- Главные герои повести Виктора Астафьева
- Кратко об истории создания повести В. П. Астафьева «Царь – рыба»
- «Царь-рыба» — краткое содержание произведения
- В. Астафьев, «Царь-рыба»: анализ
- Астафьев краткое содержание сон о белых горах краткое
- Развязка
- Кратко об истории создания повести В. П. Астафьева «Царь – рыба»
- Повесть «Царь рыба» на сайте Топ книг
- Схватка с осетром
Главные герои повести Виктора Астафьева
Ниже приводится описание главных героев произведения:
- Зиновий Игнатьич — богатый человек в деревне, имеет большой дом и хозяйство. Друзья называют его механиком из-за его умелых рук и больших знаний. Работая браконьером и ловя рыбу в запретных местах, он вскоре поплатился за это.
- Командир — младший брат Игнатьича, он же его злейший враг. Они постоянно спорят и дерутся из-за улова и реки. Из-за этой вражды вся жизнь полководца пошла под откос.
- Королевская рыба — огромная рыба, которая в одно мгновение попала на крючок Игнатьича. Но благодаря своей силе осетр смог утащить рыбака глубоко под воду. И в какой-то момент они попадают в ловушку, где оба могут погибнуть.
Кратко об истории создания повести В. П. Астафьева «Царь – рыба»
Произведение «Царь-рыба» — главный рассказ в авторском сборнике, вышедшем в 1976 году. Астафьев испытал немало трудностей, когда писал это сочинение. Хотя материала было много, автор долго не мог определиться с формой рассказа.
Рассказчика обижает, что человек и природа никогда не могут существовать в гармонии. Вспоминая все происходившие события, Астафьев представляет читателю историю, которая, как он считал, поможет изменить отношение человека к экологической проблеме, научиться не только брать, но и что-то отдавать.
Рассказ «Царь-рыба» Астафьев написал в 1976 году. В нем автор раскрывает темы противостояния человека и природы, взаимоотношения личности и общества. Произведение вошло в книгу Астафьева «Царь-рыба», в которую вошли этот и другие романы и рассказы об авторе.
«Царь-рыба» — краткое содержание произведения
Зиновий Игнатьич — самый удачливый рыбак в деревне, богатый, у него хорошая изба и есть все, что душе угодно. У Зиновия особый стиль, который помогает ему ловить самую большую и дорогую рыбу.
Несмотря на то, что Зиновий попал в тюрьму за жадность, он продолжает заниматься браконьерством.
Однажды на рыбалке мужчина наткнулся на огромного осетра. Обрадовавшись, Игнатьич ударил осетра топором по голове, но, не выдержав, тот упал в воду и запутался в собственных сетях. И тут герой понял, что в одно мгновение может просто погибнуть вместе со своей добычей.
Изо всех сил пытаясь выбраться, он делает только хуже и в конце концов полностью запутывается в сетях. Печальный герой начинает вспоминать всю свою жизнь, все свои плохие и хорошие дела.
Вдруг Зиновий вспоминает, что утром встретил старого рыбака, который сказал Игнатьичу, что если за душой его грех, то лучше сегодня не ловить рыбу. Не поверив, главный герой отправляется на рыбалку и только сейчас понимает, что совершил большую ошибку, не обратив внимания на слова старика.
Зиновий начинает вспоминать все свои грехи и возвращается в прошлое, к невесте Глахе.
Когда-то давно по деревне прошел слух, что Глаха начала встречаться с заезжим лейтенантом. Огрубевший Зиновий надругался над девушкой и избил солдата. После этого между молодыми людьми возникла сильная неприязнь. Через несколько лет каждый из них нашел свою любовь, но эта страшная вражда осталась.
Зиновий из последних сил хватается за жизнь и в то же время пытается покаяться. Внезапно осетру удалось избавиться от сетей, тем самым выпустив рыбака на волю. Поднявшись наверх, Игнатьич понял, что наделал в жизни много ошибок и, решив покаяться, отказался от браконьерства.
