- Основные вопросы, поставленные автором в романе
- Нравственные проблемы
- Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»
- Характер героя
- В чем состоит трагизм судьбы Печорина?
- Трагедия поколения
- Сочинение трагизм судьбы Печорина
- «Нравственный калека»
- Образ Печорина: характеристика, цитаты
- Почему же Печорин стал нравственным калекой?
- Почему Печорин был одинок и несчастен?
- Кому из персонажей принадлежат слова я сделался нравственным калекой?
- Кто виноват в том что Печорин стал нравственным калекой?
- Почему Печорин является причиной несчастия других?
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»: проблемы любви и дружбы
- Фатализм — причина проблемы?
Основные вопросы, поставленные автором в романе
Любое произведение искусства всегда проблематично. Роман М. Ю. Лермонтова не исключение. Поэт пытается ответить на вечные вопросы, волнующие людей от века к возрасту: в чем смысл жизни для человека, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба. Очень важны темы, продиктованные временем, в котором живут автор и его герой: судьба человека, свобода выбора, индивидуализм. Все это определяет проблемы «Героя нашего времени».
Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из персонажей обязательно поможет нам их идентифицировать? Главный герой. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в образе Печорина, отражая как личность Лермонтова, так и его мировоззрение.
Нравственные проблемы
Любое произведение и художественная литература в целом предназначены не только для того, чтобы доставить эстетический опыт, чтобы доставить удовольствие читателю, но и для того, чтобы поднять вопросы, которые присутствуют в каждом человеке, на которые либо у нас нет однозначного ответа, либо на которые мы никогда не задумывались о вообще. М.Ю. Лермонтов, можно сказать, новатор своего времени. Он — создатель первого романа русской литературы с глубоким философским содержанием. «Зачем я жил, для чего родился?» — это главный вопрос, который задает себе и всем нам автор устами главного героя — Печорина. В нем мы слышим не только вопросы «почему», «почему», «для чего», но и другие проблемы. «Герой нашего времени» пытается понять, кто он, из чего состоит, из каких добродетелей и пороков, если любовь и дружба могут спасти его от неминуемой тьмы…
Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»
«Зачем я жил? для чего я родился? »- задает этот вопрос Печорин и не находит ответа. Тщеславие бытия давит на героя, растительность не подходит молодому человеку, который чувствует« безмерную силу в душе».
Пытаясь окунуться в полноту жизни, Печорин по незнанию становится виновником уничтожения судеб разных людей. Умирает Бэла, судьба которого разбита ради эгоизма, прихоти Печорина. Максима Максимыча оскорбляет душевная нечувствительность друга. «Честные контрабандисты» вынуждены скрываться, судьба старухи и слепца неизвестна. «А какое мне дело до человеческих радостей и несчастий! ..» — и в этом восклицании особенно отчетливо проявляется индивидуализм Печорина. Мы, читатели, следим за тем, как гениально, без серьезных намерений Григорий Мария пытается, как она поступает по отношению к Грушницкому, как пользуется безраздельной властью над Верой…
«Вес, я анализирую свои увлечения и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле слова, другой думает и судит… », — читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм — это жизненная программа, главный двигатель Печорина персонаж, он в курсе происходящего… Желая «высокого поста», о котором он не мог «догадаться», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и на радости других только в отношение к себе, как к пище, поддерживающей мою духовную силу».
Проблемы романа «Герой нашего времени» включают в себя как проблему предопределенности человеческой судьбы, так и вопрос об истоках индивидуализма в поколении Лермонтова. Откуда взялся индивидуализм Печорина?
