Что случилось с Азаматом в романе Лермонтова «Герой нашего времени» и почему он согласился отдать сестру: характеристика персонажа

Очень краткий пересказ главы «Бэла» из романа «Герой нашего времени».

История начинается с воспоминаний о поездке из Тифлиса. По дороге он встречает офицера лет 50, который долгое время служил в горах Кавказа, предлагает ему чай и заводит беседу. Офицера зовут Максим Максимыч.

С энтузиазмом приняв приглашение выпить чаю, Максим Максимыч рассказывает, как несколько лет назад в его крепость был отправлен молодой офицер Григорий Александрович Печорин, человек явно богатый, образованный, но со странностями в характере.

Однажды их обоих пригласили на местную свадьбу, где Печорин увидел дочь хозяина дома, очаровательную 16-летнюю Белу. Печорину он нравится настолько, что он практически решается на преступление: он предлагает пакт брату Белы, Азамату. Азамат должен украсть свою сестру, а взамен Печорин подарит ему великолепного конокрада Казбича.

Азамат отвозит сестру к Печорину, за что получает давно желанного коня Казбича. Казбич тоже влюблен в девушку, поэтому в душе он затаил мысли о мести.

Спустя время Бела привыкает к Печорину, влюбляется в него, молодые люди счастливы. Но Печорин быстро устает от общества необразованной горской женщины, все чаще уезжая на охоту. Бела грустит, она его ждет. Однажды он покидает ворота крепости, чтобы часы ожидания прошли быстрее.

Казбич, который давно ждал подходящего момента, нападает на нее и пытается увести. Но Печорин и Максим Максимыч, возвращаясь с охоты, находят его, хотят до него дотянуться, выстрелить, сбить лошадь. Казбич, оставшись без лошади, смертельно ранит Белу и бросает погоню.

Бела погибает на руках у Печорина и Максима Максимыча. Печорин, по словам Максима Максимыча, «долго болел», поэтому покинул крепость по приказу начальства.
На этом Максим Максимыч завершает свой рассказ. Пути путешественников расходятся, каждый идет своей дорогой.

Суть: о чем глава?

С первых же слов рассказчик описывает портрет главного героя. Загадочны, его действия лишены логики, и сразу видно, что «его жизнь полна необычных вещей». Однажды Максим Максимыч и Печорин получили приглашение на бал в честь свадьбы князя. Даже в тот вечер юноша не смог пройти мимо приключений и выбрал в качестве нового знакомого дочь хозяйки, принцессу Белу. Однако не только Печорин обратил на нее внимание, вор Казбич давно испытывал к девушке чувства. Такой азарт и противостояние заинтересовало героя. Печорину было присуще чувство собственности, и если бы он решил для себя, что красота будет принадлежать только ему, он бы сделал все, чтобы этого добиться.

Благодаря рассудительности, эгоизму и трусости Печорин быстро и точно осуществил задуманное: обменял девушку на лошадь брата (эту дорогую и редкую лошадь украли у Казбича), затуманил сознание красавицы и обманул ей. Но молодой черкес, как и все радости светской жизни, вскоре наскучил офицеру. Он все еще готов отдать за нее жизнь, но она ему скучна. Чувства девушки оказались сильнее, чем подозревал Печорин. Вся его жизнь исчезла, и он потерял былую радость.

Когда Печорин и Максим Максимыч покинули крепость на охоту, Казбич похитил Белу и увел ее в поле, где убил несчастную женщину, когда понял, что ему не уйти от погони. Последние дни жизни Бела провел в бреду, произнося имя любимой. Максим Максимыч искренне пожалел невинную девушку. Единственное, в чем можно винить ее, — это то, что она отдала любовь тому, кто не мог ответить тем же. Вот более подробное изложение главы о Бела».

Темы и проблемы

Философские и моральные вопросы главы Белы выражены во внутреннем вопросе главного героя: «Почему я жил? С какой целью я родился? »Эти философские рассуждения Печорина и стремление жить полноценной жизнью несут непоправимые последствия. Смерть Белы — цена собственного эгоизма главного героя. Он испортил чужую жизнь по прихоти. Проблемы главы «Бэла» — это эгоизм главного героя, любовь без взаимности, жестокие кавказские обычаи и бесплодная погоня за счастьем, приведшая Григория к преступлению.

