Вий краткое содержание повести Гоголя по главам

Краткие содержания

Хома Брут в фильмах

Советская экранизация под названием «Вий» стала одним из лидеров по кассовым сборам в 1968 году. Фильм был снят Константином Ершовым и Георгием Кропачевым по роману Николая Гоголя.

Главную роль исполнил Леонид Куравлев. Этот знаменитый советский актер прославился появлением в комических и драматических картинах. Поэтому зрителю было непривычно увидеть артиста в новом амплуа.

Тем не менее режиссерам удалось показать настоящую войну между порождениями нечисти и юным семинаристом. А Леонид Куравлев умело изобразил страх и ужас на лице. Внешний вид героя соответствовал описанию местного жителя Малороссии того времени. Это, конечно же, прическа «под макитру» или, как ее еще называли, «под горшок».

В 2014 году вышел российский фильм Олега Степченко «Вий». Снятый по рассказу, он является своеобразным продолжением повести Николая Гоголя. Оказывается, Хома (Алексей Петрухин) инсценировал свою смерть, а на самом деле прятался от всех в овечьей шкуре.

Леонид Куравлев в роли Хомы Брута

Панночка вовсе не ведьма, а несчастная девушка, которая погибает от рук отца Паисия. Джонатан Грин, картограф, должен разобраться в этом запутанном деле. В конце фильма правда открывается, Брут принимает священство.

В 2021 году состоялась премьера второго фильма из цикла «Гоголь» с Александром Петровым в главной роли. Череда убийств в Диканьке продолжается. К Николаю приводят экзорциста Хому. Странствующий философ и теолог охотится на злых духов, в совершенстве владеет Темной латынью, Словом Божьим и боевыми искусствами.

Судьба героя сериала сложилась трагически. Он погибает от зубов Ульяны, которой удается вытащить экзорциста из нарисованного круга. Алексей Вертков сыграл профессионального экзорциста бесов.

Биография главного героя повести Николая Гоголя — интересная тема для обсуждения. С точки зрения анализа художественных образов победа Вия есть последствия того, что люди начали забывать церковь и Бога. Хома Брут знал писание и молитвы, но эти слова не стали для него внутренним убеждением. За это он поплатился, став жертвой не только злых духов, но и собственных пороков.

Короткий пересказ «Вий»

Краткое содержание «Вия» Гоголя:

Самым ожидаемым событием для семинарии являются вакансии, когда бурсаки (казенные семинаристы) разъезжаются по домам. Группами их отправляют из Киева по большой дороге, и они зарабатывают себе на жизнь духовным воспеванием на зажиточных фермах.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, заблудившись ночью, выходят на хутор. Старая хозяйка разрешает бурсакам переночевать с условием, что они разместят всех по разным местам. Хома Брут собирается уснуть, как мертвец в пустом овчарне, как вдруг входит старуха.

С горящими глазами она ловит Хому и запрыгивает ему на плечи. «Эй, да, это ведьма», — догадывается студент, но уже мчится по земле, с него градом струится пот. Он начинает вспоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом слабеет.

Со скоростью молнии Хома успевает выскочить из-под старухи, запрыгивает ей на спину, берет в руки бревно и начинает ходить вокруг ведьмы. Раздаются дикие крики, старуха в изнеможении падает на землю — и вот юная красавица с последними стонами лежит перед Хомой. В страхе студент бежит во всю прыть и возвращается в Киев.

Хому вызывает настоятель и велит отправиться в дальний хутор богатейшего сотника — читать молитвы на отпевание его дочери, вернувшейся из побитого похода. Предсмертное желание Панны: семинарист Хома Брут должен прочитать о ней последние три ночи.

Чтобы он не убежал по дороге, была послана повозка и шестеро здоровых казаков. Когда вносят бурсу, сотник спрашивает его, где он встретил дочь. Но сам Хома этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином студент слушает рассказы Козаковых о проделках ведьмы. Ночью его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома подходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма поднимается из гроба, но спотыкается о круг, очерченный Хомой вокруг себя.

Она возвращается к гробу, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, из него поднимается зеленый труп, но слышен далекий петушиный крик. Ведьма падает в гроб, и крышка захлопывается.

Днём бурсак спит, пьёт водку, бродит по деревне, а к вечеру становится всё более и более задумчивым. Они возвращают его в церковь. Он рисует спасательный круг, читает вслух и поднимает голову. Труп уже стоит рядом, глядя на него мертвыми зелеными глазами. Ветер разносит по церкви страшные слова колдовской формы, бесчисленная нечисть ломится в двери.

Крик петуха снова останавливает бесовское действие. Хому, поседевшего, утром находят едва живым. Он умоляет сотника отпустить его, но тот грозит страшной карой за неповиновение. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, заклинания произносятся, двери срываются с петель, а толпа монстров наполняет комнату звуком крыльев и когтей. Хома уже читает молитвы изо всех сил. «Приведите Вия!» ведьма кричит.

