«Уроки французского» — краткое содержание повести Валентина Распутина

Краткие содержания

История создания произведения

Рассказ был опубликован в номере газеты «Советская молодежь», посвященном памяти Александра Вампилова, советского прозаика и драматурга. Распутин посвятил рассказ своей матери Анастасии Прокопьевне Копыловой, много лет проработавшей учительницей. Жанр «Учение французского» — автобиографический рассказ.

Распутин написал ее в лучших традициях деревенской прозы. Его описание сельской сибирской жизни точно передает дух времени и настроение. Лидия Михайловна — настоящее имя бывшей учительницы Распутина, с которой он снова встретился много лет спустя.

Рис. 1. Главный герой. Художник В. Галдяев

В рассказе автор поднимает тему человеческого равнодушия, а также тему взаимоотношений учителя и ученика. Некоторые цитаты из истории сами по себе могут быть хорошими жизненными уроками. Лидия Михайловна говорит главному герою: «Человек стареет не тогда, когда доживает до старости, а тогда, когда перестает быть ребенком”.

Важно! По этой повести в 1978 году Евгением Ташковым был снят фильм. Режиссер очень внимательно и бережно подошел к созданию киноповести, которая мало чем отличается от оригинала.

Сюжет рассказа «Уроки французского» с цитатами

«Странно: почему мы, как и раньше наши родители, каждый раз чувствуем себя виноватыми перед нашими учителями? И не за то, что случилось в школе — нет, а за то, что случилось с нами потом».

Главный герой учился в 5 классе в возрасте 48 лет. В их поселке была всего одна начальная школа, поэтому для дальнейшего обучения ему пришлось переехать в райцентр — километров за пятьдесят от дома. Его мать согласилась, что он «остается» у друга.

Семья главного героя жила очень бедно, постоянно голодала. Помимо рассказчика, у матери было еще двое младших детей, они жили без отца. Главный герой хорошо учился, «в деревне его признали литератором».

В новой школе мальчик тоже учился хорошо, единственные трудности были с французским языком – его не давали произносить. Преподаватель французского языка Лидия Михайловна выслушала студента, который злоупотреблял языком, «беспомощно ослабила лицо и закрыла глаза».

На новом месте главный герой сильно похудел — продуктов, переданных матерью, было мало, поэтому он постоянно был голоден.

***

Как-то сын друга повел главного героя посмотреть, как другие мальчишки играют на деньги в «чика». Узнав правила игры, рассказчик тоже решил попробовать. Периодически мать давала ему пять рублей на молоко — мальчику приходилось пить его «от малокровия». Обменяв полученные деньги, он пошел играть. Вскоре мальчик привык и выигрывал по рублю каждый день, тут же ушел. На эти деньги он купил молока. Как-то местный лидер Вадик заметил, что главный герой «слишком быстро уходит из игр» и спровоцировал драку. Рассказчика жестоко избили.

***

На следующий день первый урок был французский. Когда учитель увидел разбитое лицо мальчика, он сразу спросил, что случилось. Один из одноклассников, знавший о случившемся, выкрикнул, что его побили из-за игры на деньги. Учитель попросил главного героя остаться после занятий. Мальчик боялся, что его «потащат» к директору, но Лидия Михайловна лишь спросила, что он делает с выигравшими деньгами. Женщину удивило, что мальчик ограничился одним рублем и потратил его на молоко.

Главный герой перестал играть. Мама в то время почти не присылала еды, а он «все время был голоден». Не выдержав, он снова вернулся в игру. Мальчик старался понемногу выигрывать. Но когда на четвертый день, выиграв рубль, он попытался уйти, его снова избили.

Увидев на следующий день мальчика снова избитым, Лидия Михайловна назначила его на несколько занятий.

***

Учитель усердно заставлял мальчика отрабатывать произношение. Вскоре они начали заниматься у нее дома. Учительнице стало жалко мальчика, она то и дело предлагала ему ужин, но он каждый раз в ужасе отказывался, вскакивал и быстро уходил.

