Психологизм в романе «Герой нашего времени» и почему это первое в русской литературе произведение на социальную тему

«Герой нашего времени» М. Лермонтова как психологический роман

Роман М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1841) считается первым русским социально-психологическим и философским романом.

Главный герой этого произведения — Григорий Печорин, в образе которого Лермонтов обобщил характерные черты молодого дворянина своего времени.

Проникновение в характер главного героя, в мотивы его поведения, в саму эмоциональную структуру его личности позволяет глубже понять остроту социальных проблем, поставленных автором в романе.

Печорин — человек исключительного ума и сильной воли, обладающий исключительными способностями. Он возвышается над людьми своего круга благодаря разностороннему образованию и эрудиции. Он видит недостаток своего поколения в своей неспособности «принести великие жертвы во благо человечества».

Но добрые устремления героя не сложились. Пустота и бездушие его современного общества задушили возможности героя, обезобразили его нравственный облик. Белинский назвал роман Лермонтова «криком страдания» и «грустной мыслью» о времени.

Печорин как умный человек понимает, что никакая полезная деятельность невозможна в тех условиях, в которых ему приходится жить. Это привело к его скептицизму и пессимизму. Не имея хороших целей, он превратился в холодного и жестокого эгоиста. Он воспринимает страдания и радости других только тогда, когда они прикасаются к нему. Он приносит другим горе и несчастья. Так, например, Печорин на мгновение прихоти вытащил Белу из привычного окружения. Не долго думая обидел Максима Максимыча. Из чистого любопытства он нарушил привычный образ жизни «честных контрабандистов». Он отнял у Веры покой и оскорбил достоинство Марии.

Печорин, не зная, куда идти и использовать свои силы, тратит их на мелкие и незначительные действия. Положение и судьба героя трагичны, его проблема в том, что он не удовлетворен ни окружающей действительностью, ни присущим ему индивидуализмом, особое внимание Лермонтов уделяет психологическому миру, «истории души» главного героя и всем остальным персонажам. То, что изложил Пушкин в «Евгении Онегине», Лермонтов развил в систему сложных и подробных социально-психологических характеристик. Впервые в русской литературе он наделил актеров способностью к глубокому самоанализу.

Лермонтов показывает Печорина с разных точек зрения, постепенно приближая его к читателю, ведет рассказ от имени Максима Максимыча, «редактора» и, наконец, через дневник самого Григория Александровича. В каждом эпизоде ​​повествования нам открывается новая сторона духовного образа героя романа. Лермонтова, вводя новых героев, как бы сравнивая их с Печориным и показывая их отношение к нему.

Рисуя Печорина во время службы в армии, Лермонтов противопоставляет его Максиму Максимычу — простому штабс-капитану, тесно связанному с солдатским окружением. Это добрый и честный человек, всю свою жизнь посвятивший служению Родине. У него чудесная душа и золотое сердце. Максим Максимыч искренне привязан к главному герою, принимает его действия близко к сердцу. Он обращает внимание на внешние странности характера Печорина и не понимает причин его поведения.

Что дорого и дорого Максиму Максимычу: верность, преданность дружбе, взаимовыручка, воинский долг — все это ничего не значит для холодного и равнодушного Печорина. Война для Печорина была лекарством от скуки. Он хотел пощекотать нервы, проверить свой характер, а не отстаивать интересы государства. Поэтому они не стали друзьями.

Но Грушницкий олицетворяет разочарование в окружающем мире, что тогда было модно в обществе. Казалось бы, он страдает не меньше Пекорина. Но вскоре становится ясно, что он только пытается произвести эффект: он носит «тяжелую солдатскую шинель для особой элегантности», «имеет напыщенные фразы на все случаи жизни», — говорит он «трагическим голосом». Печорин понял истинное содержание Грушницкого без романтической маски. Он карьерист («Ах, погоны, погоны! Звезды ваши, звезды путеводные…»), глупый человек, потому что не понимает истинного отношения княгини Марии, иронии Печорина, ее забавности. Подлость, эгоизм и трусость Грушницкого проявилась в рассказе о заговоре против Печорина и в его поведении во время дуэли.

Впрочем, разъедающий Печорина самоанализ характерен и для Грушницкого. Это привело к тяжелой борьбе с самим собой в последние минуты жизни, которая проявлялась в растерянности, депрессии и, в конечном итоге, в прямом признании своей неправоты с Печориным. Он умирает со словами: «Я презираю себя».

