- О произведении
- Место и время действия
- Главные герои и их характеристика:
- Второстепенные герои и их характеристика:
- 11 мая
- 13 мая
- 16 мая
- 21 мая
- 22 мая
- 23 мая
- 29-го мая
- 3-го июня
- 4-го июня
- 5- го июня
- 6-го июня
- 7-го июня
- 10 июня
- 11 июня
- 12 июня
- 14 июня
- 15 июня
- 16 июня
- «Княжна Мери»: анализ произведения
- «Герой нашего времени»: история написания, композиция, жанр
- «Герой нашего времени»: жанр, композиция
- Проблематика и герои повести «Княжна Мери»
- Любовь и равнодушие, искренность и лицемерие
- Проблема «лишнего человека»
О произведении
Глава Лермонтова «Княгиня Мария» — вторая часть романа «Герой нашего времени», написанного в 1840 году. Повесть, рассказанная в повести, представлена в виде дневника главного героя, офицера Григория Печорина.
В этой части романа читатели знакомятся с женщиной, которую любит Печорин: Верой. В основе приключенческой игры главного героя — воображаемая влюбленность в княжну Марию, а ее действия приводят к дуэли с Грушницким.
Место и время действия
События этой главы происходят в первой половине XIX века, в мае — июне, в Пятигорске, затем в Кисловодске.
Главные герои и их характеристика:
- Григорий Александрович Печорин — молодой человек лет двадцати, офицер, денди, остроумный и довольно циничный, очень любит женщин, плохо ладит с мужчинами, эгоистичен, после некоторого переживания эмоционального считает себя неспособным к сильным переживаниям.
- Княжна Марья — молодая красивая девушка с нежными губами и большими выразительными глазами, оттененными длинными ресницами, с «бархатным видом», как сказал Печорин. Внешне гордая и высокомерная, как и положено благородной молодой женщине, но у нее теплое и чуткое сердце, способное на искреннюю любовь.
- Грушницкий — кадет, только что перешагнувший 20-летний рубеж. В начале истории он ходит в серой солдатской куртке. Георгиевский солдатский крест, который он носит с гордостью, говорит о его мужестве. Юнь вспыльчивый, любвеобильный, даже если он пытается все это скрыть маской «старого и опытного» человека. Описывая Грушницкого, Печорин дает следующее описание своего друга в дневнике: «Хорошо сложенный, темноволосый и черноволосый; На вид ему двадцать пять, хотя ему всего двадцать один. Он запрокидывает голову, когда говорит, и каждую минуту вертит усами левой рукой, потому что правой опирается на костыль. Грушницкий известен как отличный храбрый человек; Я видел это в действии; он машет мечом, кричит и бросается вперед, закрывая глаза. Это то, что не русское мужество!…»
- Вера — женщина, в которую когда-то был влюблен Печорин. Красиво, но тяжело больно. Она до сих пор испытывает сильные чувства к бывшему возлюбленному, хотя и вышла замуж.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Доктор Вернер — врач на воде, «покровительствует» местным жителям и приезжающей знати, невысокий, некрасивый, хромой, худой человек. Он подружился с Печориным, когда они оба обнаружили, что у них схожие вкусы, острый ум и немного цинизма. Он из тех людей, которые «сначала неприятно бьют, а потом нравятся» (об этом пишет Печорин).
- Княгиня Лиговская — мать Марии, пухленькая и добродушная женщина лет 45, которая без памяти любит своего единственного ребенка и готова на все ради ее счастья.
- Капитан «Драконов» — близкий друг Грушницкого, пожилой человек, всегда готовый выпить, «не обремененный» совестью, с которой легко ведет дела.
11 мая
Приехав в Пятигорск и сняв квартиру, Печорин отправился на прогулку, где познакомился с товарищем-кадетом Грушницким. Он сказал, что большой интерес для города представляют только княгиня Лиговская и ее юная дочь Мария. Было видно, что Грушницкий неравнодушен к девушке.
