Чем закончился роман «Герой нашего времени»: что случилось с Печориным и кратко о его смерти

Основные персонажи романа

Главные герои:

  • Печорин Григорий Александрович — центральный герой всей повести, офицер царской армии, чуткая и возвышенная, но эгоистичная натура. Красивый, великолепно сложенный, обаятельный и умный. Он обременен своим высокомерием и индивидуализмом, но не хочет превосходить ни то, ни другое.
  • Бела — дочь черкесского князя. Вероломно похищенная братом Азаматом, она становится возлюбленной Печорина. Бела красива и умна, чиста и прямолинейна. Она умирает от кинжала влюбленного в нее черкеса Казбича.
  • Мария (княгиня Лиговская) — знатная девушка, которую Печорин встретил случайно и всеми силами старался влюбить ее в себя. Вежливый и умный, гордый и щедрый. Разрыв с Печориным становится для нее глубокой трагедией.
  • Максим Максимыч — офицер царской армии (в звании штабс-капитана). Добрый и честный человек, начальник и близкий друг Печорина, невольный свидетель его любовных похождений и жизненных конфликтов.
  • Рассказчик — проходящий мимо офицер, который случайно познакомился с Максимом Максимовичем, выслушал и записал его рассказ о Печорине.

Другие персонажи:

  • Азамат — черкесский князь, ненормальный и жадный юноша, брат Белы.
  • Казбич — молодой черкес, влюбленный в Белу и ставший ее убийцей.
  • Грушницкий — молодой кадет, человек гордый и необузданный. Соперник Печорина, убитый им на дуэли.
  • Вера, бывшая возлюбленная Печорина, появляется в романе как напоминание о ее прошлом в Санкт-Петербурге.
  • Ундина — неназванный контрабандист, поразивший Печорина своим внешним видом («ундина» — одно из имен русалок, настоящего имени девушки читатель никогда не узнает).
  • Янко — контрабандист, друг Ундины.
  • Вернер — врач, интеллигентный и культурный человек, знакомый Печорина.
  • Вулич — офицер сербской национальности, молодой игрок, знакомый Печорина.

«Герой нашего времени» очень краткое содержание

Однажды, путешествуя по Кавказу, автор встречает офицера Максима Максимыча. Он рассказывает о своем друге, молодом офицере Григории Печорине.

Когда-то Максим Максимыч служил с Печориным в крепости Север на Кавказе. Здесь Печорин влюбился в местную красавицу Белу и украл ее из дома. Добившись любви Белы, Печорин вскоре стал скучать по нему. Бэла вскоре умерла: ее убил вор Казбич. На этом заканчивается рассказ Максима Максимыча. Автор и Максим Максимыч приветствуют друг друга.

Вскоре они снова встречаются, уже во Владикавказе. Здесь они случайно видят Печорина, направляющегося в Персию. Уходя, Печорин оставляет свои дневники Максиму Максимычу. Он решает избавиться от заметок Печорина и отдает их автору романа. Спустя некоторое время автор узнает, что Григорий Печорин погиб во время путешествия из Персии. Тогда автор решает опубликовать дневники Печорина.

Остальные части романа — это Дневники Печорина («Дневник Печорина»). В них Печорин описывает события, произошедшие с ним до встречи с Белой: поездка на Тамань (где Печорин обнаруживает банду контрабандистов), поездку в Пятигорск и Кисловодск (где Печорин встречает княжну Марью и убивает Грушницкого на дуэли), поездка до казачьей станицы (где Печорин предсказывает смерть офицеру Вуличу).

В дневнике Печорин делится своими сокровенными мыслями и переживаниями. Читателям становится ясно, что, несмотря на свое богатство, ум и красоту, Печорин — глубоко несчастный человек.

Жизнь и судьба Печорина

Действительно, Печорин — центр художественных образов автора. Все остальные персонажи невольно оказываются вокруг него и помогают раскрыть его поистине многогранный характер.

Героем можно назвать мысль, чувство, страдание, которое имеет довольно сложный внутренний мир и переживает частые муки — например, Печорин выражает, что чувствует в себе большую силу. Однако очевидно, что он не готов к ее применению, так как затрудняется определить ее масштабы.

Также можно услышать тот факт, что герой ждет обновления, но, тем не менее, он обречен на бездействие. Есть и конфликт: некогда принадлежавший к аристократии Печорин теперь недолюбливает этот социальный слой, пытается исключить себя из него. Ведь его приоритеты теперь поменялись, и он чувствует себя совершенно другим человеком.

Печорина отличает неприятие мира, но он не стремится его улучшить — ведь он склонен к индивидуализму и даже эгоизму. Эти черты характера всегда готовы сыграть с ним злую шутку.

Герой думает, что у него развивается жестокая деятельность, но на самом деле это жалкие попытки.

Да, у Печорина есть потенциал, но в нем нет самого главного: цели в жизни. Поэтому его судьба довольно трагична — ведь он не может возвращаться снова и снова, чтобы стать своим в среде, которую он бросил, которую ненавидел, — но, в то же время, он не может стать полноценным «новым» . «человек.

Видя отсутствие гармонии, социальное и духовное рабство, Печорин никак не может найти убежище в этом мире. Может быть, поэтому свет и добро, к которым он неустанно стремится, остаются столь же далекими, недосягаемыми.

