- Михаил Лермонтов
- «Я глупо создан: ничего не забываю, — ничего!»
- Беспристрастный портрет героя
- Великая классика
- Кто он, «герой нашего времени»?
- Замысел романа, его идейное содержание и структура
- I этап. Начало работы над романом
- История написания и прототипы героев
- II этап. Основа сюжета. Определение круга остальных героев романа
- Заключительная редакция произведения
- III этап. Завершающий
- Когда была написана «Тамань» («Герой нашего времени»)?
- Появление сюжета
- Идея произведения
- Воспоминания Шан-Гирея
- Воспоминания Жигмонта
- Отрывок, характеризующий Герой нашего времени
Михаил Лермонтов
«Герой нашего времени» — первый социально-психологический роман в русской прозе, написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838–1840 годах и впервые опубликованный в Санкт-Петербурге в 1840 году. Он состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Аранжировка имеет особое художественное назначение: в частности, Печорин сначала показан глазами Максима Максимыча, а уже потом, судя по записям дневника, мы видим его изнутри.
«Эта книга недавно испытала досадную легковерность некоторых читателей и даже журналов по поводу буквального значения слов. Я нарисовал свой портрет и портреты своих друзей… Жалкая старая шутка! Но, судя по всему, Россия так устроена, что все в нем обновляется, кроме таких нелепостей. Самая волшебная из сказок в нашей стране вряд ли избежит обвинения в попытке оскорбить человека! Герой нашего времени, милые господа, конечно, портрет, но не человека : это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в их полном развитии… »(М.Ю. Лермонтов)
История человеческой души, даже самой маленькой души, почти любопытнее, чем история целого народа, особенно когда она является следствием наблюдений зрелого ума над собой и когда она написана без тщеславного желания пробудить сочувствие и удивление.
В школе мы подробно разобрали героя нашего времени. Почти полный квартал. Три недели мы сидели на дуэли Печорина с Грушницким. Тогда это восприняли как всеобщую скуку, и начало урока встретили тихим, но дружелюбным стоном. Очевидно, мое острое отвращение к школе и желание забыть о ней активировало какой-то защитный механизм в моем мозгу, и теперь я действительно мало что помню. Но с каким удовольствием и интересом я вернулся бы теперь к этим урокам литературы. Теперь я понимаю, насколько велико было желание нашего хозяина вложить в наши души, или хотя бы только в наши головы, понимание красоты, которую создал Лермонтов за свои (любимые) 24 года. (Какая непростительная халатность, какая преступная трата таланта! Этих людей нужно запереть на своем участке с хорошим пайком и выдать бумагу с чернилами. Клинический осмотр раз в полгода. По понедельникам плановое обследование у врача. Оставьте их да они сидят и творит! решили крутить! замок!) как раз сейчас мое время полюбить эту книгу. Это сокровище!
Роман состоит из пяти рассказов. Они не в хронологическом порядке. Их порядок — тонкая и красивая логика. Лермонтов интригует читателя Печориным. В Бела он появляется как главный герой драмы. У Максима Максимыча читатель встречается с ним лично мимоходом. Ах, дорогой Максим Максимыч, сердце за тебя болело! А в будущем у нас уже есть возможность полностью погрузиться в его внутренний мир, посмотреть его глазами и вместе ощутить полную духовную пустоту. Быстро теряя чувствительность к чему-то или кому-то, он пытается разжечь ее в себе. Но все чувства поглощаются со скоростью сухой соломы в топке депрессии этого человека. Человек, конечно, умный и тонкий психолог. Он изучает бесстрастно и отчужденно как людей, так и себя, наблюдая и рассуждая с холодностью и осторожностью хирурга. Не оправдывает себя. Это степень безразличия ко всему, что вам нужно достичь.
В нескольких милях от Ессентуков я узнал у дороги труп моей несущейся лошади; седло сняли — вероятно, проходивший мимо казак — и вместо седла на спине сели два ворона. Я вздохнул и обернулся…
Все, к чему он прикасается, превращается в пепел или пищу-падальщик. Человек удивительно деструктивного характера. Такая вот психическая неполноценность, полное бессердечие. Он совершенно пустой. Я был уверен, что буду его ненавидеть. Как ни странно, теперь я ему сочувствую.
Кстати, впервые с Печориным читатель знакомится в незаконченном романе Лермонтова «Княгиня Лиговская». Из нее мы узнаем о детстве Печорина, его семье, воспитании и горячей юношеской любви к Вере. Именно она встретится на Минеральных Водах в «Княжной Марье». Вы можете себе представить, что это Печорин тех времен, когда «честь невинной девушки еще была для него святыней».
«Я глупо создан: ничего не забываю, — ничего!»
«Ну? Умереть вот так! Это небольшая потеря для мира; и мне самому очень скучно. Я как человек, зевающий на бал, который не засыпает только потому, что его карета еще не прибыла карета готова .. пока мы снова не встретимся!..»
У меня есть несколько любимых книг из школьной программы, которые я с удовольствием перечитываю регулярно, и «Герой нашего времени» — одна из них, может быть, даже моя любимая…
Об этой книге написано много замечательных критиков и литературоведов, а здесь, в LiveLib, есть много обзоров на эту замечательную книгу — зачем повторять? Поэтому мой обзор — это исключительно личные впечатления (без детального анализа работы), так сказать некоторые мысли по теме…
«И много других подобных мыслей приходило мне в голову; я не сдерживал их, потому что не люблю зацикливаться на каких-то абстрактных мыслях. И к чему это ведет? .. В ранней юности я был мечтателем, я любил попеременно ласковые мрачные образы, затем образы радуги, которую привлекло ко мне беспокойное и жадное воображение. Но что мне от этого осталось — только усталость, как после ночной битвы с призраком, и смутное воспоминание, полное сожалений в этой тщетной борьбе я израсходовал и душевный жар, и постоянство воли, необходимое для реальной жизни; я вошел в эту жизнь, уже испытав ее мысленно, и мне стало скучно и отвращение, как если бы кто-то читал плохую имитацию книга, известная ему так давно».