В пари, предложенном лейтенантом Вуличем, решен вопрос, «может ли человек распорядиться своей жизнью произвольно». Печорин, заявляющий, что «предопределения нет», невольно меняет свое мнение после выстрела — даже «доказательства были поразительны». Но он сразу же останавливается в этой вере, вспоминая, что у него есть «правило: ни в чем не отказывать решительно и не доверять слепо ни на что». А позже, искушая судьбу и подвергая опасности жизнь, он насмехается над человеческими убеждениями. И, словно бросая вызов слепым убеждениям, лишающим человека свободы, истинной свободы, я знаю, что меня ждет внутри…»
Смысл жизни, человеческая судьба, свобода выбора, индивидуализм: эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые были так ясно и точно сформулированы поэтом именно поэтому. Произведение Лермонтова стало первым русским философским произведением роман 19 века.
Характер героя
Печорин — персонаж очень неоднозначный. Он наделен множеством положительных качеств. У него все: он красив и богат, образован и культурен. Григорий тщательно следит за своей чистотой, никому не груб, не груб. Казалось бы, все положительные качества воспитанного мирского человека говорят о том, что он может быть счастлив. Он уверен в себе и не сомневается в своих действиях и поступках. Но самое ужасное в этом персонаже — отсутствие способности слышать. Этот персонаж циничный и эгоистичный человек. Он не чувствует себя ответственным за судьбу и жизнь других людей, он умеет по собственному желанию играть судьбой тех, кто хорошо к нему относится.
Герой не умеет любить. Самому ему постоянно скучно, он понимает силу своего эгоизма, называет себя «моральным калекой». Но он не чувствует себя виноватым. Зная, что его душа засохла, он ничего не делает, чтобы исправить ситуацию. Он склонен к самоанализу, но это не оправдывает его. Печорина нельзя назвать счастливым человеком. Ему постоянно скучно. Чтобы удовлетворить это чувство, он пренебрегает чувствами других, но сам совершенно не способен их испытать. Наверное, в этом и заключается трагедия всего поколения: неспособность испытать настоящие чувства, потому что это настоящий дар, который присущ только человеку. Это можно назвать как личной трагедией, потому что жалко только такого человека, так и трагедией окружающих, потому что именно они страдают цинизмом и эгоизмом таких людей, как Печорин.
В чем состоит трагизм судьбы Печорина?
К сожалению, я смотрю на наше поколение! Его будущее пусто или темно, Между тем, под тяжестью знаний и сомнений, в бездействии оно состарится. М.Ю. Лермонтов Роман М.Ю. Лермонтовский «Герой нашего времени» был создан в эпоху правительственной реакции, породившей целую галерею «лишних людей.
Печорин — это «Онегин своего времени». Герой Лермонтова — человек трагической судьбы. Он содержит в своей душе «необъятные силы», но на совести много зла. Печорин, по его собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», «необходимого персонажа в каждом пятом акте».
Как Лермонтов относится к своему герою? Писатель пытается разобраться в сути и истоках трагедии судьбы Печорина. «Будет то, что болезнь указана, но как ее вылечить — это уже Бог знает!» Печорин с энтузиазмом ищет применения своим незаурядным способностям, «безмерной душевной силе», но исторической реальностью и особенностями его душевного склада он обречен на трагическое одиночество. В то же время он признается: «Мне нравится во всем сомневаться: такой нрав не мешает решимости характера; наоборот .. Я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Ведь ничего хуже смерти не случится — а смерти не избежать! «Пекорин один.
Попытка героя обрести естественное и простое счастье в любви горной женщины Белы заканчивается неудачей. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: «… любовь дикаря немногим лучше любви дворянки; незнание и простота одного раздражают так же, как кокетство другого ». Герой обречен на непонимание окружающих, его внутренний мир не может понять ни красивого «дикаря» Бэлу, ни добросердечного Максима Максимыча. Однако напомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем капитан штаба смог отметить лишь второстепенные черты внешности Печорина и то, что «худой» маршал недавно был на Кавказе.