В. Астафьев, «Царь-рыба»: анализ
Рассказ «Царь-рыба» одновременно и символичен, и драматичен. Он изображает как борьбу, так и единство между человеком и природой. Все произведение проникнуто пафосом, носящим обвинительный характер. Автор осуждает браконьерство, причем понимает его в широком смысле — браконьерство не только в природе, но и в обществе. Стремление утвердить нравственные идеалы охватывает все повествование.
Не случайно герой и сам Астафьев постоянно обращаются к прошлому. «Царь-рыба» (анализ эпизодов это подтверждает) дает понять, что именно в момент близости к смерти происходит осмысление жизненного опыта Игнатьича. Формирование характера героя находится в прямой зависимости от социальных и экономических факторов. И даже несмотря на свою природную доброту и мужество, Игнатьич не в силах им противостоять.
Таким образом, Астафьев подчеркивает огромную силу общества, оказывающую влияние не только на человека, но и на природу в целом.
Повествование в рассказах «Царь-рыба» и одноименная повесть написаны В.П. Астафьевым в 1973 году. Впервые «Царь-рыба» был опубликован в книге «Мальчик в белой рубашке», изданной издательством издательство «Молодая гвардия» в 1977 году. В 1978 году за повествование в рассказах «Царь-рыба»
В.П. Астафьев удостоен Государственной премии СССР.
В рассказе «Царь-рыба» на первый взгляд не происходит ничего сверхъестественного. Но за всей этой историей скрываются таинственные и стихийные силы природы, еще не покорившие человека. Это противостояние человека, «всей природы царя», и «царя реки» v
Рассказ «Царь-рыба» вошёл в одноименную книгу, повествующую о судьбах простых русских людей. Во многом книга и повесть автобиографичны: Астафьев родился и вырос в сибирской деревне, рано потерял мать. С детства автор сблизился с природой, был заядлым рыбаком.
Действие повести происходит в сибирском селе Чушь, на реке Опарихе, впадающей в Енисей. Главный герой Зиновий Игнатьич Утро-бин работал на лесопилке наладчиком пил и станков. Игнатьич (так в селе Чушь называли его «вежливый и немного приветливый») любил ловить рыбу, как и все мужчины села.
Он был очень опрятен, носил стрижку «под бокс», «руки были без трещин и царапин». Игнатьич «пил с умом», отчего лицо его «расцвело, с постоянным румянцем на резко выпученных нижних глазах и слегка впалых щеках». Главный герой показан состоятельным, обходительным, вежливым, щедрым человеком.
Денежной благодарности от односельчан за ремонт лодок он не принял, а лишь попросил бережно относиться к своим лодкам, бережно обращаться с двигателем.
Игнатьич ловил рыбу «лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, считалось законным». Ему никто не завидовал, кроме младшего брата, командира. Дом у старца Утробина был «лучший в деревне»: маленький, красивый, с крыльцом, с резными наличниками, с весело раскрашенными ставнями, с палисадником под окнами.
В палисаднике хозяина росли малина, черемуха, мохнатые маки и «неведомые местным жителям шаровидные цветы». Эти цветы были привезены из Киргизии, посажены и «приучены к суровому чушанскому климату» женой Зиновии. Она работала бухгалтером в одной компании с мужем.
Сам Игнатьич слыл богатым человеком: сотрудник сберкассы написал, что у него в банковской книжке «семьдесят тысяч».
По словам автора, рыбалка у Игнатьича была отличной: стерлядь была «самой отборной», весом не меньше килограмма. Селяне поражались удачливости и ловкости Зиновия, даже подозревали, что он знает какое-то волшебное слово.
Младший брат Командор был в ссоре с Игнатьичем, во всем ему завидовал, был упрям. Жена полководца ругала мужа, просила его одуматься: «…Всю дорогу! Маловато для твоей дочери, крови! Я брата с того света привезти готова!»
(Младший брат Утробин потерял любимую дочь Тайку — ее сбила машина, за рулем которой находился пьяный водитель. С тех пор и без этого неприветливый командир стал еще злее и жестче).
