Содержание повести «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени» и краткий пересказ главы

Сюжет «Княжны Мери»: кратчайшее содержание

Печорин выходит к водам. Здесь покоится юная княжна Марья с матерью и родственниками. Среди них Вера — бывшая возлюбленная Печорина, которая сейчас замужем. Возобновляются чувства между бывшими любовниками.

Чтобы отвлечь внимание от романа с замужней Верой, Печорин начинает ухаживать за Марией. Девушка отвечает ему взаимностью. Это приводит к ссоре между Печориным и кадетом Грусницким, который тоже бежит за княгиней.

Грушницкий и Печорин ведут дуэль. Противники Печорина передают ему незаряженное ружье. Грушницкий стреляет первым, но Печорина едва ранит. Печорин, зная хитрость врагов, приказывает ему перезарядить оружие и убивает Грушницкого.

Вера тем временем уезжает из города. Печорин бросается за ней, но только толкает лошадь и беспомощно плачет, падая на землю. Вернувшись в город, он признается княжне Марье, что никогда ее не любил.

На дуэль Печорин сослан на службу в далекую крепость, описанную в повести «Бэла» .


«Княгиня Мария». Афиша фильма 1955 года.

Краткий план

  1. Печорин в Пятигорске на воде встречает своего друга Грушницкого.
  2. Грушницкий рассказывает о своем намерении сблизиться с княгиней Марией, между ними возникают чувства.
  3. Печорин обсуждает Лиговских с доктором Вернером и узнает о приезде их родственницы, в которой узнает Веру.
  4. Печорин развлекается, привлекая к себе все внимание окружения княгини Лиговской, пытается ее разозлить.
  5. В пещере Печорин знакомится с Верой, она снова вышла замуж, и они могут видеться только в доме Марии, чтобы не вызывать подозрений.
  6. На балу Печорин встречает княжну и спасает ее от пьяного хозяина.
  7. Мария постепенно влюбляется в Печорина, ей надоел Грушницкий. Печорин спокойно общается с Верой по любому поводу.
  8. На балу Печорин танцует с Марией, она отказывает Грушницкому, между ним и Печориным назревает конфликт. Они переезжают в Кисловодск.
  9. Во время прогулки Мария почти признается Пекорину в любви, он ей не отвечает.
  10. Печорин подслушивает заговор Грушницкого и его «банды»: они устроят дуэль, в которой не будет заряжено оружие.
  11. Печорин снова отказывается любить княжну.
  12. Печорин пробирается в дом Мая, где его чуть не захватывают, когда он выходит из окна.
  13. Грушницкий обвиняет Печорина в вечеринке, вызывает друга на дуэль.
  14. Вернер, секундант Печорина, рассказывает ему о заговоре. Пуля будет только в оружии Грушницкого.
  15. На дуэли Печорин раскрывает план противника и убивает Грушницкого.
  16. Печорин получает прощальное послание от Веры. Он бросается в погоню, но не успевает.
  17. Печорин выслан из Кисловодска по обвинению в дуэли.

