«Степь» за 6 минут

Краткие содержания

Степь

Одним июльским утром ветхая бричка выезжает из уездного города N-й губернии, куда купец Иван Иванович Кузьмичев, настоятель N-й церкви, о. Христофора Сирина («длинноволосого старичка») и племянника Кузьмичева, девятилетнего мальчика Егорушку, посланного матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и сестрой Кузьмичева, поступать в гимназию в г большой город.

Кузьмичев и о. Кристофер идет продавать шерсть, Егорушку по дороге схватили. Ему грустно покидать родной город и разлучаться с матерью. Он плачет, но Кристофер утешает его, говоря обычные слова, что ученость — свет, а невежество — тьма. Хотя. Кристофер образован: «Мне не было еще и пятнадцати лет, а я уже говорил и сочинял стихи как на латыни, так и на русском языке».

Он мог бы сделать хорошую церковную карьеру, но родители не благословили его на дальнейшее обучение. Кузьмичев против ненужного образования и считает отправку Егорушки в город прихотью сестры. Подключить Егорушку к бизнесу он мог и без обучения.

Кузьмичев и о. Христофор пытается догнать конвой и некоего Варламова, известного в округе купца, который богаче многих помещиков. Они приходят на постоялый двор, хозяин которого, еврей Моисей Моисеич, удивляется гостям и даже мальчику (он дает ему пряник, предназначенный для его больного сына Наума).

Он «маленький человек», для которого Кузьмичев и священник — настоящие «джентльмены». Кроме жены и детей, в его доме живет его брат Соломон, гордый и обиженный на весь мир человек.

Он сжег свои унаследованные деньги и теперь является прихвостнем своего брата, причиняя ему страдания и подобие мазохистского удовольствия. Моисей Моисеич ругает его, о. Христофор раскаивается, но Кузьмичев презирает.

Пока гости пьют чай и считают деньги, на постоялый двор прибывает графиня Драницкая, очень красивая, знатная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичев, «обворовывает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «..молод и глуп головная мина идет так».

Мы догнали колонну. Кузьмичев оставляет мальчика с линейщиками, а оставляет о. Кристофер в командировке.

Постепенно Егорушка знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестом на ручке и пьет воду из лампадки; Емельян, старый и безобидный человек; Дымов, молодой неженатый парень, которого отец отправляет с конвоем, чтобы он не баловался дома; Вася, бывший певец, простудился в горле и больше не может петь; Кирюха, особо ничем не примечательный колхозник…

Из их разговоров на местах отдыха мальчик понимает, что раньше все жили лучше и по нужде шли работать в обозе.

Большое место в повести занимают описание степи, достигающей своего художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры носильщиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы из жизни своей в северной части России, где он работал кучером у разных купцов и всегда приезжал с ними на приключения в постоялые дворы.

Там наверняка жили разбойники и резали торговцев длинными ножами. Даже мальчик понимает, что все эти истории наполовину выдуманы и, может быть, даже не самим Пантелеем, но он почему-то предпочитает их рассказывать, а не реальные события из своей заведомо трудной жизни. В общем, по мере движения колонны в сторону города мальчик как бы знакомится с русскими людьми, и многое ему кажется странным.

Например, у Васи такое острое зрение, что он может видеть животных и то, как они ведут себя вдали от людей; он ест живого «бобырика» (разновидность мелкой рыбешки вроде гольяна), при этом лицо его приобретает влюбленное выражение. В нем есть что-то звериное и «не от мира сего» одновременно. Дымов страдает от избытка физических сил.

Ему скучно, и от скуки он делает много зла: зачем-то убивает змея, хотя это, по мнению Пантелея, большой грех, почему-то обижает Емельяна, но потом просит прощения и т д. Егорушка не любит его и боится, как мало боится всех этих чужих ему мужчин, кроме Пантелея.

Подъезжая к городу, они, наконец, встречают «того самого» Варламова, о котором так много упоминалось ранее и который к концу рассказа приобрел некий мифологический оттенок. На самом деле это пожилой купец, деловой и состоятельный.

Он умеет обращаться и с крестьянами, и с помещиками; очень уверен в себе и своих деньгах. На его фоне дядя Иван Иванович кажется Егорушке «маленьким человеком», как показался Моисей Моисеич на фоне самого Кузьмичева.