Если Грушницкий не в ладах с главным героем, то доктор Вернер ему во многом близок. Он единственный человек в романе, с которым Печорин может серьезно поговорить, которому он не скрывает своей пустоты. В нем он узнает доброту, ум, вкус и порядочность, Вернер, как и Печорин, настроен скептически и материалистично. Оба образованы, проницательны, знают жизнь и людей, издеваются над «водным обществом» с неприкрытой насмешкой. За критический ум и склонность к самоанализу молодые люди называли Вернера Мефистофеля — духом сомнения и отрицания.

Вернер «действует», то есть лечит больных, имеет много друзей, а Печорин считает, что в дружбе один человек всегда является рабом другого. Образ Вернера подчеркивает существенные стороны личности Печорина.

Лермонтову удалось сыграть в романе и женских персонажей. Это образы дикой Белы, любящей и глубоко страдающей Веры, умной и привлекательной Марии. Из всех женщин Печорин выбирает только Веру, единственного человека, который понимал ее страдания, противоречивость ее характера. «Никто не может быть по-настоящему несчастным, как ты, потому что никто так сильно не пытается убедить себя в обратном», — говорит Вера.

Мария полюбила Пекорина, но не поняла его мятежной и противоречивой души. Здесь Печорин предстает одновременно жестоким мучителем и глубоко страдающим человеком. Мэри (вроде, кстати, Бэла) для главного героя — очередное препятствие, испытание, вызов. «Я никогда не становился рабом женщины, которую люблю; напротив, я всегда обладал непобедимой властью над их волей и их сердцем… »Преодолев их любовь, Печорин снова становится холодным и равнодушным. «Любовь дикаря немногим лучше любви дворянки», — холодно говорит он.

Мастерство внешних характеристик, воплощающих внутреннюю суть образа, особенно ярко проявляется в портрете Печорина. Облик главного героя прорисован с такой психологической глубиной, о которой еще не знала русская литература. Люминесцентное, но холодное сияние его глаз, проницательный и тяжелый взгляд, благородный лоб со следами пробегающих по нему морщинок, бледные и тонкие пальцы — все эти внешние признаки свидетельствуют о психологической сложности и непоследовательности характера Печорина. Глаза Печорина не смеются, когда он смеется. Это знак злого нрава или глубокой и постоянной печали. Его равнодушно-спокойный взгляд, в котором «не было отражения тепла души», говорит о разочаровании, внутренней пустоте и равнодушии к окружающим.

Говоря о психологической стороне «Героя нашего времени», нельзя не отметить значимость в нем пейзажных зарисовок. Их роли разные. Часто пейзаж служит для изображения состояния героев, беспокойная стихия моря, несомненно, усиливает очарование контрабандистов («Тамань»). Образ тревожной и мрачной натуры, предшествующий первой встрече Печорина с Верой, предвещает их грядущее несчастье.

Изображение психологической самобытности Печорина и других героев романа умело дополнено оригинальным построением произведения. Сюжет «Героя нашего времени» построен в виде самостоятельных сказок, объединенных личностью Печорина и единством мысли.

Множество необычных событий, пестрое собрание лиц раскрывают разные грани характера главного героя романа. Писатель нарушает хронологическую последовательность, чтобы усилить напряжение в развитии действия, усилить впечатление трагедии образа Печорина, нагляднее показать его взломанные способности. В каждой главе автор помещает своего героя в новое окружение: он сталкивается с высокогорьем, контрабандистами, офицерами, благородным «водным обществом». И каждый раз Печорин открывает читателю новую грань своего персонажа.

Печорин показан смелым и энергичным человеком, он выделяется среди окружающих своим глубоким аналитическим умом, культурой и эрудицией. Но герой тратит силы на никчемные приключения и интриги. По словам героя, боль и грусть можно ощутить, потому что его действия слишком малы и приносят людям несчастье. В дневнике герой смело рассказывает о своих слабостях и пороках. Например, Печорин с сожалением пишет, что нарушил мирный образ жизни «честных контрабандистов», лишив куска хлеба старуху и слепого мальчика. Нигде в дневнике мы не находим серьезных размышлений о судьбе Родины или народа. Герой занят только своим внутренним миром. Он пытается разобраться в причинах своих поступков, и это самоанализ вводит Печорина в болезненный раздор с самим собой.

