«Старик и море» за 7 минут

Краткие содержания

Сжатый пересказ сюжета

Старый Сантьяго живет на Кубе совсем один. Он ходил в море с мальчиком Манолином, но за последние почти три месяца Сантьяго ничего не поймал, поэтому родители мальчика запретили ему ходить со стариком на рыбалку.

На следующее утро Сантьяго отправится на рыбалку в открытое море. Там он сначала ловит тунца, а потом на его наживку клюет огромная рыба, которая увлекает за собой лодку. Четыре часа спустя руки Сантьяго были отрублены боевой рыбой. Он закинул леску за спину, подложил под нее мешок и лег рядом отдохнуть. С наступлением ночи рыба уносит лодку Сантьяго все дальше и дальше, но он не сдается. Утром он ест пойманного тунца.

Прошел еще один день, но битва рыбака со своей добычей продолжается. Ночью появляется многометровый марлин, и Сантьяго втыкает в него гарпун.

Через час по кровавому следу подплывает акула, которую старик также убивает гарпуном. Однако она схватила большой кусок мяса. После того, как появились еще 2 акулы, четверть добычи ушла на дно. Вечером Сантьяго отогнал еще одну группу хищников, но ночью они уплыли обратно.

По весу лодки старик понимает, что от рыбы остались одни кости. Сантьяго выплывает на берег и от изнеможения бредет домой. По пути он встречает Манолина, которому родители в очередной раз разрешили отправиться с ним в море. Утром туристы заметили огромный скелет рыбы, а Сантьяго в это время спал в своей каюте.



Выход в море

На следующее утро старик снова отправляется на рыбалку, это событие продолжает наше краткое изложение. «Старик и море» — само название задает курс всей истории.

На этот раз Сантьяго верит в удачу. Старик смотрит, как проплывают другие лодки, думает о море. Он любит море, относится к нему как к женщине, с любовью и заботой. Сантьяго мысленно общается с рыбами и птицами. Он также знает повадки морских обитателей, с каждым из которых он связан по-своему. А насадив наживку на крючок, он позволяет течению нести свою лодку куда угодно. Он так привык все время быть один, что привык разговаривать сам с собой.

Главные герои

Необходимо дать оценку главным героям произведения, чтобы краткое содержание было информативным. «Старик и море» — само название указывает на главного героя, это старик Сантьяго. Он исхудал и худ, «глубокие морщины прорезают его затылок», «его щека покрыта коричневыми пятнами безобидного рака кожи», это заболевание вызывается солнечными лучами, отраженными от поверхности моря.

Другой персонаж, найденный на самой первой странице, — мальчик Манолина. Старик научил его ловить рыбу. Мальчик искренне привязан к Сантьяго и обязательно так или иначе ему поможет. Итак, Манолина предлагает наловить сардин на наживку, чтобы на следующий день старику было с чем отправиться в море.

Мальчик и Сантьяго подходят к хижине старика, бедной и полуразрушенной, когда-то построенной из пальмовых листьев. Внутри убранство не богатое: стул, стол и небольшая ниша в полу для приготовления пищи. Сантьяго беден и одинок. Из друзей у него только один мальчик, а на ужин желтый рис с рыбой.

Вечером, сидя у старика, они говорят о рыбалке, о том, как завтра старику обязательно повезет, о спортивных достижениях. Когда мальчик уходит, Сантьяго ложится спать. Во сне он видит свою молодость, которую провел в Африке.

Борьба с добычей

Старик ушел еще дальше в море. Он понял, что стержень растянулся. Видимо этот марлин подплыл на запах сардин. Сантьяго мысленно умолял рыбу съесть наживку. Когда старик снова почувствовал подергивание лески, он испытал истинное счастье.

Сантьяго попытался вытащить рыбу, но не смог. Она стала тянуть лодку дальше в море, но мужчина не отпускал хватку. Сантьяго надеялся, что рыба скоро погибнет, но такая борьба длилась еще четыре часа. Ему хотелось пить, с трудом он достал бутылку воды. Герой понял, что до захода солнца осталось два часа, и берега уже не видно. Тем не менее, он надеялся, что его рыбалка все же будет успешной.

Старик сражается с рыбой

Солнце зашло, похолодало. Вдалеке Сантьяго увидел огни Гаваны и понял, что рыба тянет его на восток.

Ночью он слышал, как морские свиньи подплывают к его лодке. Иногда Сантьяго жалел рыбу, которая попадалась ему на крючок. Герой считал, что его жертва сильна и умна и наверняка уже умеет бороться за свою жизнь. К тому же он очень большой, в нем много мяса, которое стоит дорого.

Бороться с рыбой герою становилось все труднее. Однако он сказал ей, что не расстанется с ней до самой смерти, думая, что раз она терпит, то и он сможет вынести борьбу.