Игнатьич часто занимался браконьерством: боялся рыбнадзора, но продолжал ловить рыбу нелегально. У браконьера была незавидная доля, рискованная: «взять рыбу и при этом больше бояться проверки рыбы…».
Но он не мог бросить рыбалку, потому что любил рыбалку и реку больше, чем саму жизнь. А у того, кто всю жизнь прожил на реке, со временем появляется непреодолимая черта, страсть, требующая «поймать рыбку, и ничего более». Эти описания отражали любовь автора к рыбалке. О рыбе Астафьев говорит как о человеке: «конечно, она не напрасно толкалась, не металась в панике туда-сюда…».
Изюминка повествования – борьба Игнатьича с «боем царя-рыбы». Наловив лучших стерлядей, он уже собирался идти домой, когда «заявила о себе» невидимая рыба. С первого раза рыбак не смог вытащить рыбу: «..давила, давила с тупым, непреклонным упорством». По всем «повадкам» рыбы Игнатьич догадался, что это осетр. Рыбак увидел свой улов, восхитился величием и красотой рыбы.
Рыба и рыбак продолжают драться: рыбу тянет в воду, рыбака — на себя, в лодку. Хотя Игнатьич знает страх, охвативший его во время этой дуэли на воде в темноте, он пытается шутить, разговаривает сам с собой, мечтает, что может получить, если сразится с осетром, у которого, наверное, «два ведра» икры.
Что делать, если вам нужно поделиться икрой с кем-то? Старший Утробин ловит себя на мысли, что жадность ломает, губит человека, рвет его на части.
Битва между рыбаком и осетром продолжалась: ни человек, ни рыба не сдавались. Игнатьич пытался говорить вслух и таким образом боролся со страхом и отчаянием.
Он не хотел упустить такого осетра, потому что зимородок, которого рыбаки называют крупной икорной рыбой, «ловится раз в жизни, да и то не на каждого». Игнатьич почувствовал в этом захвате какой-то знак, какую-то особенность, поразившую его.
Осетр тянет Зиновия в воду, сам он неожиданно попадается на крючок. Он зацепился и начал тонуть. «Так вот как на войне…» — думает рыбак. Мимо пронеслось много мыслей: о смерти, о войне, о рыбаке, почти победившем смерть. Он считал, что его путь лежит в ад, «бесполезно стучать во врата рая…».
Но Игнатьич был уверенным, смелым, веселым, как и его добыча — зимородок. Ему удалось выплыть из воды в лодку, хотя он и был ранен. «…И рыба, и человек были ослаблены, истекали кровью». Он думал о том, почему их пути пересеклись, пути к «царской реке и всей царской природе — в одной ловушке.
Их оберегает такая же мучительная смерть. Во время схватки с зимородком на Игнатьича нахлынули воспоминания о его прошлом. Он вспомнил, как однажды видел утопленника с глазами, «покрытыми пленкой свинца, пленкой смерти», с ресницами, вырванными рыбкой, высосанной одной и той же рыбой на протяжении веков…»
Рыбак представил себе, что он находится на месте этого утопленника, «белого. и стал бить рыбу по голове. стал уговаривать рыбу умереть прежде, чем» самому остаться в живых. Но рыба не послушалась, она оказалась не менее упрямой, чем рыбак. Игнатьич старался не смотреть на воду, смотрел на небо и продолжал вспоминать.
Он вспомнил стрижку на реке Фетисовой и почувствовал поблизости осетра, «рыба плотно и нежно прижалась к нему толстым и нежным брюхом. Было что-то женское в этой заботе, в желании согреть, сохранить в себе новую жизнь. И рыбак вдруг сообразил: «Не оборотень ли это?»
Игнатьич продолжает вспоминать: его детство, школа — четыре класса. Я вспомнил, что, сидя на уроке, я представлял, что нахожусь на реке, думаю о ней, о рыбалке, о рыбе. Он считал, что не сможет долго оставаться на месте: был и председателем родительского комитета школы, и депутатом сельсовета, и общественным защитником.