Максим Максимыч не понимает глубины страданий Печорина, будучи невольным свидетелем смерти Бэлы: «.. его лицо ничего особенного не выражало, и я чувствовал досаду: я бы умер от боли на его месте…» болел долго, истощенный », мы догадываемся об истинной силе чувств Григория Александровича. Последняя встреча Печорина с Максимом Максимыч убедительно подтверждает тезис о том, что« зло порождает зло ». Безразличие Печорина к своему старому« другу »приводит к тому, что« добрый Максим Максимыч стал упрямый и сварливый штабс-капитан».
Рассказчик-офицер догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание уделено глазам Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся… Это признак злого нрава или постоянной глубокой грусти». В чем причина такой грусти?
Ответ на этот вопрос мы находим в Печоринском журнале. Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что он умер по дороге из Персии. Поэтому Печорин не находит достойного применения своим исключительным способностям.
Это подтверждают рассказы «Тамань», «Княжна Марья», «Фаталист». Конечно, герой на голову выше пустых помощников и напыщенных чуваков, которые «пьют — но воды нет, немного гуляют, тащат ненадолго . играют и жалуются на скуку». Также Григорий Александрович прекрасно видит ничтожность Грушницкого, мечтающего «стать героем романа». В действиях Печорина есть глубокий ум и трезвый логический расчет.
Весь план соблазнения Марии основан на знании «живых нитей человеческого сердца». Вызывая сострадание к себе умным рассказом о своем прошлом, Печорин заставляет княжну Марю первой признаться в любви. Может, перед нами пустые грабли, соблазнитель женских сердец? Не надо! Его убеждает последняя встреча героя с княжной Марьей.
Печорин ведет себя благородно. Постарайтесь облегчить страдания влюбившейся в него девушки. Печорин, вопреки собственным утверждениям, способен на искреннее и великое чувство, но любовь героя сложна. Таким образом, чувство к Вере пробуждается с новой силой, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, полностью понимавшую Григория Александровича. «Имея возможность потерять ее навсегда, Вера стала мне дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!» — признается Пекорин.
Прокатившись на лошади по дороге в Пятигорск, герой «упал на траву и, как ребенок, заплакал». Вот она: сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит.
Доказательство тому — судьба Белы, княжны Марии и Веры. История с Грушницким — иллюстрация незаурядных способностей Печорина, растрачиваемых на мелкие и незначительные цели. Однако в своем отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать у врага запоздалое раскаяние, пробудить сознание! Бесполезный!
Грушницкий стреляет первым. «Пуля поцарапала мне колено», — говорит Печорин. Перелив добра и зла в душе героя — великое художественное открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своего рода пакт со своей совестью.
Благородство объединено с беспощадностью: «Я решил отдать все блага Грушницкому; Я хотел это проверить; искра щедрости могла пробудиться в его душе .. Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба помиловала меня ». И Печорин не щадит врага. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в бездну… Победа не доставляет радости Пекорину, свет гаснет в его глазах: «Солнце казалось тусклым, его лучи меня не согревали».
Подведем итоги «практической деятельности» Печорина: Азамат по пустяку серьезно подвергает свою жизнь опасности; красавица Бэла и ее отец гибнут от рук Казбича, а сам Казбич теряет своего верного Карагеза; рушится хрупкий мир «честных контрабандистов»; Грушницкий был расстрелян на дуэли; Вера и княжна Марья глубоко тронуты; Жизнь Вулича заканчивается трагически. Что сделало Печорина «топором в руках судьбы»? Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены одной цели: углубить социально-психологический и философский анализ образа Печорина. Герой появляется в разных рассказах цикла как один и тот же, не меняется, не развивается.
Это признак ранней «смерти», того факта, что мы действительно полутрупы, в которых «в душе царит какая-то холодная тайна, когда в крови кипит огонь». Многие современники Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством — эгоизмом. Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: «Вы говорите, что он эгоист? Но разве он не презирает и ненавидит себя за это?
