- Кто такой Печорин
- Характеристика Печорина по главам в романе
- Описание внешности Печорина
- Качества Печорина
- Знание людей
- Умение анализировать
- Независимость от мнения окружающих
- Храбрость
- Самолюбие
- Эгоизм
- Сколько лет Печорину
- Происхождение и общественное положение Печорина
- Каким видит Печорина читатель?
- Чем опасно равнодушие?
- Противоречивость характера главного героя
- Сходство Печорина с героем поэмы «Демон»
- Соотношение цели и средств.
- Основные вопросы, поставленные автором в романе
- Каковы отрицательные черты Печорина – характер, образ героя
- Проблема счастья в «Герое нашего времени»
- Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»
- Современность проблем романа
- Печорин – неоднозначная личность
- Двойственность Печорина – противоречивая натура персонажа
- Позиция Печорина
- Выбор Печорина
- Одиночество Печорина
- Философские размышления
Кто такой Печорин
Главный герой романа — молодой человек, представитель высшего общества.
Георгий Александрович образован и умен, смел, целеустремлен, умеет произвести впечатление, особенно на женщин, и устал от жизни.
Богатый жизненный опыт и не один из самых счастливых приводит его к разочарованию и потере интереса к чему-либо.
Все в жизни героя скучно: земные удовольствия, высший мир, любовь к красотам, наука — все, по его словам, происходит по одним и тем же схемам, однообразно и пусто.
Герой настроен решительно скептически, но нельзя сказать, что чувства ему чужды. Георгий Александрович отличается высокомерием и гордостью (хотя он самокритичен), он привязан к своему единственному другу, доктору Вернеру, а также любит манипулировать людьми, а следовательно, и их страданиями.
Всем окружающим герой непонятен, а потому его часто называют странным. Печорин неоднократно подтверждает несостоятельность своего персонажа.
Это противоречие возникает из-за внутренней борьбы разума и чувств, самым ярким примером которой является его любовь к Вере, которую Джордж осознает слишком поздно. Итак, давайте посмотрим на этого героя в действии через краткое описание глав.
Характеристика Печорина по главам в романе
В первой главе «Бэлы» история рассказывается от имени старого знакомого Печорина, офицера Максима Максимыча.
В этой части герой проявляет себя как аморальный человек, играющий судьбой других. Печорин соблазняет и похищает дочь местного князя, одновременно похищая лошадь у влюбленного в нее Казбича.
Спустя время Беле наскучивает Печорин, молодой человек разбивает девушке сердце. В конце главы Казбич в отместку убивает ее, а Азамата, который помогает Печорину в преступлениях, изгоняют из семьи навсегда. Сам Георгий Александрович продолжает свой путь, не чувствуя себя виноватым в случившемся.
Сюжет следующей главы «Максим Максимыч» ведет некий штабс-капитан. Зная Максима Максимыча, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой показывает свое равнодушие: молодой человек совершенно холоден со своим старым другом, которого не видел много лет.
«Тамань» — третий рассказ романа, о котором уже есть запись в собственном дневнике Печорина. В нем волей судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандной деятельности. Причастная к преступлению девушка заигрывала с Печориным, чтобы «убрать его.
В эпизоде попытки Печорина утонуть мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая ему до сих пор дорога. Однако в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые на этот раз разрушены его невольным вмешательством.
В главе «Княжна Марья» главный герой раскрывается более подробно и во многом. Мы видим такие качества, как хитрость и рассудительность в построении планов соблазнения княгини Марья и дуэли с Грушницким.
Печорин играет с их жизнями для удовольствия, ломая их: Мария остается несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает на дуэли.
Джордж холодно относится ко всем людям в этом светском обществе, за исключением своей давней подруги Веры.
Когда-то у них был мимолетный роман, но когда они снова встречаются, их чувства обретают вторую жизнь. Джордж и Вера встречаются тайно, но муж, узнав о наличии любовника, решает увезти ее за город. Это событие дает молодому человеку понять, что Вера — любовь всей его жизни.
Джордж бросается за ним, но уже поздно. В этой серии главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: каким бы холодным и циничным ни был молодой человек, он тоже личность, даже это сильное чувство нельзя игнорировать.
