- История написания
- Лермонтов в Тамани
- Прототипы
- «Тамань»: жанр
- О произведении
- Место и время действия
- Основные герои
- «Тамань» в кратчайшем изложении
- Печорин прибыл в Тамань
- Слепой мальчик
- Ночное приключение Печорина
- Девушка с распущенными волосами
- Покушение на Печорина
- Эпилог
- Анализ повести «Тамань»
- Романтизм и реализм
- Образ Печорина в повести
- Характер Печорина в главе Тамань
- Русалка «Тамани»
- Контрабандист «Тамани»
- Значение главы в контексте романа
- Основная идея
- Темы и проблемы
История написания
Сюжет главы «Тамань» основан на событиях из жизни Михаила Лермонтова. Однажды писатель сам посетил город и стал участником похожей истории:
Лермонтов в Тамани
Когда Лермонтов приехал в Тамань, он тоже останавливался в доме местных жителей. Но не с глухим стариком, а со старым казаком. Он сразу решил, что гость приехал шпионить за контрабандистами.
Прототипы
Прототипом девушки-русалки в реальной жизни была красивая молодая татарка, которая жила по соседству с казачкой. Муж татарки был контрабандистом. Образ слепого мальчика был скопирован с реального человека — Яшки.
Впервые «Тамань» была опубликована в «Отечественных записках» в 1840 году. Вскоре, в том же году, было опубликовано полное первое издание «Героя нашего времени.
«Тамань»: жанр
Хотя «Тамань» — только одна глава романа, вполне возможно, что это отдельное произведение. Поэтому это и называется рассказом:
- таман имеет отдельный сюжет со своей композицией;
- в развитии событий задействовано несколько героев;
- автор рассказывает об эпизоде, раскрывающем внутренний мир главного героя.
Особенность повествования Лермонтова — своеобразная смесь литературных тенденций.
Итак, в «Тамани» есть черты и реализма, и романтизма: они видны в том, как автор описывает персонажей:
- С одной стороны, реалистично воссоздает их внешний вид, заставляя читателя детально представить персонажей.
- Но в то же время Лермонтов не экономит на пафосных описаниях. Так, чтобы передать мужество татарина Янко, писатель описывает бурное море, по которому плыл контрабандист. При этом достоинства героя не преувеличены — он остается для читателя обычным человеком.
Далее мы рассмотрим, как стилистика рассказа повлияла на образ главного героя Григория Печорина.
О произведении
М.Ю. Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» в 1838–1840 годах. Идея написать роман возникла во время ссылки писателя на Кавказ в 1838 году. Первые главы романа («Бэла», «Фаталист» и «Тамань») были опубликованы в течение года в журнале «Отечественные записки». Они вызвали интерес читателей. Лермонтов, видя популярность этих произведений, соединил их в один большой роман.
Место и время действия
События романа происходят в первой половине XIX века на Кавказе, в Тамани, Пятигорске и Кисловодске, в одном из казачьих селений.
Основные герои
Прежде чем перейти к аннотации главы «Тамань», следует ознакомиться с главными героями:
- Печорин Григорий Александрович — главный герой книги;
- Слепой — один из контрабандистов;
- Девушка — ее имя неизвестно;
- Янко — еще один контрабандист, который доставлял посылки по морю;
- Хозяйка — о ней мало что сказано. Есть пара улик, которые он знает о контрабандистах и скрывает их;
- Казак — человек, живший в одной комнате с Печориным;
- Обслуживающий — работник гостиницы.
«Тамань» в кратчайшем изложении
Печорин останавливается в Тамани. Ночью он видит мужчину, девушку и слепого подростка, выгружающих узлы из лодки на берегу моря. Печорин хочет узнать их секрет.
На следующий день он встречает девушку и говорит, что видел ее ночью. Он странно ведет себя: говорит загадками, танцует и поет неуместно. Вдруг она целует Печорина и приглашает его на ночное свидание. Они садятся в лодку и отправляются в плавание. Девушка пытается утопить своего партнера в море, чтобы она никому не рассказывала об увиденном. Офицер реагирует и сам сбрасывает ее с лодки.
