«Старуха Изергиль» краткое содержание рассказа Горького для 11 класса – читать онлайн

Краткие содержания

Главные герои рассказа

  • Старая Изергиль — сгорбленная от старости женщина, с тусклым взглядом и старческим сухим голосом. В молодости она была страстной, эгоистичной, гордой, делала то, что хотела сама, независимая от других. Ради возлюбленного она убила часового и не переживала, что стала убийцей.

Приключения героев, рассказанные главным героем:

  • Ларра – сын орла и женщины, наказанный за излишнюю гордыню и эгоизм вечным одиночеством.
  • Данко – молодой человек, который не пожалел своего сердца, чтобы помочь людям обрести свободную, счастливую жизнь.

 

Тема

Основная тема произведения – поиск ответа на вопрос: «В чем смысл жизни?

«. История раскрывает несколько тем, помогающих найти ответ на этот вопрос.

Пылающее сердце Данко

Например, в первой части затрагивается тема гордости и отношений с людьми.

Вторая часть рассказывает о любви, эта история немного пересекается с первой, также присутствует тема гордыни и тщеславия.

Третья глава посвящена теме жертвенности и человеческой слабости, кому было проще обвинить Данко в том, что люди начинают умирать.

Другие персонажи

  • Рассказчик – молодой человек, которого интересуют люди, их характеры и судьбы.
  • Юные веселые молдаване – юноши и девушки, работавшие на сборе винограда.

Бывшие возлюбленные Изергиль, которых она запомнила больше других:

  • Рыбак;
  • Гуцульский;
  • Турок и его сын;
  • Полюс;
  • Пан с рубленым лицом, любивший предприятия;
  • Аркадек — молодой красивый джентльмен, которого Изергиль спасла из плена, убив часового.

II

Потом она начала рассказывать о своей долгой жизни. Она хвасталась тем, сколько поцелуев она приняла и подарила в своей жизни. Пока она была молода, у нее была сила любить. Теперь это была пожилая женщина с острым подбородком, сморщенным носом и потрескавшимися губами. Но воспоминания о любимом оживили потускневшие глаза героини.

С первым мужем она познакомилась в 15 лет. Это был рыбак с Прута, «высокий, гибкий, чернобородый, веселый». Он позвал с собой в Добруджу, но через три месяца Изергиль его уже не интересовала. Ее познакомили с молодым гуцулом — «рыжей головой». Иногда он был грустным и любящим, а иногда ревел и дрался, как зверь. Она хотела пойти с ним в Карпаты, но не успела: поймали его и повесили вместе с рыбаком.

Позже, в Бухаресте, я увидел Изергила, важного богатого турка, и улыбнулся ему. В тот же вечер ее схватили и увезли в его гарем. Но ей было скучно среди восьми других жен, и она сбежала в Болгарию со своим шестнадцатилетним сыном, который потом умер от скуки.

Маленькую польскую монахиню отвергли, но в Польше ей пришлось нелегко. Потом ее купил еврей, а потом богатые кастрюли пошли к Изергиль, подрались за нее и разорились. Изергиль же влюбилась в «достойного лба с точеным лицом», погибшего во время бунта. Сам красивый венгр бросил ее, как чуму, но позже был найден с простреленной головой.

Последней любовью сорокалетней цыганки был Аркадек, красивый джентльмен, которого она вызволила из плена. Однако он отверг любящую женщину. Потом Изергиль вышла замуж, приехала в Молдову и, год назад похоронив мужа, теперь живет рядом с юношей и рассказывает его истории.

Изергиль спросила рассказчика, не видел ли он искры в степи. Он опять ничего не увидел, а старый цыган сказал, что из горящего сердца Данко идут искры.

Глава 2. Воспоминания старухи Изергиль

Старуха Изергиль задремала, а рассказчик сидел на берегу, слушая шум волн и далекие песни сборщиков винограда.

Внезапно проснувшись, старуха Изергиль стала вспоминать тех, кого любила за свою долгую жизнь.

Она жила с матерью в Румынии на берегу реки и ткала ковры. В пятнадцать лет она влюбилась в молодого рыбака. Он уговорил Изергиль отправиться с ним в путешествие, но к тому времени она уже устала от рыбака — «только петь да целоваться, больше ничего».

Уйдя от рыбака, Изергиль влюбилась в гуцула — веселого рыжеволосого карпатского юношу из разбойничьей шайки. Рыбак не мог забыть Изергиль и тоже пристал к гуцулам. Так их и повесили вместе — и рыбака, и гуцула, а Изергиль пошла смотреть казнь.

