Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»: жизненный путь персонажа, характеристика и анализ литературного типа

Содержание
  1. Герой нашего времени краткое содержание анализ
  2. История создания
  3. «Герой нашего времени»: анализ произведения
  4. Замысел и история создания романа «Герой нашего времени»
  5. «Герой нашего времени»: тема и конфликт произведения
  6. Направление, жанр, композиция
  7. Смысл названия
  8. Жанровое своеобразие
  9. Главные герои и их характеристика
  10. Психологический портрет Печорина
  11. Цитатная характеристика
  12. Происхождение, род занятий, описание внешности
  13. Речевая характеристика Печорина
  14. Печорин в системе женских образов
  15. Печорин в системе мужских образов
  16. Отношение Печорина к любви, дружбе, обществу
  17. О страсти и удовольствии
  18. О роковом предназначении
  19. О женщинах
  20. О страхе жениться
  21. О врагах
  22. О неполноценных людях
  23. О фатализме
  24. О смерти
  25. У Печорина страсть к быстрой езде
  26. Внешность Печорина
  27. Характер Григория
  28. Почему Печорин – «герой нашего времени»
  29. Печорин и любовь
  30. Роль героя в произведении
  31. Развитие героя по мере сюжета
  32. Отношение автора к герою

Герой нашего времени краткое содержание анализ

Личность и творчество М.Ю. Лермонтов стал значимым для всей русской литературы. Вклад поэта не только в русскую, но и в мировую культуру трудно переоценить. Многие смело ставили его в один ряд с легендарным А.С. Пушкиным. «Герой нашего времени» Лермонтова считается образцовым литературным произведением первой половины XIX века, открывшим писателям новую творческую нишу.

История создания

История романа окутана тайной. Что именно вдохновило Лермонтова на создание книги, пока неизвестно. Однако точно известно, что многие персонажи и ситуации в произведении имели свои истинные прототипы:

  • Итак, самому Лермонтову пришлось пережить то, что произошло с этим героем в главе «Тамань».
  • Образ доктора Вернера был вдохновлен доктором Н. В. Майером, который дружил с ссыльными декабристами на Кавказе.
  • А кадет Грушницкий стал отражением никого иного, как Николая Мартынова, которому суждено было стать убийцей Лермонтова.

Идея «Героя нашего времени» во многом перекликается с пушкинским «Евгением Онегином». Даже имя главного героя Лермонтов выбрал подобие пушкинского героя: Онегин от названия реки «Онега» и Печорин от названия реки «Печора». Таким образом, идея Лермонтова продолжает творческие поиски Пушкина. Перед нами новая версия Онегина — более циничная и глубокая лишняя личность, раскрытая со всех сторон.

«Герой нашего времени»: анализ произведения

Роман оказался эпохальным произведением. Критики увидели в нем продолжение пушкинских традиций, и Белинский крестил главного героя романа Лермонтова «Онегин нашего времени».

Вот особенности произведения, которые выделяют литературоведы:

Замысел и история создания романа «Герой нашего времени»

Исследователи творчества Лермонтова считают, что идея писателя родилась в 1836 году при жизни Пушкина.

Лермонтов намеревался представить героя своего поколения, подобного изображенному Пушкиным. Неудивительно, что он выбрал имя персонажа от названия бурной реки Печора. Этим он хотел подчеркнуть как преемственность, так и отличие персонажа от «Онегина» Пушкина. Онега — тихая равнинная река, географически южнее Печоры. После смерти Пушкина Лермонтов отправился служить на Кавказ, где определился с образами и местами, описанными в произведении.

Писатель начал писать текст в 1838 году, публикуя отдельные рассказы. Первым свет увидел Бела (1839), за ним — Фаталист (1839). В хронологическом порядке их содержание лежит в основе повествования. «Тамань» — первая глава романа с точки зрения хронологии истории, вышла в 1840 году.

«Герой нашего времени»: тема и конфликт произведения

Лермонтов продолжил тему лишних людей — особого рода литературных героев, сформировавшихся в 40-50-е годы XIX века. Это люди благородного происхождения, которые не смогли реализовать свои таланты в общественно полезной деятельности и боролись со скукой, проводя время за азартными играми, организацией дуэлей или бросая вызов нормам общественной морали.

Таким образом, Печорин бессовестно уничтожает семью князя, пригласившего его на свадьбу дочери. В результате его действий сын князя бежал, а младшая дочь Белу была опозорена Печориным, а затем Казбич был убит.