Разве его сердце не жаждет чистой бескорыстной любви? Нет, это не эгоизм… »Но что это? Ответ на вопрос нам дает сам Печорин:« Моя бесцветная юность прошла в борьбе с собой и со светом; мои лучшие чувства, боясь смешного, я похоронены глубоко в моем сердце; они там умерли… »Честолюбие, жажда власти, желание подчинить других своей воле овладело душой Печорина, который« из жизненной бури .. он выступил с ней » всего несколько идей — и ни одного сантимента».
В романе остается открытым вопрос о смысле жизни: «… Зачем я жил? Для чего я родился? И правда, что она существовала, и правда, что это была высокая должность, потому что я чувствую огромную силу в своей душе… Но я не представлял себе эту должность, я позволял себе увлечься соблазном страстей пустой и неблагодарный; из их печи я вышел твердый и холодный, как железо, но я навсегда утратил пыл благородных устремлений, лучший цвет жизни».
Возможно, трагедия судьбы Печорина связана не только с социальными условиями жизни героя, но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, «груз знаний и сомнений» доводит человека до утраты простота и естественность. Даже целительная сила природы не способна вылечить беспокойную душу героя. Образ Печорина вечен именно потому, что он не ограничивается только социальным. Есть и сейчас Печорины, они рядом с нами… И душа вырывается наружу Из-под власти кавказских масс — Колокол звенит и наполняется…
Лошади юноши мчатся на север… Вдалеке слышу кваканье вороны — В темноте различаю труп лошади — Езжай, едь! Тень Печорина По следам до меня доходит…
Это строки замечательного стихотворения Я. П. Полонский «По дороге из-за Кавказа».
Трагедия поколения
Но проблема не только в характере Печорина. Роман получил такое название неспроста, ведь он отражает трагедию целого поколения. Лермонтов отмечал, что не раз в жизни встречал таких людей, как Печорин, и, возможно, он сам был одним из них. У них много возможностей, но они не чувствуют себя счастливыми. Они живут в период смены веков, когда старое уже устарело, а новое еще не ясно. Поэтому проблема поколения — глобальная скука, беспокойство, бесчувственность.
Сочинение трагизм судьбы Печорина
Главный герой романа «Герой нашего времени» — Григорий Александрович Печорин был наделен необычайно трагической судьбой. Его действия, его действия очень часто приводят к нежелательным событиям не только в его жизни, но и в судьбах других людей. На примерах из романов видно, насколько Печорин холоден и эгоистичен.
А может он просто недоволен до глубины души? Возможно, его внутренний мир находится в постоянных потрясениях от происходящего вокруг? Нет однозначного ответа! Но, при всем этом, люди, которые были рядом с Григорием, очень часто испытывали страдания и боль.
Дружеские отношения с Максимом Максимычем во время последней встречи превращают добродушного штабс-капитана в озлобленного и обиженного старика. И все это происходит из-за сухости и грубости главного героя. Максим Максимыч с открытым сердцем ждет встречи с Печориным и получает в ответ лишь холодное приветствие. Так что же происходит? Зло порождает и вызывает в ответ зло! И все из-за поведения Грегори.
Любовные отношения героя с женщинами можно назвать бесплодными и несчастливыми. Все его любимые женщины после разлуки пережили тяжелые душевные расстройства. Любовь Белы казалась Печорину равной чувствам знатных дам. Только теперь Григорий пытался найти в женщине что-то совсем другое! Отношения с княжной Марией были лишь игрой, которую Печорин начал преподавать Грушницкому. Чувства к Вере были самыми настоящими из всех любовных отношений, но герой осознал это только тогда, когда навсегда потерял возлюбленную.
Дружеские связи с Грушницким заканчиваются его гибелью на дуэли с Печориным. Главный герой предлагает своему партнеру несколько возможностей извиниться и исправить сложившуюся ситуацию. Но, гордый и гордый офицер не идет на компромисс, поэтому в конце концов умирает от рук Григория Александровича.
