Предисловие к роману Лермонтова «Герой нашего времени» и журналу Печорина: статья В. Набокова

«Герой нашего времени»: история и значение романа

«Герой нашего времени» — «одна из самых необычных и увлекательных книг» в русской литературе, — сказал выдающийся советский лермонолог Ираклий Андроников. Причину этого он видел в главном герое: Печорин выглядит отрицательным, но в то же время очень привлекательным персонажем. Его безжалостность и эгоизм сочетаются с большим умом, отвагой, искренностью с самим собой.

История создания

Фамилия Печорин впервые появилась в незаконченном романе «Княгиня Лиговская». Лермонтов начал создавать это произведение о жизни петербургского общества в 1836 году. Роман должен был стать своеобразным ответом на пушкинский «Евгений Онегин». Не зря Лермонтов назвал главного героя Печориным (назван в честь реки Печоры, а «Онегин» — с реки Онеги).

Однако характер и даже внешний вид Печорина из «Княгини Лиговской» и Печорина из «Героя нашего времени» очень разные, это разные произведения и персонажи. По сюжету «Княгини Лиговской» Печорин влюблен в женщину по имени Вера, которая вышла замуж за другого.

Свой первый роман автор так и не закончил. После гибели Пушкина на дуэли Лермонтов создал поэму «Смерть поэта» и был сослан на Кавказ за свои смелые стихи. Проведя год в ссылке, писатель отказался от прежнего плана и создал новый роман, в который вошли имена Печорина и Веры.

В «Герое нашего времени» Лермонтов описал Кавказ с точностью, поразившей его современников. В работе нашли и настоящего слепого мальчика с Тамани, и ту самую хату на окраине города; Отдыхающие летом 1837 года в Пятигорске и Кисловодске узнали в прототипах доктора Вернера, Грушницкого, княгини Марии.

«Герой нашего времени» был написан довольно быстро. Летом 1838 года Лермонтов заявил, что ничего не пишет, а девять месяцев спустя уже появился первый из рассказов «Бэла». Через десять месяцев роман был полностью готов и одобрен цензурой.

Учитывая, что в то время Лермонтов служил в полку в Царском Селе, постоянно ездил в Петербург и создал ряд других произведений, остается только удивляться, когда ему удалось выспаться и поработать над романом, — говорит Ираклий Андроников.

Композиция романа и образ Печорина

Автор выбрал необычную композицию для романа. Главы рассказа расположены в произвольном порядке, хронология событий намеренно нарушена. Привычных описаний детства и юности главного героя нет. Ключевые события его биографии замалчиваются: непонятно, например, за что именно Печорин был сослан на Кавказ (в черновике упоминалась дуэль в Петербурге, но потом Лермонтов убрал эти слова).

необычное строение «Героя нашего времени» принято объяснять тем, что это не история жизни Печорина, а «история души». Лермонтов показывает героя постепенно и с разных сторон. Поначалу даже раннему читателю было непонятно, кто главный герой: Печорин или Максим Максимыч?

В первых двух рассказах Пекорин описан понаслышке, и впечатление складывается не в его пользу. В «Беле» он загадочный и коварный человек, разрушивший Белу и его семью своей запретной любовью. В «Максиме Максимыч» — высокомерный эгоист, обидевший старого друга.

Однако остальная часть романа состоит из заметок Печорина, которые заставляют взглянуть на героя совершенно по-другому. Это уже не скучающий офицер, умеющий подчинять себе других, а еще и умный, обаятельный, чуткий человек. На Тамани он проявляет смелость и склонность к романтике; в «Княжне Марии» — способность к глубоким переживаниям и самоанализу; в «Фаталисте» — его философская сторона и его хладнокровие.

Читатель недоумевает: почему такой талантливый человек зря тратит силы? Неужели это герой поколения, «уже не способного на великие дела на благо человечества»?

Значение романа

Советские исследователи иногда называли социально-политический роман «Герой нашего времени»: они поясняли, что Печорин в николаевской России не имел возможности проявить себя в борьбе за свободу народа, разрыве с аристократическим обществом и так далее. «Потерянное поколение» Лермонтова расходилось с поколением декабристов .

