Жанр произведения «Герой нашего времени»: о чем роман Лермонтова и какие особенности повестей автора

История создания

Творческая история романа «Герой нашего времени» известна только в самых общих чертах.

Автор долго работал над романом, создавая отдельные эпизоды. Впечатление, произведенное на писателя стихотворным романом Пушкина «Евгений Онегин», придало ему уверенности в себе.

Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, горных селениях, писатель определился с сюжетом своего плана и приступил к работе.

Созданные части романа были изданы отдельными произведениями: сначала Лермонтов опубликовал «Белу» (1839 г.), затем «Фаталист» (1839 г.) и «Тамань» (1840 г.). Весь роман был опубликован в 1840 году, который был сохранен в качестве года написания, но предисловие к роману было напечатано только во втором издании, в 1841 году.

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» попытался показать принадлежность юноши к периоду начала XIX века. Его желание продемонстрировать читателям уникального человека, выходца из его класса, было настолько велико, что оно наделило его произведение таким решающим и всеобъемлющим названием. Но что означает название романа?

Многие исследователи сходятся во мнении, что М.Ю. Лермонтов, создавая свой роман, черпал идеи из произведения «Исповедь сына века», автором которого является представитель Франции А. Мюссе. В этой книге мастер слова рассказал о судьбе молодого человека, который с чистым сердцем говорил о своих слабостях и греховных поступках. Юноша поделился своими беспристрастными действиями, которые только вызвали осуждение у окружающих.

Автор «Героя нашего времени», вдохновленный французской оперой, выбрал для романа название, которое понравится его современникам. М.Ю. Лермонтов как бы спрашивает своих читателей: готовы ли они в своей жизни стать образцом идеальной и совершенной личности?

Однако некоторые литературоведы считают, что автор в названии показал все слабости и пороки, которые были у представителей его времени. Бессмысленность жизни, пустота души, нежелание двигаться вперед отравляют существование каждого. Трагедия целого поколения, нереализованные личности.

Кто? Кто герой нашего времени? Великий мастер слова интригует читателя своим именем. О чем будет роман? Какие образы, события, чувства и эмоции описывает автор? Герой нашего времени — собирательный образ. Роман, в котором отражены душевные переживания, переживания, бросание человека. Но взят не один конкретный человек, а целое поколение людей. Эти люди не лишены положительных качеств, они образованы, умны. Но у них нет стимула жить, поставленной цели.

Направление, жанр, композиция

Несмотря на наличие некоторых романтических характеристик, таких как южная экзотика и яркая личность, в отличие от остального общества, «Героя нашего времени» обычно относят к направлению реализма. Лермонтов стремится к естественному изображению всех сторон жизни, а персонажи полностью соответствуют окружающей среде и живут по соответствующим законам. Здесь кратко очерчены черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени.

«Герой нашего времени» стал первым лирико-психологическим романом в русской литературе. Поэт сочетает в себе глубокий психологизм с четкой сюжетной схемой и активными характерными действиями.

При работе над романом писатель использовал нелинейную композицию. События в романе организованы не в хронологическом порядке, а в соответствии с авторской задумкой раскрытия образа главного героя. Значение размещения глав, хронология и особенности композиции отражены в кратком эссе.

Композиционные особенности произведения и их влияние на жанр романа

Жанр романа Лермонтова «Герой нашего времени» потребовал от автора отказа от хронологической последовательности сюжетной передачи, что повлияло на композиционную структуру произведения.

Роман открывается рассказом о том, как Печорин украл молодую черкесскую женщину Белу, которая впоследствии полюбила его, но эта любовь не принесла ей счастья. В этой части читатели видят Печорина глазами Максима Максимовича — русского офицера, капитана штаба, который оказался командиром крепости, в которой служил Печорин. Максим Максимович не до конца понимает странное поведение своего молодого подчиненного, однако отзывается о Печорине без осуждения, а скорее с сочувствием. Далее следует часть под названием «Максим Максимович», которая в хронологическом порядке должна была завершить роман. В нем читатели узнают, что Печорин внезапно скончался по дороге в Персию, а рассказчик получил свой журнал, в котором его автор признавался в своих тайных пороках и разочарованиях в жизни. Следовательно, следующие части романа — дневник Печорина, в котором рассказывается о событиях, произошедших с ним до встречи с Белой и встречи с Максимом Максимовичем.