А эпизод с лейтенантом Вуличем наводит на мысль, что Печорин тоже обладает тайной способностью предсказывать. После борьбы с судьбой поручик остается жив, но Печорин предвкушает его неминуемую смерть. Так и бывает!
Это означает, что у главного героя романа действительно сложилась трагическая судьба. Из сообщения перед «Печоринскими записками» мы узнаем, что Григорий умирает во время путешествия из Персии. Ему так и не удалось найти свое счастье, он никогда не смог найти настоящую любовь, понять, что такое радость и искренность. К тому же он парализовал судьбу многих людей, которые были с ним.
«Нравственный калека»
Когда Печорин заводит с кем-то разговор о себе, он постоянно дает понять, что знает, какое онемение, и сам страдает от этого. Когда он разговаривает с Максимом Максимычем, он заявляет, что ему очень скучно и что его можно пожалеть. В разговоре с Марией он говорит, что общество поступило именно так, не принимая добрых чувств, видя в нем только плохое и негативное. Вот почему он стал «моральным калекой».
Но по его поведению нельзя сказать, что он сожалеет об этом и хочет что-то изменить. Он принимает себя таким, каким он стал, хотя и склонен к постоянному самоанализу. Печорину чужды чувство настоящей дружбы и любви, он сознательно их отвергает. В этом и состоит трагедия судьбы Печорина, ведь этот человек никогда не знал тех чувств, ради которых действительно стоит жить.
Образ Печорина: характеристика, цитаты
Действие романа происходит в 30-х годах 19 века. Это период политической реакции, которая началась в России после подавления восстания декабристов. Создавая очерк «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов написал собирательный портрет молодых людей с общими чертами характера.
Эти «герои нашего времени» впоследствии не раз появятся в литературных произведениях. Они склонны:
- Хорошее образование и социальный статус.
- Критическое мышление, скептицизм, отрицание традиционных ценностей.
- Ощущение утраты, невозможности реализовать себя в общественной и профессиональной деятельности.
- Чувство неудовлетворенности жизнью, склонность к эпатажу.
- Презрение к социальным нормам и чувство личного превосходства.
Для таких персонажей в литературе был выбран термин «лишние люди». Они не приспосабливаются к объективной реальности и сжигают жизнь, измученную тоской, то ностальгией по недостижимому. При этом в движении им удается сломать чужую судьбу за счет эгоизма и чрезмерной концентрации на собственной персоне.
Ярким представителем этого типа является пушкинский «Евгений Онегин», параллель которому звучит в романе Лермонтова. Но если Онегин после всего сделанного явно мучается, вызывая долю сочувствия, то при взгляде на изображение Печорина происходит совсем другая реакция. Творчество Лермонтова на сегодняшний день вызывает неоднозначную оценку читателей и множество отзывов критиков.
Сравнивая образ Онегина и Печорина, критик Николай Гаврилович Чернышевский высказался кратко и лаконично:
Печорин — человек совершенно другого характера и разной степени развития. Его душа действительно очень сильна, жаждет страсти; его воля действительно сильна, способна к активной деятельности, но он заботился только о себе лично. Его не интересовали общие вопросы.
«Герой нашего времени» — очерк на злободневную тему. Образ Печорина в романе, как кривое зеркало, в преувеличенном виде отражает пороки, присущие современникам писателя. Но для таких персонажей, как Печорин, характеристика не может быть уникальной.
Роман написан в необычной форме. Он состоит из нескольких частей, которые представлены в хронологическом порядке. Таким образом, автор постепенно раскрывает многогранный и сложный образ Печорина. Структура романа резюмируется следующим образом:
- Бела. Читатель узнает историю из жизни Печорина, рассказанную его бывшим коллегой. Первое впечатление от персонажа — это жестокий и эгоистичный человек, по прихоти которого произошла трагедия.
- «Максим Максимыч». В этой части герой предстает лично и своим поведением демонстрирует пренебрежительное отношение к окружающим. Он отказывается встречаться со старым коллегой-другом и уделять ему внимание, что очень расстраивает пожилых людей, которые видят в нем хорошее.