Каким-то образом главному герою доставили посылку прямо в школу. Сначала он подумал, что это ей подарила его мать. Но когда он увидел, что там валяются макароны, сахар и гематоген, то понял, что посылка от учительницы — в селе негде было взять такие продукты. Мальчик сразу отправился к Лидии Михайловне домой. Несмотря на уговоры учителя, он отказался брать еду себе.

***

Уроки французского продолжались. Вскоре главный герой стал вполне сносно произносить французские слова, в гостях у женщины он чувствовал себя свободнее. В конце концов мальчик «почувствовал вкус к языку» — «наказание превратилось в удовольствие».

Однажды учительница рассказала мне, что в детстве она тоже играла на деньги, но по-другому. Попросив мальчика «не выдавать» своего директора, женщина показала, как играть в «замеряшки». Поиграв немного в «притворство», Лидия Михайловна предложила сыграть «по-настоящему». Привыкнув к этому, мальчик очень скоро стал побеждать. Они часто играли. Вскоре у мальчика остались деньги, и он уже покупал молоко и сливки. Ему, конечно, было стыдно брать деньги у учителя, но он уверял себя, что это честная победа.

«Если бы мы знали, чем все это кончится…»

Однажды, посреди спектакля, к Лидии Михайловне пришел режиссер, живший неподалеку. Когда он увидел, что она играет со студентом на деньги, то очень возмутился.

***

«Дня через три Лидия Михайловна уехала». Накануне она познакомилась с главным героем и сказала, что уехала домой, на Кубань, но никто не хотел его трогать — виновата она.

«И я никогда не видел ее снова.» Только в середине зимы, после январских праздников, он получил пакет макарон и три красных яблока, которые раньше видел только на картинках.

Заключение

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему взаимоотношений ученика и учителя. Лидия Михайловна изображается автором как поистине талантливый педагог и наставник. Когда она видит, что мальчик не примет помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина буквально спасает мальчика от голодной смерти, не задевая его самолюбия.

Это интересно: Распутин впервые опубликовал рассказ «Прощание с Матерой» в 1976 году. Действие происходит в 1960-е годы. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Прощай, Матера» по главам в качестве подготовки к уроку литературы, контрольной работе.

Читайте также: Рассказ Улыбка Брэдбери: краткое содержание и анализ

«Уроки французского»: анализ произведения

Несмотря на простоту и линейность сюжета, автор раскрыл темы, над которыми стоит задуматься каждому. Что Валентин Распутин хотел донести до своих читателей? «Уроки французского» — это не просто детская сказка, а размышления о природе счастья и смысле жизни. Это докажет анализ продукта:

История написания

В рассказе «Уроки французского» Распутин вспомнил собственное детство. В его биографии произошло немало сюжетных событий:

  1. После окончания начальной школы переехал в город Усть-Уда для дальнейшего обучения. Жизнь с чужими людьми, постоянное недоедание и безденежье хорошо запомнились автору.
  2. Лидия Михайловна — реальный человек. Она была учителем маленького Вали, поддерживала его в трудный период, присылала посылки с едой и обучала его детским играм.

Распутин написал произведение в 1973 году, и почти сразу оно было опубликовано в иркутской газете «Советская молодежь». После публикации рассказа с автором связалась его школьная учительница Лидия Михайловна, они встретились и много разговаривали.

«Уроки французского»: жанр

Чтобы облечь воспоминания в художественную форму, Валентин Распутин выбрал идеальный жанр — рассказ. Автор вспоминает эпизод из своей жизни, которому читатель становится свидетелем через реалистическое письмо. Более того, произведение стало объемным отражением описываемого в нем времени.

Мальчики отвернулись от своего друга (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

В рассказе «Уроки французского» представлена ​​так называемая деревенская проза, ставшая популярной в 1960–1980-е годы. Ей присущи следующие художественные черты:

  • Романтическая и трагическая картина деревенской жизни и быта.
  • Тема нищеты и лишений в деревне.
  • Нравственность, народная мудрость сельчан и выходцев из села.
  • Проблемы с моралью.

