- «Герой нашего времени»: краткое содержание
- «Бэла»
- «Максим Максимыч»
- «Тамань»
- «Княжна Мери»
- «Фаталист»
- Печорин – центральный образ романа
- Список персонажей романа «Герой нашего времени» и их краткая характеристика
- Максим Максимыч
- Грушницкий и Вернер
- Контрабандисты (глава «Тамань»)
- Семён Васильевич Г… (глава «Княжна Мери»)
- Драгунский капитан (глава «Княжна Мери»)
- Казбич
- Азамат
- Вулич
- Карагез
- Князь
- Слепой мальчик
- Янко
- Девушка
- Старуха
- Княгиня
- Женские образы романа
- Бэла
- Мери
- Вера
«Герой нашего времени»: краткое содержание
Роман «Герой нашего времени», который рекомендуется читать школьникам на уроках литературы, — произведение многогранное. Продолжается тема так называемых лишних людей, характерная для русской литературы 40-50-х годов XIX века.
Роман имеет нелинейную повествовательную структуру. Вы можете понять работу, посмотрев ее краткое содержание:
«Бэла»
Роман «Герой нашего времени» начинается с главы «Бел». В нем рассказчик знакомится с штабс-капитаном, которого читатель знает как Максима Максимыча.
Этот персонаж, в свою очередь, рассказывает историю главного героя романа — прапорщика Печорина, с которым он служил в одной из крепостей Кавказа. Максим Максимыч характеризует Печорина как «хорошего мальчика», которого сослали на Кавказ после неприятной интриги.
Однажды Максима Максимыча и Печорина пригласил на свадьбу дочери местный князь. Там Печорин увидел Белу, самую младшую и красивую дочь хозяина. Среди гостей был черкес Казбич, которого сын хозяина уговорил продать лошадь за любые деньги. Он даже предложил помочь украсть его сестру.
Казбич категорически отказался расставаться с конем. Итак, Печорин воспользовался ситуацией. Он предложил отвлечь Казбича, чтобы мальчик украл лошадь. В обмен на свои услуги он попросил Бэлу.
Мальчик отвел сестру в крепость, украл коня и навсегда исчез, опасаясь мести Казбича. Пекорин держал девушку взаперти, стараясь привлечь ее внимание приятными подарками и словами.
Со временем девушка начала проявлять чувства к Печорину, но сам герой потерял к ней интерес и стал больше времени проводить вне крепости.
Казбич однажды похитил девушку. Когда Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню, он ранил ее и скрылся. Бела умер на руках Печорина. После похорон героя перевели в другую часть.
«Максим Максимыч»
Описывая аннотацию романа, следует упомянуть главу, не имеющую самостоятельного значения, но помогающую автору раскрыть образ героя. Итак, краткое содержание. «Герой нашего времени» поможет вам узнать историю другого персонажа.
Действие происходит в придорожном отеле, где рассказчик снова встречает Максима Максимыча. Они обнаруживают, что Печорин останавливался здесь по пути в Персию. Максим Максимыч с нетерпением ждет встречи со старым другом, но ни вечера, ни ночи не наступает.
Когда появился Печорин, он вел себя холодно:
- Сначала он сказал, что спешит уйти.
- На предложение Максима Максимыча остаться подольше он отказался.
- На вопрос, что делать с дневником, который он вел много лет, Печорин ответил, что ему все равно.
Потрясенный таким поведением героя, Максим Максимыч передал рассказчику дневник.
«Тамань»
В главе рассказывается о приключениях Печорина на Тамани, где он оказался в командировке. Остановился на берегу в доме, где жили старуха и слепой мальчик. Ночью герой увидел, что мальчик сошёл на берег, и последовал за ним.
Он видел, как мальчик и незнакомец помогали выгружать груз с лодки на берег. Утром Печорин встретил девушку и пригрозил сообщить властям о контрабанде. Она пригласила его на свидание вечером и попыталась столкнуть его с лодки в море. Герой сдержался и толкнул девушку.
