- Печорин – неоднозначная личность
- Образ и характеристика Печорина в романе Герой нашего времени
- Образ Григория Печорина
- Черты характера
- Внешность Печорина
- Характеристика Печорина
- Образ жизни Печорина
- Смысл и актуальность образа Печорина
- Отношение к любви
- Отношение к смерти
- Противоречивость Печорина
- Положительные качества Печорина
- Игра с женщиной
- Дружба и месть
- Речевая характеристика Печорина
- Печорин в системе женских образов
- Печорин в системе мужских образов
- Позиция Печорина
- Выбор Печорина
- Неужели зло так привлекательно? Почему любят Печорина, если он приносит горе
- Одиночество Печорина
- Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин
Печорин – неоднозначная личность
Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени» — образ неоднозначный. Это нельзя назвать положительным, но и отрицательным тоже. Многие из его действий достойны осуждения, но также важно понять причины его поведения, прежде чем давать оценку. Автор называл Пекорина героем своего времени не потому, что рекомендовал ему быть равным, и не потому, что хотел над ним посмеяться. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения — «лишнего человека», чтобы каждый мог видеть, к чему ведет общественный строй, обезображивая человека.
Образ и характеристика Печорина в романе Герой нашего времени
Печорин — главный герой романа «Герой нашего времени», привлекающий внимание своей двусмысленностью и противоречивостью, поэтому мы подробно проработаем образ Печорина и характеристику героя в нашей работе, чтобы понять причины его поведения.
После прочтения романа читатель видит сотканный из противоречий образ Печорина, в котором положительные черты характера героя убивают его поступки. Так кто он — Григорий Печорин? В очерке по литературе кратко остановимся на образе Пекорина, рассмотрим его характер и попытаемся раскрыть тайны образа Пекорина и дать характеристику героя, ответив тем самым на вопрос, почему автор называет Пекорина героем своего времени.
Образ Григория Печорина
Прочитав роман Лермонтова, я сразу сформировал образ Григория Печорина, как образ еще одного человека. Такое ощущение возникает после прочтения произведения. Персонаж, не сумевший раскрыть свои сильные стороны и таланты, кажется в обществе излишним. Печорин жил во времена реакции Николаева, последовавшей после восстания декабристов. В то время молодые люди не понимали, куда направить свои усилия и чем они могут принести пользу своей стране.
Во всем была скука. Это чувство постоянно присутствовало в нашем герое Печорине, который искал новых ощущений, которые могли развеять скуку и помочь найти свое место. Иногда ему удается найти что-то новое для себя, но это чувство быстро проходит, поэтому он снова и снова пытается попытать счастья. Он идет на войну, ищет убежища в любви, вступает в дуэль и выслеживает контрабандистов. В этом случае страдают другие люди. Он бессознательно ломает судьбы людей, из-за него страдают женщины, Грушницкий теряет жизнь, рушатся семьи, гибнут влюбленные в Печорина женщины.
Черты характера
Внешние характеристики Печорина в «Герое нашего времени» отражают его внутреннее состояние. «Я долгое время жил не сердцем, а головой», — говорит он о себе. Действительно, все его действия отличаются холодной рациональностью, но чувства нет-нет и лопаются. Один бесстрашно ходит на кабане, но морщится от стука ставен, в дождливый день может целый день охотиться и боится паники от сквозняка.
Пекорин запрещал себе чувствовать, потому что его истинные душевные порывы не находили ответа в окружающих: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но им пришлось — и они родились. Я был скромным — меня обвиняли в хитрости: я стал замкнутым. Я глубоко чувствовал хорошее и плохое; меня никто не ласкал, все оскорбляли: я стал мстительным; Я был угрюм — остальные ребята веселые и разговорчивые; Я чувствовал себя выше них — они ставили меня ниже. Я стал завидовать. Я был готов любить весь мир — меня никто не понимал: и я научился ненавидеть».