Потом Изергиль встретила важного и богатого турка, прожила в его гареме целую неделю, потом заскучала и сбежала с сыном, темноволосым, покладистым мальчиком, намного моложе ее, в Болгарию. Там некая болгарка заколола ее в грудь то ли за жениха, то ли за мужа — Изергиль уже не помнит.

Изергиль ушла в монастырь. У польской монахини, ухаживавшей за ней, был брат в соседнем монастыре. С ним Изергиль бежала в Польшу, а молодой турок умер от избытка плотской любви и тоски по родине.

Поляк был «веселый и озорной», слова умел использовать как хлыст. Однажды он сильно оскорбил Изергиль. Она взяла его на руки, бросила в реку и ушла.

Я никогда не встречалась с теми, кого когда-то любила. Однако это не очень хорошие встречи, как и с мертвецами.

Люди в Польше оказались «холодными и лживыми», Изергиль было трудно жить среди них. В городе Бохня ее купил еврей: «Я не себе купил, а на обмен». Изергиль согласилась и хотела заработать денег и вернуться домой. «Богатые вельможи» ходили на нее пировать, осыпали ее золотом.

Изергиль любила многих, а больше всех красавца господина Аркадека. Он был молод, а Изергиль прожила уже четыре десятка лет. Потом Изергиль развелась с евреем и жила в Кракове, была богата — большой дом, прислуга. Аркадек долго ее добивался, а добившись, оставил. Потом пошел воевать с русскими и попал в плен.

Притворившись нищей, Изергиль убила часового и сумела вызволить своего возлюбленного Аркадека из русского плена. Он обещал любить ее, но Изергиль не осталась с ним — она не хотела быть любимой из благодарности.

После этого Изергиль уехала в Бессарабию и осталась там. Ее муж-молдаванин умер, и теперь старуха живет среди молодых сборщиков винограда и рассказывает им свои истории.

С моря поднялась грозовая туча, и в степи стали появляться синие искры. Увидев их, Изергиль рассказала рассказчику легенду о Данко.

Смысл названия

В повести описано 3 истории, из которых центральное место занимает жизнь старухи Изергиль, но повесть названа в ее честь. Это потому, что Изергиль — реальный человек, именно ее персонаж встречается на ее пути, а затем слушает легенды и истории ее жизни.

И неслучайно жизнь Изергиль описывается именно в середине истории Ларры и Данко, ведь эта женщина сочетает в себе ставшие роковыми для героев качества, а именно эгоизм и альтруизм.

Изергиль

Судьба Изергиль похожа на судьбы героев легенд, которые она рассказывала слушателю.

Ларра был слишком эгоистичен, поэтому ему ничего не стоило убить невинную девушку, а Данко, наоборот, был готов пожертвовать собственной жизнью ради других людей.

Оба объекта принадлежат Изергиль. Она любила себя и хотела прожить эту жизнь счастливо, поэтому смело играла на чужих чувствах, и в этом проявлялся ее эгоизм. Но ради того, кого любила всем сердцем, Изергиль, рискуя жизнью и свободой, убила человека.

Направление

Этот рассказ создает новое литературное направление — романтизм и является самым первым произведением в этом направлении.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В Бессарабии рассказчик услышал от старухи Изергиль рассказ о Ларре, сыне орла и женщины, наказанном за убийство, непомерную гордыню и эгоизм вечным одиночеством и бессмертием. На протяжении тысячелетий от него оставалась только тень, поскольку его тело было унесено ветром.

Рассказав эту историю, старушка стала вспоминать свою жизнь. С 15 до 40 лет она жила, не думая о людях, подчиняясь только своим прихотям и эмоциям. У нее было много любовников, которым она изменяла, или они уходили от нее. После такой бурной жизни, когда ее красота исчезла, она вышла замуж и стала жить на одном месте.

Старуха Изергиль рассказала еще одну легенду — о Данко. Этот юноша вывел людей из болотистого леса, куда их загнали враги. Чтобы осветить путь, которым он вырвал свое горящее сердце. Когда люди оказались на открытом месте, где светило солнце, Данко упал и умер.


Спасибо
Ларра
Легенда о Ларре
Старая Изергил

Глава 1: О Ларре

История начинается со встречи автора-рассказчика и старухи. Тяжелый рабочий день закончился. Они остались одни, под виноградным кустом, а рабочие ушли к морю. Все спаслись от жары, которую и без того ненавидели. Глядя на облака, старуха Изергиль предположила, что это Ларра кружит высоко над степью. Тогда пожилая женщина, заметив интерес с нотками удивления в глазах автора-рассказчика, решила рассказать ему эту древнюю красивую легенду, давшую начало остальным.

