пройдет без сна и плакать. Эта мысль доставляет мне безмерное удовольствие: бывают моменты, когда я понимаю Вампира…»

Во-вторых, Печорин «тащит» княжну Марью, чтобы отвлечь внимание общественности от ее отношений с замужней Верой, его давней возлюбленной:

«… Вера часто навещает княжну; я дал ей слово встретиться с Лиговскими и следовать за княгиней, чтобы отвлечь от нее внимание. Так что мои планы нисколько не нарушены, и я буду веселиться…»

Любовный треугольник и дуэль между Печориным и Грушницким
Юнкер Грушницкий, друг Печорина, страстно влюбляется в княжну Марью. Но она не отвечает взаимностью:

«… Она определенно устала от Грушницкого…»

В отместку влюбленный Грушницкий распускает слухи о княжне Марье и Печорине. По этим слухам Печорин вызывает друга на дуэль, где тот его убивает:

«… Ты защищал мою дочь от клеветы, ты за нее боролся, — в итоге рисковал жизнью…» (слова княгини Лиговской о Печорине)

Отношения Печорина и княжны Марии после дуэли
После дуэли княжна Марья испытывает любовь к Печорину. Ожидает от него взаимности и признаний в любви. Но Печорин признается, что просто посмеялся над ее чувствами:

«… Княгиня, — сказал я, — ты знаешь, что я над тобой смеялся? .. Ты должен меня презирать…»

«… Видите ли, я играю в ваших глазах самую жалкую и отвратительную роль…»

Печорин не женится на княжне Марье:

«… Так ты не собираешься жениться на Мэри? Ты ее не любишь? .. А она думает…»

Княжна Марья ненавидит Печорина за то, что он играет с ее чувствами. В конце концов, для участия в дуэли Печорин был отправлен служить в крепость Н. Мары и Печорин уезжает навсегда:

«.. Я тебя ненавижу… — сказала она…»

На этом завершается рассказ о взаимоотношениях Печорина и княгини Марии в романе «Герой нашего времени»: любовь княгини Марья к Печорину, отношения героев и так далее

Красавица Мария

Чтобы написать очерк о Марии, нужно попытаться понять настоящие причины поступков этой светской девушки. Она, как главная героиня, яркая представительница своего класса, своего времени. Юная княгиня Мария Лиговская отдыхает на воде с мамой. Ей около 16 лет, фигура стройная, изящная, движения подвижные и грациозные. Ни один мужчина не может оставаться равнодушным к чарам невинной молодежи.

Отдельно Лермонтов описывает красоту глаз девушки, называя их «бархатистыми» — очень густые и длинные ресницы обрамляют их, делая выражение нежным и мягким. Красавица обладает подвижным выразительным лицом, часто гримасничает.

Мать отдала дочери все самое лучшее: она богатая наследница, хорошо одевается, вызывая зависть у окружающих ее женщин. Мария имеет дворянское происхождение, выросла в Москве, вокруг нее всегда вращаются поклонники и искатели наследства. Девушка образована, знает два языка, читает романы, изучает алгебру, играет на музыке и, конечно же, прекрасно танцует. Сам Печорин, судя по цитатам из романа, считает Лиговскую очень приятной:

  • «.. у него неплохой голос…»
  • «… Вальс на удивление хорошо…»
  • «… Мария очень милая!..»
  • «… Он очень хорошо пошутил; его разговор был резким, непритязательным, живым и свободным; его наблюдения иногда бывают глубокими…»

Но это не мешает главной героине использовать девушку в своей мерзкой игре. Также автор бесстрастно отмечает все те негативные черты, которые светское общество сумело навязать невинной душе юной красавицы:

  • Мэри — очень гордая девушка, не терпящая невнимательности по отношению к своей персоне. Так Григорий ее «зацепил.
  • Иногда ведет себя неадекватно («. толкнул и не извинился…»).
  • Голова юной красавицы наполнена романтической ерундой из романов. Любит размышлять о страстях, о высоких чувствах.
  • Ведет себя кокетливо, капризен, презирает окружающих.

Несмотря на юный возраст, девушка уже лицемерка и играет в обществе определенную «роль», которую считает подходящей для себя. Он ловко скрывает свои истинные чувства, чтобы не вылезти из созданного «образа» томной женщины.

Могла ли такая поверхностная женщина понять и полюбить настоящего Печорина со всеми его скрытыми противоречиями и страстями? Навряд ли. Поэтому будущего у пары изначально нет, герой это прекрасно понимает.

