Главный герой
Василий Шадрин – главный герой сказки. В отношении него можно выделить несколько свойств:
- он игривый, любит покрасоваться;
- он любит приключения;
- мальчик привык к самостоятельности и чувствует себя взрослым.
Существенное влияние на характер персонажа оказал его собственный отец. Свою лепту внесли и немногословные жители деревни, затерянной где-то в тайге. Отпечаток его поведения остался в тех же сибирских традициях, а также в местных обычаях. Автор не дает слишком подробной характеристики этого героя.
Его личность постепенно раскрывается ближе к середине истории. Когда он находится в затруднительном положении, он проявляет такие характеристики, как:
- мужество и упорство;
- осторожность;
- опытный.
При этом не теряет чувства юмора, не поддается страху. Он думает не только о своем комфорте, но и об общих интересах.
Кроме 13-летнего мальчика в рассказе есть второстепенные персонажи: родители Васютки, дедушка, рыбаки. Мальчик находит себе работу: добывать кедровые орехи для рыбаков. Он знает, как они любят развлекаться с ними в свободное время.
Описание тайги и живущих в ней людей — самый интересный момент в рассказе. Многое можно узнать о привычках жителей тайги. Благодаря умелому повествованию читатель словно путешествует с мальчиком по тайге.
Эта работа – своеобразная дверь в мир трудолюбивых и смелых сибиряков. Глава «Таежная няня» помогает понять их характер в книге «Васюткино озеро». В нем есть фраза: «Тайга не любит хлипких», чем объясняется приспособляемость и отсутствие страха у местного населения с раннего возраста.
Первая ночь
Чтобы не заблудиться, Васютка не оставил срубленных деревьев — следов, по которым он мог бы вернуться туда, откуда пришел. По дороге мальчик собирал шишки. Он уже собирался вернуться, но вдруг увидел огромную птицу. Это был бык, и Васютке очень хотелось его положить, чтобы взрослые видели, что он теперь тоже опытный охотник. Мальчик вспомнил, что охотники сказали, что к быку надо идти с собакой, чтобы она отвлекла птицу.
Васютка недолго огорчался, что у него нет с собой собаки. Ему все же удалось подкрасться к птице на четвереньках и подстрелить ее. Однако он не добил быка с первого раза — пришлось его преследовать и добить. А когда мальчик поднялся с земли, то понял, что деревьев с зазубринами вокруг нет. Он заблудился и не знал, куда идти.
Васютке сразу же стали приходить в голову страшные истории о том, как люди заблудились в тайге и больше никогда не находили себя. Подавленный, мальчик забрел в неизвестном направлении и остановился только тогда, когда уже стемнело. Он не знал, что делать.
Тут мальчик вспомнил, как дед Афанасий с отцом говорили ему, что тайга не любит хилых и слабых людей. Васютка стал думать, что ему нужно собраться с силами и как-то найти выход из положения, в котором он оказался. Он стал вспоминать дальше совет, данный ему отцом и дедом о выживании в тайге. Чтобы не замерзнуть ночью, Васютка развел костер и зажарил свою первую самостоятельную добычу — дрозда.
Мальчик очень плохо спал ночью. Он представил себе странные звуки и неизвестных существ, которые могут подкрасться к нему из подлеска. Заснуть ему удалось лишь под утро, когда начало светать и исчезла пугающая тьма.
Васютка проснулся среди дня. Солнце стояло высоко, вокруг пели птицы, а тайга казалась куда более гостеприимной и менее страшной, чем накануне. Мальчик решил залезть на дерево, чтобы осмотреться и понять, куда ему идти. Но даже с высоты он видел только бескрайний лес, и даже огромного Енисея нигде не было видно.
Несмотря на неутешительное известие, Васютка набрался решимости. Набрал кедровых орешков, чтобы было что поесть, и пошел на север. Несмотря на то, что окружающая тайга снова стала казаться ему мрачной и гнетущей, он решил не отчаиваться, ведь если бы он остался на месте, то уж точно никогда не выбрался бы наружу.
