- История персонажа
- История создания
- Портрет Грушницкого: имя, возраст, воинское звание, описание внешности
- Характер и поступки
- «Добрые свойства»
- Позёрство
- Самовлюблённость
- Подлость
- Воспитание
- Отношения Печорина и Грушницкого
- Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
- Мери
- Кто такой грушницкий сколько ему лет?
- Какое качество присуще Грушницкому?
- Грушницкий зеркальное отражение Печорина
- Трагичный финал
- Сочинение на тему Грушницкий в романе Герой нашего времени
- Цитатная характеристика
История персонажа
«Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова — классик русской литературы. Критики признали серьезную роль композиции, проанализировав ее, сопоставив образы и характеры главных героев. Революционный по-своему, он дал зрителям возможность познакомиться с новым, доселе неизвестным героем. Оказалось, что это Григорий Александрович Печорин. Его развязывают остальные персонажи, позволяя лучше увидеть роль Печорина в романе, раскрывая цель жизни героя на фоне разворачивающихся событий.
История создания
Писатель Михаил Лермонтов
Роман «Герой нашего времени» признан новым явлением в литературе XIX века и вызывает много споров среди литературоведов. Со временем описанный в произведении сюжет не теряет актуальности, демонстрируя специфику того поколения, к которому принадлежит Печорин.
Первая половина XIX века полна событий. В книге описывается реакция людей на восстание декабристов 1825 года и его подавление.
Автор описывает персонажа, имеющего передовые мысли. Из-за того, что он не соответствует погоде, ему везде не к месту, хотя у него есть таланты. Лермонтов обрисовывает в книге непростое положение, в котором находятся люди с живым и подвижным умом. Их угнетают сомнения и неверие, а мораль, традиционная для поколения их отцов, отвергается и попирается. Моральные нормы и ценности требовали пересмотра, поэтому Печорин представлял больных своего поколения. Люди ее возраста не могут использовать накопленные личные ресурсы.
Лермонтов изображал действительность новыми средствами художественного выражения. Обычное противостояние героя и его антипода представлено в романе благодаря Печорину и Грушницам. Характеристики этих героев позволяют в полной мере оценить социальные особенности подрастающего поколения того времени. Раскрытие одних персонажей через других стало главным инструментом Лермонтова в творчестве.
Портрет Грушницкого: имя, возраст, воинское звание, описание внешности
Автор не сообщает, как звали Грушницкого, поскольку этот герой представлен в главе «Княгиня Мария», которая является частью дневника Печорина. В нем он назван так, как его называет автор дневника, то есть по фамилии.
Возраст Грушницкого также неизвестен, Печорин считает, что ему едва исполнился 21 год, хотя на вид ему 25 лет. У него темные волосы, смуглая кожа, хорошо сложен.
«Грушницкий — кадет», то есть дворянский солдат. Он всего год находится в эксплуатации, но уже имеет заказ: «Георгиевский крест». Грушницкий с особой смелостью носит свой серый толстый солдатский сюртук, он носит его с гордостью, так как хочет предстать перед окружающими существом, обреченным на «какие-то тайные страдания». Поэтому княжна Марья думала, что его разжаловали на дуэль до солдата и в ее глазах он стал романтическим героем.
Характер и поступки
Главное качество, присущее Грушницкому, — владение фразами, то есть любовь к красивым и помпезным фразам, лишенным внутреннего содержания. Он любит производить впечатление на женщин готовыми помпезными фразами, намеками на свои «необыкновенные чувства, высокие страсти и исключительные страдания». Княжна Марья сначала благосклонно слушала его сентиментальную речь и его «мудрые фразы», но потом устала от его разговорника, тем более что узнала, что он не разжалованный офицер.
Этот герой горд. Печорин отмечает, что когда он говорит, курсант не слушает собеседника, не отвечает на его возражения, а говорит, бросая слова в собеседника. Он «всю свою жизнь работал над собой». Цель жизни Грушницкого, по словам Печорина, — «стать героем романа». Он пытался уверить окружающих, что он человек высоких чувств, герой и страдалец.
