Обзор романа «Герой нашего времени»: чем он интересен и каким вопросам и проблемам придает значение автор

Содержание
  1. Герой нашего времени — смысл и краткое содержание
  2. «Бэла» – роман в несколько месяцев
  3. «Максим Максимыч» — отношения двух поколений
  4. «Тамань»: герой – орудие судьбы
  5. «Княжна Мери» — одиночество в любви
  6. Фаталист – предопределенность судьбы
  7. Анализ романа «Герой нашего времени» Лермонтова
  8. Черты романтизма в романе
  9. Образы романа «Герой нашего времени»
  10. Замысел и история создания романа «Герой нашего времени»
  11. «Герой нашего времени»: тема и конфликт произведения
  12. «Герой нашего времени»: особенности композиции и жанр
  13. Объяснение сюжета
  14. Главные герои и их характеристика
  15. Темы
  16. Проблемы
  17. Основные вопросы, поставленные автором в романе
  18. Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»
  19. Проблема счастья в «Герое нашего времени»
  20. Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»
  21. Современность проблем романа
  22. Фатализм — причина проблемы?
  23. Основная идея
  24. Психологизм
  25. Значение романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Герой нашего времени — смысл и краткое содержание

Работа была воспринята компанией неоднозначно. После шквала критики вышло второе издание (1841 г.) со специальным предисловием. Смысл предисловия к роману «Герой нашего времени» — донести до читателя истинную сущность Печорина. Портрет молодого человека собрал в себе все пороки своего поколения. Сам он несчастен и не может принести счастье другим.

Смысл жизни героя нашего времени — в сиюминутных удовольствиях, ограниченных событиями наших дней.

«Бэла» – роман в несколько месяцев

Старый капитан штаба Максим Максимыч рассказывает своему попутчику о неординарных познаниях. Молодой офицер Печорин после случившейся с ним неприятной истории приехал служить на Кавказ. Местный горный принц проявляет уважение и приглашает друзей на отдых. Молодой офицер влюбляется в Белу с первого взгляда. Красавица — младшая дочь принца. Украсть девушку. Со временем она влюбляется в него. Однако он уже успокоился и начал скучать.

Влюбленный Казбич похищает Белу. Преследуя похитителя, офицер и Максим Максимыч достигают похитителя. Однако он смертельно ранит девушку, бросает ее и убегает. Девушка умирает на руках у Печорина.

«Максим Максимыч» — отношения двух поколений

Неизвестный офицер-рассказчик снова встретился с Максимом Максимычем. Печорин также останавливается в гостинице по пути. Это следует в Персии. Капитан рад встрече со старым другом. Однако к старику он проявляет холодность.

Максим Максимыч хотел вернуть дневник, который носит с собой. Однако она отказалась, сказав, что он больше не нужен ей. Листья пекорина.

«Тамань»: герой – орудие судьбы

В командировке Печорин остановился на Тамани. Он поселился в доме старухи, с которой жил слепой мальчик. Однажды ночью он стал свидетелем передачи партии контрабанды. Участники сделки: тот же парень и незнакомец. Он пригрозил рассказать об этом всем властям. Девушка попыталась утопить его, но убежала. На следующий день Печорин уехал, сожалея о том, что вмешался и нарушил размеренную жизнь контрабандистов.

«Княжна Мери» — одиночество в любви

Печорин, приехавший на лечение в Пятигорск, познакомился с княгиней Лиговской и ее дочерью. Здесь же он встречает Веру, в которую раньше был влюблен, и своего друга-кадета Грушницы.

Печорин от скуки завоевывает сердце княгини Марьи, а потом отвергает ее взаимность. Старое чувство охватило его, и он возвращается к Вере. После ссоры с Грушницким, который был влюблен в княжну, Пекорин вызвал его на дуэль. Убить друга.

