- Краткий анализ
- История создания
- Структура романа
- Главные герои и их характеристика
- Часть первая
- Глава 1. Бэла.
- Глава 2. Максим Максимыч
- Жанр и композиция романа «Герой нашего времени»
- Журнал Печорина
- Глава 1. Тамань
- Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»
- Часть вторая
- Княжна Мери
- Повесть «Фаталист» — эпилог в создании образа Печорина
- Специфика построения текста
- Правильное расположение частей
- Значение путаницы
- Проблемы изучения романа «Герой нашего времени»
- Система рассказчиков
- Романтические мотивы
- Новые черты в главном герое
- Трагедия Печорина
Краткий анализ
Перед чтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с творчеством самого героя нашего времени.
Год написания — 1838-1840 гг.
История создания — Автор, прочитав «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, вдохновленный его идеями, решил написать нечто подобное, поражающее умы его современников. Имя героя — Печорин — также подчеркивает духовную связь с Онегиным. На современном для него материале Лермонтов создал «Героя нашего времени», показывающий следующий этап развития России, отражающий новые идеалы и взгляды героя своего времени.
Тема — характер молодого дворянина 1830-х годов, противоречие души героя, ищущего смысл жизни.
Композиция — Особенности композиции романа в том, что он создан из нескольких рассказов, не соблюдается хронологическая последовательность в изображении событий.
Жанр — К жанру «Герой нашего времени» можно отнести психологический и социальный роман, в котором сочетаются разные жанры: эссе, рассказ, рассказ, рассказ.
Направление — Реализм и Романтизм.
История создания
Творческая история романа «Герой нашего времени» известна только в самых общих чертах.
Автор долго работал над романом, создавая отдельные эпизоды. Впечатление, произведенное на писателя стихотворным романом Пушкина «Евгений Онегин», придало ему уверенности в себе.
Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, горных селениях, писатель определился с сюжетом своего плана и приступил к работе.
Созданные части романа были изданы отдельными произведениями: сначала Лермонтов опубликовал «Белу» (1839 г.), затем «Фаталист» (1839 г.) и «Тамань» (1840 г.). Весь роман был опубликован в 1840 году, который был сохранен в качестве года написания, но предисловие к роману было напечатано только во втором издании, в 1841 году.
Структура романа
Композиция романа совсем не классическая. Классическая структура литературного произведения состоит из пролога (предисловия), изложения, постановки, основных действий, кульминации, эпилога и эпилога. Также соблюдается хронологическая последовательность. В романе «Герой нашего времени» композиция многокомпонентна, то есть имеет разные звенья, выдержки, кульминации и выводы. Хронология событий также была взломана. В романе есть пролог. В нем Лермонтов пытается объяснить цель написания своего романа. Это своего рода диалог с читателем. Роман разделен на 5 частей.
Главные герои и их характеристика
Вкратце о системе имиджа и каждом значимом персонаже Multisaggio Litrecon написал в эссе.
- Григорий Печорин — молодой дворянин и офицер. Красиво снаружи, но опустошено внутри. Перед ним нет цели. Он не видит смысла в своей жизни. Он циничен, эгоистичен, высокомерен, но в то же время умен, по-своему благороден и даже способен любить. На протяжении всего романа он пытается заполнить пустоту внутри себя, неся другим только страдания. Он умирает, не найдя себя. В этом произведении раскрывается образ Печорина.
- Мэри — юная принцесса. Культурная светская красота, сохранившая естественность и живость образов. Наивно он поддается очарованию окружающих мужчин. Станьте жертвой жестокого эксперимента Печорина, разбившего ей сердце.
- Бела — красивая и гордая грузинская принцесса. Ее похитил Печорин. Я поддался его манипуляциям и влюбился в него. После того, как Печорин потерял к ней интерес, она ушла, опечалилась, а затем стала жертвой мести Плато Казбич своей семье. Более подробно о женских образах многословный Литрекон написал здесь.
- Грушницкий — молодой кадет. Он действует как кривое зеркало Грегори. Он пытается представить себя отвергнутым жизнью страдальцем, как Печорин, раздражая его. На самом деле он прагматичен, подл и подл. Он проигрывает битву за сердце Мэри и умирает на дуэли от рук Грегори.
- Вернер — старший врач. Двойник Печорин. Циничный и умный, но в то же время отзывчивый и гуманный. Как и главный герой, он презирает человеческое общество, но чувствует себя неспособным противостоять ему, что становится причиной их взаимной дистанции. Вот очерк на эту тему, посвященный аналогам «Героя нашего времени».
- Вера — давняя любовь Печорина. Духовно богатый человек. Несмотря на свой второй брак, она любит только Грегори, полностью осознавая те страдания, которые он ей принес. В конце концов, он тоже уходит от Печорина, доводя его до отчаяния.