Представил свою племянницу Тайку, погибшую под колесами пьяного водителя. «Настал час креста, пришло время ответить за грехи», — сожалеет рыбак.
Всю жизнь он не мог себе простить, как относился к Глашке Куклиной. Зиновий Утробин явно понравился девушке. Но пришедшие на Чушанскую лесопилку солдаты Рабочей Армии, особенно начальник — «тонкий и звонкий лейтенант», завладели ухом девушки. По селу поползли слухи», дошли и до Зиновия.
Мужики учили Утробина, как рассчитаться с «предательницей» Глашкой: прижать, поцеловать, обнять, дать волю рукам. Но когда Зиновий увидел скромный девичий наряд : фланелевые штаны, крашеные самодельной краской, с разными заклепками, — он сделал паузу. «…Он дал хныкающей, дрожащей девушке коленом под зад, и она полетела в воду». Глашка и Зиновий.
По окончании службы в Киргизии Зиновий вместе с женой вернулся домой, в село Чуш. Глаша вышла замуж за тихого заезжего мужика — счетовода. Женщина вежливо поздоровалась, но рыбак понял: Глаша обиду не забыла.
Зиновий мучился, каялся. Еще находясь на службе, он написал Глаше письмо с извинениями, но ответа не получил. В первый же вечер после приезда он напал на нее, решил извиниться лично, на что женщина ответила: «Да простит вас Бог…».
И вот, один на один с рекой, ночью и царь-рыбой, Игнатьич поверил, что возмездие пришло, ведь ни один злодей не проходит бесследно. Он начал яростно кричать в темноту: «Прости меня, Глаша! Простите!»
Игнатьич почувствовал рывок, потом удар, царь-рыба ушел в воду, на дно. Рыбак отпустил свою добычу: «Иди, рыбка, иди! Живи, сколько можешь!..» И вдруг Игнатьич почувствовал себя лучше — и физически, и морально…
Рассказ «Царь-рыба» — это, прежде всего, яркий и самобытный рассказ-свидетельство любви сибирского крестьянина Игнатьича (и автора) к своей самобытной сибирской природе.
Вторая и главная мысль в произведении о том, как важно для человека сохранять совесть и порядочность, иметь мужество признавать свои ошибки, искренне сожалеть о них и просить прощения — не напоказ, а перед собой и эта темная река перед лицом чистой и неистребимой родной природы.
Автор вынужден вернуться домой силой, потому что многие родственники уже начали умирать. Автор должен покинуть свой дом в возрасте семнадцати лет, чтобы не быть обузой для других членов семьи. Отец встречает его без радости, думая, что его сын давно умер. Но Коля и остальные ребята рады новому гостю. У Коли есть собака по кличке Бой.
По прошествии десяти лет автору пришлось снова посетить родные места. Отца посадили за то, что он украл деньги, все обязанности переложили на плечи Коли. Пока всех арестантов отослали, Коля пришел в последний раз посмотреть на отца, но верный пёс бросился к ногам хозяина, а Коля только оттолкнул пса.
Проходит еще немного времени, Коля уже работает таксистом и иногда охотится на лис. На этот раз он поехал со своим другом Архип и его товарищи. Но удача им не сопутствует — горных лисиц нет, да и оставаться на месте опасно, так как мешает снег. Они остаются, между ними происходит ссора.
Когда метель кончается, Коля выходит на улицу и видит мертвую Бойе и женщину, считающуюся ведьмой, он пренебрегает всеми предупреждениями и следует за ней, но, пройдя несколько метров, падает. Он долго не приходит в себя, просто лежит. Болезнь Коли сближает всех остальных участников группы.
Выстрелом Коля помогает всем спастись, их находят, и Коля после пребывания в больнице получает инвалидность. Когда Коля в очередной раз приезжает на родину, он приглашает своих друзей на рыбалку.
История учит, что между товарищами не должно быть ссор и обид, а если и будут, то нельзя оставлять друга в беде.