Легенда о Ларри. Юноша был сыном орла и красивой девушки, которую в раннем (молодом) возрасте похитила страшная хищная птица. Так она оказалась в далеких краях, и по этой причине в течение нескольких лет о ней ничего не было слышно, а некоторые думали, что она умерла. Но вот, спустя долгие двадцать лет, она вернулась на родину, но выглядела сухой и измученной, даже некрасивой. От ее красоты, которая была с ней всю юность, не осталось ничего.

Ее сын был похож на отца: такой же свободолюбивый и невероятно гордый, грубый по отношению к окружающим. И дерзость эта граничила с высокомерием, потому что юноша возвысил себя над другими, и своим поведением показал, что ему нет равных в мире, и старейшины деревни не имеют над ним ни указа, ни власти.

Старейшины, уставшие терпеть грубое поведение юноши, приказали ему покинуть деревню. Но уже тогда мальчик решил показать свой характер и то, что он выше всех. Ларра в попытке обнять хватает одну из девушек, которая тоже проявляет свой характер, отталкивает его от себя. И за это она поплатилась жизнью: гордец убил ее на глазах у всех жителей.

И тогда люди столкнулись с проблемой, как наказать виновных в преступлении. Долго думали, хотели казнить, но допросив Ларру, поняли, что он даже не понял, что сделал что-то ужасное. Он был настолько эгоистичен, что не думал о последствиях своих поступков для других. По его мнению, сверхчеловеку позволено делать все, что он может.

Но все же старейшины придумали план мести: они отпустили Ларру на свободу, предоставив юношу полностью самому себе. С тех пор люди просто игнорировали каждое его действие (будь то кража скота или девушек, или просто его скитания по маленьким «надоедливым» людям). Более того, вмешался сам Бог и даровал Ларре бессмертие в странствиях. В итоге долгожданная свобода стала для него проклятием и прекрасной местью за грех. Устав от такой жизни, Ларра был готов умереть.

Он даже понимал, в чем смысл жизни, но момент был упущен: за гордыню он уже получил наказание в виде бессмертия в одиночестве. В мире живых его все игнорировали и он мог войти в мир мертвых, из-за чего он начал скитаться по миру, пытаясь найти вожделенный покой.

На этом Изергиль остановила свой рассказ, отвлекшись на красивую, но очень грустную песню, от которой ей захотелось поделиться еще одной историей. Такой же захватывающий, как и первый, и немного поучительный. И автор-рассказчик этому только рад.

Место и время действия

Действие повести начинается в Бессарабии, так называются южные земли между Черным морем и Дунаем. Сегодня эта культурно-историческая территория поделена между тремя государствами. По ней проходит граница с нынешними Молдавией и Румынией, а южная часть принадлежит Украине. Именно на нынешних украинских землях рассказчик познакомился со старухой Изергиль. В тексте есть четкое указание: «Эти истории рассказывались мне при Аккермане». Сегодня город называется Белгород-Днестровский.

Горький написал свой рассказ, когда Бессарабия входила в состав Российской империи, славилась своей живописной красотой, теплым морским климатом, что привлекало путешественников. Место действия играет важную роль в пространстве повествования, природа и население этого края создают особый колорит, превосходно переданный автором.

Встреча автора с главной героиней, старухой Изергиль, происходит примерно в 1991 году, в так называемое «золотое время года», в конце лета — начале осени, во время сбора винограда. Большая часть истории связана с рассказами старухи. Первый и третий ее рассказы — древние легенды, и время в них неопределенно: было это когда-то очень давно (много тысяч лет назад, древние времена). Вторая история Изергиль о ее юности.

Таким образом, в истории есть несколько временных периодов. Для автора не имеет значения, когда именно происходит действие, так как во все времена люди проявляют жестокость, эгоизм и совершают подвиги.

Глава 3. Легенда о Данко

В старину между степью и непроходимым лесом жило племя сильных и храбрых людей. Однажды из степи пришли более сильные племена и загнали этих людей вглубь леса, где воздух был отравлен ядовитыми газами болот.

Люди начали болеть и умирать. Нужно было выйти из леса, но сзади были сильные враги, а впереди путь преграждали болота и деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо сильного мрака».

Люди не могли вернуться в степь и сражаться насмерть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть.

Ничто — ни работа, ни женщины так не изнуряют тело и душу мужчин, как изнурительные грустные мысли.

Тяжёлые мысли породили страх в сердцах людей. Трусливые слова о необходимости вернуться в степь и стать рабами сильнейших звучали все громче и громче.

И тогда молодой красавец Данко вызвался вывести племя из леса. Люди поверили и последовали за ним. Труден был их путь, люди гибли в болотах и ​​каждый шаг давался им с трудом. Вскоре измученные соплеменники стали жаловаться на Данко.