По дороге, во время грозы, Егорушка простудился и заболел. Отец Кристофер лечит его в городе, и его дядя очень недоволен тем, что ко всем проблемам прибавляется забота о планах его племянника. Они из о. Христофор выгодно продал шерсть купцу Черепахину, и теперь Кузьмичев жалеет, что продал часть шерсти дома по более низкой цене.

Он думает только о деньгах, и это сильно отличается от о. Кристофера, умеющего сочетать необходимую практичность с мыслями о Боге и душе, любовью к жизни, познанием, почти отцовской нежностью к мальчику и так далее. Из всех персонажей рассказа он самый гармоничный.

Егорушку помещают к давней подруге матери Настасье Петровне Тоскуновой, которая подписала на зятя частный дом и живет с маленькой внучкой Катей в квартире, где «много картинок и красок». Кузьмичев будет платить ей по десять рублей в месяц на содержание мальчика.

Он уже подал документы в гимназию, скоро будут вступительные экзамены. Вручив Егорушке по венцу, Кузьмичев и о. Кристофер уходит. Почему-то мальчик считает, что о. Он больше никогда не хочет видеть Кристофера.

«Егорушка почувствовал, что с этими людьми исчезло для него навсегда, как дым, все доселе испытанное; изнемогая, он опустился на скамейку и с горькими слезами встретил новую, неизвестную жизнь, которая теперь для него начиналась… Какова будет эта жизнь?»

Чеховская степь
Чеховские степные герои
Чеховский степной анализ
Чеховская степная природа
Рассказ чехова степь
Чеховское степное содержание
Антон Павлович Чехов степь

Привал

У небольшой речки путешественники решили остановиться. Во второй главе автор более подробно раскрывает характеристики персонажей. Они совсем не похожи. Кузьмичев всегда думает о своем деле, чем бы он ни занимался.

И даже сейчас, передохнув в пути, он не обращает внимания на живописные просторы, а думает о своих клубках шерсти, и о Варламове, пожилом и имперском купце, с которым ему непременно следует встретиться.

антон павлович чехов степь краткое содержание

После трапезы отец Кристофер обсуждает учения. Он рассказывает Егорушке о своем детстве и юности, о том, как изучал латынь, математику и другие науки. Священнику уже восемьдесят лет. Но за свою долгую жизнь он не утратил способности радоваться каждому дню.

Легкая улыбка почти никогда не сходит с его лица, и эта долгая дорога радует его возможностью вести тихие беседы, не вовремя есть и любоваться красотой природы.

Варламов

Имя этого человека неоднократно упоминается в истории. Как уже было сказано, он довольно известная личность в округе. Кто он? С каким человеком Кузьмичев хочет познакомиться? В этот день Егорушка получил столько впечатлений, сколько не получал за всю свою короткую жизнь. О Варламове он слышал не раз, но только по дороге в гимназию увидел этого таинственного и легендарного человека.

Это был немолодой, но очень успешный торговец. Рядом с ним Кузьмичев был таким же маленьким человеком, как Моисей Моисеевич рядом со своими скромными гостями. Эти сложные отношения между взрослыми не остались незамеченными десятилетним мальчиком. А еще на него произвела впечатление графиня, которую он увидел на постоялом дворе.

Остановка на ночлег

По дороге, встречая разных людей, герои останавливаются у некоторых из них, чтобы отдохнуть и набраться сил. На ночь они остаются у еврея Моисея Моисеевича, который старается всем угодить. Даже мальчик приносит вкусные имбирные пряники из своих магазинов.

краткое содержание чехов ап степь

Помимо хозяина, в доме, где они проживают, проживают его жена и дети. Также брат Соломон. Это гордый человек, который не считается ни с деньгами, ни с положением в обществе окружающих его людей. Поэтому жизнь у него непростая.

История создания

До середины 80-х Антон Павлович работал в журнале «Осколки». После этого он перешел в издание «Новое время», которое возглавлял А. С. Суворин. В этот период молодой писатель создал лучшие из своих ранних произведений. Затем они вошли в сборник «В сумерках», за который Чехов был удостоен Пушкинской премии в 1888 году.

В это время автор уже завершил работу над повестью «Степь». В начале 1888 года произведение было опубликовано в издании «Северный вестник».

Биография Чехова

Реакция публики была положительной, ведь Чехов затрагивал темы, близкие простому русскому человеку. История рассказывает, как Егорушка вместе с отцом Христофором и дядей отправился в город.