Подробный план

  1. Печорин прибывает в Пятигорск на воде, где встречает романтического друга Грушницкого, которого не очень уважает.
  2. Во время прогулки они встречают двух женщин: принцессу и княжну Лиговских. Грушницкий рассказывает о своем намерении сблизиться с княгиней Марией, между ними возникают чувства.
  3. Печорин знакомится с доктором Вернером. Обсуждают Лиговских, Вернер рассказывает об их родственнице, в которой Печорин узнает Веру: она больна и пришла к воде.
  4. Печорин развлекается, привлекая к себе все внимание окружения княгини Мары, пытается ее разозлить. Ему скучно, он хочет расстроить планы Грушницкого завоевать сердце юной княгини.
  5. В пещере Печорина он знакомится с Верой, она снова вышла замуж, и они могут видеться только с Лиговскими, чтобы не вызывать подозрений. Печорин обещает ей, что подойдет к княжне Марье, чтобы встретить Веру в ее доме.
  6. На балу Печорин встречает царевну и спасает ее от пьяного господина, которого капитан драконов убедил преподать Марии урок.
  7. Мария постепенно влюбляется в Печорина, ей надоел Грушницкий. Печорин спокойно общается с Верой по любому поводу.
  8. Грушницкий произведен в офицеры, он хочет произвести впечатление на княжну. На балу Печорин танцует с Марией, она отказывает Грушницкому, между ним и Печориным назревает конфликт. Переезжают в Кисловодск, Грусницкий распускает слухи о княгине и Печорине.
  9. Во время прогулки к скале Мария чуть ли не признается в любви Печорину, целует княжну в щеку, но не отвечает на чувства. Девушка начинает болеть нервным срывом на фоне слишком сильных переживаний.
  10. Печорин подслушивает заговор Грушницкого и его «банды»: офицеры устроят дуэль, в которой не будет заряжено оружие. Шуточная дуэль должна напугать и обидеть Печорина.
  11. Печорин утром у колодца снова отказывается любить княжну.
  12. Печорин идет к дому Веры, где, спускаясь, выглядывает в окно и почти попадает в плен к Грушницкому и капитану драконов, наблюдавшим за ним.
  13. Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, потому что, по его словам, Печорин почти схвачен. Вернер становится его секундантом, а капитаном драконов становится Грушницкий.
  14. Вернер слушает заговорщиков на собрании секундантов. Он сообщает Печорину, что теперь будет заряжено только одно ружье, Грушницкий. Печорин отказывается раскрывать заговор и просит Вернера довериться ему.
  15. На дуэли Грушницкий не может убить Печорина, но почесывает ногу. В ответ Печорин раскрывает заговор, просит зарядить пистолет и убивает Грушницкого.
  16. Печорин получает записку от Веры, в которой она прощается. Муж все знает, и теперь женщине придется уйти навсегда. Печорин бросается в погоню, ведет коня, но не успевает.
  17. Княгиня Лиговская приглашает Пекорина к беседе и чуть не умоляет жениться на ее дочери ради Марии. Снова отвергните принцессу.
  18. Командир подозревает дуэль между Печориным и Грушницким, поэтому Печорина высылают из Кисловодска.

Главные герои и их характеристика:

  • Григорий Александрович Печорин — молодой человек лет двадцати, офицер, денди, остроумный и довольно циничный, очень любит женщин, плохо ладит с мужчинами, эгоистичен, после некоторого переживания эмоционального считает себя неспособным к сильным переживаниям.
  • Княжна Марья — молодая красивая девушка с нежными губами и большими выразительными глазами, оттененными длинными ресницами, с «бархатным видом», как сказал Печорин. Внешне гордая и высокомерная, как и положено благородной молодой женщине, но у нее теплое и чуткое сердце, способное на искреннюю любовь.
  • Грушницкий — кадет, только что перешагнувший 20-летний рубеж. В начале истории он ходит в серой солдатской куртке. Георгиевский солдатский крест, который он носит с гордостью, говорит о его мужестве. Юнь вспыльчивый, любвеобильный, даже если он пытается все это скрыть маской «старого и опытного» человека. Описывая Грушницкого, Печорин дает следующее описание своего друга в дневнике: «Хорошо сложенный, темноволосый и черноволосый; На вид ему двадцать пять, хотя ему всего двадцать один. Он запрокидывает голову, когда говорит, и каждую минуту вертит усами левой рукой, потому что правой опирается на костыль. Грушницкий известен как отличный храбрый человек; Я видел это в действии; он машет мечом, кричит и бросается вперед, закрывая глаза. Это то, что не русское мужество!…»
  • Вера — женщина, в которую когда-то был влюблен Печорин. Красиво, но тяжело больно. Она до сих пор испытывает сильные чувства к бывшему возлюбленному, хотя и вышла замуж.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Доктор Вернер — врач на воде, «покровительствует» местным жителям и приезжающей знати, невысокий, некрасивый, хромой, худой человек. Он подружился с Печориным, когда они оба обнаружили, что у них схожие вкусы, острый ум и немного цинизма. Он из тех людей, которые «сначала неприятно бьют, а потом нравятся» (об этом пишет Печорин).
  • Княгиня Лиговская — мать Марии, пухленькая и добродушная женщина лет 45, которая без памяти любит своего единственного ребенка и готова на все ради ее счастья.
  • Капитан «Драконов» — близкий друг Грушницкого, пожилой человек, всегда готовый выпить, «не обремененный» совестью, с которой легко ведет дела.

