«Ванька» краткое содержание для читательского дневника по рассказу Чехова (4 класс) – отзыв, сюжет, главная мысль

Краткие содержания

Сюжет

Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отправили учиться на сапожника Аляхина. Раньше он жил в деревне у дедушки, а теперь уже три месяца полностью подвластен злому, жестокому человеку.

В сочельник, дождавшись, когда хозяева пойдут в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и стал писать письмо любимому дедушке, весёлому, доброму старику Константину Макарычу, работавшему сторожем в церкви хозяйский дом.

С детской искренностью и непосредственностью начал Ванька описывать все свои несчастья: как его ударила хозяйка за то, что он неправильно почистил селедку, или как хозяин отхлестал его ремнем, когда он заснул над колыбелью барского ребенка.

Потом мальчик стал вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива матушка, убиравшая господам дом, барышня часто угощала Ваньку сладостями, и он от скуки научился читать и писать. Мальчик вспомнил, как они с дедушкой пошли спиливать елку на Рождество, и выбрали самую красивую, самую стройную и самую пушистую елку.

Тогда Ванька снова отвлекся и стал описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых хоромов и лошадей. Но овец здесь не было, да и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал и стал умолять дедушку, чтобы забрал его отсюда. Ему было так плохо с незнакомцами, что нет слов: он постоянно был голоден, его били, и он часто плакал от тоски. Мальчик пришел бы в деревню пешком, но боялся замерзнуть по дороге. Закончив писать, Ванька указал на конверте адрес «В дедову деревню». Когда мальчик положил письмо в почтовый ящик, он мирно уснул.



Что понравилось

Мне понравилось, с какой любовью и нежностью Ванька обращался к любимому дедушке, вспоминая счастливые дни в родном городе.

Чему учит

Сказка учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно к детям. А еще учит терпению, надежде на светлое будущее.

Чехов «Ванька» в сокращении

После смерти матери Ваньку отправляют учиться к сапожнику в Москву. Через три месяца, в канун Рождества, он пишет письмо дедушке, в котором просит отвезти его обратно в деревню.

Мальчик отвлекается и вспоминает счастливые дни дома — они с дедушкой спилили елку и несли ее по морозу. Как дедушкины собаки вокруг печки. В молодости угощали его сладостями и научили писать, а также кадрили.

Он жалуется, что с ним здесь плохо обращаются и мало кормят, сапожник высек его за то, что он заснул, баюкая ребенка, а жена сапожника избила его за то, что он счистил селедку с хвоста.

Наконец, он кладет письмо в конверт, пишет в адресе «деревня» и в качестве адресата «дедушка», кладет его в почтовый ящик и мирно засыпает.

Детская непосредственность легко отражает мир. Для детей все просто — либо хорошо, либо плохо, есть добро и зло. Эта история учит детей ценить родителей и родных, близких людей и взрослых за доброту к детям, ведь они так ранимы и нуждаются во внимании и любви.

Это интересно: «Беглец» — книга, написанная в 1887 году о тяжелой жизни маленького мальчика, которую он сам еще не до конца понимает. Рассказ – это небольшое произведение, в котором довольно сложно раскрыть важную и всеобъемлющую тему, но Чехов в этом деле настоящий мастер. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Беглеца» для читательского дневника. Главные события некоторым могут даже показаться знакомыми, словно взятыми из его собственной детской биографии.

Основные персонажи рассказа

Основные роли:

  • Ванька Жуков — девятилетний мальчик, вечно голодный, несчастный, угнетенный, состоит на службе у сапожника.

Другие персонажи:

  • Константин Макарыч — дедушка Ваньки, веселый, очень добрый, работает ночным сторожем.
  • Аляхин — сапожник, человек жестокий, злой, равнодушный.

Главная мысль

Любое горе не кажется таким сильным, если его разделить с кем-то.

Сюжет — краткое содержание

Наступает Рождество и мальчик Ванька, надеясь на чудо, пишет письмо дедушке.

Ванька представляет себе Деда, кажется, что он сейчас ходит, любуется звездами и шутит со слугами.

