- История создания и жанровые особенности произведения «Герой нашего времени»
- Тема
- Жанр
- Композиция романа «Герой нашего времени» Лермонтова
- Хронология повестей в романе «Герой нашего времени»
- Хронологический порядок глав «Герой нашего времени»
- Почему нарушена хронология в романе «Герой нашего времени»?
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
- Глава 1. Бэла
- Глава 2. Максим Максимыч
- ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА
- Третья глава «Тамань»
- ЧАСТЬ ВТОРАЯ
- Четвертая глава «Княжна Мери»
- Пятая глава «Фаталист»
- Сюжетный план
- Краткий анализ
История создания и жанровые особенности произведения «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» входит в список самых известных произведений Лермонтова и позиционирует себя как психологический роман, состоящий из нескольких рассказов, к которым присоединяется главный герой Григорий Печорин. Составляющие романа: рассказ, повествующий о трагической судьбе героя; они начинаются с главы Белы и заканчиваются фаталистической главой».
По свидетельству исследователей, он был задуман и начат предположительно в конце 1830-х годов, а завершился в начале 1840-х гг. В целом работа над романом длилась около 2–3 лет. Не успев закончить, Михаил Юрьевич публикует на страницах «Отечественных записок» три самостоятельных рассказа: «Бэла», «Тамань» и «Фаталист». Спустя некоторое время автор представляет новую редакцию романа, в которую вошли три уже известных рассказа и две главы: «Максим Максимыч» и «Княжна Марья». Через год Лермонтов написал «Предисловие» к «Печоринскому журналу», переиздав книгу во второй раз.
Тема
Автор выбрал название книги, о которой говорит — «Герой нашего времени». Ее идейно-сюжетный центр — не внешняя биография (жизнь и приключения), а личность человека, его душевная и душевная жизнь, взятые изнутри как процесс. В образе Григория Печорина Лермонтов хотел передать мысли и чувства своего поколения, собрав в себе черты молодежи той эпохи: таково значение названия книги.
Основная тема «Героя нашего времени» — известная в русской литературе тема «лишнего человека». Печорин намного умнее и дальновиднее других, но это его проблема. Окружающие его люди могут быть не такими мудрыми и проницательными, но они живут настоящими чувствами: любят, страдают, проявляют милосердие или неприязнь. Печорин считает себя превыше всего: это холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подверженный эмоциям.
Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» создано в эпоху «вневременного». Социально-политическая подоплека этого романа состоит в том, что государство, уничтожившее активных и прогрессивных молодых людей, стремившихся изменить устаревший образ жизни, убило все чаяния следующего поколения.
На смену активным декабристам, апеллировавшим к блестящим идеалам, пришло новое потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких устремлениях и пресыщенное светской жизнью.
Значение «Герой нашего времени» — это отражение эпохи, предупреждение следующему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.
Проблема взаимоотношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатию, так и симпатию к его личности. Анализ действий и внутренних мотивов героя выявил психологизм всего произведения в целом.
Жанр
Герой нашего времени — первый крупный социально-психологический роман в русской литературе. Это в то же время цикл рассказов с общим главным героем, а иногда и с рассказчиком. В роман включены рассказы с разными жанровыми характеристиками: «Бэла» похожа на так называемую «Кавказскую сказку» (приключения русского офицера на Кавказе), «Максим Максимыч» — в духе очерка, путевых заметок, «Тамань» — повесть с авантюрным сюжетом, «Княжна Марья» — психологическая сказка из общественной жизни, «Фаталист» — философская притча. Два предисловия — к роману и дневнику Печорина — близки к публицистике или комментарию.
Ранее в русской литературе применялся такой прием — создание нескольких рассказов, вошедших в сборник под авторством рассказчика (Пушкин, Гоголь). Лермонтов трансформировал и интегрировал этот метод, объединив цикл рассказов в общее произведение. Так родилась психологическая история любви.