В последней части «Фаталиста» герой показывает, что потерял малейший интерес к жизни и даже ищет собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит своеобразную мистическую связь Печорина с судьбой: Георгий и раньше предсказывал события в жизни людей, а в этом нарезке предсказал смерть лейтенанта Вулича.
Складывается определенное впечатление, что молодой человек уже научился всему в этой жизни, чего ему пока не жаль. О себе Георгий говорит следующее: «А может, я завтра умру! ..и на земле не останется ни одного существа, которое меня прекрасно понимает».
Описание внешности Печорина
Георгий Александрович выглядит довольно привлекательно. У героя стройное и крепкое телосложение при среднем росте.
У Джорджа светлые волосы, нежная бледная аристократическая кожа, но темные усы и темные брови. Фешенебельный молодой человек выглядел ухоженно, но ходил небрежно и лениво.
Из многих цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительной являются его глаза, которые «не смеялись, когда он смеялся! <,>, Это знак — либо дурного нрава, либо глубокой и постоянной печали».
Его взгляд всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, высокомерие.
Качества Печорина
Знание людей
можно ли назвать такое плохое качество Печорина пониманием психологии людей, причин их действий? Другое дело, что он использует его не по назначению. Вместо того чтобы делать добро, помогать другим, играйте с ними, и эти игры, как правило, заканчиваются трагически. На этом история с горянкой Белой закончилась, и Печорин уговорил ее украсть. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес и вскоре Бела пал жертвой мстительного Казбича.
Игра с княжной Марией тоже ни к чему хорошему не привела. Вмешательство Печорина в его отношения с Грушницким привело к тому, что княгиня разбила сердце, а Грушницкий погиб на дуэли.
Умение анализировать
Свои блестящие аналитические способности Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Марья»). Вполне логично подсчитать, что княгиня Лиговская интересовалась ее личностью, а не дочерью Марией. «У вас есть замечательный дар, — говорит Вернер. Однако даже этот подарок не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но разочаровался в изучении науки, потому что видел, что никому в его обществе знания не нужны.
Независимость от мнения окружающих
Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» дает множество поводов обвинить его в бесчувственности. Казалось бы, он плохо себя вел по отношению к своему давнему другу Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они съели больше мешка соли, находится в одном городе, Пекорин не спешил ему навстречу. Максим Максимыч очень рассердился и обиделся на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что он не оправдал ожиданий старика. «Разве я не такой же?» — напомнил он, несмотря на то, что дружно обнял Максима Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить себя кем-то, кем он не является, просто чтобы доставить удовольствие другим. Он предпочитает всегда быть честным в проявлении своих чувств, а не казаться им, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Также ему безразлично, что о нем говорят другие: Печорин всегда действует так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы бесценны и помогли бы ему быстро достичь поставленной цели, полностью реализовать себя.
Храбрость
Смелость и бесстрашие — черты характера, благодаря которым без двусмысленности можно было сказать «Печорин — герой нашего времени». Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем того, как Печорин «пошел к кабану один на один»), и на дуэли (он не побоялся застрелить Грушницкого в условиях, явно проигрывая ему), и в ситуации, когда он был необходимо усмирить разъяренного пьяного казака (глава «Фаталист»). «… Ничего хуже смерти не случится — и смерти не избежать», — считает Печорин, и эта вера позволяет ему смелее двигаться вперед. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой — он быстро привык к гудению чеченских пуль. Очевидно, служба в армии не была его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой области не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «сквозь бури и плохие дороги».
Самолюбие
Печорина нельзя назвать тщеславным, жаждущим похвалы, но он весьма горд. Он очень обижается, если женщина не считает его лучшим и предпочитает другого. И он всеми силами пытается привлечь ее внимание. Так случилось с княжной Марьей, которая сначала любила Грушницкого. Из анализа Печорина, который он сам делает в своем журнале, следует, что для него было важно не столько завоевать любовь этой девушки, сколько отговорить ее от конкурента. «Я также должен признать, что неприятное, но знакомое чувство легко пронеслось в моем сердце в тот момент; это чувство — это была зависть .. вряд ли найдется молодой человек, который, встретив красивую женщину, которая привлекла его праздное внимание и вдруг отчетливо различила другую, неизвестную ей, вряд ли, скажу я, будет такая молодому человеку (очевидно, жившему в большом мире и баловавшему свою гордость), что бы на него это не повлияло неприятно».