Позже он вернулся на место, где впервые столкнулся с контрабандистами, и увидел девушку и мужчину, плывущих на лодке, оставив слепого мальчика на берегу. Позднее Печорин сожалел о том, что нарушил привычный образ действий контрабандистов.
Кадр из фильма «Герой нашего времени
«Княжна Мери»
Лермонтов создал необычную композицию романа «Герой нашего времени». Синтез произведения продолжается главой, написанной в форме дневника. Действие происходит в Пятигорске.
Здесь Печорин знакомится с княгиней Лиговской и ее дочерью Марией. Также в Пятигорске есть курсант Грушницкий — давний знакомый героя. Последний пытается привлечь внимание Мэри. Печорин же, наоборот, избегает общения с Лиговскими, что вызывает интерес семьи.
Дальнейшие события развиваются стремительно:
- Однажды Печорин узнает, что к Лиговским приезжает дальний родственник. Оказывается, Вера, его бывшая возлюбленная.
- После встречи между ними снова вспыхивает искра.
- По совету Веры Пекорин часто навещает Лиговских, уговаривая Марию отвести взгляд. Этим он вызывает ревность Грушницкого.
Последний начал распространять слухи о Пекорине и Марии, и герой вызвал его на дуэль. По замыслу Грушницкого, в ружье Печорина не должно быть патронов. Но герой открыл идею и изменил правила дуэли, предложив стрелять по краю пропасти, чтобы не было шансов выжить.
Во время дуэли Печорин убил Грушницкого. Власти, получив информацию о случившемся, перевезли его в крепость на Кавказ, где герой встретился с Максимом Максимычем.
«Фаталист»
Действие главы происходит в одной из казачьих деревень, куда судьба забросила Печорина. В один из вечеров произошел спор о судьбе. Вулич — один из офицеров — поспорил с Печориным, который увидел на его лице посмертную маску. Вулич взял первое найденное им ружье и выстрелил себе в висок. Произошла осечка. Однако при следующем нажатии на курок пистолет выстрелил, и пуля попала в стену.
Офицеры разошлись, а утром Печорин узнал, что одного из офицеров застрелил пьяный казак. Погибший — Вулич. Казак заперся в хате и пригрозил. Только Печорин осмелился войти в дом. Он хотел, как и Вулич, попытать счастья. Казак выстрелил, но пуля не попала в героя.
Этот случай заставил Печорина надолго подумать, что он фаталист.
Кадр из фильма «Герой нашего времени
Печорин – центральный образ романа
Главный герой романа — Григорий Печорин, личность незаурядная, автор нарисовал «современного человека, как он его понимает, а он слишком часто встречался». Печорин полон явных и реальных противоречий в отношении любви, дружбы, поиска истинного смысла жизни, самостоятельного решения вопросов о судьбе человека, выбора пути.
Иногда главный герой нам не нравится: он заставляет людей страдать, он разрушает их жизни, но в нем есть сила притяжения, которая заставляет других подчиняться его воле, искренне любить его и сочувствовать отсутствию цели и смысла в его жизни.
Каждая часть романа — это отдельная история из жизни Печорина, в каждой есть свои персонажи, и каждый, с той или иной стороны, раскрывает тайну души «героя времени», делая его живым человеком. Кто те персонажи, которые помогают нам увидеть «портрет пороков целого поколения в их полном развитии»?
Список персонажей романа «Герой нашего времени» и их краткая характеристика
- Григорий Александрович Печорин — ключевой персонаж романа. Впервые появилась в незавершенном прозе «Княгиня Лиговская». Печорин — аналог Онегина, так называемый «лишний человек», а точнее — скучающий светский денди. Герой и злодей соединились в одном, во многом скопированном самим Лермонтовым.
- Максим Максимыч — штабс-капитан, друг Печорина и опытный воин. Свою службу на Кавказе начал под командованием А.П. Ермоловой. Он очень хорошо знает быт народов Кавказа.