Особенности жанра «Героя нашего времени» проявляются еще и в том, что каждый из включенных в роман рассказов имеет свою направленность. Жанр и композиция «Героя нашего времени» позволяет сделать вывод, что рассказы, составляющие роман, являются отражением тем и сюжетов, характерных для литературы того времени.

Бела — это классическая история любви с трагическим и трогательным концом. Это чем-то напоминает романтические рассказы декабриста А.А. Бестужева, опубликованные под псевдонимом Марлинский. Повести «Тамань» и «Фаталист» — это остросюжетные произведения, наполненные мистической предопределенностью, тайнами, побегами и любовной историей, характерной для этого жанра. Жанр повести «Княжна Марья» чем-то напоминает стихотворный роман А.С. «Евгений Онегин» Пушкина. Также присутствует описание светского общества, одинаково чуждого как главной героине произведения княжне Лиговской, так и главному герою Г.А. Пекорину. Как и Татьяна Ларина, Мария влюбляется в мужчину, который кажется ей воплощением ее идеала, однако, признавшись ему в любви, она также получает от него отказ. Поединок Печорина и Грушницкого по сюжету похож на дуэль Ленского и Онегина. В этой дуэли погибает более молодой и пылкий герой Грушницкий (как и Ленский).

Таким образом, особенности жанра «Герой нашего времени» указывают на то, что Лермонтов заложил основу нового направления в русских романах — это направление можно назвать социально-психологическим. Его характерными чертами были глубокое внимание к миру личных переживаний героев, обращение к реалистичному описанию их действий, стремление определить базовый круг ценностей, а также поиск содержательных основ человеческого существования на земной шар.

О чем книга Герой нашего времени

Роман состоит из пяти глав, расположенных не в хронологическом порядке. Лермонтов хотел, чтобы читатель сначала волновался, потом думал и делал выводы.

Роман начинается с самой грустной и трогательной главы Бэлы. В этой главе читатель впервые встречает главного героя — молодого офицера Григория Александровича Печорина. Он служит военной крепостью на Кавказе под командованием Максима Максимовича, доброго и мудрого мальчика.

В крепости Печорин ведет себя странно: «бесстрашно едет на коне по скалам», потом вдруг начинает жаловаться на насморк и дрожит, как избалованная девушка.

Чтобы развеять меланхолию молодого человека, Максим Максимович водит его на черкесскую свадьбу. Печорин очень любил черкесскую дочь хозяина Белу. Он решил украсть ее руками брата девушки Азамата, который обманул его Печорин и помог заполучить лучшего коня вора Казбича.

Пленный поначалу боится Печорина, но потом привыкает и влюбляется в него. Да только чувства уже остыли. В этом весь Печорин — быстро включается и быстро выключается.

Мстительный Казбич в отсутствие мужчин похищает Белу, а затем сильно ранит ее, понимая, что ему не избежать погони с ней. Бела прожила недолго после того, как была тяжело ранена и умерла. Печорин винит себя в смерти девушки.

Вторая глава раскрывает эгоизм Печорина. Он называется «Максим Максимович». На нем изображена встреча Максима Максимовича и Печорина после долгой разлуки. Максим Максимович был очень доволен своим старым другом (им пришлось многое пережить вместе), он хотел его обнять. Пекорин хладнокровно отвернулся от Максима Максимовича; его глаза были полны безразличия.

В главе «Тамань» рассказывается, как Печорин из-за своего эгоизма и чрезмерного любопытства вмешался в «мирную» жизнь контрабандистов и разрушил ее. После того, как Печорин вылез из воды (девушка-ондина пыталась его утопить), он понял, что обидел всех: и девушку, и Янко, и мальчика, и старуху.