Он мечется, не находя своего призвания, своего предназначения в жизни. «Это правда, моя задача была высока, потому что я чувствую во мне огромную силу». Светские развлечения, романы: устаревшая сцена. Они не принесли ему ничего, кроме внутренней пустоты. В изучении наук, которыми он занимался из желания быть полезным, он тоже не находил смысла, потому что понимал, что залог удачи — в ловкости, а не в знаниях. Печорина овладела скука, и он надеялся, что хотя бы чеченские пули, свистящие над его головой, спасут его от нее. Но в войне на Кавказе он снова разочаровался: «Спустя месяц я настолько привык к их шуму и близости смерти, что на самом деле я стал больше внимания уделять комарам — и мне стало скучнее, чем раньше». На что направить его неизрасходованную энергию? Следствием ее невостребованности были, с одной стороны, необоснованные и нелогичные действия, а с другой — болезненная уязвимость, глубокая внутренняя грусть.
Внешность Печорина
Между тем Григорий Печорин сразу привлекает своей внешностью. Он чистый, милый, подтянутый. Ему было чуть больше двадцати лет. Он любит носить дорогие духи, у него ленивая и рассеянная походка, слегка вздернутый нос, карие глаза и светлые волосы. На первый взгляд Григорий производит благоприятное впечатление, вызывает доверие и симпатию. Однако наиболее точное описание Печорину дал его друг Максим Максимыч. Поговорим о противоречивом характере героя. Итак, на первый взгляд кажется, что ему не больше двадцати трех, но через мгновение мы видим перед собой человека, которому можно дать тридцать. Это мужчина с проницательным, тяжелым, безразлично спокойным взглядом. Его лицо никогда не выражает эмоций, и даже в трудную минуту он остается спокойным. И самое главное, его глаза никогда не смеются, даже когда он смеется сам.
Характеристика Печорина
Приведем теперь описание Печорина в очерке с цитатами из произведения. Кто он, герой лермонтовских времен? Этот совокупный портрет отражал целое поколение людей с сломанными жизнями. Из-за необходимости приспособиться к условностям личность подрастающего поколения разделилась на две части: естественную и искусственную. И это характеристика, которую мы дадим нашему герою.
Григорий Печорин — 25-летний офицер, состоятельный петербургский дворянин, имеет привлекательную внешность и считается завидным женихом. Он вырос в высшем обществе, получил хорошее образование и был избалован роскошью и богатством. Однако он устал от своего окружения. Печорину противны балы, он устал от светской жизни. Григорий ничем не доволен и живет в постоянной скуке. Единственное желание — найти себя, но не может.
Это высокомерный, аморальный и немного странный человек. При этом он личность сильная, стойкая и смелая. Печорин всегда получает то, что хочет. Он властный и любит подчинять себе окружающих.
Печорин смерти не боится и ищет ее. Это человек, у которого язык острее меча. Он живет не чувствами, а разумом.
Герой всегда имеет собственное мнение, разбирается в людях, но при этом не имеет друзей и любит иметь врагов.
Как видите, в нашем очерке по роману «Герой нашего времени» характеристика Печорина неоднозначна и противоречива. Ему есть что любить и есть что ненавидеть.
Образ жизни Печорина
Рассматривая образ жизни Печорина, мы понимаем, что перед нами жизнь еще одного человека, который потерялся в мире и не может найти своего предназначения. Его жизнь проходит в обществе, где нет бескорыстной любви, настоящей дружбы, справедливых отношений между людьми. Да, он богат и может пользоваться всеми благами, легко покоряет женщин, но не радуется жизни. Он живет и чувствует, что может сделать больше. Он понимает, что его энергии хватило бы на что-то важное и особенное, но все это никому не нужно. Так надвигается постоянная скука, и, чтобы развлечь себя, Печорин придумывает себе развлечение, играя с человеческими судьбами.