Однако многим эти объяснения кажутся натянутыми: стоит ли искать революционные нюансы в творчестве аристократа Лермонтова?

В «Герое нашего времени» есть размышления об обществе, но не менее важны размышления о человеческой душе, о смысле жизни, добре и счастье. Это первый русский психологический роман, ставший семенем русской психологической прозы и одновременно первый русский философский роман, в котором действия главного героя интерпретируются в категориях добра и зла, необходимости и свободы.

О произведении

М.Ю. Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» в 1838–1840 годах. Идея написать роман возникла во время ссылки писателя на Кавказ в 1838 году. Первые главы романа («Бэла», «Фаталист» и «Тамань») были опубликованы в течение года в журнале «Отечественные записки». Они вызвали интерес читателей. Лермонтов, видя популярность этих произведений, соединил их в один большой роман.

Место и время действия

События романа происходят в первой половине XIX века на Кавказе, в Тамани, Пятигорске и Кисловодске, в одном из казачьих селений.

Главные герои

  • Печорин Григорий Александрович — центральный герой всей повести, офицер царской армии, чуткая и возвышенная, но эгоистичная натура. Красивый, великолепно сложенный, обаятельный и умный. Он обременен своим высокомерием и индивидуализмом, но не хочет превосходить ни то, ни другое.
  • Бела — дочь черкесского князя. Вероломно похищенная братом Азаматом, она становится возлюбленной Печорина. Бела красива и умна, чиста и прямолинейна. Она умирает от кинжала влюбленного в нее черкеса Казбича.
  • Мария (княгиня Лиговская) — знатная девушка, которую Печорин встретил случайно и всеми силами старался влюбить ее в себя. Вежливый и умный, гордый и щедрый. Разрыв с Печориным становится для нее глубокой трагедией.
  • Максим Максимыч — офицер царской армии (в звании штабс-капитана). Добрый и честный человек, начальник и близкий друг Печорина, невольный свидетель его любовных похождений и жизненных конфликтов.
  • Рассказчик — проходящий мимо офицер, который случайно познакомился с Максимом Максимовичем, выслушал и записал его рассказ о Печорине.

Другие персонажи

  • Азамат — черкесский князь, ненормальный и жадный юноша, брат Белы.
  • Казбич — молодой черкес, влюбленный в Белу и ставший ее убийцей.
  • Грушницкий — молодой кадет, человек гордый и необузданный. Соперник Печорина, убитый им на дуэли.
  • Вера, бывшая возлюбленная Печорина, появляется в романе как напоминание о ее прошлом в Санкт-Петербурге. Вера искренне любит Печорина.
  • Ундина — неназванный контрабандист, поразивший Печорина своим внешним видом («ундина» — одно из имен русалок, настоящего имени девушки читатель никогда не узнает).
  • Янко — контрабандист, друг Ундины.
  • Вернер — врач, интеллигентный и культурный человек, знакомый Печорина.
  • Вулич — офицер сербской национальности, молодой игрок, знакомый Печорина.

Вступление

В каждой книге предисловие — первое и в то же время последнее; он служит либо объяснением цели эссе, либо оправданием и ответом на критику. Но читателей обычно не волнуют моральные цели и нападки на журнал, поэтому они не читают предисловия. Жалко, что это так, особенно у нас. Наша аудитория настолько молода и наивна, что не понимает сюжета, если в конце концов не находит морализма. Он не угадывает строчки, не чувствует иронии; это просто грубо. Он еще не знает, что открытого насилия не может быть в приличном обществе и в приличной книге; это современное образование изобрело более острое, почти невидимое и в то же время смертоносное оружие, которое под прикрытием лести наносит непреодолимый и верный удар. Наша аудитория подобна провинциалу, который, подслушав разговор двух дипломатов из враждебных дворов, остался бы уверен, что каждый из них обманывает собственное правительство в пользу нежной взаимной дружбы.

