- Причины дуэли
- Участники дуэли
- Дуэльный ритуал
- Дуэль в литературе: Печорин и Грушницкий
- Дуэль в жизни: Грибоедов и Якубович
- Характеристика героев и предпосылки конфликта
- Момент вызова
- История их дружбы
- Причины разногласий
- Сцена дуэли Печорина и Грушницкого из романа «Герой нашего времени» (текст эпизода, отрывок, фрагмент)
- Характер Грушницкого
- Личность Печорина
- Иллюзорная любовь
- «Настоящую нежность не спутаешь…»
- Безответственность и порок
- Его величество Случай
- Испытание на прочность
- Цена забавы
- Сочинение 2
Причины дуэли
Оскорбленные должны были решать, сколько чести было оскорблено и стоило ли оскорбление убить, но общество определило первопричины конфликта, который мог привести к дуэли.
- Расхождение политических взглядов — наименее частая причина конфликтов в России, однако периодически происходили политические столкновения с иностранцами, однако государство следило за «международными» дуэлями иногда более строго, поэтому они происходили не так часто.
- Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более серьезный характер, поскольку в России служили почти все дворяне. Для многих служение стало самоцелью, поэтому унижение результатов службы или сомнение в ней означало оскорбление чести. Однако такие дуэли не получили особого распространения.
- Отдельным поводом для дуэли можно считать защиту чести полка — для офицеров это значило слишком много, поэтому малейшее издевательство требовало ответа. Также было честью защищать честь полка.
- Защита семейной чести: любое оскорбление лица, принадлежащего к определенной семье, расценивалось членами клана как личное оскорбление. Особенно остро воспринимались оскорбления умерших родственников, женщин и стариков, то есть тех, кто не может постоять за себя.
- На отдельном этапе стояла защита женской чести. И если незамужние девушки пытались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятном на их репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, порой сознательно провоцируя своих мужей и любовников на драки. Конкретные действия не обязательно были необходимы, чтобы оскорбить честь женщины: достаточно было предположения, особенно если оно касалось неприемлемых отношений замужней женщины, которые, естественно, бросали тень на ее мужа. Это было невозможно игнорировать.
- Соперничество мужчин за женщину — тоже отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, у которой, однако, уже были кандидаты в жениха. Если у обоих мужчин были планы на одну и ту же женщину, конфронтация между ними была неизбежна.
- Защита слабых. Особенно ярко выраженное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянство в целом. Если один дворянин позволил себе обидеть «слабака» (например, человека, находящегося на более низком уровне социальной иерархии), другой мог выступить в роли благородного защитника и наказать обидчика за недостойное поведение.
- Однако домашние ссоры оставались наиболее распространенными. Поскольку в дворянской среде умение вести себя должным образом считалось одной из основополагающих характеристик дворянского образования, дворянин, осмелившийся вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства в целом и каждого дворянина в отдельности. Охота, театр, бег, азартные игры и другие занятия, требующие соревновательного духа, были особыми сферами жизни, предрасполагающими к дуэлям.
Участники дуэли
Главное и неоспоримое условие участия в поединке — равенство противников.
Во-первых, на дуэли могли сражаться только дворяне, поскольку в понимании людей того времени, хотя другие классы могли иметь личное достоинство, понятие чести было присуще только дворянству. Простолюдин не мог обидеть или обидеть дворянина: в этом случае оскорбление воспринималось не как унижение достоинства, а как бунт против начальства. Конфликты дворянства с буржуазией, купцами и другими товарами, граница общения которых была более размытой, разрешались исключительно через суд и дворянская честь не затрагивалась.
Во-вторых, на дуэли могли драться только мужчины — женщину считали неспособной к оскорблениям, а ее слова редко воспринимали всерьез. Однако инициатором конфликта могла быть женщина.
В-третьих, воевать могли только честные и благородные люди, те, кто ранее ничем не запятнал свою репутацию. Например, мошенничество при игре в карты считалось нечестным действием (поскольку сам факт лжи и мошенничества вызывал отвращение к самосознанию знати), как и предыдущий отказ человека от дуэли: в данном случае «виновник» «был обвинен в трусости. Сражаться на дуэлях с лжецами и трусами было ниже аристократии.
В-четвертых, несовершеннолетний не мог драться на дуэли, и дело было не в возрасте, а в мировоззрении и поведении человека. Поэтому даже повзрослевший с годами человек, отличающийся инфантильностью и ребячеством, мог сойти за «несовершеннолетнего».