- «Тамань». Показан небольшой эпизод, во время которого Печорин снова разрушает жизни людей, рядом с которыми он стоял. Хотя это контрабандисты, на этот раз он искренне сожалеет о причиненных неприятностях.
- «Княгиня Мария». Здесь полностью раскрывается темная сторона персонажа. Из-за нездорового честолюбия Печорин играет на чужих чувствах и создает конфликтную ситуацию. В итоге снова кровавый эпилог: на дуэли он убивает друга, одновременно уничтожая семью своего бывшего возлюбленного.
- «Фаталист». В заключительной части стержнем становится философский вопрос о роли выбора и о том, в какой степени человек может влиять на свою судьбу.
Если оценивать только внешнюю сторону, анализ Печорина и его действий приведет к выводу, что он жестокий, беспринципный, лишенный чувств и совести. Но эта картина намного сложнее, которую блестяще интерпретировал Лермонтов.
Герой нашего времени — первый лирический и психологический роман в русской литературе. В нем через призму размышлений и самоанализа героя раскрываются характерные черты человеческой натуры вне зависимости от времени.
Постепенно формируется портрет Печорина, отчасти основанный на том, что говорят другие персонажи:
Уверяю вас, он был хорошим мальчиком; просто немного странно. Ведь, например, под дождем, на морозе весь день охоты; все онемели, устали, а у него ничего нет. А в другой раз сидит в своей комнате, пахнет ветром, уверяет, что простужен;… Да, сэр, с большими странностями, а он, должно быть, был богатым человеком: сколько разных дорогих вещей у него было!..
Знаете, я для приличия хотел его утешить, я заговорил; он поднял голову и засмеялся… От этого смеха у меня по коже пошла дрожь…
Неоднозначный характер хорошо описывают цитаты, в которых сам Печорин говорит о себе и своем прошлом:
Это была моя судьба с детства. Все читали на моем лице признаки плохого настроения, которых не было; но им пришлось — и они родились. Я был скромным — меня обвиняли в хитрости: я стал замкнутым. Я глубоко чувствовал хорошее и плохое; меня никто не ласкал, все оскорбляли: я стал мстительным; Я был угрюм — остальные ребята веселые и разговорчивые; Я чувствовал себя выше них — они ставили меня ниже. Я стал завидовать. Я был готов любить весь мир — меня никто не понимал: и я научился ненавидеть.
Моя бесцветная юность провела борьбу с собой и светом; мои лучшие чувства, боясь насмешек, я похоронил их глубоко в своем сердце: они умерли там. Я сказал правду — мне не поверили: я начал обманывать.
Безмерное удовольствие обладать молодой, только что расцветшей душой! Это как цветок, лучшие духи которого испаряются при первых лучах солнечного света, его нужно сорвать в этот момент и, пососав, бросить по дороге: может быть, кто-нибудь его подберет!
Я стал моральным калекой: одной половины моей души не было, она высохла, испарилась, умерла, я ее порезал и бросил, а другая половина двигалась и жила на службе всем, и никто не заметил этого , потому что никто не знал о существовании его умершей половины.
Краски добавляют подробности описанию Печорина. Благодаря им становится понятно, что за нарочитым цинизмом и жестокостью скрываются настоящие чувства, ранившие героя. Найдите спасение от внутренней пустоты и боли в самоуничтожении, не оставляя камня на камне в жизни тех, кого он встречает на своем пути.
Одну из первых положительных черт этого сложного и поначалу отталкивающего образа заметил критик Белинский. Анализируя Печорина, он нашел подтверждение внутреннего благородства героя и силы его характера. Он объяснил неблаговидные поступки особенностями времени и обстоятельствами жизни.