Когда началась гроза, над лесом опустилась непроглядная тьма, и племя упало духом. Людям было стыдно признаться в собственном бессилии, и они стали упрекать Данко в неумении с ними справиться.

Усталые и разгневанные люди стали судить Данко, но тот ответил, что сами соплеменники не в состоянии беречь силы для дальнего пути и просто шли, как стадо овец. Тогда люди хотели убить Данко, и в их лицах уже не было ни добра, ни благородства. Из жалости к своим соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнем желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.

Увидев, как горят глаза Данко, люди решили, что он взбесился, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и ожесточился на него, а сердце его загорелось еще ярче. Он «разорвал себе грудь руками», вырвал пылающее сердце, поднял его высоко над головой и повел заколдованных людей вперед, освещая им путь.

Наконец лес расступился и племя увидело широкую степь, а Данко радостно засмеялся и умер. Его сердце все еще горело рядом с телом. Видел это осторожный человек, и когда чего-то боялся, «топтал гордое сердце ногой». Он рассыпался на искры и погас.

Голубые искры иногда появляются в степи перед грозой. Это остатки горящего сердца Данко.

Закончив рассказ, старуха Изергиль задремала, а рассказчик смотрел на ее иссохшее тело и недоумевал, сколько еще «красивых и сильных легенд» она знает. Рассказчик накрыл старуху тряпьем, лег рядом и долго смотрел на облачное небо, а рядом шумело «глухо и грустно» море.

Юлия Пескова пересказала. Вы нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот парафраз в People’s Brief.

Сюжет рассказа «Старуха Изергиль» за 3 минуты

Действие повести происходит в конце 19 века недалеко от города Аккерман. Здесь автор знакомится с местной жительницей, старухой Изергиль, которая знает множество легенд.

Глава I (Легенда о Ларре)

Много тысяч лет назад в далекой стране жило племя. Однажды в племя прилетел орел и похитил девушку. Через 20 лет эта девушка вернулась с сыном, родившимся у нее от орла. Сын, 20-летний юноша Ларра, был красив и горд. Он вел себя грубо даже с самыми уважаемыми людьми и убил местную девушку. Ларра считал себя первым на земле.

Горожане решили наказать Ларру за его гордыню. В наказание ему дали полную свободу. Лара мог делать все, что хотел — люди его не наказывали. Однако свобода и одиночество стали для него в тягость. Он искал смерти, но люди не убивали его специально. Он не мог убить себя. Тысячи лет Ларра не жила среди людей и не умерла. Тень Ларры бродит по миру в ожидании смерти.

Глава II (История жизни Изергиль)

В тот же вечер старуха Изергиль рассказывает автору историю своей жизни. Изергиль прожила яркую, насыщенную жизнь. В молодости у нее было много романов. Мужчины «ползают» за ней и даже осыпают ее золотом. Но сама она была безумно влюблена в одну кастрюлю. Из-за своей любви к нему она убила человека. В 40 лет Изергиль вышла замуж, но мужа уже нет в живых. Одинокая Изергиль живет одна и в свободное время рассказывает молодежи легенды. Вечером старуха рассказывает легенду о Данко.

Глава III (Легенда о Данко)

Жило-было племя людей глубоко в дремучем лесу. Один из них, красивый юноша Данко, призвал всех набраться храбрости и пройти через страшный лес. Люди поверили отважному Данко и пошли за ним. Дорога через лес оказалась трудной и долгой, и племя упало духом. Люди злились и обвиняли Данко в том, что он не оправдал их ожиданий. Разгневанное племя было готово убить героя.

Тогда Данко вырвал сердце из груди и сжег, как факел. Данко своим сердцем осветил лес и наконец вывел племя из леса в степь. Достигнув своей цели, Данко погиб. Кто-то из племени тут же наступил Данко на сердце, и по степи полетели искры. С тех пор перед грозой летят над степью синие искры — искры храброго сердца Данко.

Это интересно: Горький написал и опубликовал рассказ «Макар Чудра» в 1892 году. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Макар Чудра». Произведение положило начало романтическому периоду в творчестве автора. Пересказ будет полезен для заполнения читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

История создания и основная идея рассказа «Старуха Изергиль»

Идеей написать повесть «Старуха Изергиль» Горький загорелся ранней весной 1891 года, когда он путешествовал по Бессарабии. Автор закончил свою работу только через 4 года. Это не случайно, ведь «Старуха Изергиль» посвящена анализу сложной и противоречивой природы человека. Одна из главных идей в рассказе – поиск смысла жизни. Для автора смысл жизни в бескорыстном служении другим, в добре, за которое не требуется никакой награды.

