- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» (2 вариант)
- Художественные приемы
- Три пальмы как символ бунта против Божественной воли
- Средства выразительности
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
- Экологический пафос стихотворения «Три пальмы»
- Звукопись стиха
- Тема стихотворения
- Композиция
- Рассказ об убийстве
История создания
Это произведение является образцом зрелого творчества поэта. Лермонтов написал ее в 1838 году, через год она увидела свет на страницах «Отечественных записок».
В данной работе автор использует ряд образов из известного произведения А.С. Пушкина «Подражание Корану». Но в отличие от Пушкина, Лермонтов сосредотачивает внимание на мировоззренческих вопросах о смысле жизни и человеческой судьбе.
Жанр, направление, размер
По жанру это баллада, включающая десять четверостиший.
Стихотворные строки относятся к литературному направлению «романтизм». На особенности романа указывают такие маркеры, как тематика и характер сюжетного конфликта. Баллада была составлена с использованием двухсложной трехстопной амфибрахии — трехстопной стопы с ударением на втором слоге. Рифма – это секстина со смежной рифмой.
Композиция
Композиция произведения трехчастная, простая линейная. Выделяют следующие композиционные сегменты:
- Первая часть сюжетная: рассказ о спокойных деньках из жизни трех деревьев. Развитие сюжета начинается со строки: «И три пальмы стали жаловаться на Бога». Здесь заметно начало конфликта: очевидно, если бы деревья не высказали свои претензии к Богу, их ждала бы иная, счастливая судьба.
- Вторая часть представляет собой описание караванного вторжения под контролем арабов на территорию оазиса. Кульминация сюжета видна в первых трех строках восьмого четверостишия.
- Третья часть — развязка сюжета: описание гибели трех деревьев и всего пустынного оазиса.
Образы и символы
Автор создал несколько смысловых образов, чтобы донести до читателей ключевой смысл стихотворения:
- образ трех пальм является центральным. Эта картина имеет иное толкование. Оно может подразумевать единство таких нравственных категорий, как: добро, истина и красота. Также может означать христианскую Троицу — союз души, тела и разума;
- образ пустыни и образ оазиса есть символ несовместимого, всего противоположного в земном бытии. Это две территории, которые символизируют жизнь и смерть;
- образ каравана — по сюжету поэмы караван упокоен под широкими пальмовыми листьями. Вообще караван символизирует всю историю человечества;
- образ лирического героя — романтического героя не проявляется, но его присутствие очевидно и заметно: он находится как бы «за кадром» всего происходящего. При этом отчетливо чувствуется авторская оценка описываемых событий: поэт испытывает разочарование, осуждение и гнев;
- образ дракона — эта птица, предпочитающая питаться падалью, олицетворяет собой смерть. Дракон как-то подчеркивает и усиливает общую картину разрушений, причиненных человеческим караваном;
- образ ручья символизирует мир и спокойствие жизни, которые не смогли оценить три дерева.
Темы и настроение
Основная тема стихотворения – агрессивность и безответственность человека по отношению к красоте природы, окружающего мира. Лермонтов также обращается к теме человеческой гордыни и неблагодарности. Эксплуатируя живительную прохладу пустынного оазиса, получив от него все, что можно было взять, черствые люди навсегда разрушили это благословенное место. Пафос настроения – это чувство грусти и горького разочарования, вызванное беспощадным, варварским поведением человека.
Основная идея
Главной идеей Лермонтова является следующее утверждение: никогда нельзя жаловаться на судьбу, надо достойно нести крест своей жизни, не прося вмешательства Всевышнего в этот процесс. Все в жизни происходит так, как предписано небом, как предопределено Богом. Любой бунт, поднятый человеком против своей судьбы, в основе своей обречен на поражение. Ведь цель нашего существования, его глубинный смысл нам неизвестен: они — загадка, разгадать которую могут только высшие силы.
Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» (2 вариант)
Поэма Михаила Лермонтова «Три пальмы» написана в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу с глубоким философским смыслом. Главные герои истории – три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный поток, струящийся среди песка, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «сохраненный под сенью зеленых листьев от чувственных лучей и летящего песка».
Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет большой недостаток, заключающийся в том, что этот райский уголок недоступен для живых существ. Поэтому гордые пальмы обращаются к Творцу с просьбой, чтобы он помог им исполнить свое предназначение — стать прибежищем для одинокого путника, заблудившегося в мрачной пустыне.
Из слов раздаются, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, равнодушных к красотам зеленого оазиса. Им нет дела до надежд и мечтаний гордых пальм, которые вскоре погибнут под топорами и станут топливом для костров жестоких гостей. В результате цветущий оазис превращается в груду «серого пепла», ручей, лишившийся защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, а пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и обещающий каждому неминуемую гибель путешественник.
В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько злободневных вопросов. Первая из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей природе и редко ценят то, что дает им окружающий мир.
Более того, они склонны уничтожить эту хрупкую планету ради собственной выгоды или сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет отомстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем действия людей, считающих, что весь мир принадлежит только им.