Основная тема главы «Бэла» — любовь. Через ее призму мы видим душевные изъяны Григория Печорина. Григорию это непонятно. Она «никому счастья не принесла», потому что любил только себя, ничего не давая взамен. Печорин, как энергетический вампир, впитал в себя все хорошее от своей подруги, оставив ее с духовной пустотой.

Еще одна важная тема — это быт и обычаи Кавказа. Автор описал менталитет и образ жизни горцев, что ускорило эпилог трагедии и поставило Белу в состояние зависимости. По традиции, после такого позора он не мог вернуться в отцовский дом, не смог найти своего счастья в родном окружении. Такое же патриархальное отношение дало Азамату и Казбичу моральное право украсть девушку и попирать ее чувства.

Не менее интересная тема — столкновение двух цивилизаций, восточной и западной. Печорин воспользовался условностями и нюансами черкесского менталитета и овладел Белой, вызвав большую трагедию своим вмешательством и нарушив хрупкое равновесие сил в этом мире.

Смысл

Смысл главы «Бэла» — описание образа Печорина, выдержавшего испытание искушением, любовью, а затем равнодушием и смертельным риском. Почему Лермонтов выбрал этот, на первый взгляд, самый ужасный акт, чтобы познакомить читателя с героем? Многие ответы на вопрос дают собственные фразы Печорина и его непредсказуемые действия. Герой постоянно скучает и единственное лекарство от этого — приключения. Все было бы не так плачевно, если бы все исследования и развлечения Печорина не принесли волну разрушительных страданий всем окружающим его людям. Но он с радостью платит эту цену, чтобы развлечься и почувствовать хоть немного азарта. Такой взгляд на героя нашего времени сразу ставит на него клеймо, оправдание которого мы найдем только в конце книги. Автор показывает нам неординарного человека: романтического героя, который разрушает все, к чему прикасается, но не может обрести желаемое счастье. Он сам является главной жертвой своих проделок, ведь вся тщетность попыток повергает героя в отчаяние. Это основная идея главы Белы. Ему еще суждено полностью раскрыться в других главах, потому что именно из них мы узнаем, что главный герой спокоен только потому, что он уже подписал свой смертный приговор: он скоро умрет в Персидской войне, куда пойдет сам.

Кроме того, в главе «Бела» автор акцентирует внимание на различиях между людьми, их менталитете и образе жизни. Послушание Белы и упорство Печорина противопоставляются как в начале, так и в конце романа, создавая впечатление замкнутости и целостности композиции. Основная идея главы Белы — показать, как цивилизация западного мира развратила Печорина. Сравнивая его с горожанами, автор делает выбор в их пользу: их мотивы ясны и естественны, они любят сильно и страстно, а Печорин не чувствует ничего, кроме скуки.

Значение главы в романе

М.Ю. Лермонтов меняет порядок событий и глав. Такая аранжировка увеличивает напряжение сюжета и постепенно раскрывает сложность и противоречивость характера Печорина. История с прекрасной Белой по времени находится в середине романа, но сам автор решил, что знакомство читателя с Печориным начнется именно с этой главы, полной трагических и волнующих событий. Лермонтов решает заинтересовать читателя, используя прием замедления рассказа, это дает ему возможность проанализировать текущую ситуацию.

Автор сначала осуждает своего героя, затем «Бела» стал первым крупным романом «Герой нашего времени». Писатель далек от идеализации своего персонажа, ему важно сначала дать ему характеристику без прикрас, а уже потом дать какое-то оправдание своим поступкам. Такое введение интригует и заставляет нас поторопиться с прочтением следующей главы.

Каждый эпизод романа «Герой нашего времени» будет сопровождаться бурным обсуждением как в классе, так и во взрослом обществе. Вы можете долго анализировать образ главного героя, его действия и поступки, но не прийти к единому выводу. Загадочность и неоднозначность — ключевые черты характера Григория Печорина.