Ванька жалуется на свою жизнь у сапожника, рассказывает, как ему тяжело, как его бьют, как он не высыпается.

Ванька описывает свое впечатление от большого города, описывает магазины и товары, которые в них продаются.

Ванька обещает вести себя хорошо, пишет, что чуть не убежал в деревню, а сапог у него нет.

Ванька подписывает адрес в письме, бежит к почтовому ящику, а потом ложится спать, уверенный, что дедушка обязательно придет за ним.

Отзыв

Каждый ребенок, независимо от происхождения, заслуживает счастливого и беззаботного детства. Ванька Жуков был лишен этого и много страдал. Он не понимал, почему его должен мучить злой сапожник, когда рядом живет его любимый дедушка. Хочется верить, что случится чудо и на Рождество придет старый сторож и привезет внука домой.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька.

Короткий пересказ «Ваньки» Чехова

Краткое содержание «Ваньки» Чехова:

Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отправили учиться на сапожника Аляхина. Раньше он жил в деревне у дедушки, а теперь уже три месяца полностью подвластен злому, жестокому человеку.

В сочельник, дождавшись, когда хозяева пойдут в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и стал писать письмо любимому дедушке, весёлому, доброму старику Константину Макарычу, работавшему сторожем в церкви хозяйский дом.

С детской искренностью и непосредственностью начал Ванька описывать все свои несчастья: как его ударила хозяйка за то, что он неправильно почистил селедку, или как хозяин отхлестал его ремнем, когда он заснул над колыбелью барского ребенка.

Потом мальчик стал вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива матушка, убиравшая господам дом, барышня часто угощала Ваньку сладостями, и он от скуки научился читать и писать. Мальчик вспомнил, как они с дедушкой пошли спиливать елку на Рождество, и выбрали самую красивую, самую стройную и самую пушистую елку.

Тогда Ванька снова отвлекся и стал описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых хоромов и лошадей. Но овец здесь не было, да и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал и стал умолять дедушку, чтобы забрал его отсюда. Ему было так плохо с незнакомцами, что нет слов: он постоянно был голоден, его били, и он часто плакал от тоски. Мальчик пришел бы в деревню пешком, но боялся замерзнуть по дороге. Закончив писать, Ванька указал на конверте адрес «В дедову деревню». Когда мальчик положил письмо в почтовый ящик, он мирно уснул.

Основная идея:

Любое горе не кажется таким сильным, если его разделить с кем-то. Сказка учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно к детям. А еще учит терпению, надежде на светлое будущее.

Для ознакомления с сюжетом при подготовке к уроку литературы или к читательскому дневнику рекомендуем прочитать краткое содержание «Я буду спать» А. П. Чехова:

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Девятилетнего сироту Ваньку Жукова три месяца назад отправили из села учиться к сапожнику Аляхину.

В рождественскую ночь мальчик не ложился спать. Он дождался, пока мастера и подмастерья пойдут в церковь, и стал писать письмо деду. Ванька поздравил его с Рождеством, потом подумал и вспомнил дедушку. Ему представилось, что сейчас, наверное, Константин Макарович шутит у ворот с хуторянами Живаревых. У этих господ дедушка служит ночным сторожем. Гуляя ночью по усадьбе, его сопровождают две собаки: Каштанка и Вьюн.

Ванька вздохнул и снова начал писать письмо. В нем он рассказал о своем горе и обиде. Вчера хозяин избил его за то, что он заснул и покачал ребенка в люльке. А недавно хозяйка стала тыкать мальчику селедкой в ​​лицо, за то, что он стал счищать селедку с хвоста. Ученики также оскорбляют его. Хозяева плохо кормят мальчика, он спит в коридоре. Когда ребенок хозяина плачет, ему приходится всю ночь укачивать его в кроватке.

Мальчик попросил дедушку отвезти его домой в деревню. Обещал попросить диспетчера почистить сапоги или сходить к пастухам.

Далее в письме он описал Москву. А еще Ванька написал дедушке, чтобы тот попросил у Ольги Игнатьевны золотой орех с елки.