Читайте также: Деревня краткое содержание рассказа Ивана Бунина — читать онлайн
Астафьев краткое содержание сон о белых горах краткое
Скачать файл Виктор Петрович Астафьев «Царь-рыба» Рассказ «Сон о белых горах». Утверждение общечеловеческих моральных ценностей
Действие повести происходит в тайге, тайны и загадки, которые пытаются раскрыть многие люди.
Просто интерес к таежным богатствам разный. В повести мы встречаем двух персонажей, резко противоположных друг другу в своем отношении к миру и людям. Это таёжник Аким и эгоистичный геолог Гога Герцев, возомнивший себя хозяином природы.
Аким не очень образован, мало знает о цивилизации, городской жизни, зато хорошо знает родную сибирскую тайгу, живет в тесном единении и гармонии с природой. В глухой таежной даче он чувствует себя как дома.
Аким, по мнению автора, является носителем подлинных нравственных ценностей, и в этом качестве он противостоит многим городским персонажам, считающим природу лишь средством удовлетворения насущных материальных потребностей и не брезгующим никакими средствами для достижения своих целей. Антипод Акима в главе «Сон в Белых горах» — Гога Герцев.
Не вредил тайге, соблюдал законы, но пренебрегал тем, что называется душой. Гога человек образованный, многое умеет, но свои добрые задатки разрушил. Он индивидуалист, много возьмет от жизни, но ничего не отдаст. Он пустой внутри, циничный.
Ирония и сарказм писателя преследуют Герцева повсюду — и в столкновении с Акимом из-за медальона «Киряга треме», прибитого Герцевым на манке, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, в чью душу он шагнул от скуки, и в рассказе с Элей , и даже там, где рассказывается, как умер Герцев и кем он стал после смерти. Астафьев показывает Гоге схему такого страшного конца, осуждает индивидуализм, бездушие.
Гога утащил с собой в тайгу девушку Элю, которая была в него влюблена. Как подчеркивает автор, Гога – опытный и умелый таежанин, ничем не уступающий Акиму. Тем не менее он опрометчиво взял с собой в опасное путешествие по таежной реке девушку, совершенно не приспособленную к жизни в суровых условиях тайги.
В результате сложилась трагическая ситуация. Тяжелобольной Эля остается в охотничьем домике, Гога, отправившийся на поиски пропитания, погибает в результате несчастного случая. Нашедший ее Аким спасает девушку от верной гибели. Он заботится о пациенте, как о маленьком ребенке. В главе «Сон в горах белых» примечателен образ Гоги Герцева, двойника Акима.
Герцев не вредил тайге, соблюдал законы, но пренебрегал тем, что называется душой. Гога человек образованный, многое умеет, но свои добрые задатки разрушил. Он индивидуалист, много возьмет от жизни, но ничего не отдаст.
Он пустой внутри, циничный. Ирония и сарказм писателя преследуют Герцева повсюду — и в столкновении с Акимом из-за медальона «Киряга треме», прибитого Герцевым на манке, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, в чью душу он шагнул от скуки, и в рассказе с Элей , и даже там, где рассказывается, как умер Герцев и кем он стал после смерти.
Астафьев показывает схему такого страшного конца Гоги, осуждает эгоцентризм, индивидуализм и бездушие.
Смерть Герцева глубоко символична. Гога мечтал поймать легендарного царя-рыбу, а для патронов использовал медаль инвалида войны, пьяницы Кирягина, хвастаясь: «Лучше завода!» После этого Аким сказал Герцеву в душе: «Ну, ты падаль. Церковь Кьеррингена зовется божьим человеком. Да, он Бог. Бог тебя накажет…»
В ответ Герцев произносит фразу, поражающую его эгоизмом и богохульством: «Мне нет дела до старух, этот грязный калека! Я сам себе бог! И я накажу тебя за оскорбление».
Но Герцев собирается наказать Акима в тайге, и не сейчас, он не привык к честной и открытой дуэли. Аким способен победить человека только в честной, открытой борьбе. Он органически не способен обидеть другого человека.Главный герой «Царя-рыбы» следует своеобразному нравственному закону тайги, где может выжить человек, открытый с другими, честный и не пытающийся подчинить себе природу.