- Максим Максимович — простой крестьянин, дослужился до офицерского звания. Опытный солдат. Исполнительный и трудолюбивый. Обладает высокими моральными качествами. Она осуждает поведение Печорина, но не может не сочувствовать ему.
Часть первая
В первой части 3-й главы. Ссылка — это рассказ о путешествии автора и его знакомстве с Максимом Максимычем. Вместе с Печориным он — ключевая фигура, помогающая понять образ главного героя романа.
Глава 1. Бэла.
В этой части Лермонтов сам начинает рассказ, рассказывает о поездке по Военно-Грузинской трассе, о своем знакомстве с штабс-капитаном Максимом Максимычем. Эта часть рассказа и есть экспозиция. А потом он дает слово этому старому активисту и рассказывает о своем знакомстве с Печориным и историю своей любви к Беле. Сюжет этой главы и всего романа начинается с рассказа Максима Максимыча о Печорине. Действие главы берет свое развитие с момента похищения Белы и его появления в доме Печорина. Кульминация — похищение Казбичем Белы, его ранение и смерть. Печорин переживал за смерть девушки, вероятно, виня себя в случившемся.
Эпилог главы — расставание автора с Максимом Максимычем.
Глава 2. Максим Максимыч
Выставка: автор приезжает во Владикавказ и узнает, что ему придется пробыть здесь 3 дня в ожидании возможности. Он решает записать историю Белы. Подготовка: на следующий день приезжает троллейбус с Максимом Максимычем. Развитие действия: Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет его. Автор видит Печорина, описывает его противоречивый аспект. Кульминация — встреча Максима Максимыча с Печориным, обида. Эпилог: автор получает записные книжки Печорина и уезжает в тот же день, отделяясь от мучительного Максима Максимыча.
Жанр и композиция романа «Герой нашего времени»
Своим романом Лермонтов создал первый реалистический, социальный и психологический русский роман, проложив путь таким представителям, как Тургенев и Л. Толстой.
В задачи автора входили психологический анализ главного героя романа, выявление его сложной и противоречивой натуры.
Это также определило исходную композицию романа. Его главная особенность — композиционная инверсия, т. Е. Расположение глав романа выходит за рамки хронологии. Произведение разделено на пять частей, каждая из которых уникальна по жанру и сюжету. Их объединяет одно — главный герой и его жизненный путь. Его зовут Григорий Печорин, его перевели на Кавказ в результате досадной аварии.
По пути к новому месту назначения он остановился в Тамани, затем Печорин продолжил путь до Пятигорска и впоследствии был сослан в крепость. Через несколько лет Григорий оставил службу и уехал в Персию. Автор нарушил порядок глав, чтобы детально раскрыть душу Печорина, используя различные приемы для понимания этой сложной природы.
В «Беле» главного героя описывает Максим Максимыч, добродушный и мягкий капитан. Из этой главы мы можем судить, как Пекорин воспринимал своего друга. Последние три главы романа — дневник главного героя, на основании которого можно судить о его психических процессах, его переживаниях и восприятии жизни, Печорин «безжалостно обнажал свои слабости и пороки».
Чтобы полнее раскрыть психологию своего героя, Лермонтов использует прием противопоставления главного героя другим персонажам романа: обычным людям вроде Максима Максимыча, Бэлы и контрабандистов; а также дворяне, «водное общество». Однако есть один герой, которого сравнивают с Печориным: это доктор Вернер.
Два предисловия автора, в которых указан жанр глав, помогают более детально понять структуру романа: «Бела» — это рассказ, также рассказанный в виде «путевых заметок» прохожего офицера, который встречается за впервые Печорин дает рассказ Максима Максимыча; «Максим Максимыч» — путевый этюд; «Тамань» — приключенческий роман; «Княгиня Мария» — психологический рассказ, представленный в виде дневника; «Фаталист» — приключенческий психологический роман. Каждая из этих историй, в зависимости от жанра, рисует Печорина в разных жизненных ситуациях и сравнивает его с разными типами людей.
Психологическая природа романа определяет также особенности образа и введение в роман образов природы и деталей быта. Природа дана в психологическом смысле, она тесно связана с внутренним миром героя, окрашенным его настроениями. Внешняя жизнь Печорина мало интересует автора романа, поэтому представлены мелкие детали бытового персонажа. «Герой нашего времени» — психологический роман, в котором внимание Лермонтова обращено на психологию героя, на «историю человеческой души», души Печорина.
Журнал Печорина
Лермонтов не пронумеровал главу «Дневника Печорина», как первые две главы. Лермонтов опознал записи Печорина. Значит, дневник Печорина — это книга в книге. Этой новой книге, начатой в первой части романа, предшествует предисловие, в котором Лермонтов объясняет причину своего желания опубликовать записи Печорина. «Дневник Печорина» начинается с первой главы, в которой подчеркивается лишь вложение одного произведения в другое.
В «Джорнале» повествование от лица Печорина. Хронологически вернемся назад.