Самодовольство Грушницкого проявилось в том, что он не воспринял иронию Печорина, когда он сказал, что солдатская шинель делает его героем в глазах чутких барышень и гарантирует, что княжна Мария влюблена в него. Когда он был произведен в офицеры и явился Пекорину в армейской пехотной форме, на его лице было написано самодовольство, а походка была гордой. Лицемерие этого героя проявляется еще и в том, что, разговаривая с Пекорином, он называет Марию «моей принцессой». Грушницкий тоже хочет завоевать любовь княжны Марии, скорее всего, за счет ее гордости и лицемерия.
Печорин отмечает, что этот человек не знает и не понимает других людей, не вникает в причины их действий, так как заботится только о себе.
«Добрые свойства»
Надо отдать должное Печорину, он объективно оценивает Грушницкого, видя не только его отрицательные характеристики, но и его «хорошие качества».
Когда Грушницкий перестает играть свою роль, он «довольно симпатичен и забавен» в общении с женщинами, «довольно острый на язык» и слывет храбрым человеком (даже если он бросается в бой с закрытыми глазами). Да и в поисках любви княжны Марии он не играет со своими чувствами, как окажется в исполнении Печорина, а только хочет возникнуть в глазах окружающих.
Позёрство
Однако в целом образ Грушницкого в романе «Герой нашего времени» отрицательный. Осанку можно назвать ее главным отрицательным качеством. Его главное удовольствие — «оказывать влияние». Он почти ничего не говорит и не делает искренне, от души. Здесь есть великолепные готовые фразы на все случаи жизни. Он не стремится найти красоту в жизни, а изобретает и изображает «необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Так что он не особо влюбился в княжну Марью Грушницы — ему льстило ее внимание, а когда она исчезла, он просто рассердился и начал распространять грязные слухи о девушке.
Самовлюблённость
Грушницкий так влюблен в себя, что не видит опасности, исходящей от Печорина. Напротив, он «не знает людей и их тонких нитей», потому что всю свою жизнь был озабочен только собой. Грушницкий не умеет слушать других, не отвечает на возражения в споре, а произносит длинные тирады. Он уверен в ее неотразимости и не считает Печорина соперницей. Неудивительно, что Печорину довольно легко удается отобрать у себя княжну.
Подлость
Ближе к концу главы мы узнаем, что Грушницкий, который сначала казался таким милым и безобидным, способен на подлость. Доказательство тому — поединок Печорина и Грушницы. Вместе со своей ротой он оставляет ружье противника разряженным. Только случайно Печорину удается раскрыть этот коварный план. Раненая гордость не позволяет Грушницкому извиниться за клевету на княжну Марию даже перед лицом смерти.
Воспитание
Как и все образованные дворяне, Грушницкий свободно говорит по-французски.
«Грушницкий сумел принять драматическую позу с помощью костыля и ответил мне вслух по-французски:
— Mon cher, je hais les hommes pour ne pas les mepriser car autrement la vie serait une farce trop degoutante (Часть вторая, глава II «Принцесса Мария», 11 мая)
Получив традиционное для дворянских семей образование, Грушницкий прекрасно знает правила хороших манер и неукоснительно их соблюдает.
«… Я дважды разговаривал с принцессой, а то и больше, но знаете, как-то неловко спрашивать дом…» (Часть вторая, Глава II «Княжна Марья», 16 мая)
Отношения Печорина и Грушницкого
Эти люди встретились в активном отряде, потом встретились в Пятигорске, куда курсант приехал лечить травмированную ногу. Внешне они дружили, но не любили друг друга:
- Грушницкий — потому что Печорин понимал свои старания предстать как существо, предназначенное для тайных страданий;
- Печорин презирает Грушницкого за все его отрицательные качества, которые он прекрасно видел. Однако он отмечает, что когда он «сбрасывает свой трагический плащ», то он «довольно милый и забавный».