Автор пытался донести до читателя одну из важных нравственных ценностей: эгоизм, самодовольство приведут лишь к одиночеству и смерти. Горький утверждал: нет ничего прекраснее бескорыстной доброты и беззаветной любви.

Впервые «Старуха Изергиль» была опубликована в «Самарской газете» в 1895 году. Сам Горький считал этот рассказ одним из лучших на своем творческом пути: «Кажется, я не напишу чего-то столь стройного и прекрасного, как та старуха Изергиль», — написал он.

Читайте также: Волки краткое содержание читать онлайн за несколько минут

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Рассказчик сообщает, что слышал эти рассказы в Бессарабии, под Аккерманом, на берегу. Там он вместе с молдаванами собирал виноград.

Вечером, после работы, молдаване ушли на берег, а рассказчик и старуха Изергиль остались возле виноградников. Старуха указала на темную тень облака и сказала, что это Ларра, чье тело тысячи лет было высушено солнцем и обрызгано ветром. Бог сделал это в наказание за гордость Ларры.

И она рассказала историю.

В древности орел забрал девушку из могущественного племени. Через 20 лет она вернулась в люди с сыном и рассказала, что жила в горах и была женой орла. Вот его сын, а орла уже нет в живых.

Взгляд сына орла был холоден и горд. Он разговаривал со старейшинами племени как с равными. Им это не понравилось и они сказали, что ему не место в племени, пусть идет, куда хочет.

Юноша засмеялся, подошел к красивой девушке, дочери одного из старейшин, и обнял ее. Она оттолкнула юношу, тогда он ударил ее и, когда она падала, наступил ей на грудь, и девушка умерла.

Люди схватили молодого человека и спросили, почему он убил ее. Он ответил, что девушка оттолкнула его, но она ему нужна. Люди долго общались с ним и поняли, что он считает себя самым главным среди всех.

Стали думать, как его наказать. Один мудрец сказал, что «наказание для него внутри него самого». И пусть он будет свободен.

Молодого человека назвали Ларра, что означало «изгой». От него ушли люди, и он стал жить один.

Ларра украла у племени девушек и скот. Стрелы не могли пробить его из-за невидимого покрова высшей казни.

Однажды он пришел к людям, и когда его хотели убить, он не стал защищаться. Один из нападавших кричал, что Ларра хочет умереть. Тогда все остановились, чтобы не облегчать свое наказание одиночеством.

Он стал нападать на них, но люди уклонялись от его ударов.

Потом он ударил себя ножом в грудь, но тот сломался. Люди были рады, что он не может умереть, и оставили его.

С тех пор он ходит и ждет смерти, но она не приходит. Ларра уже ничего не понимает, у него одна цель — смерть. Так он был наказан за свою гордыню. Вот и конец истории старухи.

Глава 2

Тогда старуха Изергиль стала рассказывать о своей жизни.

Она жила с матерью на ферме. Когда ей было 15 лет, рыбак стал уговаривать ее отплыть с ним из дома девочки на Дунай. Но она быстро полюбила его, потому что с ним было скучно.

Потом Изергиль познакомилась с молодым человеком из группы гуцулов и стала его любовницей. И рыбак пристал к группе гуцулов. Потом и его, и того гуцула повесили.

Старуха сказала, что она тоже была в гареме турка. Там ей надоели его жены, и она сбежала с 16-летним сыном турка. Юноша вскоре умер, а Изергиль лечилась в монастыре от раны, нанесенной ей болгаркой, приревновавшей к любимому.

Выздоровев, Изергиль уехала в Польшу с братом монахини. Однажды он оскорбил Изергиль, и она бросила его в реку, увидела, как он барахтается, ушла и больше никогда с ним не встречалась.

Ей было трудно в Польше. Она ничего не могла сделать. Его купил еврей и начал с ним торговать. В Изергиль ходили пировать богатые земледельцы. Один из них буквально осыпал ее золотыми монетами, чтобы завоевать ее любовь. Но Изергиль выгнала его, потому что он ей не понравился.

Она тогда любила лоб с вырезанным турками лицом. Он был воинственным, любил предприимчивость и, вероятно, был убит русскими во время восстания.

Изергиль освободилась от еврея, дав ему деньги. Когда ей было 40 лет, она сыграла «свой последний матч» в Польше. Там она встретила красивого, гордого джентльмена. Он долго добивался любви Изергиль, а когда нашел, тут же бросил ее. И она любила его, и когда этого господина схватили русские, Изергиль пришла в деревню, приползла к месту, где держали пленных.

Она солгала часовому, что там ее сын, и уговорила его отпустить его к заключенным. Он не согласился. Тогда Изергиль упала на землю, схватила солдата за колени, сбила его с ног, стала прижимать лицом к луже, и часовой задохнулся.