Главные герои и их характеристика:

  • Бела — молодая чеченка, дочь принца, девушка лет 16, черные глаза, черные волосы, тонкая и гибкая. Красиво вышивай, пой, танцуй — по описанию брата Азамата.
  • Максим Максимыч штабс-капитан, внешне ему может быть около 50 лет, у него седые усы, мудрый вид, был в разных переделках и сражениях, повидал жизнь. Не богатый, не известный, но добрый человек.
  • Печорин — молодой офицер, которого отправили в крепость служить под командованием Максима Максимыча. «Тонкий, белый .. с большими причудами», как описал его Максим Максимыч, имея в виду нестандартный и сложный характер Печорина.
  • Рассказчик, по всей видимости, бывший военный (осетины, имея в виду его, называют его «офицером»), вероятно, не старше 30 лет (иначе Максим Максимыч не казался бы старым). По роду занятий он писатель (говорят о чемодане с «путевыми заметками о Грузии», который он вез). Образованный и любознательный путешественник.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Казбич — вор, «отчаянная голова», убийца и бандит, но он ведет с русскими мирную торговлю, толкает их на баранов. Небольшого роста, широкие плечи, смуглая кожа. Всегда готовы атаковать и защищаться.
  • Азамат — брат Бэлы, опытного, упрямого 15-летнего мальчика, который пытается доказать свою взрослость. Я готов совершить самые безрассудные поступки, чтобы осуществить то, что пришло ему в голову. «Ужасно жаден до денег», — говорит Максим Максимыч.
  • Старый князь — кавказец, отец Белы и Азамата, почти друг Максима Максимыча, «мирного» князя, то есть взявшего на себя обязательство не ссориться с русскими. При таких принципах, чтобы сохранить хрупкий мир, нужно было дружить — поэтому старый князь и Максим Максимыч были кунаками.

Азамат в романе Герой нашего времени Лермонтова характеристика и образ

Азамат — молодой альпинист, который во всем старается подражать Казбичу. Азамат, вероятно, испорчен и лишен истинной гордости и достоинства сына князя. Ему всего пятнадцать, но в этом возрасте вполне можно немного повзрослеть морально и обрести какие-то идеалы.
В некотором смысле Азамат напоминает современную золотую молодежь, которая использует свое положение только для того, чтобы искать элементарные развлечения, нарушать общественный порядок и хвастаться собственной безнаказанностью. Азамат тоже хочет подражать грабителю и в то же время жаден до денег, ворует у своей семьи, чтобы получить вознаграждение. Впоследствии он предпринимает кражу лошади Казбича, чтобы больше подражать вору.

Опасаясь последствий, Азамат убегает из дома после того, как помог похитить Белу. Поэтому Азамат — трусливый человек — тоже решающий поворот в пользу его отрицательной характеристики.

Наверное, как-то можно оправдать действия этого молодого человека молодостью и чутьем. Более того, как и любой альпинист, он довольно упрямый тип, думающий в основном только о себе, о своей гордости. В нем проявляется яростный кавказский дух, но проявляется он, скажем так, не в лучшем виде.

Конечно, кавказцы — красивые и воинственные люди, у которых есть свое понимание чести, достоинства и мастерства. Однако Азамат — это образ незрелой части этого народа, в которой не сформировались положительные, а точнее искаженные черты под влиянием незрелости и недостатка мудрости.

Факт дальнейшего развития Азамата печален, так как с большой долей вероятности этот человек вряд ли изменится в будущем и он сможет стать кем-то достойным и достойным своего народа. Скорее всего, он станет вором и властолюбивым человеком, не считающимся с другими и использующим свою силу и силу, чтобы получить то, что ему нужно. При этом вряд ли он будет склонен к чему-то высокому и достойному, потому что с малых лет начал причинять вред другим людям и явно не нуждается в таких примерах, как Казбич, для подражания.

Про Азамата

Азамат продолжает серию героев «восточного» типа. Этот пятнадцатилетний мальчик. В каком-то смысле этот парень маленький Казбич, он просто не шутка и не взрослый Казбич. Однако со временем это станет именно так.

Итак, какие основные черты мы видим на этом рисунке? Любовь к свободе: как и все альпинисты, подросток любит свободу и не терпит никаких запретов, где бы он ни хотел достичь своей цели.