Непростая судьба героя позволяет сделать вывод о том, что автор задумал воссоздать образ так называемого «лишнего» человека, чуждого той эпохе, в которой он существует — кстати, Евгений Онегин предстает как Пушкин.

Однако Печорин решает если не изменить мир, то хотя бы проанализировать свои ошибки и несчастья и оставить хоть что-то потомкам.

Герою не чужд стремление к саморазвитию и самопознанию — к тому же он достаточно умен, поэтому умеет генерировать логические выводы. Есть и другая точка зрения на внутренний мир Печорина: он осознает, что он не то, чем он кажется самому себе.

А, как известно, внутренняя дисгармония не может стать основой развития и счастливой судьбы. Это только способствует внутреннему разрушению. Сомнения возникают снова и снова в душе героя, умозаключения становятся все более противоречивыми, в результате он просто теряется… Затерянный на фоне своих мыслей и представлений — ведь Печорин не может понять, верны ли они и действительно ли им стоит следовать.

Это очень глубокий внутренний конфликт, который не может быть прекращен.

Возможно, Печорин как-то пережил свое время — поэтому не мог смириться с действительностью. К тому же не было людей похожих на него по точкам зрения и целям — а возможно, они были, но сам герой не стал к ним приближаться в силу того, что был заядлым индивидуалистом.

Порой кажется, что герой путает эгоизм с индивидуальностью и выдает это за свою «особенность».

Так или иначе, богатый духовный мир Печорина скорее вредит ему, чем помогает. Конфликт с обществом и самим собой становится все сложнее.

Описание внешности Печорина

Георгий Александрович выглядит довольно привлекательно. У героя стройное и крепкое телосложение при среднем росте.

У Джорджа светлые волосы, нежная бледная аристократическая кожа, но темные усы и темные брови. Фешенебельный молодой человек выглядел ухоженно, но ходил небрежно и лениво.

Из многих цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительной являются его глаза, которые «не смеялись, когда он смеялся! <,>, Это знак — либо дурного нрава, либо глубокой и постоянной печали».

Его взгляд всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, высокомерие.

Характер героя

Печорин — персонаж очень неоднозначный. Он наделен множеством положительных качеств. У него все: он красив и богат, образован и культурен. Григорий тщательно следит за своей чистотой, никому не груб, не груб. Казалось бы, все положительные качества воспитанного мирского человека говорят о том, что он может быть счастлив. Он уверен в себе и не сомневается в своих действиях и поступках. Но самое ужасное в этом персонаже — отсутствие способности слышать. Этот персонаж циничный и эгоистичный человек. Он не чувствует себя ответственным за судьбу и жизнь других людей, он умеет по собственному желанию играть судьбой тех, кто хорошо к нему относится.

Герой не умеет любить. Самому ему постоянно скучно, он понимает силу своего эгоизма, называет себя «моральным калекой». Но он не чувствует себя виноватым. Зная, что его душа засохла, он ничего не делает, чтобы исправить ситуацию. Он склонен к самоанализу, но это не оправдывает его. Печорина нельзя назвать счастливым человеком. Ему постоянно скучно. Чтобы удовлетворить это чувство, он пренебрегает чувствами других, но сам совершенно не способен их испытать. Наверное, в этом и заключается трагедия всего поколения: неспособность испытать настоящие чувства, потому что это настоящий дар, который присущ только человеку. Это можно назвать как личной трагедией, потому что жалко только такого человека, так и трагедией окружающих, потому что именно они страдают цинизмом и эгоизмом таких людей, как Печорин.

Влияние общества

Печорин называет себя «моральным калекой». Он понимает это и тем самым принимает себя. Сам он говорит, что его следует пожалеть. Но общество сделало так. Когда он пытался показать добрые чувства, люди их не принимали. Общество ожидало от него только негативного. Никто не относился к нему хорошо, и все его оскорбляли. В результате он стал тем, чем является сейчас. Все это Печорин раскрывает в разговоре с Марией, сердце которой он хотел завоевать только «из спортивного интереса», чтобы обойти Грушницкого. Есть ли в этом доля правды или это всего лишь умелая манипуляция молодой девушки? Вероятно, играя на чувствах девушки, Печорин действительно раскрывает ее душу, выражая проблему целого поколения.

Детство Печорина

Узнав о детстве главного героя, становится понятен его жизненный путь. В детстве в нем подавлялись лучшие стремления души: во-первых, этого требовало аристократическое воспитание, во-вторых, этого не понимали, герой с детства был один.

Более подробная информация о том, как произошла эволюция Славного Парня в аморальную социальную единицу, представлена ​​в таблице с цитатой самого Печорина:

Образ Печорина в романе Герой нашего времени, характеристика по главам

Влияние эпохи

«Герой нашего времени» — роман, написанный в эпоху смены эпох. 30-40-е годы XIX века были периодом расцвета в обществе скептицизма, сомнений и страха перед будущим. Именно это отразилось в главном герое и сделало его оцепенелым, циничным и бездушным. Кажется, что само время уготовило Печорину злую участь: он обречен на бездействие. «Герой нашего времени» рассказывает, что у человека в этот момент нет пути к самореализации, будь вы офицером или врачом, курсантом или штабс-капитаном, расти духовно негде. Все попытки реализовать себя, стать честным человеком, бороться за нравственность заканчиваются неудачей. Именно это наглядно показывает читателю судьба Печорина.