В Пятигорске герой возобновляет отношения с Верой, которая на тот момент является замужней женщиной, и нарушает установленные социальные нормы светского общества по отношению к Марии. При этом он не сожалеет о том, что сделал с Мэри или Белой, но сожалеет о том, что потревожил «честных контрабандистов».

Направление, жанр, композиция

Несмотря на наличие некоторых романтических характеристик, таких как южная экзотика и яркая личность, в отличие от остального общества, «Героя нашего времени» обычно относят к направлению реализма. Лермонтов стремится к естественному изображению всех сторон жизни, а персонажи полностью соответствуют окружающей среде и живут по соответствующим законам. Здесь кратко очерчены черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени.

«Герой нашего времени» стал первым лирико-психологическим романом в русской литературе. Поэт сочетает в себе глубокий психологизм с четкой сюжетной схемой и активными характерными действиями.

При работе над романом писатель использовал нелинейную композицию. События в романе организованы не в хронологическом порядке, а в соответствии с авторской задумкой раскрытия образа главного героя. Значение размещения глав, хронология и особенности композиции отражены в кратком эссе.

Смысл названия

Многие литературоведы выдвинули различные теории происхождения этого имени. Краеугольный камень всех дискуссий — собственное отношение Лермонтова к своему персонажу.

  1. Некоторые считают, что слово «герой» подразумевается в его прямом значении, а главный герой для Лермонтова является настоящим образцом для подражания в дворянском обществе XIX века. В поддержку этой теории Lytrecon Multisaggio написал эссе, в котором доказал свою непротиворечивость.
  2. Другие высказывают мысль о том, что слово «герой» употребляется в смысле литературного персонажа, что подчеркивает типичность происходящего в романе.

Жанровое своеобразие

Жанр произведения — роман, раскрывающий психологические, философские и социальные проблемы николаевского времени. Этот период, начавшийся вскоре после поражения декабристов, характеризуется отсутствием значимых социальных или философских идей, которые могли бы вдохновить и объединить передовое общество России. Отсюда ощущение ненужности и невозможности найти свое место в жизни, от которого страдали новые поколения.

Социальная сторона романа уже находит отклик в названии, пропитанном лермонтовской иронией. Печорин, несмотря на свою оригинальность, не соответствует роли героя, недаром его в критике часто называют антигероем.

Психологическая составляющая романа заключается в огромном внимании, которое автор уделяет внутренним переживаниям героя. С помощью различных художественных приемов характеристика автора Печорина трансформируется в сложный психологический портрет, отражающий всю неоднозначность личности персонажа.

А философское в романе представлено чередой вечных человеческих вопросов: почему существует человек, что он такое, в чем смысл его жизни и т.д.

Главные герои и их характеристика

Вкратце о системе имиджа и каждом значимом персонаже Multisaggio Litrecon написал в эссе.

  1. Григорий Печорин — молодой дворянин и офицер. Красиво снаружи, но опустошено внутри. Перед ним нет цели. Он не видит смысла в своей жизни. Он циничен, эгоистичен, высокомерен, но в то же время умен, по-своему благороден и даже способен любить. На протяжении всего романа он пытается заполнить пустоту внутри себя, неся другим только страдания. Он умирает, не найдя себя. В этом произведении раскрывается образ Печорина.
  2. Мэри — юная принцесса. Культурная светская красота, сохранившая естественность и живость образов. Наивно он поддается очарованию окружающих мужчин. Станьте жертвой жестокого эксперимента Печорина, разбившего ей сердце.
  3. Бела — красивая и гордая грузинская принцесса. Ее похитил Печорин. Я поддался его манипуляциям и влюбился в него. После того, как Печорин потерял к ней интерес, она ушла, опечалилась, а затем стала жертвой мести Плато Казбич своей семье. Более подробно о женских образах многословный Литрекон написал здесь.
  4. Грушницкий — молодой кадет. Он действует как кривое зеркало Грегори. Он пытается представить себя отвергнутым жизнью страдальцем, как Печорин, раздражая его. На самом деле он прагматичен, подл и подл. Он проигрывает битву за сердце Мэри и умирает на дуэли от рук Грегори.
  5. Вернер — старший врач. Двойник Печорин. Циничный и умный, но в то же время отзывчивый и гуманный. Как и главный герой, он презирает человеческое общество, но чувствует себя неспособным противостоять ему, что становится причиной их взаимной дистанции. Вот очерк на эту тему, посвященный аналогам «Героя нашего времени».
  6. Вера — давняя любовь Печорина. Духовно богатый человек. Несмотря на свой второй брак, она любит только Грегори, полностью осознавая те страдания, которые он ей принес. В конце концов, он тоже уходит от Печорина, доводя его до отчаяния.
  7. Максим Максимович — простой крестьянин, дослужился до офицерского звания. Опытный солдат. Исполнительный и трудолюбивый. Обладает высокими моральными качествами. Она осуждает поведение Печорина, но не может не сочувствовать ему.