Философский смысл поэмы «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно просить о чем угодно. Но будет ли жалобщик удовлетворен тем, что он получит? Ведь если жизнь продолжается своим чередом, как решено свыше, то на это есть причины.
Попытка отказаться от смирения и принятия того, что решит судьба, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению — безжалостному, жестокому и не осознающему, что человек всего лишь марионетка в чьих-то руках, а не кукловод.
Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас старается ускорить события и как можно быстрее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование, так как цель зачастую оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий.
В свою очередь, разочарование, которое в библейском толковании называется унынием, является одним из величайших человеческих грехов, так как ведет к саморазрушению как души, так и тела. Это высокая цена за гордыню и самоуважение, от которых страдает большинство людей. Понимая это, Михаил Лермонтов с помощью поэмы-притчи пытается не только понять мотивы собственных поступков, но и оградить других от стремления получить то, что им не предназначено.
Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается настоящим бедствием для тех, кто ставит свои желания гораздо выше своих возможностей.
Художественные приемы
Сюжет баллады очень динамичен, она завораживает читателя занимательной историей. «Три пальмы» вообще очень изящное по форме поэтическое произведение. Рассмотрим, какие эпитеты выбирает автор, чтобы подчеркнуть конфликт баллады. Высокие пальмы предстают перед нами в роскоши густых сочных листьев, поток звонкий, прохладный и щедрый, а веселый караван полон пестрых одежд, вьюков, палаток, сияющих глаз.
Автор умело создает напряжение тревоги по мере приближения путников к оазису, где их любезно встретят три пальмы. Анализ речевого строя стиха подчеркивает это настроение; в описании каравана преобладают глаголы и существительные. Песок «вертел столбом», полы палаток «висели, болтались», араб «грел» лошадь, которая «вставала на дыбы и прыгала, как барс», складки одежды «завивались в расстройство». «, а юноша «с криком и свистом» метал и ловил летящие копья. Мир и покой рая безнадежно разрушены.
Три пальмы как символ бунта против Божественной воли
Не случайно Лермонтов с первых строк присваивает им эпитет «гордые». С библейской точки зрения гордыня, гордыня – серьезный порок и грех. На самом деле пальмы не удовлетворились той доброй судьбой, которую им уготовил Бог, они возмутились: нет никого, кто мог бы оценить их красоту и величие, значит, жизнь прожита зря! Бог направил события по другому пути, что привело к гибели пальм.
Трагизм ситуации не скрывает даже пересказ баллады, укладывающийся в краткое содержание. Лермонтов сравнивал три пальмы с трехчастным человеком, состоящим из тела, души и духа, в котором восстали все три части, и поэтому от оазиса (прообраза гармоничного человека) не осталось и следа, и только асоциальный дракон убивает и мучает свою добычу в том месте, которое предназначено для празднования жизни.
Средства выразительности
В балладе — рассказе о судьбах лирических героев — пальм — Лермонтов использует самые разные выразительные средства. В стихотворении есть:
- эпитет (звонкий ручей, роскошные листья, гордые пальмы, бесплодная земля, махровая голова);
- метафоры (песок закрутился столбом, пылающий гроб);
- сравнения (люди — «маленькие дети», караван «шел, качался, как челнок в море»;
- олицетворения (весна пробилась, листья шепчут гремящим потоком, пальмы встречают нежданных гостей).
При описании рубки пальм используется аллитерация звука «р”.
Читайте также: «Трамвай „Желание“» за 7 минут
Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
- Жанр поэмы «Три пальмы» ученые определяют как балладу. Согласны ли вы с таким определением жанра? Какие признаки баллады вы в ней находите?
В поэме «Три пальмы», названной Лермонтовым в подзаголовке «Восточная легенда», проявляются черты балладного жанра. Это суровая мужественность сюжета, его острая конфликтность, лаконичность и емкость в повествовании, лирическая насыщенность, ясность композиционных форм, ритмическая организация стиха. Лермонтов в своем позднем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую ему ставить значительные философские и общественно-исторические проблемы. Все эти признаки присутствуют в поэме «Три пальмы».
Какова основная идея этой пьесы? В каких еще поэтических текстах Лермонтова оно звучит?
Внутренний мир Лермонтова характеризуется ощущением надвигающейся человеческой катастрофы. В балладе «Три пальмы» мы находим ситуации, подобные тем, которые происходят в «Демоне», «Мцыри» и «Герое нашего времени». Душа, открытая миру, встречает на своем пути гнев, предательство и неблагодарность.
Так три пальмы, видимо, ожидающие осуществления своей мечты, гибнут как жертвы человеческой жестокости. Основную идею баллады можно определить так: пальмы – это символ молодых существ, полных жизненных сил и добрых порывов, стремящихся служить людям, на благо человечества. Явное исполнение мечты делает конечный результат еще более трагичным – неожиданная смерть, смерть вместо благодарности за доброе дело, за беззаветную самоотверженность.
