- Очень краткий пересказ главы «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени».
- Главные герои и их характеристика:
- Второстепенные герои и их характеристика:
- «Княжна Мери»: анализ произведения
- «Герой нашего времени»: история написания, композиция, жанр
- «Герой нашего времени»: жанр, композиция
- Проблематика и герои повести «Княжна Мери»
- Любовь и равнодушие, искренность и лицемерие
- Проблема «лишнего человека»
- Подробный образ и характеристика
- Место героя в произведении
- Общественное положение
- Семейное положение и обстановка, в которой живет
- Внешность и манера держаться
- Речь героя
- Поступки и особенности поведения
- Романтичная натура героини
- Внешние качества Марии Лиговской
- Цели жизни и интересы
- Характер
- Единственная любовь знаменитой красавицы
- Трагедия Мери
- Отношение Печорина к Мери
- Коварство Печорина
Очень краткий пересказ главы «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени».
Главный герой повести Григорий Печорин приезжает в Пятигорск «за водой»: здесь, на местных минеральных источниках, было модно лечиться между петербургской и московской знатью. Сюда же были отправлены солдаты, получившие ранения при исполнении служебных обязанностей, для последующего лечения после пребывания в больницах.
Печорин встречает в Пятигорске знакомого: это курсант Грушницкий, который приехал поправляться после ранения в ногу. У Печорина быстро появляется большой круг друзей. Вскоре Вера приезжает в Пятигорск со своим мужем, женщиной, у которой был роман с Печориным, объектом ее давней любви. Древняя страсть между ними разгорается с новой силой.
На курорте ухаживают и знатные люди, в том числе княгиня Лиговская с дочерью Марией. Грушницкий безумно влюбляется в гордую Марию Лиговскую, а Печорин ради забавы и прикрытия своей любви к замужней женщине отвлекает на себя внимание Марии, добивается ее любви.
Неприязнь среди офицеров растет: Грушницкий ревнует Марию к Пекорину. Кульминация — дуэль Грушницкого и Печорина, в ходе которой последний намеренно обслуживается из незаряженного пистолета. Но Печорину удается раскрыть заговор, ружье у него заряжено. Дуэль заканчивается смертью Грушницкого, и Печорин отправляется в далекую крепость как нарушитель (дуэли запрещены). Вера разрывает отношения с Пекориным, не в силах противостоять его холодности и эгоизму. Герой остается один.
Главные герои и их характеристика:
- Григорий Александрович Печорин — молодой человек лет двадцати, офицер, денди, остроумный и довольно циничный, очень любит женщин, плохо ладит с мужчинами, эгоистичен, после некоторого переживания эмоционального считает себя неспособным к сильным переживаниям.
- Княжна Марья — молодая красивая девушка с нежными губами и большими выразительными глазами, оттененными длинными ресницами, с «бархатным видом», как сказал Печорин. Внешне гордая и высокомерная, как и положено благородной молодой женщине, но у нее теплое и чуткое сердце, способное на искреннюю любовь.
- Грушницкий — кадет, только что перешагнувший 20-летний рубеж. В начале истории он ходит в серой солдатской куртке. Георгиевский солдатский крест, который он носит с гордостью, говорит о его мужестве. Юнь вспыльчивый, любвеобильный, даже если он пытается все это скрыть маской «старого и опытного» человека. Описывая Грушницкого, Печорин дает следующее описание своего друга в дневнике: «Хорошо сложенный, темноволосый и черноволосый; На вид ему двадцать пять, хотя ему всего двадцать один. Он запрокидывает голову, когда говорит, и каждую минуту вертит усами левой рукой, потому что правой опирается на костыль. Грушницкий известен как отличный храбрый человек; Я видел это в действии; он машет мечом, кричит и бросается вперед, закрывая глаза. Это то, что не русское мужество!…»
- Вера — женщина, в которую когда-то был влюблен Печорин. Красиво, но тяжело больно. Она до сих пор испытывает сильные чувства к бывшему возлюбленному, хотя и вышла замуж.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Доктор Вернер — врач на воде, «покровительствует» местным жителям и приезжающей знати, невысокий, некрасивый, хромой, худой человек. Он подружился с Печориным, когда они оба обнаружили, что у них схожие вкусы, острый ум и немного цинизма. Он из тех людей, которые «сначала неприятно бьют, а потом нравятся» (об этом пишет Печорин).