13 мая
От доктора Вернера, вошедшего в дом Лиговских, Печорин узнал, что среди присутствующих была некая родственница дворян — «блондинка с правильными чертами лица» и родинкой на щеке. Услышав это, Пекорин вздрогнул: на этом портрете он узнал «женщину, которую любил в старину».
16 мая
Печорин встретил эту блондинку с родинкой. Им оказалась молодая дворянка по имени Вера, с которой у Печорина был роман в прошлом. Вера рассказала, что ради сына вышла второй раз замуж за богатого и больного старика. Среди бывших влюбленных вспыхнула страсть, и Печорин пообещал Вере «затащить княжну с собой, чтобы отвлечь от нее внимание».
21 мая
Печорин ждал удобного случая подойти к Лиговским. Зная, что состоится бал, он решил весь вечер «танцевать мазурку с принцессой».
22 мая
Пекорин сдержал обещание и не оставил Мэри ни на шаг на балу. Кроме того, он защищал ее от преследований пьяного офицера, что вызвало волну благодарности со стороны принцессы и принцессы.
23 мая
Грушницкий переживал, что княгиня потеряла к нему былый интерес. На приеме у Лиговских Вера призналась Печорину, что очень больна, но все ее мысли были заняты только им.
29-го мая
Григорий Александрович сознательно пытается оставить Марию наедине с Грушницким. Она замечает, что курсант ее уже давно беспокоит.
3-го июня
Грушницкий был произведен в офицеры. Он очень доволен этим и хочет как можно скорее явиться к Марии в новой форме.
Вечером Печорин идет гулять. Он берет принцессу за руку и рассказывает, как жизнь сделала его «моральным калекой». Эта история вызывает у сентиментальной девушки искреннее сострадание.
4-го июня
Печорин снова проводит вечер с Лиговскими. Его забавные истории привлекают внимание всех присутствующих. Мария не сводит глаз с Григория Александровича.
5- го июня
Все общество собирается на торжественный бал по всему городу. Грушницкий в новой форме надеется произвести на Марию большое впечатление. Однако принцесса с ним очень круто. Грушницкий со злостью узнает, что девушку уже пригласил на мазурку Печорин.
При разлуке Григорий Александрович целует руку Марии. Вернувшись в зал, он замечает, что Грушницкий формирует против него «враждебную банду».
6-го июня
Вера уезжает с мужем в Кисловодск. Мария не ходит к Пекорину, говоря, что она больна.
7-го июня
Вернер сообщает Печорину, что в городе уже ходят слухи о его женитьбе на княжне Марье. Несомненно, это работа Грушницкого.
10 июня
В Кисловодске Печорин видит Веру каждый день. Но каждый раз, услышав карету, он невольно ждет прихода княгини Марья. Постепенно в город перебрались и другие отдыхающие в Пятигорске, в том числе и Грушницкий.
11 июня
Приходят княгиня Лиговская и Марья. Вера ревнует к Печорину. Он говорит о нелогичности женщин, способных во всем себя убедить: «Я не должен любить его, потому что я замужем; но он любит меня — так что…»
12 июня
Праздная толпа возвращается после просмотра заката в горах. Пекорин и Мэри едут бок о бок. Когда они переходят неглубокую горную реку, у девушки кружится голова. Печорин поддерживает ее, обнимая на всю жизнь. Принцесса поправляется, но он не отпускает ее объятия и целует в щеку.
Мария со смешанными чувствами: «Либо ты меня презираешь, либо очень сильно любишь!» Неужели Печорин хочет, чтобы я сначала признался ему в любви? Он просто пожимает плечами: «Почему?» Принцесса в «приступе нервозности» уходит, болтая и смеясь с остальными всю дорогу до дома.