Наступил рассвет, и Сантьяго понял, что его добыча ничуть не ослабла. Только теперь рыба плавала на меньшей глубине. Мысленно старик умолял свою жертву выйти, говорил, что очень любит и уважает ее, но хочет убить до наступления ночи.

Сантьяго почувствовал, что его рука, сжимавшая шнур, совсем одеревенела. Он решил, что ему нужно освежиться. Свободной рукой рыбак вынул тунца и съел его сырым. Герой сочувствовал своей жертве, но не желал делиться с ней едой, потому что ему самому нужны были силы для борьбы. Его рука по-прежнему не двигалась.

Нападение хищников

Вскоре лодку Сантьяго стала настигать акула-мако, почуявшая кровь. Автор описывает морского хищника со следующими подробностями:

  • синяя спинка;
  • живот серебристый;
  • гладкая и красивая кожа;
  • большие, плотно сомкнутые челюсти;
  • восемь рядов острых как бритва зубов.

Старик сражается с акулами

Сантьяго понимает, что все может плохо кончиться, хотя и настроен бороться до конца. Старик убил первую акулу, метнув ей в голову гарпун. Но герой понимает, что морской хищник откусил часть своей добычи, а запах крови может приманить других акул. Кроме того, Сантьяго потерял в этой битве свой гарпун.

Через два часа возле лодки появилось несколько акул другого вида, которые считались самыми отвратительными убийцами, потому что питались падалью. Сантьяго убивал хищников ножом на весле. Осмотрев пойманную рыбу, старик понял, что акулы съели четверть его добычи.

Затем к лодке подплыла широконосая акула. Когда Сантьяго попытался убить ее, лезвие ножа сломалось. Со следующей стаей хищников старик сражался дубиной, которую сделал из весла. Но теперь осталась только половина его добычи.

Темнело. Сантьяго сказал своей жертве, что убил их обоих. Новая стая акул напала на остальных рыб в полночь. Старик бил хищников дубиной, но внутренне понимал, что это бесполезно. Акулы полностью уничтожили добычу и он понял, что потерпел поражение.

Теперь лодка Сантьяго двигалась легко и свободно. Старик больше не думал о своей потерянной добыче. Он подумал, что его друзьями были ветер и море. Он хотел лечь спать как можно скорее. Внезапно герой понял, что почувствовать себя побежденным очень легко. Но Сантьяго также понимает, что его никто не побеждал, он просто слишком далеко ушел в море.

Главная мысль автора

Основная идея рассказа – противостояние людей со стихиями бытия и преодоления себя. Даже если жизнь забирает добытую таким усилием «добычу», человек все равно остается победителем, потому что не сдавался до последнего момента. И хотя от огромного марлина не осталось ни одного куска, борьба Сантьяго не прошла даром. Старик сделал все, что было в его силах, а значит, не проиграл.

Рекомендуем выйти за рамки краткого содержания и прочитать полную версию произведения, чтобы лучше понять идею Эрнеста Хемингуэя и его знаменитых произведений.

Хэмингуэй «Старик и море» пересказ

«Старик рыбачил в одиночестве на своей лодке в Гольфстриме. Восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы».

Это предыстория событий, происходящих в маленькой рыбацкой деревушке на Кубе. Главный герой, старый Сантьяго, «худой, изможденный, глубокие морщины прорезали его затылок, а щеки покрылись коричневыми пятнами безобидного рака кожи, который вызывается лучами солнца, отражающимися от гладкой поверхности тропическое море».

Он научил мальчика Манолина ловить рыбу. Мальчик любит старика, хочет ему помочь. Он готов поймать ему сардину в качестве приманки для завтрашнего плавания. Они подходят к бедной хижине в Сантьяго, построенной из листьев королевской пальмы. В каюте стол, стул, в земляном полу ниша для приготовления пищи.

Старик одинок и беден: его еда — миска желтого риса с рыбой. Они говорят с мальчиком о рыбалке, о том, как повезло старику, о последних спортивных новостях, бейсбольных счетах и ​​знаменитых игроках, таких как Ди Маджио. Когда старик ложится спать, ему снится Африка его юности, «ее длинные золотые берега и неглубокие, высокие скалы и огромные белые горы. Он больше не мечтает о драках, женщинах или больших событиях. Но часто в его снах на берег выплывают дальние земли и львы».

На следующий день рано утром старик идет на рыбалку. Мальчик помогает ему спустить парус, подготовить лодку. Старик говорит, что на этот раз он «верит в удачу». Одна за другой рыбацкие лодки покидают землю и уходят в море. Старик любит море, думает о нем с нежностью, как о женщине. Насадив приманку на крючки, она медленно плывет по течению.