Гога — «Бог сам за себя», на самом деле оказывается чертом, Кащей (неслучайно автор подчеркивает, что Герцев, как сказочный злодей, «стучал ногами по полу»). Он плюет на других людей и гордится этим, он готов уничтожить всех, кто попадется ему на пути, уничтожить даже не в переносном, а в прямом смысле.
Ведь на самом деле Гога планирует убийство Акима, предлагая дуэль на заведомо невыгодных для него и выгодных для себя условиях. И его смерть выглядит естественной, хотя и произошла в результате нелепой случайности. Это, так сказать, Божья кара за самонадеянное отождествление себя с Богом.
Когда Аким находит тело своего врага, он не испытывает радости. Он жалеет Герцева, который в спешке за рыбой для своего больного товарища совершил роковую ошибку и утонул в ледяной воде, и по-христиански хоронит Гогу.
Развязка
Продолжает описывать раскаяние Игнатьич Астафьев. Зимородок, богатыри среди жителей деревни и брат здесь становятся причинами, по которым главный герой осознает свои плохие поступки.
В минуту отчаяния Игнатьич взывает к Богу и просит отпустить «эту тварь» на волю, признавая, что ловить зимородка «не его дело». Он просит прощения у Глаши, сожалея о том, что когда-то обидел ее. После этих слов рыба освобождается от цепей и уплывает.
Игнатьич чувствует легкость: физически — потому что избавился от рыбы, потянувшей его на дно, духовно — потому что ему прощены грехи. Теперь у героя есть шанс начать жизнь заново, не совершив прошлых ошибок и не взяв грех в свою душу.
Таков путь к духовному возрождению человека, который решил показать ему Астафьев.
Кратко об истории создания повести В. П. Астафьева «Царь – рыба»
Произведение «Царь-рыба» — главный рассказ в авторском сборнике, вышедшем в 1976 году. Астафьев испытал немало трудностей, когда писал это сочинение. Хотя материала было много, автор долго не мог определиться с формой рассказа.
Рассказчика обижает, что человек и природа никогда не могут существовать в гармонии. Вспоминая все происходившие события, Астафьев представляет читателю историю, которая, как он считал, поможет изменить отношение человека к экологической проблеме, научиться не только брать, но и что-то отдавать.
Повесть «Царь рыба» на сайте Топ книг
Произведение Астафьева «Царь-рыба» не впервые попадает в наш рейтинг. Но в рейтинге в этом квартале он попал впервые. В то же время интерес к рассказу Астафьева «Рыбный царь» достаточно устойчив уже длительное время, что позволяет нам занимать и дальше высокие места в этой книге.
Сборник рассказов о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и просторе неба, что в маленькой капле и о цветке, который смело вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца .
Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь каждого, кто не чужд красоте своей родины, кто чувствует себя частичкой природы и этой красоты, способен ощутить радость и ритм жизни даже в капле и цветке.
Я не стал исключением, может быть потому, что природа края, описанного в книге Астафьева, мне очень близка, так как это не только родина автора, но и моя, которая осталась в памяти самой близкой и красивой.
Сборник состоит из двенадцати рассказов, каждый из которых по-своему отражает главную идею Астафьева: единство человека и природы. Было поставлено много важных проблем: философских, моральных, экологических и социальных. Так, например, в рассказе автор затронул важную философскую проблему, которую Астафьев формулирует в своем рассуждении о застывшей капле.
Соломой для автора повести стала отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается в ее слиянии с другими, в образовании ручья-реки жизни. Особенно важны здесь мысли рассказчика о детях, где продолжаются наши короткие радости и благотворные печали, наша жизнь.
Астафьев утверждает, что жизнь человека не останавливается, не исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и ничто в мире не проходит бесследно — вот основная мысль, высказанная автором в
В книге есть одноименный рассказ. Судя по всему, автор уделяет ей особое внимание, поэтому остановлюсь на ней подробнее. Игнатьич — главный герой романа. Этого человека уважают другие жители села за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за умение ловить рыбу, за ум и сообразительность.
