- История создания
- Главные герои
- Действие 1
- Действие 2
- Действие 3
- Действие 4
- Другие персонажи
- Действие первое
- Действие второе
- Действие третье
- Особенности текста
- Действие Первое
- Действующие лица
- Действие первое
- Действие второе
- Действие третье
- Действие четвертое
- Сюжет
- Анализ произведения
- Тема
- Идея
- Проблематика
- Композиция
- Жанр и направление
История создания
Создание этого произведения не было спонтанным. Автор долго думал над этой историей, персонажами и основной идеей. Первые наброски были сделаны в 1901 году, о чем Чехов сообщил жене. Написание серьезно затянулось из-за плохого самочувствия драматурга. Пьеса «Вишневый сад» была написана в 1903 году и в следующем году была поставлена во МХАТе.
Это произведение Чехов создал на основе реальной истории о том, как его друг А. Киселев лишился своего имущества — оно пошло с молотка. Спектакль получился отличный — его успех был очевиден сразу. И в наше время это произведение исполняется на сценах театров всего мира.
Рис. 1. Раневская, Лопахина (справа) и Пихта (слева). Художник Б. Йохансон
Главные герои
- Любовь Андреевна Раневская — владелица усадьбы с вишневым садом. Ее поступки большей частью легкомысленны, она идеализирует свой мир и не обращает внимания на настоящие проблемы.
- Аня — дочь Раневской, 17 лет. Она здравомыслящий человек, который понимает, что обстоятельства изменились и придется приспосабливаться к новому образу жизни.
- Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской. Он очень любит поговорить, говорит все, что приходит в голову. Поэтому его не воспринимают всерьез. Его персонаж очень похож на сестру.
- Ермолай Алексеевич Лопахин — типичный купец. Он вышел из самых низов и заработал много денег самостоятельно, но остался необразованным.
- Варя — приемная дочь Любови Андреевны. Она верующая, она хочет совершить паломничество. Когда приемная мать уехала, она была хозяйкой дома.
- Петр Сергеевич Трофимов — вечный студент, он любит размышлять о серьезных проблемах истории, философии и будущего.
- Борис Борисович Симеонов-Пищик — сосед, долгов много.
- Шарлотта Ивановна — гувернантка, выросшая в цирке и знающая множество трюков. Она не видит смысла своей жизни и всем жалуется, что у нее нет любимого человека.
- Семен Пантелеевич Епиходов — приказчик, любит Дуняшу.
- Дуняша — молодая служанка.
- Фирс — старый 87-летний пешеход. Всю жизнь, которую он служил в этом доме, он отказывался от свободы.
- Яша – молодой лакей.
Рис. 2. Сцена в поле. Действие второе. Художник Б. Йохансон
Действие 1
Май 1904 года. Детская комната. Сад расцвел и наполнил все имущество элегантным ароматом. Лопахин и Дуняша ждут приезда Любови Андреевны. Последние 5 лет она была за границей с дочерью, губернатором и Яшей. Дуняша очень переживает по поводу приезда хозяев. Появляется Епиходов с цветами.
Служанка рассказывает Лопахину, что приказчик недавно предлагал стать его женой. Прибывают экипажи. Встречать семью приезжают Варя, Гаев, Фирс и Борис Борисович. Раневская и Аня очень рады их приезду и тому, что здесь ничего не изменилось, как будто их и не было давно. В доме началась суета. Дуняша хочет рассказать Ане, что было в доме, но девушка ее не слушает.
Ее интересовало только то, что в доме гостит Петр Трофимов. Разговоры героев свидетельствуют о том, что у Раневской очень мало денег. Она уже продала недвижимость за границей, и теперь в августе ей, скорее всего, придется продать этот дом с садом, чтобы расплатиться с долгами. Варя и Аня рассказывают о том, как тяжело их положение. Сам помещик не умеет копить деньги, а только вздыхает и вспоминает с Фирсом, как раньше на вишне делали деньги и готовили из нее вкусные блюда.
Лопахин предлагает вырубить деревья, а участок разделить на части и сдать жителям города под дачи. Он обещает значительный выигрыш от этого. Но Раневская и ее брат очень любят этот сад и против такого предложения. Лопахин просит рассмотреть этот вариант и уходит.
Рис. 3. Раневская и Лопахин. Художник Б. Йогансон
Гаев надеется занять деньги, а тем временем снова подружиться с богатой теткой и решить за ее счет финансовые проблемы. Появляется Трофимов, который очень любит Аню.