Эта книга недавно испытала на себе прискорбную доверчивость некоторых читателей и даже журналов в отношении буквального значения слов. Некоторые ужасно обижены, и не в шутку, тем, что их поставили в пример безнравственного человека как Героя нашего времени; другие же очень тонко заметили, что писатель написал свой портрет и портрет своих знакомых… Жалкая старая шутка! Но, видимо, Россия была создана таким образом, что все в ней обновляется, кроме такой ерунды. В самой волшебной сказке нашей страны не избежать обвинения в покушении на оскорбление!

Герой нашего времени, дорогие господа, конечно, портрет, но не человека: это портрет пороков всего нашего поколения в их полном развитии. Вы мне еще раз скажете, что человек не может быть таким плохим, и я скажу вам, что если вы верили в возможность существования всех трагических и романтических злодеев, почему вы не верите в реальность Печорина? Если вы восхищались гораздо более ужасными и уродливыми выдумками, почему этот персонаж, даже как вымышленный, не находит к вам пощады? Это потому, что в нем больше правды, чем вам хотелось бы?..

Вы говорите, что мораль от этого не выигрывает? Извините меня. Многих накормили сладостями; их желудки из-за этого испортились: им нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, что после этого у автора этой книги когда-нибудь возникнет гордая мечта стать исправителем человеческих пороков. Боже, храни его от такого невежества! Ему просто нравилось рисовать современного человека таким, каким он его понимает, и, к своему и вашему несчастью, он встречался слишком часто. Также будет то, что болезнь указана, но как ее вылечить — то есть черт знает!

«Бэла»

Роман «Герой нашего времени» начинается с главы «Бел». В нем рассказчик знакомится с штабс-капитаном, которого читатель знает как Максима Максимыча.

Этот персонаж, в свою очередь, рассказывает историю главного героя романа — прапорщика Печорина, с которым он служил в одной из крепостей Кавказа. Максим Максимыч характеризует Печорина как «хорошего мальчика», которого сослали на Кавказ после неприятной интриги.

Однажды Максима Максимыча и Печорина пригласил на свадьбу дочери местный князь. Там Печорин увидел Белу, самую младшую и красивую дочь хозяина. Среди гостей был черкес Казбич, которого сын хозяина уговорил продать лошадь за любые деньги. Он даже предложил помочь украсть его сестру.

Казбич категорически отказался расставаться с конем. Итак, Печорин воспользовался ситуацией. Он предложил отвлечь Казбича, чтобы мальчик украл лошадь. В обмен на свои услуги он попросил Бэлу.

Мальчик отвел сестру в крепость, украл коня и навсегда исчез, опасаясь мести Казбича. Пекорин держал девушку взаперти, стараясь привлечь ее внимание приятными подарками и словами.

Со временем девушка начала проявлять чувства к Печорину, но сам герой потерял к ней интерес и стал больше времени проводить вне крепости.

Казбич однажды похитил девушку. Когда Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню, он ранил ее и скрылся. Бела умер на руках Печорина. После похорон героя перевели в другую часть.

«Максим Максимыч»

Описывая аннотацию романа, следует упомянуть главу, не имеющую самостоятельного значения, но помогающую автору раскрыть образ героя. Итак, краткое содержание. «Герой нашего времени» поможет вам узнать историю другого персонажа.

Действие происходит в придорожном отеле, где рассказчик снова встречает Максима Максимыча. Они обнаруживают, что Печорин останавливался здесь по пути в Персию. Максим Максимыч с нетерпением ждет встречи со старым другом, но ни вечера, ни ночи не наступает.

Когда появился Печорин, он вел себя холодно:

  • Сначала он сказал, что спешит уйти.
  • На предложение Максима Максимыча остаться подольше он отказался.
  • На вопрос, что делать с дневником, который он вел много лет, Печорин ответил, что ему все равно.

Потрясенный таким поведением героя, Максим Максимыч передал рассказчику дневник.

Журнал Печорина — Предисловие

Я знал, что Пекорин мертв. Теперь я могу печатать ваши журналы.

Глава 1. Тамань

Глава посвящена опасному приключению Печорина на Тамани. Однажды она провела ночь со слепым мальчиком. Мальчик выглядел странно. Было ясно, что он что-то скрывает. Грегорио решил последовать за ним. Выяснилось, что хозяин дома тайно встречается с девушкой. Встречи происходили на берегу. Ждали третьего участника событий. Янко появился с мешками.

