Глава «Фаталист»: почему она является последней повестью романа «Герой нашего времени»

О чем эпизод?

Печорин в дневнике рассказывает, как ему пришлось две недели жить в казачьей станице. Обычным развлечением в этих местах была вечерняя карточная игра, но вскоре она наскучила и офицерам. Потом заговорили о судьбе и о том, действительно ли человек способен ее контролировать. Мнения разделились.

«Это все ерунда! — спросил кто-то, — где эти верные люди, увидевшие список, в котором указано время нашей смерти? .. А если определенно есть предопределение, то зачем нам дана воля, правда? почему мы должны нести ответственность за свои действия?»

Вдруг один из офицеров — лейтенант Вулич, известный своей игрой, предложил как-нибудь проверить, существует ли предопределение? Крайне скептически настроенный Печорин сделал ставку. Вулич принял это, после чего выстрелил себе в голову свежим порохом из случайно выбранного пистолета. Оружие заклинило. При втором выстреле офицер сбросил фуражку через окно.

Той же ночью Вулич был зарезан пьяницей, и Пекорин, который по какой-то причине во время спора почувствовал, что ему суждено умереть сегодня, начал сомневаться в своих убеждениях.

Сюжет главы «Фаталист»

Григорий Печорин в дневнике рассказывает, как он оказался в казачьей станице и какие события с ним происходили. Местные жители любят поиграть в карты, поэтому вечером компания отлично проведет время. Слово в слово, а теперь люди говорят о судьбе, может ли человек ее контролировать или это просто управляемая стихия.

Вспыхивает серьезный спор, в ходе которого один из офицеров предлагает испытать судьбу на сопротивление и выяснить, существует ли предопределение. Скептически настроенный по натуре Печорин делает ставку с Вулихом и следит за действиями своего оппонента. Первый выстрел в голову из случайного пистолета не умер. Произошла осечка. Второе — он снял кепку и снова не поддался играм смерти.

Как выглядит судьба? Печорин начинает думать об этом, когда наступает трагическая ночь. Ведь после шумных посиделок со ставками, картами и разговорами Вулича убивает пьяница. Григорий почувствовал, что что-то не так, приближение смерти, с чего начал задумываться о значении судьбы в жизни человека.

Внутренний мир персонажей

Помимо Печорина, который борется со своими суждениями, в произведении есть такие же интересные персонажи.

Лейтенант Вулич — замкнутый человек, не раскрывающий своих секретов и чувств, безрассудный до мозга костей, но смелый и уверенный в своих действиях. Даже на поле боя, перед боем, офицер предпочитает отдать долг, что доказывает, что он достоин и верен своим словам.

Ефимыч, казак, убивший Вулича, полностью противостоит ему в своих чувствах и в оценке мира. Он не признает содеянного, желая избежать наказания за чудовищный проступок. Ефимыч ставит точку в рассказе о размышлениях о влиянии судьбы на человека. Только через свое восприятие читатель может осознать реальность и сделать вывод: случайность или план судьбы.

Что скрывает «Фаталист»?

Аргумент, который раскрывает автор, заставляет задуматься и сделать собственные выводы, потому что значение слова «судьба» обсуждалось на протяжении многих поколений, но окончательного ответа не было. Что управляет жизнью: боги или мы идем по дороге ногами, выбирая следующий путь?

Столкновение двух противоположностей происходит не только в главе перед читателем, но и внутри Печорина. Скептицизм и мистицизм не могут быть вместе. Так считает Печорин, поэтому он заключает, что ничего хуже смерти не бывает, и никто не может избежать смерти.

О чём хотел сказать Лермонтов?

В истории сошлись люди с противоположными взглядами на жизнь. Они громко спорят о судьбе судьбы и своих принципах. Лермонтов призывает Печорина отказаться от скептицизма и рассмотреть возможность того, что некоторые вещи произойдут и не могут быть объяснены. Автор не дает утвердительного ответа на вопрос: мы едем или нас ведут? Может быть, Печорин просто одурачил свои чувства, когда посмотрел на Вулича на партию и поставил ей точку?

