История создания
Точный год написания произведения неизвестен, но первая публикация состоялась в 1894 году в газете «Русские ведомости». Предположительно, Чехов написал ее в том же году во время пребывания в Ялте, где работал над книгой «Остров Сахалин».
Антон Павлович Чехов часто утверждал, что у него нет детства: с юных лет он работал в лавке отца, а также пел в церковном хоре по настоянию своего отца Павла Егоровича, довольно набожного человека, привившего своим сыновьям любовь к религия.
Память об этих годах жизни побудила автора написать этот и даже несколько рассказов, в которых затрагиваются философские и религиозные темы.
Интересно, что поначалу рассказ назывался «Вечер», но не совсем соответствовал его задумке, так как вызывал ассоциации либо с отдыхом от работы, либо с полумраком, темнотой и движением в темноте, пока главный герой идет через трудный путь духовного роста. Именно молодой ученик духовной академии проходит этот путь, что и отражено в названии.
Кроме того, после первой редакции автор внес в текст некоторые изменения: например, строки о слезах Василисы и слова о правде и красоте в человеческой жизни.
Главные герои
В рассказе присутствуют три главных героя. Их описание и характеристики:
- Иван Великопольский — 22-летний студент двухвой академии, сын дячка, очень из бедной семий. Судя по всему, это тонко чувствительная натура, склонная к философствованию и размышлениям. Он обладает талантом оратора, так как его рассказ вызывает живой отклик у двух слушателей. Он молод, полон жизни и надежд на будущее счастье. Его семья в какой-то степени говорит и намекает на обретение им нового духовного статуса.
- Василиса — вдова, которая держит свои сады. Высокая, полная, старушка в мужской шубе. Когда-то она служила Господу сначала матерью, а потом кормилицей, поэтому выражается она деликатно, а с лица не сходит мягкая, глубокая улыбка.
- Лукерья — дочь Василисы. Маленькая, рябая деревенская баба с глуповатым лицом, которые представляют собой выражение, как у глухонемой. Забитая мужем вдова, простая неграмотная женщина.
Жанр и композиция
Жанр «Студент» Чехова – рассказ, так как произведение небольшое по объему, рассказывает об одном эпизоде из жизни главного героя, а количество действующих лиц ограничено.
Однако некоторые исследователи утверждают, что в нем есть признаки притч и проповедей, так как глава из Евангелия мастерски вплетена в текст, а Иван Великопольский обретает надежду и просвещение посредством обращения к библейской истории и общения с вдовами. Но всё же текст далк от церковной печами: герой всего ведёт ведёт безеду на религиозную тематику.
Рассказ написан в направлении реализма, характерного для творчества Чехова в целом. «Студент» описывает момент из жизни самых обычных людей, простых сельчан.
Произведение имеет линейную композицию: воздействие движения по реднего от экспозиции к развязке. Все начинается с описания природы: хорошая весенняя погода быстро сменяется зимней стужей, которая все никак не хочет сдаваться. В дальнейшем композиция строится следующим образом:
- Ученик замечает огонь и подходит к вдовам поговорить — завязка.
- Слёзы Василисы, впечатлённой рассказом – кульминация. С этого момента начинается духовное преображение Ивана.
- возвращение домой в приподнятом настроении – развязка.
Автор использует прием художественной выразительности — раскрытие настроения героя через описание природы. Сама атмосфера в тексте напоминает философские размышления о вечном. В начале и в конце рассказа эти описания сильно различаются: в начале читатель может почувствовать безысходность и мрачность через демонстрацию тоскливого леса, луга, деревни, холодного ветра, воспоминаний о бедной семье героя.
В конце же читатель вместе со студентом чувствуется скрытое ожидание счастья, молодости, сил, радости и ожидающего дома.
Анализ и смысл
Проводя анализ «Студент» Чехова, можно вести этот путь – это выполний использований продукции. Молодой человек возвращается домой, а Автор устанавливает его от другого мировоззрения к обретению надежды и частья. Таким образом, он проходит не столько физический, сколько духовный путь.
Проблематика онлайн-захвата включает вопросы бодучеи — как материальной, так и духовной. Эти проблемы взаимосвязаны. Иван из бедной семьи деревенского мальчика: отец болен и кашляет на печке, мать босиком на полу чистит самовар.