Печорин не знал, что в мешках. Мальчик не отвечал на вопросы, делая вид, что не понимает, в чем дело. Тогда Григорий решил узнать правду через девушку. Она была проницательной и быстро поняла, что арендатор предположил, что они занимались контрабандой. Чтобы избавиться от свидетеля, он назначил встречу.

Пока они были в лодке, девушка пыталась выбросить его за борт, но вместо этого сама оказалась под водой. Ей удалось сбежать. Она умела плавать, и волны ее не пугали. Янко ждал ее на берегу. Они решили покинуть слепого и вместе покинуть город. Когда Пекорин вернулся домой, он увидел, что потерял свои вещи. Были украдены.

Разочарованный случившимся, чуть не убитый контрабандистами Григорий поспешно покинул Тамань.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

(Конец дневника Печорина)

«Княжна Мери»

Лермонтов создал необычную композицию романа «Герой нашего времени». Синтез произведения продолжается главой, написанной в форме дневника. Действие происходит в Пятигорске.

Здесь Печорин знакомится с княгиней Лиговской и ее дочерью Марией. Также в Пятигорске есть курсант Грушницкий — давний знакомый героя. Последний пытается привлечь внимание Мэри. Печорин же, наоборот, избегает общения с Лиговскими, что вызывает интерес семьи.

Дальнейшие события развиваются стремительно:

  • Однажды Печорин узнает, что к Лиговским приезжает дальний родственник. Оказывается, Вера, его бывшая возлюбленная.
  • После встречи между ними снова вспыхивает искра.
  • По совету Веры Пекорин часто навещает Лиговских, уговаривая Марию отвести взгляд. Этим он вызывает ревность Грушницкого.

Последний начал распространять слухи о Пекорине и Марии, и герой вызвал его на дуэль. По замыслу Грушницкого, в ружье Печорина не должно быть патронов. Но герой открыл идею и изменил правила дуэли, предложив стрелять по краю пропасти, чтобы не было шансов выжить.

Во время дуэли Печорин убил Грушницкого. Власти, получив информацию о случившемся, перевезли его в крепость на Кавказ, где герой встретился с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Действие главы происходит в одной из казачьих деревень, куда судьба забросила Печорина. В один из вечеров произошел спор о судьбе. Вулич — один из офицеров — поспорил с Печориным, который увидел на его лице посмертную маску. Вулич взял первое найденное им ружье и выстрелил себе в висок. Произошла осечка. Однако при следующем нажатии на курок пистолет выстрелил, и пуля попала в стену.

Офицеры разошлись, а утром Печорин узнал, что одного из офицеров застрелил пьяный казак. Погибший — Вулич. Казак заперся в хате и пригрозил. Только Печорин осмелился войти в дом. Он хотел, как и Вулич, попытать счастья. Казак выстрелил, но пуля не попала в героя.

Этот случай заставил Печорина надолго подумать, что он фаталист.

Владимир Набоков — Предисловие к Герою нашего времени читать онлайн бесплатно

Владимир Набоков

Предисловие к «Герой нашего времени»

один

В 1841 году, за несколько месяцев до смерти (после дуэли с офицером Мартыновым у подножия горы Машук на Кавказе), Михаил Лермонтов (1814-1841) написал пророческие стихи:

Полудневная жара в долине Дагестана

Свинец в груди лежу неподвижно;

Глубокая рана, все еще дымящая,

Капля за каплей моя кровь высекала.

Я лежал один в песках долины;

Вокруг уступы обрыва теснились,

И солнце обожгло их желтые вершины

И это меня обожгло, но я спал как мертвый сон.

И я мечтал ярко с огнями

Вечер дома.

Среди молодых жен увенчанных цветами,

Обо мне был забавный разговор.

Но не вступая в веселую беседу,

Я сидел задумчиво один,

И в грустном сне его юная душа

Бог знает, во что она была погружена;

И ему снилась долина Дагестана;

В той долине лежал знакомый труп;

На груди была почерневшая рана,

И кровь лилась холодной струей.

Эту чудесную композицию (в оригинале повсюду пентаметр ямба с чередованием женских и мужских рифм) можно было бы назвать «Тройной сон».