Общается мысленно с птицами, с рыбами. Привыкший к одиночеству, он громко разговаривает сам с собой. Он знает различных обитателей моря, их повадки, у него свое нежное отношение к ним. Старик чуток к тому, что происходит в глубине. Одна из решеток дрогнула. Леска опускается, старик чувствует огромную тяжесть, которая ее подводит.

Разворачивается драматическая многочасовая дуэль между Сантьяго и огромной рыбой. Старик пытается подтянуть веревку, но не получается. Наоборот, она тянет лодку за собой, как на буксире. Старик сожалеет, что мальчика нет с ним. Но хорошо, что рыбу тянет в сторону, а не на дно. Это занимает около четырех часов. Ужин приближается. Это не может продолжаться вечно, думает старик, скоро рыба сдохнет и тогда можно будет ее вытащить. Но рыба живет.

Ночь. Рыба тянет лодку дальше от берега. Огни Гаваны исчезают вдали. Старик устал, он крепко держится за перекинутую через плечо веревку. Мысль о рыбе не покидает его ни на секунду. Иногда ему ее жаль. «Ну разве эта рыба не чудо, одному богу известно, сколько лет она живет на свете. Никогда прежде я не встречал такой сильной рыбы. И подумай, как странно она себя ведет прыгать, потому что она очень умная». Мысленно говорим с рыбой «Я не оставлю тебя, пока не умру» Рыба начинает тянуть не так сильно, она явно ослабла.

Но силы старика на исходе. Его рука онемела. Наконец лес начал подниматься, и на поверхности появилась рыба. Она сгорает на солнце, ее голова и спина темно-фиолетовые, а вместо носа у нее меч длиной с бейсбольную биту. Он на два фута длиннее лодки. После всплытия она снова начинает спускаться на глубину, таща за собой лодку, и старик должен мобилизовать все свои силы, чтобы не дать ей вырваться на свободу.

Поскольку он не верит в Бога, он читает «Отче наш». «Хоть это и несправедливо, но я хочу доказать ей, на что способен человек и что он может вынести». Проходит еще один день. Чтобы отвлечься, старик вспоминает бейсбольные игры.

Он помнит, как однажды в таверне в Касабланке мерился силой с могучим негром, самым сильным мужчиной в порту, как они целый день просидели за столом, не опуская рук, и как в конце концов он победил. Он не раз участвовал в таких боях, побеждал, но потом забросил это дело и решил, что правая рука ему нужна для рыбалки.

Борьба с рыбой продолжается. Он держит лес правой рукой, зная, что когда его силы иссякнут, ее заменит левая. Рыба всплывает на поверхность, приближается к лодке, а затем удаляется от нее. Старик готовит гарпун, чтобы прикончить рыбу. Но она отходит в сторону. От усталости в голове старика путаются мысли. «Слушай, рыбка, — говорит он ей. «Потому что ты не заботишься о смерти. Почему ты хочешь, чтобы я тоже умер».

Последний акт дуэли. «Он собрал всю свою боль, и все остатки своих сил, и всю свою давно утраченную гордость, и бросил все это на муки, которые терпела рыба, и тогда она повернулась и тихо поплыла боком…» . Он поднимает гарпун и изо всех сил вонзает его в бок рыбы. Он чувствует, как железо входит в ее плоть, толкая его все глубже и глубже… Его одолевают тошнота и слабость, в голове туман, но он все равно тянет рыбу в сторону. Привяжите рыбу к лодке и начните движение к берегу.

Мысленный расчет: рыба весит не менее полутора тысяч фунтов, и ее можно продать по тридцать центов за фунт. «Я думаю, что великий Ди Маджио мог бы гордиться мной сегодня». Направление ветра подсказывает ему, в какую сторону плыть, чтобы добраться домой. Проходит час, прежде чем появляется первая акула.

Она чувствует запах крови и бросается за лодкой и привязанной к ней рыбой. Она подошла к изгороди, впилась в рыбу, начала ее рвать. Старик ударил ее гарпуном. Она опускается на дно, унося с собой гарпун, отрезок веревки и огромный кусок рыбы. «Человек не создан для неудач. Человека можно уничтожить, но нельзя победить».

Подается с кусочком рыбы. Заметив плавники целой стаи акул. Они приближаются на огромной скорости. Старик встречает их, поднимая весло с привязанным к нему ножом. Акулы набрасываются на рыбу. Старик присоединяется к ним в бою. Одна из акул убита. Наконец акулы ушли. Им нечего было есть. Когда он вошел в бухту, все спали. Ставя мачту и сворачивая парус, он почувствовал усталость. За кормой его лодки вздымался огромный рыбий хвост. Все, что от нее осталось, это скелет.