Встреча и знакомство

Вся история рассказана с точки зрения главного героя. Судьба сближает героев в Пятигорске, где Печорин томится на службе от скуки и меланхолии, а юная княгиня отдыхает с матерью. Увидев девушку впервые, герой решает поиграть с ее чувствами. Он точно знает, как обидеть мирского человека, возбудить в нем интерес и поддержать: офицер уже очень искушен в таких делах, так как хорошо знаком с женской психологией.

Григорий Печорин долго смеется над княгиней, не зная ее. Его новый знакомый, кадет Грушницы, веселит его, страстно влюбленного в красоту. Печорин заводит с ним игру, сначала прикинувшись другом и благодетелем.

Только за маской нрава прячется скучающий циничный мужчина: он издевается над молодым любовником, сравнивая свою музу с скаковой лошадью. Сознательно вызывает интерес у девушки, пользуясь ее неопытностью. Например, купите дорогой ковер, который ей нравится. Затем он сажает его на коня и идет впереди всего города.

Когда в городе проходит бал, Григорий приглашает принцессу на танец, даже если они еще не представились официально. Вскоре появляется новое обстоятельство: в город приезжает давняя знакомая Печорина Вера. У них был роман, но во время встречи они оба понимают, что их чувства еще не улеглись.

Оказывается, эта дама — родственница княгини Лиговской и осталась у нее дома.

У героя есть повод подойти к матери принцессы под предлогом интереса к дочери. При этом Печорина совсем не мучают угрызения совести, ведь его возлюбленная Вера замужем, а княгиня просто неопытная и легковерная девушка.

Скучающий сердцеед

Поначалу игра в любовь может показаться невинной забавой. Но на самом деле это приводит к трагическим последствиям. Мотивы Григория характеризуют его не лучшим образом:

  • Интрига начинается от скуки, поскольку он сравнивает себя с вампиром, которому нравится игра. Мужчина получает удовольствие от новых эмоций, от осознания того, что он мучает бедную женщину и полностью овладел ее «только что расцветшей» душой. Поэтому Печорин заводит с девушкой игру.
  • Он хочет «досадить» своему знакомому Грушницкому, потому что тот тайно раздражает его. Дерзко рассказывает о любимой, пытается рассердить юношу, оскорбить его чувства, принизить и девушку, и самого курсанта.
  • Он пытается сблизиться с Верой, с которой не может встретиться открыто, так как она замужем.

Между тем произошло еще одно знакомство Грегори — с доктором Вернером. Персонажи чем-то похожи, они хорошо понимают друг друга и хорошо ладят. По городским слухам, этот человек — почти дьявол во плоти и крови. Только врач понимает, что на самом деле происходит среди молодежи. Но он не спешит вмешиваться в происходящее.

Мотивы Печорина

Главной причиной того, что Печорин полюбил княжну, была скука. Чтобы получить новые эмоции, организовать себе развлечение, персонаж готов принести в жертву судьбу людей, не обмениваясь настоящими чувствами. Печорин доволен, что княгиня мучается, даже сравнивает себя с вампиром.

Вторая яркая причина покорения Марии — попытка скрыть отношения с Верой. Кидая пыль в глаза окружающим, Печорин пытается скрыть свою связь с замужней женщиной. Сам он пишет, что это вызывает у него еще больший интерес. Ему доставляет удовольствие двойной переход. Героя не мучает совесть ни в отношении разбитого сердца девушки, ни в отношении измены Веры мужу.

Новый виток отношений

Когда Печорин тайно встречает Веру, он предстает перед читателем совсем с другой стороны. Оказывается, он не холодный циник, а страстный любовник, не забывающий о своем прошлом увлечении даже после долгой разлуки. Наедине с Верой он снова поддается возрожденной страсти. Поклонник готов на все, лишь бы снова остаться наедине с любимой. И приказывает ему представиться Лиговским, чтобы он виделся почаще. Он покорно выполняет волю Веры.

В вечер с принцессой он галантно ухаживает за дамами, полностью очаровывает хозяйку. Вера, наблюдая за поведением Грегори, признается, что скоро умрет от чахотки. Она берет от него обещание не жениться на молодой Лиговской, взамен он решает провести тайную ночную встречу.