Это самый зажиточный человек в деревне, все делает с умом. Часто он помогает людям, но в его действиях нет искренности. С братом у героя романа также не складываются хорошие отношения. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и искусный рыбак. Чувствуется, что у него в избытке рыбацкое чутье, опыт предков и собственный, наработанный годами.
Игнатьич часто использует свои навыки во вред природе и людям, занимаясь браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося непоправимый ущерб природным богатствам реки, главный герой романа осознает незаконность и неприличие своих действий, он опасается, что если браконьера поймает в темноте рыболовецкий сторожевой катер , он может ударить его.
Заставлять Игнатьича рыбачить больше, чем ему нужно, жадность, жадность любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль, когда он встретил зимородка.
Игнатьича поражает размер выросшего на ком-то осетра, и он с удивлением называет его. С самого начала, с того момента, как Игнатьич увидел зимородка, он что-то в нем увидел, а потом понял это герой новеллы.
Помимо жажды наживы, была еще одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это рыболовное мастерство. Отвергает сомнения. Образ топора в этом эпизоде ассоциируется с Раскольниковым. Но герой Достоевского возвысил его до человека, и Игнатьич повернулся против самой матушки-природы.
Герой романа считает, что ему все дозволено. Но Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. Затаив дыхание, вы следите за поединком между Игнатьичем и загадочной рыбкой. Вскоре несчастный рыбак оказался в воде, запутавшись в собственных крючках с крючками, которые вонзались в тела Игнатьича и рыбы, пишет автор.
Тут рыбак понял, что это огромный осетр. Да, он знал это с самого начала их ссоры, но. Игнатьич и царьфиш. Оба ждут смерти. Страстное желание жить заставляет человека рвать крючки, в отчаянии он даже разговаривает с осетром. Игнатьич молится. Жажда жизни толкает героя, да и то, на преодоление собственной гордыни. Он кричит: .
Герой романа испытывал суеверный ужас перед этой почти женской нежностью холодной рыбы. Он понял: осетр цепляется за него, потому что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Помимо приятных воспоминаний приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством.
Игнатьич начинает понимать, что жестокая рыбалка всегда будет тяжким бременем на его совести. Герой романа вспомнил и о старом деде, который наставлял молодых рыбаков: .
Слова дедушки заставляют героя Астафьева задуматься о своем прошлом. Какой грех совершил Игнатьич? Выяснилось, что на совести рыбака лежит тяжелая вина. Расстроив чувства невесты, он совершил преступление, не имеющее оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с зимородком был наказанием за его дурные дела.
В этом основная мысль новеллы и всей книги: человек будет наказан не только за варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям. Разрушая в своей душе то, что изначально заложено природой (доброту, порядочность, милосердие, честность, любовь), Игнатьич становится браконьером не только по отношению к природе, но и к самому себе.
Человек – неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в гармонии, иначе она отомстит за свое унижение. Об этом утверждает Астафьев в своей книге. Игнатьич обращается к Богу и спрашивает: Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел:. После этого зимородок освобождается от крючков и уплывает к своей исходной стихии и уносит ее в своем теле.
Игнатьич сразу чувствует себя лучше: телом — потому что рыба не повисла на нем мертвым грузом, душой — потому что природа простила его, дала второй шанс искупить все грехи и начать новую жизнь. Книга В.П. Астафьева похожа на то, что в своем творчестве автор обращается не только к экологическим проблемам, но и к проблемам нравственным.
Он вселяет чувство ответственности и заставляет всех задуматься над словами автора о том, что за плохие поступки человека обязательно ждет возмездие. Этот сборник рассказов читается с большим интересом, учит любить природу, воспитывать хорошее отношение к человеку.
Язык произведения уникален. Автор охотно использует слова, которыми пользуются люди, живущие в его родном городе. Эта книга делает читателя добрее, умнее.