Печорин любит во всем побеждать. Ему удалось передать интерес Марии к своей персоне, заставить любовницу Белу гордиться, добиться от Веры тайной встречи, победить Грушницкого на дуэли. Если бы у него была достойная работа, это желание быть первым позволило бы ему добиться огромных успехов. Но ему приходится раскрывать свои лидерские качества таким странным и разрушительным образом.
Эгоизм
В очерке на тему «Печорин — герой нашего времени» нельзя не упомянуть такую черту его характера, как эгоизм. Его не особо волнуют чувства и судьбы других людей, ставших заложниками его прихотей, для него имеет значение только удовлетворение собственных потребностей. Пекорин не пощадил даже Веру, единственную женщину, которую, как он считал, искренне любил. Она поставила под угрозу свою репутацию, навещая ее ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного и эгоистичного отношения является его любимая лошадь, которая не смогла добраться до экипажа с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла ему на спину сидели два ворона». Также Печорин иногда наслаждается чужими страданиями. Представьте, как Мария после своего непонятного поведения «проведет ночь без сна и заплачет», и эта мысль доставляет ему «безмерное удовольствие». «Бывают времена, когда я понимаю вампира…» — признается он.
Сколько лет Печорину
На момент ее действий в главе «Принцесса Мария» ей было около двадцати пяти лет. Георгий умирает в возрасте около тридцати лет, то есть еще молодым.
Происхождение и общественное положение Печорина
Главный герой романа имеет дворянское происхождение, он родился и вырос в Санкт-Петербурге.
На протяжении всей своей жизни Георгий принадлежал к высшим слоям общества, так как был богатым потомственным землевладельцем.
На протяжении всего произведения читатель может заметить, что герой — солдат и имеет воинское звание прапорщика.
Каким видит Печорина читатель?
В «Герое нашего времени» представлен молодой человек, переживающий душевные муки от беспокойства, в глубоком одиночестве в поисках смысла своего существования и судьбы. Печорин не хочет выбирать проторенные дороги, характерные для светской молодежи.
он служащий, он не пытается выслужиться. Он не занимается музыкой, его не интересуют философские доктрины, он не изучает военное искусство. В то же время для читателя очевидно, что он хорошо образован, не лишен таланта, энергичен и смел.
Печорин наделен такими отрицательными качествами, как эгоизм, равнодушие к окружающим людям, неумение искренне любить и дружить. При этом он по-своему привлекателен: в нем кипит жизнь, герой этого жаждет, стремится к лучшему, объективно, даже с долей здоровой самокритики, оценивает себя. Но его действия малы и незначительны, он приносит страдания всем окружающим, что не вызывает у читателя сочувствия, но сам герой страдает этими недостатками. Он крайне неоднозначный человек.
Печорин умеет быть закрытым и амбициозным, надолго помнит нанесенный ущерб. Он утверждает, что стал моральным калекой. Не только «Онегин Пушкина», но и персонаж Лермонтова смело можно назвать «невольно эгоистичным» (В.Г. Белинский).
Чем опасно равнодушие?
Безразличие — это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом, центральный персонаж романа «Герой нашего времени» в исполнении М.Ю. Лермонтов как человек, не видящий жизненных радостей. Ему всегда скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главным направлением его жизни являются поиски «приключений». Его жизнь — это бесконечные попытки что-либо доказать. По словам известного литературоведа Белинского, Печорин «лихорадочно гонится за жизнью, везде ее ищет». Его равнодушие доходит до абсурда, переходя в равнодушие к самому себе. По словам самого Печорина, его жизнь «с каждым днем пустеет». Он напрасно жертвует своей жизнью, пускается в приключения, никому не приносящие пользы. На примере этого героя видно, что безразличие распространяется в душе человека как опасная болезнь. Это приводит к печальным последствиям и разрушенным судьбам как для окружающих, так и для самого неравнодушного человека. Равнодушный человек не может быть счастлив, потому что его сердце не способно любить людей.
Противоречивость характера главного героя
Печорин постоянно чувствует свою двойственность. В социальной и политической ситуации, сложившейся в первой половине XIX века, это невозможно реализовать. Он проводит свою жизнь в бессмысленных приключениях, уезжает на Кавказ, искушает судьбу, участвуя в войне, вместе с красивыми женщинами пытается забыть свои проблемы. Но все, что он делает, результата не приносит, становясь лишь способом отвлечься от проблем.