Анализируя чеховскую «Степь», легко заметить, что произведение в какой-то степени автобиографично. Он основан на впечатлениях автора от поездки на Азовское море. Критики считают, что главная заслуга рассказа заключается в его «национальности».

Прочитав биографию автора, несложно понять, что в этом творении он исполнил свою детскую мечту. Будучи девятилетним мальчиком, он хотел увидеть мир во всей его красе. Став взрослым, автор много путешествовал, а Егорушка из повести «Степь» стал несмышленым ребенком, которому показал свою родину».

Направление и жанр

Жанровую принадлежность произведения «Степь» Антон Павлович Чехов определил как рассказ. Причем не простой, а лиричный, написанный по канонам реализма. Это творение А. П. Чехова часто называют образцом поэзии в прозе. Художественное произведение сочетает в себе множество микросюжетов, которые можно условно разделить на несколько типов:

Чеховская степь краткое содержание

  • короткие эпизоды;
  • бытовые зарисовки;
  • философские размышления;
  • вставить романы;
  • лирические монологи.

Большая часть книги посвящена природе. Чехов говорил, что каждая часть мыслится как завершенная по смыслу. Главный герой Егорушка. Он выступает объединяющим звеном, соединяющим «кусочки» рассказа в единое целое.

Пословицы

  • Каждому по-своему.
  • Живи и учись.
  • Знания лучше богатства.
  • Домашние мысли не годятся для дороги.
  • Дорогу осилит пешеход.

Проблемы

Проблемы повести «Степь» многогранны (если какой-то проблемы не хватает, напишите об этом в комментариях и Мудрый Литрекон ее добавит).

Автор показал много важных моментов. Как человеку найти свое предназначение? Как наладить контакт с внешним миром и людьми? Изучать высшие науки или найти призвание в практической и деловой сферах? Как сохранить природу, не отказываясь от прогресса? Кто прав, а кто виноват? Как приспособиться к законам огромного мира? Обо всех этих проблемах Чехов размышляет вместе со своими читателями.

  • Проблема экологии в повести «Степь» является одной из важнейших. С сожалением автор описывает последствия местной экологической катастрофы: «А за кладбищем дымили кирпичные заводы. Густой черный дым большими клубами клубился под длинными соломенными крышами, прижимался к земле и лениво поднимался вверх.

Небо над заводами и кладбищем было темным, и большие тени от клубов дыма ползли по полю и по дороге. Равнодушие людей к природе и их безответственность пагубно сказываются на состоянии природного наследия страны. Антон Чехов также обращается к теме взаимоотношений человека с природой.

Автор утверждает, что люди, равнодушные к окружающему миру, представляют собой большую проблему. Ведь это может привести к утрате уважения к природным богатствам, а впоследствии и к истощению природных ресурсов.

  • Автор также размышляет о том, что такое человеческая жизнь, каковы ее законы. В рассказе мы встречаем разных людей, каждый со своей правдой жизни, и совсем не понятно, где между ними скрывается правда. Но каждый из нас не ищет ее, и герои не для нее. Все мы стремимся к счастью, и можем найти моменты даже на пыльной степной дороге, наблюдая за стадом овец.

Таким образом, Чехов поднимает вечную проблему ценности бытия. Мы должны научиться ценить каждое мгновение, и тогда мы научимся беречь природу и остановим безумную гонку за наживой.

  • Еще одна проблема, затронутая в рассказе, — это тоска. Путешественников тяготит состояние скуки и беспокойства. Однообразие степи становится метафорой рутины жизни, которая идет тяжело, медленно, без впечатлений и мыслей. И вся путаница исчезает, когда человек стряхивает снотворное и становится активным.
  • Проблема со счастьем. Герои обсуждают невзгоды и переживания, которые приносят им домочадцы. Но в конце концов Кристофер приходит к выводу, что он самый счастливый человек и ему не нужно ничего большего, чем то, что у него есть. У него есть семья, скромный доход и умение радоваться жизни. А большего ему и не нужно.
  • Проблема жестокости В произведении Дымов убил змею, и Вася несколько раз спрашивает, зачем он это сделал? Этот вопрос повис в воздухе. И тут старик отвечает, что агрессия Дымова от недостатка ума. «Глупый человек, руки чешутся, поэтому и убил».

Проблематика и смысл

В основе русского менталитета лежит желание жить воспоминаниями. В творчестве Чехова это одна из главных идей. Люди постоянно думают о прошлом, бездействуют и надеются на гораздо лучшее. Испытывают чувство одиночества, преодолеть которое можно только ценой больших усилий. У человека с такой философией нет будущего, и читатель это понимает.