Действие 2
Прошло три недели, скоро состоится аукцион по продаже недвижимости Раневской. Но семья все равно продолжает хвастаться и ждать волшебного решения своей проблемы. Все на природе, в месте, откуда видно церковь и вишневый сад. В последний период Дуняша влюбилась в Яшу, но он не спешит обнародовать их отношения.
Гувернантка, горничная, молодой смотритель и приказчик уходят. Шарлотта сокрушается, как ей одиноко, Епиходов переживает, что служанка не строит с ним отношений, и даже говорит, что готов убить себя. Но девушка настолько влюблена в лакея, что даже не замечает, как легкомысленно он с ней обращается. Возле маленькой церкви появляются Любовь Андреевна с братом и Лопахин.
Леонид Андреевич рассказывает о том, как удобна железная дорога, с помощью которой можно было быстро добраться до города и даже позавтракать. Лопахин расспрашивает Раневскую о решении арендовать землю, но она игнорирует его, утверждая, что денег нет, и ругает себя за экстравагантность.
Раневская и ее брат ждут, когда тетя пришлет им деньги, но на оплату долга их все равно не хватит, а вариант с арендой они считают неприемлемым. Лопахин удивляется тому, как недальновидно они себя ведут, он злится на это, ведь его предложение помогло бы сохранить имение. Но они этого не принимают. Раневская упрекает купца в приземленности и необразованности, но хочет, чтобы он стал мужем Вари.
Рис. 4. Сцена отъезда из дома. Художник Б. Йогансон
Гаев говорит, что ему есть предложение работать в банке, но Раневская тут же отрезает, что это не для него. Тогда в компанию обращаются дочери помещика и Петя. Они продолжают говорить о том, что такое гордость и сколько образованных интеллигентов в принципе ничего интересного.
Все расходятся по домам, а Аня и Петр снова остаются одни. Аня честно говорит ему, что этот вишневый сад для нее мало что значит и она хотела бы принять радикальное решение, чтобы изменить свою жизнь.
Действие 3
22 августа — день проведения аукциона. Вечер, гостиная, музыка, танцы. Разговаривают Борис Борисович и Петр, их прерывает хозяйка, которая очень волнуется — она ждет возвращения Гаева с торгов, но он опаздывает. Любовь Андреевна интересуется, были ли аукционы и чем они закончились.
Ее также беспокоит, хватило ли средств у тети на покупку недвижимости, хотя она понимает, что 15 000 рублей — это слишком маленькая сумма, не хватит даже на выплату процентов. Гувернантка проделывает фокусы и развлекает всех. Молодой лакей приглашает Раневскую в Париж, так как ему не нравится хамство граждан России. Раневская ждет поездки в столицу Франции к возлюбленному, а перед этим хочет устроить жизнь дочерей.
Она хочет отдать Варю за Лопахина, а Аню за Петю, хотя и беспокоится о его неопределенном социальном статусе и финансовом положении. Исход аукциона пока неизвестен, но все, кажется, уже решили, что они хотят сделать, когда оно будет продано. Епиходов все пытается поговорить с горничной, которой он совершенно неинтересен, и Варя прогоняет его. Фирс суетится, служит хозяевам, и все видят, что ему нехорошо.
Появляются очень довольный Ермолай Алексеевич и плачущий Леонид Андреевич. Лопахин сообщает, что стал новым владельцем усадьбы. Это известие его радует, так как его предки были здесь рабами, а он стал хозяином. Он с нетерпением ждет начала покоса сада и начала строительства загородных домов. Лопахин видит в этом новое начало. Раневская плачет, а Варя бросает ключи и уходит. Аня успокаивает маму, убеждает, что жизнь на этом не заканчивается и их ждет много чудесных событий.
Действие 4
Мероприятие начинается в бывшей детской комнате. Никого нет, только чемоданы с вещами стоят. Слышится стук – рубят вишневый сад. Лопахин и Яша ждут, когда выйдут Раневские.
Помещица и ее брат очень грустят, Аня и Петр в хорошем настроении, Яша счастлив уехать из России и подальше от матери, а Лопахин хочет поскорее запереть дом и приступить к заранее подготовленному проекту. Раневская плачет, а Аня говорит, что продажа имущества решила многие проблемы и всем стало легче жить.
Рис. 5. Вишневый сад в собственности Раневской и Гаева. Художник Б. Йогансон
Члены семьи едут в Харьков, а потом их пути разойдутся: Любовь Андреевна берет Яшу и едет с ним во Францию, Аня учится, а Петя уезжает в Москву, Леонид Андреевич согласился работать в банке, а Варя будет работать домработницей поблизости. В здании остался только Фирс, который заболел, но из-за суматохи никто не знает, доставили его в больницу или нет.