Фаталист – предопределенность судьбы

Батальон остановился в казачьей станице. Компания любит играть в карты. Нечаянно Печорину кажется, что сегодня Вулич умрет. Последний для проверки стреляет себе в висок, но происходит осечка. Предсказание не сбылось. Однако вскоре Печорин обнаруживает, что Вулич был застрелен пьяным казаком. Печорин схватил убийцу, выстрелил в него, но промахнулся.

Анализ романа «Герой нашего времени» Лермонтова

По первоначальной задумке Лермонтова, герой нашего времени должен был быть издан не как целый роман, а как сборник отдельных рассказов о Печорине.

В 1839-40 они были опубликованы в журнале «Отечественные записки», но в конце 1840-х была издана целая книга, и тогда все поняли, что это одно связное произведение.

Роман «Герой нашего времени» был оценен критиками глубоко положительно, Белинский также восхищался художественным талантом Лермонтова.

В образе главного героя Лермонтов очень четко показывает, кто он — герой своего времени и чем он отличается от героев прошлых эпох, Чацкого и Онегина.

Это талантливый молодой человек, который из-за жестокого режима и общества, которое его не понимает, не может полностью реализовать свои способности. У него нет выбора, он вынужден подчиняться приказам.

Таким образом, заключает Лермонтов: герой нашего времени — представитель потерянного поколения, которого мучает неинтересная жизнь, которая может и не понадобиться в этом мире.

Черты романтизма в романе

Зрители быстро поняли, что это произведение принадлежит течению романтизма. В герое нашего времени есть много типично романтических черт:

1) Например, автобиография Печорина; многие его мысли принадлежат Лермонтову, многие события, описанные в романе, действительно произошли. Отличается только внешность героя: Лермонтов скопировал ее со Столыпина, так как сам был некрасив и очень ревновал к Столыпину.

2) Большое внимание уделяется внутреннему миру героя: Печорин ведет дневник, в котором отображаются все его переживания.

Примечание

3) Собственная личность Печорина таит много загадок. Непонятно, откуда взялся Печорин с самого начала и из-за чего он впоследствии умер.

4) Герой очень яркий, постоянно конфликтует с окружающими и борется за свободу. Лермонтов раскрывает образ Печорина через второстепенных персонажей романа.

Через романтическое понимание своего героя Лермонтова пытается описать свою эпоху и свое поколение. Об этом и говорится в названии романа.

доказано, что Печорин изначально очень яркий и богатый человек, в нем много хорошего.

Но такому человеку сложно выжить в реальном мире, и сверхчеловек постепенно превращается в еще одного человека, который не может реализовать свои задатки, оказавшись в сложной ситуации.

Образы романа «Герой нашего времени»

Образ Печорина — спор с образом Онегина: это два разных героя из разных эпох.

В пушкинскую эпоху, когда жил Онегин, у героя было гораздо больше возможностей для самосовершенствования и самореализации, и то, что Онегин чувствует себя лишним и скучно, — только его вина.

Автор снимает с Печорина вину за его неудачную жизнь, ответственность за него несет общество, поколение и весь мир: у Печорина нет выбора: служба или отставка.

Важный

Хотя в случае Печорина отставка невозможна: это штрафной, 28-летний маршал вылетает из-за дуэли. Именно этот факт усугубляет курсант Грушницкий.

В разговорах с девушками он не хочет признаваться, что еще слишком молод, что он курсант, поэтому сообщает всем, что его понижают в должности.

Таким образом, получается, что Грушницкий хвастается Печорину постыдным и оскорбительным фактом.

Грушницкий — двойник пародии на Печорина, поэтому его надо уничтожить. Вот что происходит в их поединке с Печориным.

Здесь Лермонтов снова позволяет себе сослаться на Евгения Онегина Пушина, но параллель неточна: Грушницкий никогда не был другом Печорина, и его смерть была вовсе не случайностью, как в случае с Ленским, а схемой. Таким образом, Печорин сам творит свою судьбу, разрушая препятствия.

Замысел и история создания романа «Герой нашего времени»

Исследователи творчества Лермонтова считают, что идея писателя родилась в 1836 году при жизни Пушкина.

