«Три толстяка»

Краткие содержания
Содержание
  1. Появление персонажей и их знакомство
  2. Основные события и развязка
  3. Часть первая. Канатоходец Тибул. Беспокойный день доктора Гаспара Арнери. Десять плах
  4. Описание героев произведения
  5. Описание трех толстяков
  6. Второстепенные персонажи
  7. Часть первая. Канатоходец Тибул
  8. Глава 1. Беспокойный день доктора Арнери
  9. Глава 2. Десять плах
  10. Глава 3. Площадь Звезды
  11. Часть вторая. Кукла наследника Тутти
  12. Глава 4. Удивительное приключение продавца воздушных шаров
  13. Глава 5. Господину доктору Гаспару Арнери
  14. Глава 5. Heгp и капустная голова
  15. Глава 6. Непредвиденное обстоятельство
  16. Глава 7. Ночь странной куклы
  17. Часть третья. Суок
  18. Глава 8. Трудная роль маленькой актрисы
  19. Глава 9. Кукла с хорошим аппетитом
  20. Глава 10. Зверинец
  21. Часть четвертая. Оружейник Просперо
  22. Глава 11. Гибель кондитерской
  23. Глава 12. Учитель танцев Раздватрис
  24. Глава 13. Победа
  25. Эпилог
  26. Часть вторая. Кукла наследника Тутти. Удивительное приключение продавца воздушных шаров
  27. Разбор книги и ее критика
  28. Тайный ход
  29. «Три толстяка» очень краткое содержание
  30. Онлайн чтение книги Три толстяка ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КАНАТОХОДЕЦ ТИБУЛ

Появление персонажей и их знакомство

Современный читатель, ознакомившись с кратким содержанием рассказа «Три толстяка», может по-своему сформулировать основную мысль. Долгое время считалось, что приключения предназначены больше для взрослых, чем для детей. В любом случае младшие школьники должны работать над произведением совместно с родителями, старшими братьями или сестрами.

Действие:

  1. Доктор Арнери в поисках новых насекомых становится невольным свидетелем разгара народного восстания. Он понимает, что упустил что-то важное.
  2. Выяснилось, что под предводительством Тибула и Просперо народ штурмовал дворец правителей. Но вскоре повстанцы были рассеяны. От одного из взрывов пострадал сам врач. Он пришел в себя только к вечеру и долго шел домой. Когда доктор уже собирался записать увиденное, в его комнате появился сбежавший от стражи веревочник Тибул.
  3. Продавец воздушных шаров случайно натыкается на торт, приготовленный для толстых людей. Он подслушивает обсуждение восстания, а также узнает, что «живая» кукла Тутти была уничтожена. Толстяки решают доверить ремонт игрушки Арнери. Кукла очень дорога мальчику, их единственному наследнику.
  4. Доктор тем временем замаскировал Тибула под негра. Они пошли на рынок, но там революционер сдался и сбежал, а ученого забрала охрана. Вместе с ним в тележке везли раненую куклу. Арнери отпустили на ремонт до утра. Убедившись, что он не справится, ученый решил вернуть игрушку во дворец, но по дороге потерял ее. Почти случайно он оказался в гостях у клоуна Августа, где увидел свою дочь. Суок был вылитым наследником. Тибул тоже приходит сюда.
  5. Девочку решили замаскировать под куклу и отправить во дворец помочь в освобождении Просперо.
  6. Маленькая актриса соглашается на опасное задание. По пути она видит, как учитель танцев забирает у собаки потерянную куклу. Во дворце она встречает Тутти.

Теперь, когда на сцене появились все главные герои сказки, начинается главное.

Основные события и развязка

Хотя Олеша и назвал свое произведение «Три толстяка», они отнюдь не главные герои. Вернее, правители лишь олицетворяют отрицательное начало, зло, несправедливость, несдержанность. Настоящие герои — простые люди, далекие от власти. Их характеры становятся яснее по мере развития сюжета.

Композиция книги позволяет читателю постепенно проникнуть во внутренний мир героев:

Читательский дневник

  1. Суок и Гаспар Арнери во дворце. Врач сказал Тутти, что даже научил своего питомца разговаривать. В награду он попросил у толстяков прощения за всех обвиняемых. Мальчик потребовал того же. Правителям пришлось согласиться.
  2. Пока наследница ела торт, Суок попросила угостить и ее. Мальчик обрадовался, а слуга удивился, он не привык есть игрушки.
  3. Девушка понимает, что правители готовят Тутти замену себе, поэтому воспитывают в нем жесткость. У наследника нет друзей. Живое общение с людьми заменяет ему возможность наблюдать за животными в клетках. Актриса рассказывает мальчику о другой жизни, а также завладевает ключом от зверинца.
  4. Суок вошла в зверинец и нашла Просперо. В этот момент до толстяков дошла весть о возобновлении восстания. Девушка помогла революционеру бежать через подземный переход, но сама была арестована.
  5. Тем временем учитель танцев отнес найденную куклу к толстякам. Но его карету перехватили охранники с красными повязками. Они нашли игрушку и поспешили с ней во дворец.
  6. Тутти в ухо вкололи лекарство, от чего ему пришлось спать трое суток. Вот и хотели скрыть от него судьбу «куклы» — Суок. Молодой артист цирка сидел в тюрьме, думая о своих друзьях. И они, сняв повязки, уже вошли во дворец.
  7. Когда артистку цирка допрашивали, она молчала. Суок был приговорен к смертной казни и брошен на съедение тиграм. Но к подмене остались равнодушны, ведь друзья заменили живую девочку на механическую куклу.
  8. Штурм удался. Толстяков и их помощников арестовали. Героиня заслуживает аплодисментов. Через год Тутти и Суок, оказавшиеся братом и сестрой, уже вместе выступали на сцене.