Роман (или рассказ? Путевые заметки? Воспоминания Печорина?), Отношение к которому со временем практически не меняется. Невероятная вещь: мы меняемся, мы растем, но по-прежнему с остервенением читаем страницы, посвященные жизни Григория Александровича Печорина.
— Зачем показывать надежду?
— Почему вы надеялись? Хотеть и получить что-то — понимаю, но кто надеется?
Образ как совокупность пороков (из предисловия к книге) превратился для меня в собрание добродетелей. Сила и благородство, решительность и отвага (повторюсь, после прочтения я пишу только о личных впечатлениях), дальновидность и ум, стремление к независимости от всего и всех (особенно от женщин, никогда не имевших над ним власти), фатализм…
«Почему все меня ненавидят?» Я подумал «Почему?»
Можно продолжать и продолжать — Печорин тоже один из моих любимых литературных героев (книга мне нравится, но не нравится герой, например, в «Докторе Живаго» в «Герое нашего времени»). «Мне все нравится). Он никогда не опустится, чтобы отомстить женщине, он не подл и мстителен, у него даже нет амбиций (по крайней мере, в книге автор этого не подчеркивает).
«Мне нравится во всем сомневаться: такой склад ума не мешает решительности характера — на самом деле, что касается меня, я всегда иду вперед с большей смелостью, когда не знаю, чего ожидать. В конце концов, ничего случится хуже, чем смерть — и смерти не избежать!»
Он не обидчивый. Он мог быть серьезным противником для другого мужчины, но никогда для женщины. Наверное, поэтому все красивые люди в книге так сочувствуют ему и все вспоминают его почти с трепетом. Никому из них он ничего не обещает, его равнодушие как-то становится необычайно притягательным. Для каждого. Пожалуй, самая красивая книга в русской литературе о любви…
«Я вспоминаю в памяти все свое прошлое и невольно спрашиваю себя: зачем я жил? Для чего родился? .. Но я не догадался об этом назначении, меня увлек соблазн пустых и неблагодарных страстей; из их печи я вышел. Твердый и холодный, как железо, но я навсегда потерял пыл благородных стремлений, лучший свет в жизни. И с тех пор сколько раз я играл роль топора в руках судьбы ! орудием казни я падал на свою голову осужденных жертв, часто без злого умысла, всегда без сожаления… Моя любовь не приносила счастья никому, потому что я ничем не жертвовал ради тех, кого любил: я любил для себя, для мое собственное удовольствие: я только удовлетворил одну странную потребность своего сердца, жадно впитывая их чувства, их радости и печали — и я не могу насытиться ими».
Интересно наблюдать, как с годами менялись предпочтения в отношении частей работы. Помню, в юности, когда я впервые его прочитал, Бэла мне очень понравилась (это понятно — эта глава показалась мне апогеем романтики), потом, через пару лет, читая роман, я был без ума от Фаталисты (Я тоже верю в предопределение). Но сейчас, как ни странно, мне больше понравилась «Тамань» (почему-то в школе эта глава совсем не нравилась). Такая удивительная книга для всех возрастов жизни…
Если говорить о личных впечатлениях, как обойтись без экранизации?
Лет 8 назад я смотрел (точно не могу вспомнить время) русский мини-сериал по Лермонтову с Игорем Петренко в главной роли:
Ну что тут сказать… Меня это никак не задело. Актер, конечно, красив, кто спорит? Но ведь, рисуя нам образ Печорина, Лермонтов никогда не акцентировал внимание на красоте. Печорин — это дерзость, харизма, обаяние, некоторая отстраненность…
Но как-то все-таки посмотрела еще одну экранизацию (точнее, даже театральную постановку)
с Олегом Далем в главной роли.
Мне гораздо больше понравилось это режиссерское видение любимого литературного героя: он, на мой взгляд, ближе к истине.
«Дурак я или негодяй, я не знаю; но это правда, что я тоже очень достоин сожаления, может быть, больше, чем ты: моя душа испорчена светом, мое воображение беспокойно, мое сердце ненасытно ; Меня не все устраивает: к грусти я привыкаю так же легко, как и к удовольствиям, и жизнь моя с каждым днем пустеет…
Все читали на моем лице признаки плохого настроения, которых не было; но им пришлось — и они родились. Я был скромным — меня обвиняли в хитрости: я стал замкнутым. Я глубоко чувствовал хорошее и плохое; меня никто не ласкал, все оскорбляли: я стал мстительным; Я был угрюм — остальные ребята веселые и разговорчивые; Я чувствовал себя выше них — они ставили меня ниже. Я стал завидовать. Я был готов любить весь мир — меня никто не понимал: и я научился ненавидеть. Моя бесцветная юность провела борьбу с собой и светом; мои лучшие чувства, боясь насмешек, я похоронил их глубоко в своем сердце: они умерли там. Я сказал правду — мне не поверили: я начал обманывать; Хорошо узнав о свете и источниках общества, я стал знатоком науки о жизни и увидел, как счастливы другие без искусства, пользуясь даром тех благ, которых я так неустанно искал. И тогда в моей груди поднялось отчаяние — не то отчаяние, которое лечится дулом пистолета, а холодное и беспомощное отчаяние, прикрытое учтивостью и добродушной улыбкой».
Беспристрастный портрет героя
Надеюсь, друзья, которые обращают внимание на мои рецензии, заметили, что на прошлой неделе он прошел под знаком одного из важнейших романов XIX века в нашей русской литературе: «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Я постарался более подробно проанализировать все пять историй, составляющих роман. Иногда их рассказы — рассказы — также называют главами, что означает, что оказывается, я написал рецензию на каждую главу романа. Что еще сказать, если я уже осветил и проанализировал все аспекты, которые казались заслуживающими внимания, я уже сказал все, что мог сказать о романе.
И в этом обобщающем обзоре я хотел бы сосредоточиться на конкретном образе главного героя, собрав всю информацию о нем, разбросанную по главам.