Лермонтов намеревался представить героя своего поколения, подобного изображенному Пушкиным. Неудивительно, что он выбрал имя персонажа от названия бурной реки Печора. Этим он хотел подчеркнуть как преемственность, так и отличие персонажа от «Онегина» Пушкина. Онега — тихая равнинная река, географически южнее Печоры. После смерти Пушкина Лермонтов отправился служить на Кавказ, где определился с образами и местами, описанными в произведении.

Писатель начал писать текст в 1838 году, публикуя отдельные рассказы. Первым свет увидел Бела (1839), за ним — Фаталист (1839). В хронологическом порядке их содержание лежит в основе повествования. «Тамань» — первая глава романа с точки зрения хронологии истории, вышла в 1840 году.

«Герой нашего времени»: тема и конфликт произведения

Лермонтов продолжил тему лишних людей — особого рода литературных героев, сформировавшихся в 40-50-е годы XIX века. Это люди благородного происхождения, которые не смогли реализовать свои таланты в общественно полезной деятельности и боролись со скукой, проводя время за азартными играми, организацией дуэлей или бросая вызов нормам общественной морали.

Таким образом, Печорин бессовестно уничтожает семью князя, пригласившего его на свадьбу дочери. В результате его действий сын князя бежал, а младшая дочь Белу была опозорена Печориным, а затем Казбич был убит.

В Пятигорске герой возобновляет отношения с Верой, которая на тот момент является замужней женщиной, и нарушает установленные социальные нормы светского общества по отношению к Марии. При этом он не сожалеет о том, что сделал с Мэри или Белой, но сожалеет о том, что потревожил «честных контрабандистов».

«Герой нашего времени»: особенности композиции и жанр

Повествование романа построено таким образом, что читатель узнает героя как по рассказам людей, которые его знают, так и по материалам его заметок. Главы романа расположены не в хронологическом порядке. Таким образом, читатель сначала узнает о событиях в крепости на Кавказе, где Печорин организовал похищение Белы, а затем о том, какими ирониями судьбы он оказался на Кавказе.

Критики называют роман лирическим и психологическим. В нем сочетается характерная для русской литературы тема лишнего человека с элементами западноевропейского романтизма.

Объяснение сюжета

«Герой нашего времени», смысл которого не только в разоблачении пороков, рассказывает о молодом человеке, не способном на добрые дела. В каждой сцене он желает победы любой ценой. Став победителем, тебе становится скучно.

Смысл романа «Герой нашего времени» заключается в бесполезности идеальной личности, образованности и исключительного ума при отсутствии морали. Человечество проявляется в осознании своих пороков, в их осуждении и в желании наказать себя.

Каждая глава развивает свою собственную сюжетную линию. Лермонтов в «Герое нашего времени» резюмировал смысл произведения. Где бы ни появлялся Печорин, он становится участником неприятных событий, не извлекает уроков и не меняется.

Интересный! Фамилия главного героя образована Лермонтовым от названия холодной северной реки Печора.

Смысл жизни Печорина в «Герое нашего времени» — в бесконечных поисках любви, дружбы и славы. Из-за эгоизма и холодности он теряет все, что приобретает.

Печорин привлекает читателя:

  • молодой;
  • разумный;
  • вежливый;
  • смелый;
  • решающий.

Однако на страницах романа он предстает в образе романтического злодея, готового от скуки к любым приключениям.

Главные герои и их характеристика

Вкратце о системе имиджа и каждом значимом персонаже Multisaggio Litrecon написал в эссе.