Она подбежала к амбару, где находились заключенные, позвала своего возлюбленного Аркадека, спросила, может ли он выбраться оттуда, и сказала, что часовой убит. Четверо заключенных вышли из амбара и пошли через лес.

Когда они вышли на луг, поляки долго благодарили ее, и Аркадек торжественно объявил, что в благодарность за то, что она освободила его, он будет любить ее, и преклонил перед ней колени. Но гордая женщина пнула его и велела полякам уйти.

На следующий день ее арестовали российские военные, но вскоре отпустили.

Поняв, что ей нужно завести собственное гнездо, Изергиль отправилась в Галицию, а затем в Добруджу.

Здесь она живет около 30 лет. У нее был муж, молдаванин, но он умер год назад. А теперь старушка живет с девочками и мальчиками, сборщиками винограда. Она смотрит на них, вспоминает свою молодость и думает, что раньше жизнь была лучше и веселее, потому что в людях было больше огня и силы.

В степи вспыхнули маленькие синие огоньки, старуха сказала, что это искры горящего сердца Данко. И рассказала легенду о Данко.

Глава 3

В старину жили смелые, сильные, веселые люди. Однажды другие племена загнали их глубоко в темный болотистый лес. От испарений с болот начали умирать люди.

Из этого разоренного места было две дороги: дорога, ведущая назад, где были жестокие враги, и дорога, ведущая вперед. Но другой был загорожен гигантскими деревьями, которые стояли очень близко друг к другу.

Люди могли идти сражаться с врагами, но не могли погибнуть в битвах, чтобы не были потеряны их заветы, которыми они дорожили.

В этих сильных людях зародился страх, и уже они пойдут сдаваться на милость врагу.

Но их спас молодой красавец Данко. Он был одним из тех людей. Молодой человек позвал их прогуляться по лесу. Сила и живой огонь светились в его глазах, и люди верили ему.

Данко вел их по этой трудной дороге, люди были измотаны и стали упрекать юношу в том, что он ведет их неизвестно куда, угрожая за это убить.

Данко любил людей и хотел их спасти. Его сердце горело этим желанием. Молодой человек вспорол себе грудь, вырвал сердце и поднял его над головой. Свет был сильнее солнца и освещал путь людям.

Данко бросился вперед, а люди побежали за ним. Выбежали из леса, кругом простор, чистый воздух, ярко светит солнце.

Данко с радостью наблюдал за всем этим, а потом упал и умер.

Люди не заметили его смерти и не увидели, что сердце героя еще сверкает на земле. Только один из них очень осторожно наступил ему на сердце, боясь неизвестно чего. Он исчез и рассыпался на искры.

Это искры, которые появляются в степи перед грозой. Так закончила старуха Изергиль рассказ и задремала.

Анализ произведения

История создания

В 1891 году 23-летний Горький путешествовал по Бессарабии. В воздухе этого края юноша почувствовал близкий ему «романтический дух». Под впечатлением от поездки у молодого писателя родилась идея будущей повести «Старуха Изергиль». В 1894 году была написана история. Эта дата подтверждается письмом Горького писателю В. Г. Короленко.

Тема

В рассказе три сюжета объединены сквозной темой:

Ради чего стоит жить

Все персонажи повести красивые и гордые, но ценности у них разные. Человек свободен выбирать, как он хочет прожить свою жизнь, но наряду с правом выбора на нем лежит и ответственность за последствия

Ларра в гордыне и эгоцентризме любит только себя, он ценит безграничную свободу в своих действиях, но этим он отличается от человеческого общества. Жизнь только для себя, вне людей стала его трагедией,

Изергиль прожила жизнь в страстных страстях, легко забывала своих бывших любовников и никому не желала подчиняться. Она жила среди людей, но для себя, за что и поплатилась одинокой старостью.

Благородный Данко предпочел служить людям, пусть и неблагодарным. Его жертва не была напрасной: остались искры его сердца, которые зажгли огонь в других благородных сердцах.

Идея

Человек должен жить для чего-то большего, чем он сам, тогда его жизнь не будет напрасной.

Проблематика

Жизнь и свобода являются ключевыми идеалами современного общества и основными правами человека, закрепленными в международном и национальном законодательстве. Максим Горький задумался о сущности этих категорий задолго до того, как они были утверждены в юридических документах. Герой одного из рассказов Ларры стремился к полной свободе, и он ее получил, но сделало ли это его счастливым, принесла ли ему добро «вечная жизнь»? Нет, они стали самым страшным наказанием для персонажа.