На берегу мальчик встречает усталого, плачущего старика. Он успокаивает Сантьяго, уверяет, что отныне они будут рыбачить вместе, ведь ему еще многому предстоит научиться. Он верит, что принесет счастье старику. На следующее утро на берег выходят богатые туристы. Они с удивлением замечают длинный белый позвоночник с огромным хвостом. Официант пытается им объяснить, но они очень далеки от понимания произошедшей здесь драмы.

О книге

Рассказ «Старик и море» был написан в 1952 году. За рассказ о кубинском рыбаке Сантьяго Хемингуэй получил две известные литературные премии: Пулитцеровскую в 1953 году и Нобелевскую премию в 1954 году читатель, чтобы знать резюме.

«Старик и море» — произведение, идею которого автор вынашивал несколько лет. Так в 1936 году в рассказе «На голубой воде» был описан эпизод, произошедший с рыбаком. Позже, после публикации рассказа, Хемингуэй сказал в интервью, что его произведение могло бы стать романом, так как он способен описать жизнь и судьбы всех жителей кубинской деревни.

Подробный пересказ романа Хемингуэя Старик и море

Книга рассказывает об одиноком бедном старике по имени Сантьяго. Он очень старый, худой и истощенный мужчина. Он научил мальчика, которого зовут Манолина, искусству рыбной ловли. Мальчик любит старика, хочет помочь ему, чем может. Он выражает желание поймать сардины в качестве наживки во время предстоящего морского путешествия Сантьяго.

Они идут в богадельню, где живет старик. Мебели в доме старика очень мало: только стол, стул, в полу выкопанная из земли яма, предназначенная для приготовления пищи. Сантьяго говорит с мальчиком о рыбалке, об удаче, потому что завтра он ему очень доверяет, а также о новостях спорта, об известных бейсболистах вроде того самого Ди Маджио.

После разговора Сантьяго ложится спать и всю ночь мечтает об Африке из давно ушедшей юности.

Утром старик уплывает один. Мальчик только помогает ему с парусом и подготовкой лодки. Старик уверен, что на этой рыбалке ему обязательно повезет, он говорит мальчику, что верит в удачу.

Лодки с пристани одна за другой уплывают в море. Сантьяго тоже движется вперед. Он невероятно, безумно любит море, всегда (в том числе и сейчас) думает о нем нежно, как о любимой женщине, которая ближе всех. Он насаживает наживку на удочки и медленно плывет вперед по ровному течению.

Он мысленно общается с морскими существами, а также разговаривает с самим собой, как человек, привыкший к постоянному одиночеству, старый старик, единственный во всем мире. У него любящее, трепетное отношение не только к морю, но и ко всем его обитателям. Он их всех очень любит.

Старик невероятно осведомлен о том, что происходит под ним, в морской пучине. Удилище вздрагивает, а леска вдруг исчезает, скрываясь под водой, глубоко, Сантьяго чувствует, как что-то безумно тяжелое тянет его. Так начинается невероятно долгая дуэль между стариком и гигантской рыбой.

Все попытки натянуть струну ни к чему не приводят. Рыба очень сильно тянет лодку, как в своеобразном рывке, держит ее вплотную, не дает сопротивляться. Старик жалеет, что не взял мальчика с собой, ведь он был бы полезен, но рад, что его тащат только боком, а не на дно, в морскую пучину, на верную смерть.

Через четыре часа, когда близится полдень, Сантьяго думает, что это не будет продолжаться бесконечно, что скоро рыба должна умереть и тогда ее можно будет вытащить. Однако рыба гораздо сильнее, чем он мог предположить по своему рыболовному опыту.

Ночью рыба по-прежнему с силой тянет лодку, заставляя плыть за ней, удаляясь от берега все глубже и глубже в море. Старик невероятно устал, но морщинистые пальцы продолжают сжимать веревку, которую он перекинул через плечо. Он думает о рыбе каждую секунду. В какие-то моменты Сантьяго жалеет ее, даже разговаривает с ней мысленно, постоянно.

Рыба уже не тянет его с такой силой, как раньше, и со временем явно ослабевает. Но у Сантьяго тоже нет сил. Его рука сильно немеет, когда рыба наконец появляется на поверхности воды и позволяет себя разглядеть, полюбоваться. Ее яркая чешуя блестит на солнце, она насыщенного темно-фиолетового цвета, нос похож на меч, невероятно длинный, старик сравнивает его с бейсбольной битой.

Рыба на несколько футов длиннее лодки Сантьяго. Наклонившись, она снова уходит вглубь, начинает тянуть как будто еще сильнее, и старику приходится приложить максимальное усилие, на которое он способен. Сантьяго не верит в Бога, но очень усердно молится, как будто думает, что это может ему помочь, на нем написано «Отче наш».