неразрывно следует хандра и понимание того, что такая жизнь ничего не стоит. На протяжении всего рассказа Печорин рассматривает страдания и трагедии окружающих как возможность поддержать собственные душевные силы, только это позволяет ему на время забыть непрекращающуюся меланхолию, заполнить пустоту жизни без смысла. При этом главный герой произведения — человек богато одаренный.
Печорин обладает аналитическим складом ума, абсолютно правильно оценивает людей, их действия и мотивации; он умеет критически оценивать не только свое окружение, но и себя. Записи в ее дневнике говорят сами за себя.
Печорин способен на сильные переживания (например, после смерти Белы или во время встречи с Верой), скрывает глубокие эмоциональные потрясения под маской равнодушия и бесчувственности, которую носит как защиту. Он умеет действовать, будучи человеком волевым, но его решения и действия несут только разрушение.
Сходство Печорина с героем поэмы «Демон»
Деструктивность действий Печорина сближает его с героем поэмы «Демон», также написанной Лермонтовым. Даже в его облике мы видим что-то демоническое и загадочное.
Печорин предстает настоящим разрушителем, играющим судьбой окружающих его людей: смертью прекрасной черкесской женщины Белы, разочарованием Максима Максимовича, болью Марии и Веры, трагической гибелью Грушницкого и офицера Вулича, даже контрабандисты по его вине покидают свой дом.
В.Г. Белинский считал, что у героя «переходное состояние души», когда старое уже полностью потеряно, а новое не появилось. У человека есть шанс получить что-то настоящее только в далеком будущем.
М.Ю. Лермонтов начал работать над своим произведением в 1838 году. Через два года вышла первая публикация романа, в котором он уже не фантазировал о том, что такое жизнь и что это такое. Михаил Лермонтов описал это так, как он видел это на самом деле.
«Зачем я жил? С какой целью вы родились? »Возможно, эти вопросы являются центральными в моих рассуждениях.
Книга «Герой нашего времени» представляет нам замечательного персонажа: Печорина, который, по его собственным словам, делает все от скуки, и все свои действия так или иначе направлены на преодоление этой скуки.
В основе романа — исключительно одаренная крупная личность с сильным умом, сильной волей и другими ценными качествами.
Эта личность восходит к индивидуалистической эпохе. Индивидуализм вошел во плоть
и кровь героя.
В то же время можно сказать, что роман продолжает тему «лишних людей». Автор не думал, что Печорин был тем человеком, с которого можно было брать пример, а наоборот, он создавал собирательный образ целого поколения молодых людей того времени. Ведь Печорин был счастлив и горд, когда открывал кому-то подлость и боль. Сам он считал, что «в дружбе один человек является рабом другого». Но кто виноват, если наш герой превратился в «умную никчемность», в еще одного человека? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Моя душа загублена светом, моя бесцветная юность прошла в борьбе с собой и светом,
мои самые лучшие чувства, боясь насмешек, я хранил их в глубине души — там они и умерли”.
Можно ли назвать характер Печорина сложным? Без сомнений. Он понял, что его королевское общество не принимает и не сможет принять, поэтому он решил измениться: стать злым, желчным, амбициозным. Он сам понимает, что становится моральным калекой. Многие критики называют Печорина «младшим братом» Онегина, потому что его называют «невольно эгоистичным». Поэтому нашего героя тоже можно назвать «страдающим эгоистом». Ведь помимо блестящего ума, ясной позиции мы чувствуем в Печорине пессимизм и раздробленность души.
Думаю, может, Печорин родился не в то время. Общество, в котором появился этот талантливый человек, еще не было готово принять его, поэтому он не мог проявить свой ум, харизму, силу воли и направить их на добрые дела.
Соотношение цели и средств.
О соотношении целей и средств можно узнать на страницах романа М.Ю. «Герой нашего времени» Лермонтова. Пытаясь достичь цели, люди иногда не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий жаждал признания. Он искренне верил, что должность и деньги ему в этом помогут. На службе он искал повышение по службе, считая, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую был влюблен. Его мечтам не суждено было сбыться, ведь настоящее уважение и признание не связаны с деньгами. Девушка, которую он искал, предпочла другую, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.