Автор вынужден вернуться домой силой, потому что многие родственники уже начали умирать. Автор должен покинуть свой дом в возрасте семнадцати лет, чтобы не быть обузой для других членов семьи. Отец встречает его без радости, думая, что его сын давно умер. Но Коля и остальные ребята рады новому гостю. У Коли есть собака по кличке Бой.
По прошествии десяти лет автору пришлось снова посетить родные места. Отца посадили за то, что он украл деньги, все обязанности переложили на плечи Коли. Пока всех арестантов отослали, Коля пришел в последний раз посмотреть на отца, но верный пёс бросился к ногам хозяина, а Коля только оттолкнул пса.
Проходит еще немного времени, Коля уже работает таксистом и иногда охотится на лис. На этот раз он поехал со своим другом Архип и его товарищи. Но удача им не сопутствует — горных лисиц нет, да и оставаться на месте опасно, так как мешает снег. Они остаются, между ними происходит ссора.
Когда метель кончается, Коля выходит на улицу и видит мертвую Бойе и женщину, считающуюся ведьмой, он пренебрегает всеми предупреждениями и следует за ней, но, пройдя несколько метров, падает. Он долго не приходит в себя, просто лежит. Болезнь Коли сближает всех остальных участников группы.
Выстрелом Коля помогает всем спастись, их находят, и Коля после пребывания в больнице получает инвалидность. Когда Коля в очередной раз приезжает на родину, он приглашает своих друзей на рыбалку.
История учит, что между товарищами не должно быть ссор и обид, а если и будут, то нельзя оставлять друга в беде.
Схватка с осетром
Кульминацией произведения стала сцена рыбалки, где огромный осетр зацепил Зиновию. Игнатьич сразу понял, что рыба крупная. Браконьера смутил вид осетра, который показался рыбаку довольно зловещим. Пойманная сетью рыба больше походила на старую ящерицу.
Зиновий стал подсчитывать прибыль, которую можно было бы получить от продажи осетровой икры. Браконьера охватил порыв жадности, он решил, что не будет делиться с другими рыбаками и не стал звать на помощь. Рыба, запутавшаяся в снасти, оставалась неподвижной. Вдруг Игнатьич вспомнил наставление деда.
Он сказал, что при встрече с зимородком необходимо отпустить добычу обратно в дикую природу, если человек совершил плохие поступки. В этом случае примета сулила дальнейшую безбедную жизнь.
Но Зиновий отложил эти мысли и решил оглушить осетра топором, а затем затащить его в лодку. Удар пришелся мимоходом, рыба дернулась, лодку качнуло, и Зиновий оказался за бортом и попал в те же сети. Рыбина оглушила рыбака мощным ударом по корпусу и продолжила наносить удары, рыболовные крючки вонзались в тела обоих. Тогда осетр упал на рыбака и прижал его к лодке.
Зиновия ударила рыбу кулаком по голове, она взяла его за ногу и утащила под воду. Рыбак потерял много крови, в его памяти пронеслись юность и значимые жизненные события. Игнатьич вспомнил, как однажды в юности он жестоко обошелся с любимой Глашей, заподозрил ее в измене и бросил девушку в реку. С годами вина за этот поступок стала мучить Зиновия все чаще и чаще.
Герой решил, что, возможно, дед был прав и надо отпустить огромную рыбу и покаяться перед Глашей. Ослабевший рыбак начал шептать слова прощения, обращаясь к тому, чью судьбу он извратил. В этот момент мимо проплыла моторная лодка. Вызванная им волна потрясла лодку Игнатьича, и осетр, надрав снастями собственную шкуру, уплыл.
Игнатьич почувствовал облегчение и позвал рыбу, чтобы она осталась в живых. В этот момент человек почувствовал внутреннее освобождение от мучившей его ранее вины, ему стало казаться, что теперь у него появился шанс на новую жизнь, где не будет ошибок.
На этом история рыбака заканчивается. Автор как бы дает ему шанс начать жить с чистого листа, вполне честно.