В церковь тяжелыми шагами входит приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы. Он приказывает поднять веки. «Не смотреть!» — Хома слышит внутренний голос, но не сдерживается и не смотрит. «Вот!» Вий указывает на него железным пальцем. Нечистая сила устремляется к философу, и дух вылетает из него.

Во второй раз пропел петух, первый услышали духи. Они убегают, но не успевают. Так и останется вечно стоять церковь с застрявшими в дверях и окнах чудовищами, заросшая бурьяном, и дорогу к ней теперь никто не найдет.

Узнав о судьбе Хомы, Тиберий Горобец и Халява вспоминают его душу в Киеве, заключая после третьего тура: философ исчез, потому что боялся.

Основная идея:

Силы добра и зла постоянно борются за человеческие души. Неравная битва с нечистью, в которую вступает герой Хома Брут, приводит его к гибели, несмотря на то, что он отчаянно боролся с черной силой и даже сумел обмануть ведьму. Автор показывает, что даже стойким героическим натурам не всегда удается вырваться из плена враждебных черных сил.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» входит в цикл «Миргород». События в книге «Тарас Бульба» происходят примерно в 17 веке. Для более глубокого понимания повести Гоголя «Тарас Бульба» ниже приводится краткое содержание глав. Интересно, что сам автор часто упоминает 15 век, подчеркивая таким образом фантастичность рассказа.

Список и краткая характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Вий»

Главные герои повести «Вий»:

  • Хома Брут — студент Киевской бурсы, любитель науки. Веселый, любит хорошую компанию. Я поехал преподавать в один из колхозов Киевской губернии. Он усмирил ведьму, под личиной которой скрывалась красивая девушка. После ее смерти он читал молитвы над гробом. В конце третьей ночи он умер.
  • Панночка — дочь пансотентуриона и главный злодей повести. Ведьма, убившая многих обитателей фермы. После смерти Хома преследует, а в конце третьей ночи ведьме помогают злые духи во главе с Вием.
  • Вий — один из главных противников Хомы Брута. Могущественный мифический гном-злодей, лидер земли гномов. Отличительной особенностью являются опускающиеся к земле веки, что пробуждает злых духов. Если кто взглянет на Вия, несчастного дурака ждет смерть.

Второстепенные персонажи повести «Вий»:

  • Богослов по прозвищу Халява — один из товарищей и сокурсников Хомы Брута. Устроился на работу звонарем. Сожалеет о смерти Хомы.
  • Ритор Тиберий по прозвищу Горобец (Воробей) — товарищ и одноклассник Хомы. Станьте философом. Именно Тиберий сказал, что Хома мог бы выжить, если бы не посмотрел в глаза Вию.
  • Пан-сотник — хозяин фермы. Хотя он косо смотрел на Хому, но сделал то, о чем просила его дочь перед смертью: послал философа в церковь читать молитвы над гробом.

Полный текст и аудиокнига

Произведение можно бесплатно прослушать на YouTube в виде аудиокниги.

Как тут пройдешь мимо!..

В советское время большим событием стала экранизация «Вии», где в роли ведьмы-панночки блистала актриса «Кавказской пленницы» Наталья Варлей. Однако эта роль запомнилась ей надолго – ведь потом ей пришлось раскаяться в участии в фильме и она согласилась на такую ​​роль. Ведь прикосновение нечисти и дьявольщины редко остается незамеченным даже для сильного духом человека.

Самое ожидаемое событие для семинара — вакансии. Наступает время, когда стипендии отправляются домой. А потом они большими группами расползлись из Киева во все стороны. Если путь не короток, вам придется зарабатывать на жизнь духовным воспеванием. Особенно разумно это делать при прохождении более-менее благополучных ферм.

Трое друзей — богослов Халява, ритор Тиберий Горобец и семинарист Хома Брут — заблудились из-за наступления ночи. Они проводят ночь со старухой на окраине фермы, но она ставит условием, чтобы все спали в разных местах.

Схватка с ведьмой

Хоме дали место в овчарне. Он уже начал ложиться спать, как вдруг появляется старая хозяйка, которая оказывается настоящей ведьмой. Она ловко запрыгивает Хоме на плечи. Секунды — и оба взмывают в небо. Дома тяжело, пот с него льется градом. Ему приходится запоминать различные молитвы и дрожащим голосом выкрикивать их вслух.

Есть эффект — ведьма начинает слабеть. Они меняются местами. Теперь Хома едет на старухе. Он хватает попавшееся ему под руку бревно и изо всех сил начинает им сватать ведьму. Старуха падает замертво на землю и издает несколько диких криков. И вдруг она становится роковой красавицей. В ужасе Хома спешит прочь. Он возвращается в Киев.