«Уроки французского»: композиция

История рассказывается от первого лица. Сразу создается впечатление, что автор делится своими воспоминаниями. Произведение имеет характерную для рассказа структуру:

  1. Сначала читатель знакомится с главным героем и его предысторией (разоблачением), начинается действие: герой переезжает в среднюю школу.
  2. По мере развития событий читатель узнает, что рассказчик голодал и начал играть в азартные игры ради еды. Об этом узнает учитель и пытается помочь герою.
  3. Кульминация наступает, когда директор школы застает Лидию Михайловну и ее ученицу за игрой на деньги.
  4. Далее следует развязка: учитель уходит, но навсегда оставляет след в памяти рассказчика.

Учитель и ученик с пакетом в руках (иллюстрация к рассказу «Уроки французского»)

Список персонажей

  • Главный герой – одиннадцатилетний мальчик, худощавый, неопрятный. Из одежды на нем была старая, застиранная куртка, штаны, переделанные из старых бриджей отца, и чирок.
  • Лидия Михайловна — классный руководитель мальчика и учитель французского языка. Молодая, опрятная и интеллигентная женщина, со слегка раскосыми глазами и легким, спокойным голосом.
  • Тетя Надя – измученная, шумная женщина, в квартире которой жил главный герой.
  • Федька — младший из троих детей тети Нади.
  • Вадик — высокий, высокий и крепкий семиклассник с рыжими волосами и длинной челкой.
  • Птица – большой крепкий парень, друг Вадика.
  • Тишкин — одноклассник главного героя.
  • Василий Андреевич строгий и серьезный директор школы.

Рис. 2. Дом главного героя в деревне. Художник В. Галдяев

Начало самостоятельной жизни

История рассказана от первого лица и представляет собой воспоминания взрослого человека о самых важных днях его трудного детства.

Действие происходит в 1948 году в сибирской деревне. Главный герой – восьмилетний мальчик, который был старшим из троих детей в семье. Матери пришлось воспитывать их одной, но, увидев отличные способности сына к обучению, она решает отдать его в 5-й класс районной школы. Это было в пятидесяти километрах от дома, и поэтому мальчик, никогда прежде не разлучавшийся со своей семьей, чувствовал себя там очень одиноким. Он жил со знаменитой матерью, которая также воспитывала детей без мужа.

Учиться было легко, только уроки французского вызывали затруднения. Распутин (краткое содержание передает лишь основные моменты повествования) отмечал, что его деревенский акцент всячески противодействовал иностранным словам. И каждый раз учительница Лидия Михайловна начинала хмуриться и в отчаянии закрывать глаза.

Подробный краткий пересказ Распутин Уроки французского

В райцентровую школу я пошел в 1948 году. Мама устроила мне с подругой квартиру, куда в конце августа меня отвез шофер дядя Ваня и выгрузил с небольшими вещами.

Тот год был таким же голодным, как и прошлый, но мама все же нашла в себе силы и средства отправить меня, старшего из троих детей. В новой школе меня определили в пятый класс, где я учился прилежно и получал пятерки по всем предметам, кроме французского. Необычное для таких слогов произношение с корнем выдавало мое деревенское происхождение. Учительница Лидия Михайловна долго показывала правильные сочетания звуков, но все было напрасно — язык отказывался воспроизводить иностранные звуки.

Тоска и одиночество грызли меня, и из-за этого пришедшая мать боялась, что я худой. Но я похудел не только от этого, но и от неправильного питания. Раз в неделю я получал посылку из дома, хлеб и картошку. Вроде было много, но через пару дней ничего не осталось. Я не знал, кто украл — хозяйка тетя Надя, едва вынесшая троих детей, или сами ребята. И я не хотел знать.

Местный голод отличался от деревенского. Всегда было что найти. В местной реке почти вся рыба была выловлена. И больше негде было достать еды.