Психологический портрет Печорина

Этот персонаж Лермонтова сплошь сплетен противоречиями. С одной стороны, он холоден и всегда предпочитает действовать по воле здравого смысла, с другой стороны, эмоции и чувства часто берут верх над ним, что иногда даже пугает. Противоречивый характер героя проявляется в том, что в непогоду он мог охотиться целый день, а в помещении, если пахло ветром, он мог простудиться; один на один он не боялся подойти к кабану, а дрожал от стука ставни. Иногда Печорин молчал весь день, иногда становился разговорчивым.

Интересно, как он сам объясняет свой выбор закрыть себя для других людей и вечно скрывать свое истинное лицо: однажды он пытался быть честным с другими, но окружающие не могли понять всей глубины его души. Едва переживая разрыв с обществом, Печорин начинает презирать людей, можно сказать, срабатывает его защитный механизм.

Герой находится не только в состоянии конфликта с другими, но и с самим собой: он постоянно, но тщетно ищет цель и смысл своей жизни. Из дневника Печорина видно, что этот человек склонен к самоанализу.

Выросший в богатой дворянской семье, он вскоре разочаровался в общественной жизни, ему наскучило проводить время в различных развлечениях. Он хотел, чтобы его жизнь была активной, но занимался не полезными делами, а каким-то мелким делом. Участие в Кавказской войне не приносит покоя его мятежной душе. Ощущение собственной никчемности в конце романа заставляет его совершить ряд абсурдных поступков. Таким образом, можно сказать, что Печорин — «еще один человек» в жизни российского общества.

Цитатная характеристика

Описание Печорина с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только его внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Происхождение, род занятий, описание внешности

Григорий Александрович Печорин — молодой дворянин. Он служит офицером в армии на Кавказе. Точный возраст Печорина не называется, известно только, что ему еще нет тридцати. По мировоззрению и психологическому развитию этот герой значительно опередил свой физический возраст.

Печорин среднего роста, крепкого телосложения (широкие плечи, тонкая талия), у него светлые вьющиеся волосы и нежная кожа. Взгляд тяжелый, пронзительный, глаза «не смеялись, когда он смеялся». Походка ленивая, руками не машет, что является признаком скрытности.

Речевая характеристика Печорина

Личность каждого персонажа раскрывается не только через описание его характера, внешности или действий, но и через речь. Это мощный инструмент, с помощью которого авторы раскрывают внутренний мир героя, придавая ему четкие и яркие оттенки.

Григорий Печорин — богатый дворянин, завсегдатай изысканных столичных салонов, и его манера общения полностью соответствует его высокому социальному статусу. Печорин умеет грамотно, точно и лаконично выразить свои мысли, чувства, переживания. Он часто использует яркие метафоры, сравнения, красивые литературные повороты: «Ведь не случится ничего хуже смерти — а смерти не избежать!» и, как камень, он тоже почти пошел ко дну! «,» . герои изображены? Они знают друг друга не иначе, как спасти любимого от верной смерти…».

Речь Григория отличается литературной чистотой и художественными способностями, в ней нет места архаизмам, славянизмам, жаргонизмам. В общении с другими персонажами он выражает свои мысли с завораживающей простотой, ясностью и точностью.

Печорин в системе женских образов

Женские персонажи романа «Герой нашего времени» играют важную роль в раскрытии сложной, неоднозначной и противоречивой личности Григория Печорина. В отношениях с каждой из героинь она показывает разные стороны своей натуры, но все ее романы объединяет одно: они заканчиваются самым драматичным образом для избранных, оставляют след на всю жизнь.

Читателю известна первая героиня любовной драмы по главе «Бэла». Юная черкесская красавица привлекает внимание Печорина своей самобытной восточной красотой, свежестью молодости, недоступностью. Чтобы заполучить Белу, Печорин заключает аморальный пакт, в котором сама девушка становится дорогим товаром. Герой интересуется ею только вначале, когда он должен искать ее любви. Однако привязанность «дикаря» быстро утомила искушенного столичного распутника. Трагическая смерть Белы становится для него позором, но также и большим облегчением.