История, рассказанная Горьким, показывает, что жизнь как существование и свобода сама по себе абсолютно ничего не стоит. Для жизни в полном смысле этого слова человеку нужен человек, поддержка общества, взаимопонимание. Данко же легко отдает свою жизнь, что не было бы ценности в дремучем лесу, где он и его соплеменники вынуждены выживать. Лучше достойная смерть во спасение, чем такая жизнь.

Равнодушие, эгоизм человека и общества – еще одна важная тематическая линия повести. Автор показывает человеческое равнодушие, отразившееся на судьбах центральных персонажей повести. Равнодушие и эгоизм могут быть присущи как отдельному человеку, так и толпе. В первой части Ларра — крайний эгоист, но и сообщество людей, осудивших его, также не вызывает сочувствия: они равнодушны и бесчувственны к многолетним страданиям этого несчастного, пытавшегося добраться до них.

Эгоистичная Изергиль, не жалеющая тех, кто остался в прошлом, кого она якобы любила. В третьей части проявляется «коллективный эгоизм», убивший Данко. Также очевидно равнодушие спасенных к его жертве. Эгоизм и равнодушие неразрывно связаны. Эгоист видит только себя и безразличен к жизни других.

Гордость и гордыня — похожие слова с разными значениями. Обо всех героях произведения сказано, что они гордятся, но гордятся по-разному. Ларра одержим гордыней, то есть непомерной гордыней, он возвышается над всеми. Гордыня Изергиль – высокое мнение о себе, нежелание подчиняться кому бы то ни было. В этом она похожа на Ларру. Гордость Данко – это уверенность в себе, достоинство человека.

Композиция

История в истории — это форма повествования, в которой часть истории — это история, озвученная или написанная одним из персонажей истории. В мировой литературе этот принцип довольно популярен, иногда его еще называют «принципом матрешки».

Именно он лег в основу композиционного строя «Старухи Изергиль». Внешняя канва сюжета сводится к пребыванию автора в Бессарабии, его работе на виноградниках, встрече и разговору со старухой Изергиль. Эта часть повествования важна для оформления и понимания рассказов, которые звучат из уст старухи Изергиль.

Рассказы не связаны друг с другом, а дополняют друг друга по смыслу. Начало и конец рассказа — две «зеркальные» истории, о злом и добром герое. И то, и другое можно определить как легенды, рассказанные старухой. А в основе лежит подлинная история героини, рассказчицы, которая раскрывается в том числе и в контексте рассказов, исходящих из ее уст.

Короткий пересказ «Старухи Изергиль» Горького

Эти рассказы рассказчик услышал на берегу Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пробежали тени от проплывающих облаков. Старуха сказала, что видела Ларру, превратившуюся в тень, и рассказала эту историю.

Много лет назад на щедрой земле «жило могучее племя скотоводов». Однажды красивую девушку из этого племени похитил орел. Они оплакивали и забыли ее, и через двадцать лет она вернулась, приведя с собой молодого человека, красивого и сильного. Она сказала, что она жена орла. Все удивленно посмотрели на сына-орла, но он ничем не отличался от других, только глаза у него были холодные и гордые, как у отца.

Он считал себя необыкновенным и говорил высокомерно даже со старшими. Люди разозлились и изгнали его из племени. Он засмеялся, подошел к красивой девушке, дочери одного из старейшин, и обнял ее. Она оттолкнула его, и тогда он убил ее. Юношу схватили и связали, но не убили, так как он посчитал слишком легкой для себя смерть. Разговаривая с ним, люди поняли, что «он считает себя первым на земле и не видит никого, кроме себя». И вот племя решило наказать его одиночеством.

Молодого человека звали Ларра, что означает «изгой». Юноша стал жить один и время от времени воровал у племени скот и девушек. В него стреляли из лука, но он был неуязвим. Так прошли десятилетия. Но когда он впервые приблизился к людям, они бросились к нему, а он остался стоять и не защищался. Тогда люди поняли, что он умрет, и не стали его трогать.

Тогда он вытащил нож и ударил себя в грудь, но нож сломался, как камень. Люди поняли, что он не может умереть. С тех пор он ходит, как тень, в ожидании смерти. «В нем нет жизни, и смерть ему не улыбается. И ему нет места среди людей. Вот как били человека за гордыню!»

В ночи лилась красивая песня. Старушка спросила, слышал ли когда-нибудь собеседник такую ​​красивую песню? Он отрицательно покачал головой, и Изергиль подтвердила, что такого он никогда не услышит. «Хорошо петь умеют только красавицы, красавицы, любящие жизнь!»