Притворство Печорина

События на лечебных водах Пятигорска раскрывают душевные драмы, трагедии жизни. Там, где надо поправиться, возникает безнравственность и подлость. Главный герой — Печорин. На воде знакомится со старым другом Грушницким, кадет досаждает Григорию Александровичу Печорину. Желание испортить себе жизнь толкает Печорина на авантюрную игру.

Притворись влюбленным. Печорин затеял игру с Марией, когда заметил, что Грушницкий хочет доставить удовольствие княжне. Другая причина — быть ближе к Вере. От Печорина страдают все: Грушницкий, Мария и Вера. В слезах раскаяния читатель видит самого зачинщика трагедии. Печорин жестоко отказывается жениться на княжне. Ценит свободу, не скрывает смеха, не жалеет разбитых сердец. Урок, полученный принцессой, был горьким, но знакомым из реальной жизни и литературы. Сходство с Татьяной Лариной очевидно, но только до момента получения урока. Также у каждой героини все идет своим путем.

Истинные чувства

Вера очень любила Печорина. Он знает свои достоинства и недостатки. Вера не свободная женщина, она замужем. Связь с Печориным порочная. Влюбленный жалок, но настолько реальна история взаимоотношений замужней женщины и свободного мужчины. Современники видят их в своем окружении. Мужчины просят разрыва отношений с супругом, но нет уверенности, что у них будет счастливая вечеринка в будущем. Извращенная связь очень часто заканчивается разрывом, от этого страдают обе стороны.

Одни из отчаяния, другие из эгоизма. Вера признается в любви на бумаге. Так женщинам легче раскрыть душу. Вера всю жизнь будет любить Печорина, он понимает, что проиграл, но потом к нему приходит раскаяние. Читатель сомневается в продолжительности покаяния. Это больше похоже на прыжок на коне, герой развеет свои чувства на ветру свободных просторов Кавказа.

Дуэль и честность

Описание главы «Княгиня Мария» будет неполным без анализа дуэльных сцен. Спор между Грушницким и Печориным заканчивается дуэлью. Этот метод всегда считался поистине мужским, он защищал честь обиженных. Лермонтов показывает другую версию дуэли. Возникает из клеветы: это реально. Дуэль заранее задумывается как убийство, в котором нет места чести. Дуэлянт готовит еще одно незаряженное оружие. Безнравственность заканчивается трагедией.

Несчастны те, кто придумал страшную трагедию, Грушницкий погиб, Печорин ранен. Нет никакой надежды признать свою ошибку. Грушницкий боится осуждения общества, в котором понятие чести давно забыто. В светском обществе принято осуждать, лгать и лгать. Ситуация с княжной Марией не исключение. Грусницкий — это целое общество. Таких, как Печорин, мало. Может, поэтому они должны умереть, если верить тому, кто готовит дуэль. В романе торжествует правда, умирает клевета, но это не доказывает, что имя Марии больше не будут вспоминать на светских танцах. По законам знати, принцессе придется быстро искать выгодный праздник, прикрываться родственными узами. Я до сих пор помню Татьяну Ларину, которая после ухода Онегина оказалась в такой же ситуации.