В.А. Поляков. Пекорин и княжна Марья
Печорин едет на коне в горы отдыхать. Возвращаясь ночью в город, он видит вечеринку в окне одного из домов. Идут солдаты, среди них капитан драконов и Грушницкий.
Оказывается, они замышляли пристыдить Пекорина, сделав его трусом. Капитан предлагает Грушницкому вызвать Пекорина на дуэль. Пушки будут заряжаться холостыми и стрелять с шести ступеней — это хуже.
«Я с трепетом ждал ответа Грушницкого; холодная ярость охватила меня при мысли, что, если бы это не было совпадением, я мог бы стать посмешищем для этих дураков. Если бы Грушницкий не согласился, я бы бросился ему на шею. Но после небольшого молчания он встал со своего места, протянул руку капитану и очень важно сказал: «Хорошо, согласен”».
Печорин не спит всю ночь. Даже Мэри не спит. Утром они встречаются у колодца. Княгиня просит объяснений: любит ли он ее? «Я не буду оправдываться или объяснять свои действия; Я не люблю тебя… »- отвечает он.
14 июня
Печорин рассуждает: другой с радостью женился бы на княжне Марье, но не на нем. В нем любовь к женщине угасает, как только возникают мысли о замужестве. Может быть, прорицатель в детстве предсказал ему «смерть злой жены»?
15 июня
Пока все разошлись на спектакль заезжего фокусника, Печорин тайно встречается с Верой в доме Лиговских. Он уверяет Веру, что не собирается жениться на принцессе. Они расходятся посреди ночи.
Печорин выходит из комнаты Веры через окно. Спустившись с верхнего балкона на нижний, он останавливается у окна княгини Марьи. Вдруг кто-то хватает его за плечо: «Ага! — сказал хриплый голос, — тебя поймали! ты пойдешь к принцессам ночью! .. Пекорин кулаком сбивает капитана и убегает.
Поднимается шум: кто-то решил, что черкесы напали на город ночью.
16 июня
В Кисловодске говорят о вчерашнем «черкесском нападении». Вместе с мужем Верой Печориной она идет в ресторан и слышит, как Грушницкий рассказывает публике, что произошло на самом деле. По его словам, он и капитан драконов обнаружили, что некий мужчина пришел в дом княгини Марии и ждал «счастливца»: «Что за княгиня? А? Ну, признаюсь, мисс москвички! ты веришь? » Однако возлюбленному удалось бежать, Грушницкий лишь выстрелил холостым в беглеца.
Собравшиеся не могут поверить в эту историю, и тогда в подтверждение своих слов Грушницкий называет имя: Печорин был тайным любовником. Он смотрит вверх и видит, что там стоит Печорин.
Печорин просит Грушницкого отозвать свои слова: «Подумайте внимательно: поддерживая свое мнение, вы теряете право на имя знатного человека и рискуете своей жизнью». Он не хочет сдаваться. Печорин через капитана драконов вызывает Грушницкого на дуэль.
Муж веры благодарит Пекорина, выстроившегося в честь Марии. Он не знает, что этот «благородный молодой человек» — любовник его жены.
Печорин просит доктора Вернера быть его секундантом. Они соглашаются на следующее утро организовать дуэль в ущелье недалеко от города. Они будут стрелять с шести шагов. В гибели умершего обвинят черкесов.
Вернер предупреждает, что первоначальный план заговорщиков мог измениться: скорее всего, они будут заряжать только пистолет Грушницкого пулей, а Печорин получит оружие с холостым зарядом. Печорин просит держать это в секрете: у него есть свой план.
Ночью он не спит, размышляя на страницах дневника:
«Ну? Умри, так умри! Маленькая потеря для мира; да и скучно мне тоже. <…> Зачем я жил? Для чего я родился? .. И, правда, он существовал, и правда, c ‘было для меня высокой целью, потому что я чувствую огромную силу в своей душе… Но я не представлял себе эту цель… <…> И, может быть, завтра я умру! Одни считают меня хуже, другие на самом деле лучше меня… Одни скажут: он был хорошим мальчиком, другие — негодяем. Оба будут фальшивыми».