Основные вопросы, поставленные автором в романе
Любое произведение искусства всегда проблематично. Роман М. Ю. Лермонтова не исключение. Поэт пытается ответить на вечные вопросы, волнующие людей от века к возрасту: в чем смысл жизни для человека, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба. Очень важны темы, продиктованные временем, в котором живут автор и его герой: судьба человека, свобода выбора, индивидуализм. Все это определяет проблемы «Героя нашего времени».
Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из персонажей обязательно поможет нам их идентифицировать? Главный герой. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в образе Печорина, отражая как личность Лермонтова, так и его мировоззрение.
Каковы отрицательные черты Печорина – характер, образ героя
Рассмотрим основные минусы Печорина:
Циничный характер;
Неспособность по-настоящему любить людей
Превращение симпатии в прихоть эгоиста;
Безразличие к людям, положительно относящимся к Григорию;
Пренебрежительное отношение к окружающим;
Эгоизм персонажа.
Печорин обязательно достоин жалости, сострадания людей. Его главная проблема — это неспособность испытывать по-настоящему добрые чувства. Роман позиционирует главного героя как человека жестокого и бездушного. Он не привязывается к своим друзьям, девушкам. Злой и равнодушный герой умеет заинтересовать людей. Такие женщины, как он, легко заводят друзей.
Отношения с другими всегда заканчиваются трагически, сопровождаются болью других участников истории, разочарованием, смертью. Для Григория привычно лицемерное и неискреннее поведение. Автор выделяет следующие отрицательные характеристики персонажа:
Разврат Высшего Света;
Повышенная самооценка;
Жестокость;
Безнравственность;
Пренебрегать;
Обида;
Мстительность;
Жажда власти.
Герой обладает высоким потенциалом, дееспособен, интеллектуально развит. Человек не может найти свое место в жизни, выберите занятие, которое ему понравится. Поэтому мужчина полностью теряет интерес к жизни, людям, экспериментам, путешествиям.
Проблема счастья в «Герое нашего времени»
Печорин всю жизнь ищет разгадку человеческого счастья. Интересно ведет беседу с ундиной, которая поет его чудесную песню, но легкость отношения к счастью не для Печорина. «Где поется, там и будет весело», «где не будет лучше, там будет хуже, а от плохого к хорошему опять недалеко» — Григорий такой философии не приемлет.
«Что такое счастье? Насыщенная гордость», — пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все, чтобы утолить свою гордость: подчиняться его воле и любить людей, с которыми ведет судьба. Вера искренне любит, покоренная своим обаянием и настойчивостью Марии, она рада подружиться с Григорием Вернером, Максим Максимыч привязан к Печорину как сын.
Столкнувшись с совершенно разными персонажами, Печорин постоянно пытается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него снова и снова приходят скука и усталость жизни.
Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.
Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»
Не только философские, но и моральные проблемы в романе «Герой нашего времени» очень значительны. Лермонтов пишет «Историю человеческой души», поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как только Печорин решает вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, размышляя о возможности и месте в ней его собственная жизнь любви и дружбы.
Ему непонятна любовь, которой так жаждет Григорий и к которой он стремится. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что он любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не довольствуясь ими и ничего не отдавая взамен ». Истории с Белой и Мэри являются ярким тому подтверждением.
Анализируя способность к дружбе, Печорин приходит к выводу, что он «неспособен и на это: из двух друзей один всегда раб другого», он не умеет быть рабом и считает управление другими скучной работой, которая требует обмана. Подружившись с доктором Вернером, Печорин никогда не впустит его в свой внутренний мир — он никому не доверяет.
В душе главного героя истощается только усталость, по его словам, и «душевное тепло, и постоянство воли, необходимые для реальной жизни; Я вошел в эту жизнь, уже испытав это мысленно, и мне было скучно и противно».
Современность проблем романа
Нам, читателям, не очень нравится характер Печорина, мы просто не можем понять даже большего. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, потратившем жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой такой, но это случайность или намерение автора?
Стоит перечитать собственное предисловие Лермонтова к роману и найти строчки: «Довольно накормили сладостями .. нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин искренен в своем скептицизме, он не ставит себя выше всех, но искренне страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеала. Он так глубоко заглянул и исследовал свою душу, что не питается иллюзиями, а смело видит себя таким, какой он есть. Но без этого невозможно развитие, прогресс. Как человек своего времени, он отражает путь, по которому следовало его поколение: отказ от романтических иллюзий, неискренних идеалов, чтобы научиться трезвому взгляду на реальность и самого себя, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.