В ту же ночь Печорин видит, как девушка и лодочник покидают Тамань, оставляя слепого на берегу. Офицер понимает, что это были «честные контрабандисты», жизнь которых он испортил своим любопытством. Грустите ненадолго.
Иллюстрация В.А. Поляковой
Печорин прибыл в Тамань
В небольшой приморский город Тамань Печорин прибыл поздно ночью на промежуточном вагоне. Он объяснил вышедшим из дома сержанту и старшине, что он офицер, пойдет в активный отряд и попросит представительную квартиру. Бригадир водил его по городу, но все дома были заняты. В конце концов дошли до хижины прямо у моря, и хотя бригадир сказал, что она грязная, Григорий Александрович решил остановиться здесь, так как была уже ночь.
Слепой мальчик
Сказав медсестре выгрузить чемодан из тележки и освободить такси, он начал звонить хозяину. Долго ее не открывали, потом из холла выполз мальчик лет четырнадцати. Он сказал, что хозяина дома нет, но хозяйка уехала в пригород. Печорин распахнул дверь избы, чиркнул спичкой и осмотрел мальчика. Он был полностью слеп. Надо сказать, что Григорий Александрович имел сильные предубеждения против калек. Ему казалось, что даже душа такого человека парализована. Приехавший узнал, что мальчик — сирота, а у хозяйки есть дочь, которая бежала за море с татарином, лодочником из Керчи.
Ночное приключение Печорина
Устроившись на ночь, Бэтмен тут же заснул, но Печорин не мог уснуть. Вдруг через окно он увидел, что кто-то бежит в сторону крутого берега, офицер оделся и молча вышел из избы. Слепой мальчик твердым шагом прошел мимо него с узлом под мышкой и направился по крутой узкой тропинке к пристани. Григорий Александрович последовал за ним. Мальчик остановился у воды, сел на землю и положил сверток рядом с собой. Через некоторое время с противоположной стороны появилась белая фигура, подошла к слепому и села рядом с ним. Это была девушка. Он боялся, что какой-нибудь Янко утонет, а слепой сказал, что Янко не боится бури и обязательно уплывет. Вскоре к берегу подошла лодка, вышел человек в шапке татарской овцы и они вышли
трое начали что-то вытаскивать из лодки. Тогда каждый завязал себе на плече узел и все трое исчезли в темноте, Печорин с нетерпением ждал утра.
Утром, немного полюбовавшись морем и небом, Григорий Александрович отправился к командиру. Там ему объяснили, что почта в Геленджик прибудет через три-четыре дня, и, мрачный и сердитый, он вернулся домой. Служитель сказал ему, что слепой ходил везде один, и на рынок хлеба и воды, что хозяйка вернулась с дочерью и теперь находится в хижине. Печорин
удивился появлению дочери и вошел в хату. Старуха приготовила для бедных довольно роскошный обед и на все вопросы ответила, что глухая и ничего не слышит. Тогда Григорий Александрович спросил слепого, куда он ушел ночью. Мальчик заплакал и стал отрицать это.
Девушка с распущенными волосами
Печорин вышел из избы и сел у забора. Вдруг он услышал песню. Подняв глаза, он увидел девушку с распущенными волосами на крыше хижины. Он смотрел в море и пел.
Дочь помещика весь день оборачивалась перед Пекорином, проницательно глядя на него, но не отвечала на вопросы. Ближе к вечеру, остановив ее у дверей, Григорий Александрович стал расспрашивать ее, что она делает ночью на берегу, и рассказал ей все, что видел. Девушка ответила уклончиво, и Пекорин пригрозил доложить обо всем командиру.