- Княгиня Лиговская — мать Марии, пухленькая и добродушная женщина лет 45, которая без памяти любит своего единственного ребенка и готова на все ради ее счастья.
- Капитан «Драконов» — близкий друг Грушницкого, пожилой человек, всегда готовый выпить, «не обремененный» совестью, с которой легко ведет дела.
«Княжна Мери»: анализ произведения
«Княжна Марья» может быть типичной старинной историей. Автор делает акцент на аристократии, их жизни и их ценностях. Но Лермонтов затронул гораздо более глубокие темы истории, и подробный анализ поможет их понять. «Княжна Марья» — часть романа «Герой нашего времени», ее анализ невозможен без анализа всего произведения.
«Герой нашего времени»: история написания, композиция, жанр
Лермонтов давно вынашивал идею романа. Известно, что автора вдохновил пушкинский «Евгений Онегин». Прочитав, Лермонтов был настолько впечатлен, что захотел создать нечто подобное, роман, который поразил бы современников и утвердил бы его как писателя:
«Герой нашего времени»: жанр, композиция
Побывав в ссылке на Кавказе и увидев жизнь горцев, Лермонтов определил сюжет и идею романа. Композиционно «Герой нашего времени» представляет собой хронологически не связанный между собой цикл рассказов. Помимо предисловия, роман включает следующие главы:
- Бела»;
- «Максим Максимыч»;
- «Тамань»;
- «Княгиня Мария»;
- «Фаталист».
Некоторые рассказы были опубликованы еще до того, как был опубликован весь роман. Но глава «Княжна Марья» впервые появилась уже при публикации всего романа — в 1840 году.
Герой нашего времени — социально-психологический роман. Автор глубоко раскрыл внутренний мир главных героев, особенно Печорина. Недаром Лермонтов не расположил рассказы в хронологическом порядке: повествование следует так, что читатель постепенно открывает разные грани души Печорина.
При этом каждая глава романа уникальна. В частности, «Княжна Марья» — это рассказ в виде дневника.
Фронтиспис первого издания «Героя нашего времени», 1840 г
Проблематика и герои повести «Княжна Мери»
«Герой нашего времени», как и «Евгений Онегин», принадлежит эпохе романтизма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что проблемы, поставленные Лермонтовым и Пушкиным, во многом совпадают:
Любовь и равнодушие, искренность и лицемерие
Сюжет анализируемой истории повествует о любовной драме, и образ княгини Марии помогает прочувствовать ее глубже:
- Лермонтов представил героиню интеллигентной, но тонкой натурой, это почти идеальный женский персонаж.
- Однако Мария своими искренними чувствами становится жертвой извечной игры Печорина, неспособного на глубокую любовь.
Автор сознательно не показывает, как сложилась дальнейшая судьба девушки. Возможно, она, как и Татьяна Ларина, навсегда останется убитой горем. Или, наоборот, усвоит ценный урок и подарит любовь тем, кто этого действительно заслуживает.
Лермонтов раскрывает природу любви через другого персонажа: Веру. Только она увидела все достоинства и недостатки Печорина, приняла его как есть. Главный герой осознает это поздно, хотя именно Вера смогла изменить его и сделать счастливым.
Проблема «лишнего человека»
Как и Онегин, Печорин — умный и дальновидный человек, который выделяется из своего общества. Эти черты характера приводят к тому, что оба героя разочаровываются друг в друге и в жизни в целом. Они не видят смысла в жизненных стремлениях или чувствах и просто не способны на это. Это делает их «лишними людьми».
Здесь Лермонтов копнул глубже Пушкина и создал персонажа, который стал олицетворением своего времени. Затем на смену активным декабристам, боровшимся за страну и свои идеалы, пришло апатичное поколение, уже не видевшее смысла в борьбе и ее существовании.