Грушницкий вне себя от гнева: скромный кадет становится неинтересным молодой Марии. Он смотрит на своего противника и видит, что Печорин пытается ворваться в дом. Он ошибочно решает, что его цель — принцесса, хотя на самом деле это была Вера. Между противниками обязательно должна произойти дуэль.

Накануне смертельной борьбы Григорий Александрович о многом думает — даже при его сопротивлении нельзя не думать о неминуемой смерти, ведь он еще так молод. Но при этом для многих он умудрился стать убийцей: кого-то погубили его слова, кого-то его действия. Значит, он совсем не любил Марию, а Грушницкий в опасности, ведь Печорин более опытный воин.

Развитие взаимоотношений между Печориным и Мери

Чтобы понять, как Печорин относился к Марии на самом деле, давайте кратко рассмотрим историю развития их весьма необычного романа. Мария — прекрасная юная дочь княгини Лиговской. Однако она слишком наивна и слишком доверяет другим людям, в том числе Печорину. Сначала девушка не обращала внимания на главную героиню, но делала все, чтобы ее заинтересовать. Он привлекал к себе поклонников Мэри, рассказывая им забавные истории. После того, как Печорин привлек ее внимание, он попытался впечатлить княжну рассказами и историями из ее жизни. Его целью было, чтобы девушка начала видеть в нем неординарного человека, и он добился своей цели. Печорин постепенно покорил девушку. Во время танца он «спас» принцессу от пристававшей к ней пьяной наглой женщины. Заботливое отношение Печорина к княжне Марье не осталось незамеченным девушкой. Он считал, что герой искренен в своих действиях. Однако девушка жестоко ошибалась. Он просто хотел покорить ее, это была для него еще одна игрушка. Однажды вечером Пекорин и Мария пошли гулять. Их отношения к тому времени уже сложились достаточно для того, что произошло во время нее. Принцесса чувствовала себя неважно, переходя реку. Печорин обнял его, девушка прислонилась к нему, а потом поцеловала.

отношение Печорина к княжне Марье

Печальный финал

Мучение ночи закончилось, наступает утро дуэли. Попытка примирения заканчивается неудачей, молодежь идет на рельсы. Грушницкий умирает. Детали плохой истории могут быть скрыты, но слухи продолжают просачиваться в общество. Григория Александровича отправили на новую заправку.

Герой приезжает в Лиговский, где и состоялось его прощание с девушкой. В его глазах он настоящий герой, отстоявший свою честь, он сражался за нее на дуэли. Наивная девушка не понимает всех интриг, которые крутятся вокруг нее. Она ждет предложения руки и сердца, надеясь на взаимное чувство.

Печорин решает одним ударом разорвать все отношения, разрушить то чувство, которое смогла внушить Мария. И у него это тоже очень хорошо получается, она говорит, что ненавидит его. Очередная разбитая судьба на пути героя Лермонтова, очередное несостоявшееся счастье… Разочаровавшись в себе и в окружающих, потеряв Веру, ставшую убийцей Грушницкого, Печорин продолжает свой новый тягостный багаж.

«Княжна Мери»: анализ произведения

«Княжна Марья» может быть типичной старинной историей. Автор делает акцент на аристократии, их жизни и их ценностях. Но Лермонтов затронул гораздо более глубокие темы истории, и подробный анализ поможет их понять. «Княжна Марья» — часть романа «Герой нашего времени», ее анализ невозможен без анализа всего произведения.

«Герой нашего времени»: история написания, композиция, жанр

Лермонтов давно вынашивал идею романа. Известно, что автора вдохновил пушкинский «Евгений Онегин». Прочитав, Лермонтов был настолько впечатлен, что захотел создать нечто подобное, роман, который поразил бы современников и утвердил бы его как писателя:

«Герой нашего времени»: жанр, композиция

Побывав в ссылке на Кавказе и увидев жизнь горцев, Лермонтов определил сюжет и идею романа. Композиционно «Герой нашего времени» представляет собой хронологически не связанный между собой цикл рассказов. Помимо предисловия, роман включает следующие главы:

  • Бела»;
  • «Максим Максимыч»;
  • «Тамань»;
  • «Княгиня Мария»;
  • «Фаталист».

Некоторые рассказы были опубликованы еще до того, как был опубликован весь роман. Но глава «Княжна Марья» впервые появилась уже при публикации всего романа — в 1840 году.