В-пятых, дуэли между родственниками были строго запрещены, так как они принадлежали к одному клану и, следовательно, должны были совместно защищать единую идею, а не драться друг с другом. Наконец, помимо всего вышеперечисленного, было запрещено драться на дуэли с больными, и должник не мог драться против своего кредитора.
В идеальной ситуации перед поединком все участники были равны, но на практике добиться полного равноправия было довольно сложно
Таким образом, неравенство в семейном положении стало препятствием для дуэли, так как в поединке женатого мужчины и целомудрия в случае смерти первого останется вдова. Но разница в возрасте практически не мешала, а у мужчин постарше было несколько вариантов: либо попытаться разрешить конфликт мирным путем, либо стряхнуть старину и пойти на барьер, либо отправить на место сына, брата и товарища самих себя. Дуэли и национальные разногласия практически не мешают.
Дуэльный ритуал
Дуэль всегда предполагала наличие строгого и тщательно проводимого ритуала, соблюдение которого в благородной системе координат отличало благородный поединок от банального убийства. Как правило, дуэль начиналась с вызова, которому в свою очередь предшествовал конфликт и оскорбление чести.
Традиционно различают два типа оскорблений: словесные и действия. Самым распространенным и наиболее болезненным словесным оскорблением является слово «негодяй», поскольку оно не только обвиняет вас в бесчестии, но и отождествляет благородного с человеком «подлого», низшего происхождения. Кроме того, были очень распространены оскорбления, такие как «трус» или «лжец», когда ставился под вопрос, обладает ли человек такими качествами, которые важны для аристократа.
Оскорбление этим действием было более серьезным, поскольку оно сводилось к обращению с дворянином как с простолюдином, которого разрешили ударить. При этом вовсе не нужно было наносить физический урон — достаточно было просто замахнуться. Однако наиболее распространенными атакующими действиями были пощечины или удар перчаткой, что символизировало нежелание «запачкать руки».
Обиженная сторона попросила удовлетворения, или удовлетворения, и всякое общение между дуэлянтами в этот момент прекратилось: все обязанности были переложены на плечи последних, которые взяли на себя две функции: организационную и «адвокатскую». С позиции организаторов последние были вовлечены в организацию поединка, согласовывали оружие, время и место для дуэли, были посредниками в общении своих руководителей и отправляли письменный вызов или картель противнику.
Второй также был обязан попытаться примирить конфликтующие стороны и быть готовым в любой момент выступить в роли заместителя своего начальника, поэтому вторыми были выбраны близкие ему люди — родственники, но чаще друзья. Однако не следует забывать, что дуэль была преступлением, и последние наказывались за свое участие не менее сурово, чем сами дуэлянты.
Как правило, дуэль происходила на следующий день после оскорбления, так как дуэль в самый день оскорбления превращала благородную дуэль в пошлую стычку, и весь смысл ритуала исчезал.
Однако была возможность отложить бой на более длительный срок, например, если дуэлянту нужно было привести свои дела в порядок или отслужить военный поход. Время от времени противники и секунданты решали, была ли причина отсрочки достаточной, так как просьба отложить дуэль по явно неуважительной причине считалась дополнительным оскорблением.
Дуэль чаще проходила за городом, возможно, в безлюдном месте
Конечно, особые требования предъявлялись к одежде дуэлянтов во время боя (приличная одежда, без какой-либо защиты) и к оружию (оно должно было быть таким же и ранее не использовалось дуэлянтами).
Любое несоблюдение правил дуэльного этикета в первую очередь унижало самого дуэлянта, но были способы унизить врага: например, опоздание на дуэль воспринималось как неуважение и презрение к противнику.
В то же время негласные правила дуэли в России были крайне жестокими. Дуэлянты часто стреляли с очень близкого расстояния, и этикет перемирия во время дуэли, хотя и существовал, не всегда действовал. Также в орудиях обычно уменьшали заряд, что уменьшало шансы на выживание тех, в кого попали. Если дуэлянт не умирал, а был ранен, пуля оставалась прочно в его теле, что затрудняло лечение и часто приводило к долгой и мучительной смерти.
Дуэль в литературе: Печорин и Грушницкий
Поединок Печорина и Грушниц, героев произведения М.Ю. «Герой нашего времени» Лермонтова свидетельствует о влиянии традиции на человека. Печорин вызывает Грушницкого на дуэль и принимает вызов, спровоцированный его товарищами, то есть принимает дуэль, так как не хочет, чтобы его считали трусом в компании знакомых и друзей.