- Казбич — один из ключевых персонажей главы о Бела. Влюблен в девушку по имени Бела. После того, как Печорин придумал хитрый план, похитив лошадь и увезя возлюбленную, Казбич решил отомстить обидчику и вскоре осуществил свой план. Интересно, что Казбич действительно жил.
- Белла, черкесская девушка, вскружила Казбичу и Печорину голову. Она ужасно расстроилась, когда мирской человек разлюбил ее. Он погиб от руки Казбича.
- Мария / Мария Лиговская — юная принцесса. За ней ухаживали Печорин и Грушницкий. Правда, кончилось все печально: выяснилось, что Грушницкий погиб на дуэли, а Печорин был любителем «дриблинга и метания». Результат: разделение принцессы и офицера было враждебным.
- Грушницкий — друг Печорина. Дружба постепенно переходит во вражду благодаря усилиям самого Григория Александровича. Результат вражды — дуэль и смерть Грушницкого.
- Вера — любимая женщина Печорина. Только при встрече с ней Григорий Александрович искренен.
Максим Максимыч
Этот молодой человек действительно достоин уважения. Он открытый, искренний и добрый. Услышав его рассказ о Бэле, читатель видит, как Максим Максимыч борется за то, чтобы увидеть Печорина. Считает героя своим другом, к которому очень привязан.
При этом, несмотря на все свое наивное обаяние, Максим Максимыч — человек ограниченный, он не знает, что движет молодым офицером, но даже не задумывается об этом. Мужчина не понимает, почему капитан так холодно к нему относится и обижается. У главного героя и Максима Максимыча разные личности и взгляды на жизнь. Можно сказать, что это люди разного происхождения. Как и многие другие герои оперы, Максим Максимыч заставляет читателя задуматься, почему Печорин так холоден и эгоистичен по отношению к нему и другим.
Грушницкий и Вернер
Образы героев совершенно разные, но оба являются отражением Печорина, его «двойников».
Очень молодой курсант Грушницкий — нормальный человек, он хочет выделиться, произвести впечатление. Он принадлежит к типу людей, у которых «есть помпезные фразы на все случаи жизни, которых просто не трогает красота и которые прежде всего окутаны необычными чувствами, благородными страстями и исключительными страданиями. Им доставляет удовольствие иметь эффект».
Это двойной антипод главного героя. Все, что Печорин пережил искренне и через страдания — разлад с миром, неверие, одиночество — у Грушницкого — всего лишь поза, бравада и следование моде того времени. Образ героя — это не только сравнение истинного и ложного, но и определение их границ: в своем желании выделиться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, он становится способным подлости. При этом он обнаруживает себя «благороднее своих товарищей», его слова «презираю» перед выстрелом Печорина — как отголосок той же болезни того времени, которая поразила и самого Печорина.
Поначалу доктор Вернер нам кажется очень похожим на Печорина, и это действительно так. Он скептик, проницательный и наблюдатель, «изучил все живые нити человеческого сердца» и имеет низкое мнение о людях, «злой язык», под видом насмешек и иронии, скрывает свои истинные чувства, свою способность к сострадание. Главное сходство, которое Печорин отмечает, говоря о своем друге, состоит в том, что «мы совершенно безразличны ко всему, кроме самих себя».
Разница становится очевидной, когда мы сравниваем описания персонажей. Вернер оказывается циником больше, чем словами, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя полностью осознан, ему чужды его внутренняя деятельность.
Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: врач не ищет перемен ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает друга о слухах и заговорах, но руку Печорину после дуэли не пожимает, не желая брать на себя его долю ответственности за случившееся.
Характер этих героев подобен единству противоположностей, и Вернер, и Грушницкий выделяют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.
Контрабандисты (глава «Тамань»)
Янко — умный и бесстрашный молодой человек, умеющий управлять лодкой при сильном ветре. Он беспощаден: когда заниматься контрабандой стало опасно, Янко вместе с возлюбленной отправился в плавание, бросив помогавшего ему слепого мальчика на произвол судьбы.