В иносказательной форме таким образом выражается близкое поэту ощущение социальной и нравственной катастрофы. Текстуальную близость к этому стихотворению можно обнаружить у «И скучно, и грустно…».
Образ пустыни у Лермонтова появляется в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один на дорогу», в поэме «Демон» и имеет символическое социально-философское значение. Материал с сайта //iEssay.ru
Обратите внимание на такую особенность работы, как кольцевая композиция. Каков социально-философский смысл такого композиционного аппарата?
Используя кольцевую композицию, основанную на приеме антитезы, Лермонтов показывает трагедию человека в катастрофической ситуации. Радующий глаз пейзаж, изображенный в первой строфе (три гордые пальмы, родник холодной воды, зеленые листья — и эта роскошь аравийской пустыни!), резко контрастирует с удручающим образом разрушения. Настроение поэта сильно падает, у читателя остается унылое чувство. Социально-философский смысл такого композиционного обрамления – скорбь о том, что человек стал виновником бедствия, которое точно может его погубить.
Экологический пафос стихотворения «Три пальмы»
Главные герои произведения оказались в фатальном противостоянии: деревья гостеприимно приняли своих гостей, намереваясь не только покрасоваться, но и подарить то, что имеют. Оазис дарил людям покой, свежесть, влагу, приют в дикой пустыне. Но наступил вечер, люди замерзли и рубили пальмы на дрова, чтобы согреться.
Они действовали естественно, но неблагодарно и бездумно уничтожали то, что должно было быть спасено. Этот вопрос актуален не только потому, что люди сегодня часто делают одно и то же. Экологическая проблема тесно связана с моральной проблемой. Варварские действия караванщиков — косвенное следствие ропота ладоней на Бога: поэт показывает, что бывает, когда нелепое своеволие рвется с первоначальным порядком вещей.
Звукопись стиха
Аллитерация и национальные акценты поражают точностью. Паузы, вопросы, восклицания, смущение и размышление, передаваемые многоточием, позволяют увидеть и услышать происходящее, пережить его эмоционально. Обилие звонких согласных согласуется с рассказом о спокойной жизни пальм, а появление шипящих звуков предвещает вторжение дисгармонии, которое вот-вот наступит.
Стихотворение написано трехстопным амфибрахом, что по размеру соответствует заявленному автором жанру — «восточной легенде» или, другими словами, притче.
Тема стихотворения
Все творчество Лермонтова проникнуто глубоким философским смыслом, в котором отчетливо чувствуются библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разума, эмоций и воли.
Источник символизирует Святого Духа, который является связующей нитью между душой человека и Богом. Не случайно выбрано и место действия, где разворачиваются события поэмы. Пальмы растут в оазисе аравийской пустыни («степи аравийской земли»), где, по преданию, располагался Эдемский сад – Рай.
Лермонтов называет ладони гордыми, символизирующими человеческую гордыню, указывая на наличие первородного греха.
Арабы в поэме, от топора, от которого гибнут пальмы, являются символом Сатаны, разорвавшего связь между человеком и Богом.
Основная мысль произведения: гордыня и отказ принять свою судьбу вредны для души человека.
Композиция
Этот стих имеет кольцевую композицию, в основе которой лежит прием антитезы в первой и последней строфе – жизни и смерти. В первой строфе поэт рисует райскую идиллию в оазисе – островке жизни посреди сухой и мертвой пустыни. В последней строфе умирает и оазис, превращаясь в «серый и холодный» пепел. Пески пустыни, уже не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают течение — источник жизни. Теперь, без оазиса, пустыня нечастым путешественникам сулит лишь смерть.
Главные герои поэмы – «три гордые пальмы». Палмер не хочет жить «без пользы». Они жалуются на судьбу и жалуются Богу: «Твой святой суд не прав, небо!» И Творец услышал их. Внезапно в пустыне появился караван и остановился у оазиса. Купцы утоляли жажду «ледяной водой» из ручья, а потом, чтобы не замерзнуть ночью, срубали пальмы, чтобы зажечь костер: «Топор стучал по упругим корням, / И любимцам веков упал замертво!”.
Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им судьбой и осмелились пожаловаться Богу. В этом главная проблема поэмы — взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей жизни, чем та, что уготована им судьбой. Также в стихотворении четко запечатлена личная позиция Лермонтова.
Поэт считает, что те, кто жаждут жить для других, стремятся служить людям, всегда будут растоптаны, использованы и вырублены под корень теми, кто заботится только о собственных нуждах.
Рассказ об убийстве
С помощью персонификации Лермонтов превращает зарисовку передвижного лагеря в такую драматическую историю чувств и смерти, что сердце сжимается. Пальмы с самого начала предстают перед нами живыми существами. Они, как и люди, жалуются, замолкают, потом положительно здороваются с пришельцами, кивают «махровыми головами», а когда топоры стучат по корням, падают безжизненно.
Стволы автор сравнивает с рублеными телами, подвергнутыми пытке медленным сжиганием, а листву с сорванной и увезенной маленькими детьми одеждой. После этого перед нами предстает безжизненный и статичный образ смерти и запустения.