В результате Печорин, как типичный лишний человек, остается недовольным. Автор подсказывает читателю: счастье можно найти, только если найдешь смысл жизни.
Как видите, в повести «Княгиня Мария» Лермонтов раскрывает читателю настоящего Печорина, а вместе с ним и его основные идеи, важные в наше время.
Подробный образ и характеристика
Образ Марии — типичная девушка, которая есть постоянно. Они наивны и романтичны, они хотят быть героинями сказок и историй, которые хотят рассказывать в будущем. Они еще слишком молоды, чтобы признать, что жизнь намного прозаичнее. В этом, между прочим, Мария похожа на Пекорина: он тоже не готов принять истинное положение вещей, но у принцессы еще есть возможность преодолеть свое жизненное положение и стать счастливой в условиях того «нашего времени». », который описан в романе (1830 г).
Место героя в произведении
Более того, как и в случае с Грушницким, читатели сначала увидят последствия рассказа княгини Марьи, а затем и ее самой. Любовь к этой девушке и произошедшая из-за нее дуэль становится причиной ссылки Печорина в Северной Крепости в Максим Максимыч, где Григорий сразу же находит в себе новый романтический интерес. Таким образом, мы понимаем, что княгиня Мария не играла важной роли в жизни Печорина: история с ней как бы обошла его стороной, не задев его чувств, а просто вызвав новые впечатления.
В дальнейшем Мария помогает раскрыть характер Печорина. Из их истории любви читатель узнает, что Грегори может сознательно покорить девушку и тем самым проявить к ней большое неуважение. Еще про Печорина выясняется, что он готов защищать честь девушки, но при этом не испытывает к ней особых чувств. На самом деле он убивает Грушницкого только ради забавы и ради собственного удовольствия, а это свидетельствует о невероятной глубине его эгоизма.
Общественное положение
Мария (настоящее имя — Мария Лиговская, но окружающие называют ее модно по-английски) — богатая и образованная принцесса. Он занимает привилегированное положение в обществе и общается с высшим светом. Правда, часто в ее личности не обнаруживается ничего экстраординарного: она просто женщина своего времени, получившая хорошее образование и пытающаяся найти свое личное счастье.
интересно, что Мария любит обсуждать чужие жизни и часто относилась к другим с презрением. После унизительного для нее поведения Печорина сама девушка становится объектом насмешек и косых взглядов: ее молодой человек даже не думает о женитьбе, а сама Мария наносит тяжелый удар по ее гордости.
Семейное положение и обстановка, в которой живет
Мария Лиговская ходит с мамой к минеральным водам, чтобы поправить здоровье. Там он привлекает молодежь и светское общество: хорошо в него вписывается, так как имеет достаточное образование и внешние данные. До появления Печорина кадет Грусницкий был очарован девушкой, и она с радостью откликнулась на его симпатию, так как увидела в нем трагическую и романтическую фигуру.
Внешность и манера держаться
Мария очень красива. Он молод, у него стройная фигура, милое лицо, бархатистые глаза и белые зубы. Чувствует нежность и молодость, самой девушке не более 16 лет. Она ведет себя гордо и достойно, прекрасно осознавая свою женскую красоту.
Поведение Мэри ясно показывает ее самооценку, самовлюбленность и гордость. Он считает, что не все молодые люди заслуживают его внимания. Она завидная невеста и активно пользуется этим положением. К сожалению, после связи с Печориным вся гордость девушки попадает в грязь: сполна расплачивается за ее высокомерное поведение, когда она сама становится объектом насмешек.
Речь героя
В речи Марии прослеживается ее образование, хорошие манеры и страсть к романтике. Он выражается вслух («… Либо ты меня презираешь, либо очень сильно любишь! .. Может ты хочешь посмеяться надо мной, потревожить мою душу, а потом уйти?…»), демонстрируя свои эмоции. В собственных глазах она героиня романтического рассказа, попадающая во власть чувств и страстей.
Мэри говорит по-английски и по-французски, она даже представилась в модной английской манере.