Автор также размышляет о том, как природа влияет на людей. На кого-то сказочные образы действуют положительно, заставляя душу петь и радоваться. Другие их просто не замечают, потому что слишком заняты зарабатыванием и потреблением благ цивилизации.

Несмотря на трагизм, текст пронизан мечтой автора о новом человеке, который однажды заменит горожан, не нашедших своего места во вселенной. Чехов считает, что главная задача человека — научиться быть счастливым и радоваться каждому мгновению земной жизни.

Читайте также: Попрыгунья краткое содержание — читать онлайн пересказ Чехова

Образы и темы

Образ степи, созданный Чеховым, удивителен и многогранен. В нем сочетается множество значений, среди которых человек кажется песчинкой. Обыватель теряется и не сразу понимает, к чему стремиться в этом мире, как найти себя, по какому пути идти.

Картина ветра совершенно иная. Силы стихии внушают страх, погружают в неизвестность и заставляют чувствовать внутреннее напряжение. Вселенский хаос заставляет человека часто терять свое «Я». Трагедия и одиночество неразрывно связаны со степным пространством. Их символ — тополь, останется единым на всю жизнь.

В рассказе «Степь» Чехов затрагивает несколько тем. Они не расположены в строгом порядке, а вытекают друг из друга и переплетаются, образуя основную идею, которая заключается в отношениях между природой и человеком. Это иногда сбивает с толку студентов, которым поручено написать резюме по главам. Компоненты, составляющие основную идею произведения:

  • любовь к Родине;
  • жизнь и смерть;
  • поиск своей цели;
  • одиночество человека во вселенной и в мире;
  • индивидуальная свобода;
  • сострадание к другим людям и природе.

Чему учит?

Произведение «Степь» учит читателя любознательности и любви к природе. Важно уметь наслаждаться красотой и простором нашего мира, находить время для единения с ним. Мы должны защищать наше природное богатство и уметь умерять свое стремление к прибыли за счет окружающего мира.

Егорушка и Князев пытаются вместе с автором понять суть природы. Чехов дает понять, что осознать сущность внешнего мира можно только при наличии движения, деятельности и мысли.

Человек не должен останавливаться в своем развитии и зацикливаться только на материальных потребностях, иначе он обкрадывает себя. Повесть «Степь» заставляет поверить, что жизнь – это та же неведомая степь. Нужно просто посмотреть на него и понять его красоту.

План пересказа

  1. Купец Кузьмичов едет в город.
  2. Вместе с дядей в город едет и Егорушка.
  3. Пора идти в старшую школу.
  4. Тяжелое расставание с домом.
  5. Знакомство с разными людьми.
  6. Город.
  7. Здравствуй, новая жизнь.

Егорушка

Почему мы назвали этого персонажа главным героем? Автор не говорит о дальнейшей судьбе мальчика, в произведении ничего не говорится о том, поступил ли он в гимназию, принесло ли ему пользу учение. Но рассказ рассказывает о переживаниях Егорушки, ничего не говорится о мыслях, посещающих его спутников.

Сестра Кузьмичева женщина простая, но с большим уважением относится к образованным людям. Она попросила брата, который собирался путешествовать по своим торговым делам, взять Егора с собой, чтобы он стал гимназистом и, может быть, однажды вырвался в люди. Но мальчик не строит планов на будущее. Его пугает неизвестность, дальняя дорога, незнакомцы и чужие слова «гимназия».

Покинув родные места в ненавистной бричке, Егорушка как бы в последний раз взглянул на милые его сердцу пейзажи. Он увидел вишневые деревья рядом с кладбищем, где похоронены его отец и бабушка.

Я вспомнил, как в начале июня цветут вишни и сливаются с белыми надгробиями. Вспомнил он и свою бабушку, которая не так давно умерла: она всегда была такая живая, приносила с рынка мягкие бублики и вдруг уснула…

степь чехов краткое содержание по главам

Мальчик расплакался, и по реакции священника и купца читателю становится ясно, что слезы текли из его глаз в тот день уже не в первый раз. Строгий дядя стал ругать Егорушку, отец Христофор ее успокоил.

И тогда товарищи десятилетнего мальчика стали говорить о необходимости обучения. Разговор был малосодержательный, как и всякий разговор людей совершенно другого взгляда на жизнь, состоявших в одной бричке или отделении.