«Княжна Мери»: анализ произведения

«Княжна Марья» может быть типичной старинной историей. Автор делает акцент на аристократии, их жизни и их ценностях. Но Лермонтов затронул гораздо более глубокие темы истории, и подробный анализ поможет их понять. «Княжна Марья» — часть романа «Герой нашего времени», ее анализ невозможен без анализа всего произведения.

«Герой нашего времени»: история написания, композиция, жанр

Лермонтов давно вынашивал идею романа. Известно, что автора вдохновил пушкинский «Евгений Онегин». Прочитав, Лермонтов был настолько впечатлен, что захотел создать нечто подобное, роман, который поразил бы современников и утвердил бы его как писателя:

«Герой нашего времени»: жанр, композиция

Побывав в ссылке на Кавказе и увидев жизнь горцев, Лермонтов определил сюжет и идею романа. Композиционно «Герой нашего времени» представляет собой хронологически не связанный между собой цикл рассказов. Помимо предисловия, роман включает следующие главы:

  • «Бела»;
  • «Максим Максимыч»;
  • «Тамань»;
  • «Княгиня Мария»;
  • «Фаталист».

Некоторые рассказы были опубликованы еще до того, как был опубликован весь роман. Но глава «Княжна Марья» впервые появилась уже при публикации всего романа — в 1840 году.

Герой нашего времени — социально-психологический роман. Автор глубоко раскрыл внутренний мир главных героев, особенно Печорина. Недаром Лермонтов не расположил рассказы в хронологическом порядке: повествование следует так, что читатель постепенно открывает разные грани души Печорина.

При этом каждая глава романа уникальна. В частности, «Княжна Марья» — это рассказ в виде дневника.

Герой нашего времени Издание первое
Титульный лист первого выпуска «Героя нашего времени»

Проблематика и герои повести «Княжна Мери»

«Герой нашего времени», как и «Евгений Онегин», принадлежит эпохе романтизма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что проблемы, поставленные Лермонтовым и Пушкиным, во многом совпадают:

Любовь и равнодушие, искренность и лицемерие

Сюжет анализируемой истории повествует о любовной драме, и образ княгини Марии помогает прочувствовать ее глубже:

  • Лермонтов представил героиню интеллигентной, но тонкой натурой, это почти идеальный женский персонаж.
  • Однако Мария своими искренними чувствами становится жертвой извечной игры Печорина, неспособного на глубокую любовь.

Автор сознательно не показывает, как сложилась дальнейшая судьба девушки. Возможно, она, как и Татьяна Ларина, навсегда останется убитой горем. Или, наоборот, усвоит ценный урок и подарит любовь тем, кто этого действительно заслуживает.

Лермонтов раскрывает природу любви через другого персонажа: Веру. Только она увидела все достоинства и недостатки Печорина, приняла его как есть. Главный герой осознает это поздно, хотя именно Вера смогла изменить его и сделать счастливым.

Проблема «лишнего человека»

Как и Онегин, Печорин — умный и дальновидный человек, который выделяется из своего общества. Эти черты характера приводят к тому, что оба героя разочаровываются друг в друге и в жизни в целом. Они не видят смысла в жизненных стремлениях или чувствах и просто не способны на это. Это делает их «лишними людьми».

Здесь Лермонтов копнул глубже Пушкина и создал персонажа, который стал олицетворением своего времени. Затем на смену активным декабристам, боровшимся за страну и свои идеалы, пришло апатичное поколение, уже не видевшее смысла в борьбе и ее существовании.

В результате Печорин, как типичный лишний человек, остается недовольным. Автор подсказывает читателю: счастье можно найти, только если найдешь смысл жизни.

Как видите, в повести «Княгиня Мария» Лермонтов раскрывает читателю настоящего Печорина, а вместе с ним и его основные идеи, важные в наше время.

