Стихотворение в прозе
Это было написано в апреле 1878 года. В это время автору было 60 лет, и его повсюду преследовал призрак надвигающейся смерти. Чтобы отвлечься от черных мыслей, убедить себя в вечной победе добра над злом, он сочинит это стихотворение в прозе. Она пронизана проникновенными строками о любви, на которой все держится и движется. Именно на этой положительной ноте заканчивается тургеневский «Воробей», краткое содержание которого было представлено.
Это белый стих Тургенева о великом мужестве маленького воробья.
Затем появляется что-то неожиданное, и собака реагирует ускорением шагов. Оказывается, она учуяла (и услышала) воробья. Птенец действительно выпал из гнезда, и собака подумала, что он дикий. Пес неумолимо приближался к несчастной даме. И вдруг еще один сюрприз — старый воробей упал на нее (прямо перед ее мордой) как камень, как ястреб.
Он защищал свою даму. Он не боялся собаки намного крупнее его, у которой когти и зубы. Автор отмечает, что собака должна была показаться воробью настоящим чудовищем, но он все равно не испугался. Хоть автор и называет ее «искажённой», с взлохмаченным видом и жалобным писком, человек не может не восхищаться отвагой маленькой птички. Жалкий (особенно по сравнению с собакой) воробей дважды даже бросился ей в морду — на оскаленные клыки.
Тургенев подчеркивает, что Воробей героически защищает свое дитя. Действительно, он дрожит от ужаса, он оглушен и охрип, но не бежит. Воробей жертвует собой.
Иван Сергеевич воображает, что Воробей мог спокойно (или с волнением) сидеть на своей ветке — безопасно. Но он начал! Сила, более могущественная, чем он сам, вдохновила его. Птица заботилась не только о себе, но и о своих потомках. И мало сказать, что в ней говорил только инстинкт.
И тут Трезор (та самая собака) остановился… И она попятилась! Она тоже чувствовала эту силу, хотя и смущалась.
Хозяин зовет собаку, уходит. И благоговение в сердце. Именно это слово характеризует мироощущение богатырского воробья.
В финале автор обращается к читателю с просьбой не смеяться над ним. И делается вывод, где этой силе дается имя — любовь. И эту мысль развивает Тургенев. Он заканчивает стихотворение, говоря, что миром движет любовь.
Стихотворение очень логично и лаконично. В нем нет лишних деталей — даже погода не описана. Он построен на противопоставлении несчастного воробья и его подвига. Используемая лексика нейтральна, а если говорить об этом маленьком подвиге, то торжественна. Рассказчик становится свидетелем этой сцены, и она наталкивает его на философские размышления.
План пересказа
- Вернулся с охоты.
- Трезор замечает «переключатель».
- Желтогорлый воробей.
- Появление старого воробья.
- Смелое поведение птицы.
- Автор помнит собаку.
- Размышления о силе любви.
Сюжет
Герой медленно прошел по аллее в саду и вернулся с охоты. Впереди бежал верный Трезор, который внезапно замер, затем присел на землю и стал тихонько подкрадываться к еще невидимой добыче.
Герой пригляделся и заметил на тропе маленького желтозобого воробья, явно выпавшего из гнезда. Он расправил крылья, беспомощно сел на землю, не зная, что делать.
Трезор медленно приблизился к воробью, но вдруг перед его носом на землю приземлился другой воробей — старый черногрудый. Отважная птица стала отвлекать собаку от малыша. Было видно, что сам воробей очень испугался — он застыл в ужасе, но мужественно продолжал прыгать в сторону опасно открытой пасти собаки. Трезор, конечно, казался огромным чудовищным великаном, но воробей был готов пожертвовать собой, чтобы спасти маленького воробья.
И Трезор замер, почувствовав эту невиданную внутреннюю силу маленькой птички. Герой быстро вспомнил о своей растерянной собаке — он не хотел, чтобы она случайно задела отважного воробья. Охотник был впечатлен увиденным. Он шел, думая, что любовь сильнее смерти и страха смерти, и жизнь держится и движется только благодаря такой любви.
Главные герои рассказа – собака и старый воробей. Для описания собаки автор использует глаголы, передающие ее стандартное поведение охотничьего инстинкта: она замедлила шаги и стала красться;
приближался медленно. Трезор представлен не как зло, а как выполняющее свое предназначение как проявление стихийной силы.