Девушка-ондина — возлюбленный умный и смелый Янко. Она молода, красива. Чтобы Пекорин не навредил их контрабандному бизнесу, девушка предательски заманила его в море на лодке и хотела утопить, но не смогла.
Слепой мальчик — сирота лет четырнадцати, помощник Янко, девочка Ундина и ее мать. Хитрый, искусный, умеет самостоятельно гулять по знакомым местам.
Семён Васильевич Г… (глава «Княжна Мери»)
Семен Васильевич Г… — дальний родственник княгини Лиговской, мужа Веры. Это старый богатый хромой. Вера его не любит, но уважает. Он поверил жене и, узнав о ее измене, увез ее из Кисловодска.
Драгунский капитан (глава «Княжна Мери»)
Капитан Драконов — человек нечестный, он ненавидит Печорина и Марию. Он друг Грушницкого, плохо на него повлиял. Это был его секундант на дуэли, он хотел убедиться, что у Печорина незаряженное ружье.
Казбич
Казбич — вор, живущий в прекрасных горах Кавказа. Смелый, быстрый и злой, как настоящий рыцарь.
«… И он был умелый, умелый, как черт!..»
Есть конь — Карагез, которого он очень любит и считает своим особенным другом.
«… Я узнал голос моего Карагоза; это был он, мой друг ! с тех пор мы не расстаемся друг с другом…»
он очень мстителен, за угон Печориным коня убивает свою любимую.
«… Такой злодей; даже если бы он ударил в сердце — ну да ладно, я бы все кончил сразу, а то в спину . самый разбойный удар!..»
Азамат
Азамат — мальчик, Бела — младший брат. Гордый, упрямый и подвижный, очень жадный до денег.
«… Одно в нем было плохо: он был ужасно жаден до денег. Однажды, посмеиваясь, Григорий Александрович пообещал дать ему золотую монету, если он украдет лучшую козу у отцовского стада; и что ты думаешь? следующей ночью он волочил его за рога…»
Его мечта — лошадь Казбича, для него он готов на все, даже на кражу человека.
«… У вас великолепный конь! — сказал Азамат. — Если бы я был помещиком и имел табун в триста кобыл, я бы половину отдал за твою лошадь, Казбич!..»
Помогая Печорину взять девушку, Печорин, в свою очередь, помогает юноше взять лошадь. После того, как лошадь становится его, он безвозвратно уходит из дома.
«… А когда вернулся отец, не было ни дочери, ни сына. Такой проницательный человек: ведь он понимал, что ему голову не оторвут, если его поймают. Так что с тех пор он исчез: наверняка, он присоединился к какой-то банде абреков, и даже за Терек или за Кубань склонил свою буйную голову: вот дорога!..»
Вулич
Вулич — сербский пехотный офицер. Заядлый карточный игрок. Смелый и отчаянный человек, но очень замкнутый и спокойный.
«… Я никому не открывал свои духовные и семейные секреты…»
Способный на безумные поступки, одно из них — диспут с Печориным.
«… Почему пустые споры? Вам нужны доказательства: предлагаю вам примерить себя, если человек может произвольно распорядиться своей жизнью, или каждому из нас заранее назначен роковой момент… Кто-то?..»
Последний как-то видит на своем лице отпечаток надвигающейся смерти.
«. мне казалось, что ты сегодня точно умрешь…»
Вулич недоверчив, но, тем не менее, предсказание сбывается: в тот же вечер он умирает.
Карагез
Лошадь Казбича, которая была его самым дорогим созданием. Когда Азамат украл его, Казбич плакал как младенец. Он был одним из самых умных и очаровательных лошадей в округе.
Князь
Эпизодический персонаж главы «Бэла», отец Азамата и Бэлы. Он был убит Казбичем, так как думал, что Азамат украл его лошадь с разрешения отца.
