Фабула романа «Герой нашего времени» по главам и порядок частей

«Герой нашего времени»: анализ произведения

Роман оказался эпохальным произведением. Критики увидели в нем продолжение пушкинских традиций, и Белинский крестил главного героя романа Лермонтова «Онегин нашего времени».

Вот особенности произведения, которые выделяют литературоведы:

Замысел и история создания романа «Герой нашего времени»

Исследователи творчества Лермонтова считают, что идея писателя родилась в 1836 году при жизни Пушкина.

Лермонтов намеревался представить героя своего поколения, подобного изображенному Пушкиным. Неудивительно, что он выбрал имя персонажа от названия бурной реки Печора. Этим он хотел подчеркнуть как преемственность, так и отличие персонажа от «Онегина» Пушкина. Онега — тихая равнинная река, географически южнее Печоры. После смерти Пушкина Лермонтов отправился служить на Кавказ, где определился с образами и местами, описанными в произведении.

Писатель начал писать текст в 1838 году, публикуя отдельные рассказы. Первым свет увидел Бела (1839), за ним — Фаталист (1839). В хронологическом порядке их содержание лежит в основе повествования. «Тамань» — первая глава романа с точки зрения хронологии истории, вышла в 1840 году.

«Герой нашего времени»: тема и конфликт произведения

Лермонтов продолжил тему лишних людей — особого рода литературных героев, сформировавшихся в 40-50-е годы XIX века. Это люди благородного происхождения, которые не смогли реализовать свои таланты в общественно полезной деятельности и боролись со скукой, проводя время за азартными играми, организацией дуэлей или бросая вызов нормам общественной морали.

Таким образом, Печорин бессовестно уничтожает семью князя, пригласившего его на свадьбу дочери. В результате его действий сын князя бежал, а младшая дочь Белу была опозорена Печориным, а затем Казбич был убит.

В Пятигорске герой возобновляет отношения с Верой, которая на тот момент является замужней женщиной, и нарушает установленные социальные нормы светского общества по отношению к Марии. При этом он не сожалеет о том, что сделал с Мэри или Белой, но сожалеет о том, что потревожил «честных контрабандистов».

«Герой нашего времени»: особенности композиции и жанр

Повествование романа построено таким образом, что читатель узнает героя как по рассказам людей, которые его знают, так и по материалам его заметок. Главы романа расположены не в хронологическом порядке. Таким образом, читатель сначала узнает о событиях в крепости на Кавказе, где Печорин организовал похищение Белы, а затем о том, какими ирониями судьбы он оказался на Кавказе.

Критики называют роман лирическим и психологическим. В нем сочетается характерная для русской литературы тема лишнего человека с элементами западноевропейского романтизма.

Главный герой романа «Герой нашего времени»

После выхода романа критики разделились. Сторонники славянофильской ориентации заявляли, что герои нашего времени, такие как Печорин, не характерны для русского общества. Они всего лишь продукт разрушительного влияния Запада.

Другие считали, что Лермонтов высказал совершенно иную идею. «Герой нашего времени», по словам Белинского, описывает трагедию поколения николаевской эпохи:

  • Молодые люди выросли в эпоху суровых ограничений.
  • Им было сложно вписаться в жесткие социальные рамки. Поэтому они нарушали социальные нормы и вели себя вызывающе.

Печорин — человек неоднозначный. Он не любит социальных устоев и своим вызывающим поведением всячески это демонстрирует. Он не может построить нормальные отношения. Мне холодно с Максимом Максимычем, Марией и Белой, которые проявили к нему нежные чувства. Вызывает ревность Грушницкого, зная, что он влюблен в Марию.

интересно отметить, что Печорину не нравятся нормы общества, к которому он принадлежит, но он без колебаний участвует в колониальной войне, развязанной этим обществом. Также герой легко нарушает социальные нормы на Кавказе. Его не волнует судьба мальчика, вынужденного скрываться из любви к коню, чувств отца, потерявшего сына и дочь, и Казбича, оставшегося без верного друга.