Черты характера княжны Мери и примеры их проявления (поведение и поступки)

Мэри образованная девочка, она «читает Байрона по-английски и знает алгебру». Принцесса чиста и наивна, тяготеет ко всему романтическому, любит говорить о страстях и чувствах. В.Г. Белинский отмечал, что она не дура, но «ей мало любить человека, к которому будут тянуться ее чувства; На самом деле он сочувствовал Грушницкому, когда думал, что его разжаловали в солдаты за дуэль. Зная, что это не так, что он обладает только внешними атрибутами романтического героя, Мэри потеряла к нему интерес и старалась избегать разговоров с ним.

Ее влечение к романтике помогло Печорину соблазнить ее. Он прикинулся таинственным, непонятным, загадочным, вел себя нагло и девушка влюбилась в него.

Мария отличается гордостью, чувством собственного достоинства. Княгиня не унижает себя перед Пекорином во время ее последнего разговора с ним, она оскорбляется и говорит ему, что не презирает его, а ненавидит.

Внешность, характеристика речи

Княгиня Марья Лиговская — хорошенькая девушка, ее глаза Печорин называл бархатными, так как солнечные лучи не отражаются в зрачках из-за длинных ресниц. По его словам, ее глаза «такие мягкие, как будто ласкают вас».

Она стройная, грациозная, походка легкая, но благородная. Одежда Мэри соответствует «строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего».

Мэри умна, образована, у нее грамотный язык. Девушка не разговорчива, умеет поддерживать разговор, особенно любит говорить о романтических пристрастиях и чувствах.

Отношение княжны Мери к Печорину и Грушницкому

Главный герой романа Печорин знакомится с княжной Марией в Пятигорске, куда она приехала со своей матерью, княжной Лиговской. Эта наивная молодая девушка не очень разбирается в людях, у нее мало жизненного опыта. Поэтому она приняла Грушницкого, бросившего на нее страстные и загадочные взгляды, за офицера, пониженного в звании до солдата на дуэль. В его глазах он был страдальцем и романтическим героем. Грушницкий стал ее везде сопровождать, долго разговаривали, но скоро ей наскучило, тем более, что она была разочарована, когда узнала от Печорина, что Грушницкий кадет, а не офицер, пониженный на дуэль.

Услышав рассказ матери о приключениях Печорина, о которых заговорили в высшем московском обществе, княгиня Мария представила его романтическим героем. Когда он начал привлекать поклонников своими шутками, Мэри рассердилась на него. Ее удивило, что он не попытался с ней познакомиться, хотя хорошо знал ее петербургских родственников. Принцесса заинтересовалась этим странным и загадочным для нее человеком. Он сказал Грушницкому о Печорине, что у него тяжелый и дерзкий вид.

Пекорин встретил княжну и княжну Лиговских после того, как спас Марию на балу от обморока, когда пьяный господин приставал к ней, приглашая на танец. Девушка стала видеть в нем неординарного человека. Он боялся, что будет смеяться над всем миром, что он будет говорить с особой насмешкой над чувствами. Когда Печорин стал подшучивать над своими знакомыми, Мария назвала его опасным человеком. В ответ он сделал целое признание, объяснив, что стал «моральным калекой» из-за того, что с детства с ним плохо обращались, подозревая его в дурных наклонностях. Это красноречивое описание превратностей ее жизни так подействовало на впечатлительную и легковерную девушку, что на ее глазах выступили слезы. В сердце Марии вспыхнуло сострадание к Пекорину, и она полюбила этого человека.

Печорин стал заботиться о Марии, но девушка не понимала ее поведения. Она думает, что он не признается ей в любви, потому что считает, что ее семья будет против брака или ее положение не позволяет этого. Принцесса говорит, что может пожертвовать всем ради того, кого любит. На это Пекорин отвечает, что не любит ее и не будет объяснять ее действия. Мэри побледнела и попросила его уйти. Знакомство с этим человеком закончилось для нее трагически — она ​​тяжело заболела.