С другой стороны, он ограничен в своих взглядах и в известном смысле узколоблен. Например, в основе его поведения — имитация Казбича. Он также хочет быть настолько пылким и решительным, чтобы вызывать определенные чувства у других.

Однако в этих порывах поведение Азамата довольно глупое и беспринципное, например, он хочет коня Казбича, хотя он сын князя и может позволить себе достойного коня. Получив то, что искал, он помогает в похищении Белы, не задумываясь о чувствах других людей, а после этого совершенно по-детски убегает, опасаясь наказания.

В этой картине много инфантилизма, и если посмотреть на старый Казбич, то, наверное, такой инфантилизм со временем останется в высокогорье. Просто если какие-то детские черты характера и поведение кажутся забавными, то опытному и сильному вору такое несдержанность и неуравновешенность кажутся пугающими. Также мы видим некоторые отрицательные черты в характере Азамата, который жаден до денег и может совершать беспринципные действия. В молодом возрасте такие действия безвредны, но кем они станут, когда Азамат вырастет? Есть над чем подумать.

Действительно, мы знаем, где растет такой человек: в воре Казбиче, который, если посмотреть на него, просто полон инфантилизма в зрелом возрасте, хотя и старается выглядеть грозно. Конечно, в какой-то мере это особенности национального характера кавказцев, и тут нужно просто похвалить Лермонтова, сумевшего достаточно точно описать эти особенности.

Имидж Азамата ни положительный, ни отрицательный, он такой, какой есть, и не более того.

История создания

Казбич — колоритный персонаж романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Само произведение состоит из шести рассказов, но мрачный черкес упоминается только в главе, озаглавленной «Бэла».

Михаил Лермонтов
Михаил Лермонтов

Писатель начал работу над оперой в 1838 году. А в марте 1839 года в журнале «Отечественные записки» были опубликованы первые главы романа, в том числе рассказ о краже восточной красавицы и лошади. Каждая часть «Героя нашего времени» позиционируется как отдельный сюжет. Публикация полного сочинения состоялась только в феврале 1840 года.

Исследователи работы Лермонтова утверждают, что у Казбича может быть прототип. В военных новостях упоминается человек с похожей фамилией. Говорят, что храбрый альпинист совершил набег на укрепление Кубани и Георгия-Афипского. Лермонтов, побывавший на Кавказе в молодости, смог услышать множество рассказов о подвигах дерзкого смельчака и тем самым ввел колоритного героя в сюжет своего романа.

Характер имени Азамат

Положительные особенности названия:

Это человек, который умеет создавать вокруг себя атмосферу счастья и радости. Его глубоко позитивное отношение к жизни помогает другим лучше справляться с любыми трудностями. Мужчина с таким именем добр, открыт и всегда готов к новым знакомствам. Любите людей со всеми их недостатками и неудачами. Он редко в глубине души обижается и кого-то ругает. Он стремится жить своей жизнью и никого не винить в своих неудачах.

Отрицательная характеристика имени:

Эмоциональность часто побуждает этого человека к безрассудным поступкам. Он может рисковать не только собой, но и теми, кто дорог другим людям. Азамат теряется, если ему нужно что-то организовать максимально быстро и правильно — в таких ситуациях он предпочитает поручить задачу кому-то другому. Для ближайшего окружения это может быть очень сложно. Он будет молчать о незнакомце, но будет кричать на друга, если сочтет, что ошибается.


Краткая характеристика

Азамат — младший сын князя и брат Белы. Кавказский. Ему 15 лет, и он еще не взрослый человек. В начале работы Азамат старается во всем походить на вора Казбича, и со временем это желание приведет к ужасным последствиям для мальчика. Сын князя избалован и горд, он старается найти для себя развлечение в жизни и не думает о других. Это ему простят в силу юного возраста, но безрассудные действия мальчика приводят к трагедии, в результате которой он вынужден навсегда покинуть свой дом.