Ванька вспомнил, как ходил с дедушкой на елку в лес к господам. Когда дедушка принес в дом елку, ее стали наряжать. Самой занятой была барышня Ольга Игнатьевна.

Раньше, когда мать Ваньки жила и служила горничной у господ, Ольга Игнатьевна угощала мальчика сладостями и учила его читать, писать и считать до ста. Когда умерла мать, мальчика отправили к деду на народную кухню, а потом в Москву, к сапожнику.

Ванька писал дедушке, что его все бьют, что он всегда голоден и часто плачет. Еще он написал, что дедушка никому не отдаст свой аккордеон, и передал привет своим друзьям.

Мальчик положил письмо в конверт и написал на конверте: «В деревню дедушки Константина Макарыча». Потом он выбежал и бросил письмо в почтовый ящик.

Через час Ванька уснул, и ему приснился дедушка. Он сидел на печи и читал письмо Ваниным поварам.

План пересказа

  1. Сочельник.
  2. Ванька пишет письмо дедушке.
  3. Мальчик описывает свою горькую жизнь у сапожника.
  4. Хорошие воспоминания о Ваньке.
  5. Описание Москвы.
  6. Ванька просит дедушку забрать его.
  7. Мальчик подписывает письмо и отправляет его.
  8. Тихий сон Ваньки.

Действующие лица

В произведении есть герой — Ванька. Другие персонажи необходимы для раскрытия сюжета и характеристики Ваньки и его жизни. Среди всех действующих лиц:

Ванька Чехов

  1. Ванька Жуков – сирота, попавший в руки злого сапожника. Мальчик постоянно голоден, хорошего он не видит, его встречает только злость. Это несчастный и депрессивный ребенок.
  2. Константин Макарыч – дедушка мальчика. Ему 65 лет. Это очень веселый, добрый старик. Он работает ночным сторожем у помещика, флиртует с прислугой и нюхает табак.
  3. Ольга Ивановна – женщина, которая научила Ваньку грамоте, угощала его сладостями. Только в тот момент, когда она отправляла ребенка в столицу, она не замолвила за него ни слова.
  4. Сапожник Аляхин и его жена – эти люди взяли сироту к себе. Они православные христиане, но в то же время не ведут евангельский образ жизни, не имеют благодати. К Ваньке относятся ужасно: бьют его почему-то, не кормят, не ухаживают и не обращают внимания, а просто нещадно эксплуатируют.

Краткое содержание «Ванька» позволит познакомиться с рассказом автора, что поможет написать сочинение и подготовиться к уроку литературы.

Ему на Рождество не дарили подарков

Повесть «Ванька» Антона Чехова — олицетворение отношения богатых и знатных господ к бедным детям того времени. Кажется, что в канун Рождества, когда ребята получают подарки и радуются рождению Христа Спасителя.

На этой странице вы можете прочитать всю повесть Антона Павловича Чехова «Ванька“

Но Ваня знает, что даже большой праздник не повлияет на отношение к нему хозяина, и в этот день все будет по-прежнему: побои, упреки, хамство. Поэтому он пишет слезливое письмо, в котором выражает всю свою тоску и боль.

Часть заканчивается многоточием. Маленький мальчик продолжит работать у сапожника. Что его ждет, покажет будущее.

Читайте также: «Майская ночь» за 5 минут

Суть повести

В кратком пересказе чеховского «Ваньки» упоминаются основные события произведения. Главный герой — девятилетний сирота, которого отправили обучаться к сапожнику. В ночь на Рождество он тайком пишет письмо дедушке, единственному родственнику.

Мальчик рассказывает о своей жизни и вспоминает раннее детство и пожилого родственника. Его дедушка работал охранником. Ночью он долбил и гулял по территории с двумя собаками. Как и все дети, Ванька Жуков любил животных. В истории это видно из его воспоминаний о собаках:

«Ванька» — краткое содержание произведения А. П. Чехова

  • Каштанка, старая любящая собака, которая чихала, когда дедушка давал ей табак.
  • Вьюна, молодой самец, имевший черный окрас и длинное тело, как у ласки. Пес был не злой, но очень хитрый. Мог взять ничего не подозревающего человека в ногу.