Полное имя «нашего героя, по сути — того времени» — Григорий Александрович Печорин. В русской литературе у Печорина есть только один достойный соперник с одноименным названием — Григорий Мелехов «Тихого Дона». Но в настоящей русской истории это имя любили авантюристы и фавориты, его носили целых четыре ненавистных личности: Отрепьев, Орлов, Потемкин, Распутин — все они были Гришкой.
Указание на возраст Печорина также встречается в романе, поскольку Максим Максимыч, описывая свое знакомство с ним, говорит о нем: «молодой человек около двадцати пяти лет». Последняя встреча перед отъездом Печорина в Персию произошла несколькими годами позже, видимо, прошло не менее трех, но не более пяти лет, поэтому по возрасту она укладывается в диапазон 25-30 лет.
Внешний вид Григория Александровича:
Он был среднего роста; его тонкая, тонкая талия и широкие плечи демонстрировали его крепкое телосложение.
Его походка была рассеянной и ленивой, .. он не махал руками — верный признак некой скрытности характера.
В ее улыбке было что-то детское. В ее коже была какая-то женская нежность; от природы кудрявые светлые волосы, настолько живописно очерчивали ее бледный и благородный лоб, на котором только после долгого наблюдения можно было увидеть следы морщин. Несмотря на светлый цвет его волос, его усы и брови были черными — признак расы в человеке.
У него был слегка вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза… они не смеялись, когда он смеялся! Это знак — либо дурного нрава, либо глубокой и постоянной печали.
По социальному положению Печорин был довольно богатым дворянином, принадлежащим к довольно аристократической семье из Петербурга. Он прибыл на Кавказ офицером, сославшись туда. Причина отчисления не уточняется, но, скорее всего, это была дуэль.
Печорин не доверяет представителям противоположного пола, критикуя их логику и чувства:
Что бы женщина не сделала, чтобы расстроить соперницу! Я помню, как один влюбился в меня, потому что я любил другого. Нет ничего парадоксальнее женского разума; женщин трудно в чем-то убедить, их нужно довести до убеждения самих себя;
При этом он избегает женщин с характером, потому что в общении с ними в полной мере проявляются его лучшие качества — душевная алчность и отсутствие истинной страсти. Кроме того, страх перед женщинами и замужеством связан с предсказанием прорицателя, пообещавшего ему «смерть за злую жену».
Кроме того, с дружбой не все комильфо, в чем он лично признается:
… Я не способен к дружбе: из двух друзей один всегда раб другого, даже если часто ни один из них не признается в этом самому себе; Я не могу быть рабом, и в этом случае командовать этим утомительно, потому что в то же время нужно обманывать; а тут у меня лакеи и деньги!
Завершающим штрихом портрета станет отношение героя к смерти: он ее не боится и, скорее всего, не верит в судьбу, что наглядно демонстрирует эпизод, описанный в «Фаталисте».
Хорошо? умереть так умереть! маленькая потеря для мира; и мне тоже довольно скучно. Я как человек, зевающий в танце, который не засыпает только потому, что его карета еще не приехала. Но карета готова .. до свидания!..
Великая классика
Роман Михаила Юрьевича Лермонтова был написан в 1840 году. Сам роман читается на одном дыхании, после прочтения одной главы хочется сразу перейти к следующей, даже если сами главы расположены не в хронологическом порядке. С каждой главой герой все больше раскрывается, но до конца все еще остается загадкой. Мое отношение к Печорину осталось неоднозначным, не знаю, нравится он мне или, наоборот, его цинизм омерзителен. Возможно, это была идея автора остаться совершенно беспристрастным и подчинить героя суждению читателя. Не буду вдаваться в подробности и полностью разберу его личность, вы сделаете это сами. Могу только сказать, что, несмотря на все его отрицательные качества, его персонаж остается очень привлекательным, поэтому его так любят женщины.
Из двух друзей один всегда является рабом другого, хотя часто ни один из них не признает этого…
Хорошо описаны места, где происходит действие. Все эти курорты, санатории, горы предстают перед нами как живые.
Главный герой заслуживает отдельного абзаца. Почему вы спрашиваете? Потому что в нем столько пороков и добродетелей, которые скрыты в каждом из нас. Представьте, какой талант нужен, чтобы так и письменно описать героя, что он может вызвать у нас бурю чувств — от ненависти до сочувствия? Это определенно не всем под силу.
Читатель легко может прочувствовать чувства к главному герою и прочувствовать его эмоции, что помогает погрузиться в книгу с головой. Я бы посоветовал прочитать этот роман полностью, будь то подросток, взрослый или ребенок.
Кто он, «герой нашего времени»?
Известный публицист А. Герцен сказал: «Книга — это духовное завещание от поколения к поколению». На самом деле проходят годы и века, разделяя
поколений, но эта общая нить всегда остается между ними –
литературное наследие и наставления писателей прошлых веков.
Прошло 180 лет со дня выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», но это произведение актуально и популярно и сегодня. Что автор «завещает» здесь и почему ценность романа не только в этом
литература, но даже в жизни это так высоко?
Чтобы ответить на эти вопросы, я искал как можно глубже
углубимся в произведение, поскольку идейная концепция всего романа не обнаруживается на поверхности, его суть заключается в характере главного героя — Григория Александровича Печорина.
Лермонтов в предисловии к своему роману пишет:
«Герой нашего времени, уважаемые господа, подобен портрету, но не человеку: это портрет пороков всего нашего поколения в их полном развитии».
Но в предисловии к дневнику Печорина автор уже его оправдывает и, более того, надеется, что читатели его отпустят.
«.. может быть, они найдут оправдания действиям, в которых до сих пор обвиняли человека, больше не имеющего отношения к этому миру: мы почти всегда оправдываем то, что понимаем».
Так осуждает ли писатель главного героя или сочувствует ему?
«Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — название этой книги. — «Да это злая ирония!» они скажут. — Я не знаю».