Четвертая глава романа «Княжна Марья» — величайшая. В нем много сюжетов, которые переплетаются между собой и приводят к печальному концу: Печорин убивает Грушницкого на дуэли, его возлюбленную Веру увозит в неизвестном направлении ревнивый муж, княжна Марья заболевает от несчастной любви и стыда. Всем плохо. Все недовольны. Печорин тоже недоволен.

Последняя глава, «Фаталист», наполнена мистикой и тревогой. Печорин здесь играет роль фаталиста. Он видит преждевременную смерть на лбу агента Вулич. Вулич смеется над словами Пекорина и стреляет себе в голову. Пистолет плохо стрелял. Но в тот вечер Вулич все же был обречен на смерть: пьяный казак убил его саблей.

Место и время действия

События романа происходят в первой половине XIX века на Кавказе, в Тамани, Пятигорске и Кисловодске, в одном из казачьих селений.

Смысл романа «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» — уникальный пример революции в русской литературе, ведь произведение — психологический роман. Михаил Юрьевич прекрасно показал человека, характер которого формировали разного рода черты, пороки «целого поколения». Главный герой — не что иное, как собиратель образов персонажей юношей и девушек того периода, в котором жил герой.

Главный герой и его конфликт

Перенесемся в 19 век, к нашему герою. Он жил во время суровых государственных репрессий Николая 1, попутно не было свободы мысли. Инициатива декабристов, как мы все знаем, жестоко подавлялась, и самодержавие сдерживало дворянство и амбициозных молодых личностей.

Главный герой принадлежит к такой группе молодых людей. Всеми своими действиями он противостоит обществу, он ищет своего счастья. Вместо желаемого воплощения своих способностей и мечты он находит только полное разочарование. Эта напряженная борьба сделала главного героя совершенно эгоистичным и оцепеневшим человеком.

Как отмечалось ранее, Печорин — это собирательный образ, его личность и история отражают конфликт между человеком и обществом, который пронизывает историю России, особенно в 18-19 веках.

Суть романа

Суть и основной смысл романа Михаила Юрьевича можно выразить так: мы должны учиться на своих ошибках и стараться избегать их в настоящем. Следуя примеру Печорина, мы видим психологическую драму и эмоциональный конфликт поколения XIX века. Человеку нужна свобода самовыражения, а отсутствие свободы и социального возвышения делает человека несчастным.

Смысл романа «Герой нашего времени» — противопоставление умного и неординарного человека обыкновенной толпе. Печорину трудно жить, потому что он не такой, как все. Жизнь для него — риск и приключения. Люди — это игрушки. Лермонтов осуждает героя, но в то же время восхищается им. Смысл названия романа в том, что героями могут быть только исключительные люди в исключительных обстоятельствах.

Герой романа

Герой романа Григорий Печорин — персонаж коллективный. К счастью, во время коротких съемок Михаил Юрьевич достаточно повидался со своими сверстниками, чтобы выделить в них общие черты характера, особенности своего поколения. В романе описаны места, которые посетил сам Лермонтов. Но это не значит, что Лермонтов писал самого Пекорина.

События, связанные с историей «Колокола», где офицер держал девушку, могли действительно иметь место, и Лермонтов мог слышать о них от своих коллег или попутчиков. Но сам Лермонтов никогда не похищал кавказских девушек. Портрет главного героя сначала описывается Максимом Максимычем в первой главе, затем автор развивает его после личной встречи с ним во второй главе.

Основные герои

В романе «Герой нашего времени» есть главный герой: Печорин. Он жаждет активности, но занимается мелкими и бесполезными делами. Не найдя нигде реальной жизни, Печорин настроен скептически. По мнению автора, причина тому — несовершенство российского общества 30-х годов XIX века.