  1. Григорий Печорин — молодой дворянин и офицер. Красиво снаружи, но опустошено внутри. Перед ним нет цели. Он не видит смысла в своей жизни. Он циничен, эгоистичен, высокомерен, но в то же время умен, по-своему благороден и даже способен любить. На протяжении всего романа он пытается заполнить пустоту внутри себя, неся другим только страдания. Он умирает, не найдя себя. В этом произведении раскрывается образ Печорина.
  2. Мэри — юная принцесса. Культурная светская красота, сохранившая естественность и живость образов. Наивно он поддается очарованию окружающих мужчин. Станьте жертвой жестокого эксперимента Печорина, разбившего ей сердце.
  3. Бела — красивая и гордая грузинская принцесса. Ее похитил Печорин. Я поддался его манипуляциям и влюбился в него. После того, как Печорин потерял к ней интерес, она ушла, опечалилась, а затем стала жертвой мести Плато Казбич своей семье. Более подробно о женских образах многословный Литрекон написал здесь.
  4. Грушницкий — молодой кадет. Он действует как кривое зеркало Грегори. Он пытается представить себя отвергнутым жизнью страдальцем, как Печорин, раздражая его. На самом деле он прагматичен, подл и подл. Он проигрывает битву за сердце Мэри и умирает на дуэли от рук Грегори.
  5. Вернер — старший врач. Двойник Печорин. Циничный и умный, но в то же время отзывчивый и гуманный. Как и главный герой, он презирает человеческое общество, но чувствует себя неспособным противостоять ему, что становится причиной их взаимной дистанции. Вот очерк на эту тему, посвященный аналогам «Героя нашего времени».
  6. Вера — давняя любовь Печорина. Духовно богатый человек. Несмотря на свой второй брак, она любит только Грегори, полностью осознавая те страдания, которые он ей принес. В конце концов, он тоже уходит от Печорина, доводя его до отчаяния.
  7. Максим Максимович — простой крестьянин, дослужился до офицерского звания. Опытный солдат. Исполнительный и трудолюбивый. Обладает высокими моральными качествами. Она осуждает поведение Печорина, но не может не сочувствовать ему.

Темы

Тема романа «Герой нашего времени» полна разнообразных вопросов, которые мы задаем себе довольно часто.

  • Любовь в романе Лермонтова приносит только несчастье. Печорин пытается искренне любить, но только вредит другим и себе. Любовь сделала Веру несчастную. Это разбило сердце Мэри и разрушило жизнь Белы. Любовь — это не благословение, а очень тяжелое испытание.
  • Дружба. Лермонтов скептически относится к такому понятию, как дружба. Максим Максимыч считал себя другом Печорина, но не мог его понять. Были разрушены и теплые отношения с Вернером. По словам Лермонтова, человек всегда один в этом мире.
  • Судьба. Лермонтов считает, что все предопределено. Печорин обречен жить несчастной жизнью, страдать и заставлять страдать других. Однако Лермонтов призывает не принимать судьбу, а бороться с ней, потому что это то, что делает человека человеком.
  • Пейзаж. Окружающая природа очень важна для рассказа. Он отражает развитие отношений между персонажами и показывает нам внутренний мир героя. Подробнее (с примерами из текста) пейзажа и его роли в романе «Герой нашего времени» раскрывается в мини-очерке.
  • Кавказ. Кавказ предстает перед нами как экзотический и красивый край с пышной первозданной природой, населенный благородными дикарями со своими особыми традициями.

Проблемы

Особого внимания заслуживают и проблемы романа:

  1. Общество. Лермонтов осуждает легкомысленное и лицемерное дворянское общество, порождающее таких людей, как Печорин или Грушницкий. Все остальные проблемы и пороки, упомянутые в «Герое нашего времени», исходят от него. Сам Печорин в своем признании княгине утверждает, что стал эгоистичным и циничным только потому, что он вступил на путь, навязанный окружающей средой. Они увидели в нем, кем он был, и он стал им, удовлетворив требование.
  2. Больше людей. Лермонтов поднимает проблему подрастающего поколения дворянского общества. Поэт увидел, как эти беззаботные и уставшие от жизни люди могут в будущем стать страшной проблемой для страны. Они просто бродят по жилым комнатам и живут на деньги, заработанные крестьянским трудом. Такие граждане не способствовали процветанию страны, но разрушили ее. Кроме того, автор затронул личностный аспект социальной проблемы: кто самый «лишний» человек, который осознает свою тревогу? В этом значение печоринской трагедии, о которой Литрекон многих мудрецов подробно написал в небольшом очерке.