Олеша написал замечательную историю со счастливым концом. Одной из особенностей произведения является простой, доступный, понятный язык, свойственный только сказкам, рассчитанным на детей.

Часть первая. Канатоходец Тибул. Беспокойный день доктора Гаспара Арнери. Десять плах

Краткое содержание: «Три толстяка», главы 1-2. О стипендии доктора всех наук Гаспара Арнери в городе знали все — от беспризорников до знатных людей. Однажды он собирался в долгую прогулку за город, во дворец злых и жадных правителей — Трех Толстяков. Но никого не выпускали из города. Выяснилось, что в этот день штурм правительственного дворца возглавили оружейник Просперо и цирковой гимнаст Тибул.

К вечеру оказалось, что мятежный народ разбит, оружейник Просперо схвачен стражей и по приказу трех толстяков посажен в клетку в зверинце наследника Тутти, а гимнаст Тибул остался на свободе, чтобы найти его, охранники сожгли рабочие помещения.

Описание героев произведения

Прочитав книгу, легко составить описание главных героев. Его написание не избавляет от необходимости включать в текст ненужные детали. Также можно выполнить задание в маленьком формате. Основные моменты можно определить из аннотации к работе.

Примерный краткий вариант описания:

Три толстяка: главные герои и их характеристики

  1. Сук. Смелый и стойкий артист цирка, напарник Тибула. Она очень отзывчива, готова пожертвовать собой ради других. Благодаря ей восстание победило. Она сделала все, чтобы Тутти нашел себя в новой жизни. Суок находит счастье вернуть своего брата.
  2. Тибул. Гимнаст, один из лидеров революции. Храбрый молодой ходок, который использовал свой цирковой талант, чтобы бороться с толстым правительством. Циркач любит веселье, но также является очень ответственным, хотя и импульсивным человеком.
  3. Арнери. Настоящий ученый, покоривший почти все науки. Его почти считают магом. Летописец, который тщательно записывает в свой дневник все, что происходит вокруг него. Мудрый человек, сочувствующий простым людям. Доктор смелый, он не боится помогать бунтовщикам, требовать от правителей пощады для осужденных.
  4. Оружейник Просперо. Лидер повстанцев, организатор мятежа. Обладает непоколебимой волей, готов на все ради достижения своей цели. Оружейник по-своему храбр и справедлив. Но когда ему приходится бежать, он бросает спасшую его девушку на произвол судьбы.
  5. Тутти. Несчастный одинокий мальчик, потерявший в детстве родителей и сестру. Его готовят возглавить страну, но учителя не могут ожесточить его сердце. Встреча с Суок позволяет наследнику по-другому взглянуть на мир. Он быстро находит новое призвание и становится художником.
  6. Толстяки. Автор специально не называет их по именам. Для него они являются олицетворением жадности, эгоизма, жестокости. Правители воспитывают мальчика так, чтобы он стал похож на них самих. Они по-своему любят приемного ребенка, стараются сделать все так, чтобы он ни в чем не нуждался.

В рассказе есть и другие персонажи. Но обычно нет необходимости описывать их отдельно. К персонажам второго плана относятся Август, тетя Ганимед, учитель танцев, продавец шаров, граф Бонавентура, ученый Туба. Последнее иногда подчеркивается. Он отказался подарить мальчику железное сердце и пострадал за это.

Описание трех толстяков

Персонажи являются правителями сказочной страны и могут олицетворять всеобщую власть, капитализм. Описание героев говорит о том, что они обладают жестоким характером, благодаря чему их смело можно назвать тиранами. У них нет сочувствия к другим, их заботит только собственное обогащение. В произведении имена персонажей не упоминаются, вместо этого их просто называют Первым, Вторым и Третьим Толстяком.

Правители оберегали свою власть, и, поскольку наследников у них не осталось, они воспитывают 12-летнего мальчика Тутти. Чтобы придать ребенку личность, похожую на Толстяка, ему не разрешают общаться с другими детьми. Это описывает их как бесчеловечных и совсем не близких другим людям, потому что они не видят, что у Тутти очень тяжелое воспитание и он не хочет быть один.

Чтобы юный наследник не грустил, толстяки исполняют все его прихоти, какими бы они ни были. Правители также дарят ему фантастическую куклу, сделанную мастером и изобретателем Тубом. Эта игрушка имеет свойство расти и развиваться вместе с мальчиком.

Подобные факты говорят о том, что толстяки все же заботятся о Тутти, но разумно предположить, что это только потому, что он будущий наследник страны.