Смысл и актуальность образа Печорина
В чем значение образа Печорина? Почему автор называет его героем? Это потому, что он хочет, чтобы все восхищались им. А Лермонтов просто показывает своего современника, молодого человека из 1830-х годов, где царила николаевская тирания. Автор хотел разоблачить откровенные и неприкрытые пороки своего времени, поместив все в образ — в образ Григория Печорина, по которому мы пишем эссе.
Актуален ли образ Печорина сегодня? На мой взгляд, даже спустя долгое время образ Печорина остается актуальным. Ведь мы, современные люди, иногда испытываем смешанные чувства, а сама жизнь, несмотря на временные ограничения, полна двусмысленности. Хотя наступил двадцать первый век, мы все еще пытаемся найти себя в толпе и свое место на земле. Мы хотим понять, зачем мы живем и в чем наша польза. А если пойти глубже, то в нашем обществе многие играют на чувствах других, и большинство из нас стали черствыми эгоистами и материалистами. В этом актуальность образа главного героя.
Отношение к любви
О том, что Печорин не потерял слух, свидетельствует и его любовь к Вере. Это единственная женщина, которая полностью это поняла и приняла как есть. Ей не нужно перед собой приукрашиваться или, наоборот, выглядеть неприступно. Он выполняет все условия, чтобы увидеть ее, и когда он уходит, он загоняет лошадь до смерти, пытаясь добраться до своей возлюбленной.
Совершенно иначе он относится к другим женщинам по-своему. Эмоциям больше нет места: расчет. Для него они всего лишь способ развеять скуку, показывая при этом свою эгоистичную власть над ними. Изучайте их поведение, как у морских свинок, придумывая новые повороты в игре. Но даже это его не спасает: он часто заранее знает, как поведет себя его жертва, и становится еще более меланхоличным.
Отношение к смерти
Еще одна важная черта характера Печорина в романе «Герой нашего времени» — его отношение к смерти. Это полностью показано в главе «Фаталист». Хотя Печорин признает предопределенность судьбы, он считает, что это не должно лишать человека воли. Мы должны двигаться вперед мужественно, «в конце концов, ничего страшнее смерти не случится — и смерти не избежать». Именно тогда мы видим, на какие благородные поступки способен Печорин, если его энергия направлена в правильное русло. Смело выпрыгивает из окна в попытке нейтрализовать казачьего убийцу. Его врожденное желание действовать, помогать людям наконец находит хоть какое-то применение.
Противоречивость Печорина
Григорий Печорин в романе представлен как двигатель неприятностей, его появление в жизни всех персонажей заканчивается своеобразной трагедией или становится причиной смерти. Большинство этих ситуаций создаются непреднамеренно. Печорин не намерен никого убивать или нанести непоправимые последствия для жизни отдельных людей, трагедия происходит случайным, незапланированным образом, из-за противоречивого восприятия реальности персонажами, определенного непонимания сути этого это происходит.
Положительные качества Печорина
Поначалу кажется, что позиций по этому поводу должно быть намного меньше, так как вреда Печорину больше, чем пользы, но на самом деле все далеко не так.
Прежде всего, это влияет на образование и интеллект персонажа. Печорин получил хорошее образование, но одно это обстоятельство не делает его умным: он любопытен по натуре, поэтому его познания никогда не ограничивались сухими науками, ему всегда хотелось докопаться до истины, понять суть.
Григорий умеет преподносить себя в обществе — у него есть дар интересовать собеседника даже на самую банальную тему, у него хорошее чувство юмора, что также способствует его коммуникативному влиянию.
Печорин не только владеет предметом различных наук, но и хорошо знает правила этикета и успешно применяет эти знания на практике — он всегда вежлив и обходительный.
Нельзя не отметить к положительным качествам ее особое внимание к своему гардеробу и состоянию платья — она всегда выглядит аккуратно и элегантно.