Глава 3. На постоялом дворе

Уже в сумерках мы остановились у дома пожилого еврея. Радушие Моисея Моисеича не знало границ, но ночевать гости не решались: надо было найти загадочного Варламова. Купец и святой отец пересчитали деньги — такой кучи Егорушка еще не видывал. Мы пили чай. Мы говорили с евреем о жизни. Сонный Егорушку хозяева угостили пряником — все пожалели, что теперь некому позаботиться о мальчике.

Таким образом, вы можете войти в тему главы 3 и ее резюме. «Степь» продолжает Чехов описанием появления в округе знаменитой графини Драницкой, которая тоже надеялась увидеть Варламова.

Характеристика главных героев

Чехов детально прорисовал портреты героев, поэтому каждый из них предстает особенным. Одни герои близки к натуре, в характере других преобладает деловая хватка, а третьи предстают более эксцентричными, о которых принято говорить «не от мира сего». Главные герои и их характеристики:

Чеховские степные герои
Рассказ чехова степь

  • Егорушка Князев. История строится вокруг образа мальчика. Он еще слишком мал, чтобы иметь ярко выраженные черты характера. В этом возрасте ему свойственны наивность и любознательность. Мальчик впитывает впечатления, восхищается разнообразием мира и людей, предается воспоминаниям и мысленно рассказывает об увиденном.
  • Вася. Тихий и кроткий человек с острым зрением и острым слухом. Он видит и слышит то, что большинство других не может. Его мир наполнен «музыкой» природы: жужжанием и стрекотанием насекомых, пением и щебетанием птиц, криками сусликов и шепотом степных трав.
  • Варламов. Стрелец, погруженный в погоню за прибылью. Подобно дракону, он кружит над горожанами, выискивая, чем бы поживиться. Природа для него ничего не значит.
  • Иван Иванович Кузьмичев. Доминирующими чертами этого характера являются равнодушие ко всему, кроме денег, и однообразие. Он всегда сосредоточен и мрачен, как степная башня. Как и Варламов, Кузьмичев не лишен деловой хватки.
  • Дымов. В рассказе этот герой предстает в образе былинного юноши. Он силен, но не умеет контролировать свою силу, но охотно просит прощения. Эту картину можно назвать трагической. Такой юноша не должен следовать за обозом, и в этом противоречие между внутренним миром героя и обстоятельствами, в которых ему приходится жить.
  • Емельян. Еще один заботливый герой с трагической судьбой. Когда-то Емельян обладал прекрасным голосом и пел в церковном хоре. После болезни он стал безголосым, и это причиняет невыносимые страдания, хотя душа по-прежнему поет.
  • Пантелей. Добрый старик с твердой жизненной философией, которую он пытается передать Егорушке. По Пантелею человек должен получить 3 ума: первый от матери, второй от учения, третий от хорошей жизни. В мире так мало счастливых людей, потому что мало кому удается обрести третий разум.

Путешествие купца, священника и племянника

Теперь давайте поближе познакомимся с самими персонажами. Краткое содержание рассказа Чехова «Степь» позволяет изучить их достаточно подробно. Отец Христофор, настоятель местного храма, невысокого роста, ему уже 80 лет. Длинные заплетенные волосы постоянно развеваются на ветру. Вместе с Иваном Ивановичем Кузьмичевым и Егорушкой он поехал в город помогать продавать шерсть на ярмарке.

краткое содержание рассказа Чехова Степь

В центре повествования, конечно же, Егорушка. Это мальчик 9 лет. Он еще ребенок, не совсем готовый вырваться из дома так надолго. Но его родители непреклонны – он должен учиться в гимназии, получить хорошее образование, которое обеспечит ему безбедную жизнь.

Иван Иванович его дядя. Мать — сестра Кузьмичева. Ольга Ивановна осталась вдовой после смерти Егорушкиного отца, коллежского секретаря. Она считает важным, чтобы Егорушка поступил в гимназию в большом городе, где у него будет больше перспектив и возможностей.

Выдающий русский писатель

Чехова «Степь» в кратком содержании позволяет в полной мере составить представление о раннем этапе творчества отечественного прозаика. Сам автор родился в 1860 году в Ростовской области. Он родился в городе Таганроге.

Им написано большое количество произведений. Многие из них совсем небольшие по формату, но наполнены глубоким смыслом. Это рассказы, романы и пьесы. Сегодня Антон Павлович Чехов считается одним из величайших русских писателей не только в нашей стране, но и во всем мире.