Важно! Заходит соседка и отдает Раневскому долг. Он сказал, что сдал землю в аренду иностранцам, которые должны были там добывать белую глину. Говорит, было очень страшно это делать, но все получилось как нельзя лучше.
Раневская пытается жениться на Варе Лопахиной, но когда они остаются одни, Ермолай Алексеевич не делает девушке предложение, что ее очень огорчает. Приехали бригады и начали грузить вещи. Все ушли. Гаев и Раневская остаются прощаться со своим домом. Они горько плачут и вспоминают счастливые моменты молодости, понимая, что их жизнь уже никогда не будет прежней.
Дом был закрыт. Вот идет Фирс, о нем все забыли. Он не злится, а просто ложится на диван и постепенно уходит в другой мир. Вишневый сад — метафора, которую Антон Павлович использовал для описания крушения старого уклада жизни в России и строительства нового.
Сад, который так любили и ценили старые хозяева, без сожаления вырубается, а на его месте строится что-то новое, основанное на торговле и деньгах. Рекомендуем изучить еще один вариант произведения «Вишневый сад» в сокращении из видео ниже.
Еще материал о пьесе А. Чехова «Вишневый сад»:
- Проблема обретения счастья в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
- Смысл названия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
- Гаев Леонид Андреевич — образ и характеристика героя в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
- Фирс — характеристика лакея из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
- Петя Трофимов — характеристика персонажа пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»
- Ермолай Алексеевич Лопахин — характеристика героя в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
- Сочинение на тему: «Почему А. П. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией?»
- Раневская Любовь Андреевна — характеристика героини из пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»
Другие персонажи
- Симеонов — Пищик Борис Борисович — помещик, сосед Раневской
- Шарлотта Ивановна — губернатор
- Епиходов Семен Пантелеевич — делопроизводитель
- Дуняша — служанка
- Восемьдесят — лакей, 87 лет
- Яша — молодой лакей
Действие первое
Утро, рассвет, май. Лопахин беседует с горничной Дуняшей о скором приезде хозяйки имения Любови Андреевны Раневской, которая возвращается из Парижа, прожив там 5 лет. Слышен звук подъезжающих экипажей, и тут в комнату входит Раневская с дочерью Аней, гувернанткой Шарлоттой Ивановной, Варей, Гаевым и Симеоновым-Пищиком.
Варя, исполняющая обязанности хозяйки, а заодно и домработницы в имении в отсутствие матери, по привычке заказывает чай и нежно обнимает сестру Аню. Варя очень рада приезду любимых родственников.
Аня говорит, что ее мать полностью разорилась, она уже продала за свой долг дачу под Ментоном, теперь денег совсем нет, еле доехала до дома. Но в этом состоянии благородные манеры и просьбы, и даже стиль поведения Раневской ничуть не изменились. На вокзале требует самый дорогой обед, продолжает раздавать лакеям на чай.
Варя говорит, что в августе также планируется продажа этого семейного имущества. Эту печальную новость омрачает и тот факт, что Варя до сих пор не может получить предложение руки и сердца от Лопахина, хотя всем давно известно, что он влюблен в девушку.
Раневская и Гаев вспоминают о том, как славна была их жизнь в этом имении, как счастливы были их детство и юность: О мой сад! После темной дождливой осени и холодной зимы ты снова молод, полон счастья, ангелы небесные не оставили тебя. Вынужденный своими разговорами вернуть их к реальности, Лопахин предлагает план спасения усадьбы:
«Ваше имение всего в двадцати верстах от города, недалеко прошла железная дорога, а если вы разделите вишневый сад и землю по реке на дачи и потом сдадите ее под дачи, то будете иметь не меньше двадцати тысяч в год доход»
Лопахину не безразлична судьба сада, его отец был крепостным у отца и деда Лопахиных, он вырос в этом имении и любит Раневскую как родную мать. Но как-то надо сохранить положение Любови Андреевны. И она, и Гаев считают такое решение опрометчивым, отдавать вишневый сад под дачи не хотят, но и других вариантов не предлагают.
Они живут только мечтами, мечтами и воспоминаниями о прошлой жизни. Потом, например, Гаев вдруг начинает обращаться к старому кабинету, как к живому существу: Уважаемый, уважаемый кабинет! Я приветствую ваше существование, которое более ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости .. воспитало в нас идеалы добра и общественного самосознания. Все это выглядит очень комично, особенно в глазах Лопахина, и герой отправляется в Харьков по срочному делу.