Главная проблема Печорина в том, что он не видит выхода из этой ситуации.

«Герой нашего времени» — сложное произведение, связанное с жанрами путешествия, исповеди, романа-эссе. Но по своему основному направлению это социально-психологический и философский роман. Рассказ о душе Печорина помогает лучше понять трагедию судьбы молодого поколения 30-х годов XIX века, задуматься о смысле жизни. Человек — это целый мир, и понимание загадок и тайн его души — необходимое условие обретения гармонии во взаимоотношениях людей в этом мире.

Значение романа

Герой нашего времени сыграл важную роль в развитии темы героя того времени, начатой ​​А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Лермонтов показал сложность и непоследовательность такого человека и подготовил почву для развития этого аргумента для писателей второй половины XIX века, которые переоценили тип «лишнего человека», сосредоточив внимание на его недостатках, а не на его недостатках заслуги. Проблема поиска «героя времени» актуальна и в наше время.

«Герой нашего времени» сыграл важную роль в формировании жанровой формы реалистического социально-психологического романа. Затем по этому пути пошли русские писатели второй половины XIX века, представившие свои варианты произведений этого типа.

Тематика и проблематика

Основная тема «Героя нашего времени» — процесс самопознания личности, изучение духовного мира человека. Лермонтов обратил внимание на проблему личности, которая находится в конфликте с обществом.

В романе также прослеживаются следующие темы:

  • личная свобода и предопределение («Фаталист»);
  • истинный и ложный романтизм (столкновение истинного романтика Печорина с героями, обладающими лишь внешними атрибутами романтизма: горцами, контрабандистами, Вернером, Грусницким);
  • взаимосвязь исключительной личности и инертной среды (Печорин и «водное общество»);
  • отношения между людьми разных поколений (Печорин — Максим Максимыч);
  • истинная и ложная дружба (Печорин и Максим Максимыч; Печорин и Грусницкий);
  • любовь (героини раскрывают разные грани любви и помогают выявить отношение Печорина к любви и морально-философским проблемам).

Общая морально-философская проблема романа «Герой нашего времени» — поиск смысла жизни, стремление личности познать самого себя. В рамках этой проблемы роман поднимает самые сложные вопросы:

  • В чем смысл жизни?
  • Что есть добро и зло?
  • Предопределена судьба человека или она свободна?
  • Несет ли человек моральную ответственность за свои действия?
  • Вправе ли человек играть душой, судьбой и жизнью других людей?

Благодаря постановке этих задач полностью раскрывается тема личности.

В своем романе Лермонтов выдвинул на первый план главную проблему: возможность действия человека в эпоху «безвременья».

Художественное своеобразие

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов по-новому использовал традиционные средства романа. Он первым обнаружил в русской прозе психологический портрет, связывающий внешность героя с его чертами характера, его внутренним миром. Читатель обращает внимание на то, что детали внешности несут информацию о чувствах, мыслях, настроении и переживаниях героя.

Такой портрет Печорина приведен в главе «Максим Максимыч»:

  • его стройный рост, широкие плечи свидетельствовали о том, что он мог выдержать тяготы кочевой жизни;
  • тот факт, что он не размахивал руками при ходьбе, указывал на сдержанный характер;
  • его глаза «не смеялись, когда он смеялся» — это признак постоянной печали или злого нрава.

Психологический портрет главного героя построен на антитезах и оксюморонах, подчеркивающих противоречивость и сложность личности Печорина:

  • черные брови и светлые волосы;
  • крепкое телосложение и нежность бледной кожи;
  • пыльный сюртук и «ослепительно чистое белье» под ним.

Особенности пейзажа в каждой из глав романа связаны с его жанром:

  • Природа описана с документальной точностью в главе «Бэла», написанной в виде путевых заметок.
  • В приключенческом романе «Тамань» пейзаж окружен таинственным ореолом героев. Разъяренные элементы показывают свое мужество.
  • В главе «Княжна Марья» природа настраивает людей на определенное настроение.
  • В «Фаталисте» звездное небо — символ гармонии, которой Печорину не хватает в его жизни.

Пейзаж помогает понять самобытность и глубину личности Печорина. Например, в «Дневнике Печорина» зарисовки пейзажа раскрывают тонкую душевную организацию главного героя, дающего поэтические описания пейзажа.

