Интересные факты о романе «Герой нашего времени»: история создания и прототипы персонажей

Содержание
  1. История создания «Герой нашего времени»
  2. Интересные факты о герое Нашего времени. История создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова: история написания, прототипы героев
  3. Замысел романа, его идейное содержание и структура
  4. Второй этап работы. Определение круга действующих лиц, создание сюжета
  5. Третий этап создания романа. Написание текста. Издание произведения
  6. Воспоминания Шан-Гирея
  7. Воспоминания Жигмонта
  8. Местонахождение Лермонтова в период работы над произведением
  9. «Герой нашего времени»: краткое содержание
  10. «Бэла»
  11. «Максим Максимыч»
  12. «Тамань»
  13. «Княжна Мери»
  14. «Фаталист»
  15. Интересные факты Герой Нашего времени. Герой нашего времени.
  16. 5 малоизвестных фактов из биографии и творчества Михаила Лермонтова
  17. На Садовой Лермонтов не жил
  18. Лермонтова лечил врач Пушкина
  19. Ходил к гадалке, предсказавшей смерть Пушкина
  20. Два Печорина — из Петербурга и Москвы
  21. В Петербурге – самый большой музей Лермонтова

История создания «Герой нашего времени»

Историю создания лермонтовского «Героя нашего времени» можно описать в три основных этапа. Эти фазы освещены в трудах литературоведов, мы рассмотрим эти фазы по порядку.

Интересные факты о герое Нашего времени. История создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова: история написания, прототипы героев

«Герой нашего времени» — выдающийся роман великого русского поэта и прозаика.

В статье представлена ​​история создания романа «Герой нашего времени»: история написания произведения, прототипы героев.

Замысел романа, его идейное содержание и структура

Сценаристы делят историю создания «Героя нашего времени» на три отдельных этапа, включая концепцию, определение сюжета и написание самого текста. Сам Лермонтов впоследствии неоднократно рассказывал знакомым поэтам обо всех трудностях, которые ему пришлось преодолеть при создании этого поистине гениального произведения. Датой первого этапа, включающего концепцию романа, определение идеологического содержания и структуру книги, является 1836 год.

Юный поэт Лермонтов

Именно в это время молодой поэт, желавший утвердиться в жанре прозы, решил создать поистине монументальное произведение, отражающее жизнь своего современника, молодого дворянского офицера. По задумке автора, главный герой должен иметь в душе все противоречия, присущие людям того времени. Позднее Лермонтов в письмах и сообщениях друзьям рассказывал, что на момент зарождения идеи романа еще был жив Александр Пушкин, чье творчество вдохновило его на написание этого произведения.

Сложность написания романа:

  • претензии цензуры;
  • сложность получения информации о горцах;
  • проблемы в создании нового жанра.

В некоторых главах сюжет «Героя нашего времени» перекликается с вечным произведением Пушкина «Евгений Онегин». Обе эти книги были о молодых дворянах, которые боролись со своими внутренними демонами и были полны споров. Лермонтов даже решил назвать своего главного героя Печориным, что созвучно названию рек Печора и Онега. Это тоже отсылка к пушкинскому «Евгению Онегину».

в 1837 году Пушкин умирает на дуэли, и Лермонтов посвящает своему кумиру грустную поэму «Смерть поэта». Эти стихи разошлись тысячами экземпляров, что принесло Михаилу Юрьевичу не только известность, но и внимание цензуры и царской тайной полиции. В результате Лермонтов был сослан на Кавказ, где оказался в круговороте трагических событий и участвовал во многих кровопролитных битвах с местным нагорьем.

Второй этап работы. Определение круга действующих лиц, создание сюжета

Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, посетив горные деревни, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего творчества. Его герой должен был предстать перед читателями не в образе скучающего дворянина, без особого труда (как во времена Онегина), а в образе молодого офицера, который по роду своей деятельности служит Отечеству, но страдает в его внутренних пороках и заблуждениях.

Лермонтов также определился с кругом персонажей: он задумал образ гордой русской княгини, влюбившейся в Печорина (образ, несколько созвучный пушкинской Татьяне Лариной), красивой черкесской женщины, которая полюбит все, что душе угодно главный герой (также образ героини поэмы Пушкина «Кавказский пленник»). Автор решил, что героями романа будут горцы с их дикими, но справедливыми обычаями, контрабандисты, ведущие рискованный, но увлекательный образ жизни, светское общество того времени (офицеры, дворяне и т.д.).

