- История создания
- Короткий пересказ «Тоски» Чехова
- План для пересказа
- Главные герои
- Развитие действия
- Завязка интриги
- Более подробный пересказ
- Критика рассказа
- Ризничий приходит к Каварадосси
- Основные персонажи рассказа
- Анализ и смысл
- Сюжет рассказа очень кратко
- Краткая характеристика основных персонажей
- О произведении
История создания
Рассказ был написан в 1886 году и в январе того же года был напечатан в Петербургской газете в разделе «Летучие записки» с подписью автора. Затем, претерпев небольшие изменения, он вошел в сборник «Красочные рассказы». В 1899-1901 годах она также была немного переработана Чеховым и вошла в третий том его сочинений.
Какое реальное событие может послужить толчком к написанию рассказа или лечь в его основу, до сих пор неизвестно, но в своих произведениях Чехов часто говорил о самых обыкновенных незначительных ситуациях, из которых можно многому научиться при внимательном рассмотрении.
Автор с первой своей пьесы «Безотцовщина» всегда очень тонко схватывал живые человеческие характеры, в его текстах чувствовалось большое знание жизни, рассеянное в обилии точных наблюдений.
Еще при жизни автора повесть была переведена на многие языки. В петербургских «Ведомостях», «Русском богатстве» и «Вестнике Европы» многие литературоведы отзывались о произведении положительно. Леонид Оболенский отмечал удивительную способность Чехова видеть драму за обманчиво простыми вещами, а Лев Толстой включил «Тоску» в число лучших произведений Чехова.
Короткий пересказ «Тоски» Чехова
Фермер по имени Иона Потапов работает таксистом в Санкт-Петербурге. Несколько дней назад умер его сын Кузьма. Иона уже несколько дней пытается поговорить с кем-нибудь о своем горе, но никому нет дела до несчастного старика.
Судя по всему, Иона вдовец, в деревне осталась его дочь Анисья. Сам старик приехал из деревни в Петербург на заработки. Разбитый, Иона полдня стоит на улице без работы.
Наконец, к вечеру у него появляется клиент, военный, которого он берет на Выборгскую сторону. Убитый горем Иона едет по городу, едва следуя по дороге. Старик рассказывает пассажиру о смерти сына, но особого интереса не проявляет. Иона замолкает и ведет военного к цели.
После этого старик несколько часов стоит в одиночестве в ожидании работы. Наконец появляются новые клиенты, трое молодых людей. Иона берет их за небольшую плату в 20 копеек («две копейки»), пока есть пассажиры. В этой шумной молодой компании Иона наконец чувствует себя менее одиноким.
Он говорит с молодыми людьми о смерти сына, они слушают его. Старик надеется им все рассказать, но в этот момент карета едет к месту назначения.
Оставшись один, Иона испытывает ужасную тоску. Вокруг него ходит множество людей, но никто из них даже не догадывается о его страшном горе.
Наконец Иона приезжает переночевать на ферме. Все в доме спят. Внезапно Иона видит, как молодой водитель просыпается, чтобы попить воды. Старик говорит ему о смерти сына, но тот равнодушно ложится спать.
Охваченный тоской, Иона идет в стойло за своей лошадью. Сын Ионы умер почти неделю назад, и старик никогда никому не рассказывал о своем горе. Наконец Иона поворачивается к своей лошади и рассказывает ей все.
План для пересказа
Произведение «Тоска» довольно короткое и не разделено на главы. Однако для удобства его можно разделить на части, составив план пересказа:
- Кучер и лошадь на заснеженной улице вечером.
- Пытался поговорить с военными.
- Счастливые господа.
- Пытаюсь завязать разговор с сторожем.
- Вернуться на ферму.
- Разговор с лошадью.
Главные герои
Главный герой – Иона, внутренний мир которого читатель может увидеть. Все второстепенные персонажи необходимы, чтобы понять его несчастье, и все без исключения являются примером человеческого равнодушия. Описание и характеристика главных героев «Тоски» Чехова:
- Иона Потапов — старый таксист. Ему нужно высказаться после смерти сына Кузьмы Ионыча, который тоже работал таксистом. Прошла почти неделя со дня смерти его сына, а он до сих пор ни с кем толком не разговаривал. Иона малообразован, но добр, имеет большую, открытую и честную душу, ищет простого человеческого сочувствия и понимания.