Толстяки относятся к своим подчиненным с крайней жестокостью и неуважением. Их не волнует возраст человека, его предпочтения, знания в различных областях – им важны только власть и статус. Правители тоже не дают людям развиваться, не продвигают страну, не помогают общественным деятелям. Также толстяки угнетают народ, что способствует их дальнейшему правлению.

Персонажи — тираны и беспощадные правители страны, из-за которых государство с каждым годом становится все более социально неразвитым. Их жестокость способствует тому, что от них отказывается даже стража, обязанная служить во дворце. Они перешли на сторону народа. Толстяки потеряли все: свою власть, ложное уважение людей, все имущество и были свергнуты.

Второстепенные персонажи

Помимо главных героев, в описании присутствуют второстепенные персонажи, без которых невозможно было бы создать полную картину после прочтения. Они сыграли важную роль в судьбе трех толстяков и повстанцев. Некоторые из них поддерживали простых людей. Другие сочувствовали правителям. Третьи задавались вопросом о представителях власть имущих, чтобы заискивать перед ними.

Наиболее известные второстепенные персонажи включают:

  • Доктор Гаспар Арнери — мудрейший ученый страны. Мужчина средних лет становится на сторону повстанцев, дает Тибулу убежище в своем доме. Интересуется историей, самые удивительные события, найденные в источниках, записывает в специальную книгу. Получает заказ от Толстяков починить куклу Тутти. Ее заменяет Суок по просьбе Гаспара. Он просит героиню притвориться игрушкой, удивительно похожей на артиста цирка. В дальнейшем ученый помогает повстанцам в борьбе с властями.
  • Учитель танцев Раздватрис — самовлюбленный и самоуверенный последователь веры правителей, трус, лжец, лицемер. В сказке он предстает эдаким шутом, который постоянно танцует и беспокоится о собственной внешности. Среди его учеников только дети богатых дворян, поэтому он становится на сторону власти.
  • Тетя Ганимед — экономка в доме Гаспара. Постоянно занимается уборкой, готовкой для доктора.
  • Туб — ученый, когда-то работавший на Толстяковых. Именно он создал куклу Тутти. Со слов Тубы понятно, что Суок — сестра наследника. Вот почему он так похож на игрушку, потому что это был прототип. Правители приказали Тубоу сделать для Тутти железное сердце. Но ученый отказался. За это его заперли в клетке с животными, где он пролежал долгое время и зарос шерстью. У него были когти и клыки.

Также в сказке читатели знакомятся с продавцом воздушных шаров, без которого никто бы не узнал о тайном подземном ходу, графом Бонавентурой (капитаном дворцовой стражи), Августом (клоуном) и другими персонажами.

Несмотря на то, что, по мнению классиков жанра, в романе нет волшебства, в нем присутствуют фантастические элементы и герои. Например, человек-волк, живая кукла, которая растет вместе с мальчиком. Об этом также следует упомянуть при анализе работы читательского дневника и характеристике действующих лиц при описании темы рассказа.

Часть первая. Канатоходец Тибул

Глава 1. Беспокойный день доктора Арнери

Однажды знаменитый врач Арнери решил отправиться за город «собрать травы и жуков». Именно там располагался Дворец Трех Толстяков, окруженный глубокими каналами и надежно охраняемый стражей.

Возле дворцового парка доктор заметил толпу. Он узнал, что «гвардейцы не выпускают людей из города», чтобы те не могли помочь мятежникам, посмевшим противостоять власти трех толстяков.

Доктор Арнери услышал выстрелы и забрался на высокую башню. Он ясно видел, как мятеж был подавлен, а один из предводителей, оружейник Просперо, попал в плен к стражникам.

Глава 2. Десять плах

Доктору посчастливилось остаться в живых, когда во время перестрелки в башню попала бомба. Выбравшись из-под завалов, он заметил валяющиеся повсюду трупы.

Доктор Арнери едва добрался до оживленной части города, где стал свидетелем разговоров местных жителей. Состоятельные горожане радовались, что мятеж был быстро подавлен, а бедняки не сомневались, что второй предводитель мятежников, гимнаст Тибул, остался на свободе и скоро даст о себе знать.

Все разговоры прекратились, когда появились плотники, которые утром должны были построить десять блоков для бунтовщиков.

Глава 3. Площадь Звезды

Возле «главной площади, которую называли площадью Звезды», толпились пешеходы, всадники, подводы и подводы. Все внимание было приковано к высокому стеклянному куполу, под которым по узкой проволоке ловко передвигалась гимнастка Тибул. Благодаря своему мастерству ему удалось уйти от преследования охранников.

Часть вторая. Кукла наследника Тутти

Глава 4. Удивительное приключение продавца воздушных шаров

На следующий день было очень ветрено, и на радость детям «продавец детских шаров надулся воздушными шарами». К сожалению, ветер отнес его прямо во дворец трех толстяков — когда продавец влетел в открытое окно, продавец оказался в просторной кондитерской и утонул в середине огромного торта. Чтобы избежать наказания, кондитеры смазали его кремом и украсили цукатами, после чего отнесли в зал, где проходил торжественный завтрак. Так продавец шаров узнал, что оружейника Просперо посадили в клетку, а его любимую куклу безнадежно ранил наследник Тутти.