А еще мальчик вспомнил свою учительницу Ольгу Игнатьевну, которая от нечего делать учила Ваню читать, считать и писать. Каждое воспоминание пропитано тоской и детской печалью. Мальчик постоянно отвлекается от письма, перед его мысленным взором возникают образы беззаботного детства.

Вот они с дедушкой пошли в лес срубить елку на праздники. Было холодно, и хотя мальчику было холодно, это происшествие произвело впечатление на сердце ребенка. Он вспомнил, как в ту ночь из леса выбежал заяц, и дед не удержался и приказал собакам поймать косу. Но собаки не охотились и команду не слушали.

В своем письме Ваня рассказывает, как ему тяжело служить и что его бьют за малейшую провинность:

стала чистить селедку с хвоста, хозяйка ударила рыбу прямо в морду; заснул, пока качал барского ребенка — сапожник бил его ремнем; кушать не дают, только на завтрак и ужин хлеб, а на обед — кашу.

Мальчик просит дедушку забрать его домой и обещает во всем слушаться, смиренно принять наказание за проказу, а после смерти пожилого родственника молиться за его душу так же усердно, как он молится за мать.

История заканчивается тем, что мальчик пишет на конверте адрес «В дедову деревню» и, подумав, добавляет свое имя. Тогда Ванечке удается незаметно выйти на улицу и бросить письмо в почтовый ящик.

Анализ произведения

Есть мнение, что прототип главного героя был взят автором с самого себя, так как у него тоже было тяжелое детство. По другой версии, портрет мальчика-сироты был взят у близкого родственника автора. Жанр произведения – рассказ.

Краткий пересказ

Ваня Жуков — девятилетний сирота. Его отправили к сапожнику на обучение. До этого мальчик жил в деревне у дедушки. Сапожник был жестоким человеком.

Накануне рождественских праздников сирота дождался ухода хозяев и сел писать письмо. Мальчик хотел рассказать дедушке о своих несчастьях. Дедушка Ванька был веселым и добрым, работал сторожем.

В письме мальчик рассказывал о том, как его избила хозяйка за неправильную чистку селедки, об ударе ремнем, который нанес ему сапожник, когда сирота заснул над колыбелью барского младенца. Ванька стал вспоминать, как ему хорошо жилось в деревне, когда была жива его мама, как они с дедушкой ходили елку на праздники рубить. Потом мальчик стал описывать Москву. Столица поразила его своими размерами, множеством красивых домов и лошадей. Только овец там не было, да и собаки совсем не злые.

В конце письма мальчик стал умолять дедушку взять его к себе, так как ему было плохо от новых хозяев. Он все время голодал, тосковал, плакал, его часто били. Написав письмо, Ванька указал на нем адрес «В дедову деревню», положил в почтовый ящик и мирно уснул.

Основная мысль

На примере Ваньки автор показывает, что любое горе или проблему можно пережить, если ими с кем-то поделиться. Тогда печаль не кажется невыносимой.

Из истории можно многому научиться. Чехов поднимает такие важные вопросы:

  • любовь;
  • грейс;
  • хороший;
  • хорошее отношение к людям, особенно к маленьким детям.

Мы должны научиться терпению, надеяться на светлое будущее. Все дети, как и любой человек, заслуживают счастья, независимо от происхождения. У каждого ребенка должно быть беззаботное детство, любовь, забота. Мальчик не понимал, почему он должен страдать и жить со злым человеком, когда есть любимый и добрый дедушка, с которым хорошо.

Иногда жестокость взрослых приводит к несчастью в жизни ребенка.

Важно воспитывать в себе благородные качества и нравственность. Именно отношения в семье влияют на жизнь будущего поколения. Родители должны вкладывать в своего ребенка только самые лучшие качества, своим примером показывать ему достойное поведение. Тогда общество может измениться к лучшему. Не будет обездоленных детей и несчастных людей.

Пословицы

  • Счастье быстро угасает, но никогда не надейся.
  • Все хорошо, что хорошо кончается.
  • Все терпение иссякает.