Но эта сила, опять же через глаголы:
остановился, вернулся, признал ; поддавшись любви и героизму. Героизм птицы составлен из глаголов: пьяный, заблокированный, замерзший, принесенный в жертву. Тургенев, однако, рисует внутреннее состояние старого воробья прилагательными «жалкое, искаженное, отчаянное, жалкое, маленькое».
Соотношение глаголов в составе сказуемого и прилагательных возрастает по мере накала событий в стихотворении — неотвратимость, героизм и уважение выражаются глаголами, (неизбежность выражается тремя составными сказуемыми, уважение к героизму передается через пару простых глагольных сказуемых и составное (именное «признанная сила»);
героизм показан четырьмя простыми глагольными предикатами),и уже внутреннее состояние воробья передается пятью прилагательными (определения — второстепенный член предложения) как доказательство того, что даже если ты слаб телом (это вторично), ты можешь быть силен духом и самое, казалось бы, неизбежное отступление перед этой силой (сказуемое — главный член предложения).
Основная мысль рассказа: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовь поддерживает и движет жизнью.
Актуальность стихотворения
Он был создан в 1878 году. С момента его первой публикации прошло более века. Однако это произведение до сих пор издается отдельной книгой для юных читателей. «Воробей» и в наши дни просят проводить школьники. Это заставляет задуматься не только детей, но и взрослых. Произведение заканчивается афористично: Тургенев замечает, что жизнь держится и движется только любовью. Эти слова верны и актуальны во все времена.
Заканчивая анализ стихотворения Тургенева «Воробей», отметим, что Иван Сергеевич большой мастер слова. Он умеет зацепить струны человеческой души, способен пробудить в людях самые лучшие стремления. После прочтения этого произведения возникает желание дарить настоящую любовь и делать добро. А анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей» позволяет выявить основные черты, которые можно упустить при поверхностном знакомстве с текстом.
И. С. Тургенев — известный русский писатель-реалист, драматург и лирик. Он известен не только своим бессмертным романом «Отцы и дети», но и сборником «Дикт и проза» (1877-1882), затрагивающим также общественно-политические и нравственные проблемы. Одна из составляющих коллекции — лирическая миниатюра «Воробей» (1878).
«Воробей» был написан в 1878 году и стал одним из последних произведений известного русского писателя. Примечательно, что такие «стихи» Тургенев писал тогда, когда к нему приходило вдохновение: приходилось писать на листочках и собирать отдельные материалы, чтобы собрать общий сюжет.
Первым слушателем Воробья стал Михаил Матвеевич Стасюлевич, редактор журнала «Вестник Европы», где впоследствии в 1882 году было опубликовано произведение, предсказавший ему путь к всеобщему признанию и любви читателей. Вместе с командой «Литерагуру» мы поможем понять глубину смысла, который кроется в строках позднего литературного творчества Тургенева.
Творчество Тургенева
Художественная система, созданная Иваном Сергеевичем, оказала заметное влияние на русский и западноевропейский роман второй половины XIX века. Занимался широкой пропагандой русской литературы на Западе. В русской литературе он первым проявил интерес к изучению личности нового человека, в то же время для автора.
Тургенев анализирует морально-психологические качества человека, пытается понять его взаимоотношения с обществом. Благодаря Ивану Сергеевичу термин «нигилист» вошел в русский язык и получил широкое распространение».
Отзывы читателей
Автор дал описание глубочайшего чувства, способного преодолеть многие проблемы, трудности и проблемы. Мама-воробей показала свою самоотверженность, безграничную любовь и заботу. Такое поведение заставило охотника задуматься. Люди могут многому научиться на примере животных.
Еще в произведении делается упор на то, что на это чувство способны живые существа, а не только люди. По сюжету, недавно они написали на уроке изложение с элементами сочинения, собрали краткий текст пересказа и нарисовали картинку для читательского дневника.
Людмила
Читал рассказ Тургенева «Воробей». Мне понравилось действие. Автор затронул важную тему — материнской любви. Воробей был готов умереть за свою даму, она не боялась большой собаки. Если сравнивать птицу и собаку по размеру, то Трезор был для первого великаном. Я считаю, что маленький воробей — это герой, который преодолел свой страх, чтобы спасти свое изначальное существо.