Примечательно, что писательскую деятельность Чехову удавалось совмещать с врачебной практикой. Он почти всю жизнь занимался лечением людей, иногда считал себя, прежде всего, врачом, а не писателем. Известно его знаменитое выражение, что он считает медицину своей законной женой, а литературу для него только любовницей. Но отказаться от общения с ней он не в силах.

Его по праву называют новатором в литературе. В своих работах он часто использовал неожиданные ходы. Его творчество оказало значительное влияние на дальнейшее развитие литературы. Новаторские ходы можно найти только в рассказе Чехова «Степь». Краткое содержание позволяет узнать о них больше.

Анализ произведения

В одной из критических статей рассказ «Степь» назван «беспрецедентным путешествием мальчика по степи из родного города в город». На самом деле характеристика очень объемная и точная. Если бы вас попросили рассказать о действиях в истории, повторения этого предложения было бы достаточно.

«Степь» для Чехова, которого зрители привыкли видеть в роли автора коротких анекдотов, стала смелым художественным экспериментом. Его «Степь» — это панорама русской жизни и русских характеров. Сама степь — аллегорический образ России — «в Европе люди умирают от тесноты и тесноты. в нашей стране так просторно, что маленькому человеку порой трудно ориентироваться».

Отзыв

Егорушке было очень тяжело расставаться с семьей, с родиной, но рано или поздно расставание все равно произошло бы. Так мальчик, по пути наблюдая за разными людьми и слушая их истории, набрался большого опыта. Он понял, что мир велик и от самого человека зависит, какой будет его судьба.

Рисую иллюстрацию к рассказу Степь

Художественные особенности

Произведение Чехова «Степь» наполнено разными путями.

  1. Эпитет: «неизвестный благодетель», «тихая песня», «странная песня», «лиловая даль»
  2. Метафоры: «воздух застыл», «речка лежала в луже», «испарилась роса» и т д
  3. Сравнения: словно отразившись в зеркале, она тут же блеснула вдали», «Слева, словно кто-то чиркнул спичкой по небу, мелькнула бледная, фосфоресцирующая полоса»
  4. Олицетворения: «И вдруг вся широкая степь отбросила утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой», «Сразу зашептала трава и бурьян прошлогодний…»

Композиция

Композиция рассказа «Степь» достаточно проста. Само произведение состоит из семи частей. Каждая часть имеет смысловую завершенность. Особенно интересна композиция четвертой главы рассказа. Здесь автор разделил текст на три смысловые группы.

  1. В первой Чехов описал ночную степь и ее главных спутников.
  2. Во второй части автор грустит, что степь одинока. По его мнению, «ее богатство и вдохновение гибнут напрасно».
  3. А в третьей части автор отказывается от описания природы и возвращается к главным героям. Автор описывает встречу Ивана Ивановича, Егора, о. Кристофер и Денис с Пантелеем и ребятами. Можно сказать, что текст в этой главе состоит из 4 частей, одна из которых представлена ​​диалогом. В главе 4 автор использует повествование с элементами описания. В этом случае рассказ ведется от третьего лица.

«Степь» Чехова: краткое содержание

Характеристика персонажей

Главный герой, девятилетний мальчик Егорушка, прощается с родным городом и по настоянию матери Ольги Ивановны отправляется в большой город учиться в гимназии. Ольга Ивановна, вдова коллежского секретаря, оставляет сына своему брату Ивану Ивановичу Кузьмичеву, который едет в командировку в город.

Перед отъездом Егорушка горько плачет, не хочет он ехать в чужой, незнакомый город к чужим, оставлять мать и родные места. Его пугают сумрачные темные фуры и бескрайняя степь, которая закрыла весь горизонт, и нет ей ни конца, ни края.

Егорушку сопровождает дядя Иван Иванович Кузьмичев, торговец шерстью. Самое главное для Кузьмичева прибыль, заработок. Поэтому он недоволен тем, что в дороге нужно возиться с мальчиком, который тормозит движение. Брат клянется Ольгой Ивановной, которая решила отдать сына в гимназию.

Он считает, что образование — это праздная прихоть, дополнительная трата денег и времени, которые можно было бы потратить на обучение какому-нибудь действительно полезному ремеслу.