Он любит свою лошадь и относится к ней бережно. Это типичный образ «маленького человека» в литературе: он смирен, кроток, не противоречит мастерам, не жалуется на судьбу и даже говорит о смерти сына: «Богу угодно». В деревне он оставил свою дочь Анисью, о которой он тоже рассказал бы, если бы она у него была.
- Военный — первый клиент Ионы, который попросился на Выборгскую, в шинели с капюшоном. Видно, что он шутник, так как во время поездки отпускает едкие комментарии по поводу всех, кто пытается бежать на лошади Йонаса. Злится, что не может быстро доставить по адресу. На замечание извозчика о сыне он спрашивает, отчего он умер, но слушать дальше не хочет и даже закрывает глаза, тем самым показывая, что не хочет продолжать разговор.
- Трое молодых людей — следующие всадники, которые попросились, чтобы их отвезли к Полицейскому мосту. Двое из них высокие и худые, третий маленький и горбатый. Судя по всему, они недавно покинули гостиницу. Они спорят друг с другом, толкаются, ругаются, долго не могут решить, кто из них сядет в сани, а кто должен стоять.
В итоге горбун должен стоять, как самый маленький. Ионе платят две копейки, и хотя эта цена не равна, он не отказывается: теперь ему все равно, какая цена, главное, чтобы были покупатели. То говорят между собой о том, что вчера у Дукмасова четыре бутылки коньяка выпили, то о какой-то Надежде Петровне.
Несмотря на ругань Ионы, чувство одиночества постепенно исчезает из его груди из-за присутствия людей.
- Дворник — это человек, с которым Иона также пытается завязать разговор, спрашивая, который час. Начальник отвечает ему, но затем довольно грубо заставляет ехать дальше, вместо того чтобы остановиться на дороге.
- Молодой водитель — равнодушный парень, который проснулся, чтобы попить воды из ведра. Он никак не реагирует на слова Ионы о погибшем сыне, а просто прячет голову и ложится спать.
- Лошадь — на заснеженной вечерней улице стоит, погруженная в раздумья, потому что оторвалась от плуга, от привычных серых картин, брошена в этот вихрь и суматоху. Автор называет ее «лошадкой», этим словом как бы демонстрируя ее ничтожность, как и ее хозяина. Но именно она становится единственным существом, которое готово слушать человека.
Другим персонажем произведения по праву можно назвать тоску — огромный, горький, не знающий границ и не дающий покоя. Она полностью забирает душу и тело несчастного Джонаса. Если грудь шофера вдруг лопнула и из нее вылилась тоска, то кажется, что она затопила весь широкий мир, но в то же время она сумела вписаться в этого маленького человечка так, что ее нельзя было ни увидеть, ни найти.
Развитие действия
Опера «Тоска», либретто которой основано на пьесе Сарду, отличается стремительным, почти бурным развитием действия. Сразу после отъезда героини Марио помогает Анджелотти незаметно покинуть храм.
После этой сцены появляется Скарпиа — главный антагонист пьесы. Он начальник полиции в Риме; он тоже влюблен в главную героиню и всеми силами стремится завоевать ее. Он догадывается, что беглец прятался в церкви, и решает выследить его, используя ревнивый нрав Тоски.
Завязка интриги
Когда последняя возвращается, Скарпиа намекает ей на возможность увлечения Марио другой женщиной. Эти слова доводят героиню до отчаяния, и она спешит на дачу к художнику, чтобы подтвердить свои подозрения. Скарпиа приказывает следовать за ней, несомненно, в этом убежище скрывается та, которую он искал.
В то же время Скарпиа понимает, что у него есть возможность обвинить Марио в измене и приговорить к смертной казни за укрывательство мятежника-республиканца. Финал первого акта музыкального спектакля «Тоска» получился очень тяжелым.
Сюжет оперы построен по принципу контраста. В конце действия звучит песня в честь победы над армией Наполеона. В этот момент Скарпиа планирует уничтожить своего противника.
Более подробный пересказ
Иллюстрация к повести А. П. Чехова «Тоска»
Сильный вечерний снег засыпает улицы Петербурга и пожилого таксиста Иона Потапова со своей лошадью, который весь день безрезультатно ждал клиентов. Не так давно умер его любимый сын, молодой и сильный.
Старик согнулся под тяжестью своего горя, не в силах пережить такую несправедливость. Ему мучительно тяжело быть одному, но как назло, в этот день таксисту не везет с клиентами.