«Вы мне еще раз скажете, что человек не может быть таким плохим, и я скажу вам, что если вы верили в возможность существования всех трагических и романтических злодеев, почему вы не верите в реальность Печорина? Больше правды, чем вы хочешь? », горькое лекарство — Печорин, мировоззрение которого оказывается очищающим шагом в будущее. Поэт прав, мораль побеждает «едкие истины.
Философский и моральный: вот главные вопросы, поднятые в «Герое нашего времени». Они обязывают нас, читателей, задуматься о нашем предназначении в жизни, о сложных отношениях между миром и человеком, делая это произведение живым, современным во все времена и во все времена.
Можно сказать, что доброта и жестокость — две стороны одной медали. Действие, совершенное одним человеком с хорошими намерениями, может быть жестоким по отношению к другому; а жестокость можно прикрыть плащом доброты и храбрости. Такие примеры мы находим в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Рассмотрим их подробнее.
- (Доброта и жестокость как стороны души) В романе мы видим разные ситуации, в которых любовь и доброта к одному субъекту превращаются в жестокость по отношению к другому. Например, любовь к чужой лошади и желание ее заполучить стали причиной похищения Азаматом своей сестры. Из-за той же лошади, любви к партнеру по грабежу, Казбич сам убивает и отца Белы, и себя. А Печорин, наоборот, ради Белы готов похитить и ее, и чужую лошадь. Кроме того, он делает ставку на любовь Белы, что он победит ее через неделю, пообещав ей свое сердце и верность, желая ей только счастья, правда, только на словах. Послушный ее натуре, он быстро остывает вместе с ней, оставляя бедную девушку, лишенную семьи, дома, а теперь и любви, страдать. Это означает, что доброта и жестокость в человеческом сердце тесно переплетаются друг с другом и человек часто путает одно с другим. Оставаясь добрым к себе и своему окружению, он жестоко обращается со всеми людьми, не чувствуя ответственности за свои поступки.
- Мы впервые видим безразличие как жестокость в характере Печорина при встрече с Максимом Максимычем. Когда старик радостно встретил своего спутника, Григорий встретил его только холодно, желая поскорее уйти. Такое отношение очень задело героя, потому что он и его молодой помощник через многое вместе прошли, когда служили, и теперь старый друг не хочет его знать. Более того, раскрывая характер героя, Лермонтов все больше выявляет нам эту черту. Печорин одинаково пожимает плечами как признания Марии (сначала в любви, потом в ненависти), так и при уходе бывшего друга доктора Вернера. Для Григория завоевание любви принцессы Марии, похищение Белы и другие ее действия — лишь средство от скуки, желания наполнить свою жизнь хоть чем-то, а также жажду власти, желание быть объектом восхищения., обожание неопытной молодой девушки. С этой целью он успешно манипулирует окружающими его людьми. Он никого не бьет и не убивает, но его жестокость, проявляющаяся в безразличии, болезненно ранит окружающих. Фактически, худший вид человеческой жестокости — это равнодушие.
- (Жестокость под видом справедливости). Отношения Печорина и Грушницкого требуют особого внимания в контексте этой темы. Поначалу внутренне презирая и насмехаясь, Печорин, однако, обретает уверенность, становится товарищем и другом Грушницкого. Начало кризиса в их отношениях — это «соблазнение» Марии и желание обидеть Грушницкого, показать ему его нелепость и ограниченность. Естественно, курсант решил отомстить «товарищу» за незаслуженный проступок. Он спровоцировал дуэль, но решил заменить пистолеты нефункционирующим оружием, чтобы Грегори не мог ему навредить. Но Печорин разобрался с трюком, поменял оружие и хладнокровно расстрелял почти безоружного противника. Каким бы рациональным и оправданным он ни был, я все равно считаю это поступком жестоким. Более того, такое ужасное поведение даже хуже, чем открытая агрессия, потому что сам Григорий прикрывает свою подлость, наказывая труса и лжеца. Жестокость под видом справедливости опасна вдвойне, поскольку совершивший ее не считает себя виновным, а значит, никогда не будет исправлен. Так Печорин не мог исправить свои ошибки, поэтому он оставался несчастным, одиноким и непонятым героем.