Финальная точка

Автор умело закладывает крупицу сомнения в голову главного героя, заставляя его задуматься над собственными суждениями и подвергнуть их сомнению. Лермонтов демонстрирует столкновение веры людей, как это обычно бывает в жизни. Он пытается показать, что некоторые вещи невозможно объяснить, но это не означает, что мы не имеем права идти по жизненному пути сами. Человек, который боится и ждет смерти, никогда не совершит поступков на благо человечества и ради себя.

Темы и проблемы

Темы и проблемы в этой главе можно описать более подробно, если они понадобятся читателю. Мультиплекс Lytrecon с радостью завершит разбор главы «Фаталист», если вы напишете в комментариях, чего не хватает.

  1. Основная тема главы «Фаталист» — размышления на тему человеческой судьбы, существования судьбы, избежать которой никому не удастся. Люди задумывались над этими вопросами и раньше, считая, что боги предписывают каждому свой жизненный путь. И невозможно угадать, когда должно было произойти то или иное знаменательное событие.
  2. Это также поднимает проблему столкновения внутреннего скептицизма с почти мистической реальностью. Печорин не знает, почему все пошло именно так, поэтому он говорит себе: «. после всего этого вроде бы не стать фаталистом?» Однако он заключает, что лично для него проблемы судьбы не представляют особого интереса. Ведь «ничего хуже смерти не случится — а смерти не избежать!».

Образы главных героев

Помимо главного героя всего романа — офицера Григория Печорина (вот его подробное описание), ироничного и скучающего молодого человека, мнения которого внезапно подвергаются испытанию, — в главе есть еще два не менее ярких образа.

  1. Лейтенант Вулич, национальность которого автор определяет как серб, отмечая характерные черты портрета, был довольно закрытым в общении человеком. Он не доверял ни одному из своих чувств и секретов, но отличался смелостью и азартом. Даже на поле боя он предпочитал сначала выплатить долг, а уже потом сразу идти на войну.
  2. Казак Ефимыч — убийца Вулича, не признавший полностью свою вину и не желавший быть наказанным за преступление. Здесь он выступает своеобразной «рукой судьбы», являясь причиной аварии.

Смысл

В этом эпизоде ​​Лермонтов показывает непредсказуемость бытия, описывает загадочную историю, чтобы проверить на прочность мировоззрение персонажа. Печорин сначала рискует чужой — во время пари, а потом и собственной жизнью, торопясь задержать убийцу, желая убедиться в реальности судьбы. И невольно понимает, что в мире есть место необъяснимому. Это основная идея главы «Фаталист».

Из этой истории можно сделать вывод, что судьба существует, и именно она судила, кому и когда умереть. Однако автор не дает собственной оценки произошедшего: возможно, подозрительный герой вообразил, что лицо Вулича несет на себе печать смерти, а его смерть — несчастный случай, от которого никто не застрахован.

Значение фрагмента в романе

Анализ главы «Фаталист» не может раскрыть всей сути романа, поэтому для полного понимания произведения лучше всего прочитать анализ «Героя нашего времени». Автор заставляет своего героя и читателей задуматься о силе влияния человека на собственную жизнь.

Несмотря на то, что ответ на вопрос: «Есть ли предопределение?» не дано, писатель считает, что каждый должен действовать независимо, независимо от убеждений и убеждений, а не полагаться на сверхъестественные силы. Поэтому он закладывает в голову Печорина мысль, что современные люди из-за страха смерти, которая может овладеть где угодно и в любое время, не способны к действиям ни для обычного человечества, ни для себя.

Опасный спор

Однажды в течение двух недель Печорин жил в казачьей станице. Так начинается рассказ «Фаталист». Вечером майора С офицеры засиделись допоздна. Разговор перешел в метафизическую сферу и затронул неразрешимый вопрос: правда ли, что судьба человека уже предопределена с самого начала? Многие из присутствующих поддержали эту точку зрения, но Пекорин скептически отнесся к этому (что поспешил заявить). Тогда серб Вулич, образ которого окутан тайной, предлагает разрешить этот спор немедленно и немедленно на практике. И очень интересно. Вулич приставил пистолет к голове и попросил Печорина бросить червовый туз. Как только карта оказалась на столе, искатель приключений нажал на курок. Выстрел не выстрелил. Однако затем Вулич прицелился в висящую фуражку, и на этот раз ошибки не было.