Композиция романа «Герой нашего времени» Лермонтова
Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких рассказов, каждая из которых посвящена отдельному периоду жизни главного героя Григория Печорина. В рассказе 5 глав и 2 предисловия.
Роман повествуется с точки зрения трех персонажей: автора Печорина и Максима Максимыча:
- История Белы: рассказчик — Максим Максимыч
- Повесть «Максим Максимыч»: рассказчик — автор
- Повести «Тамань», «Княгиня Мария» и «Фаталист» — рассказчик Григорий Печорин
Хронология повестей в романе «Герой нашего времени»
Главы в «Герое нашего времени» организованы в «неправильном» порядке. И эта особенность романа вызывает у читателей много вопросов.
К счастью, тот же внимательный читатель может восстановить правильный хронологический порядок.
Ниже представлена таблица с «неправильным» и «правильным» порядком рассказов «Героя нашего времени»:
«Неправильный» порядок рассказов (оригинал, автор) |
«Правильно» порядок рассказов (в хронологическом порядке) |
Бела | 4 |
«Максим Максимыч» | 5 |
Предисловие к «Печоринскому журналу» | 6 |
«Тамань» | один |
«Княгиня Мария» | 2 |
«Фаталист» | 3 |
Хронологический порядок глав «Герой нашего времени»
Итак, реальный хронологический порядок глав «Героя нашего времени» выглядит так:
- «Тамань» (начало пути Печорина на Кавказ; по пути герой останавливается на Тамани)
- «Княгиня Мария» (после участия в военной экспедиции Печорин уходит на воду и живет в Пятигорске и Кисловодске)
- «Фаталист» (после дуэли Печорин сослан в крепость Максимом Максимычем; служа в крепости, Григорий отправляется в казачье село, где встречает Вулича)
- «Бэла» (во время службы в крепости Печорин похищает у семьи красавицу Бэлу; их роман длится несколько месяцев)
- «Максим Максимыч» (5 лет спустя; после выхода на пенсию Печорин едет из Петербурга в Персию; по дороге во Владикавказ встречает давнего друга Максима Максимыча)
- Предисловие к «Дневнику Пекорина» (Смерть Пекорина по дороге в Персию)
В таком порядке события разворачиваются в жизни Григория Печорина, в частности, по мнению таких исследователей, как В.А.Мнуилов, Б.Т. Удотов и др.
«Фаталист» или «Бела»: что происходит сначала?
важно понимать, что действие обеих глав — «Фаталист» и «Бэла» — накладывается во времени: в обеих главах Печорин служит в крепости под командованием Максима Максимыча. Ученые расходятся во мнениях относительно того, какая из двух глав идет первой в хронологическом порядке.
Некоторые писатели ставят главу «Бэла» перед главой «Фаталист», то есть Печорин встречается с Вуличем после смерти Бэлы. Эта версия имеет право на существование, но, на наш взгляд, она недостаточно обоснована. Есть много других аргументов в пользу другой версии.
Почему сначала «Фаталист», а потом «Бэла»?
Учитывая детали текста, мы осмеливаемся заявить, что в хронологическом порядке фаталистическая глава предшествует главе Бела. Вот аргументы на этот счет профессора Б.Т.Удодова:
1. Состояние Печорина после смерти Бали
«… Смерть Белы произвела на Печорина очень сильное впечатление, по словам Максима Максимыча, он был давно болен, истощен. Трудно поверить, что вскоре, оказавшись в казачьей станице, он утешал себя любовью к красавица дочка милиционера Настя («Она, как всегда, ждала меня у ворот»).»
2. Совпадение сезона
«Судя по ряду деталей, похищение Белы произошло где-то между апрелем и маем. Печорин прибыл в крепость осенью прошлого года. В результате, Печорин, скорее всего, будет находиться в селе зимой, начало другого года. Про зиму (южную, конечно) говорят некоторые подробности. Настя ждет Печорина у ворот, «закутанная в мех, луна осветила ее красивые губы, посинела от холода ночь».»