Любовь княгини Марии горделивой, капризной, надменной и в то же время умной и чистой на какое-то время льстит гордости Пекорина. Без всяких угрызений совести он вовлекает в свои игры молодую девушку, легко манипулируя ею. Наивный восторженный романтизм Марии и ее неопытность не могут разжечь страсть в сердце Григория, который безжалостно покидает ее.

Печорин испытывает сильную эмоциональную привязанность к Вере: светская красавица, умная, мудрая и чувственная женщина. Станьте единственным человеком, который сможет понять Григория и принять его таким, какой он есть, со всеми недостатками и пороками. Ни цинизм, ни эгоизм, ни душевная холодность Печорина не пугают Веру, способную любить тепло и страстно. Однако даже такая сильная и глубокая любовь не может убедить Григория изменить свое отношение к жизни, уберечь его от морального упадка.

Печорин в системе мужских образов

Каждый персонаж М.Ю. «Герой нашего времени» Лермонтова призван показать всю многогранность личности главного героя, офицера Григория Печорина. И если в женском обществе Печорин старается проявить себя как можно ярче, то в общении с мужчинами он занимает позицию наблюдателя. Являясь собирательным образом, впитавшим в себя множество пороков своего времени, Печорин противопоставляется практически всем мужским персонажам.

Наибольший контраст наблюдается между Печориным и Максимом Максимычем. Это два совершенно разных мира, которые в обычной мирной жизни вряд ли соприкоснутся друг с другом. Добрый, милосердный, приветливый Максим Максимыч становится полной противоположностью хладнокровного и расчетливого Печорина, способного ради забавы парализовать чужую судьбу. Герои различаются не только моральными ценностями, но и социальным статусом, возрастом, взглядами на жизнь.

Вспыльчивый и самовлюбленный курсант Грушницкий, как и Печорин, привык исполнять свои желания. Однако этот мужской образ гораздо примитивнее: Грушницкий не такой умен, образован и хитрый, как Печорин. Поэтому, перейдя дорогу Григорию, он легко становится его жертвой.

У Печорина много общего с доктором Вернером. Это «одно ягодное поле»: умные, прагматичные, расчетливые, циничные, тонкие ценители человеческих душ. Они могут понимать друг друга без слов. Однако между ними есть существенная разница: в достижении своих целей Печорин идет до конца, а Вернер не готов играть чужими судьбами и более милосерден.

Агент Вулич помогает понять, как Печорин относится к судьбе, к предопределению. Обладая природной интуицией, Печорин видит отпечаток смерти на лице Вулича и вскоре сам становится свидетелем трагической и нелепой гибели офицера. Этот инцидент заставляет Грегори переосмыслить свою жизнь и начинает играть с судьбой.

Отношение Печорина к любви, дружбе, обществу

Печорин — знаток женской психологии: ему достаточно пары слов, чтобы понять, какая девушка перед ним. Легко заводит любовные истории, но опять же, движимый не любовью, а просто скукой. Однажды в жизни Григорий Александрович снова полюбил по-настоящему, но счастья с избранницей было невозможно — Вера — замужняя женщина.

Герой Лермонтова уже не может полюбить других девушек, он относится к ним как к легкому развлечению. Считая их скучными и пустыми, он еще более уверен в глупости человеческого бытия и общения.

Печорин относится к дружбе скептически, так как считает, что один из друзей всегда является рабом другого. Поэтому герой предпочитает поддерживать недружественные, но дружеские отношения с некоторыми людьми (например, с Грушницким и Вернером.

Общество (например, «водное общество» в главе «Княгиня Мария») Печорина не уважает. Он считает окружающих глупыми и ограниченными, и с его мнением можно согласиться, если вспомнить, как вела себя компания капитана-дракона на Пятигорском балу (глава «Княжна Марья»).

О страсти и удовольствии

Печорин часто философствует, в частности, над мотивами поступков, страстями и истинными ценностями.