История создания

Последняя часть романа М.Ю. Лермонтова написана в 1838 году. Мнения исследователей об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространена следующая версия: М.Ю. Лермонтов вместе со своим другом А.А. Столыпиным участвовал в аварии с пистолетом. Биограф П.А. Висковатов утверждал, что в основе эпизода, воспроизводящего «похождения» Печорина в доме пьяного казака, послужил случай из жизни дяди Михаила Юрьевича, П.А. Висковатова.

Некоторые ученые считают, что сюжет романа заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспомнил, как его школьный друг решил искушать судьбу, приставив пистолет к голове.

«Нынче вы умрете…»

Продолжаем описывать аннотацию «Фаталист». Увиденное потрясло Печорина. Он, привыкший во всем сомневаться, презирая судьбу, на вопрос, верит ли он теперь в предопределение, ответил положительно. Но серб долго не мог радоваться победе в споре. Еще до выстрела Григорий Александрович, заметив мимолетный отпечаток надвигающейся смерти на лице Вулича, дал ему темное пророчество. И осечка не повлияла на веру Печорина. Вулич, обиженный словами главного героя (что очень странно, ведь несколько минут назад он целился в голову), уходит с митинга.

Пари

Лейтенант предложил проверить, может ли человек контролировать свою жизнь или заранее назначен роковой момент. Печорин согласился сделать ставку и поставил двести рублей на то, что предопределения нет. Вулич отстаивал противоположное мнение.

Пьяный казак

Печорин пошел в свой дом, думая о человеческой жизни и предназначении, и вдруг наткнулся на что-то толстое и мягкое. Он наклонился и увидел, что перед ним лежит свинья, разрезанная пополам мечом. Потом подбежали два солдата и спросили, не видел ли он пьяного казака, гоняющего свинью. Григорий Александрович показал им зарезанную свинью, и они продолжили, говоря, что пьяного надо связать, пока это не навлекло на себя беду.

Убийство Вулича

Пекорин зашел в свою комнату и лег спать. В четыре часа утра его разбудили агенты, узнав, что Вулич убит. Григорий Александрович был ошеломлен. Выяснилось, что когда поручик возвращался домой, на него наехал пьяный казак. Возможно, последнее пройдет, но Вулич спросил его, кого он ищет. «Ты!» — ответил казак, ударил его мечом и рассек ему от плеча почти до самого сердца. Свидетели сказали, что при последнем издыхании серб сказал: «Он прав!» Печорин понимал значение этих слов: он сам по незнанию предсказал свою судьбу в Вуличе.

Признаки фаталиста

Фаталистическое мировоззрение закономерно накладывает свой отпечаток на характер человека:

  • Фаталист убежден, что «кем быть, чего нельзя избежать», и это накладывает определенный отпечаток на его мировоззрение:
  • Эти люди не ждут от будущего ничего хорошего. Поэтому слово «фаталист» иногда используется как синоним слова «пессимист», который убежден, что в будущем будет только хуже;
  • Отрицая свободу воли, фаталист не верит в человека и его способности;
  • Но с другой стороны, с человека снимается ответственность за действия — ведь если все его действия предопределены свыше, то человек — лишь инструмент в руках судьбы и не может нести ответственность за свои действия;
  • Вера в гороскопы, хиромантия, предсказания и пророчества, попытки так или иначе «заглянуть в будущее» — тоже черта фаталистического мировоззрения.

Кто такой фаталист

Фаталист — это человек, который верит в судьбу. Дело в том, что будущее предопределено сверху и на него невозможно повлиять. Это слово происходит от латинского fátalis (определяется судьбой), fatum (судьба, судьба). Фаталисты считают, что жизненный путь человека, ключевые повороты его судьбы можно предсказать, но нельзя изменить.
С точки зрения фаталиста, человек, как поезд, движется по пути, определенному судьбой, от одной станции к другой, не зная, что будет дальше, и не имея возможности свернуть с пути. Причем график составлен заранее высшими властями и строго соблюдается. А люди — это лишь своего рода винтик в огромном механизме, у каждого из них своя функция, и выйти за рамки судьбы, обозначенные судьбой, невозможно.