После ухода Лопахина в комнату входит Петя Трофимов, ученик и бывший учитель умершего младшего сына Раневской Гришеньки, его приезд навевает у Любови Андреевны тягостные воспоминания, но она любит Петю, поэтому до сих пор рада его видеть. Это очередная встреча с прошлым и отсутствие воли жить настоящим.
В этот благоприятный момент Симеонов-Пищик, прежде молчавший, просит взаймы у Раневской, и она дает ему деньги, опять же по своей старой джентльменской привычке. Она не понимает трагедии своего положения. Гаев надеется на какое-то наследство, или на то, что Аню выдадут замуж за богатого человека, или на то, что тетка из Ярославля вдруг даст им денег. Все это призрачные идеи, лишенные здравого смысла.
Все, уставшие от дороги, ложатся спать.
Действие второе
На поле, за усадьбой, на скамейке сидят Шарлотта, Епиходов, Дуняша и Яша. Незадолго до этого Епиходов сделал предложение Дуняше выйти за него замуж, но Дуняша влюблена в Яшу и мечтает остаться с ним наедине. Шарлотта и Епиходов идут в усадьбу, а Яша рассказывает служанке о заграничной стране, целует ее, но при этом просит ее пройти другой дорогой, чтобы никто не подумал, что они на свидании.
На сцене появляются Раневская, Гаев, Лопахин. Раневская еще раз извиняется, что денег совсем нет, но тут же упоминает, что они с Гаевым только что пришли из ресторана, где ели и пили на круглую сумму, пока они разговаривают, из мешка выпадают оставшиеся монеты и Яша их подбирает. Лопахин настаивает на принятии решения о вырубке вишневого сада и обустройстве загородных домов, но Раневская ни за что не согласится.
«Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неразумных, странных, я еще не встречал. Вам по-русски говорят, что ваша недвижимость продается, но вы точно не понимаете»
А вот сами термины «дачи и дачники» брат и сестра считают «вульгарными». Раневская только жалуется, что все это ей наказание за грехи: что она всегда была усыпана деньгами, что муж был страшным должником, что любовник в Париже рвал ее, как прилипчивую, что она даже пыталась отравиться. И теперь этот любовник просит ее вернуться.
Раневская говорит Лопахину, что он должен жениться, а еще лучше жениться на Вареньке, Лопахин соглашается, что Варя хорошая девочка, но пока не просит благословения и разрешения у Любови Андреевны. В этот момент появляются Трофимов, Аня и Варя.
Лопахин высмеивает Петю, называя его вечным учеником, на что Трофимов жестоко отвечает:
«. ты скоро станешь миллионером. Вот как по обмену веществ нужен хищник, который ест все на своем пути, так ты и нужен»
Все смеются над этими словами, а Варя переводит разговор. И Трофимов излагает в разговоре свою жизненную позицию и, так сказать, свою философию:
«Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы, только надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас в России еще очень мало работающих людей. Подавляющее большинство интеллигенции, которую я знаю, не ничего не ищет, ничего не делает и еще не может работать»
Все думают, только слышно, как слуга Фирс, взявший с собой пальто Гаева, тихо бормочет, и вдали вдруг раздается звук рвущейся струны, звук затихает и грустит. Этот звук заставляет всех чувствовать себя некомфортно. Фирс же говорит, что до «вольности», т е отмены крепостного права, тоже были странные звуки. В этот момент по дороге идет прохожий и просит указать ему дорогу, а заодно просит милостыню. Раневская без раздумий дает ему деньги, как будто он забывает о ее положении.
Все уходят, кроме Ани и Трофимова. Петя говорит, что Варя боится, что между ним и его сестрой вспыхнут чувства: Она своей узкой головой не может понять, что у нас закончилась любовь. Обойти то мелкое и иллюзорное, что мешает нам быть свободными и счастливыми, в этом цель и смысл нашей жизни. Аня, любуясь речами Пети, вдруг понимает, что она уже не так привязана к саду, как прежде, что ей хочется перемен, чего-то нового, неизведанного.
«Вся Россия — наш сад. Земля велика и прекрасна, на ней много прекрасных мест. чтобы начать жить настоящим, надо сначала искупить свое прошлое, положить ему конец, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным труд, работа. Будь свободен, как ветер»
Аня и Трофимов идут к реке. Луна восходит.
Читайте также: Образ Отто Кестера в романе Ремарка «Три товарища»
Действие третье
Действие открывается сценой бала в гостиной у Раневской. Все танцуют парами. Фирс поставляет водку. Играет еврейский оркестр. Варя извиняется, что наняли оркестр, но платить нечем. Шарлотта показывает фокусы, Симеонов-Пищик снова просит взаймы, Любовь Андреевна развлекается, только Гаева нет, он уехал в город на торги, где должна была быть продана усадьба, и до сих пор не вернулся.