Печорин — эгоцентричный человек, откровенно злой и гордый. Это манипулятор, который играет с людьми, как с куклами, играя их судьбами и чувствами. Кто бы ни встретил героя, в любом случае оказывается сильнее и выше духовно. Печорин, несомненно, побеждает во всех этих
«Сражения» с людьми. Но что приносят ему эти победы? Что-либо. Они только уничтожают героя. Ведь любая попытка с его стороны найти в себе отголоски настоящих чувств: любви или дружбы оборачивается неудачей.
Одна из важнейших, на мой взгляд, глав романа — это глава «Княгиня Мария». Именно в ней конфликт главной героини с другими людьми перерастает в конфликт с обществом.
В «Княгине Марии» Печорин входит в так называемое «водное общество». Его участники считают, что главный герой гордится своей принадлежностью к нему. Но так ли это на самом деле? Перейдем к тексту романа:
«Я пришел домой, возбужденный двумя разными чувствами. Первой была грусть. «Почему все меня ненавидят? Я думал. — Для чего? Я кого-нибудь обидел? Нет. Неужели я из тех людей, что уже на парня порождают обиду? ». И я почувствовал, что мою душу мало-помалу наполняет ядовитая ярость».
Действительно, Печорин не только не горд, но и враждебен «обществу». Ведь его участники самодовольны и искусственны. Он хочет отличаться от них, делать все против их интересов, противоречить им.
«.. всегда будь начеку, лови каждый взгляд, значение каждого слова, угадывай намерение, разрушай заговоры, притворяйся обманутым и вдруг толчком переверни всю огромную и сложную хитрую постройку с ног на голову и рисунки…»
«Водное общество» здесь олицетворяет все общество в целом, поэтому конфликт главного героя с «Водным обществом» можно рассматривать как конфликт со всем обществом, борьбу с ним.
Основная тема этой главы — противостояние Грушницкого и Печорина из-за любви к Марии. Но для главного героя это не любовь. Это интрига, игра с
с чувствами невинной девушки, чтобы прогнать скуку и развлечь свою гордость.
«Но есть огромное удовольствие обладать молодой душой, которая только что расцвела! Он подобен цветку, чей лучший аромат испаряется к первому лучу солнца; в этот момент надо его оторвать и, подышав, выбросить на дорогу: может, кто-нибудь подберет! Я смотрю на страдания и радости других только по отношению к себе, как на пищу, поддерживающую мою духовную силу».
Но почему ему недоступны любовь или дружба, простое человеческое счастье?
Во-первых, Печорин не признает дружбу. В своем дневнике он пишет:
«… Я не способен к дружбе: из двух друзей один всегда раб другого, даже если часто ни один из них не признает этого; Я не могу быть рабом, и в этом случае командовать этим утомительно, потому что в то же время необходимо обмануть…»
«Что такое счастье?» Для Печорина это «насыщенная гордость». Он убежден :
«Страсти — это не что иное, как идеи в их первом развитии: они принадлежат молодости сердца, и глупцы те, кто думает, что им не все равно…» «Из жизненной бури я придумал только несколько идей — и ни единого чувства. Я давно живу не сердцем, а головой. Масса, собственные увлечения и поступки анализирую со строгим любопытством, но без участия».
Да, главный герой поступает неблагородно и в какой-то мере
онемение действует при игре с Мэри. Но нельзя сказать, что Печорин
бесстрастный, неспособный любить. Примером этого является ее
отношения с Верой. «Она снова доверилась мне с таким же пренебрежением — и я не буду ее вводить в заблуждение: она единственная женщина в мире, которую я не могу обмануть», — пишет главный герой. Но он также утверждает: «Я не могу стать рабом женщины, которую люблю». Герой не приемлет серьезных отношений, не готов жертвовать своей независимостью, своей свободой ради других, а равнодушие к жизни подавляет искреннее чувство, поэтому несчастен в любви.
Итак, Печорин отказался от своих чувств. Ему безразлична его судьба, так как Пушкин Онегин «потерял интерес к жизни». Разрыв между ним и людьми, между ним и обществом в целом растет, а одиночество — это все
усиливается. Здесь симпатия автора, симпатия не только к герою, но и
всему молодому поколению 30-х годов 19 века.
Печорин — во многом эпохальный образ, отражающий целое поколение людей со всеми их пороками: бездействием, растратой жизни, эгоизмом. Это образ «лишнего человека» в обществе, неспособного найти свою цель в жизни, глубоко одинокого и самоосуждающего.
Главный герой — герой «своего» времени, но только своего? После всего
Лермонтов написал поистине великий роман о становлении личности, о поиске себя, о противостоянии обществу. Разве это не «духовное завещание» писателя будущим поколениям?!
Замысел романа, его идейное содержание и структура
Сценаристы делят историю создания «Героя нашего времени» на три отдельных этапа, включая концепцию, определение сюжета и написание самого текста. Сам Лермонтов впоследствии неоднократно рассказывал знакомым поэтам обо всех трудностях, которые ему пришлось преодолеть при создании этого поистине гениального произведения. Датой первого этапа, включающего концепцию романа, определение идеологического содержания и структуру книги, является 1836 год.
Именно в это время молодой поэт, желавший утвердиться в жанре прозы, решил создать поистине монументальное произведение, отражающее жизнь своего современника, молодого дворянского офицера. По задумке автора, главный герой должен иметь в душе все противоречия, присущие людям того времени. Позднее Лермонтов в письмах и сообщениях друзьям рассказывал, что на момент зарождения идеи романа еще был жив Александр Пушкин, чье творчество вдохновило его на написание этого произведения.
Сложность написания романа:
- претензии цензуры;
- сложность получения информации о горцах;
- проблемы в создании нового жанра.
В некоторых главах сюжет «Героя нашего времени» перекликается с вечным произведением Пушкина «Евгений Онегин». Обе эти книги были о молодых дворянах, которые боролись со своими внутренними демонами и были полны споров. Лермонтов даже решил назвать своего главного героя Печориным, что созвучно названию рек Печора и Онега. Это тоже отсылка к пушкинскому «Евгению Онегину».