Смысл сюжета

Читатель находится в сложной ситуации. Автор позволяет ему рассуждать и искать собственное решение поставленной проблемы. Есть судьба или нет? Что значит подчиниться судьбе?

Печорин не фаталист. Уверен, о грядущей смерти лучше не знать, поэтому смелость, уверенность будут всегда, жизнь будет полна ярких ощущений. Человек может искушать судьбу, но делать это нужно осторожно, нельзя «буйствовать». Судьба может изменить курс и привести к смерти гораздо раньше, чем ожидалось.

Печорин — персонаж неординарный, его характерные черты есть и в людях прошлого, и в современниках.

Является ли Печорин фаталистом – разбор последней главы

Роковые события вызывали интерес писателей еще в древности. Многие произведения о роковом исходе человеческой жизни коснулись литературных деятелей. Образ Печорина в фаталисте проявляется в следующей ситуации:

  • Персонаж обезоруживает казака, убившего офицера в одиночку, не опасаясь смерти. Это был первый поступок героя, принесший пользу обществу;
  • Вначале Грегори безответственно относится к чужим жизням, после чего принимает на себя удар. В этом эпизоде ​​уверен, что свою судьбу обмануть не удастся. Если вы должны умереть сегодня, этого нельзя избежать. Здесь ярко выражена фаталистическая установка персонажа;
  • В других главах пьесы Печорин утверждает, что сам является хозяином своей судьбы. Высшая власть не может контролировать его действия;
  • Более одного эпизода свидетельствует о противоречивых мнениях главного героя. Возможно, душой он верит в предопределенность бытия. Герой отрицает этот факт, чтобы жить ярко, уверенно, смело.

На вопрос о фатализме Григория нет однозначного ответа. Критики расходятся по этому поводу. Стремление к самореализации, основанное на отрицании, — одно из объяснений противоречивых суждений Печорина.

Характер Печорина в главе фаталист – основные черты

В ЕГЭ-тест входят вопросы о персонаже главного героя рассказа. Автор изображает его человеком сильным духом. Основная задача персонажа — достичь поставленных целей. В пяти разделах романа отмечается, что Григорий вмешивается в жизнь окружающих, приносит беды, несчастья.

В последней главе писатель демонстрирует и другие качества Печорина. Поймав убийцу офицера, он сделал доброе дело. Основные черты характера героя части «Фаталист»:

  • Храбрость;
  • Храбрость;
  • Храбрость;
  • Героизм.

Автор не объясняет причины, побудившие героя пойти на риск. Он хотел помочь людям или проверить предопределенность собственной судьбы.

Как Печорин испытывает судьбу?

Этот вопрос касается не только последней главы Fatalist. Склонность Печорина испытывать свои нервы и судьбу на прочность проявляется и в главе «Княжна Мери.

Герой вместо того, чтобы сразу раскрыть заговор противников, позволяет Грушницкому решить свою судьбу. Это не только заставляет замолчать правду, но и позволяет ему стрелять первым. Уверенность в том, что смерть не наступит сегодня, не оставляет Печорина даже на краю обрыва. В душе Печорина сильные чувства причудливым образом переплетаются с тенденцией наблюдать со стороны даже за себя, не вмешиваться, а только следить за происходящим, сохраняя хладнокровие. В этот момент полностью раскрывается образ Печорина: его попытки уйти от скуки не остановят даже смертельная опасность.

В последней главе Печорин выпрыгивает из окна на вооруженного казака-убийцу и чудом остается невредимым.

По сюжету Печорин решает искушать судьбу, как и ранее в тот же день офицер Вулич, который выстрелил себе в голову (но пистолет выстрелил плохо).

По иронии судьбы, Вулич погибает в тот же день от рук пьяного казака, который насмерть поразил его мечом. После этого казак запирается в избе и никто не знает, как его обезвредить.