3. Настроение Печорина в дневнике
«…« Фаталист »был написан в дневнике Печорина, конечно же, до истории с Белой. Об этом косвенно, но убедительно свидетельствует характер слухов в« Фаталисте »драки и страдания (« Я не осушил чашки, но страдая »), не поддаваясь ни скуке, ни судьбе (« Я становлюсь все смелее и смелее, когда не знаю, что меня ждет»). <…>
Совершенно иной тон в «признании» Печорина Максиму Максимычу в конце рассказа с Белой. Здесь духовно похоронен Печорин: «У меня осталось только одно лекарство: путешествовать .. может быть, я умру где-нибудь в дороге!»…»
4. Внимание Лермонтова к деталям
«Принимая во внимание заботу Лермонтова о полноте всех реальных психологических мотивов и деталей романа, можно подумать, что все это не может быть проигнорировано писателем в его хронолого-композиционных построениях.»
Почему нарушена хронология в романе «Герой нашего времени»?
Хронология романа «Герой нашего времени» нарушена не случайно. Почему автор это делает?
Поверхностное знакомство с Печориным
В первых главах романа (Бела и Максим Максимыч) Лермонтов знакомит читателя с Печориным. Мы видим образ главного героя глазами Максима Максима, и наше знакомство пока носит поверхностный характер. По словам Максима Максимыча, у читателей складывается не самое лестное мнение о Печорине.
Близкое знакомство с Печориным
В последующих главах («Тамань», «Княжна Марья», «Фаталист») читатели узнают о внутреннем мире Печорина из его дневников. Здесь сам Григорий откровенно говорит о себе, о своих недостатках, страхах и страданиях. Эта откровенность очаровывает и привлекает читателей. Персонаж Печорина с его достоинствами и недостатками становится ближе и понятнее, а мнение о герое немного меняется.
В результате у читателей возникают сложные и противоречивые чувства к Печорину: его хочется уважать за откровенность, глубину и острый ум, но можно только осудить его за наглость, цинизм и жестокость.
Это были материалы по составу романа «Герой нашего времени», хронологии и порядку рассказов (глав) в романе.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1. Бэла
Встреча рассказчика и капитана штаба Максима Максимыча произошла по дороге из Тифлиса. Часть пути пришлось проделать вместе. За это время подошли новые знакомства. Буран вызвал вынужденную ночевку в сакле. Быстрее было проводить время с рассказами. Первый рассказ, который я услышал от Максима Максимыча, посвящен воспоминаниям четырехлетней давности, когда капитан был командиром стражи крепости. Ему подчинялся молодой офицер по имени Пекорин.
Григорий Печорин молод и красив. Разумный. Проводя много времени вместе, они подружились. Гришка был хорошим мальчиком, но сумасшедшим. Его персонаж был непонятен Максиму Максимычу. Ему было грустно от непонятной меланхолии, потом он ушел самое большее, не щадя себя. Однажды они получили приглашение на местную свадьбу в горной деревне. Старшая дочь князя собиралась выйти замуж.
Веселье было в самом разгаре. Печорину понравилась младшая дочь хозяина. Его звали Бела. Григорий — не единственный, кто обратил внимание на красивое создание. Присутствовавший на свадьбе вор Казбич не сводил глаз с девушки. У него была лучшая лошадь во всей Кабарде, что вызывало зависть у соседей.
Брат Белы Азамат мечтал увидеть в конюшне великолепную лошадь. Мальчик предложил немного денег, но Казбич был непреклонен в своем решении. Азамат, зная, что бандиту нравится Бел, предлагает украсть для него младшую сестру, но вместо благодарности видит улыбку и слышит очередной отказ. Азамат был в ярости. Между молодыми людьми разгорелась ссора. Максим Максимыч стал свидетелем неприятной сцены. Он рассказал Пекорину о разговоре, который услышал, когда вернулся в крепость.