Условия поединка были очень суровыми, дуэлянты сражались на краю пропасти — обычно жестокость условий предполагала верную смерть
Более того, разрешив конфликт, Печорин и Грушницкий нарушили многие правила дуэльного ритуала. Во-первых, Печорин немного опаздывает на дуэль, желая показать свое истинное отношение к дуэли как к бессмысленному действию, а его поступок, напротив, считается трусостью и сознательным желанием остановить поединок.
Во-вторых, Грушницкий, поддавшись эмоциям, стреляет в безоружного противника — серьезное нарушение, так как он не дает противнику шанса и противоречит кодексу дуэли, согласно которому дуэль — это не убийство, а равноправный поединок. В конце концов, Печорин готов простить Грушницкого, несмотря на нанесенные ему нарушения и травмы, и по правилам Грушницкий вынужден принять такое перемирие, но вместо этого толкает Печорина на ответный бросок и умирает. Дуэль между Печориным и Грусницким не следовала традиции и поэтому не имела права состояться.
Дуэль в жизни: Грибоедов и Якубович
Классическим примером поведения братьев является дуэль капитана штаба В. В. Шереметева и камергера графа А. П. Завадовского, сыгравшего важную роль в судьбе Александра Грибоедова. За этой дуэлью прочно закрепилось название «четверной поединок».
Толчком к дуэли стал конфликт Шереметева и Завадовского из-за танцовщицы Истоминой, с которой у Шереметева закрутился роман. Будучи знаком с балериной, Грибоедов отвел ее в дом Завадовского, тем самым нечаянно втянувшись в конфликт. Шереметев, не знавший, с кем стрелять, пошел за советом к известному заводчику и офицеру А. И. Якубовичу, взявшему на себя дуэль с Грибоедовым.
Первая дуэль между Шереметевым и Завадовским состоялась 12 ноября 1817 года: Шереметев получил тяжелое ранение живота, от которого позже скончался в возрасте 23 лет. Дуэль между Грибоедовым и Якубовичем состоялась годом позже, 23 октября, в Тифлисе. Считается, что Грибоедов пытался уклониться от дуэли, но она все же состоялась: на дуэли поэт получил пулевое ранение в левую руку и потерял палец. Именно по этой детали много лет спустя его искалеченный труп был опознан в Тегеране.
Характеристика героев и предпосылки конфликта
Главный герой романа Лермонтова — человек неоднозначный. Это сложно назвать хорошим или плохим. Печорин обладал следующими качествами:
- Он понимал психологию человека, но вместо того, чтобы помогать людям, он играл с ними.
- Он умел анализировать. Он тоже злоупотребил этим даром. Он мог делать великие открытия, но чувствовал, что никому не нужны его знания.
- Это не зависело от мнения других.
- Мужество и отвага.
- Он очень любил себя и был эгоистом.
Сам Печорин прекрасно понимал, что вызывает противоречивые мнения о себе. Действительно, этому есть логическое объяснение. Под влиянием различных жизненных обстоятельств его личность несколько раз менялась, и впоследствии стало невозможно отличить, когда он настоящий, а когда нет.
У Печорина был друг Грушницкий, кратко описать которого можно так:
- Он был милым и веселым человеком.
- Мало разбирается в людях.
- У него был слабый характер.
- У него романтическая душа.
- Он любил шутить и произносить речи вслух.
Отношения персонажей были настолько непростыми, что между бывшими друзьями произошла дуэль.
Момент вызова
Печорин знал, что Грушницкий хочет поиздеваться над ним на дуэли. Герой не стал ждать, пока бывший друг вызовет его на дуэль, и решил бросить ему вызов сам. В это время Грушницкий активно распространял в обществе слух о том, что главный герой посетил княжну Марию ночью.
Услышав это, Пекорин попросил клеветника опровергнуть его слова. Понимая, что его бывший друг даже этого не сделает, он решил вызвать его на дуэль.
История их дружбы
Казалось бы, эти две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала служба собирает героев, а потом целебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, а просто знакомыми в силу обстоятельств. Печорину не нужна дружба, он считает, что не способен на это. Он видит насквозь своему предполагаемому «товарищу» все его недостатки и слабости. Грушницкий видит в нем человека, которому он может рассказать о своих любовных похождениях или рассказать о службе. Но он также втайне ненавидит своего «друга» за то, что он полностью увидел его несчастную душу.
Между Печориным и Грусницким возникают напряженные отношения, в результате которых возникает авария с печальным финалом.
Причины разногласий
Причина дуэли между Печориным и Грушницким — натянутые отношения между героями оперы.