Глава 1. Тамань
В главе рассказывается о приключениях главного героя на Тамани. Здесь судьба свела его с контрабандистами. Выставка — Приезд Печорина в Тамань и поиск квартиры. Сюжет сюжета с момента его знакомства со слепцом. События начинают разворачиваться с появления на крыше девушки. Кульминация — момент, когда девушка заманила Печорина и попыталась его утопить. Но мужчина был сильнее. Ундина была за бортом. Сын моря не утонул. Развязка — Печорин выезжает из города контрабандистов — Тамани. На этом первая часть завершена.
Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» — первая римская социально-психологическая и общефилософская газета в русской литературе. Любая отдельная история, подходящая для романа, сочетается с существующей сейчас стилевой традицией: очерк о пути, лавровый рассказ, образованный рассказ. Но в целом «Герой нашего времени» — это прекрасно заново открытое явление, роман, который выделяется своей остротой в постановке величайших проблем социального, морального, общефилософского плана. Коммуникабельность романа формулируется в том, что действия его героев в конечном итоге детерминированы, обусловлены другим и многозначным окружением. Почти многие способы действий и свойства Печорина были обнаружены и объяснены в его битве с «обычным человеком» Максимом Максимычем, с «естественными людьми» — альпинистами, контрабандистами, одним или другим, чтобы они, в свою очередь, получили беспристрастную оценку переносится в свежеиспеченную сенсорную систему цивилизованного «общества». Серьезность замысла Лермонтова, качество которого состоит в том, что в романе герой и время, человек и возраст разумно подвергаются беспристрастному исследованию; установлена их двунаправленная зависимость. Такой подход к образу дяди и сферы предопределил вероятность свежеиспеченного расклада «истории человеческой влюбленности», позволяющего проникнуть в глубины внутреннего круга личности. Новаторство Лермонтова заключалось в том, что «самораскрытие» героя смешано и исправлено глазом для него «извне», что позволило ему быть более пространственно зараженным, чем растерянность и парадоксальность персонажа. Это выявило вероятность постановки величайших проблем философского характера: человек и судьба, установка и логос жизни, столкновение между добрым сердцем и внутренне злым человеком, свобода свободы и необходимости и так далее. Печорин, впервые в жизни осмелившийся пожертвовать собой ради других людей, пытается вникнуть в вопросы о значении судьбы в прекрасной жизни человека. Он не приходит к ясным и логическим формулировкам, но сама тенденция его рассуждений значительна: он решительно отказывается от слепого признания в судьбе: «Когда бы я в следующий раз не испугался, рано или поздно у меня не будет информации о том, что ждет меня ». Структура «Героя нашего времени» необычна. Роман состоит из пяти историй, каждая из которых имеет в своем распоряжении самостоятельное значение; но в своей совокупности они составляют единственное произведение, в котором, по утверждению Белинского, «эстетически развились герой и общая идея». Перетаскивание расположено не в хронологическом порядке событий. Структура подчинена задаче понемногу раскрыть предрассудки Печорина. Изначально передается его объективное изображение («Бэла», «Максим Максимыч»), потшм — индивидуальное («Дневник Печорина», который, по сути, является его признанием). Следовательно, деактивация сюжета внешнего фильма в романе (у) также потребляет внутренний, психический сюжет. Это также связано с оригинальностью манеры романа, сочетающей в себе простоту и легкость рассказа Максима Максимыча («Бэла»), пунктуальность в наблюдениях и описаниях рассказчика («Максим Максимыч») и эмоциональную сложность и общефилософская проза в «Печоринском журнале». Вопрос о образном методе романа кажется неоднозначным. В этом месте нет единства взгляда. Лермонтов, основавший роман, теперь считал достоинства реалистического искусства. Рассказ о романтических образах жизни и окружении, который обычно теряется, сделан с точки зрения реалиста. Впрочем, в «Герое нашего времени» явно ощущаются романтические наклонности. Пристрастие к общему герою, очень быстро переданное другим работающим людям, теперь представлено как формация. Социальные корни развития такого устройства далеко не раскрыты. Венец исключительности, маленькая загадка, родство героя с авторской совестью: все это мешает внутренним оговоркам констатировать победу реализма в романе Лермонтова. Дело не в недостатках, а в образной уникальности произведения, в котором всевозможные приемы смешаны с отражением действительности.
Часть вторая
Продолжение дневника Печорина, а точнее его конец, находится во второй части романа. Вторая часть начинается со второй главы, продолжая «Дневник Печорина», который носит название «Княгиня Мария».
Княжна Мери
Эта часть истории полна драматизма. Историю княгини Марии можно считать кульминацией романа. Главные герои этой повести — Печорин, Грусницкий, княжна Марья. Второстепенные персонажи: Вера, доктор Вернер, капитан. Герои третьего этажа — мать Марии, муж Веры, поклонники Марии, спутники капитана.