Роль героя в произведении

В произведениях русских писателей можно найти множество образов, похожих на Печорина. Все эти герои схожи в двойственности характеров, в которой сосуществуют врожденные и приобретенные черты. Наверное, именно так М.Ю. Лермонтова, описывающего Пекорина. Героя можно увидеть с разных позиций. Кому-то это неприятно, но есть и те, кто восхищается Печориным. Во многом это связано с тем, что автор, описывая эту картину, большое внимание уделял ее внутренним противоречиям. Если бы Печорин мог направить свою энергию в нужное русло, он мог бы войти в историю как автор многих добрых дел.

В 1830-е годы, во время распространения николаевской тирании, молодые люди не могли полностью реализовать свой потенциал и найти место в этом мире. Целое поколение образованной молодежи того времени разочаровывалось в жизни, не видело перед собой цели, не знало, где применить свои силы и таланты.

В этом смысле очень показательны слова самого Лермонтова, своего рода обращение к читателям, написанное в предисловии к роману: их развитие».

Развитие героя по мере сюжета

На протяжении всего романа личность Печорина не претерпевает существенных изменений. От главы к главе читатель видит одного и того же эгоистичного и самовлюбленного молодого человека, холодного, который лишь изредка позволяет себе проявление человеческих эмоций. В повести «Бэла» автор изображает Печорина пылким и страстным любовником, идущим на риск с одной целью: завладеть девушкой, покорившей его. Поначалу сам герой считает, что наконец-то нашел утешение в любви, которая навсегда избавит его от безнадежной скуки. Но, достигнув своей цели, ему снова становится невыносимо скучно. Несмотря на то, что Бела его не интересует, он из сострадания продолжает делать вид, что влюблен. Однако девушка все понимает и понимает, что ее больше не любят. После смерти Печорин действительно какое-то время страдает, но потом снова становится самим собой.

В главе «Тамань» Печорин предстает в образе мечтателя, которого тянет ко всему новому и неизведанному. На этой волне он встречает очаровательную Ундину, девушку-контрабандистку. Необычная красота манит Печорина, она кажется ему пришельцем из потустороннего мира, желанной и недостижимой. Но суровая реальность, когда он чуть не погибает, возвращает его к своему обычному состоянию скуки и разочарования.

В «Княгине Марии» Печорин предстает перед читателем в двух формах. С одной стороны, это разумный человек, осознающий все последствия, которые может принести его поведение. С другой стороны, он является олицетворением зла в облике человека, контролируемого демоном, который захватил власть. Его нечестная игра по отношению к девушке становится для него очередным приключением, а близкий гол его еще больше провоцирует. Когда он понимает, что Мэри больше не представляет своей жизни без него, она молча уходит со сцены.

Глава «Фаталист» раскрывает еще одну черту Печорина: бессмысленность и ценность собственной жизни. Возможная смерть принимается им, прежде всего, для игры, для развлечения, способного развеять его постоянную скуку. Риск, с которым он бросается на вооруженного убийцу Вулича, говорит о мужестве и отваге Печорина. На протяжении всей истории герой выглядит таким разным и в то же время одинаковым, вызывая у читателей неоднозначные чувства от восхищения до полного отторжения.

Отношение автора к герою

В ходе повествования отношение автора к герою никак не выражается. Видимо, Лермонтов делает это специально, предоставляя читателю самому выбирать позицию по отношению к Печорину и оставляя за собой право быть сторонним наблюдателем. Об этом свидетельствует его следующее высказывание: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — название этой книги. «Да, это злая ирония!» Они скажут. — Я не знаю…»

Из текста произведения становится понятно, что рассказчик встречается с Печориным только один раз, а дневники героя попадают в его руки через Максима Максимыча. Издает их после смерти Печорина. Он делает это не для того, чтобы вызвать осуждение читателей, а для того, чтобы раскрыть душу героя, показать противоречия его внутреннего мира, выявить причины, которые его сделали. «Желание выгоды заставило меня опубликовать случайно попавшиеся отрывки из журнала, — признается Михаил Юрьевич Лермонтов.

Трагедия поколения

Но проблема не только в характере Печорина. Роман получил такое название неспроста, ведь он отражает трагедию целого поколения. Лермонтов отмечал, что не раз в жизни встречал таких людей, как Печорин, и, возможно, он сам был одним из них. У них много возможностей, но они не чувствуют себя счастливыми. Они живут в период смены веков, когда старое уже устарело, а новое еще не ясно. Поэтому проблема поколения — глобальная скука, беспокойство, бесчувственность.

Любовь в жизни героя

Печорин никогда не считал любовь важной частью своей жизни. Он легко встречался с женщинами и так же легко отделялся от них. Причиной расставания стала та же скука, которую он начал чувствовать через некоторое время в отношениях. На примере трех описанных в романе любовных историй автор показывает эту сторону жизни героя и его отношения с женщинами.

Первой девушкой была черкесская Бэла, дочь князя, красавица, которую Печорин увидел на свадьбе своей старшей сестры. Но воришка Казбич давно мечтал о Беле, а Азамат, брат девушки, в свою очередь, мечтал о коне Казбича, красивом и гордом жеребце из Карагезе. Пекорин, полюбивший Белу с первого взгляда, пообещал Азамату взять лошадь в обмен на то, что Азамат украдет Белу из дома своего отца и отвезет его в крепость Пекорин.