Особенности языка романа свидетельствуют о художественных способностях Лермонтова. Высшую оценку этому мастерству дали Д. В. Григорович, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, назвавшие прозу Лермонтова правильной, красивой и ароматной.

История создания и публикации

Михаил Юрьевич Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» с 1838 по 1840 год (кроме того, осенью 1837 года были сделаны эскизы к «Тамани» и «Фаталист»). Это единственный законченный роман поэта. Он начал писать его после изгнания из Петербурга на Кавказ.

Сначала публиковались не романы, а рассказы, которые потом вошли в него. В журнале «Отечественные записки» опубликованы следующие рассказы:

  • «Бэла» с подзаголовком «Из офицерских записок о Кавказе» (март 1839 г);
  • «Фаталист» (ноябрь 1839 г);
  • «Тамань» (февраль 1840 г).

Весь роман, состоящий из 2 частей и 5 глав, был опубликован в «Отечественных записках» в апрельском номере 1840 года.

Сначала Лермонтов назвал роман «Один из героев начала века» — это имя фигурирует в рукописях (некоторые литературоведы предлагают читать название как «Один из героев нашего века»). Он вспомнил название романа А. Мюссе «Исповедь сына века», поэтому по рекомендации редактора журнала «Отечественные записки» А. А. Краевского назвал свой роман «Герой нашего времени».

Направление и жанр

«Герой нашего времени» — первый реалистический русский социально-психологический и морально-философский роман о трагедии сложной и рефлексивной личности в условиях России 30-х годов XIX века.

В этом произведении есть и романтические черты:

  • лиризм истории;
  • много внимания к внутреннему миру человека;
  • неясность прошлого главного героя;
  • уникальность характера героя и множество ситуаций;
  • близость сюжета Белы к романтической поэме «Демон»;
  • большая выразительность стиля (особенно это касается «Тамани»).

Герой нашего времени — реалистичное произведение. Роман демонстрирует следующие признаки реализма:

  • объективность позиции автора по отношению к герою;
  • создание образа «лишнего человека» — типичного представителя того времени;
  • стремление автора объяснить черты личности героя с точки зрения психологии с учетом условий окружающей жизни;
  • типичность и второстепенные персонажи романа;
  • реконструкция сложных и противоречивых отношений между людьми и обществом;
  • показаны разные сферы действительности, разные персонажи и типы жизни.

Гендерная специфика романа «Герой нашего времени» была новой для того времени. Автор создал синтез повествовательных жанров:

  • путевые заметки;
  • экспонат;
  • короткий рассказ;
  • психологические и философские истории;
  • дневники;
  • признание.

«Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, в котором автор показал «историю человеческой души», внутреннюю жизнь главного героя. Для этого использовались различные средства:

  • диалоги;
  • монологи (в том числе внутренние);
  • пейзаж;
  • психологическая картина;
  • композиция самого романа.

Основные герои

В романе «Герой нашего времени» есть главный герой: Печорин. Он жаждет активности, но занимается мелкими и бесполезными делами. Не найдя нигде реальной жизни, Печорин настроен скептически. По мнению автора, причина тому — несовершенство российского общества 30-х годов XIX века.

Скептическое отношение Печорина к моральным и социальным ценностям, его индивидуализм, эгоцентризм в сочетании с безжалостной самооценкой позволяет применить к нему понятие «еще один человек». Печорин настроен на деятельность, но у него нет цели в жизни. Печорин — герой своего времени, так как он относится к социально-психологическому типу личности 30-х годов XIX века, недовольному существующей жизнью. Именно эта неудовлетворенность, скептицизм позволяет нам начать пересмотр старого мировоззрения.

Для Печорина также характерны пороки своего века. Но, хотя он приносит страдания другим, он также несчастен. Одна из основных характеристик Печорина — рефлексия (наблюдение за собой, понимание своих ощущений, чувств, действий). Печорин анализирует себя, выставляя напоказ свои пороки, присущие всему его поколению. Эгоизм главного героя, его стремление сделать из других людей игрушку в руках, презрение к их чувствам — все это отразилось на его отношении к Максиму Максимычу, привело к гибели Белы и Грусницкого, страданиям Веры и княгини Марии.