Игра с женщиной
Печорин относится к женщинам, как к игрушкам, подаренным ему на прикол. Он, как маленький ребенок, узнает новое и, разобравшись в его структуре, выкидывает, переходя к следующему. Княжна Марья так смешно стала в руках Печорина. Было несколько причин играть. Первый — это нежелание жить без происшествий. Душа персонажа требует постоянного присутствия приключений, поиска новых жертв для удовлетворения своего предположения о своей уникальности. Второй — это желание рассердить Грушницкого.
У бывшего друга были особые трепетные чувства к Марии, стоило поиграть с двумя одновременно. В этом весь Печорин. Он проницателен и жесток. Григорий начал свою игру: его пригласили на прогулку, он был красноречив и симпатичен. Танцы не заводил, плясал и комплименты купался. Княгиня освободилась от чувств и не подозревала, в какую сеть попала. Поведение мужчины не удивляет читателя. Это навсегда. Не спрашивая разрешения, главный герой истории вторгается в чужую жизнь и разрушает ее.
Дружба и месть
Грушницкий не остается в стороне как наблюдатель. Он ведет себя как большинство молодых людей. Он мстит. Ходят нелепые слухи, красочные сплетни, грязная ложь. Комедия, которую захотел сыграть Григорий, сразу превратилась в трагедию в светском обществе. Клевета витала вокруг девушки. Печорин тоже не оригинален. Вызовите лжеца на дуэль. Только сама дуэль для него не возможность восстановить справедливость, а еще одна попытка испытать свою судьбу. Грегори изучает людей под микроскопом, как микробиолог. Только в образе ученого проявляются он и его инстинкты, мироощущение, уверенность в себе.
Печорин мучается всю ночь перед дуэлью, его преследуют мысли. Он сталкивается со своим бывшим другом совершенно безоружным, так как знает о подлости, задуманной друзьями дуэлянта. Печорин проводит свой следующий эксперимент: проверьте, сколько ненависти вынес человек. Григорий ухудшает условия поединка, предлагает подняться на скалу, где на расстоянии 6 шагов даже ранение приведет к смерти. Читателя очаровывают такое отношение к жизни и авантюризм персонажа. Грушницкий становится еще более неприятным персонажем. Печорин ждет, когда проснется душа наркомана. Но он молчит, он не воспринимает ни одного предложения Григория. Это пробудившаяся гордость, стыд или желание мести? Ответ лежит на читателе. Но Печорин просит перезарядить ружье и убивает Грушницкого.
Речевая характеристика Печорина
Личность каждого персонажа раскрывается не только через описание его характера, внешности или действий, но и через речь. Это мощный инструмент, с помощью которого авторы раскрывают внутренний мир героя, придавая ему четкие и яркие оттенки.
Григорий Печорин — богатый дворянин, завсегдатай изысканных столичных салонов, и его манера общения полностью соответствует его высокому социальному статусу. Печорин умеет грамотно, точно и лаконично выразить свои мысли, чувства, переживания. Он часто использует яркие метафоры, сравнения, красивые литературные повороты: «Ведь не случится ничего хуже смерти — а смерти не избежать!» и, как камень, он тоже почти пошел ко дну! «,» . герои изображены? Они знают друг друга не иначе, как спасти любимого от верной смерти…».
Речь Григория отличается литературной чистотой и художественными способностями, в ней нет места архаизмам, славянизмам, жаргонизмам. В общении с другими персонажами он выражает свои мысли с завораживающей простотой, ясностью и точностью.
Печорин в системе женских образов
Женские персонажи романа «Герой нашего времени» играют важную роль в раскрытии сложной, неоднозначной и противоречивой личности Григория Печорина. В отношениях с каждой из героинь она показывает разные стороны своей натуры, но все ее романы объединяет одно: они заканчиваются самым драматичным образом для избранных, оставляют след на всю жизнь.