Они никогда не уважали и не любили друг друга, несмотря на то, что были друзьями. Печорин знал, что все это может иметь трагические последствия, и сказал, что скоро им предстоит сойтись на дуэль. И еще он понял, что одному из них не повезет.
Отношения между мужчинами стали очень натянутыми, так как главный герой разглядел своего друга и понял, что за человек он на самом деле. Печорин всячески пытался задеть ее гордость и даже стал проявлять внимание к княжне Марье, зная, как сильно ее любит Грушницкий.
В этот момент накал отношений между друзьями стал еще сильнее, и стало возникать внутреннее недовольство.
Сцена дуэли Печорина и Грушницкого из романа «Герой нашего времени» (текст эпизода, отрывок, фрагмент)
(отрывок из главы «Княгиня Мария»)
«… У подножия скалы в кустах были привязаны три лошади; мы тут же привязали нашу, а сами поднялись по узкой тропинке к перрону, где нас ждал Грушницкий с капитаном-драконом и другим его во-вторых, его звали Иван Игнатьевич, фамилии его я никогда не слышал.
«Мы долго ждали тебя», — сказал капитан драконов с кривой улыбкой. Я вынул часы и показал ему. Он извинился, сказав, что его часы на исходе. Смущенное молчание длилось несколько минут; наконец доктор прервал его, обращаясь к Грушницкому. «Мне кажется, — сказал он, — что, продемонстрировав и готовность сражаться, и выплатив этот долг на условиях чести, вы можете, джентльмены, объяснить и завершить этот вопрос полюбовно.« Я готов », — сказал я моргнул на Грушницкого, и это, подумав, что я раздавлен, приняло вид гордости, хотя до этого тусклая бледность покрывала его щеки.С тех пор, как мы приехали, он впервые поднял на меня глаза; но был беспокойство в его взгляде, которое показало внутреннюю борьбу. «Объясни свои условия, — сказал он, — и все, что я могу для тебя сделать, будь уверен…» «Это мои условия: сегодня ты публично откажешься от своей клеветы, и я извините… »« Дорогой сэр, я удивлен, как вы смеете предлагать мне такие вещи? .. — Что я могу вам предложить, кроме этого? .. — Мы обратимся. Я пожал плечами. — Может, только подумайте что один из нас обязательно придет убитым — Я бы хотел, чтобы это был ты… — И я уверен, что иначе… Он смутился, покраснел, потом сильно рассмеялся.
Капитан взял его за руку и отвел в сторону; они долго шепчутся. Я приехал в довольно спокойном настроении, но все это начинало меня бесить. Ко мне обратился врач. «Послушайте, — сказал он с явным беспокойством, — вы, наверное, забыли об их заговоре? Я не знаю, как заряжать ружье, но в данном случае .. вы странный человек! Скажите им, что вы знаете их намерения и они не посмеют… Охота какая! Застрелят тебя, как птицу… — Пожалуйста, доктор, не беспокойтесь и подождите… Я все устрою, чтобы им не было никакой пользы стороны. Пусть шепчутся… — Господа, это уже надоедает! »- сказал я им вслух, -« драться вот так, вы вчера успели поговорить… «Мы готовы», — ответил капитан господа! .. Доктор, измерьте, пожалуйста, шесть шагов… — Становитесь! — пронзительно повторил Иван Игнатьевич… — Полностью согласен .. — Вот что я придумал. Смотрите вверху к этой отвесной скале, справа, узкой местности? оттуда в конце будет посажено тридцать рук, если не больше; ниже — острые камни. Каждый из нас будет стоять на краю площадки; таким образом, даже легкая травма будет фатальной: она должна соответствовать вашему желанию, потому что вы сами установили шесть ступеней. Тот, кто ранен, непременно слетит и будет рассечен на тысячу частей; доктор вытащит пулю, и тогда эту внезапную смерть будет очень легко объяснить неудачным прыжком. Мы бросим много людей стрелять первыми. В заключение заявляю вам, что иначе я не буду драться. — Возможно! — сказал капитан, выразительно глядя на Грушницкого, который согласно кивнул головой. Его лицо менялось каждую минуту. Я смутил его. Тянув в обычных условиях, он мог целиться в мою ногу, легко ранить меня и, таким образом, удовлетворить свою месть, не слишком давя на свою совесть; но теперь он должен был выстрелить в воздух, или стать убийцей, или, в конце концов, отказаться от своего неблагородного плана и подвергнуться той же опасности, что и мой. Я не хочу сейчас быть на его месте. Он отвел капитана в сторону и стал что-то ему говорить с