По прошествии еще одного дня Сантьяго вспоминает о бейсболе, чтобы отвлечься от боли и усталости. Однажды в таверне Касабланки ему довелось посоревноваться в силе с невероятно сильным, могущественным афроамериканцем. Потом сутки просидели в напряжении, прежде чем отцепить ладони. Сантьяго выиграл тот матч. Нередко после этого он участвовал в таких боях, но позже все же решил остановиться, приписав своей правой руке другое назначение: рыбную ловлю.

Бой не думает заканчиваться. Старик старательно держит леску одной рукой, правой, оберегая левую на случай, если силы в этом иссякнут совсем. Рыба периодически поднимается из воды, подходит к доске, но каждый раз снова уходит. Сантьяго готовит гарпун. Он надеется закончить рыбу в ближайшее время. Однако она снова и снова удаляется, уплывая все дальше и дальше. Старик громко говорит рыбе, что она должна еще умереть, и вовсе не обязательно ему умирать вместе с ней.

В конце поединка старик собирает все свои силы, бросает их на неимоверную муку и боль рыбы, и только тогда она поворачивается и молча плывет на боку. Сантьяго вонзает гарпун в мягкий бок, вкладывая в этот удар все, проталкивая его все глубже и глубже, чувствуя, как металл пронзает плоть.

Старик болен. Он совершенно слаб. В голове туман, тяжело думать. Однако Сантьяго подтаскивает рыбу к краю лодки, привязывает ее и медленно движется к берегу. Рыбы весят, по его подсчетам, около полутора тысяч фунтов, их можно продать не ниже тридцати центов за штуку. Направление ветра дает понять, где правильный путь к дому.

Через час их настигает акула. Она приходит на запах крови, подплывает к лодке. Он кусает рыбу, разрывает ее на куски. Старик сильно бьет по ней гарпуном, и акула уплывает, исчезая на дне, унося с собой большую часть рыбы, гарпун и целую веревку.

Сантьяго увеличивает свою силу, съев кусок рыбы. Он видит стаю акул, легко замечая их по торчащим из воды плавникам. Поднимает весло, привязав к нему нож. Теперь это его главное оружие. Акулы охотятся на рыбное мясо. Старик размахивается и бьет их, успевая убить одного, прежде чем они отстают. Им удается съесть рыбу.

Когда Сантьяго возвращается в залив, все в этом районе спят. Он поднимает мачту. Я чувствую себя невероятно усталым. От рыбы сохранился только голый скелет и поистине гигантский, гигантский хвост.

Манолина находит на берегу слабого старика, плачущего, как ребенок. Он пытается его успокоить, уверяет, что теперь они всегда будут ловить рыбу вместе. Он верит, что обязательно принесет счастье Сантьяго.

Утром на побережье появляются туристы. Они удивляются, когда замечают гигантский шип с невероятно большим хвостом. Официант объясняет им, что произошло, но они не понимают всей драмы, разыгравшейся в этом месте.

Повесть учит читателей «трагическому стоицизму»: даже теряя жестокость мира, человек должен сохранять в себе упорство и силу, просто двигаться вперед, стараться преодолеть все выпавшие испытания.

Лучшее произведение Хемингуэя

Первая глава этой истории начинается с того, что старый рыбак Сантьяго возвращается домой без удачного улова. Он беден, спит на газетах в скромной хижине и едва наедается. Сантьяго не везет на рыбалку уже 84 дня.

Старика сопровождал Манолин - мальчик

Сначала его сопровождал Манолин, мальчик, которого он однажды научил ловить рыбу. Манолин помнит, как Сантьяго впервые взял его в море в пятилетнем возрасте. Теперь мальчик помогает Сантьяго, когда тот возвращается усталым и с пустой лодкой. Он дает старый корм и заботится о приманке на следующий день.

Родители Манолина запретили ему работать на Сантьяго. Вместо этого мальчика отправляют в море с более удачливыми рыбаками. Но он по-прежнему сочувствует Сантьяго и пробирается ночью в его каюту, тащит сети старика и приносит ему еду. Часто говорят об американском бейсболе, особенно о Джо Ди Маджио, великом кумире Сантьяго. Однажды Сантьяго уверенно говорит мальчику, что на следующее утро он уйдет далеко в море, чтобы положить конец своей полосе неудач.

Старик так и поступает и уплывает в ту часть моря, где он никогда прежде не был. Там старик бросает свое снаряжение. Утром на крючок попадается очень крупный марлин, рыба, обитающая в этих районах. Сантьяго не может посадить ее в лодку, вместо этого марлин тянет корабль дальше в море.

Два дня и две ночи проходит битва между человеком и рыбой, где старик хватается за ленту ранеными руками. Из-за ран и мучений, нанесенных ему марлином, Сантьяго устанавливает с ним духовную связь. Старик борется с рыбой, но при этом разговаривает с ней, называя марлина своим братом.