Через некоторое время декан зовет его и приказывает отправиться на дальний хутор, где живет некий богатый сотник, у которого недавно умерла единственная любимая дочь. Перед смертью она приказала прочитать погребальные молитвы по Бурсаку Хоме Бруту. Хома пытается сопротивляться воле босса и чувствует себя как в плену. Впрочем, выбирать ему не приходится — сотник послал вслед за бурсой несколько свежих казаков.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Когда утром в Киеве зазвонил семинарский колокол, риторы, грамматики, богословы и философы со всего города устремились учиться в семинарию. Все эти студенты любили устраивать матчи между собой. По праздникам они ходили по домам с вертепами или разыгрывали комедии. Все они были бедны, но прожорливы. Так как пожертвований богатых людей на их содержание было недостаточно, ученикам приходилось «опустошать чужие сады».

В июне главная дорога была усеяна семинаристами, которых отправили домой. Богословы и философы отправились учить детей богатых людей. Увидев ферму, школьники остановились перед ними и начали петь песню. За это хозяева давали им щедрую пищу.

Однажды вечером во время одного из таких путешествий трое бурсаков, богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, свернули с дороги, чтобы найти хутор и запастись там провиантом. Была уже ночь, а ферму так и не нашли. Наконец мы добрались до небольшой фермы, во дворе которой стояло много телег.

Старуха, хозяйка фермы, отказалась оставить бурсаков на ночь, сославшись на то, что мест нет, так как много гостей. Но ее уговорили. Старуха расставила их по разным местам. Дом Брута достался пустому амбару на ночь. Как только он уже собирался уснуть, в сарай вошла старуха и молча стала ловить его. Ее глаза заблестели, философ испугался, он почувствовал, что не может ни двигаться, ни говорить.

Старуха вскочила Хоме на спину, ударила его метлой в бок, и он поскакал, как лошадь. Тогда философ понял, что это ведьма. Он несся на полной скорости, пытаясь вспомнить молитвы и заклинания против духов. Это сделало ведьму более слабой на спине. Хома сконструировал и сам запрыгнул ей на спину. Старуха бежала так быстро, что Хома едва отдышался.

Он схватил лежащее на дороге бревно и стал бить им ведьму. Она стала угрожающе кричать, но потом ее крики стали слабее, потом наступила полная тишина, и ведьма упала на землю.

Хома увидел, что перед ним лежит красивая женщина, стонущая, с глазами, полными слез. Бурсак испугался и бросился бежать изо всех сил. Он не хотел больше ходить по фермам и уехал в Киев. В бурсе (то есть общежитии для семинаристов) никого не было. Философ не нашел там ни кусочка еды. Потом он встретил на рынке овдовевшего торговца, который накормил его.

Повсюду поползли слухи, что дочь богатого сотника, жившего недалеко от Киева, пришла домой избитая и хотела, чтобы семинарист Хома Брут после ее смерти прочитал ей отпевание и молился три ночи. Начальник приказал Хоме идти к сотнику. У философа было плохое предчувствие, и он отказался идти. Тогда директор пригрозил ему расправой. Когда Хома увидел, что шесть свирепых казаков поведут его к сотнику, он понял, что спастись ему не удастся, философски рассудив, что «что будет, того не миновать!»

По дороге казаки остановились в корчме и устроили пир. Так как Хома тоже принимал в этом участие, то, когда пьяные казаки хотели его отпустить, ноги у него от угара стали как деревянные. Только ночью казаки и философ добрались до атаманского хутора.

Утром все в доме всполошились: барыня умерла. Когда Хома хотел выбежать в поле, казак поймал его и велел идти в лоб. Философ сказал сотнику, что лучше бы он призвал диакона или диакона. Но он ответил, что выполнит просьбу дочери, и Хома должен три ночи читать над ней молитвы. За это пан обещал его наградить, а если он откажется читать молитвы, то покается. Хома понял, что должен подчиниться. Когда вождь привел его к своей мертвой дочери, Хома узнал в ней ведьму.

За обедом казаки стали говорить, что барыня чувствует себя нечистой, что она сама ведьма. Хома узнал о том, как она причинила вред сельским жителям и даже убила младенца и его мать.

Тогда казаки привели Хому в церковь и заперли его там. Философ решил, что ему нечего бояться, так как у него есть сильные молитвы мертвых. Он зажег церковь свечами и подошел к гробу. Красивое лицо дамы казалось живым. Хома стал читать молитвы, но они не помогли — ведьма встала и стала ловить Хому с закрытыми глазами. Он очертил вокруг себя круг и стал читать молитвы против ведьм и нечистой силы.

Ведьма не могла пересечь круг. Она открыла глаза, но не увидела Хому и стала искать его в другом направлении. Наконец она легла в гроб, и он стал летать вокруг церкви, но не смог проникнуть в круг и рухнул на пол. Хотела ведьма встать, но пропел петух, она легла, гроб захлопнулся.