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ
Кадр из фильма «Герой нашего времени

«Герой нашего времени» — эпохальное произведение. Это стоит знать, чтобы больше узнать об особенностях жизни целого поколения людей, которые чувствовали себя лишними в обществе, но не могли изменить ситуацию.

Особенности сюжета романа

Каждое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры персонажей, но и отношение самого автора к представляемым им явлениям и событиям, то есть сюжету. В романе «Герой нашего времени» сюжет определяется концепцией всей системы рассказов, и эта концепция заключается в том, чтобы шаг за шагом «объяснять» историю «человеческой души», особенно когда речь идет о следствие наблюдений зрелого ума над собой».

Как именно автор строит сюжет? Прислушаемся к мнению русского критика В. Белинского: «Роман господина Лермонтова пронизан единством мысли, а потому .. его нельзя читать в том порядке, в каком его организовал сам автор: иначе прочтете два отличных рассказа и несколько отличных рассказов, но вы не узнаете романа. Нет ни страницы, ни слова, ни строки, которые были начаты случайно; здесь все исходит из главной идеи и все возвращается к ней ». Поэтому хронологический ряд событий, описанный в романе, нарушен: хронология не важна для воплощения идеи.

Сначала мы узнаем о Печорине в повести «Бэла», после разговора временных попутчиков, а затем — в рассказе Максима Максимыча о молодой черкесской женщине и роли главного героя в ее жизни. Следующую мысль Печорина мы составляем, наблюдая непосредственно за тем, как ведет себя Григорий, как его персонаж проявляется внешне — рассказчик подробно описывает его во второй главе романа. И, наконец, из журнала, написанного героем собственноручно, мы понимаем внутренний мир Печорина: его мысли, чувства, стремления.

С каждым последующим рассказом «Героя нашего времени» интерес к персонажу главного героя возрастает, ведь вряд ли Лермонтов называл героем фильма человека с порочным отношением к людям и полным отсутствием привлекательных человеческих качеств время. Постепенно понимаешь, что именно в таком порядке, разместив главы произведения, автор смог постоянно раскрывать характер героя во всей его сложности, непоследовательности и непредсказуемости. Этому замыслу подчинен сюжет романа «Герой нашего времени».

Основные персонажи

Главные герои

  • Рассказчик: путешествует по Кавказу, собирает интересные истории и представляет их читателю.
  • Григорий Печорин — знатный офицер с состоянием. Ему быстро наскучивает то, что он делает. Эгоистичный, беспринципный, умеет влиять на других.
  • Максим Максимыч — военный. В крепости я встретил главного героя, именно он рассказал автору историю Бэлы. Доверчивый, искренний, но твердый в нраве.
  • Бела — черкес. Красиво, весело и просто.
  • Мэри — юная принцесса. Ищите красивую вечеринку, верьте в любовь и благородство людей.

Другие персонажи

  • Казбич — черкесский купец. Ревнивый, злой, хитрый и жадный.
  • Грушницкий — молодой кадет. Не отличается умом, гордый, тщеславный, небогатый.
  • Вера — замужняя женщина, бывшая любовница Печорина. Она принимает это таким, какое есть, она знает все недостатки.
  • Вулич — сербский военный. Отчаянный и отважный, он верит в судьбу.
  • Доктор Вернер — очаровательный друг Печорина. Подобный ему по характеру, он это понимает.
  • Азамат — младший брат Белы. Люблю деньги и роскошь.