большим жаром; Я видел, как дрожали ее синие губы; но капитан отвернулся от него с презрительной улыбкой. «Ты дурак! — сказал он Грушницкому вслух, — ты ничего не понимаешь! Да ладно, господа!» Узкая тропинка вела через кусты по крутому склону; обломки скал образовывали шаткие ступеньки этой естественной лестницы; цепляясь за кусты, мы начали подниматься. Впереди шел Грушницкий, за ним секунданты, потом я и доктор. «Я удивлен тобой», — сказал доктор, крепко сжав мою руку. — Дай мне бить! .. Ух ты! жарко! . но на лице ничего не замечаешь .. только глаза светятся ярче обычного. Внезапно у нас под ногами с шумом покатились маленькие камешки. Что это? Грушницкий споткнулся; ветка, за которую он цеплялся, сломалась и перекатилась бы ему на спину, если бы его секунданты не поддержали его. — Осторожность! — крикнул я ему, — не падай рано; это плохая примета. Вы помните Юлия Цезаря !? 1 Здесь мы забрались на вершину выступающей скалы; местность была засыпана мелким песком, словно нарочно для дуэли. Вокруг, затерявшись в золотом утреннем тумане, вершины гор сгущались бесчисленной стаей, и Эльбрус на юге стоял белой массой, замыкая цепь ледяных пиков, среди которых с востока качались вязкие облака. Я подошел к краю платформы и посмотрел вниз, голова у меня почти кружилась, там внизу было темно и холодно, как в гробу; Мшистые осколки скал, выброшенные штормом и временем, поджидали свою добычу. Район, где нам предстояло сражаться, представлял собой почти правильный треугольник. Они отмерили шесть шагов от выступающего угла и решили, что тот, кто первым встретит огонь врага, окажется прямо на углу; обратно в бездну; если он не убит, противники меняются местами. Я решил передать все преимущества Грушницкому; Я хотел это проверить; в душе может пробудиться искра щедрости, и тогда все уладится к лучшему; но гордость и слабость характера должны были восторжествовать… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если судьба сжалилась надо мной. Кто не входил в такие условия со своей совестью? — Жребий, доктор! сказал капитан. Доктор вынул из кармана серебряную монету и протянул ее. — Решетка! — закричал Грушницкий быстро, как человек, внезапно разбуженный дружеским порывом. — Орел! — Я сказал. Монета поднималась и падала, звеня; все бросились к ней. — Вы счастливы, — сказал я Грушницкому, — стреляйте первым! Но помните, что если вы меня не убьете, то я не проиграю — даю вам честное слово. Она покраснела; ему было стыдно убить безоружного человека; Я пристально посмотрел на него; на минуту мне показалось, что он бросается к моим ногам, умоляя о прощении; но как признать такое подлое намерение? .. У него было только одно средство: выстрелить в воздух; Я был уверен, что он выстрелит в воздух! Одно могло предотвратить это: мысль, что я потребую второй бой. — Пора! — прошептал доктор, дергая его за рукав, — если сейчас не скажешь, что мы знаем их намерения, то все потеряно. Смотри, уже загружается . если ничего не скажешь, то я сам… — Ничего не поделаешь, доктор! — ответил я, взяв его за руку, — ты все испортишь; Ты дал мне слово не вмешиваться… Какая тебе разница? Может, я хочу, чтобы меня убили… Он удивленно посмотрел на меня. «Ой, это другое! .. Только не жалуйтесь на меня на том свете… Капитан тем временем зарядил свои ружья, протянул одно Грушницкому, что-то шепчет ему с улыбкой, другое мне угол платформы, твердо поставив левую ногу на камень и слегка наклонившись вперед, чтобы в случае легкой травмы я не упал назад пистолет. Его колени дрожали. Он прицелился прямо мне в лоб… В груди закипела необъяснимая ярость. Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев простыней, повернулся ко второму. «Я не могу», — сказал он тихо глухим голосом. «Трус!» — ответил капитан. Раздался выстрел. Пуля поцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтобы побыстрее уйти от края. «Ну, брат Грушницкий, жаль, что он промахнулся!» — сказал капитан, — теперь твоя очередь, вставай! Сначала обними меня: мы никогда не увидимся! — Они обнялись; капитан не мог не рассмеяться. «Не бойтесь, — добавил он, хитро взглянув на Грушниц, — это все чушь!