Противоречие его природы наиболее очевидно в любовных делах. В глазах женщин Печорин часто предстает в образе романтического героя, но он не осчастливил ни одну из них, хотя сам разочаровывается в любви, рассматривая ее как способ развеять скуку и однообразие жизни.

Женщины, с которыми их соединила судьба Печорина, оказались натурой жертвенной, покорной его воле:

  • для него Бела смиряется с тем, что его семья разрушена, его отец мертв;
  • Вера нарушает святость брачных уз;
  • Мария готова презирать светскую порядочность.

Печорин одинок, он не может вступать в гармоничные отношения с людьми. Это проявляется в его скептическом отношении к дружбе. У него нет друзей, только друзья: доктор Вернер, Грушницы.

Доктор Вернер тоже обладает скептицизмом и аналитическим складом ума, но он, в отличие от Печорина, не приемлет активного проявления зла, поэтому дистанцировался от своего друга, убившего Грушницкого.

Грушницкий — противоположность Печорину. Его псевдоромантизм контрастирует с истинным романтизмом Печорина.

Образ Вулича помогает раскрыть отношение главного героя к фатализму.

По сравнению с горцами и контрабандистами Печорин выглядит незаурядным и даже демоническим человеком. В его отношении к «водному обществу» раскрывается тема противостояния «героя времени» с людьми того круга, к которому он принадлежит.

Поэтому все персонажи романа служат для раскрытия личностных качеств главного героя.

Краткий анализ

Перед чтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с творчеством самого героя нашего времени.

Год написания — 1838 — 1840 гг

История создания — Интересна сама история создания этого произведения. Когда автор, прочитав «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, вдохновленный его идеями, решил написать нечто подобное, поразившее умы современников, Лермонтов создал «Героя нашего времени».

Тема — Автор решил взять в качестве темы своего романа противоречия души отдельного героя, ищущего смысл жизни.

Композиция — Особенность композиции романа состоит в том, что он создан из нескольких рассказов, события которых не наблюдаются в хронологическом порядке.

Жанр — Жанр «Героя нашего времени» можно отнести к психологически — социальному роману, в котором сочетаются несколько жанров — это сочинение, рассказ, рассказ, сказка, объединенные в одно целое.

Направление — Романтизм.

Композиция

Анализируя произведение в «Герое нашего времени», необходимо разобрать композицию романа. Его главная особенность — хронологическая несостоятельность эпизодов. Части романа следуют не по порядку, действия, происходящие в них, совершенно противоречивы. Таким выразительным образом автор выражает главную идею романа. Столь неординарная идея автора приводит читателя к выводу, что судьба человека не зависит от окружающих событий и их последовательности, а зависит только от его ума.

Непоследовательное расположение каждой главы приводит к тому, что читатель раскрывает сокровенные уголки души Печорина, проникается его сознанием и глубиной его проблем.

В построении сюжета романа отсутствует разоблачение, как и общая кульминация. Каждая из глав живет своей жизнью, имея свою структуру. Каждая история имеет кульминацию, обычен только эпилог, то есть смерть главного героя.

Композиция романа очень сложна по своему построению, соединение разных жанров повествования под одним «заголовком» стало новой ступенью литературного творчества. Именно такое построение романа, глубокое и постепенное понимание сущности Печорина принесло читающей публике настоящий восторг.

Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. Всегда актуально то, чему учит творчество поэта: поиск смысла жизни и осознанное следование цели.

«Герой нашего времени»: тема и конфликт произведения

Лермонтов продолжил тему лишних людей — особого рода литературных героев, сформировавшихся в 40-50-е годы XIX века. Это люди благородного происхождения, которые не смогли реализовать свои таланты в общественно полезной деятельности и боролись со скукой, проводя время за азартными играми, организацией дуэлей или бросая вызов нормам общественной морали.

Таким образом, Печорин бессовестно уничтожает семью князя, пригласившего его на свадьбу дочери. В результате его действий сын князя бежал, а младшая дочь Белу была опозорена Печориным, а затем Казбич был убит.

В Пятигорске герой возобновляет отношения с Верой, которая на тот момент является замужней женщиной, и нарушает установленные социальные нормы светского общества по отношению к Марии. При этом он не сожалеет о том, что сделал с Мэри или Белой, но сожалеет о том, что потревожил «честных контрабандистов».