Слепой мальчик
Сирота, герой таманского капитула, помогает контрабандисту Янко. Она любит и уважает его, даже украла для него украшения у Печорина. Несмотря на это, она безжалостно бросает его и уплывает с девушкой.
Янко
Контрабандист, герой таманской главы, человек храбрый, но ничего не чувствующий. Он бросил слепого мальчика на произвол судьбы после того, как отправился в плавание с девушкой, когда выяснилось, что их дело раскрыл Печорин.
Девушка
Героиня «Таманского» главы, друг контрабандиста Янко. Ей 18, хоть она и не красавица, но все же милашка и у нее чудесный голос. Кроме того, она сильная и смелая. Заманив Пекорина в лодку, она чуть не утопила его.
Старуха
Эпизодический персонаж главы «Тамань», пожилая и почти глухая женщина, хозяйка дома, в котором останавливался Печорин. Живет со слепым мальчиком-сиротой.
Княгиня
Героиня главы «Княжна Марья», мать Марии. Она очень любит свою единственную дочь и готова на все ради нее. Она не любит Грушницкого, поэтому сразу отдает предпочтение Печорину. Сразу после дуэли с Грушницким он бросает все к его ногам, только чтобы жениться на Марии, но он отказывается.
Женские образы романа
На страницах романа мы видим женщин, с которыми жизнь ведет Григорий. Бела, Ундина, княжна Марья, Вера. Все они совершенно разные, каждый со своим характером и шармом. Они — главные герои трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, его желании любить и быть любимым и невозможности этого.
Бэла
Бела, черкеска, «умница», как ее называет Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянку воспитали народные традиции и обычаи. Стремительность, азарт, задор «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя ответ в ее душе. Со временем в Бэле просыпается любовь и дается ему со всей силой естественной открытости чувств и непосредственности. Счастье длится недолго, и девушка, смирившись со своей судьбой, мечтает только о свободе. «Я пойду, я не его рабыня — я принцесса, дочь князя!» Сила характера, тяга к свободе, внутреннее достоинство не покидают Бэлу. Даже оплакивая перед смертью, что ее душа никогда больше не встретит Печорина, на просьбу принять другую веру она отвечает, что «умрет в вере, в которой родилась».
Мери
Образ Марии Лиговской, княгини из высшего света, пожалуй, самый детальный из всех героинь. Цитата Белинского о Марии очень точна: «Эта девушка не глупа, но и не пуста. Ее направление в чем-то идеальное, в инфантильном смысле слова: ей недостаточно любить человека, к которому были бы привлечены ее чувства; обязательно, чтобы она была несчастной и ходила в толстой серой солдатской куртке ». Принцесса, кажется, живет в воображаемом мире, наивном, романтичном и хрупком. И хотя она тонко чувствует и воспринимает мир, она не может отличить светское игра и неподдельные эмоциональные порывы. Мария — представитель своего времени, окружающей среды и социального статуса. Сначала обращая внимание на Грушницкого, потом она уступает драме Печорина, влюбляется в него — и получает жестокий урок. Автор уходит от Марии. Разумеется, если она была уничтожена экспериментом по разоблачению Грушницы или, пережив урок, она не сможет потерять веру в его любовь.
Вера
О Марии автор рассказывает много и подробно, но мы, читатели, видим только Веру, влюбленную в Печорина. «Она — единственная женщина в мире, которая не смогла бы обмануть» героя, та, которая понимала его «идеально, со всеми маленькими слабостями, дурными страстями». «Моя любовь срослась с моей душой: потемнела, но не исчезла». Вера — это сама любовь, принятие человека таким, какой он есть, он искренен в своих чувствах и, может быть, такое глубокое и открытое чувство могло бы изменить Печорина. Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, поэтому в жизни нужно чем-то жертвовать. Печорин не готов, он слишком индивидуалистичен.
Главный герой романа раскрывает причины своих поступков и побуждений во многом благодаря изображениям Марии и Веры — в рассказе «Княгиня Мария» можно более подробно рассмотреть психологический портрет Григория.