… Природа — дурак, судьба — индейка, а жизнь — копейки! вернулся на свое место; Иван Игнатьевич тоже со слезами обнял Грушницкого и теперь остался один против меня, две минуты назад, не подвергая себя никакой опасности, он хотел убить меня, как собаку, потому что он был ранен в ногу чуть сильнее, я бы наверняка с обрыва упал. Несколько минут я пристально смотрел на его лицо, пытаясь заметить хотя бы легкий след раскаяния. Но мне казалось, что он сдерживает улыбку. «Я советую тебе помолиться Богу, прежде чем ты умрешь», — сказал я ему тогда беспокоиться о моей душе больше, чем о вашей. Я прошу вас об одном: стреляйте быстро. — А вы не отказываетесь от своей клеветы? не проси у меня прощения? .. Подумай внимательно: совесть тебе что-то говорит? — Мистер Пекорин! — закричал капитан драконов, — вы здесь не для того, чтобы признаться, позвольте вам сказать… Кончай скорее; неравномерно кто-то пройдет по ущелью — и нас увидит. — Хорошо. Доктор, подойди ко мне. Доктор подошел к бедному доктору! десять минут назад он был бледнее Грушницкого. Я намеренно, громко и отчетливо произнес следующие слова, когда объявляется смертный приговор: — Доктор, эти господа, наверное, торопясь, забыли пустить пулю в мой пистолет: прошу вас снова зарядить его — и хорошо! — Это не может быть! крикнул капитан, «не может быть!» Я зарядил оба пистолета; вот только пуля вышла из твоей… Это не моя вина! «И у вас нет права перезагружать… никаких прав… это полностью против правил; Я не допущу… — Хорошо! — Я сказал капитану, — раз так, то будем стрелять с вами на тех же условиях… Он помедлил. Грушницкий стоял, положив голову на грудь, смущенный и мрачный. — Оставь их! — наконец сказал он капитану, который хотел вырвать пистолет из рук доктора… — Ведь вы сами знаете, что они правы. Напрасно капитан делал ему разные знаки: Грушницкий даже смотреть не хотел. Тем временем доктор зарядил пистолет и передал его мне. Увидев это, капитан плюнул и топнул ногой. «Ты дурак, брат, — сказал он, — ты пошлый дурак! .. Ты уже на меня положился, так что во всем слушайся… Тебе идет! Убей себя, как муха… — Он повернулся и, уходя, пробормотал: «Но это совершенно против правил». Грушницкий! Я сказал: «еще есть время; откажитесь от своей клеветы, и я все вам прощу. Вы меня не обманули и мое тщеславие удовлетворено. ; помните — когда-то мы были друзьями… Его лицо покраснело, глаза заблестели. «Стреляй!» — он ответил: «Я презираю себя, но я ненавижу тебя. Если ты не убьешь меня, я накрою тебя ночью из-за угла. Нам двоим нет места для земли… Я выстрелил… Когда рассеялся дым, Грушницкого не было. Только пыль все еще клубилась, как световой столб, на краю обрыва. Все закричали Один голос. «Спектакль закончился.! 2 — сказал я доктору. Он не ответил и в ужасе повернулся. Я пожал плечами и поклонился секундантам Грушницы. Спускаясь по тропинке, я заметил Окровавленный труп Грушницкого среди трещин в скалах. Я невольно закрыл глаза… Развязав лошадь, я пошел домой в одном шаге. В моем сердце был камень. Солнце мне показалось тусклым, его лучи не согревали…»
Примечания:
Согласно легенде, Юлий Цезарь наткнулся на дороге в Сенат, где был убит заговорщиками. Комедия окончена! (Это.)
Это была сцена поединка Печорина и Грушницкого из романа «Герой нашего времени» (текст серии, фрагмент, отрывок).
Характер Грушницкого
Динамика развития отношений между этими персонажами — одна из основных в повести. Автор показывает читателю короткий путь от вражды к ненависти, от глупости к подлости, от нарциссизма к агрессии. Прежде чем приступить к анализу поединка Печорина и Грушницы, необходимо понять, что побудило молодых людей взяться за оружие.
Итак, в Пятигорске, на воде, встречаются два человека. Они не любят друг друга, но при этом поддерживают дружеские отношения. Пекорин презирает Грушницкого. По его словам, он глуп, напыщен, не способен на искреннее чувство. Вся жизнь юного кадета — выдумка, даже солдатская шинель, которую он носит по новой кавказской моде, ничего не значит, потому что скоро юноша будет произведен в офицеры.
Личность Печорина
Все, что пытается доказать Грушницкий, принадлежит Печорину. И разочарование в жизни, и богатое прошлое, и власть над женским сердцем. В принципе, анализ поединка Печорина и Грушницкого действительно стоит начать с характеристики соперников.