Кто-то (Лермонтов, а точнее его лирический герой) видит во сне, что умирает в долине у восточных предгорий Кавказских гор. Это Сон 1, о котором мечтает Первое лицо.

Смертельно раненый мужчина (второй человек), в свою очередь, мечтает о молодой женщине, сидящей на вечеринке на вилле в Санкт-Петербурге или Москве. Это сон 2 в мечте 1.

Сидящей на вечеринке девушке снится Второе лицо (этот мужчина умирает в конце стихотворения), который находится в долине далекого Дагестана. Это сон 3 внутри сна 2 внутри сна 1, который, сделав замкнутую спираль, возвращает нас к начальному стиху.

Петли этих пяти четверостиший подобны переплетению пяти рассказов, составляющих роман Лермонтова «Герой нашего времени».

В первых двух — «Бела» и «Максим Максимыч» — автор, а точнее герой-рассказчик, любознательный путешественник, описывает свое путешествие на Кавказ по Военно-Грузинской дороге около 1837 года. Это Рассказчик 1.

Покидая Тифлис на север, он встречает по дороге старого солдата по имени Максим Максимыч. Некоторое время они путешествуют вместе, и Максим Максимыч сообщает 1-му Рассказчику некоего Григория Александровича Печорина, который в возрасте пяти лет, служа в Чечне, к северу от Дагестана, однажды похитил черкесскую женщину. Максим Максимыч — Рассказчик 2, его рассказ называется «Бела».

Во время следующей встречи в дороге («Максим Максимыч») Рассказчик 1 и Рассказчик 2 встречают самого Печорина. Последний становится Рассказчиком 3 — ведь еще три рассказа будут взяты из журнала Печорина, который Рассказчик 1 выйдет посмертно.

Внимательный читатель заметит, что весь фокус такого сочинения в том, чтобы снова и снова приближать Печорина к нам, пока в конце концов он сам не заговорит с нами, но в этот момент его уже нет в живых. В первом рассказе Печорин находится на расстоянии «троюродного брата» от читателя, как мы узнаем о нем из слов Максима Максимыча, а также из передачи Рассказчика 1. Во втором рассказе Рассказчик 2 как бы удаляется а Рассказчик 1 имеет возможность увидеть Печорина собственными глазами. С каким трогательным нетерпением Максим Максимыч торопился представить своего героя на природе. И вот перед нами последние три истории; Теперь, когда Рассказчик 1 и Рассказчик 2 отошли в сторону, мы лицом к лицу сталкиваемся с Печориным.

Из-за такой спиральной композиции временная шкала выглядит размытой. Истории плывут, разворачиваются перед нами, теперь все на виду, то сейчас, как в тумане, или внезапно, отступая, они снова появятся в другом ракурсе или освещении, как путешественник открывает вид на пять вершин Кавказского гребня из горла. Этот путешественник — Лермонтов, а не Печорин. Пять рассказов расположены один за другим в том порядке, в котором события становятся собственностью Рассказчика 1, но их хронология различается; в общих чертах это выглядит так:

1. Около 1830 г офицер Печорин, следуя официальной потребности из Петербурга на Кавказ в действующий отряд, останавливается на приморском курорте Тамань (порт, отделенный от северо-восточной оконечности Крымского полуострова узким проливом). История, произошедшая с ним там, — это сюжет третьего рассказа романа «Тамань.

2. В активном отряде Печорин участвует в столкновениях с горскими племенами и через некоторое время, 10 мая 1832 г., останавливается на воде, в Пятигорске. В Пятигорске, как и в соседнем населенном пункте Кисловодск, он участвует в драматических событиях, которые приводят к тому, что 17 июня он на дуэли убивает офицера. Обо всем этом рассказывается в четвертом рассказе — «Княжна Марья».

3. 19 июня Печорин по приказу военного командования был переведен в крепость, расположенную на территории Чечни, в северо-восточной части Кавказа, куда он прибыл только осенью (причины задержки не объяснились.). Там он знакомится с капитаном штаба Максимом Максимычем. Рассказчик 1 узнает это от Рассказчика 2 в Бэле, с которого начинается роман.