На рассвете Хому сменили дьякон и староста. Философ спал до полудня, а когда проснулся, ночное событие показалось ему сном. Днем он ходил по селу, знакомясь с жителями, а к вечеру призадумался.

Когда казак привел Хому в церковь, философ тут же очертил вокруг него круг и решил просто посмотреть в книгу. Но все же он поднял глаза и увидел, что ведьма уже стоит в очереди и произносит какое-то заклинание. Неисчислимая сила стала с шумом ворваться в церковь, но послышался петушиный крик, и она умолкла. После той ночи Хома поседел. Он сказал сотнику, что больше не может читать молитвы, но пригрозил погубить его за то, что тот отказался это делать. Побег Хомы также не удался, он попал в плен.

На третью ночь философ снова очертил вокруг себя круг, но это ему не помогло. Ведьма заколдовала, в церковь ворвались чудовища и стали искать Хому, но не увидели его. Тогда ведьма приказала привести Вия. Пришел Вий, веки его опущены до земли, а лицо железно. Монстры подняли его веки. Философ не хотел смотреть на него, но не выдержал и посмотрел. Вий увидел Хому, указал на него, и вся нечисть бросилась на философа, который упал и умер от страха.

Пропел петух — это был второй раз, первый раз духи не заметили. Они испугались и выбежали из церкви, но застряли в окнах и дверях. Священник, приехавший отслужить панихиду, этого не сделал. С тех пор в окнах и дверях церкви застряли монстры. Она заросла лесом, и теперь никто не найдет к ней дорогу.

Слухи о том, что случилось с Хомой, дошли до Киева. Его товарищи, обсуждая это, решили, что он умер от страха. Они считали, что бояться нечего, «тогда ведьма ничего не сможет ему сделать».

Характеристики панночки от Вия

Паночка от Вия
Вий персонажи

Читайте также: «Ванька» краткое содержание для читательского дневника по рассказу Чехова (4 класс) – отзыв, сюжет, главная мысль

Образ и биография Хомы Брута

Где родился Гоголь? Где прошло детство Гоголя?

Сирота, не знавшая своих родителей, была человеком веселого нрава. Он любил жизнь и блага, доступные ему. Он жил в монастыре брата, учился на философа, хотя вопросы мировоззрения его особо не вдохновляли.

Семинарист, изучавший церковную схоластику, предпочитал земные удовольствия: любил погулять, выпить и хорошо поесть. Во что бы то ни стало, музыкантов зовут танцевать. Философ в его душе возникал только в минуты испытаний. Так что парень предался свободному времяпрепровождению.

На каникулах он с двумя спутниками — богословом Халявой и ритором Тиберием — отправился в путь, чтобы заняться руководством. Но он заблудился и с наступлением темноты попросился остаться.

Среди ночи Хому разбудила хозяйка дома, наступившая на него с протянутыми руками. Парень испугался и попытался спрятаться, но неведомая сила сковала его волю. В итоге ведьма, а именно старуха, села над гостем.

Алексей Вертков в роли Хомы Брута

Брут нес женщину на спине по неведомым тропам и не мог остановиться. Он вспомнил, чему его учили в монастыре, и стал шептать молитвы. Это спасло ему жизнь — ведьма была ослаблена, и герою удалось выбраться из-под нее. Он схватил бревно и несколько раз ударил старуху.

Огляделся — а вместо пожилой хозяйки красивая девушка. Семинарист скрылся с места происшествия и решил вернуться в Киев. А когда пришел, узнал, что его послали к атаману читать молитвы над дочерью.

Брут хотел отказаться, но директор «оправдал» ученика. Герою ничего не оставалось, как отправиться выполнять миссию. По приезду узнал, что панночка умерла. Вождь сказал, что его дочь пришла домой вся избитая и завещала, чтобы Хома Брут приехал и провел с ней 3 ночи в церкви.

Философ испугался, увидев девушку – это была та самая ведьма, которая чуть не погубила его. Но начальник пригрозил плетью в случае отказа исполнить последнюю волю покойного.

Хома Брут и Панночка

В первую ночь парень усердно читал молитвы, не в силах избавиться от ощущения, что дама вот-вот поднимется из гроба. С криком петухов наваждение закончилось. На вторую ночь произошло именно так — ведьма встала и попыталась броситься на Хому. Но он очертил круг вокруг себя и продолжал обращаться к Богу. Когда наступило утро, все успокоилось.

Философ за ночь поседел и решил бежать. Но он не преуспел. Старый казак Явтух понял намерения героя и остановил парня. На третью ночь все повторилось — дама встала из гроба, и церковь наполнилась нечистыми людьми.