в 1837 году Пушкин умирает на дуэли, и Лермонтов посвящает своему кумиру грустную поэму «Смерть поэта». Эти стихи разошлись тысячами экземпляров, что принесло Михаилу Юрьевичу не только известность, но и внимание цензуры и царской тайной полиции. В результате Лермонтов был сослан на Кавказ, где оказался в круговороте трагических событий и участвовал во многих кровопролитных битвах с местным нагорьем.
I этап. Начало работы над романом
В 1836 году Лермонтов, вдохновленный романом Пушкина «Евгений Онегин», решил написать будущее произведение, в котором жизнь его современника будет показана во всей красе в свете событий в столице. Главный герой, по замыслу, должен отразить в своей душе дух противоречий того времени. Его фамилия тоже пыталась найти созвучную с Онегином, взяв за основу названия двух рек — Онеги и Печоры. Так и оказался Печорин.
1837 год стал знаменательным в жизни Михаила Юрьевича. Его друг А.С. Пушкин погибает на дуэли. Потрясенный смертью, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», за которое впоследствии был сослан в ссылку на Кавказ. Рукопись он заберет чуть позже.
История написания и прототипы героев
Роман представляет собой социально-психологический портрет XIX века в образе главного героя, человека с трагической судьбой и незаурядным складом ума. Произведение касается тридцатых годов первой половины века. Историю создания «Героя нашего времени» можно разделить на несколько ключевых этапов, которые отчетливо прослеживаются в очерках литературоведов.
Идея романа
В тысяча восемьсот тридцать шестом году Михаил Юрьевич Лермонтов был вдохновлен стихотворным романом Александра Пушкина «Евгений Онегин». Впоследствии у молодого поэта возникла идея показать жизнь своего современника через призму столичных событий. Глядя на главного героя, читатель должен был почувствовать противоречивый дух того времени. Автор попытался дать ему фамилию, связанную с двумя реками Печора и Онега. Так получился образ Печорина.
После роковой дуэли и смерти Александра Сергеевича Пушкина в 1837 году Михаил Лермонтов в состоянии душевного потрясения создает стихотворение «Смерть поэта». Это становится причиной его кавказской ссылки. Вскоре поэт приступит к написанию романа.
Становление сюжета и создание других героев оперы
На Кавказе на Лермонтова обрушивается каскад головокружительных событий: новые знакомства и волнующие впечатления снова напомнили ему роман. Это привело к появлению таких персонажей, как Бэла, принцесса Мария, а также буйных горцев и высшего общества того времени. Михаил Юрьевич попытался передать героям черты обычного человека с присущими ему чувствами и пороками. Автору удалось подарить каждому читателю возможность узнать свою судьбу в судьбах героев и немного пожить в своем любимом образе.
Завершение работ
Литературоведы до сих пор спорят о том, в какой последовательности должны следовать главы романа. Лермонтов работал над ее написанием с тридцать восьмого по сорок первый год. Предполагается, что первой главой была «Тамань». Позже появились «Фаталист», «Бэла» и «Максим Максимыч». Сначала повествование было задумано как серия путевых заметок. Позже писатель объединил рассказы в один.
Первой опубликованной частью была «Бэла», в том же 1839 году был издан и «Фаталист». В сороковом году вышла «Тамань», в которой рассказывается о событиях, произошедших лично с Михаилом Юрьевичем. Заключительной главой произведения стал «Максим Максимыч». Читая роман «Герой нашего времени», постепенно познаешь личность Печорина, точнее, его истинную сущность.
II этап. Основа сюжета. Определение круга остальных героев романа
Путешествуя по Кавказу, Лермонтов попадает в вихрь авантюрных событий. Новые люди, эмоции, впечатления вдохновили его снова начать писать роман. Таким образом, помимо Печорина, княжны Марии, Белы, появились контрабандисты, горцы с их дикими обычаями и традициями и светское общество того времени.
Лермонтов стремился сделать героев романа максимально похожими на обычных людей с присущими им пороками, желаниями и чувствами. Чтобы каждый читатель увидел в них себя. Примерьте понравившийся образ и представьте себя на его месте. Он преуспел.
Заключительная редакция произведения
Мы продолжаем рассказывать историю этого творения. «Герой нашего времени» конца 1839 года претерпел заметные изменения, так как он подготовил роман к отдельному изданию. На этом этапе вводился уже последний — «Тамань», в котором функции рассказчика, как и в «Фаталисте», автор-рассказчик передал герою. В этом издании было аж шесть «глав». Сюда же входило «Предисловие» к заметкам героя — «Дневник Печорина», которое Белинский назвал «главой», учитывая ее важность. В этом издании поэт разделил роман на две части, что подразумевается только в первых двух. Кроме того, этот заключительный этап создания включает определение окончательного названия произведения.
III этап. Завершающий
По поводу последовательности написания частей романа до сих пор существуют разногласия. Известно, что писатель работал над ней с 1838 по 1841 год. Предположительно первой частью была «Тамань». Вслед за «Фаталистом», «Бэлой», «Максимом Максимыч» возникли. Вначале это были заметки, например путевые заметки. Затем авторская идея изменилась. Он решил объединить отдельные истории в одну.
Первой была опубликована «Бэла» (1839 г.). В том же году фаталиста освободили. «Тамань» была опубликована в 1840 году. В этой части романа Лермонтов описал события, произошедшие с ним лично. Последней частью романа стал «Максим Максимыч». Его последний штрих. Теперь роман стал законченным, понятным и доступным читателю произведением.
На протяжении всего романа образ Печорина раскрывается постепенно, раскрывая свою истинную сущность.
Когда была написана «Тамань» («Герой нашего времени»)?