Писатель стремился создать произведение, которое поможет читателям увидеть людей, близких и знакомых героям романа. Спустя два столетия можно сказать, что Лермонтову это удалось.

Третий этап создания романа. Написание текста. Издание произведения

История создания романа «Герой нашего времени» включает третий по важности этап написания текста произведения.

По мнению литературоведов, писатель работал над созданием текста в 1838-1841 годах. До сих пор в науке существуют разногласия относительно того, какова была последовательность написания частей работы. Считается, что сначала автор написал «Тамань», затем «Фаталиста», а затем отрывки из «Максима Максимыч» и «Бэла».

При этом последовательность публикации нескольких частей будущего единого романа не совпадала с их созданием. Первая часть в 1839 г вышла под названием «Бела».

Позднее был опубликован рассказ «Фаталист» (1839 г.). Это произведение очень понравилось современникам. Позднее биографы Лермонтова высказали две основные версии происхождения сюжета: согласно первой из них, эпизод с офицером, который застрелился на пари, пропустил, но умер в тот же вечер от пьяной казачьей сабли, да, это произошло на глазах у самого Лермонтова и его друга Столыпина в одной из казачьих станиц; По второй версии, свидетелем аварии был сам дядя писателя, который позже рассказал племяннику эту страшную и загадочную историю.

Следующей вышла «Тамань». Это уже происходило в 1840 году. Биографы писателя считают, что Лермонтов описал событие, которое произошло с ним в этой части. В 1838 году он сам был по делам на Тамани, и там молодого офицера приняли за полицейского, выслеживающего контрабандистов.

Удовлетворенный успехом своих рассказов, Лермонтов в 1840 году решил опубликовать их в романе. Добавив последнюю часть «Максима Максимовича», он сделал сюжет более связным и понятным для читателей. При этом образ главного героя произведения открывается читателям не сразу: сначала мы встречаемся с Печориным в первой части (Бэла). Здесь это описывает добрейший активист Максим Максимович. По-разному читатели оценивают личность Печорина, который похитил молодую черкеску, но не принес ей счастья и не спас ей жизнь. Во второй части «Максима Максимовича» мы видим описание портрета главного героя и нам открывается его личный дневник. Здесь читатели уже полностью понимают, кто герой романа. В эту часть вошли два важнейших эпизода его литературной биографии: рассказ о приключении Печорина на Тамани и его любовной связи с княжной Марией Лиговской. Роман заканчивается «Фаталистом», в котором резюмируется история печальной судьбы Печорина.

История написания «Героя нашего времени» также включает в себя многочисленные споры современников о том, кто является прототипом главного героя этого произведения. Литературоведы называют много разных имен, начиная от личности знаменитого красавца, денди и дуэлянта А.П. Шувалова и заканчивая образом самого Лермонтова.

Так или иначе, этот роман сегодня — классик русской литературы, гениальное произведение, которое показывает нам целый пласт русской жизни, быта и культуры на рубеже прошлого века.

Воспоминания Шан-Гирея

А.П. Шан-Гирей своими воспоминаниями дает некоторые сведения об эпохе работы поэта над этим произведением. Этот родственник и друг поэта утверждал, что «герой нашего времени», история которого нас интересует, был инициирован после возвращения Лермонтова из своей первой ссылки, в Санкт-Петербурге, в 1838 году. Этой точки зрения придерживается большинство лермонтовских ученых. Но есть основания предполагать, что черновик «Тамани» был написан еще в 1837 году. Сегодня известен авторизованный экземпляр этого рассказа, помеченный Висковатым, который утверждает, что рукопись написана Шанг-Гиреем, двоюродным братом Лермонтова, которому последний иногда диктовал свои произведения. Судя по всему, «Тамань» была продиктована грубой версией, а не импровизацией (о чем свидетельствует чистота копии).

Эта гипотеза подтверждается некоторыми свидетельствами родственников и современников поэта. Например, Григорович, увидевший черновик этого произведения с автографом, в своих воспоминаниях писал, что повесть «Тамань» играет от начала до конца в едином гармоническом аккорде. Но если вы возьмете первую рукопись, то заметите, что она полна вставок, перерисована, на листках бумаги, склеенных хостами, много пометок.