Брут бормотал молитвы и пытался игнорировать духов и призраков. Тогда ведьма закричала, чтобы позвать Вию. Перед Хомой предстал страшный «ковыряющий приземистый человек». У него были длинные веки. Существо потребовало, чтобы ему открыли глаза.

Внутренний голос семинариста говорил ему не смотреть на Вия, но ему стало любопытно. Поэтому парень оказался виден нечистой силе, наполнившей церковь. Юноша упал бездыханным и умер то ли от страха, то ли от бесов, духов и привидений.

День третий. Явление Вия и смерть философа

На третий день богатырь понял, что у него может не получиться, пошел в лоб, все ему выложил. А он только сказал ему, что знает его дочь, а значит, и ее последнюю волю. Иди, говорят, Хома, а я в долгу не останусь. Герой решил бежать, но казаки остановили его и препроводили в церковь.

На третий день сатанинская вакханалия достигла своего апогея. Злой дух все еще кружил над Хомой, но не видел его. Тогда покойница закричала: «Приведите Вия! Следуй за Вимом!».

Небольшая справка: Вий — страшное существо с очень тяжелыми веками и ресницами (поэтому он и говорит: «Поднимите мне веки!», с этой задачей он справиться не в состоянии). Его взгляд смертелен для человека.

Привели Вия, подняли ему веки. Он увидел Хому и умер от страха. На этом собственно и заканчивается повесть под названием «Вий» Гоголя. Краткое содержание (пусть все понимают смысл страшной истории) тоже подходит к концу. Одно несомненно: особой морали в рассказе Н. В. Гоголя нет, нет.

Самый страшный, по мнению многих читателей, рассказ Н. В. Гоголя — «Вий» — впервые увидел свет в сборнике «Миргород», вышедшем в 1835 году. По сюжету и стилю он явно отличается от других произведений, потому что они носят исторический характер, как Тарас Бульба, или житейский, как Рассказ о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Основу сюжета автор позаимствовал из украинского фольклора, ведь сам он по национальности родом с Украины. Однако фольклорная, сказочная традиция — лишь внешняя канва, на которой Гоголь «вышивает» свои узоры. Так что он сам несколько лукавил, когда указал в примечании к публикации повести, что решил поведать читателям фольклорную повесть почти в таком виде, в каком сам когда-то ее слышал.

В 1835 году автор «Ревизора» и «Мертвых душ» еще не перестал быть романтиком по письму и художественному стилю. Взяв за отправную точку сказочный фольклорный сюжет, Гоголь развил его по-новому, оригинально, ввел в текст новые эпизоды, подробные описания места действия и характеристики главных героев.

Вий — Гоголь Николай Васильевич

Вий

Как только утром в Киеве пробил довольно звонкий семинарский колокол, который висел у ворот Братского монастыря, школьники и студенты со всего города толпами сбежались. Грамматики, риторы, философы и богословы, с тетрадями под мышкой, забрели в класс.

Грамматики были еще очень малы; на ходу они толкались друг с другом и ссорились между собой в тончайшем дисканте; все они были почти в рваных или грязных платьях, и карманы их всегда были набиты всякой дрянью; как: бабки, флейты из перьев, недоеденный пирог, а иногда даже маленькие воробьи, один из которых, вдруг чирикнув посреди непривычной тишины класса, доставленный своему патрону прилично опустился в обе руки , а иногда и вишневые палочки.

Риторы ходили солиднее: их платья часто были совершенно целыми, но, с другой стороны, на их лицах почти всегда присутствовало какое-либо украшение в виде риторической дорожки: либо один глаз уходил прямо под лоб, либо вместо губа это был целый пузырь или какой-то другой знак; они говорили и ругались между собой теноровым голосом. Философы взяли на целую октаву ниже: в их карманах, кроме крепких табачных корней, ничего не было.

Запасов не делали и все, что попадалось, ели одновременно; от них были слышны труба и горелка, иногда так далеко, что мастеровой, проходивший мимо и надолго останавливавшийся, принюхивался, как собака.

Рынок в это время обычно только начинал движение, и продавцы рогаликов, булочек, арбузных семечек и мака тянули на пол тех, чьи полы были сделаны из тонкой ткани или какого-нибудь бумажного материала.

— Паничи! паника! здесь! здесь! говорили со всех сторон. — Акси бублики, мак, закрутки, хлеб хороши! боже они хороши! на мед! испекла сама!

Другой, подняв что-то длинное, скрученное из теста, крикнул:

— Аксис Суслик! паничи, купи суслика!

— У этой ничего не покупайте: посмотрите, какая она плохая — и нос нехороший, и руки нечисты…

Но они боялись обидеть философов и теологов, потому что философы и теологи всегда любили брать только образец, и притом целую горсть.