Но безмерное удовольствие обладать молодой, только что расцветшей душой! Он подобен цветку, чей лучший аромат испаряется к первому лучу солнца; его надо в этот момент оторвать и, подышав, выбросить на улицу: может, кто-нибудь подберет! Я чувствую во мне эту ненасытную жадность, которая поглощает все, что со мной происходит; Я смотрю на страдания и радости других только по отношению к себе, как на пищу, которая поддерживает мою духовную силу. Сам я больше не могу сойти с ума под влиянием страсти; мои амбиции подавляются обстоятельствами, но они проявились в другой форме, потому что амбиции — это не что иное, как жажда власти, и мое первое удовольствие — подчинить все вокруг своей воле; пробуждение чувства любви, преданности и самоуверенности — разве это не первый знак и величайшее торжество силы? Быть причиной страданий и радости для кого-то, не имея на это никаких прав, разве это не самая сладкая пища нашей гордости? Что такое счастье? Насыщенная гордость. Если бы я считал себя лучше, более могущественным, чем кто-либо другой в мире, я был бы счастлив; если бы все любили меня, я бы нашел во мне бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает представление об удовольствии мучить другого; идея зла не может прийти в голову человеку без того факта, что он не хочет применять ее к реальности: идеи — это органические существа, кто-то сказал: их рождение уже дает им форму, а эта форма есть действие; тот, в голове которого рождается больше идей, тот действует больше, чем другие; по этой причине гений, прикованный к бюрократическому столу, должен умереть или сойти с ума, как человек с сильным телосложением, малоподвижным образом жизни и скромным поведением умирает от инсульта. Страсти — это не что иное, как идеи на ранней стадии их развития: они принадлежат молодости сердца, и глуп тот, кто думает, что всю жизнь заботится о них: многие спокойные реки начинаются с шумных водопадов, и ни одна из них не прыгает и не пенится море. Но эта неподвижность часто является признаком большой, хотя и скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускают неистовых порывов; душа, страдая и наслаждаясь, отдает себе отчет во всем и убеждена, что так и должно быть; она знает, что без грозы постоянный жар солнца унесет ее прочь; она пропитана собственной жизнью — любит и наказывает себя, как любимое дитя. Только в этом более высоком состоянии самопознания человек может оценить Божью праведность.

О роковом предназначении

Печорин знает, что приносит людям несчастье. Он даже считает себя палачом:

Я вспоминаю все свое прошлое и невольно спрашиваю себя: зачем я жил? с какой целью я родился? .. И правда, она существовала и, наверное, была для меня высокая цель, потому что я чувствую в душе огромную силу .. неблагодарные страсти; из их печи я вышел твердый и холодный, как железо, но я навсегда утратил пыл благородных устремлений, лучший свет в жизни. И с тех пор сколько раз я играл роль топора в руках судьбы! В качестве орудия казни я падал на головы осужденных жертв, часто без гнева, всегда без сожаления… Моя любовь никому счастья не приносила, потому что я ничем не жертвовал ради тех, кого любил: любил для себя , для своего удовольствия: я только удовлетворил странную потребность сердца, жадно впитывая их чувства, их радости и печали — и я никогда не смогу насытиться. Так, терзаемый голодом в изнеможении, он засыпает и видит перед собой роскошные и сверкающие блюда; он с восторгом пожирает воздушные дары воображения, и ему это кажется легче; а я только проснулась — сон исчезает . остается двойной голод и отчаяние!
Мне было грустно. И почему судьба бросила меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкую ручей, я нарушил их спокойствие и, как камень, чуть не утонул!

О женщинах

Нелестная сторона Печорина и женщин, их логика и их чувства никуда не денутся. Становится ясно, что он избегает вспыльчивых женщин ради своих слабостей, потому что они не в силах простить ему равнодушие и душевную жадность, понять и полюбить его.

Как быть? У меня есть предчувствие… Когда я встречал женщину, я всегда однозначно догадывался, полюбит она меня или нет….
Что бы женщина не сделала, чтобы расстроить соперницу! Я помню, как один влюбился в меня, потому что я любил другого. Нет ничего парадоксальнее женского разума; женщин трудно в чем-то убедить, их нужно довести до убеждения самих себя; порядок доказательств, которыми они разрушают свои предупреждения, очень оригинален; чтобы изучить их диалектику, вы должны мысленно перевернуть все правила школьной логики.
Должен признаться, мне определенно не нравятся женщины с характером — это их дело! .. Правда, теперь я вспомнил: однажды, только раз я полюбил женщину с сильной волей, которую никогда не смог победить… Мы расстались как враги — а потом, может быть, если бы я встретил ее через пять лет, мы бы расстались иначе…

О страхе жениться

При этом Печорин честно признается себе, что боится жениться. Он даже находит этому причину: в детстве прорицательница предсказала ему смерть от злой жены