Читателю известна первая героиня любовной драмы по главе «Бэла». Юная черкесская красавица привлекает внимание Печорина своей самобытной восточной красотой, свежестью молодости, недоступностью. Чтобы заполучить Белу, Печорин заключает аморальный пакт, в котором сама девушка становится дорогим товаром. Герой интересуется ею только вначале, когда он должен искать ее любви. Однако привязанность «дикаря» быстро утомила искушенного столичного распутника. Трагическая смерть Белы становится для него позором, но также и большим облегчением.
Любовь княгини Марии горделивой, капризной, надменной и в то же время умной и чистой на какое-то время льстит гордости Пекорина. Без всяких угрызений совести он вовлекает в свои игры молодую девушку, легко манипулируя ею. Наивный восторженный романтизм Марии и ее неопытность не могут разжечь страсть в сердце Григория, который безжалостно покидает ее.
Печорин испытывает сильную эмоциональную привязанность к Вере: светская красавица, умная, мудрая и чувственная женщина. Станьте единственным человеком, который сможет понять Григория и принять его таким, какой он есть, со всеми недостатками и пороками. Ни цинизм, ни эгоизм, ни душевная холодность Печорина не пугают Веру, способную любить тепло и страстно. Однако даже такая сильная и глубокая любовь не может убедить Григория изменить свое отношение к жизни, уберечь его от морального упадка.
Печорин в системе мужских образов
Каждый персонаж М.Ю. «Герой нашего времени» Лермонтова призван показать всю многогранность личности главного героя, офицера Григория Печорина. И если в женском обществе Печорин старается проявить себя как можно ярче, то в общении с мужчинами он занимает позицию наблюдателя. Являясь собирательным образом, впитавшим в себя множество пороков своего времени, Печорин противопоставляется практически всем мужским персонажам.
Наибольший контраст наблюдается между Печориным и Максимом Максимычем. Это два совершенно разных мира, которые в обычной мирной жизни вряд ли соприкоснутся друг с другом. Добрый, милосердный, приветливый Максим Максимыч становится полной противоположностью хладнокровного и расчетливого Печорина, способного ради забавы парализовать чужую судьбу. Герои различаются не только моральными ценностями, но и социальным статусом, возрастом, взглядами на жизнь.
Вспыльчивый и самовлюбленный курсант Грушницкий, как и Печорин, привык исполнять свои желания. Однако этот мужской образ гораздо примитивнее: Грушницкий не такой умен, образован и хитрый, как Печорин. Поэтому, перейдя дорогу Григорию, он легко становится его жертвой.
У Печорина много общего с доктором Вернером. Это «одно ягодное поле»: умные, прагматичные, расчетливые, циничные, тонкие ценители человеческих душ. Они могут понимать друг друга без слов. Однако между ними есть существенная разница: в достижении своих целей Печорин идет до конца, а Вернер не готов играть чужими судьбами и более милосерден.
Агент Вулич помогает понять, как Печорин относится к судьбе, к предопределению. Обладая природной интуицией, Печорин видит отпечаток смерти на лице Вулича и вскоре сам становится свидетелем трагической и нелепой гибели офицера. Этот инцидент заставляет Грегори переосмыслить свою жизнь и начинает играть с судьбой.
Позиция Печорина
Герой изображает циничного человека. Он гордится своим взглядом на жизнь, не испытывает угрызений совести из-за того, что причиняет боль другим людям. Он превратился в морального калека и полностью этим занимается. Печорин демонстративно отвергает любовь и дружбу. Он утверждает, что презирает женщин за то, что они не любят, он боится, что иначе его жизнь превратится в мелодраму. Он не понимает и не принимает дружбу, считая, что при настоящей дружбе один обязательно должен стать рабом другого.
В редкие моменты, когда Печорин легко открывает людям свою душу, это говорит о том, что его нужно пожалеть. Герой видит, что он причиняет боль другим людям, что по его прихотям судьбы ломаются, рассыпаются и заканчиваются жизнью. Для других проявите к этому безразличие. Но так ли это на самом деле? Об этом читателю остается только догадываться.