Вторым спутником Егорушки является напарник Кузьмичева, отец Христофор Сирийский, человек мягкий, легкомысленный. Для него длительное путешествие по степи представляет скорее не экономический интерес, а познавательный, ведь за это время можно познакомиться с большим количеством людей.

Взгляды на образование Христофора прямо противоположны взглядам Кузьмичева. Наоборот, он считает, что всякое обучение дается легко. В Егорушкины годы, вспоминает Кристофер, он уже умел читать по-латыни и сочинять стихи.

Во время путешествия Егорушка встречает много новых людей. Это, например, хозяин корчмы еврей Моисей Моисеевич со своим братом Соломоном. Моисей — «маленький» человек, привык дурачиться и дуться на глазах у всех, купцы Кузьмичев и Христофор для него настоящие хозяева, поэтому он даже пляшет перед маленьким Егором, угощает его пряниками, обманывает собственного сына.

На постоялом дворе Моисея Моисеевича Егорушка знакомится с графиней Драницкой. Мальчик за всю свою жизнь не видел более красивого существа. Егорушка узнает от дяди, что ее грабит поляк Казимир Михайлыч. Мальчик злится на подлого Казимира и даже немного на своего дядю, который называет графиню «красивой, но глупой женщиной».

Выйдя из постоялого двора, наши путешественники цепляются за обоз. Там Егорушка знакомится с рабочими — молодым скучающим Дымовым, обозленным на жизнь и людей, простым бессовестным крестьянином Кирюхой, бывшим фабричным рабочим Васей, певцом Емельяном, потерявшим голос после болезни.

Во время долгих полуночных разговоров у костра Егорушка многое узнает о чужой жизни, мальчику становится страшно – какая же это Россия, Родина-мать большая.

После долгого пути по степи Егорушка, Кузьмичев и Христофор наконец прибывают на квартиру Настасьи Петровны Тоскуновой, подруги Ольги Ивановны. Женщина согласилась приютить маленького школьника. Сопровождающие прощаются с мальчиком, вручают каждому корону и уходят.

Оставшись один, Егорушка горько плачет. Ему жаль прощаться со старым добрым Кристофером, которого, кажется, он не хочет больше видеть, боится вступить в новую неизвестную жизнь. Что она приготовила, кто ответит?

Главная идея произведения

В рассказе «Степь» Чехов затрагивает ряд актуальных вопросов. Он рассказывает о пользе образования (спор между Кузьмичевым и Христофором), изображает тяжелый человеческий труд в степном обозе и отсылает читателя к вечному некрасовскому «Кому на Руси жить хорошо?»

На примере образа еврея Моисея Моисеевича автор обращается к популярному литературному образу «маленького человека», угнетенного, вынужденного размышлять на глазах у других, более сильного, более богатого. Тем более, что термин «маленький человек» весьма относителен. Так что дядя Егорушки Иван Иванович для еврея Моисея «большой человек», а для богатого купца Варламова Кузьмичев становится уже «маленьким».

Важную идейную роль играет образ степи, которая в чеховских описаниях принимает характер живого организма. Чеховская степь иная: с одной стороны, она навевает тоску и одиночество, с другой — воплощение девственной красоты, символизирует волнующие перемены и новую жизнь. На примере маленького Егорушки, которого пугает огромная неведомая степь, автор показывает конфликт между миром и человеком.

Последний горько страдает, потому что часто не может жить в гармонии с миром. Некоторые находят равновесие между материальным и духовным, как, например, старик Христофор, некоторые зацикливаются исключительно на сфере материального, как, например, дядя Кузьмичев. Найдет ли Егорушка гармонию, еще неизвестно, потому что его степь только начинается.

Пейзаж

С героев автор переводит внимание читателя на главный образ этого произведения — степь. Чехов подчеркивает разнообразие бескрайней равнины. Где-то выглядывают небольшие холмы, где-то открывают взору бродячие мельницы, издалека напоминающие маленьких человечков. Включив в свое произведение пейзаж, автор придает рассказу оптимистические нотки.

Повсюду бурьян, молочай, дикая конопля. Все это потемнело от зноя, но роса словно снова оживила степь. Но прошло некоторое время, и она испарилась. Степь вновь приобрела характерный унылый вид.

Глава 4. Встреча с обозом

Полусонный Егорушка сел рядом с Дениской. Он постоянно думал о Варламове, очень богатом и неуловимом, и о прекрасной графине. Его убаюкивали запахи и звуки степи, погруженной во тьму. Спящего мальчика разбудили голоса. Это Иван Иванович расспрашивал крестьян, следующих за обозом, который они настигли, о Варламове.