Скептическое отношение Печорина к моральным и социальным ценностям, его индивидуализм, эгоцентризм в сочетании с безжалостной самооценкой позволяет применить к нему понятие «еще один человек». Печорин настроен на деятельность, но у него нет цели в жизни. Печорин — герой своего времени, так как он относится к социально-психологическому типу личности 30-х годов XIX века, недовольному существующей жизнью. Именно эта неудовлетворенность, скептицизм позволяет нам начать пересмотр старого мировоззрения.

Для Печорина также характерны пороки своего века. Но, хотя он приносит страдания другим, он также несчастен. Одна из основных характеристик Печорина — рефлексия (наблюдение за собой, понимание своих ощущений, чувств, действий). Печорин анализирует себя, выставляя напоказ свои пороки, присущие всему его поколению. Эгоизм главного героя, его стремление сделать из других людей игрушку в руках, презрение к их чувствам — все это отразилось на его отношении к Максиму Максимычу, привело к гибели Белы и Грусницкого, страданиям Веры и княгини Марии.

Противоречие его природы наиболее очевидно в любовных делах. В глазах женщин Печорин часто предстает в образе романтического героя, но он не осчастливил ни одну из них, хотя сам разочаровывается в любви, рассматривая ее как способ развеять скуку и однообразие жизни.

Женщины, с которыми их соединила судьба Печорина, оказались натурой жертвенной, покорной его воле:

  • для него Бела смиряется с тем, что его семья разрушена, его отец мертв;
  • Вера нарушает святость брачных уз;
  • Мария готова презирать светскую порядочность.

Печорин одинок, он не может вступать в гармоничные отношения с людьми. Это проявляется в его скептическом отношении к дружбе. У него нет друзей, только друзья: доктор Вернер, Грушницы.

Доктор Вернер тоже обладает скептицизмом и аналитическим складом ума, но он, в отличие от Печорина, не приемлет активного проявления зла, поэтому дистанцировался от своего друга, убившего Грушницкого.

Грушницкий — противоположность Печорину. Его псевдоромантизм контрастирует с истинным романтизмом Печорина.

Образ Вулича помогает раскрыть отношение главного героя к фатализму.

По сравнению с горцами и контрабандистами Печорин выглядит незаурядным и даже демоническим человеком. В его отношении к «водному обществу» раскрывается тема противостояния «героя времени» с людьми того круга, к которому он принадлежит.

Поэтому все персонажи романа служат для раскрытия личностных качеств главного героя.

Структура

Роман состоит из двух частей, изначально изданных в двух книгах.

Есть еще раздел, введенный самим Лермонтовым. Во-первых, история рассказана с точки зрения самого писателя, путешествующего по Кавказу. Затем с середины первой части до конца рассказывается журнал Печорина, в котором главный герой произведения — от первого лица.

Структура романа

  • Предисловие
  • Первая часть
    • 1. Бела
    • 2. Максим Максимыч
    • 3. Дневник Печорина
      • Предисловие
      • И. Тамань
  • Вторая часть
    • 3. Журнал Печорина (конец)
      • II принцесса мария
      • III. Фаталист

Хронологическая последовательность глав в романе прервана. Правильный хронометраж глав будет следующим:

Хронологическая структура романа

  • И. Тамань
  • II принцесса мария
  • III. Фаталист
  • 1. Бела
  • 2. Максим Максимыч
  • Предисловие к газете «Печорин

Композиция отдельных частей романа

Роман «Герой нашего времени» состоит из отдельных рассказов, связанных между собой главным героем — Григорием Александровичем Печориным

Часть 1

В первой части романа главы организованы следующим образом:

  1. Бела
  2. Максим Максимыч
  3. Дневник печорина
  4. Предисловие
  5. Тамань

«Бэла» – роман в несколько месяцев

Старый капитан штаба Максим Максимыч рассказывает своему попутчику о неординарных познаниях. Молодой офицер Печорин после случившейся с ним неприятной истории приехал служить на Кавказ. Местный горный принц проявляет уважение и приглашает друзей на отдых. Молодой офицер влюбляется в Белу с первого взгляда. Красавица — младшая дочь принца. Украсть девушку. Со временем она влюбляется в него. Однако он уже успокоился и начал скучать.