Пекорин и Бела. Актер В. Ивашов. Художественный фильм «Герой нашего времени. Бела «. 1965 г

Поначалу Печорин не мог перестать смотреть на Белу, он говорил ей ласковые слова, признавался в любви, осыпал подарками. В результате девушка, поначалу стеснявшаяся Григория, открылась с ним и всем сердцем полюбила красивого молодого офицера. Он был счастлив и думал, что так будет всегда. Но Печорину, постоянно ищущему острых ощущений, скоро наскучили любовь и преданность Белы. Он часто начинал оставлять ее одну, проводя целые дни на охоте. Он чувствовал ее холодность и безмерно страдал.

Бела погибла от рук Казбича, который похитил ее из крепости, чтобы отомстить Пекорину за лошадь. Когда он увидел, что бросившийся в погоню Пекорин уже приближается и вот-вот его догонит, он ударил девушку кинжалом. Прожив еще два дня, Бела умерла. Печорин по-своему любил дикую черноглазую красавицу. Хотя Бела не принадлежал ему, он оставался для него интересным, но по мере того, как жизнь вошла в нормальное русло, он начал томиться в меланхолии, компенсируя отсутствие страсти и азарта охотой. Бела, наивная молодая девушка, не могла видеть непостоянства своего любовника. Его любовь к Печорину оставалась чистой и искренней до конца его недолгой жизни.

В рассказе с княжной Марьей Печорин действовал из спортивного интереса. Ради шутки он решил покорить сердце надменной юной красавицы принцессы. Он не мог вынести одной мысли о том, что кто-то может его презирать, даже если этот «кто-то» был очаровательной молодой девушкой. Другой причиной была злоба на Грушницкого, считавшего княжну своей возлюбленной, даже если для этого не было повода с его стороны. Третьей причиной стала встреча Печорина в Пятигорске с его давней любовью Верой. Женщина попросила его стать гостем в Лиговском доме, чтобы они могли там чаще встречаться. Это была еще одна причина влюбиться в юную принцессу.

Надо отдать дань уважения Пекорину, который предупредил Грушницкого, чтобы он не приближался к Марии, чтобы избежать неприятных последствий. Но Грушницкий, уверенный в собственной неотразимости, проигнорировал просьбу Печорина. Как искусный манипулятор, Печорин проявлял к Марии полное безразличие. Он знал, что красавица, привыкшая к всеобщему обожанию, не устоит и начнет делать любые попытки очаровать его. Так и случилось: Мария попала в сети, расставленные Пекорином, что закончилось для нее невероятными страданиями. Грушницкий пал на дуэли от самого Печорина. Спокойная и размеренная жизнь Веры тоже оказалась на грани гибели.

Отношения Печорина с Верой длились много лет, но она была замужем и всегда оставалась недоступной для Григория. Несмотря на это, она всячески препятствовала сближению Пекорина с другими женщинами, безумно ревновала Марию, умоляя его не делать предложения юной принцессе. При этом Вера никогда не просила Печорина жениться на ней. Возможно, эта недоступность зажгла в Печорине страсть, не позволившую погасить пламя этих многолетних отношений.

Во всех трех рассказах Печорин предстает настоящим манипулятором женских судеб. Все его поступки и поступки обусловлены исключительно тщеславием и гордыней и приносят только страдания. Его сердце закрыто для чувства истинной, благородной, всепоглощающей любви.

«Нравственный калека»

Когда Печорин заводит с кем-то разговор о себе, он постоянно дает понять, что знает, какое онемение, и сам страдает от этого. Когда он разговаривает с Максимом Максимычем, он заявляет, что ему очень скучно и что его можно пожалеть. В разговоре с Марией он говорит, что общество поступило именно так, не принимая добрых чувств, видя в нем только плохое и негативное. Вот почему он стал «моральным калекой».

Но по его поведению нельзя сказать, что он сожалеет об этом и хочет что-то изменить. Он принимает себя таким, каким он стал, хотя и склонен к постоянному самоанализу. Печорину чужды чувство настоящей дружбы и любви, он сознательно их отвергает. В этом и состоит трагедия судьбы Печорина, ведь этот человек никогда не знал тех чувств, ради которых действительно стоит жить.

Вариант 2

Г. Печорин — центральный персонаж Героя нашего времени. Лермонтова обвиняли в том, что он играл морального монстра, эгоиста. Однако фигура Печорина крайне неоднозначна и требует более глубокого анализа.

Неслучайно Лермонтов называл Печорина героем нашего времени. Его проблема в том, что он с детства попал в развращенный мир верхнего мира. В искреннем порыве он рассказывает княжне Марье, как она пыталась поступать и поступать по правде и совести. Они не понимали его и смеялись над ним. Постепенно это произвело серьезные изменения в душе Печорина. Он начинает действовать вопреки моральным идеалам и завоевывает расположение благородного общества. При этом он действует строго в соответствии со своими интересами и выгодами и становится эгоистичным.

Печорина постоянно угнетает меланхолия, ему скучно со своим окружением. Переезд на Кавказ лишь ненадолго оживляет героя. Вскоре он привыкает к опасности и снова начинает скучать.

Печорину нужна постоянная смена впечатлений. В его жизни появляются три женщины (Бела, княжна Марья, Вера). Все становятся жертвами беспокойного характера героя. Сам он их не жалеет. Он уверен, что всегда поступал правильно. Если любовь прошла или даже не возникла, то это не его вина. Вина кроется в его характере.