Потом Егорушку переложили на большой клубок шерсти, и он, довольный тем, что может удобно лечь, заснул. Дядя просил крестьян не обижать его племянника и обещал привести его, как только он приедет к молоканам. Это начало новой главы и ее краткое содержание.

Чехов часто описывает степь в своем рассказе. Но утром Егорушку больше интересовал конвой и люди, с которыми он ехал. Всего включены двенадцать фургонов и пять человек. Возле телеги, на которой лежал мальчик, шел старый Пантелей, который говорил и подпрыгивал, как замерзший.

Когда они остановились у колодца, Егорушка выделил остальных путников. Сильный, самоуверенный Дымов, убивший на дороге змею и вызвавший недовольство остальных водителей. Емельян, бывшая хористка, потерявшая голос. Чернобородый Кирюху не умен. Удивительно зоркий Вася, умевший видеть и слышать то, что было недоступно остальным.

Отец Христофор

В кратком изложении Чехова А.П. «Шаги» описывается величественная природа, окружающая их в дороге. В самом начале пути перед ними открывается прекрасный вид на удаляющийся родной город и церковь, куда Егорушка всегда ходил с мамой.

коротко о Чеховской степи

Мальчик расстроен отъездом и с тревогой ждет, с чем он столкнется в новом, большом и незнакомом городе. Священник старается всячески его поддерживать. Он начинает рассказывать ему о своей юности и учебе.

Оказывается, он был высокообразованным человеком, которому уготовано большое будущее. У него была отличная память, он отлично знал историю, географию, арифметику, несколько иностранных языков.

Но родители не поддержали его в желании продолжить образование и поступить в университет. Ему пришлось довольствоваться карьерой священника. Егорушка же получает отличный шанс воплотить в жизнь все, о чем мечтает.

Правда, Кузьмичев с ним не согласен. Он считает, что отправить Егорушку в гимназию в большом городе не более чем прихоть сестры. Он уверен, что его племянник способен научиться всему необходимому дома.

Сюжет

В самом начале рассказа появляется персонаж Иван Иванович. Он везет своего любимого юного племянника в город на телеге. Там подросток будет учиться в гимназии. Мальчика зовут Егорушка. Их сопровождает священник, настоятель местного храма. Он добрый и симпатичный, но в то же время практичный человек, что сразу заметно.

чехов степь краткое содержание природа

Егорушке грустно идти в гимназию, потому что он уезжает из дома. Подозреваю давно. По пути они встречают много разных людей. Например, привлекательная графиня Драницкая, богатый купец Варламов, еврейская семья.

Так медленно развивается чеховский сюжет в Степи. Краткое содержание, в котором природа будет играть одну из главных ролей, не может передать основные черты этого произведения, заключающиеся именно в описании окружающего мира.

Чехов рассказал об этой истории своим друзьям, отметив, что надеется использовать ее, чтобы открыть глаза своим сверстникам, показав, какой величественной и прекрасной оказалась окружающая их природа. Так прекрасны нетронутые просторы, которые только и ждут, чтобы какой-нибудь художник запечатлел их.

Основная идея

Основная идея произведения «Степь» заключается в том, что человек должен чувствовать свое родство с природой. Однако многие не чувствуют красоту мироздания. Чехов показывает, что такой разлад может привести к необратимым печальным последствиям.

Автор приходит к выводу, что человек должен жить не ради меркантильной и узкой цели, а наслаждаться каждым мгновением жизни. По Чехову, все должны быть счастливы.

Сам автор выразил смысл повести «Степь» так:

«История <…> откроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются нетронутыми и где еще не тесно для русского художника».

Глава 8. Конец пути

Наконец мы въехали в большой двор, и мальчик услышал голос Дениса. Отец Христофор обтер больного Егорушку, потом накрыл одеялом и тулупом. Из разговоров взрослых мальчик понял, что торговля шерстью удалась.

Наутро герой чувствовал себя хорошо. А после завтрака застали Н.П. Тоскунову, подругу матери. Иван Иванович согласился с ней жить, устроил племянника в гимназию и на другой же день отправился домой с отцом Христофором и Дениской. Жизнь в чужом доме встретил Егорушка с тревогой и слезами.

Затем заканчивается «Степь» А. П. Чехова. Краткое содержание глав позволило передать лишь основные моменты повествования.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"