Влюбленный Казбич похищает Белу. Преследуя похитителя, офицер и Максим Максимыч достигают похитителя. Однако он смертельно ранит девушку, бросает ее и убегает. Девушка умирает на руках у Печорина.

«Максим Максимыч» — отношения двух поколений

Неизвестный офицер-рассказчик снова встретился с Максимом Максимычем. Печорин также останавливается в гостинице по пути. Это следует в Персии. Капитан рад встрече со старым другом. Однако к старику он проявляет холодность.

Максим Максимыч хотел вернуть дневник, который носит с собой. Однако она отказалась, сказав, что он больше не нужен ей. Листья пекорина.

«Тамань»: герой – орудие судьбы

В командировке Печорин остановился на Тамани. Он поселился в доме старухи, с которой жил слепой мальчик. Однажды ночью он стал свидетелем передачи партии контрабанды. Участники сделки: тот же парень и незнакомец. Он пригрозил рассказать об этом всем властям. Девушка попыталась утопить его, но убежала. На следующий день Печорин уехал, сожалея о том, что вмешался и нарушил размеренную жизнь контрабандистов.

«Княжна Мери» — одиночество в любви

Печорин, приехавший на лечение в Пятигорск, познакомился с княгиней Лиговской и ее дочерью. Здесь же он встречает Веру, в которую раньше был влюблен, и своего друга-кадета Грушницы.

Печорин от скуки завоевывает сердце княгини Марьи, а потом отвергает ее взаимность. Старое чувство охватило его, и он возвращается к Вере. После ссоры с Грушницким, который был влюблен в княжну, Пекорин вызвал его на дуэль. Убить друга.

Фаталист – предопределенность судьбы

Батальон остановился в казачьей станице. Компания любит играть в карты. Нечаянно Печорину кажется, что сегодня Вулич умрет. Последний для проверки стреляет себе в висок, но происходит осечка. Предсказание не сбылось. Однако вскоре Печорин обнаруживает, что Вулич был застрелен пьяным казаком. Печорин схватил убийцу, выстрелил в него, но промахнулся.

Характеристика главных героев

  1. Княгиня Мария — девушка не лишенная красоты, завидная невеста, любит мужское внимание, хотя и не предает этого желания, в меру горда. Он приезжает с мамой в Пятигорск, где знакомится с Печориным. Он влюбляется в Григория, но безответно.
  2. Бела — черкеска, дочь князя. Ее красота не похожа на красоту светских девушек, это что-то дикое и дикое. Печорин замечает красавицу Белу на свадьбе князя и тайно похищает ее из дома. Она горда, но после долгих ухаживаний Грегори ее сердце растаяло, позволив любви овладеть им. Но ему было все равно, потому что по-настоящему сладок только запретный плод. Он умирает от руки Казбича. В очерке мы описали женские образы в романе «Герой нашего времени.
  3. Вера — единственный человек, который любит Печорина таким, какой он есть, со всеми недостатками и причудами. Однажды Григорий полюбил ее в Санкт-Петербурге, а встретившись снова в Пятигорске, она снова испытывает к Вере теплые и сильные чувства. У нее также есть сын, она была дважды замужем. Второму мужу в порыве эмоций на фоне дуэли Печорина с Грушницами она рассказывает о своих отношениях с Григорием. Муж уводит Веру, и любовник изнемогает в тщетных попытках достучаться до любимой.
  4. Печорин — молодой знатный офицер. Григорий получил прекрасное образование и воспитание. Он эгоистичен, холоден сердцем и разумом, он анализирует каждое действие, умный, красивый и богатый. Доверяет только себе, разочаровывается в дружбе и браке. Несчастный. Более подробно его образ Печорина анализируется в очерке на эту тему.
  5. Грушницкий — молодой кадет; эмоциональный, страстный, обидчивый, глупый, тщеславный. Его знакомство с Печориным происходит на Кавказе, подробности этого в романе умалчиваются. В Пятигорске он снова встречает старого друга, на этот раз у молодых людей узкая улочка, которую кому-то придется покинуть. Причиной ненависти Грушницкого к Григорию стала княжна Марья. Даже трусливый план с незаряженным ружьем не помогает курсанту избавиться от противника, и он умирает сам.
  6. Максим Максимыч — капитан штаба; очень добрый, открытый и интеллигентный. Он познакомился с Печориным во время службы на Кавказе и искренне полюбил Григория, хотя и не понимал его причуд. Ему 50 лет, холостяк.