Печорин относится к Грушницкому снисходительно, с иронией. Это характеризует его как романтического фанатика, желающего стать героем романа. Характер Грушницкого был неприятен Печорину тем, что кадет обладал таким качеством мстителя фраз и показной храбростью («в делах машет мечом, кричит и бросается вперед, закрывая глаза»).
Конфликт между ними начался с того, что Грушницкий обиделся на друга, сказавшего княжне Марии, что в мундире он помолодел, хотя знал, что хочет выглядеть как мужчина средних лет. Еще больше он обиделся, когда узнал, что Пекорин будет танцевать мазурку с Марией. Дуэль между Пехориным и Грушницким оказалась неизбежной, когда Грушницкий сообщил своим друзьям, что Пекорин ночью навестил княжну Марию.
Убийство Грушницкого было для Печорина неизбежным, так как он принял гнусное предложение капитана драконов, который был его секундантом, не заряжать пистолет Печорина. Пекорин ожидал, что противник проявит щедрость и признает подлость своего помощника, но этого не произошло. Совесть еще не позволила Грушницкому сразу же выстрелить в безоружного врага, но выстрелил он после того, как капитан назвал его трусом. Пуля только поцарапала его противнику колено. Он сказал своему помощнику, доктору Вернеру, зарядить пистолет, поскольку эти джентльмены не стреляли в него пулей. Затем он предложил Грушницкому отказаться от своей клеветы и пообещал простить его в этом случае. Но он воскликнул, что если бы враг не убил его, он убил бы Печорина ночью из-за угла. Потом Печорин выстрелил.
Поэтому поводом для дуэли Печорина и Грушницкого является обострение их конфликта, который можно описать в двух словах:
- Печорин смеется над псевдоромантизмом кадета, вызывая у него раздражение и гнев.
- Затем он заботится о княжне Марье и получает ее благосклонность, тем самым окончательно дискредитируя Грушницкого.
Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
Разница между двумя неординарными образами романа «Герой нашего времени» видна невооруженным глазом. Но в вопросах благородства между ними, похоже, нет никакой разницы. Грушницкий и Печорин похожи тем, что оба играют с людьми, живут чувствами. Оба грешники.
Грушницкий любил княжну Марию, и Пекорин использовал ее, чтобы отомстить своему противнику. Самоуверенность и отсутствие мыслей о будущем переполняют душу Грушницкого. Юнкер завидует и возмущается, видя в действиях Печорина попытку ужалить и обойти его.
Разногласия между Печориным и Грусницким видны уже с первой встречи. Печорин чист и хорошо выглядит. Аристократ, серьезных отношений и дружбы у него нет. Во внешности сочетаются дерзость и загадочность. Такие особенности легко завораживают представительниц прекрасного пола. В отличие от Печорина, Грушницкий происходит из простой малообеспеченной семьи. Мальчик хотел проникнуть в людей и заслужить лучшего. Он одержим тем, чтобы произвести впечатление, любит эффектно выглядеть и доставлять удовольствие женщинам.
Печорин уверен в себе и рассудителен, понимает людей, демонстрирует аналитические способности, цинизм и склонность к манипулированию от лени, ради забавы. Грушницкий, в свою очередь, манипуляций не замечает, хотя и не дурак. Романтик, всегда в хорошем настроении, привык драматизировать и преувеличивать. Ему нравится думать, что он страдалец и человек, разочарованный в жизни.
Хотя у персонажей разные биографии, они похожи на два лица одной души. Печорин делает не все для шоу. Это реально, хотя по своей природе противоречиво и сложно. Грушницкий же — подлый и самолюбивый человек, питающий гнев и ненависть. Между «бытием» и «кажущимся» он выбирает второй вариант.