Анализируя образ Печорина в романе «Герой нашего времени», важно обратить внимание на внутренние мотивы героя и то, насколько беспристрастно он оценивает себя. Его сознательное безразличие к чувствам других отчасти является защитным барьером и попыткой избежать своих страхов и демонов, прячась за холодной маской сарказма.
Почему же Печорин стал нравственным калекой?
Печорин стал моральным калекой, потому что его развратила богатая и пустая общественная жизнь. Самодовольное, ленивое и развратное светское общество разорило Печорина и сделало его моральным калекой.
Почему Печорин был одинок и несчастен?
Он душит свои чувства и находит себе рациональное объяснение, поэтому герой романа остается один. Печорин — невольный эгоист, не готовый ни к искренней дружбе, ни к сильной, всепоглощающей любви. Да, он не позволяет себе влюбляться или испытывать сильную привязанность… В результате главный герой одинок и несчастен.
Кому из персонажей принадлежат слова я сделался нравственным калекой?
Не поэтому ли я презираю и других? »Печорин постоянно чувствует свою моральную неполноценность,« он стал моральным калекой ». Он говорит, что« его душа развращена светом », разорвана на две половинки, лучшая из которых» она иссохла, она испарилась, она мертва, а другая жива на службе у всех».
Кто виноват в том что Печорин стал нравственным калекой?
Следовательно, общество несет ответственность и за то, что Печорин стал «моральным калекой», потому что с детства подавлял в мальчике хорошие черты характера, и самого себя, потому что в зрелом возрасте он не мог и не хотел найти выход из ситуация, которая возникла.
Почему Печорин является причиной несчастия других?
Печорин является причиной несчастий окружающих его людей: он убивает Грушницкого на дуэли, способствует похищению Белы, издевается над чувствами юной княгини Марии Лиговской, принимает роковое пари с Вуличем, который отчасти толкает последнего в мирную жизнь руки смерти, опровергающие все высшие человеческие чувства.
М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»: проблемы любви и дружбы
На протяжении всего романа его активная душа ищет опасности, подвигов, искренней любви и дружбы. «Кто ищет, всегда найдет». Он также находит, но удивительным, просто непонятным образом, разрушает творческое начало, заложенное в этих вещах. Его любовь не принесла счастья ни одной из женщин. Он не мог поддаться этому чувству, он не мог отдавать вообще, только брать, да и то поверхностно. В его душе, как в бездонной бездне, бесследно исчезли и яркие чувства, и страдания. Ему не хватало, и он не пытался насытиться. Ему было все равно. Трагические события с Белой и Мэри — прекрасное тому подтверждение.
То же самое и в дружбе Печорина с доктором Вернером. Полагая, что отношения между двумя товарищами должны быть сведены к одному: один — раб, а другой — его господин, он не хотел быть ни рабом, ни тем, кто правит и управляет. Оба скучны и глупы. И просто, без «но», невозможно ввести другого в свой мир. Замкнутый круг.
Фатализм — причина проблемы?
«Герой нашего времени» — это роман не только о вопросах о смысле жизни, поставленных непосредственно автором. В последнем рассказе — «Фаталист» — всплывает еще одна тема, которая не дает покоя ни главному герою, ни всему человечеству. Предопределена судьба человека или каждый новый шаг на жизненном пути — это личный выбор? Печорин храбрый и предпочитает решать эту проблему, как и другие проблемы. «Герой нашего времени» Печорин самостоятельно, на собственном опыте проверяет истинность того или иного суждения. И тут неожиданно фаталист обращает к читателю другую сторону своей сущности. Обезоружите пьяного казака, который уже убил Вулича и опасен для окружающих. Он идет на сознательный риск, но впервые не из «пустых страстей» и не для того, чтобы развеять скуку. И здесь автор однозначного ответа не дает. Он, как и его герой, считает, что предопределение, если оно действительно существует, творит с человеком чудеса, делает его активнее, смелее. С другой стороны, превращает человека — высшее творение в игрушку в руках судьбы, и это не может ни оскорбить, ни унизить.