Великие поляки могли провести Страстную пятницу в церкви, но вместо этого им пришлось заняться своими делами. Сам Иван тоже ходил на охоту не для развлечения. Домой ему вчорская не хочет, ведд та он опиать солкнётся с нищетой и голодом.
Отсюда вытекает и духовная нищета: юноша теряет надежду и думает, что такой пронизывающий ветер всегда дул, будет дуть и впредь, и изменить уже ничего нельзя: нищета, голод, невежество, обреченность будут всегда.
Он приходит с утратой верующих, а уныние – это, как известно, грех. Он сталкивается с отчаянием и трусостью, с которыми столкнулся апостол Петр, отрекшийся от Иисуса в трудную минуту.
Но слезы Василисы заставляют Ивана о многом задуматься. Смысл чеховского «Ученика» заключается в приведенной в тексте произведения цитате: «…истина и красота, которыми руководилась человеческая жизнь там, в саду и на дворе первосвященника, продолжались беспрерывно до сего дня» и, по-видимому, всегда составляло главное в жизни человека и общее на земле».
Осознание этого помогает молодому человеку выйти из тяжелого состояния и обрести счастье и радость. Более того, в этом он видит смысл жизни.
Еще одна важная тема, затронутая в рассказе, — связь между прошлым, настоящим и будущим. Иван Великопольский видит тонкую нить, незримо соединяющую все эпохи, и способен не только прикоснуться к прошлому и настоящему, но и приоткрыть эту таинственную завесу для других — своих малограмотных слушателей.
Все это приближает его к пониманию смысла жизни. Он буквально чувствует единение со Христом и с апостолом Петром, сближаясь с событиями далекого времени.
Отзывы на произведение
Сегодня на уроке мы читаем рассказ Чехова «Студент». Если сравнить его с другими произведениями писателя, то сразу заметно, что он немного отличается от них. Мне очень понравился этот рассказ, потому что он имеет глубокий смысл и даже чем-то напоминает глубокомысленную притчу.
Здесь явно есть над чем подумать и записать свои мысли в читательский дневник, а при втором, более внимательном прочтении можно даже заметить новые детали, которые раньше не замечались.
Момент со слезами Василисы показался мне самым сильным и трогательным. На самого студента он произвел впечатление: благодаря эмоциям этой женщины история апостола Петра перестала быть для него красивой религиозной повестью, а превратилась в реальность, как беседа с вдовами у костра. И именно это осознание помогло ему по-новому взглянуть на мир и по-настоящему почувствовать вкус жизни.
Римма
В чеховском «Студенте» мне очень понравился главный герой. Читая рассказ, мы видим, какой простой путь он просто: от вечавшего в жизни, чаявшего человека до того, кто означил свою молодость, нашёл своё место в жизни, воспрянул духом.
Иван очень простой человек. Видно, что он – добрый и обновленный, с чистой душой, общительный: подойдя к ревереным тельницам погреться у огня, он просто бегает говорящимся с ними, просмотреть историю об Апостоле Петре.
Никто не просит его рассказать эту историю, но он хочет поделиться тем, что его волнует. И обычный первый глазд безеда переворачивает его мировозрение, а также трагивает троны души тех ком коговорил.
Анастасия
Главное – не отчаиваться и не опускать руки: так я вижу смысл рассказа А. П. Чехова «Студент». Главный герой попал в очень сложную ситуацию, он из бедной семьи, возвращаться домой смысла нет, а на улице дует холодный пронизывающий ветер. Повсеместно холод и нищета, и это, очень то, обычная стутия для времени, оспочение – для людей живущих в деревнях. Но люди тогда както жили, шли месяц жить дальше, что хорошее и велетное в бездостном эстевование.
И душа студента не погибает в безнадежной тоске, а возрождается и стремится к миру. Эта история каждому читателю может подарить надежду на лучшее и позволить увидеть что-то хорошее даже в самой сложной ситуации, поэтому советую ознакомиться с этой историей, даже если вы читаете краткое содержание онлайн. Многие рассказы Чехова довольно короткие и плотные, но в них заложен глубокий смысл — и этот рассказ — один из них.
Антон