История создания
Читателей, которым понравилось это уникальное произведение, интересует, кто написал «Озеро Васюткино». Автор книги В.П. Астафьев. Она была написана в 1952 году при чудесных обстоятельствах. Автор утверждает, что в основу рассказа лег эпизод из его биографии.
В школьные годы ему довелось провести несколько дней в лесу с отцом Петром Павловичем. Это случилось во время летних каникул. Строгий учитель просит его написать сочинение о том, как школьник провел лето.
Когда Виктор Астафьев передает ему свой рассказ, в котором описываются испытания, выпавшие на его долю, учитель приятно удивляется. Задание опубликовано в школьном журнале. Астафьев вырастает и становится писателем. Он решает переписать школьную историю, которую позже назовет «Озеро Васюткино». Это первое и самое яркое достижение писателя из Сибири.
С первых строк автору удается погрузить читателя в удивительный мир сибирской природы. Кажется, он испытывает к ней глубокую любовь. Автор повести «Васюткино озеро» В.П. Астафьев ратует за уважение к родным просторам. Он акцентирует внимание на характере героя, его стремлении преодолевать трудности даже в безвыходной ситуации.
История учит никогда не сдаваться. Это его основная идея. Произведение без исключения включено в различные читательские дневники. Примечательно, что озеро Васюткино действительно существует и находится на территории России, в Красноярском крае.
Возвращение домой
Пока Васютка шел вдоль реки, погода испортилась. Над ним уже не было густого покрова деревьев, и поэтому, когда пошел дождь, мальчик быстро промок. Он решил переждать ненастье в укрытии и залез под большую ель, под ней съел свой скудный обед (уходя в тайгу, он все же послушался совета матери и взял с собой немного хлеба и спичек).
После этого Васютка задремал и к вечеру проснулся. Он разжег огонь и стал готовиться ко сну, как вдруг услышал свист парохода. Счастью мальчика не было предела: он отправился на Енисей! Но идти в темноте не было никакого смысла, и решил Васютка продолжить путь утром, когда рассвело.
Весь следующий день мальчик шел по берегу Енисея, хотя и не знал, в какую сторону идти. Он даже столкнулся с пассажирским кораблем и попытался привлечь его внимание. Но ничего не произошло — скорее всего, капитан не понял, что Васютка пропал, и подумал, что он просто живет где-то рядом.
Васютка ночевал на берегу речки. Он почти не мог заснуть, так как постоянно прислушивался — боялся пропустить еще один корабль. Ближе к утру мальчик услышал, как мимо проплыла маленькая лодка. По звуку выхлопной трубы он понял, что на этой лодке, скорее всего, плывут рыбаки.
Он выбежал на берег и привлек внимание капитана, который оказался его знакомым. Рыбаки взяли Васютку на борт и отправились в его стойбище, чтобы отдать мальчика родным.
Спасительное озеро
Васютка целый день ходил по тайге. Он уже привык к тому, что под его ногами только трава, а вокруг только бескрайние деревья. Но когда уже близился вечер, мальчик вдруг стал замечать, что то и дело попадается мох. Он вспомнил слова деда: рядом с водой всегда растет мох.
Сначала Васютка надеялся, что он у реки. Но вместо Енисея он вышел только к небольшому озеру и окрестным болотам. Рыбы в этой воде было много, причем ценной и крупной – от такого улова обрадовалась бы бригада рыбаков. Вот только рыбаков рядом не было, как не было рядом и мудрых деда или отца, которые бы точно знали, что делать в такой ситуации. Васютка мог рассчитывать только на себя.
В тайге начало темнеть, и мальчик понял, что ему пора устраиваться на ночлег. Он подстрелил несколько уток, чтобы приготовить себе ужин, и устроился спать на открытом воздухе. Но мечта просто не сработала. Васютка смотрел на звезды и думал о том, как он вел себя в школе. Он всегда был таким хулиганом и даже позволял себе курить, но теперь пожалел об этом.