Проблемы

  • Проблема обретения смысла жизни. На протяжении всего романа Григорий Печорин ищет ответы на жизненные вопросы. Герой чувствует, что не достиг чего-то высокого, но возникает вопрос: почему? Он пытается наполнить свою жизнь интересными моментами и интригующими знакомствами, чтобы испытать весь спектр своих возможностей, и в этом стремлении к самопознанию он уничтожает других людей, поэтому он теряет ценность своего собственного существования и тратит отведенное на это время впустую неумелый.
  • Проблема счастья. Печорин пишет в дневнике, что удовольствие и настоящее счастье — это пропитанная гордость. Он не приемлет легкую доступность. Несмотря на то, что у него есть все аспекты, способные утолить его гордость, он несчастен, поэтому герой отправляется на всевозможные приключения, надеясь хотя бы на этот раз развлечь свою гордость и стать счастливым. Но он просто наслаждается, и то ненадолго. Истинная гармония и радость ускользают от него, так как Григорий оторван от обстоятельств творческой деятельностью и не видит ценности в жизни, а также возможности проявить себя, принести пользу обществу.
  • Проблема безнравственности. Григорий Печорин был слишком циничен и эгоистичен, чтобы перестать играть с человеческими жизнями. Мы видим постоянные рефлексы героя, анализируем каждое действие. Но он обнаруживает, что не может любить счастье или крепкую долгую дружбу. Его душа наполнена неверием, нигилизмом и усталостью.
  • Социальные вопросы. Например, очевидна проблема несправедливой политической системы. Через своего героя М.Ю. Лермонтов передает потомкам важное сообщение: личность не развивается в условиях постоянных ограничений и жесткой деспотической власти. Писатель не осуждает Печорина, его цель — доказать, что он стал таковым под влиянием времени своего рождения. В стране с огромным количеством нерешенных социальных вопросов подобные явления не редкость.

Психологизм

Лермонтов открывает читателям глаза на внутренние составляющие человеческой души, мастерски анализируя личность. С необычной композицией, сменой повествователя-двойников-героев автор раскрывает тайны самого сокровенного мира героя. Это называется психологизмом: повествование направлено на изображение человека, а не события или явления. Акцент смещается с действия на то, кто это делает, почему и почему они это делают.

Робкое молчание людей, напуганных последствиями восстания декабристов в начале XIX века, Лермонтов считал катастрофой. Многие были недовольны, но обиделись и не на одного. Кто-то терпеливо страдал, а кто-то даже не подозревал о своих несчастьях. В Григории Печорине писатель воплотил трагедию души: невыполнение ее амбиций и нежелание бороться за нее. Новое поколение разочаровалось в государстве, в обществе, в себе, но они даже не пытались что-либо изменить к лучшему.

Значение романа

Советские исследователи иногда называли социально-политический роман «Герой нашего времени»: они поясняли, что Печорин в николаевской России не имел возможности проявить себя в борьбе за свободу народа, разрыве с аристократическим обществом и так далее. «Потерянное поколение» Лермонтова расходилось с поколением декабристов .

Однако многим эти объяснения кажутся натянутыми: стоит ли искать революционные нюансы в творчестве аристократа Лермонтова?

В «Герое нашего времени» есть размышления об обществе, но не менее важны размышления о человеческой душе, о смысле жизни, добре и счастье. Это первый русский психологический роман, ставший семенем русской психологической прозы и одновременно первый русский философский роман, в котором действия главного героя интерпретируются в категориях добра и зла, необходимости и свободы.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"