Герой нашего времени — социально-психологический роман. Автор глубоко раскрыл внутренний мир главных героев, особенно Печорина. Недаром Лермонтов не расположил рассказы в хронологическом порядке: повествование следует так, что читатель постепенно открывает разные грани души Печорина.

При этом каждая глава романа уникальна. В частности, «Княжна Марья» — это рассказ в виде дневника.

Герой нашего времени Издание первое
Фронтиспис первого издания «Героя нашего времени», 1840 г

Проблематика и герои повести «Княжна Мери»

«Герой нашего времени», как и «Евгений Онегин», принадлежит эпохе романтизма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что проблемы, поставленные Лермонтовым и Пушкиным, во многом совпадают:

Любовь и равнодушие, искренность и лицемерие

Сюжет анализируемой истории повествует о любовной драме, и образ княгини Марии помогает прочувствовать ее глубже:

  • Лермонтов представил героиню интеллигентной, но тонкой натурой, это почти идеальный женский персонаж.
  • Однако Мария своими искренними чувствами становится жертвой извечной игры Печорина, неспособного на глубокую любовь.

Автор сознательно не показывает, как сложилась дальнейшая судьба девушки. Возможно, она, как и Татьяна Ларина, навсегда останется убитой горем. Или, наоборот, усвоит ценный урок и подарит любовь тем, кто этого действительно заслуживает.

Лермонтов раскрывает природу любви через другого персонажа: Веру. Только она увидела все достоинства и недостатки Печорина, приняла его как есть. Главный герой осознает это поздно, хотя именно Вера смогла изменить его и сделать счастливым.

Проблема «лишнего человека»

Как и Онегин, Печорин — умный и дальновидный человек, который выделяется из своего общества. Эти черты характера приводят к тому, что оба героя разочаровываются друг в друге и в жизни в целом. Они не видят смысла в жизненных стремлениях или чувствах и просто не способны на это. Это делает их «лишними людьми».

Здесь Лермонтов копнул глубже Пушкина и создал персонажа, который стал олицетворением своего времени. Затем на смену активным декабристам, боровшимся за страну и свои идеалы, пришло апатичное поколение, уже не видевшее смысла в борьбе и ее существовании.

В результате Печорин, как типичный лишний человек, остается недовольным. Автор подсказывает читателю: счастье можно найти, только если найдешь смысл жизни.

Как видите, в повести «Княгиня Мария» Лермонтов раскрывает читателю настоящего Печорина, а вместе с ним и его основные идеи, важные в наше время.

Маршрут перемещений Печорина в романе «Герой нашего времени»

Ниже представлены 2 карты путешествий Григория Печорина:

  • Карта путешествий по Кавказу до отставки Печорина (города Пятигорск, Кисловодск). Это путешествие подробно описано в романе.
  • Карта путешествий по Персии после отставки Печорина. Это путешествие лишь кратко упоминается в романе.

Путешествие Печорина из Петербурга на Кавказ

маршрут-перемещений-печорина-карта-путешествий
Карта путешествия Печорина по Кавказу (до пенсии)

 

  1. Путешествие на Кавказ. Остановка в Тамани. История контрабандистов.
  2. Прибытие в Пятигорск. Отдых на воде. Встреча с Грушницким и Верой. История с княжной Марией.
  3. Прибытие в Кисловодск. Поединок с Грушницким.
  4. Связь с крепостью Н. Знакомство с Максимом Максимычем. Похищение Белы и его смерть.
  5. Двухнедельная поездка в казачий поселок. История с Вулихом.
  6. Вернитесь в крепость N.
  7. Поездка в Грузию (в э..-м полку).
  8. Возвращение в Петербург и прошение об отставке.

Примечания:

  • Крепость N — крепость «Каменный Брод», укрепление на реке Аксай. На его месте в настоящее время находится село Аксай (Дагестан)
  • Тамань — город в Темрюкском районе Краснодарского края
  • Казачье село, откуда родом Печорин, точно не названо. Вероятно, Лермонтов имеет в виду станицу Червленную (Шелковский район Чеченской Республики), где он сам когда-то останавливался (по материалам исследователя В.А. Мануилова)

Путешествие Печорина в Персию

маршрутка-перемещение-печорина
Карта путешествия Печорина в Персию и обратно (после отставки)

 

  1. Путешествие из Петербурга в Персию. Остановка во Владикавказе и встреча с Максимом Максимычем
  2. Путешествие в Персию (в какие районы путешествует Печорин — не указано)
  3. Возвращение из Персии. Смерть Печорина по дороге в Россию

Так выглядят пути путешествий Григория Печорина в романе «Герой нашего времени»: карты двух путешествий Печорина — до его отставки и после отставки.