Выставка романа — это приезд Печорина в Пятигорск и утренняя прогулка по городу. Сюжет начинается со встречи с Грушницким, который знакомит Печорину с княгиней и княгиней Лиговскими.
События начинают разворачиваться с того момента, как Печорин защищает княжну Марью от пьяного капитана. Капитан сердится на Печорина и решает отомстить ему, но отомстить руками Грушницкого. Поединок, болезнь Марии и признание Веры мужу — кульминация рассказа. Эпилог также полон драматизма. Вера уходит, и Печорин ведет лошадь, пытаясь ее догнать. Княгиня Лиговская предлагает Пекорину жениться на ее дочери, от чего тот отказывается и признается Марии, что никогда ее не любил.
История княгини Марии была записана в крепости, поэтому ее события произошли до встречи Пекорина с Белой.
Повесть «Фаталист» — эпилог в создании образа Печорина
Последний рассказ, завершающий роман, называется «Фаталист». Раскрывая образ Печорина, он играет роль эпилога. Здесь Лермонтов поднимает философскую проблему судьбы, судьбы, судьбы. В этой истории, как и предсказывал Печорин, Вулич умирает, а это говорит о предопределении. Но сам Печорин решил попытать счастья и остался в живых, мысли героя уже более оптимистичны: «… сколько раз мы принимаем обман чувств или ложный повод для убеждения!».
Мне нравится во всем сомневаться: эта склонность ума не мешает решимости характера — действительно, что касается меня, я всегда иду вперед с большей смелостью, когда не знаю, чего ожидать. Таким образом, знаменательна концовка «Героя нашего времени» философским рассказом. Печорин часто творит зло, прекрасно осознавая истинный смысл своих действий. Однако «идеология» героя позволяет ему это делать. Сам Печорин склонен объяснять свои пороки судьбой или злой судьбой, обстоятельствами жизни и т.д. «С тех пор, как я жил и действовал», — замечает герой, «судьба всегда вела меня в эпилог чужих драм, как будто никто не мог умереть или отчаяться без меня. Я был как необходимый человек в пятом акте: я невольно сыграл жалкую роль палача или предателя ». Лермонтов не освобождает Печорина от ответственности за свои действия, признавая автономию героя как свободу воли, его способность выбирать между добром и злом.
Автор заканчивает роман не смертью Печорина, а эпизодом, в котором ему, подвергаясь смертельной опасности, все же удалось избежать смерти. Более того, в повести «Фаталист» герой ставит под сомнение существование предопределения, судьбы, отдавая приоритет своим силам и своему интеллекту. Таким образом, автор не освобождает его от ответственности за все деяния, которые он совершил, в том числе после пребывания в казачьей станице. Также, как мы отмечали выше, характер Печорина статичен, роман не отражает эволюцию героя, его духовный рост, мы не видим внутренних изменений, которые происходят с ним. Лермонтов только меняет жизненные ситуации и направляет через них этого персонажа, исследуя все новые и новые грани его внутреннего мира, делая это еще больше для того, чтобы заинтриговать читателя, так что середина и конец рассказа резко контрастируют.
Более того, такое решение дало возможность автору закончить роман как Б.М. Эйхенбаум: «главным тоном: Печорин не только избежал смерти, но и совершил общеполезный и мужественный поступок… Благодаря своеобразному« двойнику » композиции . и фрагментарной структуры романа, герой в художественном смысле (сюжет) не умирает: роман заканчивается перспективой будущего: освобождением героя от трагического состояния бездействующей смерти .. Вместо траурный марш, офицеры поздравляют его с победой над смертью… »Таким образом, содержание романа снова выходит за рамки времени: повествование переносится в далекое прошлое, которое становится« настоящим »для читателя принципы романтической поэтики.
Специфика построения текста
Согласно теории литературы, в структуре любого произведения есть несколько составляющих. Это открытие, экспозиция и эпилог. Во-первых, читатель знает персонажей, сцену. Потом с ними что-то происходит. Наконец, в эпилоге становится понятно, к каким результатам пришли актеры.
Однако Лермонтов сознательно отказался от простой линейной схемы. Композиция «Герой нашего времени» круглая. Речь идет о нарушении хронологии событий ради более точного воплощения авторского замысла.
Каковы основные особенности такого построения произведения:
- Фактура сюжета не совпадает с фактурой текста.
- Из-за нестандартной конструкции читатель ориентируется не на восприятие событий жизни героя, а на анализ его внутреннего мира, его переживаний.
- Уникальность изложения позволила Лермонтову показать Печорина в наиболее важные моменты его личностного развития, отказавшись от скучного перечисления большого количества событий.