Глава 5. Господину доктору Гаспару Арнери

Наследник Тутти успокоился и пообещал, что его куклу починят к завтрашнему утру. «Государственный совет правительства трех толстяков» приказал доктору Арнери срочно починить куклу, иначе он будет наказан до крайности.

Тем временем продавцу воздушных шаров удалось сбежать из дворца. Повар посоветовал ему прыгнуть в большой котел, под которым был потайной ход.

Глава 5. Heгp и капустная голова

Доктор Арнери помог Тибулу «превратиться» в чернокожего, чем напугал тетю Ганимед. Они вышли на Судную площадь, где должна была состояться казнь бунтовщиков. Чтобы отвлечь простой народ, были приглашены заезжие артисты цирка. Тибул затеял с ними драку и начал отбиваться капустой. Одной из таких «голов» оказалась голова игрока с мячом. Так Тибул узнал тайну подземного хода во Дворце Трех Толстяков.

Глава 6. Непредвиденное обстоятельство

Доктор Арнери привез с собой сломанную куклу, которую он сначала принял за живую девушку — настолько искусна была работа мастера. Ему сообщили, что горе наследника Тутти слишком велико и «кукла должна воскреснуть к завтрашнему утру». Гаспар Арнери принялся за работу и понял, в чем причина крушения. Но за столь короткое время он не смог это исправить. Тогда доктор решил отнести куклу во Дворец Трех Толстяков и оставить его судьбу в их руках.

Глава 7. Ночь странной куклы

По дороге во дворец доктор потерял бесценную куклу. Поняв, что обречен на верную смерть, он побрёл домой. В сарае дяди Бризака доктор случайно увидел двенадцатилетнюю девочку, которая, как две капли воды, была похожа на куклу. Ею оказалась маленькая танцовщица по имени Суок.

Часть третья. Суок

Глава 8. Трудная роль маленькой актрисы

В кабинке появился гимнаст Тибул, принадлежавший к этой маленькой цирковой семье. Услышав рассказ доктора о пропавшей кукле, Тибул решил отправить ее во дворец Суок, где ей предстояло «сыграть роль куклы наследника Тутти» и спасти оружейника Просперо.

Глава 9. Кукла с хорошим аппетитом

Никто во дворце, в том числе и Тутти, подмены не заметил — малышка Суок отлично справилась со своей непростой ролью. В качестве платы за исправленную «куклу» Гаспар Арнери из «Трех толстяков» потребовал «дать жизнь всем обреченным рабочим», и они были вынуждены подчиниться. Оставшись наедине с Тутти, Суок не выдержала и съела торт, чем очень обрадовалась своему маленькому хозяину.

Глава 10. Зверинец

Три Толстяка сознательно воспитывали Тутти вдали от детей — они мечтали, что он вырастет с холодным, жестоким сердцем. Знакомство с Суок открыло мальчику новый мир, о котором он даже не подозревал. Суок знал, что «клетка оружейника Просперо находится в зверинце наследника Тутти». Дождавшись темноты, она отправилась на его поиски. В зверинце девушка увидела умирающего узника, который перед смертью передал ей свои записи.

Часть четвертая. Оружейник Просперо

Глава 11. Гибель кондитерской

Суоку удалось освободить Просперо. Она повела его в кондитерскую, где был подземный переход. Оружейник успел прыгнуть в кастрюлю, а Суок попал в плен к подоспевшим стражникам.

Глава 12. Учитель танцев Раздватрис

Учителя танцев Раздватриса срочно вызвали во дворец к трем толстякам, решившим взять уроки танцев. По дороге его арестовали охранники, перешедшие на сторону народа. В картонной коробке Раздватриса нашли сломанную куклу наследника Тутти и отнесли во дворец.

Глава 13. Победа

Чтобы Тутти не узнал о бойне на Суоке, его усыпили сильным снотворным. Когда охранники повели девушку на суд над тремя толстяками, кто-то напал на них и освободил маленькую танцовщицу. Для двора это был не маленький бунтарь, а сломанная кукла, которую принесли во дворец стражники. Трое толстяков не заметили компенсации и приговорили ее к смертной казни.

В этот момент «парк наполнился шумом, криками, выстрелами». Именно Тибул и Просперо подняли народ на восстание и захватили дворец ненавистных трех толстяков. Власть богатых была свергнута.

Эпилог

Оказывается, странным заключенным, передавшим свои записи Суоку, был ученый по имени Туб. Ему «показали маленькую Суок и Тутти» и он должен был сделать точную копию девочки. После этого Тутти стал наследником трех толстяков, а «Суок отдали в бродячий цирк». Тубе было приказано выковать для Тутти железное сердце, но ученый отказался. Его посадили в клетку, где он провел восемь лет.

Так победа народа над тремя толстяками объединила после долгой разлуки брата и сестру — Тутти и Суок.