Выбор Печорина
В любой ситуации человек может самостоятельно выбирать, как себя вести. Есть люди, которые долго сомневаются в своем решении. Но Печорин всегда тверд в своих взглядах. Его ничто не смущает и не останавливает, если он решил достичь какой-либо цели. Но его единственная цель — убить скуку. Так или иначе, постарайтесь повеселиться, не обращая внимания на разбитые судьбы. Но его забава жестока и эгоистична.
Любовь для него — всего лишь пустой приговор, и даже если он испытывает искреннюю симпатию к девушке (например, к Беле), она ему быстро наскучивает. В некоторых случаях он играет судьбой людей только из спортивного интереса (Мария и Грушницы стали жертвами не его чувств, а его скуки).
Неужели зло так привлекательно? Почему любят Печорина, если он приносит горе
Григорий Печорин — главный герой известного психологического романа М.Ю. «Герой нашего времени» Лермонтова. Его образ сложен и неоднозначен, литературных героев, таких как Григорий, принято анализировать, сравнивать и характеризовать не только в контексте литературных произведений, но и в историческом контексте.
Григорий Печорин стал своеобразным воплощением целого поколения людей 19 века, вокруг него было много споров и дискуссий. Сам император и реакционные журналисты отрицательно отзывались о творчестве Лермонтова в целом и о главном герое, ожидая в нем проявления тех же революционных нот, которых так важно было избежать. Среди широкой публики появление еще одного героя из разряда «лишних людей» вызвало неоднозначную реакцию. Кто-то мог понять Печорина, кто-то отверг его как эгоистичного, злого и самодовольного человека.
Но почему для самого Григория было так важно поддерживать с ним связь и находить общий язык? Что такого привлекательного в ее имидже? Чтобы ответить на вопрос, стоит обратиться к сюжету спектакля «Герой нашего времени» и для начала вспомнить «худшие» действия Печорина и дать их характеристику.
Уже в главе Белы Григорий Александрович показывает свою природу: он похищает девушку, силой обосновывается в себе и ради самой авантюры крадет лошадь у Казбича и разоблачает еще совсем юного глупого Азамата, брата Белы. Даже смерть княжеской дочери не может разрушить ледяное спокойствие и апатию Печорина. На воде Григорий пытается развеять скуку, соревнуясь с Грушницким за сердце юной княгини Марии. Герою плевать на последствия своих действий, он даже готов стать виновником любовной трагедии и душевного срыва Марии на фоне ее безответной любви к Печорину и гибели Грушницкого. Для Григория важны только его интересы, что он еще раз демонстрирует в отношениях с Верой. Он знает, что женщина до сих пор любит его так сильно, что он не может забыть, несмотря на все страдания, которые причинил ей Печорин. Но вместо того, чтобы перестать мучить ее, герой только усиливает страдания, снова пытаясь возобновить с ней отношения.
Несомненно, Григорий Александрович понимает ужас своих поступков, осознает, что заставляет людей страдать, а сам истощается своей душевной неполноценностью и эгоизмом (напомним, критик Г.В. Белинский охарактеризовал его как «страдающего эгоиста»). При этом герой ничего не может поделать со своей неполноценностью, он сам задается вопросом, что в нем привлекает людей, хотя в глубине души понимает причины. Вера тоже понимает эти причины, как сказано в ее прощальном письме:
«Она, которая когда-то любила тебя, не может смотреть на других мужчин без легкого презрения не потому, что ты лучше их, о нет! Но в вашей природе есть что-то особенное, что-то свое, что-то гордое и загадочное; в вашем голосе, что бы вы ни говорили, есть непобедимая сила; никто не знает, что хочет быть любимым все время; Ни в одном зле нет столь привлекательного зла, ни один взгляд не сулит столько счастья, никто не знает, как лучше использовать его преимущества, и никто не может быть настолько по-настоящему несчастным, как ты, потому что никто так сильно не пытается убедить себя в обратном.»