Старуха стала вспоминать, как в молодости она целыми днями ткала ковры, а ночью бегала к любимому. Рассказчик взглянул на старуху: «черные глаза ее были еще мутны, не оживлены памятью. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, острый подбородок с седыми волосами и сморщенный, изогнутый, как совиный клюв, нос. На месте ее щек были черные ямочки, а в одной лежала прядь пепельных волос, выбившаяся из-под красной тряпки, обернутой вокруг головы. Кожа на лице, шее и руках морщинистая».

Она сказала, что жила рядом с озером в Фалми со своей матерью. Изергиль было пятнадцать лет, когда в их районе появился «высокий, гибкий, чернобородый, веселый мужчина». Изергиль влюбилась в него. Через четыре дня она уже принадлежала ему. Он был рыбаком с Прута. Рыбак позвал с собой на Дунай Изергиль, но к тому времени она уже разлюбила его.

Потом подруга познакомила ее с кудрявым рыжеволосым гуцулом. Иногда он был любящим и печальным, а иногда, как зверь, ревел и дрался. Она поехала к Гуцулу, и рыбак долго оплакивал ее и плакал. Потом он присоединился к гуцулам и обзавелся другим.

Они уже хотели в Карпаты, но поехали в гости к румыну. Там их схватили, а затем повесили. Румыны отомстили: ферму сожгли, а он стал нищим. Рассказчик догадался, что это сделала Изергиль, но старуха уклончиво ответила на его вопрос, что она не единственная, кто хочет отомстить.

Тут Изергиль вспомнила, как она любила турка. Был в его гареме в Скутари. Я жил целую неделю, а потом мне стало скучно. У турка был шестнадцатилетний сын Изергиль, и он бежал из гарема в Болгарию. Там ревнивая болгарка ранила ее ножом. Изергиль лечилась в монастыре, откуда она уехала в Польшу, у молодой монахини. На вопрос собеседника, что случилось с молодой турчанкой, которую она сбежала из гарема, Изергиль ответила, что он умер от тоски по родине или от любви.

Монах Пола унизил ее, и однажды она бросила его в реку. Ей было трудно в Польше. Она попала в рабство к еврею, который продал ее. Тогда она любила лоб с рубленым лицом. Он защищал греков, в этом бою они отрезали ему лицо. Она добавила: «В жизни, знаете ли, всегда есть место предприимчивости. А те, кто их не находит, — лентяи и трусы».

Потом был мадьяр, позже убитый. И «ее последний бой — джентльмен». Очень красивый, а Изергиль было уже сорок лет. Пан на коленях просил ее любви, но получив ее, тут же отказался от нее. Потом он сражался с русскими и попал в плен, а Изергиль спасла его, убив часового. Пан солгал Изергиль, что за это будет любить ее вечно, но она оттолкнула «лживую собаку» и приехала в Молдавию, где живет уже тридцать лет. У нее был муж, но он умер год назад. Она живет среди молодежи, которая любит ее приключения.

Наступила ночь, и Изергиль спросила у собеседника, не видит ли он искры в степи? «Эти искры из горящего сердца Данко». Рассказчик сидел и ждал, когда Изергиль начнет свой новый рассказ.

«В древности на земле жили только люди. С трех сторон их стоянки окружали непроходимые леса, а с четвертой — была степь. Но пришли завоеватели и загнали их в глубь древнего и дремучего леса болот, от которых поднимался смертоносный смрад. И люди начали умирать. Они «уже хотели пойти к врагу и предложить ему свою волю в дар, и никто, устрашенный смертью, не боялся рабской жизни. Но тут появился Данко и в одиночку всех спас».

Данко уговорил людей пройтись по лесу. Люди смотрели на Данко, понимали, что он лучший, и шли за ним. Путь был трудным, с каждым днем ​​силы и решимость людей таяли. Началась гроза, люди были измотаны. Стыдясь признаться в своей слабости, они решили выместить свой гнев на Данко.

Они сказали, что он не сможет вывести их из леса. Данко назвал их слабыми, и люди решили убить его. Он понял, что без него они погибнут. «И вот сердце его запылало желанием спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в глазах его блеснули лучи могучего огня. И когда они увидели это, то подумали, что он в ярости» и стали окружать Данко чтобы легче было убить его.»И вдруг он разорвал руками грудь свою и вырвал из нее сердце и высоко поднял его над головой».

Сердце ярко осветило лес факелом любви к людям, и они, удивленные поступком Данко, бросились за ним, и вдруг лес кончился. Люди увидели перед собой славную степь. Они веселились, а Данко упал и умер. «Осторожный человек, чего-то боявшийся, наступил на пылающее сердце Данко, и оно рассыпалось на искры и погасло». Вот и появляются в степи эти голубые огни, появляющиеся перед грозой.

Старушка, уставшая от рассказов, уснула, а море шумело и шумело…

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"