Поступки и особенности поведения
Поведение княгини Марки обусловлено ее сентиментальностью. Приветствует тот факт, что:
- влюбляется в романтических героев с увлекательной историей;
- она сама хочет стать объектом страстной любви;
- склонен к смелым и осмысленным действиям;
- охотно объясняется в чувствах;
- остро переживает все романтические взаимодействия с мужчинами;
- ищу того самого человека, который станет «героем своего романа».
очень важно, чтобы Мария сохраняла неприступность своего имиджа, который Печорин сознательно разрушает. Он единственный, кто не обращает внимания на девушку, что вызывает у нее неоднозначные чувства. Когда Печорин рассказывает заинтригованной девушке о ее якобы трагической истории, она мгновенно влюбляется в этот образ. В будущем она получит жестокий урок, когда Грушницкий будет убит, а Печорин откажется жениться на ней и будет отправлен в ссылку после дуэли.
Романтичная натура героини
Характеристика Мэри должна начинаться с рассказа о ее любви к романтике. Его судьба белыми нитями связана с жизнью центрального героя романа — Печорина. Именно он стал причиной причастности девушки к аварии, имевшей для нее тяжелые последствия. Если бы она не была так увлечена любовью, романтикой, другими чертами характера и взглядами на жизнь, результат был бы менее печальным.
Как знаток любовных историй, романов о героях-мужчинах, она впервые влюбляется в Грусницкого. В своей юной голове девушка фантазирует о возможном понижении в должности молодого человека из-за дуэли. Это пробуждает романтические чувства в наследнике княжеского титула. Ей приходится снимать розовые очки после того, как она обнаруживает, что ее возлюбленный всего лишь кадет. Как человек, она не интересовалась мужчиной.
Мария сразу обратила внимание на Пекорина. Как хороший психолог, герой быстро разглядел характер Лиговской-младшей и начал играть на девчачьих чувствах и фантазиях.
Внешние качества Марии Лиговской
Симпатичная девушка, которой было всего 16, никогда не сомневалась в своей женской привлекательности. Она постоянно ловит на себе восторженные взгляды Пехорина, Грушниц и других мужчин. Михаил Юрьевич Лермонтов дает следующее описание княгини Марии, которой, кстати, чуть больше 16 лет:
- большие бархатные глазки, магнитные;
- длинные ресницы;
- во взгляде героини читается внутренняя пустота;
- белые зубы;
- стройная с тонкими ножками;
- легкая и благородная походка;
- густые волосы;
- стрелковые руки и ноги;
- белые вешалки;
- нежное и мягкое поле;
- сладострастная и гибкая жизнь;
- нежные щеки.
При первом знакомстве героиня предстает перед читателями в закрытом платье, легком шелковом платке, повязанном на шее, и стильных сапогах. В будущем она удивляет противоположный пол кружевными беретами, персидскими пестрыми туфлями и другими изысканными образами эпохи. Ее лицо всегда подвижно и выразительно.
Девушка корчит рожи, не стесняется шутить. В то же время нельзя сохранять благодать Марии. Легкая и гибкая принцесса движется, как легкая птичка.
Цели жизни и интересы
Главная цель в жизни Марии — прожить свою историю, главной героиней которой станет она. Она большая поклонница романтических романов, героями которых движут страстные чувства, и ей очень хочется оказаться в одном из них. Она склонна приписывать людям те качества, которые сама хочет видеть: например, в Грушницком и Печорине она пытается найти романтических и трагических натур, истории которых захватывают дух.
В будущем Марии придется испытать разочарование. Оказывается, в реальной жизни романтики гораздо меньше, чем в его любимых книгах. Девочке предстоит вырасти, но читатель никогда не узнает, каким человеком она в итоге станет и чем сложится ее судьба.
Характер
В характере принцессы нет ничего особенного, что выделяло бы ее среди других молодых девушек из высшего общества. Она умеренно образована, чтобы считаться достаточно образованной для своего круга. Как сказал Вернер: «В Москве, видимо, начали учиться девушки». Мария, опять же по обычаю, играет на пианино и поет, хотя голос у нее слабый. У девушки отличный вкус, она одевается по моде в одежду, подчеркивающую ее природную грацию и красоту. В воде слегка пофлиртуйте с молодыми людьми, потому что это тоже приемлемо. Под тем же ярлыком, что и Москва, он их «презирает», по сути, совершенно не понимает их психологию.