Иногда я презираю себя .. не потому ли я презираю и других?… Я стал неспособен к благородным порывам; Боюсь выглядеть смешно для себя. Любой другой на моем месте предложил бы удачу принцессе son coeur et sa; но надо мной слово «жениться» имеет некую магическую силу: как бы страстно я ни любил женщину, если это заставляет меня чувствовать, что я должен жениться на ней, прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто не нагреет его снова. Я готов ко всем жертвам, кроме этой; двадцать раз в жизни, я тоже поставлю на карту свою честь . но я не продам свою свободу. Почему я так это ценю? Что у меня внутри? где мне подготовиться? чего я жду от будущего ? действительно, абсолютно ничего. Это своего рода врожденный страх, необъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые подсознательно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаюсь? .. Когда я был еще ребенком, у моей матери обо мне спросила старуха; он предсказал мне смерть злой жены; потом это меня глубоко поразило; в душе зародилось непреодолимое отвращение к браку… Между тем что-то мне подсказывает, что его предсказание сбудется; по крайней мере, я постараюсь сделать это как можно позже.

О врагах

Печорин не боится врагов и радуется даже тогда, когда они есть.

Я рад это слышать; Я люблю врагов, даже если не по-христиански. Они меня забавляют, они возбуждают мою кровь. Всегда будь начеку, лови каждый взгляд, смысл каждого слова, угадывай намерения, разрушай заговоры, притворяйся обманутым и внезапно одним толчком опрокидывай все огромное и сложное здание своих уловок и замыслов — вот что Я называю жизнь.

О неполноценных людях

Печорин плохо отзывается об инвалидах, видя в них неполноценность души.

Но что делать? Я часто склонен к предубеждениям… Признаюсь, у меня есть сильное предубеждение ко всем слепым, кривым, глухим, немым, безногим, безруким, горбатым и т.д. Я заметил, что между внешним видом человека и его душой всегда существует странная связь: как будто с потерей члена душа теряет какое-то чувство.

О фатализме

Трудно сказать наверняка, верит ли Печорин в судьбу. Скорее всего, он этому не верит и даже обсуждал это с Вуличем. Однако в тот же вечер он решил попытать счастья и чуть не умер. Печорин страстен и готов проститься с жизнью, он проверяет себя на прочность. Его решимость и стойкость даже перед лицом смертельной опасности поражают.

Мне нравится во всем сомневаться: такое настроение не мешает решимости характера — действительно, что касается меня, я всегда иду вперед с большей смелостью, когда не знаю, чего ожидать. Ведь ничего хуже смерти не случится — а смерти не избежать!

Как после всего этого не стать фаталистом? Но кто знает наверняка, убежден он в чем или нет? . и сколько раз мы принимаем за убеждение обман чувств или ошибку разума!..

В этот момент у меня в голове промелькнула странная мысль: я, как и Вулич, решил попытать счастья.

Рядом с ухом прогремел выстрел, пуля оторвалась от наплечника

О смерти

Печорин не боится смерти. По словам героя, он уже видел и испытал все возможное в этой жизни во снах и снах, а теперь бесцельно странствует, расходуя лучшие качества своей души в фантазиях.

Хорошо? умереть так умереть! маленькая потеря для мира; и мне тоже довольно скучно. Я как человек, зевающий в танце, который не засыпает только потому, что его карета еще не приехала. Но карета готова .. до свидания!..

А может я завтра умру! и на земле не будет ни одного существа, которое полностью меня понимало бы. Одни считают меня хуже, другие на самом деле лучше… Одни скажут: он был хороший парень, другие — негодяй. Оба будут фальшивыми. Стоит ли жить после? а все живое — из любопытства: ждем чего-то нового… Это весело и утомительно!

У Печорина страсть к быстрой езде

Несмотря на все внутренние противоречия и причуды персонажа, Печорин умеет искренне наслаждаться природой и мощью стихий, он, как и М.Ю. Лермонтов влюблен в горные пейзажи и ищет в них спасения от беспокойного ума

Вернувшись домой, я сел на лошадь и поскакал по степи; Мне нравится кататься на горячей лошади по высокой траве, против ветра пустыни; Я с жадностью глотаю ароматный воздух и устремляю взгляд в голубую даль, пытаясь уловить туманные контуры предметов, которые с каждой минутой становятся все резче. Какая бы ни была боль в сердце, какое бы беспокойство ни мучило мысль, все это исчезнет в мгновение ока; душа станет легкой, усталость тела преодолеет тревогу ума. Нет такого женственного образа, который я бы не забыл при виде изогнутых гор, освещенных южным солнцем, при виде голубого неба или при звуке ручья, падающего со скалы на обрыв.

Внешность Печорина

Глядя на молодого и привлекательного человека, сложно определить, сколько ему лет на самом деле. По словам автора, не более 25, но иногда казалось, что Григорию уже больше 30 лет. Мне нравились женщины.