Жанр и направление

Небольшой объем конкретной истории, рассказанной рассказчиком из жизни конкретного человека, позволяет отнести «Ваньку» к произведению из разряда новелл — повести, проще говоря. Серьезность проблемы, поднятой Чеховым, позволяет отнести повесть к произведениям разряда социально-обвинительной прозы.

Конечно, Чехов никого открыто не осуждает, но даже травмированное и униженное детское сознание, как рассказана нам повесть в красках, передает все подробности мещанства и хищничества, разрушающих Россию изнутри. Направление творчества Чехова – реализм.

Однако до сих пор не решен вопрос о конкретном жанре рассказа. Есть два основных способа, по которым специалисты относят «Ваньку» к узкоспециальному жанру.

  1. Так литературовед Г.Г. Рамазанова сформулировала положения первой теории, которая отмечает сосуществование в повести жизнеутверждающих рождественских мотивов волшебства и справедливости с образами, описывающими безвыходное положение Ваньки Жукова, осужденного на продолжение пыток детской души в каземате взрослой жадности. Этот синтез в целом противоположных идей и надежд позволяет отнести произведение к жанру «антирождественских рассказов», которым Чарльз Диккенс в совершенстве овладел еще до Чехова.
  2. Автор второй, весьма неординарной теории, И. А. Есаулов, считает, что повесть положительна от начала до конца, а последние фрагменты произведения вовсе не хоронят надежды на Ванькино счастье, а, наоборот, возрождают и оживляют подтверди это. Есаулов в своих размышлениях опирается на то, что каждый взгляд, брошенный на отражение свечи в оконном стекле, есть не что иное, как преодоление границы между Москвой и сельским миром: как только Ванька взглянет на пламя, глаголы в рассказе изменены.
  3. Так, городские воспоминания иногда фиксируются в прошедшем времени, а фотовоспоминания – в настоящем времени. А последнюю сцену рассказа, когда Константин Макарович, повесившись на ночь на печи, читает письмо Ваньки, Чехов написал точно такими же глаголами в настоящем времени. Это позволяет верить, что чудо все-таки произошло, и милая грамота нашла нужную деревню и нужного дедушку.

Тяготы ученика сапожника Аляхина

Сироте Ваньке Жукову едва исполнилось девять лет, когда его отправили учиться сапожному делу. Мальчик очень тосковал по дому, поэтому в ночь перед Рождеством не ложился спать, а сел писать письмо дедушке. Своё послание Ваня начал с поздравления со светлым праздником Рождества Христова.

В памяти возник образ деда Константина Макарыча, высокого и худощавого гвардейца. Днем он отдыхал и разговаривал с поварами, а ночью ходил на хутор и бил молотком. Его повсюду сопровождали собаки Каштанка и Вьюн.

Сирота Ванька Жуков пишет письмо

В своем письме Ваня рассказывает, как ему тяжело жить с сапожником, и просит дедушку принять его обратно. Он жалуется, что на неделе ему поручили чистить селедку, и он сделал ошибку, начав с хвоста. Заметив это, хозяйка схватила рыбу и стала тыкать ее головой в лицо мальчику. Ванька пишет дедушке, что если он останется здесь, то умрет. Он обещает вести себя хорошо, а в случае непослушания предлагает прибегнуть к самому суровому наказанию.

Мальчику стало жалко себя, и он заплакал. Он вспомнил, что не мог убежать, потому что ему не дали сапоги. Раньше все было иначе: дедушка с внуком привезли на Рождество мастерам пушистую елку, за что их угостили вкусными сладостями. Ванька развлекал барышню, а она научила его читать и писать, считать и танцевать.

Ванька отметил, что Москва впечатлила его своими размерами и множеством красивых особняков. Но собаки здесь не лают на чужих, а овец нет вообще. В конце сообщения мальчик стал просить дедушку забрать его как можно скорее.

Ему было очень трудно с незнакомцами:

  • плохо питается;
  • укладывают спать в холодном коридоре;
  • вынуждены много работать;
  • оскорбляли и били.

Ванька отправляет письмо дедушке

Готовое письмо мальчик положил в конверт и написал на нем «В деревню дедушки Константина Макарыча». После этого Ванька побежал к почтовому ящику, оставил там свое сообщение, пришел домой и крепко уснул. Ему приснилась горячая печь, на которой сидел его дедушка и читал письмо внука поварам.