Основные вопросы, поставленные автором в романе

Любое произведение искусства всегда проблематично. Роман М. Ю. Лермонтова не исключение. Поэт пытается ответить на вечные вопросы, волнующие людей от века к возрасту: в чем смысл жизни для человека, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба. Очень важны темы, продиктованные временем, в котором живут автор и его герой: судьба человека, свобода выбора, индивидуализм. Все это определяет проблемы «Героя нашего времени».

Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из персонажей обязательно поможет нам их идентифицировать? Главный герой. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в образе Печорина, отражая как личность Лермонтова, так и его мировоззрение.

Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»

«Зачем я жил? для чего я родился? »- задает этот вопрос Печорин и не находит ответа. Тщеславие бытия давит на героя, растительность не подходит молодому человеку, который чувствует« безмерную силу в душе».

Пытаясь окунуться в полноту жизни, Печорин по незнанию становится виновником уничтожения судеб разных людей. Умирает Бэла, судьба которого разбита ради эгоизма, прихоти Печорина. Максима Максимыча оскорбляет душевная нечувствительность друга. «Честные контрабандисты» вынуждены скрываться, судьба старухи и слепца неизвестна. «А какое мне дело до человеческих радостей и несчастий! ..» — и в этом восклицании особенно отчетливо проявляется индивидуализм Печорина. Мы, читатели, следим за тем, как гениально, без серьезных намерений Григорий Мария пытается, как она поступает по отношению к Грушницкому, как пользуется безраздельной властью над Верой…

«Вес, я анализирую свои увлечения и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле слова, другой думает и судит… », — читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм — это жизненная программа, главный двигатель Печорина персонаж, он в курсе происходящего… Желая «высокого поста», о котором он не мог «догадаться», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и на радости других только в отношение к себе, как к пище, поддерживающей мою духовную силу».

Проблемы романа «Герой нашего времени» включают в себя как проблему предопределенности человеческой судьбы, так и вопрос об истоках индивидуализма в поколении Лермонтова. Откуда взялся индивидуализм Печорина?

В пари, предложенном лейтенантом Вуличем, решен вопрос, «может ли человек распорядиться своей жизнью произвольно». Печорин, заявляющий, что «предопределения нет», невольно меняет свое мнение после выстрела — даже «доказательства были поразительны». Но он сразу же останавливается в этой вере, вспоминая, что у него есть «правило: ни в чем не отказывать решительно и не доверять слепо ни на что». А позже, искушая судьбу и подвергая опасности жизнь, он насмехается над человеческими убеждениями. И, словно бросая вызов слепым убеждениям, лишающим человека свободы, истинной свободы, я знаю, что меня ждет внутри…»

Смысл жизни, человеческая судьба, свобода выбора, индивидуализм: эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые были так ясно и точно сформулированы поэтом именно поэтому. Произведение Лермонтова стало первым русским философским произведением роман 19 века.

Проблема счастья в «Герое нашего времени»

Печорин всю жизнь ищет разгадку человеческого счастья. Интересно ведет беседу с ундиной, которая поет его чудесную песню, но легкость отношения к счастью не для Печорина. «Где поется, там и будет весело», «где не будет лучше, там будет хуже, а от плохого к хорошему опять недалеко» — Григорий такой философии не приемлет.

«Что такое счастье? Насыщенная гордость», — пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все, чтобы утолить свою гордость: подчиняться его воле и любить людей, с которыми ведет судьба. Вера искренне любит, покоренная своим обаянием и настойчивостью Марии, она рада подружиться с Григорием Вернером, Максим Максимыч привязан к Печорину как сын.

Столкнувшись с совершенно разными персонажами, Печорин постоянно пытается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него снова и снова приходят скука и усталость жизни.

Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.

Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»

Не только философские, но и моральные проблемы в романе «Герой нашего времени» очень значительны. Лермонтов пишет «Историю человеческой души», поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как только Печорин решает вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, размышляя о возможности и месте в ней его собственная жизнь любви и дружбы.