По прибытии в семинарию всю толпу разместили в аудиториях, которые располагались в невысоких, но довольно просторных комнатах с небольшими окнами, широкими дверями и грязными скамьями. Внезапно класс наполнился нестройным гулом: аудиторы слушали своих студентов; звонкий дискант грамматики встречался только в звоне стёкол, вставленных в оконца, и стёкла отвечали почти тем же звуком; в углу мурлыкал ритор, чей рот и толстые губы должны были принадлежать по крайней мере философии.

Он напевал басом, и слышал только издалека: бу, бу, бу, бу… Учителя, слушая урок, заглядывали одним глазом под лавку, где тарелка, или вареник, или тыква семечки выглянули из кармана подчиненного ученика.

Когда всей этой ученой толпе удавалось прибыть несколько раньше или когда они знали, что профессора будут позже обыкновенного, они с общего согласия затевали драку, и все, даже цензоры, обязанные следить за порядком и моральным состоянием всего студенческого класса, должны были участвовать в этой битве.

Два богослова решали, как должна идти борьба: должен ли каждый класс постоять за себя в частности, или же все должны быть разделены на две половины: на бурсу и семинарию. Во всяком случае, грамматисты стартовали раньше всех, и как только вмешались риторы, они уже разбегались и стояли на трибунах, наблюдая за игрой. Затем пришла философия с длинными черными усами и, наконец, теология в ужасных штанах и с толстыми шеями.

Как правило, богословие заканчивало тем, что всех побеждало, а философия, царапая свои страницы, втискивалась в класс и клалась на скамейки. Профессор, вошедший в класс и сам когда-то участвовавший в подобных баталиях, в одну минуту, на фоне воспаленных лиц своих слушателей, признал, что баттл был неплох, и в то время, когда он хлестал риторикой по своему пальцами, другой профессор из другого класса заключил деревянным шпателем на руках философа.

С богословами дело обстояло совершенно иначе: им давали, по словам профессора богословия, большие горошины в меру,

который состоял из коротких кожаных канчуков.

В торжественные и праздничные дни семинаристы и студенты расходились по домам с вертепом. 6 Иногда разыгрывалась комедия, и в этом случае всегда прославлялся богослов, ненамного ниже киевской колокольни, изображавший Иродиаду или Пентефрию, жену египетского царедворца. В награду они получали кусок полотна, или мешок проса, или полвареного гуся и тому подобное.

Все эти ученые люди, и семинария, и бурса, имевшие между собою какую-то наследственную вражду, были крайне бедны в пропитании и притом необыкновенно прожорливы; так что было бы совершенно невозможно сосчитать, сколько пельменей съел каждый из них за ужином; и поэтому благонамеренных пожертвований богатых владельцев не могло хватить.

Тогда сенат, состоявший из философов и богословов, грамматиков и риторов под предводительством одного философа — а иногда и присоединившегося к нему самого — посылал с мешками на плечах уничтожать чужие сады. А в бурсе появилась тыквенная каша. Сенаторы проглотили столько арбузов и дынь, что на следующий день ревизоры услышали от них два урока вместо одного: один исходил изо рта, другой урчал в животе у сенатора. Бурса и семинария носили длинные пальто, сохранившиеся до этого времени.

Самым торжественным событием для семинарии было освобождение — время с июня, когда бурсы обычно уходили домой. Потом повсюду появились грамматики, философы и богословы. Те, у кого не было своего кризисного центра, шли к одному из своих товарищей. Философы и богословы шли на условия, то есть они брались учить или готовить детей богатых людей, и за это получали в год новые сапоги, а иногда и на пальто.

Вся эта банда была стянута целым лагерем; сварил себе кашу и заночевал в поле. Каждый из них тащил за собой мешок с рубашкой и парой онучей. Особенно бережливы и осторожны были богословы: чтобы не изнашивать сапоги, они сбрасывали их, вешали на палки и носили на плечах, особенно когда была грязь. Затем, закатав цветы до колен, бесстрашно шлепали ногами по лужам.

Как только они завидовали ферме вдалеке, тут же свернули с большой дороги и подошли к хижине, построенной аккуратнее других, выстроились перед окнами и принялись во все горло распевать склон. Хозяин хаты, старый казак-поселянин, долго слушал их, опираясь на обе руки, потом горько заплакал и сказал, обращаясь к жене: «Жинько! то, что поют школьники, должно быть очень разумно; Принеси сала и что-нибудь у нас!» И целая миска пельменей упала в мешок.

Приличный кусок сала, несколько палянитов и иногда связанная курица складывались вместе. Подкрепившись таким запасом грамматики, риторы, философы и богословы опять продолжали свой путь, но чем дальше они шли, тем меньше их число сокращалось: все почти рассеялись по домам, а те, кто дольше других имел родительские гнезда, остались позади.

Однажды во время одного из таких путешествий трое бурсаков свернули с большой дороги в сторону, чтобы запастись провизией на первом же попавшемся хуторе, потому что их вьюк уже давно опустел. Это были: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец.