Печорин, следуя примеру Вулича, решает рискнуть и добровольно. Прыгайте в окно кабины, и пуля летит через плечо. В то же время курение мешает казаку найти свою саблю, и в результате он оказывается на привязи.

После этого инцидента все называют Печорина героем, а он сам задается вопросом, как после такого инцидента не стать фаталистом.

Вулич и судьба

Офицер контролировал свою судьбу, пытаясь выстрелить себе в лоб. Осечка доказала, что он не может управлять смертью самостоятельно. Кто-то сверху выбирает день смерти человека, он сам не имеет права решать, когда умереть. Вулич пытается доказать коллегам свою идею рока. Агенты не могут выяснить причину пропусков зажигания. Сухой порох, неисправность оружия? Но суть пари все еще в моей голове: судьбой невозможно управлять.

Вулич, выигравший спор, возвращается домой. Познакомьтесь с пьяным казаком, разорвавшим свинью на куски. Вулич мог бы держаться подальше от прохожего, но вдруг решил спросить, кого он ищет. Казак отвечает: «Ты!» Пьяный разрывает Вулича на куски. Перед смертью офицер произносит роковую фразу: «Он прав!» Пекорин был прав, когда увидел смерть на своем лице. Грядущая смерть изменила ее внешний вид, она подошла к человеку, но никуда не торопилась, позволяя дожить до точной даты. Знак стал предвестником неприятностей или это просто хорошо развитый инстинкт Грегори?

Сочинение на тему верит ли печорин в судьбу

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов — первый психологический роман в русской литературе, поскольку идейным центром произведения являются не события, а личность человека, его сложная духовная жизнь. В противоречивом образе главного героя, Григория Александровича Печорина, автор утверждает идею о том, что невозможно все объяснить в нашей жизни, все знать до конца, всегда есть что-то тайное, высокое, в этом что-то более глубокое с любых слов и идей. Одна из особенностей композиции романа — нарастающее раскрытие некой тайны. М. Ю. Лермонтов ведет читателя от действий своего героя к их мотивам, то есть от загадки к разгадке. При этом читателю становится понятно, что действия Печорина вовсе не секрет, а его богатый внутренний мир, его психология. В первых трех новеллах романа (Бела, Максим Максимыч, Тамань) автор рисует только действия героя, но в последней повести «Фаталист» решаются не столько психологические, сколько философские и моральные проблемы. Эта часть романа раскрывает Печорина с важной и принципиально новой стороны. История начинается с философского спора между Печориным и Вуличем о предназначении человеческой жизни. Наш герой верен до конца своего времени, в котором пересмотрены все основополагающие принципы человеческого существования. Итак, он пытается сам решить эти «вечные вопросы» — человек, созданный высшей божественной силой, моральные законы его жизни, продиктованные кем-то свыше, или люди сами имеют свою судьбу, свой разум, их воли. У Печорина активная душа, которая требует от него подчас опасных для жизни действий, и он легко подвергается чеченским пулям только для того, чтобы проверить на собственном опыте, действительно ли существует фатальное предопределение земного пути человека. Печорин видит в себе единственного творца своей судьбы, поэтому свою свободу он ценит как высшую ценность. Сам он единственный Бог и законодатель всех правил жизни, он должен сам найти смысл своего земного существования. Он отбросил веру в высшую справедливость, но какую другую жизненную философию он может предложить взамен? Пекорин отвергает наивную веру предков в небесные светила, смеется над ней, но при этом открыто завидует их способности верить, так как понимает, что всякая вера хороша. Ему нечего противопоставить спасительной вере в провидение, которая была большим стимулом для прошлых поколений к совершению благородных дел. И наш герой с горечью признается, что его современники, в отличие от «мудрых людей», не способны на «большие жертвы .. во благо человечества». Они не только сомневаются в необходимости добрых дел вообще, но и цинично издеваются над всем миром. А неверие вызывает у Печорина представление о том, что единственное измерение всех существующих ценностей — это свое «я», только то, что ему стоит служить. Так почему бы не принять за правду, что человеку действительно все позволено? Печорин может с уверенностью сказать, что смысл жизни нужно искать в самой жизни. Человек освобожден на определенный период земного существования, и ничто не может помешать ему жить своей жизнью согласно своим требованиям, стремлениям и способностям. Печорин может во всем находить тайное присутствие зла. Весь род человеческий, по словам нашего героя, не заслуживает особого уважения и доверия. Каждая добродетель меркнет под его тяжелым проницательным взглядом. Возможно, такое отношение к жизни и людям покажется жестоким и несправедливым, но разве это не смелее, смелее, чем сладкая и наивная вера во всемогущую власть добра над злом? Печорин так глубоко заглянул в бездну собственной души, что уже не было возможности убедить его в идее неизбежной будущей мести, что единственная возможность возрождения человечества — нравственное самосовершенствование, а не утешать его этим рассказ о спасении души. Он может тосковать по прошлой вере, завидовать верованиям своих предков, но для него невозможно вернуться назад. Те «низкие истины», которые открылись его трезвому оценочному взору, уже нельзя отбрасывать, то, что знает человек, остается с ним навсегда, можно только переосмыслить и интегрировать, но не забыть. Такое отношение к действительности приводит к тому, что Печорин ничего не ждет от жизни, ничего от нее не требует и ни к чему не стремится. Повесть «Фаталист» помогает более отчетливо осмыслить столь непростой характер Печорина, его жизненное мировоззрение, как характерную черту, присущую поколению 1830-х годов. В мировоззрении нашего героя мы видим определенную жизненную философию, попытку ответить на фундаментальный вопрос о смысле жизни, о ценностях человеческого существования, о самом предназначении человека. Печорин не имеет ни веры, ни идеала, но он не самодовольный циник и, исполняя «роль палача» и «топора в руках судьбы», переживает это сам не меньше своих «жертв». Роман «Герой нашего времени» — это роман о человеке, свободном от предрассудков и отрицающем саму идею фатализма. Печорин не терпит судьбы, он ей не подчиняется. Это сильный и мужественный человек, искренне страдающий от того, что не может угадать своего благородного предназначения.