На третий день испытаний рыба начинает кружиться и проявлять признаки усталости. Сантьяго, физически истощенный, достает свой гарпун и убивает марлина.

Старик привязал рыбу к лодке

Он привязывает рыбу к лодке и направляется домой. Старик верит, что за этот улов он получит хорошую цену и больше не будет называться неудачником. Но кровь рыбы привлекает акулу. Она нападает на марлина и откусывает от него большую часть. Сантьяго удается убить акулу своим гарпуном, но при этом теряет оружие. Следующие две акулы, напавшие на рыбу, убивают Сантьяго ножом, но ломают лезвие третьей.

Несколько акул плывут по огромному кровавому следу, и у старика не хватает сил, чтобы убить их своей дубиной, последним оружием на борту. Когда он, наконец, видит безопасный берег, на рыбу снова нападают акулы, оставляя от нее только скелет.

На рассвете четвертого дня Сантьяго достигает порта. Он отвязывает лодку и несет ее, когда едва доходит до каюты, где падает на кровать и тут же погружается в глубокий сон. На следующий день возле лодки Сантьяго собралось множество рыбаков, восхищенно обсуждающих скелет огромного марлина. Туристы из соседнего кафе думают, что это скелет акулы. Манолин приходит к старику с газетой и кофе. После того, как Сантьяго просыпается, они снова решают вместе порыбачить.

Читайте также: «Станционный смотритель» краткое содержание для читательского дневника по повести Пушкина (7 класс) – главная мысль, отзыв, сюжет, вывод

История создания

Хемингуэй написал рассказ «На голубой воде»

Еще в 1936 году Хемингуэй написал рассказ «На голубой воде». Биографы в целом сходятся во мнении, что прототипом главного героя Сантьяго послужил кубинский рыбак Грегорио Фуэнтес и его приключения. Первоначально Хемингуэй намеревался использовать этот рассказ (позже ставший «Старик и море») как часть более крупного произведения, которое он хотел назвать «Книгой моря».

Этот рассказ должен был стать третьей частью большого опуса о земле, воздухе и море, который, вероятно, отражал социально критический взгляд Хемингуэя на современность.

Некоторые аспекты этой запланированной книги можно найти в опубликованном посмертно романе «Острова в ручье».

Произведение Den gamle mannen og heget в жанре притчи, насчитывающее около 27 000 слов, впервые появилось в 1952 году в августовском номере литературного журнала Life. Всего за два дня было продано 5,2 миллиона копий этого релиза. Хемингуэй посвятил свою работу издателю Чарльзу Скрибнеру и редактору Максвеллу Перкинсу.

Книга была опубликована почти через 100 лет после романа Мелвилла 1851 года о борьбе Ахава с белым китом. Скорее всего, Хемингуэй намеренно хотел приурочить свою работу к празднованию столетия книги о Моби Дике.

Значение и анализ

«Старик и море» затрагивает многие философские и социальные темы, которые занимали Хемингуэя как писателя и человека. Экономический язык первых страниц показывает повседневную жизнь кубинской рыбацкой деревни. Усеченное существование рыбака Сантьяго выстроено в рудиментарном стиле столь же красноречиво пренебрежительно, как пожимание плечами толстого старика. Сантьяго знает, что теперь он должен грести «превыше всех» вдали от суши, где должна разыграться последняя драма, на пустой арене моря и неба.

Хемингуэя «Старик и море»

Рассказ можно понимать как притчу о нелегком существовании, смысл которого должен не только подтверждаться внешними победами и похвалами. Старый рыбак храбро борется за свою тяжелую жизнь, отмеченную лишениями. Хотя он голоден и теперь другие рыбаки избегают его из-за неудачи, старик не теряет уважения к природе, которая в конце концов побеждает, забирая пойманную рыбу у старика.

Своей книгой Эрнест Хемингуэй обращает внимание на особенности персонажей — маргинальных фигур, на тех людей, которые редко бывают в центре внимания. Подробное описание показывает его любовь к этим простым людям. И эту любовь, этот взгляд автор хочет передать своим читателям. Он делает это с неприкрашенными точными описаниями внешних и внутренних событий. Тот факт, что в конце рассказа старик несет тяжелую мачту, можно сравнить с судом над Иисусом Христом, несущим крест. Так что рыбак может и проиграл битву, но не проиграл:

  • ваша гордость;
  • самооценка;
  • против.

Хемингуэй был очарован идеей, что люди должны доказывать свою состоятельность, сталкиваясь с вызовами природы и преодолевая их. Сантьяго борется с рыбой и демонстрирует стойкость человеческого духа:

  • сложности;
  • страдания;
  • боль.

Это также его глубокая любовь и знание моря, в его неприкрытой жестокости и доброте, которые позволяют ему побеждать. Основная мысль этого рассказа в том, что запахи крови, изнеможение старика и страшные роковые судороги великой рыбы противопоставляются ослепительной красоте света и воды, движениям моря.