Ему непонятна любовь, которой так жаждет Григорий и к которой он стремится. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что он любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не довольствуясь ими и ничего не отдавая взамен ». Истории с Белой и Мэри являются ярким тому подтверждением.

Анализируя способность к дружбе, Печорин приходит к выводу, что он «неспособен и на это: из двух друзей один всегда раб другого», он не умеет быть рабом и считает управление другими скучной работой, которая требует обмана. Подружившись с доктором Вернером, Печорин никогда не впустит его в свой внутренний мир — он никому не доверяет.

В душе главного героя истощается только усталость, по его словам, и «душевное тепло, и постоянство воли, необходимые для реальной жизни; Я вошел в эту жизнь, уже испытав это мысленно, и мне было скучно и противно».

Современность проблем романа

Нам, читателям, не очень нравится характер Печорина, мы просто не можем понять даже большего. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, потратившем жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой такой, но это случайность или намерение автора?

Стоит перечитать собственное предисловие Лермонтова к роману и найти строчки: «Довольно накормили сладостями .. нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин искренен в своем скептицизме, он не ставит себя выше всех, но искренне страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеала. Он так глубоко заглянул и исследовал свою душу, что не питается иллюзиями, а смело видит себя таким, какой он есть. Но без этого невозможно развитие, прогресс. Как человек своего времени, он отражает путь, по которому следовало его поколение: отказ от романтических иллюзий, неискренних идеалов, чтобы научиться трезвому взгляду на реальность и самого себя, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.

«Вы мне еще раз скажете, что человек не может быть таким плохим, и я скажу вам, что если вы верили в возможность существования всех трагических и романтических злодеев, почему вы не верите в реальность Печорина? Больше правды, чем вы хочешь? », горькое лекарство — Печорин, мировоззрение которого оказывается очищающим шагом в будущее. Поэт прав, мораль побеждает «едкие истины.

Философский и моральный: вот главные вопросы, поднятые в «Герое нашего времени». Они обязывают нас, читателей, задуматься о нашем предназначении в жизни, о сложных отношениях между миром и человеком, делая это произведение живым, современным во все времена и во все времена.

Фатализм — причина проблемы?

«Герой нашего времени» — это роман не только о вопросах о смысле жизни, поставленных непосредственно автором. В последнем рассказе — «Фаталист» — всплывает еще одна тема, которая не дает покоя ни главному герою, ни всему человечеству. Предопределена судьба человека или каждый новый шаг на жизненном пути — это личный выбор? Печорин храбрый и предпочитает решать эту проблему, как и другие проблемы. «Герой нашего времени» Печорин самостоятельно, на собственном опыте проверяет истинность того или иного суждения. И тут неожиданно фаталист обращает к читателю другую сторону своей сущности. Обезоружите пьяного казака, который уже убил Вулича и опасен для окружающих. Он идет на сознательный риск, но впервые не из «пустых страстей» и не для того, чтобы развеять скуку. И здесь автор однозначного ответа не дает. Он, как и его герой, считает, что предопределение, если оно действительно существует, творит с человеком чудеса, делает его активнее, смелее. С другой стороны, превращает человека — высшее творение в игрушку в руках судьбы, и это не может ни оскорбить, ни унизить.

Основная идея

Лермонтов показал непростую судьбу «лишнего» человека, указав на болезнь, разъедавшую дворянское общество XIX века. Он правильно отметил симптомы и признаки диагноза, и смысл его романа как раз в диагностике и изучении социального явления: детского, циничного и сломленного поколения после декабристов.

Основная идея автора заключается в том, что герой нашего времени — следствие политических и социальных проблем, о которых многие предпочитают умалчивать. Таким образом, ничтожность жизни молодого и богатого дворянина объясняется только одним обстоятельством: он не видит достойного приложения своим силам. Он умен и видит, что государство несет ответственность за трудолюбивую знать за полезную инициативу (восстание декабристов), поэтому он разочарован в своей поддерживающей роли государства и растрачивает свою жизнь. В этом нет необходимости в его стране, он безнадежно далек от других классов и бессознательно винит себя в удручающем неравенстве между рабочими и аристократией. Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи противником, обвинял свое поколение в ребячестве и осуждал разъедающий душу цинизм. В упрек себе и себе (как части себя) он нарисовал трагический путь Пекорина.