Пекорин сделал из вышеизложенного свои выводы. Вскоре по двору распространилась молва о пропаже лошади Казбича. После стали известны подробности. Григорий повернулся к Азамату и попросил его привести к нему Белу. Взамен он пообещал, что лошадь будет его.
Азамат был готов на все ради лошади. После похищения сестры он отвел ее к Грегори. Казбич, повел барана в крепости, промазал в бухте. Печорину удалось отвлечь внимание на себя, чем Азамат воспользовался. Казбич был в ярости, поклявшись отомстить тому, кто осмелился отобрать лошадь. Первой жертвой стал князь. Вор убивает отца Белы и Азамата, будучи уверенным, что кража лошади — это его дело.
Бела был застенчивым и диким. Печорину пришлось потратить много времени и сил на его укрощение. Он нанял для нее слугу, подарил ей подарки. Добившись своей любви, Григорий был счастлив, получив желаемое, но ненадолго. Девушка его кормила. Он стал реже появляться в доме, стараясь не встречаться с ней.
Однажды Григорий и Максим Максимыч отправились на охоту. По пути домой они услышали звук выстрела. Почувствовав, что что-то не так, бегуны прибавили темп. Вдалеке показалась лошадь Казбича. Вор был не один в седле. Он держал Белу перед собой. Кинжал застрял ей в спине. Казбичу удалось скрыться от правосудия. Бела умирал в агонии. Два дня Пекорин не вставал с постели. Умирая, она призналась ему в любви. После похорон Бэлу старались не вспоминать. Максим Максимыч считал, что лучший выход для нее — смерть. Грегори уйдет от нее, и девушка вряд ли сможет пережить измену. Печорина вскоре перевели в Грузию. Подключение было потеряно.
Глава 2. Максим Максимыч
Попутчики расстались, не ожидая скорой встречи. Максим Максимыч познакомился с Печориным, когда тот был уже на пенсии и собирался уехать в Персию. Главный капитан не видел своего друга почти пять лет и был невероятно доволен неожиданной встречей. Однако Печорин казался равнодушным, что сильно обидело старика. Максим Максимыч давно его ждал, но Григорий никуда не торопился. Рассказчику было интересно взглянуть на человека, о котором он так много слышал.
Величественный и привлекательный мужчина. В нем было чувство расы. Женщины, несомненно, любили его. Хорошо одет. Элегантно, со вкусом. Улыбаясь, его глаза оставались холодными. Безразличен и равнодушен ко всему.
Когда карета с Пекорином уехала, капитан вспомнил, что не успел отдать другу бумаги, которые тот хранил. Карты оказались личными записями Печорина.
ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА
Третья глава «Тамань»
Печорин прибыл в Тамань дежурным. Ему пришлось остаться в доме бедняков.
Он жил со слепым мальчиком и девочкой, которые на самом деле были контрабандистами. Ночью они опустошают лодки с различными товарами, которые им доставляет Янко. Григорий сообщает девушке, что знает все. Девушка приглашает его на свидание и пытается его утопить. Но ему это не удалось, и она уплывает с Янко, чтобы избежать наказания. Только слепой мальчик остался в отчаянии. В ту же ночь был ограблен Григорий Печорин. Думаю, это работа бедного слепого мальчика. Уехать из Тамани, не рассказав, что произошло.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
(Конец дневника Печорина)
Четвертая глава «Княжна Мери»
Григорий Печорин прибыл в город Пятигорск. Здесь он сталкивается со своим старым товарищем Грусницким. Они встречаются с княжной Марией и ее матерью Лиговской. Грушницкий безумно любит княжну, но она не интересуется им. Мария запала в душу Пекорину. Но он просто пренебрегает чувствами Мэри. Также Григорий знакомится со своей давно забытой любовью Верой, которая давно замужем. Вскоре княгиня, Вера, Григорий и Грушницкие переехали в Кисловодск. Печорин тайно встречается с Верой в доме. Грушницкий уверен, что у Печорина было свидание с княгиней. Распускает сплетни о Марии, Печорин вызывает его на дуэль и убивает его друга. В результате этой дуэли его руководство изгнало его на службу в крепость No.