Список персонажей романа «Герой нашего времени» и их краткая характеристика

  • Григорий Александрович Печорин — ключевой персонаж романа. Впервые появилась в незавершенном прозе «Княгиня Лиговская». Печорин — аналог Онегина, так называемый «лишний человек», а точнее — скучающий светский денди. Герой и злодей соединились в одном, во многом скопированном самим Лермонтовым.
  • Максим Максимыч — штабс-капитан, друг Печорина и опытный воин. Свою службу на Кавказе начал под командованием А.П. Ермоловой. Он очень хорошо знает быт народов Кавказа.
  • Казбич — один из ключевых персонажей главы о Бела. Влюблен в девушку по имени Бела. После того, как Печорин придумал хитрый план, похитив лошадь и увезя возлюбленную, Казбич решил отомстить обидчику и вскоре осуществил свой план. Интересно, что Казбич действительно жил.
  • Белла, черкесская девушка, вскружила Казбичу и Печорину голову. Она ужасно расстроилась, когда мирской человек разлюбил ее. Он погиб от руки Казбича.
  • Мария / Мария Лиговская — юная принцесса. За ней ухаживали Печорин и Грушницкий. Правда, кончилось все печально: выяснилось, что Грушницкий погиб на дуэли, а Печорин был любителем «дриблинга и метания». Результат: разделение принцессы и офицера было враждебным.
  • Грушницкий — друг Печорина. Дружба постепенно переходит во вражду благодаря усилиям самого Григория Александровича. Результат вражды — дуэль и смерть Грушницкого.
  • Вера — любимая женщина Печорина. Только при встрече с ней Григорий Александрович искренен.

Основная идея романа

Краткое содержание романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов не раскрывает полноты языка, речевых образов и стиля автора. Суть краткого пересказа содержания по главам состоит в том, чтобы вычленить основные действия в сюжете романа и донести его идею до читателя. Это первое произведение автора с психологическим уклоном в прозе. Желательно прочитать роман Лермонтова полностью.

Произведение демонстрирует, как в одном человеке сосуществуют совершенно разные личности: образованный молодой человек с прекрасным образованием, способный любить, при этом не уважает чувства других, унижает морально и может убить. Печорина никогда не будет в этом мире, его эксперименты не останавливают даже смерть и страдания близких людей. В романе Лермонтова «Герой нашего времени», краткое содержание которого вы читаете, офицерское окружение полностью отражает его личность. Разочарование в мире, потеря интереса к жизни, подверженность страстям — все это характеристика сверстников Лермонтова. Автор в «Герое нашего времени» пишет о неисправимых последствиях потребительского отношения к людям, игры с любовью и потакания их прихотям.

Соотношение сюжета и фабулы «Героя нашего времени»

Читая страницу за страницей, сразу замечаешь: временная последовательность событий в романе отличается от того порядка рассказов, который определил Лермонтов. «В активный отряд хожу по служебным причинам», — пишет Печорин в «Тамани» в дневнике, и хронологически именно эта часть открывает историю главного героя. Далее следует рассказ о пребывании Григория на воде и о том, что на следующее утро после дуэли он получил «приказ вышестоящих властей отправиться в крепость N». Из «этой скучной крепости» Печорин довелось «уехать и« пожить две недели в казачьей станице », здесь он сам решает, предрешена ли судьба человека. Служа дальше в крепости, Григорий похищает Белу. Мы прослеживаем последние передвижения Печорина, наблюдая за его встречей с командиром штаба («Я иду в Персию — и дальше») и читая предисловие рассказчика к «Дневнику Печорина» («Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер»).

Сравним хронологический и авторский ряд повестей

В сюжете рассказы расположены в следующей последовательности: «Бэла» — «Максим Максимыч» — «Предисловие к« Дневнику Печорина »-« Тамань »- Княжна Марья» — «Фаталист».

Сюжет также требует временного заказа: «Тамань» — «Княжна Марья» — «Фаталист» — «Бэла» — «Максим Максимыч» — Предисловие к «Дневнику Печорина».

Поэтому сюжет и сюжет романа «Герой нашего времени» не совпадают. Хронология, по словам Лермонтова, не помогает нам понять характер главного героя, поэтому в этом нет необходимости. А построение сюжета не только позволяет понять характер главного героя, но в то же время побуждает каждого читателя заглянуть вглубь своей души. Мы согласны с А.Н. Толстым: «Лермонтов .. в пяти рассказах, связанных единым внутренним сюжетом — раскрытие образа Печорина, героя времени, продукта времени, раскрывает нам совершенство истинного, мудрого. искусство. Прочти и пощупай: здесь все — не больше, не меньше того, что нужно и как это можно сказать».