Раневская просит Трофимова немного развлечь ее, ведь она беспокоится о том, какие новости придут из города. Не корите себя, вы должны посмотреть правде в глаза хотя бы раз в жизни. Он говорит Раневской, что не стоит возвращаться в Париж к любовнику, и она так и сделает, что он ее ограбил, что он аферист, а Любовь Андреевна этого не видит. Что он просто злодей и ничтожество.
На что Раневская отвечает, что Петя не знает настоящей любви, что все его речи — вздор. Трофимов, в ужасе от осознания ситуации, в которую попала Раневская, убегает и случайно падает с лестницы, вызывая всеобщий смех. Раневская извиняется перед Петей.
Через некоторое время появляются Лопахин и Гаев. Лопахин радостно взволнован, а Гаев одной рукой вытирает слезы, а в другой держит свои покупки: анчоусы и керченскую селедку. Оказывается, Лопахин купил сад. Тишина.
Любовь Андреевна подавлена, Варя демонстративно бросает ключи от имущества посреди гостиной и уходит.
«Вишневый сад теперь мой! Мой! (Смеется) Я купил недвижимость, где дедушка и отец были рабами, где им даже не разрешалось заходить на кухню. Все приходят и видят, как Ермолай Лопахин топором будет бить вишневый сад, как деревья падут на землю! Мы построим дачи, и наши внуки и правнуки увидят здесь новую жизнь»
Аня уносит слезливую любовь Андреевну.
Особенности текста
История написания произведения была делом из жизни автора. Дело в том, что отец Чехова был вынужден продать свое имущество, чтобы поправить свое материальное положение. Автор очень переживал потерю своего домашнего гнездышка и поэтому написал пьесу с легкостью.
Изначально это должен был быть забавный сюжет о том, как поместье продается с молотка. Но Антон Павлович не мог не обратить внимания на процесс обнищания дворянского сословия. Для определенного круга людей это была трагедия, и поэтому вместо комического произведения появилась пьеса, основанная на жизненном опыте.
Главной темой творчества А. П. Чехова является время. Это направление использовали многие авторы, и поэтому оно не является новым в литературе. С изменением эпохи не каждый может приспособиться к новому образу жизни и обрести счастье в полностью изменившемся мире.
Конфликт поколений – главная проблема в произведении. Автор умело подобрал образы, символизирующие прошлое, настоящее и будущее. Важным в пьесе является адаптация к новым временам, чтобы выжить.
В тексте читатели могут наблюдать описание конфликта между отцами и детьми. Мнение критиков о произведении было неоднозначным: одни считали его недостойным публикации, другие называли символом России. Но в целом отзывы о чеховском «Вишнёвом саде» были положительными.
В пьесе автор попытался донести до читателей, что при смене эпох страна погибнет вместе со старым поколением. Молодежь должна построить новую Россию с другим образом жизни.
Композиционная структура текста делится на четыре части:
- Воздействие.
- Дискуссия о судьбе усадьбы с садом.
- Кульминация пьесы.
- Разрешение работы.
Жанр «Вишневого сада» определить очень сложно. Аннотация к читательскому дневнику дает понять, что это своего рода работа, охватывающая несколько направлений одновременно.
Сам Чехов назвал свое творение комедией. Многие литературоведы и театралы не соглашались с этим и утверждали, что это драма или трагикомедия.
Действие Первое
Май, цветущая вишня. На улице ночь, светает. Лопахин сидит на участке, ждет приезда хозяев дома. Он хотел встретиться с ними, но заснул, читая непонятную ему книгу, и будит его служанка Дуняшка. С ней он вспоминает доброту Раневской (она уже 5 лет жила за границей), хозяйки дома. В детстве отец бил его, а она его поддерживала. Лопахин вышел в народ, разбогател, хотя и происходил из крестьянской семьи.
Дуняша, как и вся прислуга, в волнении: все ждут хозяев. Входит приказчик Епиходов и приносит букет от садовника. Епиходов поскальзывается по пути и жалуется на свою неудавшуюся жизнь. Уходя, Дуняша признается, что сделал ей предложение. Но Лопахин не успевает среагировать, когда приезжают хозяева. Они выходят из комнаты.
После этого в комнату входит встречавший хозяев старый слуга Фирс, а за ним гости и встречающие: Любовь Андреевна Раневская, ее брат Гаев, ее дочери Аня и Варя, помещик Семенов-Пищик, губернатор и слуги.