Пятая глава «Фаталист»
Григорий Печорин служит в своей посланной крепости. Он уезжает в казачье село, куда приезжает на офицерское собрание. Лейтенант Вулич начинает дискуссию о том, что в жизни все предопределено. Печорин начинает спорить с сербским лейтенантом и заявляет об обратной стороне такого утверждения, что жизнь непредсказуема. Чтобы доказать Печорину, Вулич прострелил себе лоб, но ружье разряжено, патронов нет. Вулич выигрывает спор. Но Печорин считает, что Вулич скоро умрет. Его убил пьяный казак. Печорин пытается поймать преступника вместе со всеми, где он чуть не ушел в мир иной. После он возвращается в свою крепость и служит, пока не встречает Белу.
Сюжетный план
«Герой нашего времени» разбит в хронологическом порядке. Это не так уж часто встречается и сейчас, но в начале 19 века в целом это был настоящий прорыв. Это было сделано для того, чтобы дать читателю необходимое впечатление о главном герое; Лермонтов хотел показать изменившийся путь героя, чтобы он сначала казался растерянным, сложным и, главное, эгоистичным, а затем постепенно предстал понятным человеком, который стал злом не по своей воле. Замысел автора прекрасно передан с помощью глав романа, которых всего пять. Однако все они представляют собой целостные, полноценные истории, гармонирующие с образом романа.
Конечно, чтобы понять истинный замысел автора, необходимо следовать его указаниям. Лермонтов выстраивает главы так, чтобы показать читателю, что он хочет сказать. В романе они идут в следующем порядке:
- Предисловие.
- Бела.
- Максим Максимыч.
- Предисловие.
- Тамань.
- Княгиня Мария.
- Фаталист.
Вы, конечно, можете расположить рассказы в хронологическом порядке, тем самым нарушив замысел автора. В этом случае станет яснее общее представление о событиях, но исчезнет вся суть романа. В хронологическом порядке главы выглядят так:
- Тамань.
- Княгиня Мария.
- Бела.
- Фаталист.
- Максим Максимыч.
- Предисловие к газете Печорин.
Чтобы лучше понять смысл произведения, необходимо детально проанализировать, описывая персонажей, основные события каждой из глав. Сразу отметим, что наибольший интерес представляют главы «Бел» и «Княгиня Мария», так как именно здесь мысли автора раскрываются в наибольшей степени.
«Ломанная» хронология романа дает читателю ощущение, будто он лично встречался с Печориным. Сначала о нем ничего не известно, и он кажется действительно странным человеком, но потом он раскрывается и многое проясняется.
Краткий анализ
Перед чтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с творчеством самого героя нашего времени.
Год написания — 1838-1840 гг.
История создания — Автор, прочитав «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, вдохновленный его идеями, решил написать нечто подобное, поражающее умы его современников. Имя героя — Печорин — также подчеркивает духовную связь с Онегиным. На современном для него материале Лермонтов создал «Героя нашего времени», показывающий следующий этап развития России, отражающий новые идеалы и взгляды героя своего времени.
Тема — характер молодого дворянина 1830-х годов, противоречие души героя, ищущего смысл жизни.
Композиция — Особенности композиции романа в том, что он создан из нескольких рассказов, не соблюдается хронологическая последовательность в изображении событий.
Жанр — К жанру «Герой нашего времени» можно отнести психологический и социальный роман, в котором сочетаются разные жанры: эссе, рассказ, рассказ, рассказ.
Направление — Реализм и Романтизм.