История создания (кратко остановимся на всех частях повествования) продолжается. Таким образом, собранная информация позволяет говорить о том, что работа над проектом «Тамань» относится к периоду с сентября по декабрь 1837 года, так как в сентябре поэт находился на Тамани, а в конце декабря Михаил Юрьевич уехал из Севастополя. В связи с этим казалось бы возможным установить, что именно в этом, а не в 1838 году, как полагают многие исследователи, началась реализация идеи произведения «Герой нашего времени». Таким образом, история его создания начинается с периода с сентября по декабрь 1837 года.
Появление сюжета
В том же 1837 году Лермонтов вернулся в Петербург. Последние события заставили его пересмотреть свои планы. Теперь автор хочет сделать из главного героя не светского бездельника, а офицера, служащего на Кавказе. В этом Печорин сразу стал отличаться от Онегина, который предстал перед читателем в образе скучающего дворянина без особого труда.
В то же время Лермонтов разработал типы главных и второстепенных персонажей. Для создания любовной линии были выбраны образы гордой русской принцессы и дикой черкесской женщины. Второстепенными персонажами стали горцы, контрабандисты, представители местного светского общества и офицеры.
Таким образом, Лермонтов сумел кратко охватить все социальные слои населения Кавказа, существовавшие в то время. Когда книга вышла в свет, каждый читатель мог найти среди своих героев близких ему по духу и образу жизни.
Идея произведения
Первый творческий период, связанный с созданием повести «Героя нашего времени», относится к 1836 году. Тогда еще совсем молодой поэт Миша Лермонтов поставил себе цель изложить в прозе. И он думает о создании эссе, в котором главный герой — молодой дворянин — прослеживает перипетии жизни того времени. Несущий в себе массу духовных противоречий центральный персонаж, по мнению автора, должен стать зеркальным отражением представителей молодой знати того времени.
По мнению исследователей творчества М.Ю. Лермонтова, стихотворение Пушкина «Евгений Онегин» оказало огромное влияние на идею романа «Герой нашего времени», став источником вдохновения при написании. Подобно А.С. Пушкину, Лермонтов показывает в главном герое отражение духа противоречий того времени. Имена центральных персонажей также говорят о схожести романа Лермонтова с «Евгением Онегиным:
- Онегин — от названия реки Онега;
- Печорин — соответственно из Печоры.
Но трагическое событие 10 февраля 1837 г. (дата смерти А.С. Пушкина) вмешалось в закономерный ритм работы над романом. Очень переживая за смерть своего кумира, Лермонтов изливает всю горечь и боль в стихотворение «Смерть поэта».
Эта работа, по мнению цензора, носила политический характер. А Михаил Юрьевич сослан на Кавказ, где через некоторое время продолжит работу над рукописью.
Воспоминания Шан-Гирея
А.П. Шан-Гирей своими воспоминаниями дает некоторые сведения об эпохе работы поэта над этим произведением.
Этот родственник и друг поэта утверждал, что «герой нашего времени», история которого нас интересует, был инициирован после возвращения Лермонтова из своей первой ссылки, в Санкт-Петербурге, в 1838 году. Этой точки зрения придерживается большинство лермонтовских ученых.
Но есть основания предполагать, что черновик «Тамани» был написан еще в 1837 году”.
Примечание
Сегодня известен авторизованный экземпляр этого рассказа, помеченный Висковатым, который утверждает, что рукопись написана Шанг-Гиреем, двоюродным братом Лермонтова, которому последний иногда диктовал свои произведения. Судя по всему, «Тамань» была продиктована с черновика, а не импровизированно (о чем свидетельствует чистота копии).
Эта гипотеза подтверждается некоторыми свидетельствами родственников и современников поэта.
Например, Григорович, увидевший черновик этого произведения с автографом, в своих воспоминаниях писал, что повесть «Тамань» играет от начала до конца в едином гармоническом аккорде.
Но если вы возьмете первую рукопись, то заметите, что она полна вставок, перерисована, на листках бумаги, склеенных хостами, много пометок.
Воспоминания Жигмонта
Григорович, к сожалению, ничего не сказал ни о местонахождении этого автографа, ни о том, кто его владелец. Но сегодня всплыло другое воспоминание, перекликающееся с историей этого современника.
В 1947 году вышла переписка с П.С. Жигмонтом, родственником поэта, его первым биографом П.А. Висковатым.
Жигмонт сообщил, что в Ставрополе в 1839 году поэт нарисовал «Тамань», а затем передал этот рисунок Петровым, которые могли сохранить его.
Таким образом, датировка была произведена через полвека после этого события, и сам автор мемуаров писал, что не уверен в этой дате. А. В. Попов отмечал, что С. О. Жигмонт и Лермонтов встретились в 1837 г в Ставрополе, а в 1839 г никого из них в этом городе не было. Следовательно, проект «Тамань» следует отнести к 1837 году”.