Перед отъездом по приказу начальства в крепость N, Пекорин откровенно сказал Марии, что смеется над ней и должен его презирать. «Ненавижу тебя…» — сказала девушка.

Отношение Печорина к Мери

Печорин хорошо знает людей, особенно женщин, поэтому сразу увидел, что этой девушке нравится все романтическое, загадочное, загадочное. Он начал играть на ее чувствах и заставлять ее любить его. В дневнике Печорина есть запись от 3 июня, где он обсуждает, зачем он это сделал. Основная причина — желание иметь «молодую, только что расцвевшую душу». Он понимает, что смотрит на радости и страдания других как на пищу, поддерживающую его духовную силу. Ему нравится подчинять людей своей воле, доминировать над ними, «пробуждать к себе чувства любви, преданности и страха».

Печорин, ища положение Марии, в своеобразном признании рассказывает ей о своей душе, но при этом неискренен и хочет, чтобы девушка приняла его за романтического героя, о котором мечтает. Он начал это признание с глубоко взволнованным видом. Добившись сострадания девушки, Печорин замечает выражение жалости на ее лице. Он обрадовался, когда увидел, что Мэри сожалеет о его холодности по отношению к нему. Но все, что за этим последует, то есть желание искупить свою холодность, вознаградить его — все это ему уже было известно и было неинтересно.

В отношении Марии в полной мере проявилась эгоистическая сущность Печорина: он преследовал, тревожил, будоражил ее воображение, не задумываясь о том, что будет с этой чуткой девушкой в ​​будущем. Он разбил ее надежды на счастье, посеял в сердце девушки недоверие к людям. Общение с таким человеком не прошло для нее даром: Мэри тяжело заболевает.

Анализ для 9 класса

Михаил Юрьевич Лермонтов, которому тоже двести литов после смерти, — русский писатель и поэт с мировым именем. И недаром, ведь вклад, который он внес в развитие русской и мировой литературы, очень велик. Его работа почитается даже сегодня.

Одним из значительных произведений этого писателя можно назвать роман «Герой нашего времени», в котором основное внимание уделяется проблемам общества современного автора. Известно, что перед написанием произведения создатель поставил перед собой конкретную задачу — создать портрет типичного представителя молодого поколения 19 века. Так оно и было.

Роман представляет собой целостное произведение, состоящее из нескольких относительно самостоятельных, но сюжетных работ с главным героем. Главу можно назвать рассказом. Это необычный подход.

Действие происходит в одном из «водных» санаториев, где останавливался Георгий Печорин.

В этой главе показана общественная жизнь. Работа представлена ​​в виде дневника главного героя. Главный герой — принцесса Мария. Здесь появляются новые героини в лице Грушницкой, княгини Лиговской и ее дочери, читатель знакомится с Верой.

По сюжету произведения главный герой останавливается. Там он знакомится с Грушницким, с которым начинает нормально общаться. Спустя какое-то время Печорин обнаруживает, что княжна Марья симпатизирует своему новому другу. Он любит ее, и она отвечает ему взаимностью. Печорин скоро узнает. Как известно, он был человеком скептичным и жестоким. Он решил посмеяться над чувствами влюбленных. Он изо всех сил старается влюбить в себя Мэри. При этом он по-разному очерняет Грушницкого. Он справляется с этим довольно быстро. Все сводится к тому, что после одного из конфликтов между Грушницким и Печориным происходит дуэль. Во время этой дуэли Печорин убивает Грушницкого. После этого печального события Мария начинает ненавидеть Пекорина, в которого недавно полюбила. Они расстаются навсегда и никогда больше не видятся.

Основные мысли на работе: трусость иногда может сильно испортить вам жизнь. Но в отношениях с Верой показано, что Печорин тоже может любить гипотетически.

Анализ главы Княжна Мэри

Анализ главы княгини Марии

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"