Некоторые критики усматривают в этой истории связь между человеком и богом, но Хемингуэй действует в религиозном и нерелигиозном смысле, когда речь идет об ограниченности человека и всемогуществе природы.

Само действие сначала движется в контексте хемингуэевской схемы неизбежной борьбы за существование, описание которой характеризуется сочетанием глаголов и существительных в простых, но стилизованных предложениях. Сантьяго — главный герой давней традиции героев Хемингуэя со значительными особенностями и моралью, которые отражают взгляды Хемингуэя на жизнь.

С автобиографической точки зрения Хемингуэй воплощает в образе Сантьяго собственный идеал и принципы. В борьбе с рыбой старик признает свои пределы и принимает их. В старости, как и сам автор, Сантьяго должен снова и снова доказывать свою силу. Поэтому рассказ представляет собой переход героя Хемингуэя от зрелости к старости, когда его силы постепенно истощаются.

Анализ и критика

Большинство биографов сходятся во мнении, что творчество Хемингуэя после 1940 и до 1952 года — самое слабое в его карьере. Во-первых, рассказ «На реке и в лесу 1950 года» почти единогласно был признан критиками самопародией. По-видимому, участие Хемингуэя во Второй мировой войне в качестве военного корреспондента не привело к такому плодотворному творческому этапу, как его опыт Первой мировой войны или гражданской войны в Испании.

Произведения Хемингуэя

Но «Старик и море» возродили литературную репутацию Хемингуэя. История быстро стала очень популярной, дав читателям новый уровень уверенности в таланте Хемингуэя. В отличие от предыдущей работы, отзывы литературоведов изначально были весьма положительными, хотя повесть понималась и интерпретировалась ими по-разному.

В последующие годы критика, приветствовавшая осторожный мистицизм и псевдорелигиозные интонации, сменилась сведением этого смысла к простому обману. Говорят, что Хемингуэй, когда-то преданный ученик реализма, терялся, описывая Сантьяго в жуткой, почти ясновидящей невозможности и неудаче.

Даже биограф Хемингуэя Кеннет С. Линн считал книгу тонко замаскированной притчей о борьбе Хемингуэя с самим собой как писателем и личностью.

Награды и премии

Несмотря на критику, «Старик и море» неоднократно удостаивался наград. В 1953 году Хемингуэй получил:

  • Пулитцеровская премия по литературе в категории «Роман».
  • Медаль американской академии.
  • Номинация на Национальную книжную премию.

Цены и награды Хемингуэя

Наконец, в 1954 году Хемингуэй получил Нобелевскую премию по литературе «за выдающиеся достижения в искусстве рассказывания историй и за влияние на современный стиль». Афоризмы и цитаты из «Старик и море» разошлись по всему миру и используются как в литературе, так и в кино.

Старик и рыба

Четыре часа рыба тянула лодку со стариком, как огромный буксир. Сантьяго устал так же, как и его добыча. Ему хотелось пить и есть, соломенная шляпа ударяла его по голове, а рука, сжимавшая леску, казалась предательской. Но главное, чтобы рыба не оказалась на поверхности. «Я хотел бы взглянуть на нее хотя бы одним глазом, — рассуждал вслух старик, — тогда бы я знал, с кем имею дело».

Огни Гаваны давно скрылись из виду, морская акватория окутывалась ночной тьмой, а поединок между рыбой и человеком продолжался. Сантьяго восхищался своим противником. Он никогда не встречал такой сильной рыбы, «она клюнула, как самец, и дерется со мной, как самец, без страха».

Если бы только эта чудо-рыба осознала свое преимущество, если бы она могла видеть, что противник — один человек, причем старик. Она могла броситься изо всех сил или броситься на дно, как скала, и убить старика. К счастью, рыбы не так умны, как люди, хотя и более проворны и благородны.

Теперь старик рад, что ему выпала честь сразиться с таким достойным противником. Жаль только, что мальчика рядом нет, он бы обязательно увидел этот поединок своими глазами. С мальчиком было бы не так тяжело и одиноко. Человека нельзя оставлять одного в старости, — громко рассуждает Сантьяго, — но это, к сожалению, неизбежно.

На рассвете старик ест тунца, которого дал ему мальчик. Ему нужно набраться сил, чтобы продолжить бой. «Я должен был накормить большую рыбу, — думает Сантьяго, — потому что они мои родственники». Но этого делать нельзя, он хочет захватить ее, чтобы показать мальчику и доказать, на что способен человек и что он может вынести. «Рыбка, я тебя очень люблю и уважаю, но я убью тебя до наступления ночи».