- (Последствия жестокости). Самым важным моментом в истории героя является момент, когда он осознает свою любовь к Вере и, в то же время, свою самую большую потерю в жизни. Устав от равнодушия и заброшенности возлюбленного, женщина все рассказывает мужу, желая оградить себя от новых измен. Муж забирает ее у Печорина. Итак, Грегори пустился в погоню, но только насмерть толкнул коня. Вера была потеряна навсегда, как и его надежда на счастье. Взрослый мужчина, буря женских сердец, слабо плакал на пыльной дороге. Эта ситуация позволяет ему ненадолго снять все свои маски, свою скуку, все свое презрение к миру, что слишком просто и понятно. Именно в этот момент он по-настоящему страдает, терзаемый собственной жестокостью, возвращенной к нему бумерангом прямо в его сердце. Так отзывается его жестокое безразличие к женщинам. Как видим, последствия жестокости очень трагичны, потому что один человек остается один, все его бросают.
- (Причины жестокости). Нужно ли понимать, откуда берет начало жестокость в характере Печорина? Он сам указывает на это, имея в виду судьбу, волю случая и совпадения. «Я так глупо создан», «У меня есть роль», «Я не догадывался о своей цели» — это его извинения за свои поступки и глупо прожитую жизнь. По этой причине он похитил и опозорил Белу, убил Грушницкого, разрушил жизнь княгини Марьи и Веры, которые его очень любили, обидели и напугали всех его друзей. Но разве вся эта жестокость произошла по воле злой судьбы? Нет. Но на самом деле причины этих предложений гораздо глубже: это нежелание брать на себя ответственность за свою судьбу, эгоизм и слабость перед лицом своих основных страстей. Именно этот клубок неверных решений и вера в предопределение судьбы стал причиной такого отношения к окружающим его людям и миру в целом.
- Жестокость не всегда очевидна, а временами она может проявляться даже в смелости, самоотречении и доброте. Вспомним, например, демонстративное дворянство Печорина перед княгиней на танце или поимку буйного казака в главе «Фаталист». Оба действия казались бы со стороны благородными и честными, если бы мы не знали внутренних мотивов героя. Ведь первое показательное выступление он сделал после того, как принял решение завоевать любовь Марии, а второй — испытать свою судьбу и контролировать свои планы. Напомним, игра на чувствах молодой девушки была отвратительным и жестоким проявлением характера Печорина, обманувшего свои надежды беспрепятственно проникнуть в Лиговский дом, где жила его любовница. Ничего хорошего нельзя сказать о поимке агрессивного казака, убившего Вулича, потому что Григорий тоже был жесток к себе и не щадил своей жизни. Поэтому он пошел к вооруженному казаку, но не из мужества, а потому, что его не уважали. Следовательно, жестокость может принимать любую форму, поэтому важно уметь различать ее под любой маской, иначе будет невозможно избежать трагических последствий допущенной ошибки.
Печорин – неоднозначная личность
Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени» — образ неоднозначный. Это нельзя назвать положительным, но и отрицательным тоже. Многие из его действий достойны осуждения, но также важно понять причины его поведения, прежде чем давать оценку. Автор называл Пекорина героем своего времени не потому, что рекомендовал ему быть равным, и не потому, что хотел над ним посмеяться. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения — «лишнего человека», чтобы каждый мог видеть, к чему ведет общественный строй, обезображивая человека.
Двойственность Печорина – противоречивая натура персонажа
Лермонтов создает противоречивый образ — одновременно он предстает в лице положительного героя и отрицательного человека с множеством недостатков. Только он обезоруживает убийцу, но приводит Белу к смерти. Приятный внешний вид покрыт внутренней пустотой. Жизнь кажется персонажу скучной.
Через описание характера Печорина автор очерчивает основные проблемы поколения. Этим и объясняется выбранное название романа. Многие молодые люди пережили кардинальные перемены, они не смогли найти цель, призвание. Людям было сложно определить идеалы и ценности из-за жестокости и негибкости времени.