В страшной тайге Васютке было очень одиноко, и он скучал по семье, друзьям, одноклассникам и даже учителям. Он не знал, сможет ли он когда-нибудь вернуться домой. А Васютка подумал: если выберется, то точно бросит курить…
С наступлением рассвета ночные страхи Васютки исчезли. Он немного поспал, а утром подумал — почему в море столько рыбы, которая должна жить в реке? Енисей где-то рядом? Ведь можно идти домой!
Васютка, стараясь не радоваться заранее, пошел осматривать окрестности. Из болотистой местности и малой воды он вышел в большую-большую воду, которая тоже оказалась полна рыбы. Это было бы настоящим раздольем для рыбаков, если бы они только смогли найти это место! А из озера потекла речка… По ней шел Васютка, надеясь дойти до берегов великого Енисея.
Ключевые особенности
Действие завязывается в тот момент, когда подросток, увлеченный охотой на дикую птицу, заблудился в лесу. Кульминация наступает, когда таежане после долгих поисков находят Васютку и спасают его. Решение — возвращение парня домой и начало рыбалки на найденном озере. Эта история имеет следующие особенности:
- Деталь. Даются всевозможные подробности, чтобы читатель мог представить себя вместо главного героя, сочувствовать ему и переживать за него.
- Медлительность. События развиваются медленно.
- Последовательность. В повествовании нет резких переходов от одного события к другому. По этой причине рассказ читается легко и свободно.
- Минимальное количество символов.
Астафьев любит использовать в своих работах метод сравнения. Он также прибегает к красочному описанию природных объектов, благодаря чему они как бы оживают. Автор использует местные слова и выражения, чтобы добавить образа персонажам.
Читайте также: Анализ произведения «Пугало»
Васюткино озеро подробный пересказ
Для бригады рыбаков настали тяжелые времена. Уровень реки, где рыбачила бригада, поднялся, и вся рыба опустилась на дно. Позже подул ветер с юга, но, к сожалению, на размер улова это не повлияло. Рыбакам пришлось отступить в низовья Енисея. Там они нашли убежище в доме, построенном для исследователей, проводивших экспедицию в этом районе. В этом доме бригада решила ожидать осенний сезон — сезон массовой миграции рыб.
Рыбаки чинили сломанные снасти, ловили леской, а сын бригадира Васютка пошел к кедру и угостил рыбаков собранными орехами. При этом мальчик просматривал учебники, собирался осенью в школу. Довольно скоро Васютка собрал шишки на соседнем кедре и решил пойти подальше собирать орехи. Мать собрала сыну сверток, положила в него хлеб и спички, а мальчик взял ружье.
Сначала мальчик шел вдоль кедра, ориентируясь по сделанным ранее отбивным. Он собрал мешок с сосновыми шишками и решил обернуться, когда заметил большого быка. Он решил выстрелить в него, подполз и выстрелил, но не убил птицу, а только ранил. Затем он снова поймал его и свернул ему шею.
Решив, что пора оборачиваться, мальчик огляделся, но не увидел знакомых зазубрин. Васютка решил воспользоваться известными ему знаками и приметами, но только еще больше запутался. Мальчик рассказывал страшные истории о людях, которые однажды заблудились в тайге, он паниковал и бежал вперед, не понимая дороги.
Когда стемнело, мальчик пришел в себя, немного успокоился и остановился. Он зажег огонь спичками и зажарил быка. Всю ночь ребенок дрожал от ощущения, что кто-то идет рядом и идет крадучись. А проснувшись, нашел в округе высокое дерево и залез на него, чтобы понять, где Енисей, и узнать, куда идти.
Но с высоты дерева он не видел желтой полосы лиственных деревьев, которые обычно растут вдоль Енисея. Потом набил орехов, сунул в карманы и пошел дальше.
С наступлением вечера Васютке стали попадаться травянистые кочки, которые обычно располагаются вблизи водоемов. Но, вопреки ожиданиям, он пошел не к реке, а к озеру. Это озеро было полно рыбы. У водохранилища было много дичи, поэтому мальчик подстрелил уток и решил, что ему пора спать. С наступлением ночи ребенок загрустил и стал вспоминать школу.
Утром Васютка определил, что рыба в этом озере не озерная. Значит, из озера обязательно вытекает речка, которая приведет мальчика к Енисею, — решил Васютка.