Отношение к смерти

Печорин считает, что он сам контролирует события жизни, нет высшей силы, которая руководит его желаниями. Он заметил на лице офицера Вулича «печать смерти» и сказал ему об этом. Вулич по-другому чувствует все вокруг себя. Уверен, что жизнь кем-то определялась, день смерти выбрать самостоятельно невозможно. Офицер пытается доказать это абсурдом. Он снимает понравившийся ему пистолет со стены и подносит его ко лбу. Окружающие не хотят участвовать в самоубийстве, но Печорин ставку принимает. Происходит осечка, Вулич делает еще один выстрел, чтобы доказать, что ружье заряжено, и все с содроганием слушают звук выстрела.

Печорин удивлен результатом, он отчетливо увидел смерть на лице человека. Что это? Это ошибка или неправильное внутреннее ощущение? Григорий впадает в мысли судьбы. Мысли переносят человека в далекое прошлое, когда люди смотрели на небо и думали, что кто-то наблюдает за ними сверху и дергает за ниточки, как кукловод, ведя человека по верному пути. Человек не верит в счастье, он знает, что это невозможно, сомневается и приходит к разочарованию. Печорин признается: он пытался быть мечтателем, но устал и «высосал душевный жар».

То, что произошло той ночью, очень расстроило. Печать смерти прошла, почему? Этот вопрос не дает покоя Пекорину, но темная ночь отвлекает его, заставляя внимательно смотреть себе под ноги.

Испытание

Чтобы «искушать судьбу», как и Вулич, Печорин решает схватить преступника, убившего безоружного офицера. Главный герой просит Есаула «завязать разговор» с убийцей. В этот момент Печорин «следил за движениями казака», после чего «бросился в окно, головой вниз» навстречу богатырю, «не ожидавшему нападения». Казак выстрелил, но Печорина пуля не задела. Дым от удара не позволил преступнику найти саблю, поэтому Печорину удалось ее схватить, после чего вбежали другие казаки, связали его и взяли под стражу.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"