Антон
Я взял сборник рассказов и сказок о животных и птицах, это было произведение под названием «Воробей». Это очень интересная история о том, как маленький воробей выпал из гнезда, чуть не был съеден собакой, а мать спасла малыша, хотя сама боялась.
Эта история поучительна и развлекательна. Здесь есть над чем подумать, будет интересно и взрослым, и детям. У меня есть книга с иллюстрациями. Картинки сделали чтение еще более увлекательным. Еще я бы рекомендовал рассказы из этого сборника, которые мне больше всего понравились: «Вор» Скребицкого, «Курица и золотые яйца» и «Скворец» Толстого, «Воробей» Чарушина и «Ласточки» Куприна.
Темы
- Основная тема — материнская любовь — чувство, присущее каждому живому существу, отличающее его от бесчувственного камня или металла. Именно стремление к ребенку и заботу о нем проявлял воробей, пренебрегая своей жизнью ради спасения дамы. Здесь следует сказать, что Тургенев в лаконичной литературной форме сумел передать читателю всю остроту этого чувства, которое испытывают все жители нашей планеты. Поэтому человек не должен зазнаваться и считать себя выше своих меньших братьев, ведь все мы живем одними и теми же ценностями, за которые можно и умереть.
- Еще одной темой работы является понятие «ответственность». Ответственность за свое «дитя», за сохранение его безопасности и за его укрытие от всякого рода жизненных трудностей и проблем, отличает в тургеневском понимании «настоящее», можно сказать, «человеческое чувство», производное от животного инстинкта.
- Также автор обращается к теме бережного отношения к природе. Своим поведением он показывает, что человек должен быть скромным и хозяйственным хозяином. Ваши возможности должны быть ограничены из соображений этики, морали и бережливости, ведь нам дана одна страна, и мы не имеем права бездумно грабить ее, убивать легкую добычу — животных, которые даже за себя постоять не могут.
Жанровые особенности произведения
Повесть «Воробей» относится к лирическим произведениям, которые Тургенев писал только в минуты особого вдохновения на клочках бумаги, которые потом нужно было складывать воедино. Особенностью этого жанра его произведений является яркое, эмоциональное и красочное описание чувств лирического героя.
Стихотворение в прозе не требует особого ритма и рифмы, но позволяет внести в произведение особую яркую эмоциональность и особое раскрытие характеров персонажей за счет присущих стихотворениям литературных приемов.
Особенностью этого произведения можно смело считать и то, что главными героями этого стихотворения в прозе являются не только люди, но и животные, и смысл рассказа передается непосредственно через их образы и поведение.
Среди героев рассказа можно выделить охотника, честного и принципиального, лишенного агрессии и не поднимающего руки на беззащитное животное, его собаку, которая живет инстинктами и видит добычу только в беззащитной курице, и взрослый воробей, который смело бросается на защиту курицы.
Каждый лирический герой, независимо от того, человек это или животное, получает свой характер и внимание автора. Его замысел и основная мысль реализуются также через взаимодействие лирических персонажей и раскрытие черт их характера.
Чему учит
Произведение учит, что только родительская любовь способна на большие жертвы ради благополучия своих отпрысков. Сказка учит ценить своих родителей и не доставлять лишних переживаний.
Кульминация
И пес, медленно переставляя лапы, подходит к несчастному. Внезапно (это наречие многократно резко меняет всю ситуацию) с дерева перед самой мордой собаки с огромной зубастой пастью падают воробьи, расправив все свои перья, храбро.
При этом автор использует частичный оборот, как бы ускоряя действия защитника. Воробей жалок, беспомощен, хрипло пищит, но прыгает на собаку, защищает детеныша, накрывает его собой. В этой части произведения автор использует антонимы, противопоставляющие огромность собаки маленькому телу птицы.
Пернатое существо решило стать жертвой этого зверя, хоть и ужасно боится. Все употребленные в данном случае глаголы точно и красочно передают действия, которые помогли в этой безвыходной ситуации. Собака удивилась, остановилась и даже попятилась. Никогда нельзя терять надежду на спасение — такой вывод делают читатели, разобрав произведение на части, проделав их анализ («Воробей»). Тургенев показал, насколько силен природный инстинкт защиты детенышей.