Варя, приемная дочь Раневской, спокойно встречала гостей, мать с увлечением осматривала неизмененный дом, Аня, уставшая от дороги, вяло слушает признания Дуняши, но оживляется, когда узнает, что Петя Трофимов, воспитатель сынишки Раневской приехал утонувший 6 лет назад (Петя проспал и не вышел к гостям).
Аня рассказывает Варе о поездке в Париж к матери. Ей жалко свою мать, ведь в Париже она утопает в суете и ненужных знакомствах. Самой Ане там неуютно. Она сообщает, что у них закончились деньги, но мать все еще транжирит огромные суммы. Варя говорит, что и эту недвижимость продадут с молотка: платить проценты нечем.
Увидев Лопахина, Аня спрашивает, делал ли он предложение Варе, но та отвечает, что купцу не до нее, и он никак не проявляет своих чувств. Она мечтает только о том, чтобы выдать Аню за богача, а себя — о поездках по святым местам.
Пока холуй Яша мучает Дуняшу за кулисами, Аня вспоминает, что ее отец умер 6 лет назад, а потом утонул ее 7-летний младший брат. В результате мать ушла в себя и с тех пор не была собой.
Аня ушла в свою комнату, и гости стали пить чай. Старый лакей Фирс до слез радуется, что барыня приехала, да и сама Любовь Андреевна радуется и целует платяной шкаф. Лопахин тепло приветствует Раневскую. У него сложные отношения с ее братом Гаевым, но он тепло к ней относится, поэтому предлагает проект по спасению ее имущества: снести дом, вырубить огород и разделить участок на дачи.
Это спасло бы положение Раневской и ее имущество. Но Гаев и Раневская его не понимают: как можно прикасаться к дому и саду их детства? Лопахин уходит ни с чем, а Гаев как ни в чем не бывало шутит над столетним гардеробом и его годовщиной.
Когда купец уходит, Гаев называет его хамом и намекает на женитьбу на Варе. Она отрезает своего дядю. В разговор вмешивается Пищик и просит взаймы, в чем Варя всем отказывает. Вспоминая детство и мать, Любовь Андреевна наблюдает за садом, но неожиданно появляется Петя Трофимов и напоминает Раневской о ее погибшем сыне.
Она плачет и замечает, сколько лет ученице, которая еще не закончила курс. Пищик повторяет просьбу о деньгах, и Раневская соглашается на сделку. Гаев тихо замечает Варе, что его сестра не меняется и до сих пор не думает об их положении. Он винит ее в том, что богатая тетка из Ярославля не дает им наследства, потому что Любовь «злая» и в свое время вела себя «нельзя сказать очень добродетельной». Аня подслушивает их разговор.
Она просит дядю помолчать, а он хочет отправить Аню в Ярославль — просить у бабушки пощады. Сама любовь, по его мнению, должна просить у Лопахина денег. Гаев надеется на кредиты со всех сторон и обещает, что не даст продать огород.
Пока Варя рассказывает о хозяйстве, Аня засыпает под успокаивающую речь дяди. Трофимов ласково восклицает ей: «Моя весна!».
Действующие лица
Действия развиваются между персонажами в доме, возле которого расположен дворянский сад семьи.
Основные персонажи — это:
- Раневская Любовь Андреевна — имеет активы в России, приехала на родину управлять домом, с которым связаны самые теплые детские воспоминания. Живет за границей, после трагедии покинула родину.
- Аня – семнадцатилетняя дочь главного героя. Понимающая и умная, легко приспосабливается к переменам в жизни. Не беспокойтесь о продаже недвижимости.
- Варя – приемный ребенок, религиозная девочка. Хозяйна и прилежна, занимается домашним хозяйством, мечтает о паломничестве.
- Ермолай Лопахин — благородный, самодостаточный человек. Зажиточный гражданин, деловитый коммерсант. Необразованный, но богатый. Сын простого сельского рабочего. Я создал свой собственный бюджет.
- Леонид Гаев – человек, не умеющий связывать речь и выражать свои мысли, брат Любови. Из-за отсутствия коммуникативных навыков герой воспринимается как клоун, шут. Поддерживает сестру во всех направлениях, имеет схожие взгляды.
- Трофимов Петр Сергеевич – мечтатель и мыслитель, учитель сына главного героя. Постоянно в поисках себя, истины бытия. Идеи остаются только в планах, не реализуют себя.
Второстепенные роли:
- Яша — пешеход, взволнованный молодой человек с большим самомнением;
- Борис Борисович должник государства, как и Любовь, ее соседка;
- Фирс — старый лакей, всю жизнь верный семье Раневских;
- Шарлотта Ивановна — компаньонка, одинокая гувернантка, родители которой работали в цирке. Девушка умеет показывать фокусы, фокусы;
- Дуняша — следит за порядком в доме, служанка, романтичная особа, мечтает о любви и нежном общении.