Сюжет

Трое студентов Киевской бурсы уехали в отпуск преподавать. По дороге мы заблудились в темноте и попросились на ночлег на отдаленной ферме. Одному из учеников, Хоме Бруту, по странной воле старой хозяйки дали место для сна в сарае. Хома приготовился спать в темноте и был поражен неожиданным визитом хозяйки, которая вскочила на него и поскакала по полям и оврагам.

Измученный, Хома начал читать молитвы и заметил, что чары ведьмы ослабевают. Одна из молитв помогла ему освободиться. Сам Хома вскочил на старуху и стал подгонять ее, ходя с бревном. Утром чары окончательно рассеялись, и старуха превратилась в прекрасную даму, которая в полном изнеможении упала на землю.

Хома Брут, потрясенный случившимся, решил не участвовать в проводке, а вернуться в Киев и провести каникулы в пустующем бурсинском общежитии. Однако через несколько дней он получил приказ от ректора бурсы — отправиться к некоему богатому сотнику для чтения молитв над умирающей прекрасной дочерью.

Хома, подозрительно относящийся к своей недавней авантюре, всячески пытался уйти от миссии, но безрезультатно. Люди вождя заперли его на ночь в церкви вместе с дочерью вождя, которая умерла, и Хома стал молиться. Бурсак заглянул в лицо покойнику и убедился, что это та самая дама, которая на нем ехала.

Хома три ночи читал молитвы. В первую же ночь тело вышло из гроба и стало искать Хому. Находчивый ученик нарисовал круг вокруг себя мелом на полу — и злой дух ничего не смог ему сделать. На вторую ночь дела пошли еще хуже: ведьма попыталась прорвать кольцо, защищавшее Хому, в гробу, на котором она летала по церкви, но опять ничего не вышло.

Бурсак вышел из церкви на следующее утро совсем седым — до того, как ведьма снова легла в гроб, наложив на него заклятие. На третью ночь в церкви скопилось большое количество монстров. Все искали бурсака. Чтобы увидеть его, привели на землю Вия — некоего карлика с железным лицом и веками. Чтобы Вий увидел, нечистая сила должна была поднять веки.

Хома чувствовал, что не стоит смотреть в глаза Вию, но не выдержал и увидел. Вий тут же указал на него пальцем, и нечисть напала. Хома Брут умер до того, как пропел последний петух, знаменовавший начало дня. Злые духи, выбегая из церкви, застревали в окнах и дверях.

Глава 1

Читатель знакомится с бытом и нравами Киевской бурсы и семинарии. Не обошлось и без традиционных баталий, из-за которых у риторов на лицах появлялись такие знаки, как опухшая губа или «фонарь» под глазом. Без воровства не обошлось — ведь студенты и семинаристы были бедны, как церковные мыши.

Когда началось лето, учеба подошла к концу, и студенты и семинаристы стали искать работу. Обычно это было руководство.

Глава 2

Трое товарищей по садоводству — веселый философ Хома Брут, ритор Тиберий по прозвищу Горобец, богослов по прозвищу Халява — свернули с наезженной дороги и отправились на поиски хутора, где можно было бы выучиться на учителя. Ритор был отчаянным хулиганом, теолог был клептоманом, который воровал все, что попадалось под руку, а Хома был философом, девизом которого было: «чего молиться, того не избежать».

Наконец вечерний туман рассеялся, но фермы по-прежнему не было видно. И когда наступила уже глубокая ночь, друзья наконец добрались до фермы. Домиков было всего пара, и когда студенты постучали в ворота, появилась старушка. Сумев ее уговорить, друзья получили возможность нормально переночевать под крышей. Правда в разных местах.

Глава 3

Хому ждал еще один сюрприз: старуха вошла в амбар и увидела, что несчастный философ заколдован. Ведьма оседлала его, как лошадь, и погнала Брута метлой. И только во время бега, когда остановиться уже было невозможно, Хома понял, что попал в лапы настоящей ведьмы.

Правда, с помощью фразовых заклинаний философ сумел успокоить несносную наездницу, а затем оседлал ее. Но беда только продолжалась, закончившись в тот момент, когда невольный всадник ударил ведьму бревном. Наступил рассвет, и старуха превратилась в молодую красивую девушку. Испуганный Хома со всех ног побежал к ферме.

Успев нормально поесть и рухнуть в таверне, юный философ забыл о ночном приключении, как вдруг услышал новость: дочь богатого сотника вернулась в отчий дом, а девушку забили до полусмерти. Девушка умирает, и последнее ее желание — позволить Хоме Бруту спеть ей, а он пусть молится три ночи после ее смерти. Атаман дал задание казакам: привести Хому.