Несмотря на то, что героиня объясняет только привлекательность Григория для женского общества, ее слова в отношении друзей Печорина частично верны: «никто не знает, как лучше использовать их достоинства». Григорий умен, образован, смел, интересный собеседник, страстен, а значит, способен стать отличным сообщником и помощником своих сверстников. Печорин умеет слушать и говорить, умеет быть независимым от общественного мнения, что привлекает к себе внимание и вызывает уважение к Григорию среди людей, в чем-то он на него похож.
Несомненно, Григория любят, но вся эта любовь имеет нездоровые причины и проявления, ранит тех, кто ее переживает, и быстро затухает после более интимного знакомства или перерастает во что-то пугающее и травмирующее, как это бывает с чувствами Веры и Марии. Можно сказать, что Печорин действительно привлекателен для людей, но им его делает не внутреннее зло, а те положительные качества, которые отчасти его душат.
Одиночество Печорина
Герой всячески пытается показать окружающим, что он самодостаточен, что ему не нужны другие люди. Но в душе Печорин очень одинок. Сам закрывает вход в свою душу, отвергая и любовь, и друзей. Невероятная скука в его жизни, которую он пытается убить любыми способами, возникла именно из-за того, что герой отгородился от людей, оставив в кругу своих интересов только свою личность. Печорин, может быть, смог полюбить людей, обрести настоящую дружбу, искренне полюбить девушку. Но он сознательно отказывается от этих великих человеческих благ, выбирая уединение.
Так Печорин был создан компанией. Он сам об этом говорит, разговаривая с Максимом Максимыч или Марией. Но в конце концов Пекорин стала человеком, который закрыл свою душу от всего хорошего и хорошего, что могло в ней поселиться. Об этих людях можно только пожалеть, ведь с таким циничным характером добиться счастья просто невозможно. Каждый человек — хозяин своей жизни. Отказываясь от человеческих добродетелей, разучившись искренне и надолго испытывать чувства, Печорин самостоятельно обрекает себя на вечную скуку, одиночество и несчастье.
Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин
Роман «Герой нашего времени» был написан в 1840 году, в период политической и общественной реакции, приведшей к появлению так называемого образа «лишнего человека». В.Г. Белинский утверждал, что главный герой оперы — Печорин — это Онегин своего времени. Печорин чувствует свое предназначение в жизни, считая себя «необходимым персонажем в каждом пятом акте». Он, как мыслящий и во многом талантливый человек, пытается найти свое место в обществе, но все же историческая реальность обречена на вечное одиночество. Кроме того, одно из самых ярких качеств характера Григория Александровича — это эгоцентризм, от которого герой чувствует себя одиноким.
Сравнивая Печорина сначала с «дикарем» Белой, затем с «добрым» Максимом Максимычем, с «честными контрабандистами», Лермонтов неизменно показывает, что Печорин их превосходит, умеет подчинять своей воле или оказывается морально более благороден из них. В «Фаталисте» Печорин борется уже не с людьми, а с самой идеей судьбы, бросающей ему вызов. Но все эти победы Печорина не приносят ему ни социальной чести, ни морального удовлетворения, более того, они его уничтожают, увеличивая каждый раз только одиночество героя.
Характер Печорина сложен и противоречив. Главный герой говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой в душе считает себя стариком». По словам Белинского, Печорин «лихорадочно преследует жизнь, везде ее ищет». Но нигде герой не находит счастья и покоя. Причина такого отношения к жизни кроется в самом обществе, построенном на лицемерии и неискренности. «Хорошо познав свет и истоки общества», Печорин «познал науку о жизни», то есть научился скрывать истинные порывы своей души, быть лицемером, перестал верить в искренность, в любовь, в дружбе. В результате он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю «внешнюю живость» своего существования.
Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет целей. Этот герой не умеет любить, потому что боится истинных чувств, боится ответственности. Что у него осталось? Только цинизм, критика и скука. В результате Печорин умирает.