По следам Печорина

Там, где жила княгиня Мери, развлекался Грушницкий, а Печорину «скучно»: узнали, как изменились литературные места Лермонтова за почти два столетия

Михаил Лермонтов. Вид на Пятигорск. 1837-1838

15 октября исполняется 205 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Как говорят экскурсоводы, «его жизнь и творчество неразрывно связаны с Кавказом». И с этим не поспоришь. Главный роман писателя — «Герой нашего времени» — до сих пор остается своеобразным путеводителем по городам Кавминвода. Прогуляемся по литературным местам романа с пятигорским этнографом Александрой Коваленко.

Дом Печорина

Первая запись в дневнике Печорина в «Княгине Марии» посвящена его приезду к недрам Кавказа: «Вчера я приехал в Пятигорск, снял квартиру на окраине города, на самой высокой точке, у подножия. Машука: во время грозы тучи сойдут на мою крышу».

Сейчас никто не может точно сказать, где именно находился дом героя знаменитого романа. Правда, у краеведов есть некоторые предположения.

— Если принять во внимание то, что Печорин смотрит на мир глазами Лермонтова, то с большим основанием можно предположить, что он остался в том доме, который теперь известен всем местным жителям как «дом Мартынова». Это самое высокое здание на Соборной улице в историческом районе города. Сам Лермонтов жил там во время своего предпоследнего визита. Отсюда можно наблюдать саму картину Машука, описанную в книге.

Квартира «Печоринская» расположена рядом с Государственным заповедником-музеем Михаила Лермонтова, усадьбой, в которой поэт останавливался во время своего последнего посещения водоемов. Сейчас это обычный жилой дом, но он давно требует ремонта.

Современный Пятигорск

Елизаветинский источник

Печорин не раз говорил, что жизнь обходится ему недорого, но все же заботился о своем здоровье и регулярно ходил пить Пятигорский нарзан.

В дневнике он пишет: «Наконец-то вот колодец… На соседнем участке построили дом с красной крышей над ванной, а дальше — туннель, по которому люди ходят под дождем. Несколько раненых офицеров сидели на скамейке, поднимали костыли: бледные, грустные».

Сегодня улица Кирова, поднимаясь по чудесной двухпролетной лестнице, входит в Академическую галерею, бывшую Елизаветинскую галерею. Сейчас это белокаменное здание является городской доминантой: его видно с разных точек Пятигорска. А во времена Лермонтова именно на его месте располагался «колодец». А рядом — открытый павильон из светлого дерева. К сожалению, ни один из них не сохранился до наших дней.

«Здесь был источник воды, к которому стекались« водокомпания »и лечившиеся офицеры. По совету местных врачей они выпили сразу несколько стаканов. Тут же построили деревянный дом с санузлом. Фактически, здесь зародилась курортная наука.

Несмотря на то, что место проведения изменилось до неузнаваемости, в современной Академической галерее снято не один исторический фильм, в том числе экранизация «Героя нашего времени». Кстати, в галерее до сих пор пьют, но не только воду: теперь внутри уютный ресторанчик с видом на Пятигорск.

Академическая галерея

Эолова Арфа

Печорин не теряет времени даром и продолжает знакомиться с достопримечательностями Пятигорска.

Из дневника: «На отвесной скале, где был построен павильон под названием Эолова арфа, зрители протянули руку и направили телескоп на Эльборус; среди них были два воспитателя со своими учениками, которые приехали лечиться от золотухи».

Описанная в романе Эолова арфа сохранилась до наших дней в Пятигорске и уже стала одним из символов города. Над городом возвышается небольшая беседка — она ​​находится на склоне Машука, слева от Академической галереи. Внутри беседки установлен специальный инструмент, струны которого издают музыку от колебаний ветра.

— Когда-то на этом месте был военный наблюдательный пункт. Но в 1830 году генерал Эммануэль одобрил проект архитектора Джузеппе Бернардацци. А весной 1831 года его строительство было завершено. Беседка стала украшением Эммануэлевского парка, — говорит краевед.