Грегорио — человек культурный, очень культурный. Он умеет двигаться по жизни, руководствуясь собственными мыслями. Но персонаж теряется в поисках интересного и увлекательного мира. Для него нет понятия мужской дружбы, настоящей любви к женскому полу. На короткое время Печорина охватывает желание изменить свою жизнь, Вера оказывает на него влияние. Но даже после знакомства с девушкой он остается недовольным.
Позиция Печорина
Герой изображает циничного человека. Он гордится своим взглядом на жизнь, не испытывает угрызений совести из-за того, что причиняет боль другим людям. Он превратился в морального калека и полностью этим занимается. Печорин демонстративно отвергает любовь и дружбу. Он утверждает, что презирает женщин за то, что они не любят, он боится, что иначе его жизнь превратится в мелодраму. Он не понимает и не принимает дружбу, считая, что при настоящей дружбе один обязательно должен стать рабом другого.
В редкие моменты, когда Печорин легко открывает людям свою душу, это говорит о том, что его нужно пожалеть. Герой видит, что он причиняет боль другим людям, что по его прихотям судьбы ломаются, рассыпаются и заканчиваются жизнью. Для других проявите к этому безразличие. Но так ли это на самом деле? Об этом читателю остается только догадываться.
Выбор Печорина
В любой ситуации человек может самостоятельно выбирать, как себя вести. Есть люди, которые долго сомневаются в своем решении. Но Печорин всегда тверд в своих взглядах. Его ничто не смущает и не останавливает, если он решил достичь какой-либо цели. Но его единственная цель — убить скуку. Так или иначе, постарайтесь повеселиться, не обращая внимания на разбитые судьбы. Но его забава жестока и эгоистична.
Любовь для него — всего лишь пустой приговор, и даже если он испытывает искреннюю симпатию к девушке (например, к Беле), она ему быстро наскучивает. В некоторых случаях он играет судьбой людей только из спортивного интереса (Мария и Грушницы стали жертвами не его чувств, а его скуки).
И сам Печорин выбирает этот путь. Несмотря на то, что он вежливый и вежливый, умеет тактично общаться с людьми, привлекает внимание девушек, в его душе живет бесчувственный монстр. Это то, что мешает герою чувствовать себя счастливым.
Одиночество Печорина
Герой всячески пытается показать окружающим, что он самодостаточен, что ему не нужны другие люди. Но в душе Печорин очень одинок. Сам закрывает вход в свою душу, отвергая и любовь, и друзей. Невероятная скука в его жизни, которую он пытается убить любыми способами, возникла именно из-за того, что герой отгородился от людей, оставив в кругу своих интересов только свою личность. Печорин, может быть, смог полюбить людей, обрести настоящую дружбу, искренне полюбить девушку. Но он сознательно отказывается от этих великих человеческих благ, выбирая уединение.
Так Печорин был создан компанией. Он сам об этом говорит, разговаривая с Максимом Максимыч или Марией. Но в конце концов Пекорин стала человеком, который закрыл свою душу от всего хорошего и хорошего, что могло в ней поселиться. Об этих людях можно только пожалеть, ведь с таким циничным характером добиться счастья просто невозможно. Каждый человек — хозяин своей жизни. Отказываясь от человеческих добродетелей, разучившись искренне и надолго испытывать чувства, Печорин самостоятельно обрекает себя на вечную скуку, одиночество и несчастье.
Философские размышления
Продолжаем обсуждение темы «Герой нашего времени». Роман поднимает действительно серьезные проблемы. Что такое пекорин? Перед нами молодой человек двадцати пяти лет, офицер, аристократ, который выделяется на фоне современников незаурядным острым умом, тонкой интуицией, отвагой, выдержкой и огромной силой воли. Казалось бы, все это составляющие счастливого будущего. Этих людей любят, обожают и обожают. Для них все двери открыты. Так оно и было, но этого не произошло. Почему?
У каждого человека есть достоинства и недостатки. Во всем идет непримиримая борьба между добром и злом. И это естественно. Это установлено природой и Богом, но кроме всего этого есть еще пустота. Он должен быть наполнен светом или тьмой, в зависимости от того, какой путь мы выбираем. Или начинает разрастаться и заполнять собой каждый пустой уголок души. Именно это и произошло в Печорине. Что бы он ни делал, как бы далеко он ни зашел, кого бы ни свела его судьба, эта зияющая пустота, липкая чепуха, тщетность и бесцельность существования следовали за ним по пятам.