Печорин, несмотря на все свои недостатки, чрезвычайно правдивый образ. Его трагедия лежит в пределах дворянского общества лермонтовской эпохи. Если большинство пытается скрыть свои недостатки и неблаговидные действия, честность Печорина не позволяет им этого сделать.

Индивидуализм главного героя мог бы при других условиях помочь ему стать исключительной личностью. Но он не находит применения своим силам и в результате появляется перед окружающим его бездушным и странным человеком.

В чем заключается трагизм существования Печорина?

В чем трагедия существования Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал образ своего современника, человека 30-х годов, сложный, противоречивый, глубоко трагический образ.

Да и портрет самого героя необычен. «На первый взгляд, я бы не дал ему больше двадцати трех, хотя я был готов дать ему тридцать позже», — замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и в то же время его тело. Странный контраст — детская улыбка героя и его холодный тяжелый взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». «Это знак — либо злого нрава, либо глубокой и постоянной печали», — отмечает рассказчик.

Печорин — романтический герой, человек исключительных способностей, исключительной натуры, сильного и волевого характера. Он превосходит окружающих своим интеллектом, разносторонним образованием, знаниями в области литературы и философии. Он наделен глубоким аналитическим умом, критически оценивает все социальные явления. Так, говоря о своем поколении, он отмечает: «Мы больше не способны на большие жертвы ни во благо человечества, ни во имя собственного счастья». Его не устраивает жизнь, которую предлагает современное общество. Мария Лиговская отмечает, что лучше быть застигнутым «в лесу под ножом убийцы», чем стать объектом жестоких шуток Печорина. Герою скучно в компании пустых людей, мелкой ревности, сплетен, интриганов, лишенных порядочности, благородства, чести. В его душе появляется отвращение к этим людям, он чувствует себя чужим в этом мире. Но в то же время, точно так же Печорин далек от мира «обычных людей».

Раскрывая противоречивость внутреннего образа Печорина, писатель показывает, что он лишен непосредственности и цельности чувств простых людей к «детям природы». Вторгнувшись в мир горцев, он уничтожает Белу, опустошает гнездо «честных контрабандистов». Он оскорбляет Максима Максимыча. В то же время Печорин не лишен хороших порывов. Вечером у Лиговских «пожалел Веру». При последней встрече с Марией сострадание охватило его с такой силой, что «еще минута» — и он «упал к ее ногам». Рискуя жизнью, он первым ворвался в хижину киллера Вулича А. Герой сочувствует ссыльным на Кавказ декабристам.

Однако его хорошие импульсы остаются импульсами. Григорий Александрович всегда доводит своих «плохих парней» до логического завершения. Это нарушает семейный покой Веры, оскорбляет достоинство Марии. На дуэли он убивает Грушницкого, специально выбрав для дуэли такое место, чтобы один из них не вернулся. Печорин в основном проявляет себя как злая и эгоцентричная сила, приносящая людям только страдания и невзгоды. «Рожденный для благородной цели», он тратит свою энергию на дела, недостойные настоящего человека. Вместо активной и содержательной деятельности Печорин борется с людьми, встречающимися на его пути. Этот бой в основном мелкий, бесцельный. Когда герой оценивает свои действия, он сам приходит к печальному выводу; «В этой тщетной борьбе я исчерпал и пыл души, и постоянство воли, необходимое для настоящей жизни». Страстно стремясь к идеалу, но не находя его, он спрашивает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?… И это правда, что она существовала, и это правда, что у меня была высокая цель, потому что я чувствую огромную силу в моей душе; но я не догадывался о его предназначении, я позволил себе увлечься соблазном пустых и неблагодарных страстей; из их печи я вышел твердый и холодный, как железо, но я навсегда утратил пыл благородных устремлений, лучший цвет жизни».

Свои взгляды герой раскрывает в дневнике. Счастье для него — «богатая гордость». Он воспринимает страдания и радость других «только по отношению к себе» как пищу, поддерживающую его духовную силу. Жизнь Печорина «скучна и омерзительна». Сомнение настолько опустошило его, что у него осталось всего две веры: рождение — это несчастье и смерть неизбежна. Чувство любви и потребность дружбы в трактовке Печорина давно утратили свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб другого», — говорит он. Любовь к герою — это реализованное честолюбие, «сладкая еда . гордости». «Пробуждать к себе чувства любви, преданности и страха — разве это не первый знак и торжество силы?» — пишет Пекорин.

Положение и судьба героя трагичны. Он ни во что не верит, не может найти цели в жизни, единения с людьми. Эгоизм, упрямство, бескорыстие в жизни — вот настоящая печоринская трагедия. Но нравственный облик героя формирует современное общество. Как и Онегин, он «лишний человек», «упорный эгоист». Об этом роман Лермонтова. «Душа Печорина — не каменистая земля, но иссохшая земля от зноя огненной жизни: пусть легкость ее страданий и благословенный дождь орошают ее — и она сама вырастет пышными пышными цветами любви небесной. », — писал В.Г. Белинский. Однако собственное« страдание »Печорина для него как раз невозможно, и в этом не только парадокс этого образа, но и его трагедия.