Часть вторая. Кукла наследника Тутти. Удивительное приключение продавца воздушных шаров

Краткое содержание «Трех толстяков», глава 4. На Дворцовой площади готовилась казнь пленных повстанцев. Сильный ветер поднял в воздух огромную кучу воздушных шаров вместе с глупым и жадным продавцом. Он полетел в сторону Дворца Трех Толстяков и упал в открытое окно королевской кухни прямо посреди огромного именинного торта. Чтобы избежать гнева прожорливых правителей, кондитеры обмазали продавца кремом и цукатами и подали к столу.

ю олеша краткое содержание три толстяка

Толстяки празднуют победу над мятежным народом и приказывают привести Просперо. Оружейник насмешливо говорит, что скоро придет конец власти богачей, чем пугает гостей жирных правителей. «Мы казним тебя вместе с Тибулом, когда поймаем его!» Просперо уводят, все собираются приступить к торту, но их прерывают громкие крики наследника Тутти.

Двенадцатилетний мальчик, будущий наследник Трех Толстяков, избалованный принц, рассердился: кто-то из гвардейцев, перешедших на сторону народа, зарубил саблями любимую куклу наследника. Ростом с него, эта кукла была единственным другом Тутти, и он потребовал ее починить.

Праздничный завтрак был быстро остановлен, а казнь отложена, Государственный совет направил к доктору Арнери капитана дворцовой стражи Бонавентура со сломанной куклой, с приказом починить куклу к утру.

Продавец воздушных шаров очень хотел исчезнуть из дворца. Повара показали ему потайной ход, который начинался в одном из гигантских котлов, и за это попросили шар. Продавец исчез в горшке, а шарики полетели в небо.

Читайте также: Три сестры Чехова: краткое содержание пьесы

Разбор книги и ее критика

Некоторые критики до сих пор называют произведение Олеши романом. Сам он, как свидетельствовали его современники, был не против такой оценки. Анализ произведения «Три толстяка» показывает, что оно представляет собой смешение сразу нескольких начал. Но это на пользу книге. Легко читается и понимается, надолго остается в памяти.

Вы должны помнить:

Автор книги «Три толстяка

  1. Что бы там ни говорили, это прежде всего книга о революции. Автор уверен, что как только к власти в любой стране придут простые люди, мир станет лучше и чище.
  2. Но во времена появления сказки классовые отношения показаны без полутонов. Это было просто черное и белое. Такой подход диктовал необходимость творчества в жанрах сатиры, карикатуры. Олеша не мог с этим согласиться. В его произведениях чувствуется тонкий лиризм настоящего поэта, каким он был.
  3. В результате автору удалось создать настоящую сказку, наполненную гиперболами и метафорами. Кроме того, здесь есть все: кремовые пирожные и кадрили, шпаги и попугаи, куклы и воздушные шары. За всем этим «революционер» иногда отходит на второй план.
  4. С другой стороны, ни описание восстания, ни чисто авантюрные элементы не заслоняют самого главного — дружбы героев, их стремления к лучшему, их готовности к самопожертвованию. Если исторические аналогии в произведении еще можно рассматривать, то реальных прототипов героев искать точно не стоит.
  5. К вопросу об идеологии. Публике роман понравился, но в крайне революционных творческих кругах он был встречен в штыки. На Олешу посыпались обвинения в излишней сказочности и романтизме произведения. «Крайние» считали, что «толстяки» не могут быть полезны детям, воспитывая в них настоящих революционеров. Автора упрекнули и в образе врача, который не отражал должным образом характер настоящего борца за идею.
  6. Специалисты, более сдержанные в оценках, отдали Олеше должное за высокий артистизм произведения, но сказали, что вместо циркачей ему следовало включить в главные действующие лица крестьянскую девушку и настоящего пролетарского фабричного рабочего, ярого агитатора.

Время показало, что Олеша создал почти блестящее произведение, показал высокий художественный стиль. Сегодня его творчество подтверждает, что аллегория и притча могут быть востребованы в индустриальном обществе.

Тайный ход

Во время этой суматохи торт был возвращен на кухню, но один из кондитеров поскользнулся, упал с тортом, тарелка была разбита, а продавец намазанных кремом воздушных шаров, с которым он никогда не расставался, оказался на свободе. Пока шеф-повар и его подмастерья пытались обустроить кухню, продавец балерины умолял поваров помочь ему и как-то выпустить из дворца.

Дети согласились помочь продавцу при условии, что он даст им воздушные шары. Продавец охотно выполнил их просьбу, а повара провели его в большую кухню и предложили залезть в одну из огромных кастрюль, заверив продавца, что это выход. Да, когда открыл крышку, убедился, что дна в кастрюле нет, а проход где-то есть.

Не было времени думать. Он залез в котел и закинул за собой крышку. Он выбрался в какой-то сад, где в это время прятался гимнаст Тибул.

«Три толстяка» очень краткое содержание

Страной правят Толстяки — тираны, угнетающие народ. Тибул и его друзья хотят поднять людей для революции, но его сажают в тюрьму. Кукла Тутти ломается. Толстяки запрещают ему общаться с детьми, чтобы он рос бесчувственным, а кукла — его единственная спутница.