Недаром такую композицию называют «напряженной». Показаны только ключевые эпизоды, поэтому читатель постоянно в ожидании, нет ни одного незначительного момента. Суть композиции кольца в том, что рассказ о судьбе Печорина заканчивается там же, где и начался: в крепости. Здесь читатель впервые видит это глазами Максима Максимовича. Отсюда он уезжает в Персию.
Правильное расположение частей
Роман изучается в двух измерениях: как главы организованы автором и как они должны следовать в правильной хронологии. Нарушая последовательность событий, Лермонтов создает реалистичность своего непростого человека. Поначалу Пекорин выглядит настоящим негодяем, для которого нет ничего сакрального. Однако его образ постепенно меняется в восприятии читателя, становясь сложным и неоднозначным.
Этому человеку больно, но он ничего не может с собой поделать. Это человек своего времени, его жертва. Если вы систематизируете части текста в правильном хронологическом порядке, вы получите нормальный скучный приключенческий роман с нотками авантюризма и любовных тем. «Правильная» композиционная структура следующая:
- «Тамань». Путешествие героя по Кавказу только началось.
- Глава «Княгиня Мария». Именно здесь главный герой посмеялся над чувствами Марии и устроил дуэль с Грушницким, хотя мог бы избежать кровопролития. На дуэль его отправляют в ссылку.
- «Фаталист». Печорин приезжает в казачий поселок, где с Вуличем разворачивается невероятная история.
- Бела. Похищение и горькая судьба восточной девушки оживают на страницах этой главы.
- «Массимо Максимович».
- «Предисловие к журналу Печорин». Из этой небольшой части романа читатель узнает, что главный герой мертв.
Лермонтов сознательно отказался от линейного изложения. Сначала он показывает Печорина глазами других людей, а уже потом дает персонажу возможность выразить себя. Это важно учитывать при написании текстовых эссе. Ломанная хронология — смелый шаг автора в классической литературе.
Значение путаницы
Главные художественные характеристики «Героя нашего времени» — отсутствие единого сюжета и наличие пяти историй, единственное звено между которыми — сам герой.
Почему Лермонтов выбрал такой оригинальный режим изложения, почему он нарушил линейность? Основная цель построения зацикленного сюжета — более детальное, глубокое и объективное раскрытие образа главного героя. В первой главе его внешний вид почти отталкивает. Печорин только по прихоти похищает восточную красавицу Белу у ее отца. Он не женится на ней, черкесская женщина интересует его ненадолго. Сделав ее любовницей, разлучив с семьей, заставив нарушить все традиции гордых жителей Кавказа, герой быстро теряет интерес к простой девушке.
Судьба Белы трагична: вырванная из привычного окружения, она испытала горечь несчастной любви и одиночества. Мучения девушки были прерваны расстрелом влюбленного в нее Казбича.
Проблемы изучения романа «Герой нашего времени»
Принципы композиции в романе
Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. «Постепенное проникновение во внутренний мир героя… Все сказки — это мысль, и эта мысль выражена в одном человеке, герое всех рассказов», — сказал Белинский в романе «Герой нашей погоды». Это произведение — первый российский психологический роман, поскольку в нем повествование определяется не хронологией событий, а развитием персонажа главного героя.
Тот же М.Ю. О своем романе Лермонтов сказал следующее: «Нет ни страницы, ни слова, ни строчки, которую бы случайно выбросили: здесь все следует из главной идеи и все возвращается к ней». Кроме того, содержание и форма произведения раскрывают основную идею романа Лермонтова. Основная идея произведения касается проблемы личности необычного человека, его пороков и достоинств в современном обществе. В предисловии к роману Лермонтов писал: «Ему (автору) было просто весело рисовать современного человека таким, каким он его понимает… Будет случай, когда болезнь указана и как ее вылечить — Бог знает!
В 1839 году повесть Михаила Лермонтова «Бэла» была опубликована в третьем номере журнала «Отечественные записки». Затем в одиннадцатом номере появился рассказ «Фаталист», а во второй книге журнала за 1840 год — «Тамань». В том же 1840 году три рассказа, уже известные читателю и повествующие о различных эпизодах жизни некоего Печорина, вышли в печати как главы романа «Герой нашего времени». Критики неоднозначно восприняли новую работу: разгорелась полемика. Вместе с бурным обаянием «неистового» Виссариона Белинского, назвавшего роман Лермонтова произведением, олицетворяющим «совершенно новый художественный мир», видевший в нем «глубокое познание человеческого сердца и современного общества», «богатство содержания». «и оригинальность», — прозвучали в прессе голоса критиков, категорически не принимавших роман. Образ Пекорина показался им клеветнической карикатурой, подражанием западным образцам. Оппонентам Лермонтова нравился только «истинно русский» Максим Максимыч.
В связи с такой критической реакцией Лермонтов решил добавить к роману предисловие автора и предисловие к Печорину. Оба предисловия играют очень важную роль в произведении — максимально точно отражают позицию автора и объясняют лермонтовский метод познания действительности. Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя.