В этом произведении нет положительного героя, хотя персонаж, от имени которого ведется повествование, все же кажется предпочтительным. Печорин, по крайней мере, несомненно, умен и умудряется не лгать хотя бы самому себе. А это качество вообще у людей встречается довольно редко.
Зачем нужны Apple Watch и стоит ли покупать:
Привычка главного героя постоянно анализировать собственные чувства, возможно, где-то сыграла с ним злую шутку. Сам он признает, что его личность делится на две части: один Печорин жив, другой внимательно наблюдает за ним. Надо сказать, что он отлично справляется с этой задачей, немного не щадя своего «альтер-эго». Неудивительно, что окружающие становятся объектами столь же враждебного внимания.
В каждом человеке Печорин видит слабости и пороки — и не может найти в себе ни силы, ни желания их простить.
Иллюзорная любовь
Но вернемся к истории, ключевой которой является анализ дуэли Печорина и Грушницы: синтез их разногласий вполне способен доказать, что причиной была не столько женщина, сколько черты характера героев.
Юный кадет начинает ухаживать за княгиней Московской. Причина в его трогательном участии в раненом солдате (ведь Грушницкий щеголяет шубой) — девушка дает ему упавший бокал.
Достаточно незначительного события, чтобы романтический герой рвался в экстаз, чтобы сыграть роль безумно влюбленного. Наблюдать за ним забавляет Печорина — Грушницкий совершенно лишен чувства меры и способности к самокритике. Молодой человек не только думает, что он охвачен искренним чувством: он сразу убеждается в его взаимности и представляет свои несуществующие права незнакомке, по сути, женщине.
«Настоящую нежность не спутаешь…»
Последующий анализ дуэли Печорина и Грушницкого наглядно показывает, как мало любви в сердце юного кадета и как больно гордыни. Ведь он не стесняется клеветать на возлюбленную, пытаясь очернить ее имя — а ведь княжна Марья не причинила ему вреда. Склонный к преувеличению всего на свете, Грушницкий интерпретировал ее невинный интерес и расположение как любовь. Но виновата ли девушка?
Причиной потери интереса к Грушницам стал, в том числе, Печорин, который отчасти от скуки, отчасти назло так называемому другу добивается большого чувства от юной княгини. Он умен, вежлив, интересен как собеседник. Ему все проще, потому что он сам хладнокровен, а значит, вероятность ошибиться мала. Используя познание женской натуры, Печорин становится причиной бессонных ночей и глубокой печали невинного существа
Безответственность и порок
В этом смысле главный герой рассказа не вызывает симпатии — по крайней мере, у женской части аудитории. Он вел себя не лучшим образом с княжной Марьей, и с ее давней любовью Верой, и даже с ее мужем. Такое поведение тем более непростительно, что благородство отнюдь не чуждо герою: анализ дуэли Пехорина и Грушницкого не противоречит этой версии.
События повествования стремительно набирают обороты после того, как юный кадет окончательно убедился в том, что противник оказался более удачливым. Он ничем не гнушается лишить княжну Марию Печориной компании — и делает большую ошибку. Грушницкий ничего не может предложить взамен: его разговор скучен и однообразен, он сам смешон. Умная Мэри быстро разочаровывается в парне, чем его бесит.
Формально именно благодаря этой неудачной страсти и состоялась дуэль между Печориным и Грушницами. Анализ поведения обоих персонажей отдает дань уважения главному герою истории. Его, по крайней мере, нельзя обвинить в трусости и подлости.
Его величество Случай
Повод помог Печорину не быть посмешищем: молодой офицер случайно становится тайным свидетелем позорного сговора Грушницкого с его новым другом, капитаном драконов. Эта личность очень интересна и фигурирует в повести как своего рода зачинщик демонов, что подтверждается анализом дуэли Печорина и Грушницкого. По замыслу негодяя (с которым, однако, молодой офицер согласился), условия дуэли заключались в том, чтобы заставить ненавистного «фаворита судьбы» проявить трусость. Ставить противников на шесть ступеней, раздавать им разряженные ружья и развлекаться со страхом жертвы: таков был первоначальный план «банды Грушницкого».