Покушение на Печорина
Вечером они собирались попить чаю с обслуживающим персоналом, как вдруг послышался шорох и появилась дочь хозяйки. Он сел напротив Григория Александровича, ласково посмотрел на него, затем подошел к нему, обнял и поцеловал. У Пекорина закружилась голова, и девушка прошептала, что ночью, когда все уснут, он сойдет на берег. Через два часа, предупредив санитара бежать на берег, если он услышит выстрелы, он пошел к причалу, а девушка уже ждала его. Они сели в лодку. Было темно, тяжелые волны плавно и равномерно катились по морю. Дочь хозяина обняла Печорина и сказала, что любит его. Но вдруг он услышал глухой удар, это его ружье упало в воду. Офицеру пришла в голову страшная догадка. Оглядевшись, Григорий Александрович увидел, что они уже в пятидесяти саженях от берега и не умеют плавать. Он попытался оттолкнуть девушку от себя, но она, как кошка, схватила его и чуть не бросила в море. «Ты видел, ты доложишь!» Она сказала. Они начали спорить. В конце концов Пекорин с трудом сбросил ее в море. Его голова дважды промелькнула в волнах, больше он ничего не увидел. В лодке он нашел кусок весла и как-то пришвартовался к причалу.
Эпилог
Направляясь на берег к своей хижине, он заметил девушку, выдавливающую морскую пену из своих длинных волос. Вскоре появилась лодка, из которой вышел Янко. Дочь хозяина сказала ему, что все потеряно. Слепой мальчик принес какой-то мешок, ему дали монету и сказали, чтобы он теперь жил, как он знает, а сами сели в лодку, отплыли и помчались. Слепой долго сидел на берегу и плакал. Печорин тоже опечалился, упрекал себя в том, что нарушил покой честных контрабандистов.
Вернувшись в избу, Григорий Александрович обнаружил, что его слуга крепко спит, с пистолетом и гробом в руках, саблей с серебряным маячком и дагестанским кинжалом. Стало ясно, что слепой вынес на берег. Печорин отругал санитара, но контрабандистам не пожаловался и на следующий день уехал из Тамани.
Анализ повести «Тамань»
Среди других глав романа «Тамань» выделяется напряженностью сюжета. Это первая часть, в которой повествование ведется от имени самого Печорина, но пока главный герой больше действует, чем думает.
«Тамань» лаконична и точна, в ней нет ничего лишнего. Антон Павлович Чехов считал этот рассказ лучшим образцом русской прозы. «Я не знаю языка лучше, чем лермонтовский», — писал он. «Я бы сделал это: возьму его рассказ и переставлю, как в школах решают, по предложениям, по частям предложений… Так я бы научился писать».
Романтизм и реализм
История пронизана особым лирическим настроением. Сочетайте в себе черты романтической и реалистической литературы. Из романтики — скалы и бурное море, почти сказочная история о безымянной «ундине», пытающейся соблазнить и уничтожить главного героя, история отважного контрабандиста Янко.
При этом жизнь прибрежных лесов и бедной избушки, где останавливается Печорин, описана в натуралистической манере. Лермонтов создает целую галерею реалистичных образов: старуха, казак, слепой мальчик.
Автор хорошо знал описываемые им места. По словам его друга Михаила Зейдлера, «нечистый» дом был нарисован с натуры. В очерке «На Кавказе в тридцатые годы» Зейдлер пишет о Тамани: «Мне суждено было жить в том же доме, где он жил; Сюжетом его рассказа послужил тот же слепой мальчик и загадочный татарин. Помню, когда я по возвращении рассказывал друзьям о своем увлечении к соседке, Лермонтов пером нарисовал на листе бумаги скалистый берег и дом, о котором я уже говорил».
Следовательно, в повести, как и во всем романе, Лермонтов мастерски сплетает два, казалось бы, противоположных литературных течения: романтизм и реализм.
Образ Печорина в повести
В «Тамани» читатель имеет первое представление о внутреннем мире Печорина, но пока только самое поверхностное. По сюжету он выглядит как человек, который ради забавы отправился в опасное приключение и смотрит на все, что его окружает отстраненно: «Какое мне дело до человеческих радостей и бедствий…»
Читатель еще не может понять философию и ценности Печорина, но он уже видит, что это незаурядный, волевой, смелый и думающий человек. Но его никак нельзя назвать положительным героем: своими действиями офицер одновременно ломает судьбу трех таманских жителей, но затем испытывает лишь тень раскаяния: «Мне стало грустно».