Действие первое
В первом акте Раневская переезжает из Парижа с дочерью. Молодой любовник Любови скрылся в неизвестном направлении вместе с накопленными деньгами. Главный герой и Леонид разорились. Родовое гнездо семьи продано с аукциона. На семье висит большой долг. Если вы не продадите дом, рано или поздно его все равно заберут власти.
Купец Ермолай делится выгодным решением финансовых неурядиц и советует семье вырубить большой вишневый сад и построить хижины, которые можно будет сдавать горожанам. Любовь с братом категорически против предложенного варианта, доказывают, что он неуместен.
Зачем уничтожать самое красивое в округе, думают главные герои. Мысль о том, что прекрасный сад будет уничтожен, не воспринимается их сознанием. Пересказ не может передать всей яркости чеховского красноречия.
Действие второе
У Яши и Дуняши завязывается роман, который молодой человек не спешит афишировать. Похоже, лакей не готов к серьезным отношениям. Любовь и Гаев не думают о проблемах, продолжают жить разгульной жизнью: отпуска, дорогие обеды, развлечения. Стараются не думать о долгах, надеются на чудо и решение проблем по щелчку пальцев.
Они мечтают о беззаботной жизни для собственного удовольствия. Тетя графиня должна прислать финансовую помощь, но денег не хватает даже на выплату процентов.
Потом в гости к Раневской приезжает Лопахин, настаивает на аренде или продаже. Объясняет, что нет лучшего варианта сбалансировать долг. Он убеждает, что если вы не примете решение, то все равно должны расстаться с поместьем. Предлагает героям арендовать землю, но они не соглашаются. Любовь и Гаев считают, что купец недостаточно образован, чтобы давать дельные советы.
Последнее склоняет героев принять решение до торгового дня, 28 августа, и подумать об ответственности в случае несоблюдения платежа по долгу. Раневская делает предложение приемной дочери Лопахиной.
Все гости очень разносторонние, в процессе общения понимают, какая пропасть между ними. Любовь не решается продать недвижимость, потому что хранит в своем сердце теплые детские воспоминания, связанные с домом и садом. У дочери Анны другое мнение — девушка готова проститься с вишневым садом. Он не видит причин для расстройства, мечтает о новой жизни и открывающихся возможностях. Закончим короткий второй акт выводом содержания чеховского произведения: «Добро и зло — все неразделимо в одном лице».
Действие третье
Приближается торговый день. Любовь устраивает развлекательный бал, чтобы отвлечься от финансовых проблем и продажи дома. Вечеринка лишь ненадолго затмевает грустные мысли героини. Когда оркестр и танец надоедают, Раневская возвращается к реальным событиям. Осознание того, что она теряет семейное гнездышко, разбивает ей сердце.
Шарлотта развлекает всех гостей, показывая фокусы. Между учителем Петром и Любовью состоялся задушевный разговор. Петр не может понять, как героиня, продав дом, может простить предавшего ее возлюбленного и вернуться за границу. Там напряженная атмосфера. Раневская доказывает, что ничего не может поделать со своей любовью.
Хозяйка все еще строит планы на будущее. Он думает о том, что он хочет делать после заключения соглашения. Лакей Яша просит взять с собой любовницу в Париж в надежде получить приличное образование.
Вечером становится известно, что торги окончены, владельцем усадьбы теперь является г-н Лопахин. Юридический договор вступил в силу, коммерсант может распоряжаться своими активами по своему усмотрению. Он опаздывает с Гаевым на устроенное торжество. Просит сделать музыку погромче и с радостью отмечает это событие. Поместье для него – выгодное вложение денег. Ермолай планирует построить на месте нынешнего сада дачи. Ему не терпится начать рубить деревья.
Действие четвертое
Музыка смолкает, вся семья дома готовится к отъезду. Вещи собраны в детской, комната пуста. Главный герой быстро покидает родину. Езжайте в Париж к своей любовнице-изгою. Купец празднично провожает бывших хозяев: с напитками, шампанским. Разочарованная любовь его не выпьет. Аня утешает мать и призывает к оптимизму, уверяя, что сделка выгодна и удобна для всех.
Приемная дочь устраивается на работу. Варя теперь домработница у друзей семьи. Купец Лопахин мечтает сделать предложение Варваре, но из-за нерешительности не может этого сделать. Девушка очень расстроена из-за смущения торговца.