Мария еще слишком молода, поэтому наивна и чиста. Девушка мечтает о любви и полна романтических мыслей, поэтому легко попадает на «крючок» знатока «любовных дел» Печорина. Однако не только Печорин. Девушке достаточно представить образ несчастного героя, и она уже почти влюблена. Но как только исчезает романтический ореол, рыцарь Марии становится неинтересным. Так случилось с Грушницким, когда он представлял его дуэлянтом, разжалованным в солдаты. Печорин «работал» по той же схеме, рассказывая Марии ее «грустную историю».
Однако стоит отметить, что у принцессы есть чувство собственного достоинства и гордость. «Игра» Печорина сильно сказалась на его здоровье: у него случился нервный срыв. Мария Печорина лишь частично ответственна за болезнь, сама девушка представляла себе страсть и большую любовь. Но он нашел в себе силы спокойно сказать Григорию, что ненавидит его.
Единственная любовь знаменитой красавицы
Мария всю жизнь любила только одного мужчину.
Муж Марии, князь Георгий Николаевич Эристави (Эристов)
С доблестным копьеносцем Гигошей Эристовым он познакомился еще в Петербурге. Но, как известно, подружки невесты императрицы не могли выйти замуж. После революции, в 1919 году, он женился на своей избраннице. Георгий Николаевич Эристов (Эристави) был правнуком грузинского царя Ираклия II.
В 1921 году советские войска вошли в Грузию, и Мария и ее муж были вынуждены отправиться дальше, в Константинополь. Первые месяцы прошли в постоянном веселье. Но беззаботное время длилось недолго. Вскоре деньги закончились, и политическая ситуация стала нестабильной. Пара решила переехать в Париж. Там Мэри впервые пришлось пойти на работу. Для нее, красотой которой восхищалась половина Европы, принцессы крови, звезды светских салонов, это было в новинку. К счастью, она встретила принца Дмитрия Павловича, который когда-то состоял в отношениях с Коко Шанель. Он также «женился» на принцессе с ней в качестве модели.
Надо сказать, что и славянская, и загадочная красота Кавказа в то время восхищали европейцев. Кроме того, дворянки ныне несуществующей Российской Империи с их выразительными и «породистыми» характеристиками сильно контрастировали с обычными «милыми» манекенщицами. Четкий профиль Мэри, выразительные глаза и благородная осанка быстро возвели ее в ранг лучших моделей модного дома Chanel. Но Мэри была не просто моделью. Ее приглашали на литературные вечеринки и встречи, блистали на открытии Русского корпуса-лицея имени Николая II в Версале и освящении русской гимназии. Самые известные фотографы рубежа веков считали за честь работать с ней. Публика массово ходила на спектакли с ее участием. Весь Париж сплетничал о красоте и изысканности принцессы.
именно Мэри впервые появилась на подиуме в строгом, но роскошном жемчужном ожерелье Chanel. Даже сегодня жемчужная нить на шее женщины является символом аристократизма и хорошего вкуса.
Несмотря на свой успех в качестве модели, Мэри воспринимала работу в этой сфере как унижение. После паркета Зимнего дворца шествие по подиуму казалось ниже своего достоинства. Поэтому при первой возможности принцесса ушла из мира моды. И даже через некоторое время ей не хотелось вспоминать о своем модельном опыте.
Жизнь принцессы после выхода из дома Шанель была довольно грустной. В 1946 году умер любимый муж Гуц. Верная жена, она очень расстроилась его отъездом. В 1960-х она добровольно закрылась в доме престарелых, хотя и очень дорогом.
Здесь у Марии было три роскошно обставленных комнаты. Затем она получает наследство: бывший фанат решает «подарить» ей 50 тысяч долларов. Однако жест давнего поклонника оставляет грузинскую красавицу равнодушной: она продолжает жить одна в своем гостевом доме до самой смерти.