В этом году героине курорта Пятигорск исполнилось 188 лет. Три года назад его отреставрировали, восстановили «воздушный инструмент». Местные жители уверяют, что после ремонта он стал звучать иначе, как-то более современно. Теперь здесь, как и во времена Печорина, на площадке возле павильона можно встретить отдыхающих, разглядывающих в телескоп Пятигорск и заснеженные горы Кавказа.

Вид на Пятигорск со смотровой площадки у Эоловой арфы

Магазин Челахова

Одна из первых встреч Печорина с княгиней Московской Марией происходит в местном магазине. Вот что он говорит в своем дневнике:

«Вчера я встретил ее в магазине Челахова; обменяли на чудесный персидский ковер. Княгиня умоляла маму не скупиться: этот ковер так украсил бы ее кабинет!… Я дал лишних сорок рублей и купил; за это я был вознагражден взглядом, в котором сияла самая восхитительная ярость».

Владелец магазина «Склад различных галантерейных, косметических и азиатских товаров» Никита Челахов был выходцем из самой многочисленной диаспоры Пятигорска — Нахичевани. Челахов, как купец, обладал тонким чувством спроса. В городе, где собиралась столичная публика, избалованная удобствами, не хватало товаров и предметов первой необходимости, к которым привыкли представители «водного общества». Сам Лермонтов покупал книги у Челахова. К сожалению, здание магазина не сохранилось.

— Магазин Челахова, скорее всего, находился в подвале дома, что слева от Цветочного сада, на том месте, где позже была построена гостиница «Бристоль». И сейчас в этом здании находится здание полпреда СКФО, — сказал Коваленко. — Кстати, купец Челахов — основатель первой библиотеки в Ставрополе, правда, гораздо позже. Но даже в его магазине в Пятигорске была комната, где можно было покупать или читать журналы и книги. И это в то время, когда на Северном Кавказе вообще не было библиотек.

В 1840 году Никита Челахов получил участок на Среднем бульваре, на котором построил большую одноэтажную деревянную лавку на каменном фундаменте и жилой дом для своей семьи. Теперь на этом же фундаменте находится центральный цех, построенный по проекту знаменитого архитектора Эммануила Ходжаева, родственника известного в недрах Кавказа Челахова. Лермонтов во время своего последнего визита в Пятигорск даже успел его побывать.

Дом княжны Мери

Печорину было мало просто выбить понравившийся «прекрасной княжне» ковер.

«Примерно в обеденный перерыв я приказал своей черкесской лошади, покрытой этим ковриком, нарочно ориентироваться по ее окнам. Вернер был с ними в то время и сказал мне, что эффект от этой сцены был самым драматичным».

Любой гид считает своим долгом показать туристам дом княгини Марии в Пятигорске. Но на самом деле одноэтажный дом на проспекте Кирова получил этот статус с легкой руки художника Михая Зичи. Он приехал в Пятигорск в конце 19 века для создания иллюстраций к роману Лермонтова. Зичи внимательно изучил текст романа, сравнил его с улицами Пятигорска и пришел к выводу, что это и есть сам дом.

— Михай Зичи — художник, венгр по происхождению, — говорит Коваленко. — Он был приглашен в Россию в 1847 году и стал придворным художником. Это как запустить Instagram для высокопоставленного чиновника прямо сейчас. Он рисовал моменты из жизни императорской семьи: танцы, встречи, визиты, обеды и так далее, но для нас очень важны его иллюстрации Пятигорска. В 1881 году по указанию издателя Михаил Александрович приехал на Кавказ. Ему предстояло сделать сотню рисунков для нового издания «Героя нашего времени». Сам Зичи писал: «Лермонтов стал моим кошмаром».

Сейчас «дом Марии» когда-то деревянный, облицован кирпичом. Там до сих пор живут люди. Но он уже потерял славу одного из красивейших домов Пятигорска, теряясь на фоне более поздних построек.

Грот Лермонтова

Лермонтова пещера, 1964 г

Напомним, у Печорина было много увлечений. Неудивительно, что в Пятигорске можно встретить «женщину, которую любил в старину», родственницу Лиговских — Веру.