Раскрывая внутреннюю сторону героя, автор использует различные художественные средства. Видим подробный портрет героя, читаем его дневник. Печорин изображен на фоне других персонажей (горцы, контрабандисты, «водная компания»). Речь Печорина полна афоризмов: «Зло рождает зло», «Из двух друзей один раб другому», «Женщины любят только тех, кого не знают». Автор подчеркивает поэзию героя, его любовь к природе с помощью пейзажей (описание раннего утра в Пятигорске, описание утра перед дуэлью). Раскрывая своеобразие характера Печорина, Лермонтов использует характерные эпитеты: «необъятные силы», «беспокойное воображение», «ненасытное» сердце, «высокая» цель».

Создавая образ Печорина, Лермонтов написал «портрет, составленный из пороков целого поколения». Это был и упрек лучшим людям своего времени, и приглашение к активной работе. Это позиция автора в романе.

Что случилось с печориным в конце романа. Литературоведение, литературная критика. Почему Печорин – «герой нашего времени»

Эта встреча в дворянском собрании была для меня неожиданной. Граф Т., недавно прибывший из Персии, остановил меня в галерее у перил, пока я любовался парами, танцующими польку. Граф поклонился и несколько минут извинился за то, что сказал, указывая на мою книгу.
Я очень устал от этих разговоров. Всю зиму я боролся с критиками, которые в один голос утверждали, что иметь дело с описанными мною персонажами было почти аморально, и такие «герои» не были типичными для нашего общества. Но про господина Печорина я сказал все, что позволяла порядочность. И даже больше. На самом деле, я уже сомневался, что кому-либо, кроме меня, была интересна эта «история человеческой души», если она заинтриговала хотя бы тем фактом, что она была правдиво написана сторонним наблюдателем.
Видно мысли отразились на моем лице, и граф поспешил меня успокоить:
— Мне выпала честь познакомиться с господином Печориным, и я тоже был с ним в последние минуты его жизни…
Я не ожидал такого поворота событий, а потому проявил искренний интерес к теме разговора, что полностью удовлетворило графа.
— Давай сделаем шаг назад. Думаю, я не буду тратить ваше время.
— Сохранять спокойствие. Я хотел бы услышать такое свидетельство. Кроме того, у меня нет достоверной информации о его последних часах жизни.
Мы отошли от балюстрады, ограждающей верхнюю галерею, от самонадеянной комнаты, воздвигнутой гением Жако. Танцы там продолжались, но я потерял к ним всякий интерес.
Мы сели на скамейку, обитую красным бархатом, в углу, где музыка не так слышна.

Оказалось, что граф приехал в Петербург весной из Персии по важному дипломатическому делу. Граф лично под руководством Его Превосходительства полномочного министра Александра Осиповича Дюгамеля принес важные новости. Он встречался с Печориным дважды: в Баку, уездном городе Шемахинской области, и по дороге в Дербент.