Характер Печорина в главе Тамань
В главе «Тамань» характеристика Григория Печорина складывается из его действий и суждений о себе. Хронология рассказа нарушена. Печорин делает записи в дневнике после отъезда из «некрасивого» приморского городка.
Герой не собирался оставаться в Тамани больше суток, а вынужден был остаться на несколько суток. Бригадир отвел Печорина к себе в «нечистую» избушку у моря. Дверь главного героя открыл слепой четырнадцатилетний мальчик. Печорин признает, что имеет «сильную предвзятость» против людей, парализованных какой-то болезнью. Он считает, что есть прямое сходство между внешним видом человека и его душой: у внешне калекой человека такая же искалеченная душа, по словам героя.
Печорин не мог спать по ночам. Увидев, что слепой мальчик идет к морю с каким-то узлом, Грегори решил последовать за ним. Любопытство приводит Печорина к берегу моря, где он становится свидетелем встречи контрабандистов. Выяснилось, что в контрабанде живут слепой мальчик, молодой моряк, татарин Янко и старуха, предположительно бабушка мальчика.
Печорин — человек целеустремленный, активный и энергичный. Пройдя долгий путь, вместо того, чтобы отдохнуть, герой наблюдает за обитателями «нечистого» дома. Печорина тянет к моряку, которого он сравнивает с волной. Авантюрный персонаж Грегори, жаждущий приключений, заставляет его согласиться на ночное свидание с ней. Не умея плавать, они с девушкой отправляются на лодке к морю. Какой главный герой рискует утонуть под накатанной волной? Опираясь на свою силу и ловкость, Печорин — человек уверенный и гордый. Уже в главе «Тамань» прослеживается его безразличие как к своей жизни, так и к жизни других.
Печорин вторгается в мир «честных контрабандистов» с праздным любопытством, разрушая жизнь слепого мальчика. Янко и Ундина покидают город. Татарин дает слепому на «пряники» монетки. Это благодарность мальчику за верность контрабандистам. Он считал Янко своим другом, восхищался его храбростью и отвагой, и в результате татарин оставил его бесполезным. Пекорин Я трогаю слезы слепого, виню судьбу за то, что она бросила его в мирный круг честных контрабандистов. Григорий не может взять на себя ответственность за случившееся, ему легче винить не себя, а обстоятельства. Печорин рад поскорее покинуть Тамань. Его не интересует судьба старухи и бедного слепца. Глава «Тамань» раскрывает эгоизм и бесчувственность Печорина, его равнодушное отношение к судьбам людей.
Русалка «Тамани»
Ундина ведет себя как хозяйка побережья. Ее дикая природа похожа на характер принцессы гор — Белы. Но здесь женственная сущность проявляется яснее: она считала Печорина опасным врагом, способным разрушить ее жизнь. Пылающее дыхание страсти отвлекает, а Печорин остается безоружным. Красавица превращается во врага, умелого и находчивого. Битва с Ундиной отвлекает деталями. Иногда кажется, что Печорин борется не с хрупкой девушкой, а с умелым Янко.
Описание поведения Ундины сравнимо с описанием кошачьих. Ходит мягко, незаметно, движется резко, незаметно. Девушка умеет пользоваться своей внешностью, привлекает гостя, берет с собой лодку в открытое море. Все в одно мгновение летит перед Печориным. Необычно и пение Ундины. Слова песни о свободе и хорошей жизни слышны на берегу у нищей хижины.
Контрабандист «Тамани»
Янко — человек опасной профессии. Его образ реалистичен. Автор не преувеличивает достоинства контрабандиста. В некоторых деталях это даже смешно: нож за пояс, татарская шапка на голове с казачьей стрижкой. Смелость и отвага Янки проявляются не в его описании, а на фоне моря, волн и ветра. О бизнесе контрабандистов ничего не известно, но в этом суть их бизнеса. Все должно быть окутано тайной, тьмой. Автор лишь упоминает: «груз был большой», «богатый товар».
Создает ощущение опасности, беспокойства, риска. Образ слепого мальчика реалистичен. Он первым замечает плывущую вдалеке лодку, он верит Янко: «. он не боится бури». Тем страшнее становится разлука. Янко подбрасывает слепому монетку. Жадность подтверждает, что контрабандист рискует только из соображений наживы. Риск и эксплуатация сопровождают нечестную работу.