Психологизм

Лермонтов открывает читателям глаза на внутренние составляющие человеческой души, мастерски анализируя личность. С необычной композицией, сменой повествователя-двойников-героев автор раскрывает тайны самого сокровенного мира героя. Это называется психологизмом: повествование направлено на изображение человека, а не события или явления. Акцент смещается с действия на то, кто это делает, почему и почему они это делают.

Робкое молчание людей, напуганных последствиями восстания декабристов в начале XIX века, Лермонтов считал катастрофой. Многие были недовольны, но обиделись и не на одного. Кто-то терпеливо страдал, а кто-то даже не подозревал о своих несчастьях. В Григории Печорине писатель воплотил трагедию души: невыполнение ее амбиций и нежелание бороться за нее. Новое поколение разочаровалось в государстве, в обществе, в себе, но они даже не пытались что-либо изменить к лучшему.

Значение романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Значение романа «Герой нашего времени» в истории русской литературы и русской общественной мысли очень велико. В романе «Герой нашего времени», который Белинский назвал «грустной мыслью о нашем времени», широко отражено общество того времени, в образе Печорина показан и объяснен характерный тип времени.

В предисловии к роману автор говорит, что в Печорине он дал «портрет пороков» всего «нашего поколения», то есть поколения, осужденного в Лермонтовской Думе. Но благодаря тщательному анализу этого образа в романе, особенно в повести «Княгиня Мария», мы понимаем, что общество и общественно-политическая система того времени несут ответственность за «пороки» Печорина.

Мы понимаем, что наше возмущение должно быть направлено, прежде всего, против тех социальных условий, которые не позволяли одаренным людям найти применение своим «необъятным силам», подавляли их хорошие наклонности, способствуя развитию плохих.

Порядок — это плохо, общество, которое искажает, делает людей более одаренными, «лишними», бесполезными, плохими, — так говорит Лермонтов в своем романе. Но и Печорин, как представитель заклейменного в Думе поколения, тоже осуждается в романе. Осуждая Печорина, поэт подчеркивает, что для России нужны другие люди, люди цельные, здоровые духом, способные действовать, несмотря на тяжелые условия, которые им поставила жизнь.

Роман разоблачает и высмеивает — в образе Грушницкого — популярную тогда игру разочарования. Так, в «Герое нашего времени» приговор выносится по приказу современного поэта России, дворянского общества и его представителей.

Большое значение имело появление в романе образа Максима Максимыча. Этот «чисто русский тип» (по выражению Белинского) только очерчен в русской литературе. Тщательная разработка Лермонтовым этого образа отражала углубление заботы о простых людях, означала усиление демократического потока в литературе. В образе Максима Максимыча Лермонтов утверждал: он среди ничтожных, невежественных, невидимых людей, бедных и простых, которые духовно здоровы, целостны, достойны глубокого уважения.

«Герой нашего времени» стал большим шагом вперед в развитии русской фантастики. Когда он появился в сокровищнице русской литературы, в прозе уже были такие произведения, как «Сказки Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Рассказы Гоголя о Петербурге». Но ни у Пушкина, ни у Гоголя в прозе мы еще не видим такого глубокого интереса к психологическому анализу, то есть к анализу внутренних переживаний героя, как мы находим в романе Лермонтова.

Выдающиеся русские писатели прошлого дали Герою нашего времени высокую оценку: Гоголь признал, что до Лермонтова «никто никогда не писал в нашей стране с такой правильной и ароматной прозой» роман, но и глубокое проникновение Лермонтова в реальность и его смелое стремление к будущему. Поэтому значение романа «Герой нашего времени» для истории России трудно переоценить.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"