«Шторм застал нас в пещере и задержал нас на полчаса. Он не заставлял меня клясться в верности, он не спрашивал меня, люблю ли я других с тех пор, как мы расстались…»

Спустившись с Эоловой арфы, вы теперь можете найти каменную пещеру, где Пекорин встретил свою давнюю возлюбленную. Действительно, при строительстве Эммануэлевского парка на склоне Машука были обнаружены две пещеры: одна большая и одна поменьше. Но именно к большому, что ведет дорога на фото самого Лермонтова «Вид Пятигорска». Именно известные архитекторы Пятигорска братья Бернардацци когда-то заложили ее, углубили природную пещеру и сделали каменную скамью. После выхода романа это место называлось Лермонтовской пещерой. Туристы по-прежнему любят отдыхать.

«Даже если при внимательном чтении встреча произошла только что в другой пещере, в меньшей пещере», — поясняет Коваленко. — Он расположен на северной стороне горы Горячей, за Академической галереей.

Пятигорская ресторация

Влюбленный Грушницкий не может заснуть после вечера в Лиговском доме и вызывает Печорина на вечеринку.

«- А я вот-вот пошатнусь, — Я сейчас не засну… Слушай, пойдем в ресторан, там игра .. Мне сейчас нужны сильные ощущения…

— Я желаю тебе проиграть…
Я иду домой».

Во времена Лермонтова ресторан был значительным и очень важным зданием. Это первое каменное здание в Пятигорске и еще одно творение братьев Бернардацци. На первом этаже был ресторан в европейском стиле, он назывался рестораном. А наверху — гостиничные номера. В ресторане они не только обедали, но и играли в азартные игры. Это занятие было неотъемлемой частью общественной жизни.

— Тогда здание выглядело немного иначе. Там, где сейчас колонны, был выход. Это можно понять по особой укладке камней. Во время танцев ресторан превратился в Дворянское собрание, на балконе играл оркестр. Именно там Печорин танцует мазурку с Марией. Сам Лермонтов дважды останавливался в гостинице и, конечно, хорошо ее знал. Кстати, в ресторане Толстой отметил свое 25-летие.

Еще до революции, долгое время руководство Кавминвода находилось в знаменитом ресторане. После революции здесь был открыт бальнеологический институт, а позже — институт бальнеологии.

Вид на колоннаду, Спасский собор и институт курортологии

Гора Кольцо

Во времена Лермонтова на Кавминводах лечение проходило в несколько этапов: сначала брали воды Пятигорска, затем воды Железноводска, потом отдыхающие отправлялись подкрепиться на кислотных источниках. В романе последовательность прерывается: из Пятигорска «водная компания» сразу переезжает в Кисловодск. А потом приступайте к изучению окрестностей.

«Этот вечер был полон происшествий. Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где течет Подкумок, находится скала, называемая Кольцом; это ворота, созданные природой; они поднимаются на высокий холм, и заходящее сквозь них солнце бросает последний пламенный взгляд на мир. Сюда шла большая процессия, чтобы полюбоваться закатом через каменное окно. Никто из нас не думал о солнце»

— Как и сегодня, в старину девушки, несмотря на длину одежды, и молодежь любили гулять по окрестностям. В совершенстве овладев искусством верховой езды, молодые люди легко преодолевали такие расстояния.

Сегодня Маунт-Ринг необычайно загружен. Это одно из обязательных мест для посещения туристами, а также свадебными кортежами. Мы не можем говорить о «романтическом уединении»: у подножия горы есть магазины местных торговцев, которые предлагают изделия из шерсти, сувениры и местные сладости.

Горное кольцо, 1978

Место дуэли Печорина и Грушницкого

Дело подходит к концу: Печорин вызывает Грушницкого на дуэль. Утром этого дня Григорий Александрович принимает нарзанную ванну, выходит «бодрым и бодрым, как на пляски», вскакивает на коня и отправляется на дуэль.

«В мгновение ока мы проскакали мимо крепости через поселение и вошли в ущелье, по которому вилась полузкрытая дорога, покрытая высокой травой, и каждую минуту пересекал шумный ручей, через который приходилось идти вброд, к большому отчаянию жителей врачей, потому что каждый раз его лошадь останавливалась в воде».

Это место легко узнается краеведами по авторскому описанию. Он расположен в четырех километрах от Кисловодского парка, в ущелье реки Ольховки. Теперь, благодаря самому Зичи, она называется Лермонтовской скалой. Это излюбленное место гидов Кавминводы и туристов.

Лермонтовская скала в ущелье реки Ольховки

Кстати, есть еще водопад, где Печорин напоил коня после объяснения с княжной Марией. Словом, именно здесь и произошел эпилог романа Лермонтова. Итак, как сказал сам Печорин, — комедия окончена!

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"