Структура произведения

Вы можете получать удовольствие от чтения, не понимая сложных литературных терминов. Однако в сознании любого образованного человека должно быть знание основных понятий, таких как сюжет и сюжет. Эти термины выделять не стоит, каждый из них имеет свою суть:

  1. Сюжет — это последовательность событий и инцидентов, организованная по задумке автора.
  2. Сюжетная линия — это хронологическая последовательность событий в тексте.

Особенности композиции в романе «Герой нашего времени» хорошо видны на примере главного героя. Сначала Печорин предстает перед читателем глазами Максима Максимыча и только потом раскрывается изнутри, о чем свидетельствуют записи в дневнике.

Сюжет и сюжет произведения существенно различаются, что наглядно можно выразить в виде таблицы:

Последовательность событий сюжета Сказочная последовательность событий
  1. Предисловие.
  2. Бела».
  3. «Максим Максимыч».
  4. «Тамань».
  5. «Княгиня Мария».
  6. «Фаталист».
  1. «Тамань».
  2. «Княгиня Мария».
  3. «Фаталист».
  4. Бела».
  5. «Максим Максимыч».

Впервые сталкиваясь с этим произведением, читатель задается вопросом, так ли важна хронология. «Герой нашего времени» — тонкий замысел автора, заключающийся в постепенном раскрытии рассказа и основной идеи текста.

Известный русский критик В. Белинский очень точно охарактеризовал всю суть лермонтовской идеи:

… Роман Лермонтова .. вы не можете читать его в неправильном порядке, в котором его поставил сам автор: иначе вы прочтете два прекрасных рассказа и несколько прекрасных рассказов, но вы не узнаете роман.

Сюжет и сюжет в тексте совершенно не совпадают, Лермонтов был глубоко убежден, что хронология роли не играет, так как не направляет читателя к пониманию внутреннего мира героя.

Сюжет романа

Текст организован автором необычным образом: читатель не вникает в суть происходящих событий, а на каждой странице пытается все больше проникнуть в душу главного героя. Композиция текста зациклена: познав личность Максима Максимыча, Лермонтов дает возможность взглянуть на него глазами на Печорина, а затем представляет ему отдельно.

почти невозможно в двух словах описать произведение, жанр которого определяется как роман. Только полное погружение в текст даст ответы на интересующие вопросы и поможет сделать их качественный анализ. Однако даже краткое изложение эпизодов позволяет понять особенности сюжета.

Рассказ «Бэла»

Эта часть представляет собой самостоятельный рассказ, в котором Максим Максимыч рассказывает о себе неназванному офицеру. Печорин начинает службу не самым спокойным образом: он крадет лошадь и похищает дочь местного князя Бэлу. Подобные действия вызывают бурю негодования у жителей гор, но главный герой не придает этому значения, что впоследствии приведет к череде неприятных событий, включая гибель заключенного и его отца.

«Максим Максимыч»

Как самостоятельный текст эта часть не имеет особого значения, однако чрезвычайно важна для общей композиции романа. Именно в этой серии читатель встречается лицом к лицу с Печориным. Сюжет основан на скрытом противостоянии двух персонажей, портрет центрального образа формируется на основе офицерского видения рассказчика.

Глава «Тамань»

Эпизод раскрывает образ главного героя с активной, небезразличной стороны. Став свидетелем преступной деятельности, Печорин делает неверные выводы о благих намерениях контрабандистов и сожалеет, что нарушил мирное существование и ритм жизни «честных» рабочих, о чем открыто сожалеет.