Неоднозначность характера Печорина, несостоятельность этого образа проявляется не только в исследовании духовного мира, но и в противостоянии героя с другими персонажами. Читатель должен постоянно сравнивать главного героя с окружающими его людьми. Так было найдено композиционное решение романа, согласно которому читатель постепенно приближается к герою. Лермонтов впервые опубликовал по отдельности три рассказа, которые в итоге даже не были главами одной части, поэтому «Герой нашего времени» создает особый и совершенно новый вид романа в русской литературе, легко и органично сочетающий в себе черты многих жанров. Как отметил Б. Эйхенбаум, «Герой нашего времени» — это шаг за пределы этих небольших жанров к объединяющему их жанру романа».
Таким образом, мы видим, что композиция романа подчиняется логике раскрытия образа главного героя.
Система рассказчиков
В романе используется повествовательная система. Сначала мы узнаем о Печорине от Максима Максимича, человека из совершенно другого круга, не понимающего молодого офицера. В.Г. Белинский признал Максима Максимича «чисто русским типажем». Он писал: «Вы, мой дорогой читатель, вероятно, не расстались сухо с этим старым ребенком, таким добрым, таким милым, таким человечным и таким неопытным во всем, что выходило за пределы узких горизонтов его представлений и опыта. И не дай бог встретить Максимова Максимычея на своем жизненном пути!».
Максим Максимыч, по словам Белинского, «добрый простак, который даже не подозревает, насколько глубок и богат его характер, какой он высокий и благородный». Образ Максима Максимича важен для понимания демократических устремлений Лермонтова.
Максим Максимыч беден, не имеет высокого звания и не слишком образован. Его жизнь была трудной, и военная служба наложила определенный отпечаток на его характер. Максима Максимыча характеризует жизнелюбие и умение тонко воспринимать красоту окружающего мира. У капитана штаба есть чувство прекрасного, он человек и самоотвержен, умеет заботиться о людях.
Максим Максимыч добр и гостеприимен по отношению к Печорину. Старый офицер искренне привязан к Григорию Александровичу, проявляет к нему нежность и внимание.
Несмотря на доброту и искренность, Максим Максимыч очень одинок. Он не умел создавать семьи и все время проводил в затерянной крепости, исправно выполняя свои обязанности. «Для него жизнь означает служение и служение на Кавказе», — писал Белинский. Максим Максимыч хорошо знает быт горцев и местные обычаи: «Эти азиаты — ужасные животные! Я их знаю, они меня не обманут».
Максим Максимыч выгодно отличается от Печорина своей простотой и смекалкой, ему не свойственна рефлексия, он воспринимает жизнь такой, какая она есть, без философствования и анализа. Максим Максимыч близок к окружающей действительности. Он понимает горцев с их простым и примитивным образом жизни, с их чувствами, которые выражаются не в длинных речах, а в действиях. Максим Максимыч не видит ничего непонятного или необъяснимого в жизни горцев. Напротив, характер и поведение Печорина ему совершенно непонятны. Печорин «странный» в глазах Максима Максимича: «Он был хорошим парнем, смею вас уверить, просто немного странным. Ведь, например, под дождем, на морозе, на охоте весь день, все будут мерзнуть, устать — а у него ничего… И снова он садится в своей комнате, пахнет ветром, уверяет, что простужен, стучит в ставню, дрожит и бледнеет…».
Характеристики, которые дает Максим Максимыч Печорин, говорят не только о простоте и наивности его души, но и о довольно ограниченных возможностях его разума, неспособности понять сложный и утонченный внутренний мир главного героя: «Очевидно, в детстве, он был избалован своей матерью. Вот почему в рассказе Бэла отсутствует психологический анализ. Здесь Максим Максимыч просто передает факты биографии Печорина, не анализируя и практически никак их не оценивая. В каком-то смысле капитан объективен. Максим Максиму удается рассказать историю Белы простым, грубым, но живописным и проникновенным языком.
В рассказе и поведении Максима Максимича мы видим, насколько его восприятие действительности отличается от взглядов и отношения к жизни Печорина. Центральное событие повествования — поимка молодой черкесской женщины. Обращает на себя внимание тот факт, что Максим Максимыч сначала отрицательно относится к поступку Печорина, но постепенно его отношение меняется. В «Кавказском» очерке Лермонтов отмечал, что под воздействием суровой кавказской действительности старые офицеры приобрели трезвый и прозаический взгляд на жизнь: «Казаки его не соблазняют, но когда-то он мечтал о пленной черкесской женщине, а теперь имеет забыл эту почти несбыточную мечту »… В рассказе Максима Максимыча о похищении Белы, Печорин, оказывается, воплощает в жизнь« почти несбыточную мечту »каждого« кавказца », в том числе, пожалуй, Максима Максима сам.