Однажды мы с Федькой пошли посмотреть, как они играют в «чика» — игру на деньги. Суть заключалась в том, чтобы как можно ближе ударить шайбу о стенку, чтобы добросить ее до линии. Тогда можно было разбить кассу той же шайбой — стопкой монет. Если он передал его орлу, он взял его.

Здесь командовал Вадик. Он был хитер, поэтому часто побеждал. Я тоже думал, что смогу победить. У меня были навыки и точность. Дело было не в деньгах.

Мама прислала хлеб, потому что в нашей семье не было денег. Но пару раз ставила мне записку на пять, купи молока. Я страдал от анемии.

Однажды я получил в третий раз пять рублей и не пошел покупать молоко, а пошел к Вадику играть. Сначала я проиграл, потом настал день моей первой победы. С тех пор стабильно выигрывал рубль на молоко и уходил. Вадиму и его другу по прозвищу Птаха это не понравилось. Однажды меня обвинили в нечестной игре, избили и увезли.

Утром я выглядела ужасно — мой нос был опухшим, а лицо было в синяках. Это не скрывалось от Лидии Михайловны. Она спросила, что случилось, но не получила от меня ответа. Но выскочил Тишкин и сообщил, как я играю на деньги. Учитель попросил меня остаться после занятий.

Как я боялся этого момента! Его выгнали из школы за азартные игры на деньги. Если бы она потащила меня к директору, так бы и случилось, но… Лидия Михайловна спросила, куда я потратил выигранные деньги. Боюсь даже взглянуть на нее, признался я. Учительница показалась мне каким-то неземным существом, и я даже запах ее духов принял за ее дыхание. Жалко было сидеть напротив, побитый, оборванный, в старой одежде, из которой я давно уже вырос.

Лидия Михайловна не стала тащить меня к директору и взяла обещание, что я больше не буду играть за деньги. Дать обещание было легко, но дядя Ваня перестал ездить в город по колхозным делам и посылок больше не привозил.

От безысходности пришлось снова ехать к Вадику и Птаху. Но уже деньги нужны были не на молоко, а на хлеб. Я уже боялся много выиграть, хватало 20-30 копеек. Но потом я выиграл рубль и снова был побит.

Лидия Михайловна, слушая мое бормотание, подняла руки и сказала, что отныне будет заниматься со мной после уроков. Так начались самые трудные дни моей жизни.

Учительница жила в одной из квартир рядом со школой. Директор жил во второй половине дома Лидии Михайловны.

Я сидел в углу, слушал пластинки на столь нелюбимом мною языке и смотрел на диковинку — радио. Учительница была одета в домашнюю одежду, часто ходила по дому и это меня еще больше смущало. Каждый раз она приглашала меня на ужин, но я вскакивал, бормотал о сытости и бежал.

Однажды ко мне пришла посылка, упакованная в фанерный ящик. Это было фантастично — мама никогда не упаковывала такие пакеты. Когда я увидела содержимое, макароны, сахар и гематоген, я сразу поняла, кто прислал мне это богатство. Покраснев от стыда, я отнес ящик обратно Лидии Михайловне. Но наши уроки на этом не закончились.

Однажды учитель спросил, играю ли я еще на деньги. Она стала вспоминать, как играла в детстве, и показывала, как именно. И тогда она предложила сыграть. Я не знаю, как это произошло, но она уговорила меня на это. С тех пор мы играем каждый день, и у меня остались деньги.

Однажды мы спорили о счете, когда послышался голос директора, который спрашивал о нашем уроке. Лидия Михайловна спокойно ответила, что мы играем у стенки.

Через три дня она уехала на Кубань. Больше мы не виделись. А в январе получил посылку с макаронами и яблоками.

Заключение. Человечность – это качество, которое должно быть в каждом человеке любой профессии. Именно такие люди остаются в сердцах других на всю жизнь. Даже, казалось бы, небольшая помощь может иметь большое значение в жизни человека.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"