Воспоминания Жигмонта

Григорович, к сожалению, ничего не сказал ни о местонахождении этого автографа, ни о том, кто его владелец. Но сегодня всплыло другое воспоминание, перекликающееся с историей этого современника. В 1947 году вышла переписка с П.С. Жигмонтом, родственником поэта, его первым биографом П.А. Висковатым. Жигмонт сообщил, что в 1839 году в Ставрополе поэт нарисовал «Тамань», а затем передал эскиз Петровым, которые могли сохранить его.


Таким образом, датировка была произведена через полвека после этого события, и сам автор мемуаров писал, что не уверен в этой дате. А. В. Попов отмечал, что С. О. Жигмонт и Лермонтов встретились в 1837 г в Ставрополе, а в 1839 г никого из них в этом городе не было. Следовательно, проект «Тамань» следует отнести к 1837 году».

Местонахождение Лермонтова в период работы над произведением

Как известно, эта история основана на несчастном случае с Михаилом Юрьевичем в сентябре 1837 года. В ноябре он был уже в Тифлисе. К этому же периоду относится и его любопытный очерк «Я в Тифлисе». Поэтому И. Андроников очень убедительно заявляет, что в нем есть зародыши «Фаталиста» и «Тамани». Казалось бы, из-за того, что «синкретическая концепция» была перегружена и усложнена сюжетом, писатель решил разделить ее на два произведения, сначала зарисовывая «Тамань» во время своих странствий в ноябре-декабре 1837 года, а затем » Фаталист ». Здесь начинается история создания произведения «Герой нашего времени». Сюжет и композиция романа в дальнейшем претерпели существенные изменения, лишь позже он был восстановлен этими двумя изначально отдельными произведениями. В декабре, вернувшись в Петербург, поэт ненадолго остановился в Севастополе, где встретился с С.О. Жигмонтом и Петровым, его родственниками. Тогда, переписав «Тамань», Михаил Юрьевич, конечно, оставил свой проект Петрову. Именно он тогда увидел Григоровича.

«Герой нашего времени»: краткое содержание

Роман «Герой нашего времени», который рекомендуется читать школьникам на уроках литературы, — произведение многогранное. Продолжается тема так называемых лишних людей, характерная для русской литературы 40-50-х годов XIX века.

Роман имеет нелинейную повествовательную структуру. Вы можете понять работу, посмотрев ее краткое содержание:

«Бэла»

Роман «Герой нашего времени» начинается с главы «Бел». В нем рассказчик знакомится с штабс-капитаном, которого читатель знает как Максима Максимыча.

Этот персонаж, в свою очередь, рассказывает историю главного героя романа — прапорщика Печорина, с которым он служил в одной из крепостей Кавказа. Максим Максимыч характеризует Печорина как «хорошего мальчика», которого сослали на Кавказ после неприятной интриги.

Однажды Максима Максимыча и Печорина пригласил на свадьбу дочери местный князь. Там Печорин увидел Белу, самую младшую и красивую дочь хозяина. Среди гостей был черкес Казбич, которого сын хозяина уговорил продать лошадь за любые деньги. Он даже предложил помочь украсть его сестру.

Казбич категорически отказался расставаться с конем. Итак, Печорин воспользовался ситуацией. Он предложил отвлечь Казбича, чтобы мальчик украл лошадь. В обмен на свои услуги он попросил Бэлу.

Мальчик отвел сестру в крепость, украл коня и навсегда исчез, опасаясь мести Казбича. Пекорин держал девушку взаперти, стараясь привлечь ее внимание приятными подарками и словами.

Со временем девушка начала проявлять чувства к Печорину, но сам герой потерял к ней интерес и стал больше времени проводить вне крепости.

Казбич однажды похитил девушку. Когда Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню, он ранил ее и скрылся. Бела умер на руках Печорина. После похорон героя перевели в другую часть.

«Максим Максимыч»

Описывая аннотацию романа, следует упомянуть главу, не имеющую самостоятельного значения, но помогающую автору раскрыть образ героя. Итак, краткое содержание. «Герой нашего времени» поможет вам узнать историю другого персонажа.

Действие происходит в придорожном отеле, где рассказчик снова встречает Максима Максимыча. Они обнаруживают, что Печорин останавливался здесь по пути в Персию. Максим Максимыч с нетерпением ждет встречи со старым другом, но ни вечера, ни ночи не наступает.