Арнери приказывают починить куклу, он ее теряет, но находит Соук — девушку, очень похожую на куклу, и забирает ее во дворец. Сук дружит с Тутти и смягчает его сердце. Вместе они освобождают Тубу, создательницу куклы, узнают, что Соук — сестра Тутти, с которой он был разлучен в детстве, помогают Тибулу свергнуть жестоких правителей и восторжествовать справедливость.

Заключение:

Когда у тебя есть власть, ты не можешь плохо относиться к тем, кто тебя поддерживает, потому что они не отличаются от тебя по своей природе — все люди равны. Жестокость и несправедливость порождают недовольство и рано или поздно приведут к отвержению и свержению. Зло обязательно возвращается к виновному. А доброта, как вода камень, смягчает даже очень черствое сердце. Нужно ценить родных и держаться друг друга, родные — самая главная опора и опора в жизни.



Основные события и развязка приключения Три толстяка
Читательский дневник

Онлайн чтение книги Три толстяка ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КАНАТОХОДЕЦ ТИБУЛ

Глава 3

ЗВЕЗДНАЯ ОБЛАСТЬ

Доктор ехал домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, которые сияли ярче залов, а цепь фонарей бежала высоко над ним в небе. Фонари выглядели как сферы, наполненные ослепительно кипящим молоком. Вокруг фонарей падали, пели и умирали комары. Он ехал вдоль валов, вдоль каменных заборов. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо текла вода, черная и блестящая, как смола.

Город опрокинулся в воде, затонул, уплыл и не смог уплыть, только растворился в нежных золотых пятнах. Он ехал по арочным мостам. Снизу или с другой стороны они выглядели как кошки, согнувшие свои железные спины перед прыжком. Здесь, у входа, на каждом мосту стояла охрана. Солдаты сидели на барабанах, курили трубки, играли в карты и зевали на звезды. Доктор катался, смотрел и слушал.

С улицы, из домов, из открытых окон кабаков, из-за заборов увеселительных садов неслись отдельные слова из песни:

Хит Просперо в хорошо направленном

Ограничительный воротник —

Сидя в железной клетке

Заядлый биржевик.

Пьяный денди подхватил этот стих. У денди умерла тетка, у которой было много денег, еще больше веснушек и не было ни одной родственницы. Франт унаследовал все деньги своей тети. Поэтому, конечно, он был недоволен тем, что народ восстал против власти богачей.

В зверинце происходило большое представление. На деревянной сцене три толстых лохматых обезьяны изображали трех толстяков. Фокстерьер играл на мандолине. Клоун в красном костюме, с золотым солнцем на спине и золотой звездой на животе, в такт музыке декламировал стихи:

Как три мешка пшеницы

Три развалились Толстяк!

У них больше нет забот

Как нарастить живот!

Эй, берегись, Толстяк:

Наступили последние дни!

Наступили последние дни! — кричали со всех сторон бородатые попугаи.

Шум был невероятный. Животные в разных клетках начали лаять, рычать, щелкать, свистеть.

Обезьяны прыгали по сцене. Невозможно было понять, где их руки, где ноги. Они вскочили в толпу и поспешили бежать. Это тоже был публичный скандал. Те, что были толще, были особенно шумными. Толстяки с пылающими щеками, дрожа от гнева, швыряли в клоуна шляпы и бинокли. Толстая дама взмахнула зонтиком, поймала толстого соседа и сорвала с него шляпу.

— Ах ах ах! сосед закудахтал и поднял руки, потому что парик упал вместе с шляпой.

Обезьяна убежала и ударила даму ладонью по лысине. Сосед отключился.

— Ха-ха-ха!

— Ха-ха-ха! — другая часть публики, более худая на вид и хуже одетая, залилась потоком. — Отличная работа! Отличная работа! Черт бы побрал их! Долой трех толстяков! Да здравствует Просперо! Да здравствует Тибул! Да здравствует народ!

В этот момент послышался очень громкий крик:

Читайте также: Ворон-челобитчик — краткое содержание повести Салтыкова-Щедрина (сюжет произведения)

— Огонь! Город горит…

Люди, давя друг друга и опрокидывая скамейки, бежали к выходам. Охранники поймали бегущих обезьян.

Возница, который вез доктора, повернулся и сказал, указывая перед собой кнутом:

«Охранники сжигают рабочие помещения. Они хотят найти гимнаста Тибула…

Над городом, над черным нагромождением домов дрожал розовый оттенок.

Когда скорая помощь прибыла на главную площадь, которая называлась Стьернеплассен, проехать оказалось невозможно. У подъезда столпилась масса фургонов, телег, всадников, пешеходов.

— Что? — спросил доктор.

Никто ничего не ответил, потому что все были заняты происходящим на площади. Водитель встал во весь рост на эстакаде и тоже стал смотреть туда.

Эту площадь назвали Площадью Звезды по следующей причине. Он был окружен огромными домами одинаковой высоты и формы и накрыт стеклянным куполом, что делало его похожим на колоссальный цирк. Посреди купола, на страшной высоте, горел самый большой в мире фонарь. Это был невероятно большой мяч.