Судьба имени Азамат в любви и браке

Обещает ли счастье в любви значение имени Азамат? Азамат — настоящий идеалист. Он способен мгновенно вспыхнуть или рассердиться, если ему что-то не нравится. В семейной жизни ему могут быть непросто из-за ревности: Азамат подозревает жену по какому-то поводу. В остальном он может содержать жену, и его брак в целом идет очень хорошо. Имя Азамат ожидает от семьи физического и душевного комфорта, и для этого он ищет супругу, которая сможет дать ему ощущение дома.

Азамат очень популярен в компании. Он отличный собеседник и надежный друг, всегда готовый прийти на помощь. Но временами он стесняется, что, по сути, не является недостатком для дружбы.

Критика об образе

Исследователь творчества М.Ю. Лермонтов В.А. Майнулов заявляет, что Азамат не отрицательный персонаж. Он не злодей и не продажный человек, и его безрассудный поступок — часть его взрывной натуры. Он продал свою сестру не потому, что им двигала жадность (хотя она присутствовала в его характере), а из страстного желания владеть красивой лошадью, которая затмевала все вокруг. Именно эта всепоглощающая страсть является национальной чертой высокогорья, поэтому образ Азамата называют вполне правдивым, без капли лжи и фальшивой романтики (то же самое исследователь говорит о Казбиче).

«Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы»

Издавая в 1840 году роман «Герой нашего времени», М.Ю. После названия романа Лермонтов поставил подзаголовок: «Из записок офицера на Кавказе». Это была не просто наглость: это было в высшей степени опрометчивым со стороны автора. «Кавказские» рассказы подражателей А. Бестужева-Марлинского наводнили русскую литературу того времени и, как правило, изобиловали экзотическими горными страстями для русского читателя. Творческий метод М.Ю. Лермонтов другой: его роман — реалистическое произведение. Уже в первой своей части — рассказе «Бела» — горная жизнь предстает прозаичной и убогой. Все события нарисованы глазами Максима Максимыча, ставшего случайным спутником автора. Максим Максимыч прослужил на Кавказе большую часть своей жизни и хорошо знает привычки и обычаи горцев. Он не очень образован, и в его видении жизни преобладают здравый смысл и повседневный опыт старого активиста. Горцы для него не романтическое племя, а люди со своими обычаями, которые он считает само собой разумеющимся: они «кунаки» с отцом Белы, а это значит, что в приглашении на свадьбу старшей дочери принца отказаться нельзя. Сын князя Азамата, с точки зрения Максима Максимыча, был испорчен легкими деньгами, которые платили в русской крепости за небольшие деньги, но в то же время горячие и азартные. Печорин также предстает перед читателем глазами Максима Максимыча: он «немного странный» для своих противоречий, и «в его семье написано», что «с ним должны происходить разные экстраординарные вещи». Конечно, Максим Максимыч не мог понять ни причин разочарования в жизни Печорина, ни его сложных внутренних противоречий — с его точки зрения, англичане, придумавшие «моду скучать», просто «известные пьяницы». Встреча Печорина с Белой произошла в княжеском доме, куда на свадьбу были приглашены русские офицеры. Бела необычайно хороша собой, и молодые люди произвели на себя хорошее впечатление, хотя никто из них в этом не признается. Эта встреча могла бы остаться без последствий, если бы не другой персонаж: вор Казбич. Казбич в какой-то мере олицетворяет горную мораль: главные ценности в его жизни — оружие и верный конь Карагез. Для Азамата Казбич становится своего рода образцом для подражания, а владение лошадью — заветной мечтой. Он готов украсть у отца свою лучшую винтовку или саблю в обмен на Карагез, он готов украсть Белу как жену Казбича. Но песня, которую он поет в ответ на это предложение, подтверждает, что для альпиниста система ценностей другая и нет ничего дороже верного коня, способного выйти из боя и «не отставать от вихря». Казбич унизил Азамата, посмеялся над ним, назвал его мальчиком — альпинист ему не простит.