Когда появился Печорин, он вел себя холодно:

  • Сначала он сказал, что спешит уйти.
  • На предложение Максима Максимыча остаться подольше он отказался.
  • На вопрос, что делать с дневником, который он вел много лет, Печорин ответил, что ему все равно.

Потрясенный таким поведением героя, Максим Максимыч передал рассказчику дневник.

«Тамань»

В главе рассказывается о приключениях Печорина на Тамани, где он оказался в командировке. Остановился на берегу в доме, где жили старуха и слепой мальчик. Ночью герой увидел, что мальчик сошёл на берег, и последовал за ним.

Он видел, как мальчик и незнакомец помогали выгружать груз с лодки на берег. Утром Печорин встретил девушку и пригрозил сообщить властям о контрабанде. Она пригласила его на свидание вечером и попыталась столкнуть его с лодки в море. Герой сдержался и толкнул девушку.

Позже он вернулся на место, где впервые столкнулся с контрабандистами, и увидел девушку и мужчину, плывущих на лодке, оставив слепого мальчика на берегу. Позднее Печорин сожалел о том, что нарушил привычный образ действий контрабандистов.

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ
Кадр из фильма «Герой нашего времени

«Княжна Мери»

Лермонтов создал необычную композицию романа «Герой нашего времени». Синтез произведения продолжается главой, написанной в форме дневника. Действие происходит в Пятигорске.

Здесь Печорин знакомится с княгиней Лиговской и ее дочерью Марией. Также в Пятигорске есть курсант Грушницкий — давний знакомый героя. Последний пытается привлечь внимание Мэри. Печорин же, наоборот, избегает общения с Лиговскими, что вызывает интерес семьи.

Дальнейшие события развиваются стремительно:

  • Однажды Печорин узнает, что к Лиговским приезжает дальний родственник. Оказывается, Вера, его бывшая возлюбленная.
  • После встречи между ними снова вспыхивает искра.
  • По совету Веры Пекорин часто навещает Лиговских, уговаривая Марию отвести взгляд. Этим он вызывает ревность Грушницкого.

Последний начал распространять слухи о Пекорине и Марии, и герой вызвал его на дуэль. По замыслу Грушницкого, в ружье Печорина не должно быть патронов. Но герой открыл идею и изменил правила дуэли, предложив стрелять по краю пропасти, чтобы не было шансов выжить.

Во время дуэли Печорин убил Грушницкого. Власти, получив информацию о случившемся, перевезли его в крепость на Кавказ, где герой встретился с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Действие главы происходит в одной из казачьих деревень, куда судьба забросила Печорина. В один из вечеров произошел спор о судьбе. Вулич — один из офицеров — поспорил с Печориным, который увидел на его лице посмертную маску. Вулич взял первое найденное им ружье и выстрелил себе в висок. Произошла осечка. Однако при следующем нажатии на курок пистолет выстрелил, и пуля попала в стену.

Офицеры разошлись, а утром Печорин узнал, что одного из офицеров застрелил пьяный казак. Погибший — Вулич. Казак заперся в хате и пригрозил. Только Печорин осмелился войти в дом. Он хотел, как и Вулич, попытать счастья. Казак выстрелил, но пуля не попала в героя.

Этот случай заставил Печорина надолго подумать, что он фаталист.

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ
Кадр из фильма «Герой нашего времени»

Интересные факты Герой Нашего времени. Герой нашего времени.

Казанский пенсионер Асгат Галимзянов — настоящая казанская легенда. За свою жизнь он подарил 80 автобусов детским домам и подарил миллионы нуждающимся, успел помочь пострадавшим от Спитакского землетрясения, пострадавшим от Чернобыля. Сам Асгат Галимзянов жил в полугнилой лачуге.

он умер в начале этого года.

5 малоизвестных фактов из биографии и творчества Михаила Лермонтова

Михаил Лермонтов
Михаил Лермонтов / Картина Заболоцкого Петра Ефимовича (1803-1866) /

В 2014 году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова, биография которого знает много интересных фактов. Корреспондент АиФ-Петербург встретился с литературоведами, чтобы узнать о некоторых из них подробнее

На Садовой Лермонтов не жил


Статья по темеЛермонтов и Петербург. «Бес гордыни» родил Печорина на Неве Считается, что в 1836-37 гг. Лермонтов жил на Садовой улице, 61. В этом доме когда-то была соответствующая мемориальная доска, на которой также указывалось, что именно здесь Лермонтов написал свое самое известное стихотворение «Смерть поэта». Однако на самом деле в доме Садовой Лермонтов остался наедине с бабушкой.