«В бакинской комендатуре меня отправили в единственную в городе гостиницу, где я переночевал. Кроме того, меня сопровождали несколько казаков. Меня предупредили, чеченцев здесь заметили, чего раньше никогда не было. В последнее время здесь явно появились горцы, но для каких целей не совсем понятно.
По пути перед самим Баку что-то случилось с моей командой, мы просто хромали в город. Утром выяснилось, что общежитие, в котором мне нужно было продолжить путь, не подлежит ремонту.
Я с досадой вышел на улицу и увидел элегантного джентльмена, но с широкими плечами, в особом костюме. Он не выглядел полностью здоровым: он был бледен. И он был явно одержим селезенкой. Он увидел меня, пристально посмотрел и подошел ленивым шагом. Мы встретились.
Оказалось, что Печорин — так звали иностранца — тоже ехал из Персии, где находился по своим делам. Он уже в Баку со второго дня и ужасно устал от этого странного янтарного города. Он надеялся увидеть древности, о которых слышал. Но и дворцовая мечеть, и все остальное находились в плачевном состоянии. Очевидно, что русское владычество на севере Персии не способствовало развитию этого региона.
Я возразил Печорину, что пока эта провинция приграничная. Кроме того, он был отрезан от России восставшими из горы Шамиль. Но в будущем этот город тоже может сильно преобразиться. Мой собеседник скептически улыбнулся сквозь усы.
Так болтая, мы направились к огромной луже возле полицейского участка. Это напомнило мне историю господина Гоголя, которому Печорин саркастически рассказал, как свиньи вырыли самый вход в РОВД и о судебной тяжбе между ним и хозяином свиней, православным священником.
Меня очень позабавил этот анекдот. Однако пора было возвращаться в отель.
Там меня ждала неприятная новость: еще ремонтировался дормез, который отправили другому слесарю, который… В общем, новость оказалась для меня маловажной. А по казенным нуждам на Кубе я торопился. Не водите троллейбус!
Господин Печорин сразу предложил мне свою команду. Я, конечно, не мог с этим согласиться, но он настоял. Мне понравилось его чувство ответственности, но он успокоил меня:
— Это будет для вас, граф. Я не собираюсь уезжать раньше завтра, потому что сегодня меня ждет важная встреча. Тебе нужно спешить.
Он хорошо знал о наших дипломатических усилиях по предотвращению вмешательства Персии в кавказский конфликт. Османская империя рьяно подстрекала горцев к беспорядкам, чем мог воспользоваться Мухаммед-шах. Британцы также присоединились к движению, снабжая персов деньгами и оружием и даже отправляя своих военных советников. Их попытки пока оправданы. Мохаммед-шах ушел из Герата, и английская эскадра была размещена в Персидском заливе для большего убеждения.
Мы с Печориным решили, что встретимся в Дербенте, где снова поменяемся экипажами. И я сразу ушел. Однажды мне пришлось остановиться на Кубе, а днем ​​следующего дня я двинулся дальше со своими казаками.
Дорога из Баку в Дербент после Шабрана разветвляется и сходится к реке Кусар-чай. Очевидно, Печорин проехал небольшое расстояние, минуя Кубу, иначе я бы его встретил. Когда я переходил реку Самур, я заметил небольшой отряд русских солдат, которым командовал молодой офицер. Были также местные татары и русские поселенцы.
Я приказал остановиться и ушел. Офицер сразу подошел ко мне и представился.
— Что здесь случилось?
— Напали на соню дипломата.
И офицер заявил, что виноваты в нападении чеченцы. Никто не знает, откуда они. Их избили, одного схватили и даже допросили. Оказывается, в засаде ждали важного чиновника из Персии. Однако в вагон въехал офицер, который оказал им серьезное сопротивление. И тогда наша команда прибыла вовремя.
— Были ли потери?
— Офицер был серьезно ранен, его увезли в Дербент. Не более получаса назад.
И тут я понял, что наш обмен каретами с Печориным оказал ему медвежью услугу. Я приказал немедленно уйти, и вскоре мы достигли дормеза, который я сразу узнал.
Печорину было очень плохо: пуля попала ему в живот. Но он был в сознании. Он лежал с повязками, на которых была видна кровь. Дежурный держал его на руках. Увидев меня, Печорин улыбнулся. Я переехал к нему, а потом мы все вместе поехали. Ему было трудно говорить, он не стонал, а просто терпел, закрывая глаза. И вдруг он сказал:
— Вот почему рок забрал мою руку смерти раньше! Чтобы защитить вас от пули и позволить выполнить ваш заказ…
«Постарайся меньше говорить», — пытался уговорить я его. Но, видимо, он предчувствовал неминуемую смерть и все время бормотал что-то невнятное.
«Вы знаете, ваше превосходительство, — внезапно сказал Печорин, — все мои попытки противостоять судьбе по тем или иным причинам приводили только к проблемам для других. Вы — счастливое исключение женщины .Хотя… — он скорчил гримасу боли, — есть человек, к которому я очень привязан…
Он остановился, он отдохнул.
«Но мне просто пришлось оттолкнуть его. Впрочем, я делал это раньше, но тогда мне это удалось с большим трудом .. Я не могу понять… Это вовсе не мысли о вечном, закрадывающиеся в мою голову…
мне тогда было странно слышать эти откровения. Дормез ехал неторопливо и мягко, хотя Печорину это причиняло если не боль, то явный дискомфорт. В какой-то момент он внезапно замолчал, встал, посмотрел в западное окно на горы и умер».

Граф завершил этот печальный рассказ:
— В Санкт-Петербурге мне попалась книга, которая вышла при вашем участии. И только тогда я понял, кого имел в виду Печорин. Разве это не Максим Максимович?
Я не мог найти, что ответить. Мы молчали. У меня больше не было вопросов. Мой прототип литературного героя умер, не потеряв своей чести, и это главное. Я не знала, что мне делать. С одной стороны, я был благодарен графу за этот рассказ. С другой стороны, знание последних дней жизни Печорина ничего не могло добавить к моему мнению о нем.
— Оказалось, что это я закрыл глаза герою нашего времени… — пробормотал граф, и я с удивлением заметил слезы на его щеках, которые он пытался скрыть. Я не до конца понимал его состояние, но не показывал.
Мы по-прежнему молчали. Потом, увидев, что разговор окончен, я поблагодарил графа, и мы поклонились.

Бал продолжил франсез; объявил вторую цифру. Но я сидел на диване и думал о странной судьбе Печорина. Он жил в инертном состоянии, как сомнабул. Я подумал, что это невозможно как-то объяснить, если не принимать во внимание нравы общества, в котором он вырос и был вынужден жить. Наверное, граф закрыл глаза не столько на моего героя, сколько… Мы, по сути, продолжаем существовать, как он, не особо пытаясь, как неряшливый денщик, полировать голенища грязных сапог. Может быть, через сто лет мы полностью умрем. Что родится взамен? Есть что-нибудь хуже нас?
Я отбросил эти мысли и спустился в холл, где сразу же, найдя по даме на пару, присоединился к вихрю галопа. Это было весело.

В нем описаны лишь несколько эпизодов взрослой жизни героя, когда его персонаж уже сформировался. Первое впечатление — Григорий — сильная личность. Он офицер, физически здоровый мужчина привлекательной внешности, активный, целеустремленный, с чувством юмора. Чем не герой? Однако сам Лермонтов называет главного героя романа настолько плохим человеком, что даже трудно поверить в его существование.

Печорин вырос в богатой аристократической семье. Ему ничего не нужно было с детства. Но у материального изобилия есть и недостаток — теряется смысл жизни человека. Пропадает желание за что-то бороться, духовно расти. Так случилось с героем романа. Печорин не находит применения своим способностям.