«.. он вообще был очень красив и обладал одной из тех оригинальных черт, которые особенно ценятся женщинами во всем мире…»

Тонкий.

Великолепно сложный. Атлетическое телосложение.

«… среднего роста, стройной, тонкой талии и широких плеч демонстрировали его крепкое телосложение…».

Блондинка.

Слегка завитые волосы. Усы, темные брови. При встрече с ним все обращали внимание на глаза. Когда Печорин улыбался, взгляд его карих глаз оставался холодным.

«. они не смеялись, когда он смеялся…»

Редко кто мог выносить его взгляд, был слишком тяжелым и неприятным для собеседника.

Нос слегка вздернут.

Белые зубы.

«. маленький вздернутый нос, ослепительно белые зубы…»

На лбу уже появились первые морщинки. Походка Печорина импозантная, слегка ленивая, беспечная. Руки, несмотря на свою крепкую фигуру, казались маленькими. Пальцы длинные, тонкие, типичные для аристократов.

Григорий нарядился иголкой. Одежда дорогая, чистая, хорошо выглаженная. Приятный запах духов. Сапоги зеркально чистые.

Характер Григория

Внешний вид Григория полностью отражает внутреннее состояние души. Все, что он делает, пропитано точной последовательностью шагов, холодной расчетливостью, через которую иногда пытаются прорваться эмоции и чувства. Бесстрашный и безрассудный, где-то слабый и беспомощный, как ребенок. Все это создано постоянными противоречиями.

Грегори пообещал себе, что никогда не покажет свое истинное лицо, запретив ему проявлять чувства к кому бы то ни было. Он разочаровался в людях. Когда он был реальным, без хитрости и вымысла, они не могли понять глубины его души, обвиняя его в несуществующих пороках и предъявляя претензии.

«… Все видели на моем лице признаки плохих чувств, которых не было; но им пришлось — и они родились. Я был скромным — меня обвиняли в хитрости: я стал замкнутым. Я глубоко чувствовал хорошее и плохое; меня никто не ласкал, все оскорбляли: я стал мстительным; Я был угрюм — остальные ребята веселые и разговорчивые; Я чувствовал себя выше них — они ставили меня ниже. Я стал завидовать. Я был готов любить весь мир — меня никто не понимал: и я научился ненавидеть…»

Печорин постоянно находится в поисках себя. Он бросается в поисках смысла жизни и не находит его. Богатый и культурный. Благородный по происхождению, он привык скитаться по свету, но такая жизнь ему не по душе. Грегори считал его пустым и бесполезным. Хороший специалист по женской психологии. Я смогла понять каждую и с первых минут разговора понять, что это было. Измученный и опустошенный общественной жизнью, он попытался погрузиться в науку, но вскоре понял, что сила не в знаниях, а в ловкости и удаче.

Скука пожирала мужчину. Печорин надеялся, что желание уйдет с войной, но ошибся. Кавказская война принесла очередное разочарование. Отсутствие вопросов в жизни привело Печорина к действиям, не поддающимся объяснению и логике.

Почему Печорин – «герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» был написан Михаилом Лермонтовым в 1830 году. Это был момент реакции Николаева, наступивший после разгона восстания декабристов в 1825 году. Многие молодые и образованные люди не видели в жизни цели в тот момент они не знали, для чего использовать свои силы, как служить на благо народа и страны. Отсюда и возникли такие неугомонные персонажи, как Григорий Александрович Печорин. Характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» — это, по сути, характеристика всего поколения автора сегодня. Скука — его характерная черта. «Герой нашего времени, милые господа, конечно, портрет, но не человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в их полном развитии», — пишет в предисловии Михаил Лермонтов. «Неужели там молодые люди такие?» — спрашивает один из персонажей романа Максим Максимыч, близко знавший Печорина. И автор в роли путешественника отвечает, что «есть много людей, которые говорят то же самое» и что «нынче скучающий пытается скрыть это несчастье как порок».

Можно сказать, что все действия Печорина продиктованы скукой. В этом мы начинаем убеждать себя практически с первых строк романа. Следует отметить, что композиционно он построен таким образом, чтобы читатель мог наилучшим образом увидеть все черты характера героя с разных сторон. Хронология событий здесь отходит на второй план, а точнее, отсутствует вовсе. Из жизни Печорина вырваны кусочки, которые связаны между собой только логикой его образа.

Печорин и любовь

Единственной женщиной, которую он любил, была Вера. Для нее он был готов ко всему, но им не суждено было быть вместе. Вера — замужняя женщина.