Темы

Тема рассказа «Ванька» заняла у вас столько времени, но если вам не хватило темы, Мудрый Литрекон с радостью добавит ее, когда увидит указание на это в комментариях.

  • Тема надежды

Основная тема рассказа, казалось бы, максимально наивно оправдывает действия главного героя. За три месяца его пребывания на Ваньку было оказано достаточно эмоционального давления, чтобы он мог отказаться от идеи справедливости и добра. Так бы и было, если бы он не был ребенком. Потому что в основе детского мировоззрения лежит любовь, от которой ничем не избавиться. Но Ванька твердо верит в почти священный для него образ деда, как единственного человека, способного спасти его из этого добровольного плена. В Ваньке Жукове Чехов отражает чистую, наполненную верой душу, чьи перспективы на счастье, однако, едва просматриваются.

  • Тема детства

Как было сказано выше, тема детства была любима Чеховым, как человеком, чей жизненный опыт, приобретенный в детстве, помог ему стать здравомыслящим, чутким человеком и блестящим писателем гораздо раньше своих современников по таланту. В «Ваньке» тема детства раскрывается в контексте «сиротства», т.е на примере отсутствия детства у мальчика Чехов доказывает необходимость воспитательных и социальных вложений со стороны общества, которое обязано дать детям чего они заслуживают.

  • Предмет мещанства.

Оно раскрывается автором через таких персонажей, как Аляхин и его жена. Аляхины — пример людей, практикующих почти примитивные подходы ко всему: ведению хозяйства, воспитанию, образованию. Трудно представить, чему Ванька Аляхин может научиться рядом с сапожным ремеслом и ненавистью. Его мировоззрение ограничено упрощенными морально-этическими нормами, принятыми в ремесленных кварталах Москвы, где, главным образом, из-за тяжелых условий труда и бедности сложилась отдельная культура со взглядами на остальной мир, полная неблагодарных и заносчивых потребителей сформированный.

  • Тема агрессии

У Чехова она раскрывается своеобразно: у Аляхиных никогда не было объективных причин для применения грубой физической силы по отношению к Ваньке. Тем не менее Ваньке пришлось терпеть побои и унижения, незаслуженно адресованные ему. Чехов показывает, что зло и склонность к насилию естественно существуют в каждом человеке и активно направляют действия безвольного тела, не обладающего должным эмоциональным интеллектом, чтобы сдерживать их.

Проблемы

Задачи с повестью «Ванька» будут описаны более подробно, если будет дано высочайшее соизволение читателя, что позволит Мудрому Литрекону завершить разбор по плану.

  • Проблема «безделья”

Проблема сиротства и беспризорности стояла без преувеличения остро в Российской империи. Однако надо учитывать, что не только дети, оставшиеся без попечения, были лишены детства: деспотию со стороны родителей и опекунов, к сожалению, терпело еще большее число детей (о точных цифрах мы можем только догадываться). Пример тому наш герой — Ванька. Нельзя однозначно сказать, что было бы для него лучше: нищенствовать в деревне, терпеть травмы от Аляхина, воспринимать такое обращение как нормальное или жить в детском доме в окружении несчастных и обездоленных сверстников.

  • Проблема жестокости и равнодушия

Чехова как моралиста чрезвычайно волнует процесс поведенческого и чувственного упрощения отношений между людьми. Гибель перманентно совершаемых людьми ошибок Чехов показывает на примере отношений безнадежно несчастных и сердитых взрослых с ребенком, у которого чистая душа, полная доверия и тепла, своими поступками и проявлениями слабости деформируют и уродуют — делают похожей на их своя.

  • Проблема несправедливости

Вопрос о том, как судьба распределяет счастье между его потенциальными обладателями, давно стал хрестоматийным. К этой теме Чехов обращался не раз, что подтверждается печальными подробностями его биографии. Он подчеркивал, что природа мира априори несправедлива, и писал: «Благородные писатели брали у природы даром, разночинцы покупают за счет молодежи».

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"