После аварии в саду, когда главного героя увидели возле балкона принцессы (а по сути, возвращающегося со свидания с замужней Верой), планы капитана драконов изменились. Причина в том, что Печорин нанес ему удар в темноте. Разъяренный злодей решил уничтожить обидчика, используя своего юного друга в мелких целях. Теперь анализ дуэли Печорина и Грушницы, причины которой, по сути, кроются в безделье и неважных душевных качествах участников, приобретает еще большую пищу для размышлений: несчастный претендент на сердце княгини Марии соглашается с тем, что Дело в том, что поединок пройдет в разных условиях. Было решено заряжать только одно ружье, хотя это было хладнокровное убийство.
Испытание на прочность
Все эти тайные планы привлекают внимание главного героя: анализ дуэли Печорина и Грусницкого, короче говоря, говорит о том, что главный герой рассказа тоже ищет повод убить вчерашнего друга. Только сначала он хочет окончательно убедиться в подлости врага, «дать себе право не щадить его».
Уже готовясь к поединку, Печорин изменил свое состояние на еще более серьезное. Теперь каждый из дуэлянтов должен дождаться выстрела на краю горной местности — тогда практически любое ранение будет смертельным, так как пораженный пулей противник обязательно упадет на острые камни. Печорин терпеливо ждет нерешительного выстрела Грушницкого и только после того, как пуля поцарапала ему ногу, приказывает зарядить ружье.
Цена забавы
Молодой человек, проявивший себя не лучшим образом, не сопротивляется и даже справедливо оценивает свою работу, отвечая на мирное предложение оппонента: «Я презираю себя, но я ненавижу вас . нет места для нас на земле вместе».
Только теперь, добившись желаемого, Печорин стреляет. Когда дым рассеивается, все видят, что край площадки пуст, и победитель, верный образу циника, дает своеобразную оценку случившемуся: по окончании пьесы поражает и его секунда.
Так заканчивается поединок между Печориным и Грушницким. Анализ переживаний главного героя подсказывает читателю, что авария не доставила ему никакого удовольствия: у него тяжело на сердце.
Эпилог вряд ли можно считать счастливым: умер Грушницкий, разрушена жизнь Веры, которая в безумной тревоге за любимого призналась мужу в измене, сердце юной принцессы было разбито. Надо признать, Печорин повеселился…
Сочинение 2
Роль человека в современном обществе — извечная тема, раскрываемая писателями всех возрастов. Особенно ярко он развился в XIX веке. Творчество М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» посвящена поиску истинного предназначения сущности человека. Главный герой повести Печорин пытается понять смысл своей жизненной цели. Автор рисует своего героя в различных обстоятельствах, чтобы читатель мог сам понять суть Печорина.
Центральная сцена оперы — сцена поединка главного героя и Грушницкого. Конфликт развивается постепенно. Лермонтов проводит грань между эмоциональной и показной романтикой. Знакомство героев произошло задолго до кульминационной сцены их отношений. Товарищи с Кавказа, прошедшие службу в армии, встречаются в Пятигорске, где проходят лечение.
Несмотря на время, проведенное вместе, для Печорина Грусницкого он не друг, а всего лишь человек, с которым можно развеять скуку. Для главного героя нет понятия друга, так как он не верит в верность между людьми. Сам Печорин утверждает, что не подходит для дружбы.
Печорин — тонкий психолог. Он видит в Грушницком только лживого и хвастливого человека, даже если он бросается в бой, его глаза закрыты от страха, его романтика — лишь дань моде. Сам Грушницкий не питает к Печорину дружеских чувств, потому что чувствует, что понял истинный характер героя.
Женщина становится причиной конфликта героя. Грушницкий испытывает чувство любви к княжне Марии, которая не питает к нему взаимных чувств. Девушка любит Печорина, ей завидует Грушницкий. Желая отомстить возлюбленной, он распространяет сплетни о ночных визитах княгини Печориной, провоцирующих конфликт с главным героем. Такие слухи могут запятнать репутацию Марии, ведь честь девушки Печорин вызывает на дуэль бывшую подругу.
Дуэль переворачивает всю сущность Грушницкого. Он хочет добиться побед в предстоящих схватках с помощью жестокости с незаряженным орудием противника, но главный герой не позволяет ему этого. Печорин предлагает ему извиниться перед Марией за то, что она уклонилась от дуэли, но Грушницкий лучше на дуэли, чем на признании в клевете. В ходе боя Печорин ранит врага и падает со скалы. На этом заканчиваются отношения главного героя и Грушницкого.
На сцене поединка Лермонтов показывает внутренние противоречия главного героя. Печорин человек чести, но при этом его не волнует, чем закончится поединок. Для него это лишь один из эпизодов его жизни. Герой не умеет мечтать, не ищет любви и дружбы, возможно, мысленно Печорин был убит уже задолго до Грушницкого.