Вдруг в вагон вошел военный джентльмен, которому нужно было добраться до Выборгской. Водитель идет дальше. Но угнетенный своими грустными мыслями, старик плохо следит за дорогой, за это на него ругаются пешеходы и другие таксисты, а пассажир сердится, что он опаздывает на такую поездку.
В отчаянии старик рассказывает военным, что несколько дней назад потерял сына, но, не найдя сочувствия, молчит.
Высадив его возле таверны, старик остается наедине со своим горем. Следующими его клиентами стали трое молодых людей, которые вышли из таверны и попросили провести их на полицейский мостик. Они были шумными и явно пьяными, всю дорогу разговаривали, смеялись и ругались. В качестве платы старику дали лишь немного денег.
Но ему было все равно — главное было чувствовать присутствие людей рядом. Потапов пытался пожаловаться им на свое горе, но в ответ услышал, что все равно скоро все умрут. Не пытаясь больше изливать свою душу лордам, старик отводит их на место.
Не в силах больше терпеть такое глубокое горе, Иона рассказывает смотрителю о смерти сына, но тот в гневе прогоняет его. Чувствуя обиду и сожаление о том, что не смог заработать конского овса, старик идет ночевать.
По прибытии на хутор к гостям, где они могли бы переночевать, Потапов ставит лошадь во двор, дает ей есть сено. Когда он входит в дом, где ночуют остальные работяги, старик видит, как молодой таксист собирается пить воду.
Джона делает еще одну попытку завязать разговор, но парень, словно не слыша его, отворачивается и ложится спать. Отчаяние полностью захватывает старика. Он встает и идет проверить свою лошадь.
Лишённый внимания людей, Потапов изливает всю свою боль на лошадь, рассказывая ей, как молод был его сын, какой он был благородный таксист. Он жаловался, что дети не должны умирать раньше родителей, и теперь ему остается только ждать собственной смерти, которой он раньше так боялся, а теперь ждет. Лошадь, казалось, поняла старика, и постепенно ему стало лучше.
Читайте также: «Степь» за 6 минут
Критика рассказа
Рассказ, о котором идет речь, считается вехой в раннем творчестве автора. Еще при жизни Чехова произведение было переведено на несколько языков. Своим рассказом молодой автор натолкнул себя на больное место в обществе. В 1909 году И.А. Сикорский писал, что трудно представить себе более суровый приговор русской интеллигенции, чем приговор в чеховской «Тоске».
Творческое наследие автора оценили и его потомки. Даже в Советском Союзе произведение не подвергалось нападкам цензуры. Гуманная весть получила высокую оценку и в церковных изданиях.
Антон Чехов умел распознавать драму за внешне простыми вещами. Рассматриваемая работа полностью подтверждает это. Его ценность заключается не только в художественных достоинствах, но и в побуждении быть внимательнее к другим, не отворачиваться от участия в своих проблемах. Читать эту историю одно удовольствие. Лучше всего ознакомиться с оригинальной версией.
Ризничий приходит к Каварадосси
Пономарь занят своими мыслями. О чем-то он рассказывает для себя, отправляясь к месту работы художника. Пономарь недоволен тем, что в образе святого показаны черты лица одного из прихожан. Возможно, рукой этого дерзкого живописца управляет сам дьявол. А вот и сам художник Марио Каварадосси. Он начинает работать над образом Марии Магдалины.
На мольберте стоит незаконченная картина. Каварадосси поет арию «Он навсегда меняет свое лицо». В ней он сравнивает наброски к своему портрету с чертами лица своей возлюбленной Флории Тоски (известной певицы.
Основные персонажи рассказа
- Иона Потапов – бедный таксист, недавно похоронивший сына и ищущий поддержки у окружающих.
- Военный, трое молодых людей, дворник, молодой таксист — люди, с которыми Иона хотел разделить свою тоску.
- Лошадь Йонаса.
Анализ и смысл
Жанр чеховской «Тоски» — рассказ, так как произведение довольно короткое, имеет один рассказ и несколько главных героев. Направление – реализм: автор просто и без прикрас показывает маленький момент человеческой жизни. Все творчество Чехова относится к направлению реализма.
Повествование линейно: события следуют одно за другим. История рассказывается от третьего лица, но все же, благодаря удивительному мастерству автора, читатель может проникнуть в душу Йонаса, узнать, что у него на уме, что его гложет.
Чехов редко использовал эпиграфы к своим произведениям, но он здесь все же присутствует: «Кому пошлем мое горе?…». Это цитата из русского народного духовного стиха «Плач Иосифа Прекрасного». Этот эпиграф играет особую роль и сразу задает особый минорный тон.