До последнего дня княжна Марья оставалась иконой стиля. Любое его публичное появление было восхитительно. Но, видимо, он не обращал внимания на общее поклонение. Она пришла в этот мир такой, какой она вышла: полная самоуважения, с неистово удерживаемой головой и уверенной походкой.
В заключение: стихотворение Галактиона Табидзе, посвященное княжне Марье, и некоторые другие фотографии княгини Марии.
Трагедия Мери
Драма истории, связанной с Марией, заключается в том, что она выросла из высшего мира. Общество, которое не понимает и не принимает честных действий. Это обманчиво и самодовольно.
Восхищаясь богатством и положением Лиговской, «водная компания» ненавидит княгиню и ее дочь. Подобное отношение можно наблюдать в эпизоде с «толстой дамой» и ее официальным кавалером-драконом.
Это общество, полностью пропитанное ложью, наложило отпечаток на чистую и невинную душу молодой девушки. Поэтому он из любви забирает бюрократию Грушницкого, отчего так глупо попадает в сети, расставленные Печориным.
Отношение Печорина к Мери
Прекрасный психолог, Печорин быстро распознал чуткую натуру княгини. Он разработал идеальный план, чтобы завоевать ее сердце. Поначалу Григорий вызвал в ней чувство ненависти: привлек поклонников в свой круг, купив персидский ковер, осмотрев девушку через зрелище. Затем он спасает принцессу от преследований пьяного джентльмена и, в конце концов, жалеет Мэри, рассказывая историю о том, почему он стал таким жестоким.
Главный герой, дабы досадить Грушницкому, стал искать позицию Марии. Сыграв в чудесную игру: вывести юнкера на улицу и полюбить княжну, Печорину снова становится скучно. Он спокойно сказал Мэри, что не любит ее.
Для Печорина Мария — еще одна игрушка, чемпионка. Об этом он пишет в своем дневнике: «… почему я так упорно ищу любовь молодой девушки, которую не хочу соблазнять и что я никогда не выйду замуж?» «… есть безмерное удовольствие от обладания молодой душой, только что расцветшей!» В этом предложении чувствуется что-то от Мефистофеля.
Кроме того, Мария была ширмой для его тайных встреч с любимой женщиной — Верой.
Но, с другой стороны, поступок Печорина можно считать благородным. Он не в полной мере воспользовался легковерностью и наивностью молодого любовника. Григорий честно признался, что не любит принцессу. Если бы на месте Печорина был другой человек, например Грусницкий, он наверняка воспользовался бы сложившейся ситуацией, чтобы почтить девушку перед светским обществом или устроить себе приятную вечеринку, женившись на богатой невесте.
Мария извлекла хороший урок, отныне она не будет настолько наивна, чтобы слепо верить каждому слову мужчины.
Коварство Печорина
Будучи коварным искусителем, Григорий пытается пожалеть героиню рассказом о непростой судьбе. В то же время ее заставляли содрогаться от рассказов о приключениях молодого человека, которые ее интересовали. Душа девушки легко прикоснется. Печорин играет на этих струнах. К тому же сам он не интересуется самой желанной невестой. Он воспринимает Марию как красивую картину без внутреннего содержания.
В «Герое нашего времени» Мария Лиговская становится женщиной, ставшей жертвой Григория. Прекрасно угадывает нечистоту мужских намерений, но хочет верить в лучшее. Иногда ей кажется, что Пекорин ее презирает. Затем эти чувства сменяются предположениями о любви. Тогда у принцессы закрадываются нелепые мысли. Но он также пытается развеять эти предположения. Главный мужской персонаж эксплуатирует наивность юной души. Для него она всего лишь распустившийся цветок. Вы должны снять его, насладиться цветочным ароматом и выбросить его. Кто-нибудь может забрать его позже.
Раньше, презрительно глядя на окружающих, Мария сама оказывается в унизительном положении, становится объектом насмешек. О женитьбе возлюбленная даже не думает. Это приводит к героиновой болезни, ее психическому расстройству.
Этот рассказ учит читателей быть мягче с людьми, достойными любви, избирательного выбора спутника жизни.