Отрывок, характеризующий Герой нашего времени
Наконец государь остановился рядом со своей последней дамой (он танцевал с тремя), музыка стихла; встревоженный адъютант подбежал к Ростовым, прося их отойти в другом месте, хотя они стояли у стены, и из хора доносились отчетливые, осторожные, пленительные звуки вальса. Император с улыбкой оглядел зал. Прошла минута: еще никто не запустил. Главный адъютант подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Улыбаясь, он поднял руку и, не глядя на него, положил ее адъютанту на плечо. Заместитель управляющего, мастер своего дела, уверенно, не торопясь и размеренно, крепко обнимая свою даму, пустился в первую скользящую дорожку, по краю круга, в углу комнаты, схватил его за левую руку, он повернул ее и по все учащающимся звукам музыки измерил лишь щелчки шпор быстрых и умелых ног помощника, и каждые три удара по очереди бархатное платье его дамы вспыхивало, так сказать, трепетало. Наташа посмотрела на них и была готова заплакать, что не она танцевала этот первый круг вальса. Князь Андрей в белом (кавалерийском) мундире, в чулках и туфлях, живой и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргофф рассказал ему о якобы завтрашнем первом заседании Государственного совета. Князь Андрей, как человек, близкий к Сперанскому и участвовавший в работе законодательной комиссии, мог дать верную информацию о завтрашнем заседании, о котором ходили разные слухи. Но он не послушал того, что сказал ему Фиргоф, и посмотрел сначала на правителя, затем на господ, готовившихся к танцу, которые не решались войти в круг. Князь Андрей наблюдал за этими джентльменами и дамами, которые стеснялись в присутствии государя и умерли от желания быть приглашенным. Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку. — Ты всегда танцуешь. Вот моя любимая протеже, юная Ростова, пригласите ее, — сказал он. — Куда? — спросил Болконский. — Простите, — сказал он, обращаясь к барону, — мы проведем этот разговор в другом месте, но мы должны танцевать на балу ». Он шагнул вперед, в том направлении, которое указал Пьер. Отчаянное умирающее лицо Наташи привлекло внимание князя Андрея. Он узнал ее, угадал ее чувства, понял, что она новичок, вспомнил ее разговор у окна и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой. «Разрешите познакомить вас с моей дочерью, — сказала графиня, покраснев вежливый и глубокий поклон, полностью противоречащий высказываниям Перонской о ее грубости, подошел к Наташе и поднял руку, чтобы обнять ее за талию еще до того, как она закончила приглашение на танец. Она предложила тур вальса и умирающее лицо Наташи, готовой к отчаянию и радости, вдруг озарилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно ждала тебя», — как бы говорила эта испуганная и счастливая девушка с улыбкой, выходящей из готовых слез, поднимая руку на плечо князя Андрея. Они были второй парой, вошедшей в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа прекрасно танцевала. Ее ноги в атласных балетках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо искрилось восторгом от счастья. Голая шея и руки были худыми и некрасивыми. По сравнению с Элен, ее плечи были тонкими, грудь неопределенной формы, руки тонкими; но Хелен уже была как краска от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа выглядела как девушка, впервые обнаженная, и которой было бы очень стыдно, если бы ее не уверили в том, что это было так необходимо. Князь Андрей любил танцевать, и, желая поскорее избавиться от политических и интеллигентных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный круг смущения, возникавшего от присутствия правителя, он пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что у Пьера было это для него, и потому что она была первой из красивых женщин, которая привлекла его внимание; но как только он обнял это стройное подвижное тело, и она подошла так близко к нему и так близко улыбнулась, вино ее радости ударило его по голове: он почувствовал себя оживленным и обновленным, когда, вздохнув и оставив ее, он остановились и стали смотреть на танцоров. После князя Андрея Борис подошел к Наташе, пригласив ее на танец, танцовщица, помощница, начавшая танец, и другие молодые люди подошли к Наташе, и Наташа, передавая своих ненужных кавалеров Соне, счастливая и раскрасневшаяся, не прекращала танцевать целый вечер. Он не заметил и не увидел ничего, что занимало всех в этом танце. Он не только не заметил, как государь долго разговаривал с французским посланником, как он особенно ласково разговаривал с такой-то дамой, как принц такой-то говорил и говорил, что Элен добилась большого успеха и получила особое внимание со стороны такого-то и такого-то человека так; он даже не увидел государя и понял, что он ушел только потому, что после его ухода танец стал более живым. Один из веселых котильонов, перед обедом князь Андрей снова танцевал с Наташей. Это напомнило ей их первую встречу в Отрадненском переулке, и то, как она не могла уснуть лунной ночью, и как она не могла не слушать ее. Наташа покраснела при этом зове и попыталась оправдаться, как будто было что-то смущающее в том чувстве, которое невольно ощутил ее князь Андрей. Князь Андрей, как и все люди, выросшие в мире, любил встречать в мире то, что не имеет общего светского отпечатка. И такой была Наташа с ее удивлением, радостью и застенчивостью и даже ошибками во французском. Он относился к ней и разговаривал с ней особенно нежно и внимательно. Сидя рядом с ней, разговаривая с ней на самые простые и незначительные темы, князь Андрей любовался радостным огоньком в ее глазах и ее улыбкой, которая была связана не с речами, а с ее внутренним счастьем. Пока выбирали Наташу, она с улыбкой вставала и танцевала по залу, а князь Андрей особенно восхищался ее застенчивой грацией. Посреди котильона Наташа, закончив фигуру, еще тяжело дыша, подошла к своему месту. Новый джентльмен снова ее пригласил. Она устала и запыхалась и, видимо, думала, что откажется, но тотчас же снова весело подняла руку к плечу господина и улыбнулась князю Андрею. «Я был бы счастлив отдохнуть и посидеть с вами, я устал; но посмотрите, как меня выбирают, и я счастлива, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем », — и эта улыбка говорила о многом. «Если он подойдет сначала к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой», — неожиданно сказал себе князь Андрей, глядя на нее. Она пошла сначала к кузине ерунда иногда они приходят мне в голову! — подумал князь Андрей, но правда, что эта девочка такая милая, такая особенная, что не будет здесь месяц танцевать и выходить замуж… Это здесь редкость », — подумал когда Наташа, поправляя отогнутую от корса розу, села рядом с ним. В конце котильона к танцорам подошел старый граф в синем пальто. Пригласила ли она князя