Ключевое слово здесь «печаль». Это тонкий психологический прием, используемый автором для создания настроения текста.
Кроме того, автор использует различные средства выразительности. Рассказ начинается с описания зимнего пейзажа на вечерней улице с холодным мокрым снегом. Это ярко передает состояние главного героя и общую атмосферу всей картины.
Демонстрируется подтекст: мир колючий, холодный, недобрый к маленькому человеку, простому таксисту. Можно выделить и другие художественные особенности и приемы, которые автор использует для описания тоски. Они необходимы для понимания личной трагедии Йонаса и отношения к ней автора:
- эпитет: «огромная тоска, не знающая границ»;
- метафоры: «затопила бы весь мир», «влезла бы в скорлупу», «разорвала бы грудь».
Проанализировав сюжет «Тоски» для читательского дневника, можно определить идею и смысл произведения. Чехов затрагивает проблемы одиночества и человеческого равнодушия. Одиночество может быть ужасным состоянием души, особенно после какой-нибудь трагедии. Поэтому читатель проникается симпатией к Ионе и даже испытывает желание поддержать его.
Ведь это меньшее, что можно сделать для человека: просто выслушайте его, но благодаря этому ему будет легче. Автор также показывает, что животные часто могут быть лучше людей: лошадь стала слушателем своего хозяина, чего другие делать не хотели.
Остальные персонажи вызывают у читателя только негативные чувства. Слова шофера о погибшем сыне их либо утомляют, либо игнорируют. Все эти люди заняты только своими проблемами и мыслями.
Мало того, что они не хотят проявить ни капли сострадания, выслушав его рассказ, пусть даже в сокращенной форме, так еще грубо и жестоко обращаются с таксистом, дразня его и злясь на медленную езду.
Еще одной важной темой, которую затрагивает автор, является проблема «маленького человека». Для мужчин обычный таксист почти «пустое место», они не видят ни его, ни его проблем. Между тем у каждого человека, какое бы место в этом мире он ни занимал, есть глубокие переживания, переживания, душевные травмы и личные трагедии.
Произведение учит быть внимательным и чутким к чужому горю, проявлять сочувствие, не быть бесчувственным и равнодушным, уметь слушать. Выслушивая и поддерживая беседу, иногда удается значительно облегчить человеческие страдания.
Сюжет рассказа очень кратко
Содержание рассказа Чехова «Тоска» рассказывает о старом крестьянине Ионе Потапове, работающем таксистом в столице. Уже вечер, а старик стоит на улице и ждет покупателей. Не так давно умер его сын, и это разбило ему сердце. Джонасу нужно простое человеческое сочувствие. Сначала вечером у Потапова были пассажиры — военный, а потом трое молодых людей.
Однако никто из них не хочет слышать о чужом горе. Иона делает последнюю попытку поговорить с надзирателем, понимая, что никому до него нет дела. После этого старик разворачивается и уходит ночевать на ферму.
В гостевом доме все уже спят. Пожилой человек остается наедине со своими мыслями. Вдруг, увидев, как молодой извозчик собирается пить воду, старик пытается рассказать ему о смерти сына, но тот отворачивается и ложится спать. Измученный горем, возница идет проверить свою лошадь. Сам того не замечая, старик рассказывает обо всем, что было у него на душе.
Краткая характеристика основных персонажей
- Старый таксист Иона Потапов – главный герой рассказа, о внутренних переживаниях которого вы прочтете;
- первый клиент старика — военный джентльмен, которому нужно добраться до Выборгской;
- трое молодых людей, которые хотели подъехать к Полицейскому мосту;
- дворник;
- молодой водитель;
- лошадь.
Еще один важный персонаж, который, с одной стороны, невозможно увидеть, а с другой стороны, по мнению автора, полностью захватывает душу старого извозчика. Это безграничная тоска, горькое чувство, подходящее старику.
О произведении
Рассказ «Тоска» Чехова написан в 1886 году. В произведении автор через образ необразованного крестьянина извозчика Ионы раскрывает тему одиночества в толпе, обращается к проблеме человеческого равнодушия.
Главный герой произведения испытывает тоску и одиночество, так как потерял сына и не может найти человека, который выслушает его историю и посочувствует ему. Тоска – это состояние героя, но читателю становится и грустно, потому что все люди, встречавшие Иону, больны равнодушием.