Отношения героев с обществом тоже разные. Печорин разочаровался в уходящих идеалах, но не смог найти или найти альтернативы. Он беспокойный и бесполезный. На фоне таких мыслей прогрессируют одиночество, утомляемость и апатия. Герой выступает против общества и столичной аристократии. Замечайте пороки других.
Грушницкий любит жизнь и предпочитает романтику унынию. Поэтому мужчина востребован среди молодежи. Он не нашел в Печорине положительных характеристик, поэтому стал карикатурным на масштабный образ. Благодаря Грушницкому раскрывается глубина характера Печорина.
Мери
Мария, будучи княжной, считает ниже своего достоинства общаться с Грушницами, которые не могли похвастаться высокими чинами. Она готова помочь раненому солдату, но пообщаться с ним, принять его в свой круг — это не подлежит сомнению.
«В этот момент Грушницкий уронил стакан на песок и попытался нагнуться, чтобы поднять его: мешала больная нога. Бедняга! как он задумал, опираясь на костыль, и все тщетно. Ее выразительное лицо действительно олицетворяло страдание.
Княжна Марья все это видела лучше меня.
Легче птицы, она прыгнула на него, наклонилась, подняла стакан и протянула ему жестом, полным невыразимого обаяния; потом она ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что мать ничего не видела, казалось, немедленно успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она была уже далеко. Через минуту она вышла из галереи вместе с матерью и хулиганом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла такой величавый и важный вид — даже не обернулась, даже не заметила ее страстного взгляда, что он пошел за ней долго, пока, спустившись с горы, не скрылся за липкой аллеей… »(Часть вторая, Глава II« Княжна Марья », 11 мая)
Явное восхищение и скука Грушницкого — вот причина, по которой княжна Марья обращает внимание на пылкого кадета.
«Грушницкий наблюдал за ней, как хищное животное, и не уводил ее из виду: держу пари, что завтра он попросит кого-нибудь познакомить его с княгиней. Она будет очень счастлива, потому что ей скучно ». (Часть вторая, Глава II« Княжна Марья », 13 мая)
«Под окном, среди толпы, стоял Грушницкий, прижимаясь лицом к стеклу и не сводя глаз с богини; она, проходя, чуть заметно кивнула головой. Сияла, как солнышко… »(Часть вторая, Глава II« Княжна Марья », 22 мая)
Для Марии становится разочарованием то, что Грушницкий — рядовой кадет, а не разжалованный на дуэль офицер, как она ранее представляла.
«- Ну? Я тоже был кадетом, и правда, это лучшее время в моей жизни!
«Он кадет? ..» — быстро сказал он и добавил: «Но я подумал…
— Что ты подумал?..
— Что-либо! .. »(Часть вторая, Глава II« Княжна Марья », 22 мая)
Кто такой грушницкий сколько ему лет?
У него только одна фамилия: Грусницкий. Бедный дворянин «крепкого телосложения, смуглый и черноволосый». Внешне ему можно дать 25, но на самом деле он моложе, юноше 21 год. Внешний вид проясняется постепенно, в деталях: закручивает усы, взбивает завитую хребетку, гладит мелкие локоны.
Какое качество присуще Грушницкому?
Осанку можно назвать ее главным отрицательным качеством. Его главное удовольствие — «оказывать влияние». Он почти ничего не говорит и не делает искренне, от души. Здесь есть великолепные готовые фразы на все случаи жизни.
Грушницкий зеркальное отражение Печорина
Печорин видел свое отражение в Грушницком, и ему уж точно не нравилось это сходство. Они оба любят играть с людьми, устанавливают свои правила и не думают о том, как игра повлияет на их жизнь позже. Это своего рода развлечение, лекарство от скуки, но оно было особенно жестким и самоотверженным по отношению к другим людям. Оба эгоистичны и высокомерны.