Днем начался дождь. Васютка залез под дерево, доел хлеб, который приберег напоследок, и заснул, чтобы проснуться только в сумерках. Но дождь продолжался. Ребенок зажег огонь и услышал рог. Корабль проплыл мимо мальчика. Но капитан принял его за местного и корабль не остановился.
Ночь прошла под деревом. Проснувшись, я услышал шум лодки. Мальчик развел костер посильнее и стал громко звать на помощь. Его заметили и привели к родным.
А через два дня мальчик повел к обнаруженному озеру бригаду отца. Вскоре на карту было нанесено озеро, названное Васюткиным.
Вывод: Сила характера поможет в трудной ситуации. Самое главное не сдаваться.
Сочинение на тему Васюткино озеро 5 класс
Рассказ «Васюткино озеро» был написан в 1952 году Виктором Астафьевым. В своем произведении автор рассказывает, как мальчику Васютке удалось сделать невероятное открытие.
Заблудившись в лесу, мальчик случайно наткнулся на неизвестное ему прежде озеро. Об этом озере не знали даже местные рыбаки. Но в их районе рыбакам уже стало очень трудно ловить рыбу.
Все рыбные угодья уже давно исчерпаны.
И тут появляется новое место с большим количеством рыбы. Все очень рады, что потерявшийся мальчик нашелся живым и здоровым. Но еще больше все были в восторге от его открытия.
Поэтому в его честь озеро и назвали Васюткиным.
ВАРИАНТ 2
Рассказ «Васюткино озеро» Астафьева был написан в 1952 году. Это своего рода автобиография, так как автор рассказывает о своих детских историях, о том, что еще сохранилось в его памяти. Виктор Петрович передает чувства мальчика, заблудившегося в тайге.
Действие произведения происходит в 5 классе, и для лучшего запоминания предлагаем ознакомиться с кратким пересказом. Также мы выделили отдельный абзац для кратчайшего перевода текста «Васюткино озеро», чтобы учащиеся могли использовать этот раздел для заполнения читательских дневников.
Краткий пересказ по главам
Автор разделил свое произведение на четыре части, чтобы читателям было легче воспринимать сюжет. Мы не хотим спорить с Виктором Астафьевым, поэтому в нашем кратком изложении озера Васюткина сделаем то же самое.
Глава I
Все начинается с знакомства с главным героем. Знакомьтесь, Васютка, 13 лет. Живет с семьей недалеко от Енисея. Папа потомственный рыбак.
Фото: bolshoyvopros.ru
Лето прошло незаметно для всех, вскоре снова в школу, о чем свидетельствует сильно испортившаяся погода. Рыбаки начинают чинить свою снасть на берегу, и Васютка дает им кедровые орешки, которые успел собрать в лесу.
Глава II
Когда взрослые снова стали справляться, герой решил отправиться в лес за кедровыми орешками. По настоянию матери он принес хлеб, спички и ружье. Васютка ходил по лесу по зарубкам на деревьях.
Фото: lingvya.ru
Когда шишек было достаточно, мальчик заметил быка. Ему удалось только подстрелить птицу, и он бросился в лес, чтобы догнать ее. Добыча была в руках Васютки, но он понял, что пропал.
Сначала мальчик запаниковал, но быстро вспомнил, чему его учили взрослые.
Поэтому он быстро насобирал дров для костра, ощипал птицу к обеду. Когда наступило утро, мальчик стал искать выход из леса. Вечером он отправился на озеро, где ему удалось подстрелить утку. Оказалось, что в воде было много рыбы.
Фото: 5klassnik.ru
Васютка заметил, что в это большое озеро впадает речка, и надеялся, что она приведет к Енисею.
Однако погода испортилась, поэтому мальчик решил укрыться от дождя.
Глава III
Утром мальчик разводил костер, чтобы обсохнуть, как вдруг услышал шум парохода.
Фото: bolshoyvopros.ru
Он поспешил к берегу и действительно увидел рыбацкую лодку. Мальчик начал махать руками, и взрослые подхватили его. Сам Васютка провел в лесу 5 дней.