В Максиме Максимич роль рассказчика отводится странствующему офицеру, человеку, близкому герою по внешнему виду и социальному положению. Заметьте в облике Печорина черты сильной, но внутренне одинокой личности. Писатель, все еще пораженный рассказом Белы, встречается лицом к лицу с Печориным. Конечно, она пристально смотрит на него, отмечает каждый удар, каждое движение.
Офицер рисует подробный портрет с некоторыми психологическими наблюдениями. Портрет занимает полторы страницы текста. Описаны фигура, походка, одежда, руки, волосы, кожа, черты лица. Особое внимание уделено глазам героя: «… они не смеялись, когда он смеялся! Это знак злого нрава или глубокой и постоянной печали. От полупустых ресниц они сияли своего рода фосфорным блеском… Это не было отражением душевного тепла или игрой воображения: это был блеск, как блеск гладкой стали, ослепительно, но холодно. «Портрет настолько красноречив, что мы видим видимое изображение человека, который много жил и опустошен».
В этой истории практически ничего не происходит: в Беле и Тамани нет динамизма сюжета. Однако именно здесь начинает складываться психология героя. Пожалуй, эту историю можно считать связью, когда в ней раскрывается образ Печорина. В следующих трех рассказах — «Тамань», «Княжна Марья», «Фаталист» — сам Печорин играет роль рассказчика, рассказывающего о своих приключениях в приморском городке, пребывании в Пятигорске, происшествии в станице казаков. Чувства, переживания героя читатель узнает от самого героя. В рассказе «Княгиня Мария» Печорин беспристрастно анализирует ее поступки, ее поведение и ее мотивы: «.. это моя судьба с детства! Все читали на моем лице признаки плохих качеств, которых не было, но они должны были — и они родились… Я стал сдержанным… Я стал мстительным… Я стал ревновать… Я научился ненавидеть. Я начал обманывать .. Я стал моральным калекой… ». Накануне боя Печорин задает себе вопрос: «Зачем я жил? с какой целью я родился?… И правда, он существовал, и это правда, для меня была высокая цель, потому что я чувствую огромную силу в своей душе… ». Это понимание моей жизненной цели за несколько часов до возможной смерти — кульминация не только рассказа «Княжна Марья», но и всего романа «Герой нашего времени».
Впервые в русской литературе большое внимание было уделено не событиям, а «диалектике души», а форма дневникового признания позволяет показать все «движения души» Печорина. Сам герой признается, что его душе знакомы такие чувства, как зависть, жалость, любовь, ненависть. Но разум по-прежнему преобладает над чувствами: мы видим это на сцене погони Веры.
Благодаря такой системе рассказчиков М.Ю. Лермонтову удалось создать целостный образ Печорина.
Романтические мотивы
Герой нашего времени — это цикл рассказов, к которым присоединился главный герой. Это реалистичная работа с очень значительным романтическим влиянием. Творческий принцип этого романа сложен и остается спорным, поскольку сочетает в себе романтические и реалистические принципы.
Действие романа происходит на Кавказе, у моря — излюбленном месте романтических стихов Лермонтова. Кавказ — страна вольной жизни, которую Лермонтов воспел в своих стихах, основанных на детских воспоминаниях, о творчестве Пушкина. Здесь все гармонично сочетается с окружающей средой. Создав «Героя нашего времени», Лермонтов уже не был молодым романтиком. Но это не значит, что романтика перестала проявляться в творчестве Лермонтова.
В «Герое нашего времени» природа и быт Кавказа отражены в восприятии Максима Максимича, человека трезвого, рассудительного, чуждого романтическим настроениям.
Пейзаж на «Тамани» воспринимается двояко. Он графичен, точен, реалистичен и даже имеет романтические мотивы: морские и парусные мотивы. Печорин противостоит людям, принадлежащим к беспощадной и бурной стихии: «И, как матрос, он родился и вырос на палубе вора-вора…».
Душа Печорина не хочет быть спокойной, «всегда просит бури», требует от мира чувств, событий, отношений, соответствующих романтическому максимализму. Лермонтов приближает Печорина к могучей, величественной и экзотической природе юга, а его Мцыри — к ней. Особенности романтизма Лермонтова в «Герое нашего времени» отражают противоречие между идеальными ценностями и доступной человеку действительностью. Этот конфликт типичен для российского общества в то время, когда восстание декабристов было подавлено, а властолюбивые идеи преследовались.
В рассказе Белы положение Печорина романтично. Романтичны образы окружающих героя героев: Бэла, Азамат, Казбич. Все они целые монстры и восклицания, люди одной страсти, не знающие «золотой середины» в проявлениях своих чувств. Для Белы любовь — это искреннее чувство, не поддающееся никакому влиянию, в отличие от Печорина, который потерял интерес к Беле, добившись своей любви. Для Азамата нет препятствий в достижении ши, он может дать то, что он хочет, для лошади, которую он считает лучшей. Лаам, наделен исключительной личностью, его чувства обострены, он не терпит дразнил, ничто не может остановить его желание удовлетворения даже незначительное желание. Характер Казбича героический, даже если Максим Максимыч пытается представить его только вором («. у него лицо было самое хищное»). Казбич, как и Азамат, демонстрирует упорство в достижении этой цели. К деньгам равнодушен, особенно ценит свободу.