Трагичный финал
Поединка можно было избежать, изменив трагический ход событий. Достаточно было извиниться и попросить прощения за клевету и распространить грязные слухи от своего оппонента — но это было не под силу Грушницкому. Он считал, что на земле им с Печориным тесно и что кому-то одному надо уехать.
Судьба столкнулась их головами на узкой тропе. Не им пробиваться. Оба слишком упрямы и слишком сильно ненавидят друг друга. Печорин убивает его, но делает это без капли сожаления. Он бы восторжествовал, увидев побежденного врага, но не чувствовал радости. Наверное, представляя, как на месте убитого оказаться самим собой.
Чего добился Грушницкий в своей жизни. Что-либо. Ему не удалось стать героем романа, как ему хотелось. Грязный и никчемный человек. Ничего, кроме жалости к себе. Слабое звено.
Сочинение на тему Грушницкий в романе Герой нашего времени
Если Печорина Лермонтова писала героем своего времени, то Грушницкий, вероятно, был антигероем. В эту роль входит не только позиция в самой книге, в которой Грушницкий выступает антагонистом и противоположностью главного героя. Лермонтов представляет образ кадета в некоторой степени собирательным и через него передает суть того, насколько поверхностным и неразвитым может быть представитель военного сословия.
На протяжении всего романа писатель усмехается Грушницкому и не вызывает у читателя сочувствия к нему, напротив, вызывает определенное презрение. Однако молодой кадет может почувствовать сочувствие, когда поймет пустоту его души. Он просто хотел произвести впечатление и интересовался только собой, но ничего не понимал в людях.
Именно поэтому Грушницкого так легко используют и принцесса, и капитан драконов. Конечно, эти люди тоже увлечены своими страстями и эмоциями, однако это не помеха для них контролировать эмоции и мотивации Грушницкого. Он, в свою очередь, почти полностью пуст внутри и только подражает другим или руководствуется чужим мнением.
Может быть, только его чувство к Марии искренне, но даже не глубоко. Перед нами простой пример влюбленности, которая завораживает как очарование чем-то чарующим и приятным, но не проникает в глубины личности как страдающее и преданное чувство.
Точно так же дружба с Пекорином не искренняя, точнее только внешне искренняя, а на самом деле это чистое лицемерие.
Мне кажется, что как-то Лермонтов угадал фигуру антигероя на все времена, и молодость Грушницкого тут не учитывать, а в его возрасте есть вполне зрелые люди, которые действительно могут претендовать на звание героя. Грушницкий мог бы набраться опыта в будущем, если бы не умер, но по существу он остался бы неисправимым, и Лермонтов писал об этом с ухмылкой.
Цитатная характеристика
Грушницкий — один из самых неоднозначных персонажей романа. В нем нарциссизм и острая гордость сочетаются с ранимой душой и желанием быть любимым за образ, который, по сути, ему не соответствует. Лучше понять этого героя можно с помощью особенностей цитат из романа:
Юнкер стремится создать вокруг себя загадочный и привлекательный образ. Это очень сентиментально:
«… Его приезд на Кавказ — тоже следствие его романтического фанатизма…»
Для Грушницкого его имидж и гордость имеют особую ценность. Для него очень важно сохранить свою значимость в глазах общества:
«.. прежде всего оскорблена его гордость…»
Стремление выделиться очень заметно в речи Грушницкого, он использует сложные и пафосные слова:
«… Грушницкий был страстью к действию: он завалил вас словами, как скоро разговор вышел из круга обыденных понятий…»
Юнкеру так хотелось создать себе романтический образ страдающего героя, что он не заметил, насколько он комичен:
«… Грушницкий поверх солдатской шубы висел саблей и парой пистолетов: в этом героическом костюме он был довольно смешон…»
Итак, главное, что можно сказать о Грушницком, — это то, что он проблемка. Он еще очень молод, а потому не мог найти себе настоящего места в жизни, а лишь пытался нарисовать для себя максимально привлекательный образ, который сразу же распался из его собственных действий.