Печорин перед дуэлью. Иллюстрация Д.А. Шмаринова
Следующая запись в дневнике была сделана через полтора месяца, после дуэли Печорин был сослан служить в крепость за Тереком. Помните конец истории.
На рассвете Печорин идет на дуэль с Вернером. Грушницкий с двумя секундами уже на месте. Вернер предлагает им помириться. Печорин готов, если услышит публичные извинения. Грушницкий отказывается.
Печорин предлагает стрелять на краю обрыва: с каждым выстрелом раненые будут умирать, падая в пропасть. Грушницкий принимает эти условия, хотя и с явным замешательством. Кажется, его гложет совесть, и он почти готов отказаться от обмана пустым ударом, но капитан убеждает его продолжить.
Бросив монетку, Грушницкий попадает первым. Печорин ожидает, что противник откажется стрелять или стрелять в воздух (ружье Грушницкого действительно заряжено). Помедлите и действительно опустите оружие:
«Я не могу», — сказал он глухим голосом.
— Трусливый! ответил капитан.
Раздался выстрел. Пуля поцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтобы поскорее уйти от края.
Грушницкий все-таки гадил и расстрелял! Теперь его очередь стоять на краю обрыва, но он знает, что ружье его противника не заряжено. Рассерженный Печорин снова спрашивает, готов ли Грушницкий извиниться. Не видя угрызений совести, Печорин звонит второму и приказывает зарядить оружие:
«Доктор, эти господа, наверное, торопились, забыли пустить пулю в мой пистолет: прошу еще раз зарядить — и хорошо!»
Капитан драконов пытается его остановить, но Печорин угрожает вызвать второго на дуэль, и Грушницкий приказывает не вмешиваться: «Оставьте их! — наконец сказал он капитану, который хотел вырвать пистолет из рук доктора… — Ведь вы сами знаете, что они правы».
Пекорин делает последнюю попытку примирения, но тщетно. Затем он убивает Грушницкого.
— Грушницкий! — сказал я, — еще есть время; откажитесь от своей клеветы, и я прощу вам все. Вы не обманули меня, и мое тщеславие удовлетворено; — помните — когда-то мы дружили…
Ее лицо покраснело, глаза заблестели.
— Стрелять! — ответил он, — я себя презираю, но ненавижу тебя. Если ты меня не убьешь, я ночью накрою тебя за углом. Нам вместе на земле нет места…
тепло…
Когда дым рассеялся, Грушницкого не было.
Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация Михаила Врубеля
Печорин уезжает верхом из города до вечера и только после захода солнца возвращается в Кисловодск, где получает письмо от Веры. Он говорит, что уезжает, и они никогда больше не увидятся: «Мы разлучены навсегда; однако можете не сомневаться, что я никогда не полюблю другого. «Она призналась мужу, что любит Печорина, был скандал…
Печорин вскакивает на коня и бросается в погоню за Верой. Гоните лошадь изо всех сил, дышите все тяжелее и тяжелее. В конце концов лошадь разбивается, падает на землю и умирает. Пекорин сдается:
«Я остался один в степи, потеряв последнюю надежду; Пытался ходить — ноги подкосились; измученный дневными тревогами и бессонницей, я упал на мокрую траву и заплакал, как ребенок».
Заплакав, он понимает, что «искать утраченного счастья бесполезно и безрассудно», и утром возвращается пешком в Кисловодск.
На следующий день Печорин получает приказ перебраться на службу в крепость и идет встречать княжну. Он не понимает, почему до сих пор не ухаживал за княжной Марией. Оставшись наедине с Марией, Пекорин сообщает ей, что не испытывает к ней никакой любви: «Княгиня, ты знаешь, что я смеялся над тобой? .. Ты должен презирать меня». «Ненавижу тебя», — отвечает девушка.