Михаил Юрьевич действительно написал обличительное стихотворение в доме № 61 », — говорит Ольга Кузнецова, научный сотрудник Института русской литературы. — Однако она не жила там постоянно. Лермонтов учился на военного и в разное время жил в Петергофе и Царском Селе, где размещались кадеты. Квартиру князя Шаховского на Садовой улице Михаил снимал в 1836 году для своей бабушки, об этом говорят его архивы. «Арендная плата» тоже известна: 2000 рублей, но на какой срок непонятно.Поэт посетил только 61-й дом изредка. Но во время болезни он действительно провел несколько недель в Садовой, где написал «Смерть поэта».

Лермонтова лечил врач Пушкина

Новости по теме Городские правозащитники вернули мемориальную доску дому Лермонтова в Санкт-Петербурге. В 1837 году Михаил Юрьевич тяжело заболел. Николай I, высоко ценивший упорных Пушкина и Лермонтова, хотя иногда не одобрявший их работу, послал к больному поэту своего лучшего врача Николая Федоровича Арендта. Не так давно, опять же по приказу монарха, этот врач помогал раненому Пушкину на смертном одре.

Арендт, участвовавшая в многочисленных военных кампаниях, в том числе в 1812 году, видела множество человеческих ран и страданий. И, тем не менее, Пушкин радует его умирающим мужеством и терпением. Врач делится ею с Лермонтовым. Вдохновленный его рассказом, тяжело больной поэт, кумиром для которого был Пушкин, пишет свое знаменитое стихотворение о «Смерти поэта». Любопытно, что одно из изданий этого сочинения датировано Лермонтовым 28 января 1837 года, то есть за день до смерти Александра Сергеевича! Возможно, именно Арендт заранее сообщила Лермонтову, что Пушкин уже не жилец.

Ходил к гадалке, предсказавшей смерть Пушкина

«Лермонтов был очень мистическим человеком, — говорит Ольга Кузнецова. — Об этом, например, его рассказ «Фаталист».

— Сам Петербург, который сначала не любил его, оказывается в некоторых произведениях Михаила Юрьевича обманщиком, — добавляет М.Ю. Лермонтова Никита Охотин.

Неслучайно перед последним и роковым отъездом на Кавказ поэт навещает известную на весь Петербург гадалку Александру Киргоф. Именно она предсказала смерть Пушкина «от рук белого человека» (имеется в виду белокурого мужчины). Лермонтов задает «ведьме» вопрос: «Вернусь ли я когда-нибудь в Петербург?» Ответ прорицателя решительно отрицательный.

Два Печорина — из Петербурга и Москвы

Главный лирический герой поэта — «Герой нашего времени» Григорий Печорин — родился в Санкт-Петербурге. Но вот Григорий Печорин, который появляется в «Княгине Лиговской», уроженец Москвы.

«Сам Лермонтов — москвич, — говорит Никита Охотин. — Ему было трудно привыкнуть к северной столице, в которую он переехал в 1832 году. Но постепенно он привыкает к Петербургу. «Московский» Печорин, кстати, ровесник Лермонтова, уже хорошо знает топографию центра Петербурга. А «петербургский» Печорин — это уже зрелый человек, чисто столичный, хотя он и «действует» в романе на Кавказе.

В Петербурге – самый большой музей Лермонтова

В Москве, Пятигорске, Тамани есть крупные лермонтовские музеи, но наиболее полное собрание произведений поэта, записок и других артефактов собрано в Санкт-Петербурге, в музее Института русской литературы.

«Материалы о Лермонтове были собраны в XIX веке в музее Николаевского кавалерийского училища, которые затем были доставлены нам», — сказала заведующая музеем Лариса Агамалян. — Помимо многочисленных рукописных произведений поэта, у нас есть огрызок карандаша Лермонтова, который был у него во время дуэли с Мартыновым. Здесь также есть письменный стол Михаила Юрьевича, его кинжал, одежда и многое другое.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"