Брат Леонид поднял голову и хотел устроиться на работу банковским служащим. Его собственная дочь планирует учиться в гимназии, выслушав мысли учителя Трофимия. Мужчина внушил ей идею саморазвития личности.
Гаев и Любовь в слезах обнимаются, прощаются с родовым гнездом. Все выходят из дома и идут на вокзал. Больные ели остаются в хозяйстве поодиночке до весны. Он заперт в доме без выхода. Лакей должен был лежать в больнице, но все герои, сосредоточившись только на своих проблемах, забыли о нем. Рабочие вырубили огород по решению Лопахина.
Краткое описание пьесы «Вишневый сад» вызывает желание прочесть и другие драматургии автора. Вспомните времена, когда страна была в беде, посмотрите на проблему глазами писателя. Почувствуйте ситуацию с точки зрения бывшего ребенка, потерявшего свой дом из-за долгов. Становится понятно, насколько многогранными могут быть люди. Какие разные профессии, мнения, вес в обществе.
Сюжет
Весной владелица Любовь Андреевна Раневская возвращается из Парижа в выставленное на торги имение с цветущим вишневым садом. Вместе со своим братом Гаевым она надеется защитить дом и сад. Купец Лопахин, отец которого был крепостным этой семьи, предлагает выход: разрушить дом с садом, а вместо него создать участки, которые дачники охотно сдают в аренду. Но Раневская как будто не слышит его. Поместье – ее связь с прошлым, символ счастливой жизни.
Ее дочь Аня намерена учиться и строить новую жизнь со студентом-недоучкой Петей Трофимовым. Приемная дочь Раневской Варя надеется выйти замуж за Лопахина, но он никогда не сделает ей предложения.
После продажи дома она должна пойти к домработнице. На торгах имение приобретает Лопахин. Раневская спешит в Париж к неверному любовнику. Потом она вернется к дочери. Гаев идет работать в банк. Лопахин торопится реализовать свой дачный проект, и как только прежние хозяева бросят имение, в саду раздается стук топора. В запертом доме остается старый верный лакей Гран, всеми забытый.
Анализ произведения
Тема
Тема спектакля – Россия, ее прошлое, настоящее и будущее.
Прошлое – это уходящее дворянство, старые усадьбы с их культурой и красотой, жители которых не могут приспособиться к жизни в новых реалиях (Раневская, Гаев). Настоящее представляет бизнес Лопахина. Будущее олицетворяют Петя Трофимов и Аня. Вишневый сад, как символ России, связывает всех героев воедино.
Идея
Идея произведения – ожидание перемен. Все герои предчувствуют грядущие перемены. Старое разрушено, а новое еще не пришло, и как оно будет неизвестно. У некоторых героев неизвестность порождает страх и желание цепляться за преходящее прошлое. Другие — Аня и Петя Трофимовы — намерены вырастить чудесный сад и полны надежд на светлое будущее.
Проблематика
- Загнивание большей части дворянства с праздной жизнью, их неумение распоряжаться имуществом, непрактичность — все это привело к тому, что дворянство (Раневская, Гаев) уступило первенство буржуазии.
- Лопахин, представитель класса буржуазии, энергичен, трудолюбив и практичен, но всегда предпочтет прибыль.
- Разночинец Трофимов экзальтирован, одержим прогрессивными идеями, его цель — преобразование российского общества, но он бездеятельный наивный идеалист.
Композиция
Пьесы Чехова имеют неопределенную структуру. Произведение включает в себя 4 действия и несколько явлений.
Композиция состоит из основных частей:
- Выставка ждет приезда хозяйки..
- Действие — приезд Раневской, известие о разорении, о том, что имущество будет выставлено на торги.
- Развитие действия есть рост конфликта. Решите, что делать с имуществом.
- Кульминацией является бал в момент проведения аукциона, где Лопахин становится владельцем вишневого сада и усадьбы.
- Решение — уход Раневской и всех остальных. Больные ели остаются запертыми в доме. Слышен звук топора.
Жанр и направление
«Вишневый сад» однозначно относят к литературному направлению «реализм», так как автор пытался воссоздать действительность. Его картины типичны и натуралистичны. Действие простое.
Однако есть некоторые особенности, которые позволяют отнести пьесу к новому явлению «Театр абсурда». Об этом свидетельствуют отрывистые реплики персонажей, которые как бы брошены на ветер, между персонажами отсутствуют четкие диалоги. Заявления остаются без ответа, никто никого не слышит, что выглядит как недопонимание между разными классами и поколениями.
Свое детище Чехов определял как комедию. Однако критики не согласны с этим определением и называют произведение трагикомедией, так как здесь показаны как комические, так и трагические ситуации.