Значение главы в контексте романа
«Тамань» показывает муки души Печорина. Читатель приоткрывает перед собой завесу, за которой скрываются черты его характера. История дает нам возможность самостоятельно оценить его действия и вынести вердикт. Как обычно, писатель начинает со зла, оставляя в конце концов положительные черты и драматизм жизни Григория — для главы «Мария». Вначале мы видим отрицательные качества Печорина, но потом выясняем, почему он стал таким онемевшим и холодным. Это необходимо для последовательного раскрытия характера героя: дальше, глубже.
Только после такого путешествия Михаил Юрьевич возвращает Григория в знакомые воды, где он знает каждую рыбу и каждый поворот. Уже там все будут танцевать под понравившуюся мелодию, а не наоборот, как это случилось с Таманью.
Основная идея
Смысл «Таманской» главы — показать характер Печорина и его эпоху через проверку риска. Автор помещает героя в нестандартные и опасные обстоятельства, в вихрь интриг, словно Грегори на время перенесся в приключенческий роман Джеймса Купера или Джека Лондона. Но в этих условиях он не ведет себя как типичный реалистический герой. Он открывает другие стороны души: болезненные и ненормальные. Мы видим, что он разрушает жизни людей ради интереса: что будет дальше? Он не борется с обстоятельствами, а намеренно обостряет ситуацию, чтобы развлечь себя, обогатить свой опыт. Поэтому читателя интересует и дальше проследить диалектику души Печорина: он ведет себя не так, как следовало бы.
Заключение самого героя содержит главную идею главы «Тамань». Ему безразличен исход трагедии, в которой он сыграл главную роль. Грегори надоело его равнодушие и неспособность почувствовать то, что чувствует большинство людей и как они живут. Он эгоистичен в своем стремлении развлечь себя драмами и страданиями реальной жизни. Но таков герой того поколения, и Лермонтов показывает его без пощады и извинений, надеясь, что читатель сам его поймет и, возможно, простит.
Темы и проблемы
Проблемы и тематика «Тамани» представлены в списке:
- Основная тема — противостояние Печорина с контрабандистами, появление романтического персонажа в нетипичных условиях и экзотических сценариях. Эта тема характерна для творчества писателей-романтиков, стремившихся раскрыть необычайную глубину внутреннего мира своих выдающихся персонажей. Лермонтов сделал то же самое, описав необычное поведение Печорина при столкновении с особыми людьми. Он вел себя эксцентрично: рисковал жизнью, выслеживал незнакомцев, шантажировал их.
- Внутренний мир Печорина — еще одна тема для размышлений автора. Герой изливает свои переживания и мысли в дневник. Видя их, убеждаемся, что Григорий мыслит размышлениями, а не чувствами. По какой-то причине он вообще не будет испытывать чувств, присущих большинству других людей. Он не дорожит своей жизнью и даже кажется обремененным ею, жалуясь на скуку. Григорий любит манипулировать людьми и наталкивать их друг на друга, вмешиваясь в их судьбу. Этим он как-то развлекается. Но других радостей в его жизни нет, и это странно.
- Основная проблема «Тамани» — это диагностика главного героя и рассказчика. Он абсолютно не чувствует вины и ответственности за содеянное, а только создает для себя опасные приключения. Анемия чувств делает его необыкновенным, сильным, волевым, но несчастным человеком, не способным смаковать истинные радости жизни и ее полноту. Он использует людей, но не оценивает их, поэтому ведите беседы только с дневником. Одиночество Грегори — еще одна проблема, поставленная в тексте и проходящая через все главы романа.
- Другая проблема — суровая жизнь российской глубинки, где люди ожесточаются и идут извилистой дорогой, пытаясь выжить. Автор показывает, что бедняки Тамани стесняются офицеров и порой стараются им навредить. Эти вызывающие действия свидетельствуют о тяжелом и безнадежном положении местных жителей. Даже девушки в таких условиях становятся убийцами и ворами.