Сюжет и фабула в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Речь пойдет о великом романе Лермонтова «Герой нашего времени». Кто герой русской литературы? Это не положительный персонаж, но связанный со сложностью жизни. Классическая русская литература учит не правильным ответам на простые вопросы, а трудностям бытия.
Прозаическими идеями, связанными с «Героем нашего времени», Лермонтов начал работать в 1838 году. Он рисует незаконченный роман «Княгиня Лиговская», в котором уже фигурирует Григорий Александрович Печорин. В конце жизни писатель завершает произведение. В 1839 году в журнале «Бела» и «Фаталист» вышли два рассказа из этого романа».

Есть произведения, вызывающие привыкание благодаря хорошо выстроенному сюжету. Многие события и персонажи объединяет сюжет. В романе Лермонтова все иначе. Единой сюжетной линии нет. Роман состоит из разрозненных историй и связан образом главного героя Григория Печорина (см. Рис. 1).

Рис. 1. М.А. Врубель. Портрет военного (Печорин на софе)

Напомним два литературных понятия: сюжет и сюжет.

Басня

— хронологическая последовательность событий в литературном произведении.

Но рассказов с простой и понятной хронологией практически не бывает. Авторы прыгают от событий настоящего времени к событиям прошлого, они смотрят в будущее, потому что строят сюжет.

Сюжет

— серия мероприятий, организованных по замыслу автора.

Если бы события были выстроены в хронологическом порядке, читатель узнал бы раньше Веры, потому что герой встретил ее очень давно, задолго до того, как узнал всех остальных персонажей.

Сюжетная последовательность эпизодов романа

  • «Тамань»
  • «Княгиня Мария»
  • «Фаталист»
  • «Бела»
  • «Максим Максимыч»

Если бы роман Лермонтова был сконструирован, возможно, он был бы более захватывающим. В повести «Княгиня Мария» есть дуэль между Печориным и Грушницким (см. Рис. 2).

Рис. 2. М.А. Врубель. «Поединок Пекорина с Грушницким»

Читателя это не волнует, Печорин, как известно, выжил. Отключается натяжение утка. Герой погибнет на обратном пути из Персии.

Значит, обаяние Лермонтова не так уж важно.

Сюжетная последовательность эпизодов романа

  • Предисловие. Познакомьтесь с автором и персонажами.
  • «Бела».
  • «Максим Максимыч».
  • Дневник Печорина. Заметки, в которых рассказывается о событиях, произошедших перед «Белой»: предисловие, «Тамань», «Княжна Марья», «Фаталист».

Особенности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» был издан в двух небольших книжках, которые попали к Николаю I. Император не любил Лермонтова, но он внимательно прочитал произведение. Ему понравилась первая книга, и он ее одобрил. Когда я прочитал вторую, содержащую заметки Печорина, Николай I разочаровался в работе. Он неправильно понял имя, решив, что «герой нашего времени» — это Максим Максимыч. Простой верный подданный, хороший русский офицер, верный присяге, без духовных противоречий, Печорин объясняет свои внутренние переживания тем, что «мать его баловала». Это мошенничество Лермонтова. Он построил работу с другой идеей. Читатель не ныряет в глубину событий, а проникает в душу самого героя. Этому сюжетному правилу подчиняется композиция романа. Читатель движется по кругу, встречает Максима Максимыча и его глазами смотрит на Печорина в повести Белы. Затем появляется сам Печорин, холодный и высокомерный человек, совсем не похожий на романтического героя, как его описал Максим Максимыч. Затем по записям самого Печорина читатель окунается в его внутренний мир и смотрит на происходящее глазами. Это важная особенность романа.

«Герой нашего времени»

Первый психологический роман в русской литературе. Важны не события, а история души. Это противоречивый портрет целого поколения. Автор не пытается помочь читателю. Кем должен быть Печорин? Любить его или ненавидеть, быть равнодушными или принять его образ? Автор показывает три любовные истории, связанные с героем. В целом Печорин выглядит чудовищем. Но женщины влюбляются в него, потому что чувствуют силу, которую потеряли их современники. Для героя любовные события заканчиваются разочарованием, для девушки — катастрофой. Однако читатель находит в них особый смысл. Лермонтов учит тонкостям жизни, не разгадывая простых формул.