Наконец сильный противник Сантьяго сдается. Рыба выпрыгивает на поверхность и предстает перед стариком во всей своей ослепительной красе. Ее гладкое тело блестело на солнце, с темно-фиолетовыми прожилками по бокам, а вместо носа у нее был меч размером с бейсбольную биту и острым, как крюк.

Собрав остатки сил, старик вступает в финальную битву. Рыба кружит вокруг лодки и отчаянно пытается перевернуть хлипкую лодку. Построив, Сантьяго бросает гарпун в тело рыбы. Это победа!

Когда он привязывает рыбу к лодке, кажется, что старик цепляется за борт большого корабля. За такую ​​рыбу можно получить большие деньги. Теперь пора мчаться домой к огням Гаваны.

Дружба Сантьяго и Манолина

За последние восемьдесят четыре дня старый рыбак не поймал ни одной твари в морских глубинах. Мальчик Манолин ходил в море с мужчиной первые сорок дней. Но родители запретили ему это делать, потому что старику не повезло. Манолин рыбачил теперь в другой лодке, и за первую неделю ему удалось поймать три хороших рыбы. Но мальчику стало очень жаль старика, и он предлагает ему снова вместе выйти в море.

Парень вспоминает, что однажды они восемьдесят семь дней возвращались без улова, а потом три недели подряд каждый день приносили крупную добычу. Рыбак знает, что мальчик не пошел, потому что не верил в счастье старика. Но он до сих пор не соглашается на предложение Манолина, объясняя это тем, что молодой человек отправился в счастливую лодку.

Рыбак говорит, что завтра перед рассветом он выйдет в море и будет ловить рыбу далеко от суши. Мальчик надеется уговорить своего нового босса поохотиться рядом со стариком, чтобы в случае необходимости помочь своему другу.

Основные персонажи повести

Основные роли:

  • Старый Сантьяго — рыбак, хорошо знающий море. Его «глаза были цвета моря, веселые глаза человека, который не сдается».
  • Мальчик Манолин — молодой рыбак, которого Сантьяго научил ловить рыбу; Он очень любил старика, заботился о нем.

Жизнь главного героя

Мальчик помогает донести снасть до хижины, где живет главный герой рассказа «Старик и море». Автор с помощью таких деталей изображает крайне бедный интерьер рыбацкой хижины:

Старик и мальчик

  • кровать;
  • стол;
  • стул;
  • саманный пол и углубление в нем для приготовления пищи;
  • коричневые стены с цветными олеографами.

Мужчина говорит, что у него на ужин тарелка желтого риса с рыбой. Но Манолин знает, что у него нет ни еды, ни рыболовной сети. Мальчик идет за сардинами и просит рыбака не простудиться, ведь сейчас сентябрь. Но Сантьяго доволен тем, что осень — это уже пора больших уловов.

Когда Манолин возвращается, он видит, что старик спит и сидит на стуле. Он накрывает плечи одеялом. Мальчик обращает внимание на то, что внешность мужчины оставляла желать лучшего:

  • его рубашка залатана;
  • босые ноги;
  • лицо кажется безжизненным.

Манолин снова уходит, а когда возвращается — в его руках еда в кадках из местного ресторана. Сантьяго счастлив, что хозяин заведения ему помогает, он говорит, что отдаст ему большую часть завтрашнего улова. Мальчик думает, что старику нужно больше воды, мыла и полотенца.

Когда Манолин ушел, Сантьяго лег на газеты, покрывавшие кровать. Ему снилась Африка, ее золотые пески, высокие скалы, крики туземцев и выходившие на берег дети.

Композиция

Условно композицию рассказа можно разделить на три части: старик и мальчик, старик в море, возвращение главного героя.

Все композиционные элементы сформированы на образе Сантьяго. Кольцевое обрамление композиции состоит из ухода старика в море и его возвращения. Особенность произведения в том, что оно насыщено внутренними монологами главного героя и даже диалогами с самим собой.

Скрытые библейские мотивы прослеживаются в речах старика, его жизненной позиции, в имени мальчика — Манолин (сокращенно от Эммануил), в образе самой гигантской рыбы. Она воплощение мечты старика, который смиренно, терпеливо переносит все испытания, не жалуется, не ругается, а только молча молится. Его жизненная философия и духовная сторона существования – это некая личная религия, которая во многом напоминает христианство.

Возвращение

Рассказ «Старик и море» подходит к концу. Краткое изложение глав также близится к завершению. Старик подходит к бухте уже ночью, когда вся деревня спит. Устало он снимает мачту и паруса. От его улова остался только один крупный рыбий скелет.

Первый попавшийся мальчик, он утешает старого друга, говорит, что теперь будет ходить с ним только на рыбалку, верит, что сможет осчастливить Сантьяго.

Утром скелет замечают туристы, не понимая, что здесь произошло. Официант пытается объяснить всю драму произошедшего, но ему это не удается.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"