Читайте также: Вешние Воды Краткое Содержание (Иван Тургенев)
В произведении
Напряжение, непоследовательность в изложении, прерывистые фразы – все это придает динамичность происходящему, создает накал эмоций. Тургенев эмоционально и ярко описывает состояние птицы. Для этого он использует целый ряд прилагательных (отчаянный, искаженный, взлохмаченный, маленький, убогий), а также глаголов (экранировал, торопился, жертвовал, замер).
Небольшая сцена, так эмоционально и лирично описанная автором, показывает великую силу любви, которая понятна каждому и движет всем живым. Он сильнее страха смерти.
Средства выразительности
Автор изобразил образную картину текста, используя различные литературные приемы. Чтобы акцентировать внимание читателей на невероятной смелости воробья, автор использовал антитезу: огромная охотничья собака противостоит двум маленьким и беззащитным существам.
Инверсия усиливает эмоциональную выразительность текста.
Эпитеты
Образы в произведении создаются с помощью средств речевой выразительности:
- «молодой воробей»;
- «едва распустившиеся крылья»;
- «отчаянно жалкий писк»;
- «зубы разомкнуть рот».
Олицетворение
Иван Сергеевич использовал персонификацию, чтобы придать собаке человеческие качества. Собака отступает от добычи по углам и преклоняется перед силой любви.
Пословицы
- Молитва Матери долетит со дна морского.
- Ради детей мать готова продать себя.
- Материнская забота не горит в огне и не тонет в воде.
- Любовь побеждает все.
- К тому, кто любит, страх не приходит.
Анализ 2
Произведение И. С. Тургенева с незамысловатым названием «Воробей», в котором отсылается к стихотворению в прозе, является гимном любви в некоторых ее проявлениях. В нем сконцентрирована куча переживаний, переживаний и прочих эмоций, которые связаны с удивлением, восхищением от увиденного.
Автор доказал, что не только человек, но и любое живое существо на земле способно искренне проявлять любовь, совершая безумные поступки для дорогого вам человека. Для многих это остается непостижимой загадкой. Но ситуация готова только для любящего существа или человека, готового пожертвовать собой ради другого.
Лирический герой становится свидетелем бесстрашных поступков «богатырской птицы» по отношению к своему «мозговому ребенку», оказавшемуся на земле. Взрослая птица, летящая вниз с огромной скоростью, напротив, оказывается лицом к лицу со смертельной опасностью – напротив охотничьей собаки. Животное выглядело во много раз сильнее ее, но о безопасности птица не думала. Трезор, который мог бы съесть курицу, «попятился».
Отношение автора к ситуации положительное. Он остался в восторге от мужества беззащитной птицы. Но главное, что хотел подчеркнуть свидетель случившегося, это то, что птица решилась на такой риск из беззаветной любви к своему птенцу. Она жертвует своей жизнью и действует по зову своего инстинкта, своего сердца.
Образы защитника и дамы помогают создать выразительные эпитеты, определения: «едва распустившиеся крылья», «старый. воробей», «маленькое тельце», «с отчаянным писком». Они еще раз подчеркивают физическое бессилие перед теми, кто сильнее по законам природы.
Но на этом примере автор показал, что превыше всего превыше всего непослушание страху из-за жертвенной любви к своим детям. Это относится ко всем живым существам, в том числе и к человеку. Автор с одобрением смотрит на происходящее, так как мужество птицы, защитившей своего птенца, никого не может оставить равнодушным.
После этого эпизода кажется, что жизнь прекрасна, так как в ней происходят безграничная любовь и героизм. Особое место в произведении отведено описанию силы, похожей на магию. Ведь именно такой вывод напрашивается в тот момент, когда птица сознательно идет на смерть.
В стихотворении автор противопоставляет два понятия — силу и слабость, которые демонстрируют животные. Своими действиями они заставляют задуматься о том, в каких ситуациях может оказаться каждый человек и как ему следует действовать, чтобы уберечь своих близких от беды. В то же время Тургенев дает животным черты, характерные для человека.