Последний из романов романа «Фаталист» рассказывает о главной проблеме: виноват ли главный герой за свою судьбу, или все это фатально и предопределено, и ничего изменить нельзя. Однозначного ответа нет. Предчувствовавший смерть серб Вулич играет судьбой, и судьба оставляет его в живых: ружье не стреляет. Чудом уцелев, Вулич умирает «от случайного нападения пьяного казака». Печорин бросается к казаку и у героя больше шансов умереть, но судьба присутствует в нашей жизни и Печорин остается жив.

Автор постоянно размышляет о том, насколько судьба определяет судьбу человека. Читатель попадает в мир души не только героя, но и рассказчика. Это двойная психологическая история любви. В центре внимания два персонажа: герой и рассказчик. Отношения с другим так же сложны, как сюжет романа. Печорин безнадежен. Читатель встречает его и приветствует в крепости. Герой не может выйти за пределы круга, очерченного вокруг его личности. Даже автор не находит выхода из этого противоречия.

Поднимаемые проблемы

Роман М. Ю. Лермонтова стал значительным идейным вкладом в русскую литературу. По замыслу автора, это произведение должно было не только отразить текущее положение общества и передать его моральное состояние, но и быть близким читателям последующих эпох. Проблемы, поднятые Лермонтовым, были и остаются актуальными даже спустя почти два столетия после публикации романа.

Центральными вопросами романа были:

  • идея счастья, добра и зла;
  • поиск истинного «я» и смысла жизни;
  • формирование личности и свобода выбора.

Эти вопросы отражаются в мыслях, поведении и характере главного героя — Григория Печорина. Главный герой проходит череду жизненных испытаний, в которых неоднократно оказывается на грани выбора.

Задумываясь о его предназначении и смысле жизни, Печорин не находит ответа. Неуверенность и непонимание судьбы подводят героя к мысли о бессмысленности существования. Он чувствует, что не готов тратить свою жизнь бесцельно, так как чувствует в себе невероятную силу и рвение.

Полностью сконцентрировавшись на полноте и непредсказуемости жизни, Печорин подсознательно обнаруживает себя виновником разрушения судеб различных героев. Понимая это, Печорин, так сказать, в угоду своему эгоизму выражает сознательный протест и отрицает интерес к чужой жизни и проблемам.

Одним из центральных моментов романа было определение счастья и стремление к нему. Печорин много времени уделяет разгадке загадки человеческого счастья. Дневник с записями героя — настоящая находка для читателя. От него можно собрать множество философских размышлений о герое, которые помогут определить, каковы были его мотивы и в чем заключается его истинная природа.

На первый взгляд, у героя есть все, чтобы проникнуться его гордостью: признание и уважение других людей, преданная любовь Веры и любовь Марии, теплое отношение Максима Максимыча. Встречая на своем пути множество людей, Печорин пытается насытить свою гордость общением со всеми, однако счастья по-прежнему нет, а в жизни царят только скука и усталость.

Лермонтов затрагивает также многие нравственные проблемы, которые отражены в основной идее «Героя нашего времени». Через призму мировосприятия Печорина автор обращает внимание читателей на понятия добра и зла, ответственности, свободы выбора, места человека в жизни, любви и дружбы.

Печорин не умел искренне любить. В своем стремлении к истинным чувствам он отказался от эмоций и опыта других людей. Григорий был слишком эгоистичным и любил «для собственного удовольствия».

Истинная дружба тоже оказалась чуждой герою. Он думал, что один друг всегда подчиняется другому. Он не умеет кротко подчиняться и быть рабом, но устал от власти и толкает на обман. Приближаясь к доктору Вернеру, Грегори так и не смог полностью открыться ему и впустить в свой внутренний мир.

Ключевая мысль и композиция

Свой рассказ о внутреннем поиске и становлении героя Лермонтов начинает в предисловии, когда обозначает центральную тему. По его словам, это описание всех пороков того времени в их развитии и без прикрас.

Главный герой с первых же страниц не избавляется от читателя, а, наоборот, отвергает его и заставляет чувствовать только осуждение и отвращение. Однако по мере того, как читатель углубляется в роман, он начинает замечать, что композиция и другие рассказчики помогают увидеть настоящего Печорина с его внутренними переживаниями и конфликтами.

Особый интерес представляет композиция произведения. Это не последовательное повествование, а цепочка событий, распределенных по разным временным интервалам. Но это, по мнению Белинского, делает роман неповторимым и искренним. По его словам, если прочитать произведение по порядку, можно увидеть не весь роман, а только два рассказа и несколько рассказов.