Охваченный железным кольцом, подвешенный на мощных тросах, он напоминал планету Сатурн. Свет был так прекрасен и так не похож ни на какой земной свет, что люди дали этому фонарю чудесное имя — Звезда. Поэтому они начали обзванивать весь район.

Света на площади, в домах и на близлежащих улицах больше не было. Звезда осветила каждый закоулок, каждый угол и шкаф во всех домах, что окружали площадь каменным кольцом. Здесь люди обходились без ламп и свечей.

Кучер оглядел фургоны, телеги и кучерские цилиндры, похожие на крышки аптекарских пузырьков.

— Что ты видишь? Что там происходит? доктор забеспокоился и оглянулся на кучера. Маленький доктор ничего не видел, тем более что был близорук.

Водитель рассказал обо всем, что видел. И это то, что он увидел.

На площади было большое оживление. Люди бегали по огромной круглой комнате. Круг на площади, казалось, крутился, как карусель. Люди перекатывались с места на место, чтобы лучше видеть, что делается наверху.

Чудовищный фонарь, пылающий на высоте, ослеплял глаза, как солнце. Люди подняли головы и закрыли глаза ладонями.

— Вот! Вот! — раздались крики.

— Вот, смотри! Там!

— Где? Где?

— Выше!

— Тибул! Тибул!

Сотни указательных пальцев вытянулись влево. Там был обычный дом. Но на шести этажах все окна были разбиты. Из каждого окна высовывались головы. Они различались по внешнему виду: одни в вечерних платьях с кистями; иные в розовых шапочках, с кудрями цвета парафина; третий в платке; наверху, где жила бедная молодежь — поэты, художники, актрисы, — глядели веселые, безбородые лица, в облаках табачного дыма, и женские головы, окруженные таким блеском золотых волос, что казалось, у них крылья на плечах.

Этот дом с открытыми решетчатыми окнами, из которых торчали, как птицы, разноцветные головы, был похож на большую клетку, наполненную щеглами. Хозяева голов пытались увидеть, что на крыше происходит что-то очень важное. Это было так же невозможно, как увидеть собственные уши без зеркала. Таким зеркалом для этих людей, желавших увидеть из собственного дома собственную крышу, была бушующая на площади толпа. Она все видела, кричала, махала руками: одни выражали радость, другие — негодование.

По потолку двигалась маленькая фигурка. Она медленно, осторожно и уверенно шла по склону к треугольной вершине дома. Железо загрохотало под ее ногами.

Она взмахнула плащом, восстанавливая равновесие, как циркач восстанавливает равновесие желтым китайским зонтом.

Это была гимнастка Тибул.

Люди кричали:

Молодец, Тибул! Молодец, Тибул!

— Ждать! Вспомни, как ты ходил по канату на ярмарке…

Он не упадет! Он лучший гимнаст страны…

Ему это не впервой. Мы видели, как хорошо он ходит по канату.

Молодец, Тибул!

— Бег! Сохранить себя! Освободите Просперо!

Другие были в ярости. Они потрясли кулаками:

— Тебе не убежать, жалкий дурак!

— Гоша!

— Мятежник! Тебя расстреляют, как кролика…

— Осторожно! Мы перетащим вас с крыши на плаху. Десять блоков будут готовы завтра!

Тибул продолжал свой страшный путь.

— Откуда он взялся? — спрашивали люди. Как он попал на эту площадь? Как он попал на крышу?

«Он убежал из рук охранников,» ответили другие. — Бежал, пропадал, потом его видели в разных концах города — лазал по крышам. Он подвижен, как кот. Его искусство было ему полезно. Недаром его слава разнеслась по всей стране.

На площади появились охранники. Зрители разбежались по переулкам. Тибул перешагнул барьер и встал на край. Он протянул руку в плаще. Зеленый плащ развевался, как знамя.

В таком же плаще, в таких же трико, сшитом из желтых и черных треугольников, люди привыкли видеть его во время выступлений на ярмарках и воскресных вечерах. Теперь высоко под стеклянным куполом, маленький, худенький и полосатый, он был похож на осу, ползущую по белой стене дома. Когда плащ надулся, появилась оса, расправившая свои зеленые блестящие крылья.

— Сейчас ты упадешь, ублюдок! Сейчас тебя расстреляют! — кричал пьяный франт, доставшийся от веснушчатой ​​тётки.

Охранники выбрали практичную позицию. Офицер бежал очень обеспокоенный. В руках он держал пистолет. Его шпоры были такими же длинными, как бегуны.

Было совершенно тихо. Доктор схватил его сердце, которое подпрыгнуло, как яйцо в кипятке.

Тибул на секунду задержался на краю. Ему нужно было попасть на противоположную сторону площади — тогда он мог бы бежать от площади Звезды в сторону рабочих кварталов.

Офицер стоял посреди площади на клумбе, усыпанной желтыми и синими цветами. Там был бассейн и фонтан, бьющий из круглой каменной чаши.

— Стоп! — сказал офицер солдатам. «Я хочу застрелить его сам. Я лучший стрелок в полку. Научись стрелять!

От девяти домов, во все стороны, к центру купола, к Звезде, протянулись девять стальных тросов (проволок, толстых, как морской канат).