В своем романе Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей душой, пусть даже бессознательно, борется за гармонию.
Поэтому Лермонтов утверждает, что причина одиночества героя кроется в обществе, которое сформировало Печорина таким, каким он был. Но, кроме того, «виноваты» еще и внутренние качества героя, позволившие окружающей среде сделать его холодным и равнодушным игроком на поле жизни.
Многие писатели в своих произведениях ставили вопрос о цели существования и доверяли своим литературным героям найти ответ на этот вопрос. Следовательно, М.Ю. Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы своего романа «Герой нашего времени» героя, который прямо поставил важнейшие вопросы сознательного человеческого существования — о цели и смысле человеческой жизни, о ее предназначении. Реакционные критики, такие как Николай I, не нашли в романе ничего русского и заявили, что роман порочный и был скопирован западноевропейскими романистами. После выхода романа в свет такие критики создали легенду о том, что Лермонтов изобразил себя в Печорине. Узнав об этих критических рецензиях, Лермонтов счел необходимым написать предисловие ко второму изданию романа, в котором он саркастически высмеивал поп-музыку
Ыкс поставил знак равенства между собой и его героем. Он заявил, что «Герой нашего времени» — это портрет пороков нашего поколения. Создавая этот портрет, Лермонтов выразил «едкие истины» о своем эгоизме, бездействии, растрате сил на пустые занятия, о безразличии к общественной жизни.
В повести «Княгиня Мария» Печорин рассказывает о себе, раскрывает свою душу. Не зря, в предисловии сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет история человеческой души. И здесь более ярко проявились характеристики «Героя нашего времени» как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннее признание, в котором он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичевая присущие ему слабости и пороки. Здесь дается как ответ его персонажу, так и объяснение его действий.
Печорин — жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов свои действия? То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов о нем других героев, вызывает к нему двойственное чувство. Нельзя не заметить, что Печорин на голову выше окружающих его людей. Нам противны его безразличие к людям, его неумение любить правду, дружбу, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин очаровывает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценивать свои действия. Мы видим, что он сам сильно страдает. Характер Печорина сложен и противоречив. Сам он говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой думает и судит.
Лермонтов ясно указывает на главную причину, по которой Печорин и другие думающие люди его времени были несчастны. Причину этого он видел в «незначительных спорах по поводу участка земли или каких-то фиктивных прав…». Портрет Печорина свидетельствует о его усталости и холодности. Ему безразлична его судьба, его прошлое. Его улыбку, прямо противоположную смыслу слов, нельзя воспринимать как иронию по отношению к Максиму Максимычу. Печорин довольно ироничен с самим собой из-за отчаяния своего положения, когда все его попытки вторгнуться в жизнь заканчиваются горьким результатом. Для Максима Максимыча все прошлое сладко, а для Печорина — болезненно.
Печорин не знает другого способа пробудить душу, кроме приобщения к страданиям, поэтому его любовь никому счастья не принесла. Он также является орудием казни в отношениях с Верой, которую любит одну, хотя и отделен от нее. Отношения с ней подчеркивают, что Пекорин, вопреки его утверждениям, способен «сойти с ума под влиянием страсти». Перед нами человек, наделенный исключительными качествами, человек большой воли, но этот человек не нашел в своей жизни достойной нравственной цели, которая могла бы привести его через испытания на правильный путь. Напротив, необычность Печорина только приносит страдания окружающим, но в то же время создает еще большую пустоту в душе героя, не знающего, для чего он живет.
Добавим при этом, что таковы были молодые люди современного поколения Лермонтова, и обобщенный образ этого поколения, воплощенный в Печорине, дает пищу для ума, заставляя задуматься об актуальности проблемы жизней прожитых без цели. Как канул в небытие Печорин, чья смерть на дороге стала символом неизведанного жизненного пути, ее конечной цели, твердой цели, так каждый из нас может исчезнуть с лица земли, не оставив значимого следа.