«Княжна Мери»

Эта часть является поворотной в творчестве и меняет восприятие и мнение главного героя. История написана в форме дневника, в котором рассказывается о встрече Печорина с благородной княгиней и ее дочерью Марией, о внешности бывшего любовника персонажа и его друга Грушницкого, фигурирующего в оппозиционном тексте Печорина. Главный герой разбивает сердце Марии и убивает ее напарника на дуэли, за что она снова отправляется в изгнание.

Необычный «Фаталист»

В этой главе действие разворачивается в казачьей станице. За карточной игрой возникает серьезная тема фатализма, в результате чего разгорается небольшая ссора между Вуличем и Печориным. Григорий Александрович без малейшего смущения сообщает, что видит смерть на лице противника, в результате чего тот выстрелил себе в голову. К счастью, осечка спасла Вуличу жизнь. Смерть найдет его позже, а Печорин схватит убийцу и приведет Максимыча, чтобы он все рассказал.

Построив произведение таким образом, Лермонтов добивается главного — интерес к личности центрального героя растет с каждой серией, и читатель понимает, что сюжет не так уж и важен. «Герой нашего времени» — роман, в котором на первом месте не события, а история души, ведь главный герой раскрывает противоречивый портрет целого поколения. Восстановить части текста не составит труда, однако основная идея произведения будет безвозвратно утеряна.

Композиция романа и образ Печорина

Автор выбрал необычную композицию для романа. Главы рассказа расположены в произвольном порядке, хронология событий намеренно нарушена. Привычных описаний детства и юности главного героя нет. Ключевые события его биографии замалчиваются: непонятно, например, за что именно Печорин был сослан на Кавказ (в черновике упоминалась дуэль в Петербурге, но потом Лермонтов убрал эти слова).

необычное строение «Героя нашего времени» принято объяснять тем, что это не история жизни Печорина, а «история души». Лермонтов показывает героя постепенно и с разных сторон. Поначалу даже раннему читателю было непонятно, кто главный герой: Печорин или Максим Максимыч?

В первых двух рассказах Пекорин описан понаслышке, и впечатление складывается не в его пользу. В «Беле» он загадочный и коварный человек, разрушивший Белу и его семью своей запретной любовью. В «Максиме Максимыч» — высокомерный эгоист, обидевший старого друга.

Однако остальная часть романа состоит из заметок Печорина, которые заставляют взглянуть на героя совершенно по-другому. Это уже не скучающий офицер, умеющий подчинять себе других, а еще и умный, обаятельный, чуткий человек. На Тамани он проявляет смелость и склонность к романтике; в «Княжне Марии» — способность к глубоким переживаниям и самоанализу; в «Фаталисте» — его философская сторона и его хладнокровие.

Читатель недоумевает: почему такой талантливый человек зря тратит силы? Неужели это герой поколения, «уже не способного на великие дела на благо человечества»?

Оценка читателей

В настоящее время по сюжету книги идет несколько экранизаций и театральных постановок в разных странах мира. Кому-то эта книга очень нравится, фанаты перечитывают ее несколько раз, кому-то роман не нравится. Кто-то воспринимает эту историю как фантастику, для кого-то это рассказ о настоящей любви.

Сколько страниц в Il Maestro e Margherita? От 250 до 500 в зависимости от издания, характера и наличия иллюстраций. Любители нестандартной литературы не боятся количества страниц, книга читается на одном дыхании.

Значение романа

Советские исследователи иногда называли социально-политический роман «Герой нашего времени»: они поясняли, что Печорин в николаевской России не имел возможности проявить себя в борьбе за свободу народа, разрыве с аристократическим обществом и так далее. «Потерянное поколение» Лермонтова расходилось с поколением декабристов .

Однако многим эти объяснения кажутся натянутыми: стоит ли искать революционные нюансы в творчестве аристократа Лермонтова?

В «Герое нашего времени» есть размышления об обществе, но не менее важны размышления о человеческой душе, о смысле жизни, добре и счастье. Это первый русский психологический роман, ставший семенем русской психологической прозы и одновременно первый русский философский роман, в котором действия главного героя интерпретируются в категориях добра и зла, необходимости и свободы.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"