Казалось, что от фонаря, от пылающей Великолепной Звезды, летели над местностью девять длинных черных лучей.

Неизвестно, что думал в этот момент Тибул. Но, вероятно, он решил так: «Я пройду площадь по этой проволоке, как на ярмарке ходил по натянутой веревке. Я не хочу падать. Один провод тянется к фонарю, другой — от фонаря к противоположному дому. Пройдя по обоим проводам, я доберусь до противоположной крыши и спасусь».

Офицер поднял пистолет и прицелился. Тибул прошел по карнизу до места, где начиналась проволока, отделился от стены и двинулся по проволоке к фонарю.

Толпа ахнула.

Он шел очень медленно, потом вдруг начал почти бежать, идя быстро и осторожно, размахивая раскинутыми руками. Каждую минуту казалось, что он вот-вот упадет. Теперь его тень появилась на стене. Чем ближе он подходил к фонарю, тем ниже падала тень по стене, тем крупнее и бледнее она становилась.

Внизу была пропасть.

И когда он был посреди дороги к фонарю, очень тихо послышался голос офицера:

— Сейчас я буду стрелять. Он полетит прямо в бассейн. Один два три!

Выстрел промахнулся.

Тибул продолжал идти, но офицер почему-то упал прямо в бассейн.

Он был убит.

Один из охранников держал пистолет, из которого шел сизый дым. Он застрелил офицера.

— Собака! — сказал сторож. «Вы хотели убить друга народа. Я предотвратил это. Да здравствует народ!

— Да здравствует народ! — поддержали его другие гвардейцы.

Да здравствуют три толстяка! — кричали противники.

Они рассредоточились во все стороны и открыли огонь по человеку, идущему по проволоке.

Он был уже в двух шагах от фонаря. Взмахом плаща Тибул прикрыл глаза от яркого света. Пули летели мимо. Толпа взревела от радости.

Бах! Бах!

— Прошлый!

— Ура! Прошлый!

Тибул взобрался на кольцо, окружавшее фонарь.

— Ничего такого! — кричали охранники. — Он хочет пойти на другую сторону… Он хочет пойти по другому проводу. Оттуда мы его снимаем!

Здесь произошло то, чего никто не ожидал. Полосатая фигура, почерневшая в сиянии фонаря, села на зеленое кольцо, повернула рычаг, что-то щелкнуло, загремело, и фонарь мгновенно погас. Ни у кого не было возможности сказать слово. Стало ужасно темно и ужасно тихо, как в гробу.

А в следующую минуту громко, громко что-то снова постучало и зазвенело. Бледный квадрат открылся в темном куполе. Все видели кусочек неба с двумя маленькими звездочками. Потом на эту площадь, на фоне неба, вползла черная фигура, и было слышно, как кто-то быстро бежал по стеклянному куполу.

Гимнастка Тибул сбежала из Штьернеплассена через люк.

Лошади испугались выстрелов и внезапной темноты.

Экипаж Доктора чуть не перевернулся. Кучер резко повернулся и повел доктора кружным путем.

Пережив необыкновенный день и необыкновенную ночь, доктор Гаспар Арнери наконец вернулся домой. Его экономка, тетя Ганимед, встретила его на крыльце. Она была очень взволнована. На самом деле доктора так долго не было! Тетя Ганимед всплеснула руками, застонала, покачала головой:

— Где твои очки?.. Они разбились? О доктор, доктор! Где твой плащ?.. Ты потерял его? Ах ах!..

«Тетя Ганимед, к тому же я сломал оба каблука…

— О, какой несчастный случай!

«Сегодня случилось худшее происшествие, тетя Ганимед: оружейник Просперо попал в плен. Его посадили в железную клетку.

Тетя Ганимед ничего не знала о том, что произошло днем. Она слышала пушечные выстрелы, видела зарево над домами. Сосед сказал ей, что сотня плотников строит повстанцев на Домстолсплассен.

— Я очень испугался. Я закрыл ставни и решил никуда не идти. Я ждал тебя каждую минуту. Я очень переживала… Обед остыл, ужин остыл, а тебя все нет… — добавила она.

Ночь закончилась. Доктор пошел спать.

Среди ста наук, которые он изучал, была история. У доктора была большая книга в кожаном переплете. В этой книге он записал свои размышления о важных событиях.

— Вы должны быть осторожны, — сказал доктор, подняв палец.

И, несмотря на усталость, доктор взял свой учебник, сел за стол и стал писать.

«Ремесленники, горняки, матросы — вся бедная рабочая масса города восстала против власти трех толстяков. Гвардейцы победили. Оружейник Просперо взят в плен, а гимнаст Тибул бежал. Прямо сейчас на Площади Звезды, охранник застрелил его офицера. Это значит, что скоро все солдаты откажутся воевать с народом и защищать трех толстяков. Однако надо опасаться за судьбу Тибула…»

Затем доктор услышал звук позади себя. Он оглянулся. Там был камин. Из камина выполз высокий мужчина в зеленом плаще. Это была гимнастка Тибул.

 

События в Трех толстяках

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"