Объяснение Печорина княжне Марье. Иллюстрация В.А. Серова
«Княжна Мери»: анализ произведения
«Княжна Марья» может быть типичной старинной историей. Автор делает акцент на аристократии, их жизни и их ценностях. Но Лермонтов затронул гораздо более глубокие темы истории, и подробный анализ поможет их понять. «Княжна Марья» — часть романа «Герой нашего времени», ее анализ невозможен без анализа всего произведения.
«Герой нашего времени»: история написания, композиция, жанр
Лермонтов давно вынашивал идею романа. Известно, что автора вдохновил пушкинский «Евгений Онегин». Прочитав, Лермонтов был настолько впечатлен, что захотел создать нечто подобное, роман, который поразил бы современников и утвердил бы его как писателя:
«Герой нашего времени»: жанр, композиция
Побывав в ссылке на Кавказе и увидев жизнь горцев, Лермонтов определил сюжет и идею романа. Композиционно «Герой нашего времени» представляет собой хронологически не связанный между собой цикл рассказов. Помимо предисловия, роман включает следующие главы:
- «Бела»;
- «Максим Максимыч»;
- «Тамань»;
- «Княгиня Мария»;
- «Фаталист».
Некоторые рассказы были опубликованы еще до того, как был опубликован весь роман. Но глава «Княжна Марья» впервые появилась уже при публикации всего романа — в 1840 году.
Герой нашего времени — социально-психологический роман. Автор глубоко раскрыл внутренний мир главных героев, особенно Печорина. Недаром Лермонтов не расположил рассказы в хронологическом порядке: повествование следует так, что читатель постепенно открывает разные грани души Печорина.
При этом каждая глава романа уникальна. В частности, «Княжна Марья» — это рассказ в виде дневника.
Фронтиспис первого издания «Героя нашего времени», 1840 г
Проблематика и герои повести «Княжна Мери»
«Герой нашего времени», как и «Евгений Онегин», принадлежит эпохе романтизма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что проблемы, поставленные Лермонтовым и Пушкиным, во многом совпадают:
Любовь и равнодушие, искренность и лицемерие
Сюжет анализируемой истории повествует о любовной драме, и образ княгини Марии помогает прочувствовать ее глубже:
- Лермонтов представил героиню интеллигентной, но тонкой натурой, это почти идеальный женский персонаж.
- Однако Мария своими искренними чувствами становится жертвой извечной игры Печорина, неспособного на глубокую любовь.
Автор сознательно не показывает, как сложилась дальнейшая судьба девушки. Возможно, она, как и Татьяна Ларина, навсегда останется убитой горем. Или, наоборот, усвоит ценный урок и подарит любовь тем, кто этого действительно заслуживает.
Лермонтов раскрывает природу любви через другого персонажа: Веру. Только она увидела все достоинства и недостатки Печорина, приняла его как есть. Главный герой осознает это поздно, хотя именно Вера смогла изменить его и сделать счастливым.
Проблема «лишнего человека»
Как и Онегин, Печорин — умный и дальновидный человек, который выделяется из своего общества. Эти черты характера приводят к тому, что оба героя разочаровываются друг в друге и в жизни в целом. Они не видят смысла в жизненных стремлениях или чувствах и просто не способны на это. Это делает их «лишними людьми».
Здесь Лермонтов копнул глубже Пушкина и создал персонажа, который стал олицетворением своего времени. Затем на смену активным декабристам, боровшимся за страну и свои идеалы, пришло апатичное поколение, уже не видевшее смысла в борьбе и ее существовании.
В результате Печорин, как типичный лишний человек, остается недовольным. Автор подсказывает читателю: счастье можно найти, только если найдешь смысл жизни.
Как видите, в повести «Княгиня Мария» Лермонтов раскрывает читателю настоящего Печорина, а вместе с ним и его основные идеи, важные в наше время.