Вскоре ему надоела столичная жизнь с пустыми развлечениями. Любовь к светским красавицам хоть и льстила гордости, но не трогала самое сердце. Жажда знаний тоже не приносила удовлетворения — все науки быстро наскучили. Еще в юном возрасте Печорин понял, что ни счастье, ни слава не зависят от наук. «Самые счастливые люди невежественны, а слава — это удача, и чтобы ее получить, нужно быть умным» .

Наш герой пробовал сочинять и путешествовать, что делали многие молодые аристократы того времени. Но эти исследования не придали смысла жизни Григория. Поэтому скука постоянно преследовала офицера и не позволяла ему убежать от самого себя. Хотя Григорий постарался. Печорин, всегда в поисках приключений, каждый день испытывает свою судьбу: на войне, в погоне за контрабандистами, на дуэли, врываясь в дом убийцы. Он тщетно пытается найти место в мире, где его острый ум, энергия и сила характера могли бы пригодиться. При этом Печорин не считает нужным прислушиваться к своему сердцу. Он живет разумом, руководствуясь холодным разумом. И постоянно выходит из строя.

Но самое печальное, что от действий героя страдают близкие ему люди: Вулич, Бела и его отец трагически убиты, Грушницкий убит на дуэли, Азамат становится преступником, Мария и Вера страдают, Максим Максимыч обижен и оскорблен, контрабандисты в страхе бегут, предоставив себе судьбу слепого мальчика и старуху.

Кажется, что в поисках новых приключений Печорин не может остановиться ни перед чем. Он разбивает сердца и разрушает судьбы людей. Он осознает страдания других, но не отказывается от удовольствия намеренно их мучить. «Сладкой пищей для гордости» герой называет возможность быть причиной счастья или страданий для кого-то, не имея на это права.

Печорин разочарован в жизни, в общественной деятельности, в людях. В нем живет чувство безысходности и отчаяния, ненужности и никчемности. В своем дневнике Григорий постоянно анализирует свои действия, мысли и переживания. Он пытается разобраться в себе, раскрывая истинные причины своих действий. Но в то же время он винит во всем общество, а не себя.

правда, герою не чужды эпизоды раскаяния и желания как следует взглянуть на вещи. Печорин умел самокритиковать себя как «морального калека» и действительно был прав. А что такое страстное желание увидеть и объяснить с Верой. Но эти минуты недолговечны, и герой, снова поглощенный скукой и самоанализом, проявляет душевную бесчувственность, равнодушие, индивидуализм.

В предисловии к роману Лермонтов назвал главного героя больным человеком. При этом он имел в виду душу Грегори. Трагедия заключается в том, что Печорин страдает не только своими пороками, но и положительными качествами, чувствуя, как много сил и таланта тратится на него зря. В конце концов, не найдя смысла жизни, Грегори решает, что его единственная цель — разрушить надежды людей.

Печорин — один из самых неоднозначных персонажей русской литературы. В его образе оригинальность, талант, энергия, честность и отвага странным образом соседствуют со скептицизмом, неверием и презрением к людям. По словам Максима Максимовича, душа Печорина состоит только из противоречий. У него крепкое телосложение, но в нем проявляется неведомая слабость. Ему тридцать лет, но в лице героя есть что-то детское. Когда Грегори смеется, его глаза остаются грустными.

По русской традиции, автор живет с Печориным двумя главными чувствами — любовью и дружбой. Однако герой не выдерживает ни одного испытания. Психологические эксперименты с Марией и Белой показывают Печорина тонкого знатока человеческих душ и жестокого циника. Стремление завоевать любовь женщин Григорий объясняет чисто амбициями. Григорий тоже не способен на дружбу.

Показательна смерть Печорина. Он умирает во время путешествия, по дороге в далекую Персию. Вероятно, Лермонтов считал, что человек, который приносит только страдания близким, всегда обречен на одиночество.

1. Заболевание

В 19 веке медицина была в зачаточном состоянии, антибиотики и другие серьезные лекарства еще не были изобретены. Следовательно, любой человек имел возможность достаточно быстро умереть от какой-либо инфекционной болезни. Особенно это актуально в связи с посещением Персии, к местным возбудителям болезней у Печорина иммунитета не было.

Однако это наименее вероятная причина смерти Печорина, так как он был молод, ему было около 30 лет, а потому дети и старики со слабым иммунитетом чаще умирали от болезней.

Более того, на протяжении всего романа Лермонтов ни разу не упомянул о проблемах со здоровьем своего главного героя, и даже некоторая бледность и тонкость Печорина приписывались его аристократической расе.

И, наконец, еще один аргумент, не благоприятствующий этой версии, — это то, что Печорин часто был объектом женского внимания и считался очень привлекательным. Это аргумент в пользу крепкого здоровья, ведь здоровые люди красивее и красивее.

2. Разбойное нападение

Еще одна версия с аргументами за и против. В те времена не было таких туристических маршрутов, как сейчас, особенно в Азии, куда побывал Печорин. Поэтому кареты обычно перемещались в сопровождении защиты, или «возможности», как это называется в романе. Однако полной безопасности это не давало, и путешественник все же рисковал, особенно имея такой дорогой вагон, как у Печорина.

Но у этой версии есть недостаток: автор пишет, что Печорин умер и не исчез бесследно, а это значит, что были люди, которые путешествовали с ним и смогли вернуться, чтобы рассказать, что произошло. Но в случае нападения стараются не оставлять свидетелей.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"