Глава 4

По дороге Хома узнал, что девочка умерла. Кошки царапали душу философа, и Брут понял, что дела плохи. А когда он увидел мертвую даму и пригляделся, то с ужасом узнал в ней ведьму. Сам атаман сожалел, что не знает, кто именно убил его дочь. Да только читатели догадались, что убийцей стал именно Хома Брут.

Узнав о том, какие страшные злодеяния творила роковая красавица, сколько людей погибло от ее проделок, философ изрядно занервничал перед всенощной. Когда церковь закрыли, Хома зажег свечи и начал читать молитвы. Вскоре наступил приступ: ведьма выползла из гроба, а Хома, начертив мелом круг, стоя внутри него, стал произносить заклинания. Не разрывая круга, ведьма вернулась к гробу. И тут вдруг началось столпотворение: гроб летал по всей церкви.

Петухи сошли с ума, и наваждение закончилось. Гроб падает, крышка закрывается. Но это была только первая ночь.

Глава 5

На вторую ночь главная героиня столкнулась с очередной бедой: ведьма своими заклинаниями вызывала злых духов и одновременно проклинала Хому, голос ведьмы был ужасающим. Когда все было кончено, философ едва мог дышать. Когда двери церкви отворились, и казаки привели Брута в атаманское имение, Хома узнал, что он поседел из-за колдовского проклятия.

Студент решил вернуться в Киев, но суровый сотник ясно объяснил, что у парня не было выбора: либо он отсидит третью ночь по-хорошему, либо его выпорют и насильно загонят в церковь.

Попытка побега оказалась тщетной, и в конце концов мне пришлось служить. И на этот раз в церковь ворвался злой дух, и тогда ведьма велела позвать Вия. Пришел страшный человек, маленького роста, походивший, как медведь. Это был Вий. И когда его веки были подняты, Хома не устоял перед опасным искушением и посмотрел на чудовище. Вий увидел врага и указал на него, напали злые духи, и Хома умер от страха.

Глава 6

Халява и Тиберий Горобец узнали о смерти Хомы Брута и отправились в кабак, чтобы помянуть своего товарища. Они обменялись мнениями, и Тиберий пришел к выводу, что именно страх убил Хому Брута.

«Вий» очень краткое содержание

Н. В. Гоголь «Вий» краткое содержание для читательского дневника:

Трое семинаристов отправились домой в отпуск, а по дороге попросились переночевать в каком-то селе. Хозяйка, старая и страшная бабка, посадила Хому в сарай, а ночью пришла к нему, оседлала его и пошла на шабаш. Отважному парню удалось справиться с ведьмой, но когда она была при смерти, то превратилась в юную красавицу.

А утром пришли за ним от воеводы с требованием, чтобы Хома три ночи читал псалтырь на могиле внезапно умершей дочери пана.

Когда парень остался один в темной церкви ночью с дамой, лежащей в гробу, он очень испугался. Оказалось, что это была сама ведьма, которая хотела отомстить за свою смерть. Но еще больше он испугался, когда ведьма встала и стала искать его, чтобы отомстить за свою смерть.

Хоме пришлось провести три ночи над гробом с дамой в отчаянной попытке избежать ее чар. Тогда она просила о помощи всю нечисть, и, наконец, с помощью Вия, демонического славянского существа, нечистые люди победили юношу.

Заключение:

Хома победил собственный страх, он боялся ведьмы и нечистой силы, и хоть и был в храме, но не мог найти себе спасения. На мой взгляд, человек должен бороться со своим страхом и тогда он станет непобедимым.

Религиозный аспект

Церковь является центральным местом, где встречаются все главные герои. Здесь происходит поворот сюжета.

Странности с божьим храмом видны еще до основных действий. То здание, которое всегда является центром поселка, а часто и гордостью местных властей, украшает местность и производит приятное впечатление, но во дворе выглядит очень уныло. Даже купола этой церкви какие-то неправильные, неправильной формы. Ветхость и запущенность — вот что поражает путешественников.

В этом храме даже много свечей не могут рассеять тьму. Черный, в цветовой символике христиан, это не только цвет колдовства и волшебства — это цвет смерти, и все пространство храма пропитано смертью.

Помимо полной власти тьмы, в церкви царит жуткая тишина. Ни одно живое существо не издает ни звука, даже сверчок. Тишину нарушают только звуки, способные усилить чувство страха: стрижка когтей, стук зубов, волчий вой. А может, это вовсе не волки, а буйные демоны.

День второй. Темная сила атакует

краткое содержание повести Вия Гоголя

Все было как вчера. Они снова заперли его, и снова начался конец света. На этот раз Хома был так напуган, что это было просто страшно. Панночка в этот раз еще не могла видеть Хому, но просила помощи у черной энергии, творила нечистые сатанинские заклинания — церковь наполнялась шумом от крыльев летучих мышей и прочей нечисти.

Хому снова спасли петухи. Правда, теперь, чтобы уйти из церкви, герою требовалась поддержка. И он был совсем серый.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"