Чтобы читатели могли понять суть романа «Герой нашего времени», Лермонтов нарушил стройную хронологию, акцентируя внимание не на событиях, а на внутренней природе человека. Автор показывает всю разносторонность своего героя и призывает не делать о нем поспешных выводов. Каждый человек уникален и удивителен, их нельзя заключить в рамки односложных представлений о добре-зле, добре-зле, честности-подлости.

Используя разных повествователей в своем романе, автор показывает главного героя их глазами. Кроме того, в последней главе романа — дневнике Печорина — читатель узнает, каким себя видит сам Григорий.

О чем книга Герой нашего времени

Роман состоит из пяти глав, расположенных не в хронологическом порядке. Лермонтов хотел, чтобы читатель сначала волновался, потом думал и делал выводы.

Роман начинается с самой грустной и трогательной главы Бэлы. В этой главе читатель впервые встречает главного героя — молодого офицера Григория Александровича Печорина. Он служит военной крепостью на Кавказе под командованием Максима Максимовича, доброго и мудрого мальчика.

В крепости Печорин ведет себя странно: «бесстрашно едет на коне по скалам», потом вдруг начинает жаловаться на насморк и дрожит, как избалованная девушка.

Чтобы развеять меланхолию молодого человека, Максим Максимович водит его на черкесскую свадьбу. Печорин очень любил черкесскую дочь хозяина Белу. Он решил украсть ее руками брата девушки Азамата, который обманул его Печорин и помог заполучить лучшего коня вора Казбича.

Пленный поначалу боится Печорина, но потом привыкает и влюбляется в него. Да только чувства уже остыли. В этом весь Печорин — быстро включается и быстро выключается.

Мстительный Казбич в отсутствие мужчин похищает Белу, а затем сильно ранит ее, понимая, что ему не избежать погони с ней. Бела прожила недолго после того, как была тяжело ранена и умерла. Печорин винит себя в смерти девушки.

Вторая глава раскрывает эгоизм Печорина. Он называется «Максим Максимович». На нем изображена встреча Максима Максимовича и Печорина после долгой разлуки. Максим Максимович был очень доволен своим старым другом (им пришлось многое пережить вместе), он хотел его обнять. Пекорин хладнокровно отвернулся от Максима Максимовича; его глаза были полны безразличия.

В главе «Тамань» рассказывается, как Печорин из-за своего эгоизма и чрезмерного любопытства вмешался в «мирную» жизнь контрабандистов и разрушил ее. После того, как Печорин вылез из воды (девушка-ондина пыталась его утопить), он понял, что обидел всех: и девушку, и Янко, и мальчика, и старуху.

Четвертая глава романа «Княжна Марья» — величайшая. В нем много сюжетов, которые переплетаются между собой и приводят к печальному концу: Печорин убивает Грушницкого на дуэли, его возлюбленную Веру увозит в неизвестном направлении ревнивый муж, княжна Марья заболевает от несчастной любви и стыда. Всем плохо. Все недовольны. Печорин тоже недоволен.

Последняя глава, «Фаталист», наполнена мистикой и тревогой. Печорин здесь играет роль фаталиста. Он видит преждевременную смерть на лбу агента Вулич. Вулич смеется над словами Пекорина и стреляет себе в голову. Пистолет плохо стрелял. Но в тот вечер Вулич все же был обречен на смерть: пьяный казак убил его саблей.

Прототип Печорина

По мнению некоторых критиков, в Печорине автор отразил частичку своей души. Во многом взгляды Лермонтова и его героя совпадают. Например, он даже не стремился к карьере, благополучию и спокойной размеренной жизни. Смысл жизни автора — борьба и исследования.

В. Левин предположил, что на Лермонтова повлиял его герой. Во время дуэли Лермонтов не успел выстрелить в воздух и погиб. Мартынов стал для него объектом неудачного психологического эксперимента. Этим объясняется укоренившаяся легенда о том, что автор и главный герой — одно и то же лицо, а Лермонтов в своем произведении предсказал дуэль с Мартыновым.

Лермонтов создал уникальное произведение, которое считается кладезем философских и психологических проблем. На страницах романа через восприятие главного героя анализируются важнейшие показатели ценности личности: любовь, дружба, моральные нормы и социальные связи.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"