Те редкие встречи, которые могли позволить себе слишком сильно скомпрометировать их в глазах других. Женщину заставили покинуть город. Добраться до возлюбленной не удалось. Он просто загнал лошадь до смерти, пытаясь остановить ее и вернуть.

Печорин не относился к другим женщинам всерьез. Это лекарство от скуки, не более того. Пешки в игре, в которой он установил правила. Скучные и неинтересные создания приводили его в еще большее разочарование.

Роль героя в произведении

В произведениях русских писателей можно найти множество образов, похожих на Печорина. Все эти герои схожи в двойственности характеров, в которой сосуществуют врожденные и приобретенные черты. Наверное, именно так М.Ю. Лермонтова, описывающего Пекорина. Героя можно увидеть с разных позиций. Кому-то это неприятно, но есть и те, кто восхищается Печориным. Во многом это связано с тем, что автор, описывая эту картину, большое внимание уделял ее внутренним противоречиям. Если бы Печорин мог направить свою энергию в нужное русло, он мог бы войти в историю как автор многих добрых дел.

В 1830-е годы, во время распространения николаевской тирании, молодые люди не могли полностью реализовать свой потенциал и найти место в этом мире. Целое поколение образованной молодежи того времени разочаровывалось в жизни, не видело перед собой цели, не знало, где применить свои силы и таланты.

В этом смысле очень показательны слова самого Лермонтова, своего рода обращение к читателям, написанное в предисловии к роману: их развитие».

Развитие героя по мере сюжета

На протяжении всего романа личность Печорина не претерпевает существенных изменений. От главы к главе читатель видит одного и того же эгоистичного и самовлюбленного молодого человека, холодного, который лишь изредка позволяет себе проявление человеческих эмоций. В повести «Бэла» автор изображает Печорина пылким и страстным любовником, идущим на риск с одной целью: завладеть девушкой, покорившей его. Поначалу сам герой считает, что наконец-то нашел утешение в любви, которая навсегда избавит его от безнадежной скуки. Но, достигнув своей цели, ему снова становится невыносимо скучно. Несмотря на то, что Бела его не интересует, он из сострадания продолжает делать вид, что влюблен. Однако девушка все понимает и понимает, что ее больше не любят. После смерти Печорин действительно какое-то время страдает, но потом снова становится самим собой.

В главе «Тамань» Печорин предстает в образе мечтателя, которого тянет ко всему новому и неизведанному. На этой волне он встречает очаровательную Ундину, девушку-контрабандистку. Необычная красота манит Печорина, она кажется ему пришельцем из потустороннего мира, желанной и недостижимой. Но суровая реальность, когда он чуть не погибает, возвращает его к своему обычному состоянию скуки и разочарования.

В «Княгине Марии» Печорин предстает перед читателем в двух формах. С одной стороны, это разумный человек, осознающий все последствия, которые может принести его поведение. С другой стороны, он является олицетворением зла в облике человека, контролируемого демоном, который захватил власть. Его нечестная игра по отношению к девушке становится для него очередным приключением, а близкий гол его еще больше провоцирует. Когда он понимает, что Мэри больше не представляет своей жизни без него, она молча уходит со сцены.

Глава «Фаталист» раскрывает еще одну черту Печорина: бессмысленность и ценность собственной жизни. Возможная смерть принимается им, прежде всего, для игры, для развлечения, способного развеять его постоянную скуку. Риск, с которым он бросается на вооруженного убийцу Вулича, говорит о мужестве и отваге Печорина. На протяжении всей истории герой выглядит таким разным и в то же время одинаковым, вызывая у читателей неоднозначные чувства от восхищения до полного отторжения.

Отношение автора к герою

В ходе повествования отношение автора к герою никак не выражается. Видимо, Лермонтов делает это специально, предоставляя читателю самому выбирать позицию по отношению к Печорину и оставляя за собой право быть сторонним наблюдателем. Об этом свидетельствует его следующее высказывание: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — название этой книги. «Да, это злая ирония!» Они скажут. — Я не знаю…»

Из текста произведения становится понятно, что рассказчик встречается с Печориным только один раз, а дневники героя попадают в его руки через Максима Максимыча. Издает их после смерти Печорина. Он делает это не для того, чтобы вызвать осуждение читателей, а для того, чтобы раскрыть душу героя, показать противоречия его внутреннего мира, выявить причины, которые его сделали. «Желание выгоды заставило меня опубликовать случайно попавшиеся отрывки из журнала, — признается Михаил Юрьевич Лермонтов.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"