4. В декабре того же года (1832 г.) Печорин на две недели покинул крепость в казачьем селе к северу от Терека, где происходит рассказ, который он описал в пятом, последнем рассказе — «Фаталист».

5. Весной 1833 года он похищает черкесскую девушку, которую четыре с половиной месяца спустя убивает вор Казбич. В декабре того же года Печорин уехал в Грузию и вскоре вернулся в Санкт-Петербург, узнаем в «Беле».

6. Проходит около четырех лет, и осенью 1837 года Рассказчик 1 и Рассказчик 2, направляясь на север, делают остановку во Владикавказе и там встречают Печорина, который уже вернулся на Кавказ, направляясь в Персию. Об этом рассказывает Рассказчик 1 в «Максиме Максимыч», втором рассказе цикла.

7. В 1838 или 1839 году, возвращаясь из Персии, Пекорин умирает при обстоятельствах, которые могли подтвердить предсказание, что он умрет от несчастливого брака. Рассказчик 1 посмертно публикует свой дневник, полученный от Рассказчика 2. Рассказчик 1 упоминает смерть героя в своем предисловии (1841 г.) к «Дневнику Печорина», содержащему «Тамань», «Княжну Марию» и «Фаталист».

Таким образом, хронологическая последовательность пяти рассказов, если говорить об их связи с биографией Печорина, следующая: «Тамань», «Княжна Марья», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч».

вряд ли в процессе работы над «Белой» у Лермонтова уже была устоявшаяся идея «Княжны Марии». Детали прибытия Печорина к крепости Каменный Брод, о которых сообщил Максим Максимыч в «Беле», не совсем совпадают с деталями, упомянутыми самим Печориным в «Княгине Марии».

Во всех пяти историях есть много несоответствий, одна более заметна, но повествование движется с такой стремительностью и силой, с такой смелой красотой в этой истории любви и от идеи, что она дует с такой захватывающей целостностью, что этого просто не происходит. Чтобы читатель задумался над тем, что, собственно, исходило от сирены в «Тамани», он пришел к выводу, что Печорин не умел плавать, или почему капитан драконов считал, что секунданты Печорина не сочтут нужным начинать, когда пушки загружен. Ситуация, в которой оказывается Пекорин, в конце концов вынужденный залезть лбом под дуло ружья Грушницкого, может показаться очень нелепой, если мы забудем, что наш герой полагался не на случай, а на судьбу. Совершенно недвусмысленно говорит последний и, я должен сказать, лучший рассказ — «Фаталист», чья самая важная сцена также построена на предположении, заряжено ружье или нет, и в котором проходит какая-то дуэль по переписке место между Печориным и Вуличем, где все приготовления к смерти берет на себя не толстый драконий капитан, а сама Судьба.

Особая роль в композиции книги отводится слушанию, которое столь же смущающе, сколь и является органичным элементом повествования. Что касается прослушивания телефонных разговоров, его можно рассматривать как своего рода более общий прием, называемый случайностью; другой тип — это, например, случайная встреча. Всем понятно, что автор, который хочет совместить традиционное описание романтических приключений (любовные интриги, ревность, месть и т.д.) с повествованием от первого лица и не намерен изобретать новую форму, несколько стеснен в выбор техники.

Эпистолярный роман восемнадцатого века (в котором героиня писала своему доверенному лицу, а герой — старому школьному другу, плюс всевозможные вариации) уже во времена Лермонтова имел такие плохие результаты, что она с трудом могла выбрать этот жанр; с другой стороны, поскольку нашего автора в первую очередь интересовало, как сдвинуть сюжет, а не как его разнообразить и отшлифовать, маскируя механику этого движения, он прибег к очень удобной технике, позволяющей Максиму Максимычу и Печорину подслушивать и заглядывать, чтобы стать свидетелями тех сцен, без которых сюжет не был бы до конца ясен или не мог бы развиваться дальше. Действительно, автор настолько последовательно использует эту технику на протяжении всей книги, что читатель уже не воспринимает ее как странные прихоти случая и почти не обращает внимания на эти почти повседневные проявления судьбы.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"