Максим Максимыч рассказал Печорину все, что слышал. «Он засмеялся — такой умный! — и сам что-то задумал. «Секретность Печорина, его тайные планы остаются неизвестными хорошему капитану, но они также раскрывают другую сторону характера Печорина: его способность понимать людей и использовать их слабости в своих целях. Он умело играет на гордости молодого альпиниста, восхваляя его. Лошадь Казбича и издевательства над Азаматом Азамату нелегко принять предложение Печорина украсть для него Белу — ведь он не получит согласия отца выдать свою сестру за русского офицера. А Печорин снова дразнит Азамата: «Я думал, что ты были мужчиной, а вы были еще ребенком: кататься рано… »Конечно, Азамат« вспыхнул »от этих слов: ведь недавнее унижение со стороны Казбича еще живо в памяти его отец на несколько дней упростил задачу, и произошло соглашение между Печориным и Азаматом. Азамат привел Белу связанным, а Печорин украл для него Карагез. После этого Азамат не стал он так и не вернулся в семью, став абреком, а вернувшийся домой отец не нашел ни сына, ни дочери. Бэла поселился в крепости, а Печорин потихоньку укрощает дикую горную девушку. Она гордая и поначалу не принимает щедрых подарков, но Григорий Александрович в очередной раз оказывается человеком проницательным, знающим природу людей. Он «решил последнее средство»: когда он пришел к ней, он сказал, что она свободна и что он пойдет в горы, чтобы искать свое собственное уничтожение. Конечно, это рассчитано на жалость девушки, и Печорин не ошибся: Бела признается ему в любви, и они какое-то время счастливы. Смерть ее отца от руки Казбича, отомстившего за преступление и украдшего лошадь, некоторое время скрывалась от нее, и ей сообщили, когда она уже совсем привыкла к новой жизни. Но счастье Бэлы было недолгим. Печорин стремится к тому, что ему недоступно и, добившись своей цели, вскоре потерял интерес к желанной цели. В длинном монологе он признается Максиму Максимычу в своей неправоте: любовь невинного дикаря утомляет его не меньше, чем кокетство молодой женщины. Ему скучно с Белой, он начинает ее тяготить, все чаще уезжает в горы, страдает девочка. Она горда и готова отправиться домой одна: «Я не ее рабыня — я дочь князя! ..» В отсутствие Печорина Казбич сумел похитить Белу и, спасаясь от преследований, наносит ей смертельную рану… Бэла умирает долго и мучительно, только перед смертью Печорин снова почувствовал любовь к себе. «Ты хорошо умерла», — говорит о ней Максим Максимыч, потому что «рано или поздно» Григорий Александрович уйдет от нее. Трагическая смерть девушки — результат равнодушия Печорина к судьбе окружающих его людей. Цения только свое желание, Печорин добивается своей цели любой ценой, но в этом случае цена его соглашения с Азаматом слишком высока: гибель всей семьи князя Бэла, ставшего жертвой его прихоти, которую он видел в жизни недолгое счастье и много страданий, он умер в расцвете лет и красоты… Возможно, Печорин признает свою вину, так как он не любит говорить и вспоминать Белу, но ничего нельзя изменить или исправить.

Цитатная характеристика

Чтобы лучше понять образ Казбича, перейдем к цитатам из «Героя нашего времени».

«… Он пришел ко мне; Я предложил ему чаю, потому что он хоть и вор, но все равно был моим кунаком*…»

Солидный Максим Максимыч прекрасно понимает, чем живет Казбич, но все же считает его своим другом. Это говорит о том, что Казбич не лишен моральных принципов и этических взглядов в жизни.

«… Он взревел и бросился прочь, как дикий леопард. В двух прыжках он уже был во дворе…»

О ловкости и скорости Казбича говорят, когда сравнивают его с большим сильным котом.

«… И можно было почувствовать, как он гладил рукой гладкую шею своей лошади, давая ей разные нежные имена…»

Казбич очень дорожит своим конем Карагезом. Она любит его как хорошего друга.

«… Эти альпинисты — люди мстительные: вы думаете, он не понял, что вы частично помогли Азамату?..»

Месть — национальная характеристика Казбича. И даже если его чувства диктуют ему одно (он не хотел стать убийцей и лишить жизни девушку, на которой мечтал жениться), традиции его народа не позволяют ему жертвовать гордостью. Этим объясняется ужасный поступок, который совершил Казбич в отместку.

Таким образом, Казбич — один из самых противоречивых персонажей романа. Несмотря на ужасные поступки, в нем все же больше души и настоящих чувств, чем в Григории Печорине.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"