В «Тамани» ситуация с Печориным также романтична. В начале истории события окутаны тайной. Образ девушки-контрабандиста романтичен, ее настроение меняется экстравагантно. Она окутана ореолом таинственности, в ней много жизненной силы, отваги, решительности. «Она смотрела вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то опять песню спела» — так видит это Печорин. Романтичен и образ Янко, «не боящегося бури». Контрабанда всегда опасна для жизни. Но в конце рассказа Лермонтов показывает, насколько тонок внутренний мир контрабандистов: и Янко, и девушка становятся жестокими, когда дело касается обмена денег. Слепой получил от них только медную монету, и старый Янко говорит, что ему пора умирать. В Тамани романтизм сочетается и сливается с реализмом: с одной стороны, ситуация таинственна и загадочна, а с другой — все таинственные и загадочные события получают вполне правдоподобное и естественное объяснение.
У контрабандистов много общего с горцами: они оба живут легко, вольно, в отличие от Печорина. Лермонтов помещает главного героя в среду людей, образ жизни которых прямо противоположен его образу жизни, чтобы раскрыть пустоту и никчемность жизни Печорина.
Ни один герой в его творчестве не получает такой универсальной и индивидуальной характеристики, как Печорин. В этом проявляются черты романтического героя. Он выражает отношение Лермонтова к поколению, которое автор считал бессмысленным, бездействующим, когда нужно было преобразовать общество. Печорин во многом является носителем авторского мнения, хотя, конечно, нельзя считать, что автор и герой тождественны друг другу. Лермонтов показал в Печорине те недостатки, которые он считал характерными для общества того времени. По мнению автора, Печорин — это портрет многих людей, составленный из их пороков.
Лермонтов показывает противоречивый характер героя, который проявляется практически во всем: в отношении Печорина к жизни, женщинам, знакомым. «Вся моя жизнь, — говорит сам Печорин, — была лишь цепью печальных и бесплодных противоречий для моего сердца и моего разума». В традиционных романтических произведениях герой всегда вступает в конфликт со своим окружением. В целом «Герой нашего времени» — реалистичный роман, в котором автор показывает жизнь своего поколения. В целом у Лермонтова не было резкого перехода от романтизма к критическому реализму, в его творчестве оба направления развивались параллельно. Поэтому в «Герое нашего времени» есть и романтические, и реалистические черты. В то же время русский романтизм иссяк с творчеством Лермонтова и сменился критическим реализмом.
Новые черты в главном герое
Более того, образ Печорина раскрывается еще глубже. В главе «Максим Максимович» читатель неожиданно узнает, что персонаж погиб по дороге в Персию. Из дневника героя становятся известны события, произошедшие с ним до описанных в повести «Бэла».
Оказывается, Печорин посмел, он не побоялся вступить в конфликт с контрабандистами. Он умен, устал от светского общества, которое его окружает, из-за чего оказался таким жестоким по отношению к Марии и Грушницкому. Жизнь постепенно убила в нем искренние чувства, но история его отношений с Верой заставляет посочувствовать даже герою.
Записывая каждую строчку дневника, Печорин обнажает душу. Он не лжет себе. Образ отрицательного героя, негодяя и соблазнителя меняет в сознании читателя образ жертвы обстоятельств. Этот мужчина не мог поступить иначе, так как сама жизнь подталкивала его к определенным действиям.
Чтение дневника помогает понять характер героя, его двойственность, противоречие. Он просто, он не мог найти родственную душу, поэтому стал грубым, циничным и безжалостным. Он хотел любить, но мир не был готов принять его любовь, поэтому он научился ненавидеть.
Трагедия Печорина
Специфика сюжета и композиции «Героя нашего времени» призвана глубоко раскрыть трагизм и судьбу главного героя. Вот почему Лермонтов отказался от классической подачи. Писатель провел читателя по своеобразной тропе от отвращения к своему герою к принятию и сочувствию его нелегкой судьбе.
Конечно, даже краткий анализ личности говорит о том, что Печорин определенно не положительный герой. Ему слишком больно, ему достаточно больно, и он даже не может в них раскаяться. Он искренне обеспокоен смертью Белы, но считает виновным Казбича, а не себя.
В конфиденциальном разговоре с Мэри он говорит, что общество превратило его в морального калека. Но почему-то он не хотел останавливаться. Герой находится на военной службе, он осмелился, но не смог найти в себе достаточно смелости, чтобы выбраться из своего окружения и пойти своим путем. Вот почему он достоин порицания и сочувствия.