Андрея в свой дом и спросила дочь, хорошо ли она проводит время? Наташа не ответила и улыбнулась только такой улыбкой, что сказала укоризненным тоном: «Как вы могли просить об этом?» — Веселее, чем когда-либо! Он сказал, и князь Андрей заметил, как быстро его тонкие руки поднялись, чтобы обнять отца, и тотчас же опустился. Наташа была счастлива, как никогда в жизни. Это было на той высшей стадии счастья, когда человек становится полностью уверенным и не верит в возможность зла, несчастья и боли. На этом балу Пьер впервые обиделся на положение жены в высших сферах. Он был сварливым и рассеянным. На лбу у него была широкая складка, и он, стоя у окна, смотрел сквозь очки, никого не замечая. Наташа, направляясь к обеду, прошла мимо него. Мрачное и несчастное лицо Пьера поразило ее. Она остановилась перед ним. Она хотела помочь ему, передать ему избыток его счастья. «Какая забава, граф, — сказал он, — не так ли? Пьер рассеянно улыбнулся, видимо, не понимая того, что ему говорили. «Да, я очень счастлив», — сказал он. «Как они могут быть чем-то недовольны», — подумала Наташа. Особенно хорош такой Безухов? »В глазах Наташи все, кто был на балу, были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, а значит, все должны быть счастливы. На следующий день князь Андрей он вспомнил вчерашний танец, но не стал долго останавливаться на нем своими мыслями. «Да, бал был очень ярким. И все же . да, Ростова очень милая. В ней есть что-то свежее., особенное, не свое. Петербург, который его отличает ». Это все, что он думал о вчерашнем выпускном бале, и, выпив чая, пошел на работу. Но от усталости или бессонницы (день был не для учебы, и князь Андрей ничего не мог делать), он продолжал критиковать свою работу, как он это часто делал, и обрадовался, когда узнал, что кто-то приехал. Новичком стал Бицкий, служивший в различных комиссиях, который был во всех петербургских обществах, страстный поклонник новых идей, и Сперанский и озабоченный петербургский посыльный, один из тех людей, которые выбирают направление одежды — мода, но которые потому кажутся самыми горячими партизанами директора… Обеспокоенный, едва успев снять шляпу, он подбежал к князю Андрею и тотчас заговорил. Он только что узнал подробности утреннего заседания Государственного совета, открытого сувереном, и с энтузиазмом говорил о нем. Речь государя была необычной. Это была одна из тех речей, которые произносят только конституционные монархи. «Государь прямо сказал, что совет и сенат являются сущностью государственных государств; он сказал, что правительство должно основываться не на произволе, а на твердых принципах. «Правитель сказал, что финансы должны быть преобразованы, а отчеты должны публиковаться», — сказал Бицкий, произнеся знаменитые слова и многозначительно открыв глаза. «Да, текущие события — это эпоха, величайшая эпоха в нашей истории». Князь Андрей слушал эту историю открытия Государственного совета, которого он ждал с таким нетерпением и которому он придавал такое большое значение, и был поражен тем, что это событие, теперь, когда оно произошло, не только не коснулось его, но и казалось более чем Он с тихой насмешкой выслушал восторженный рассказ Бицкого. Ему пришла в голову простейшая мысль: «Какое дело мне и Бицкому, какое нам дело, что правитель рад сказать на совете! может все это меня заставит счастливее и лучше? » И это простое рассуждение внезапно разрушило для князя Андрея весь прежний интерес к происходящим преобразованиям. В тот же день князь Андрей должен был отобедать в «en petit comite» Сперанского, как сказал ему хозяин, приглашая его. Этот обед в знакомом и дружеском кругу человека, которым он так восхищался, прежде очень интересовал князя Андрея, тем более что он еще не видел Сперанского в своей семейной жизни; но теперь он не хотел уходить. Но в назначенное время обеда князь Андрей уже входил в домик Сперанского возле Таврического сада. В паркетной столовой небольшого дома, отличающегося необычайной чистотой (напоминающей монастырскую чистоту), князь Андрей, немного опоздавший, к пяти часам уже застал все общество этого петиткомита, близких знакомых Сперанского, кто собрался. Для дам не было никого, кроме маленькой дочери Сперанского (с длинным лицом, как у ее отца) и ее домработницы. Гостями были Жерве, Магнитский и Столыпин. Даже из коридора князь Андрей услышал громкие голоса и чистый, чистый смех — смех, похожий на смех на сцене. Кто-то голосом, похожим на голос Сперанского, отчетливо ответил: ах . ах . ах… Князь Андрей никогда не слышал смеха Сперанского, и этот звонкий и тонкий смех государственного деятеля странно поразил его. Князь Андрей вошел в столовую. Вся компания стояла между двумя окнами за маленьким столиком с закусками. Сперанский в сером фраке со звездой, видимо, в том еще белом жилете и высоком белом галстуке, который он носил на знаменитом заседании Госсовета, с веселым лицом стоял за столом. Гости окружили его. Магнитский, имея в виду Михаила Михайловича, рассказал анекдот. Сперанский слушал, смеясь над тем, что сказал бы Магнитский. Когда князь Андрей вошел в комнату, слова Магнитского снова заглушили смехом. Столыпин сильно бил, жевал кусок хлеба с сыром; Жерве тихонько засмеялся, и Сперанский рассмеялся тонко, отчетливо. Сперанский, все еще смеясь, протянул князю Андрею нежную белую руку. «Я очень рад видеть вас, князь, — сказал он. — Погодите .. он повернулся к Магнитскому, прервав его рассказ. — У нас сегодня договоренность: приятный обед, а не деловое слово. И он снова повернулся к рассказчику и снова засмеялся. Князь Андрей слушал ее смех с удивлением и печалью разочарования и смотрел на смеющегося Сперанского. Это был не Сперанский, а другой человек, казался князю Андрею. Все, что раньше казалось князю Андрею в Сперанском загадочным и привлекательным, вдруг стало ему ясно и непривлекательно. За столом разговор не прекращался ни на минуту и, казалось, состоял из набора забавных анекдотов. Магнитский еще не закончил свой рассказ, когда кто-то сказал, что готов рассказать что-то еще более забавное. По большей части, шутки касались если не самого мира услуг, то чиновников. Казалось, что в этом обществе ничтожность этих людей наконец решилась настолько, что единственное отношение к ним могло быть только добродушно-комичным. Сперанский рассказал, как сегодня утром на совете, когда одного глухого сановника спросили, что он думает, этот сановник ответил, что он того же мнения. Жерве пересказал всю аудиторскую проверку, отличавшуюся абсурдностью всех персонажей. Столыпин, заикаясь, вмешался в разговор и стал горячо говорить о злоупотреблениях прежним порядком вещей, угрожая придать разговору серьезный характер. Магнитский стал издеваться над задором Столыпина, Жерве пошутил, и разговор снова вернулся в прежнее веселое русло.