- Другие персонажи
- Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
- Две встречи рассказчика с Самсоном Выриным
- История Самсона Вырина
- Возвращение блудной дочери
- Короткий пересказ «Станционного смотрителя» Пушкина
- Краткий анализ «Станционного смотрителя»: тема, идеи, композиция и герои
- Тема и идея произведения
- Композиция повести
- Характеристика Самсона Вырина и других персонажей
- Список действующих лиц повести «Станционный смотритель» и их краткая характеристика
- Второстепенные персонажи:
- «Станционный смотритель» очень краткое содержание
- Основные персонажи повести
- «Станционный смотритель» для читательского дневника
- Сюжет
- «Станционный смотритель»: анализ произведения
- История создания повести
- «Станционный смотритель»: персонажи
- Проблематика произведения
- «Станционный смотритель»: жанр
Другие персонажи
- Авдотья Самсоновна (Дуня) — дочь Вырина, очень красивая девушка, в начале рассказа ей около 14 лет — «маленькая кокетка» с большими голубыми глазами.
- Капитан Минский — молодой гусар, обманувший Дуню.
- Сын пивовара — мальчик, который показал рассказчику, где находится могила Вырина.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
В мае 1816 года рассказчик ехал в упряжке и попал в ливень. Дворник на почте крикнул дочери Дуне, чтобы та поставила прохожему самовар. Рассказчик был поражен красотой этой девушки. Ей было 14 лет, отец хвалил ее за ум и подвижность, как и ее покойная мать.
Пока смотритель копировал дорогу, рассказчик рассматривал картины, украшавшие стены комнаты. На них изображена история блудного сына.
Дуня принесла самовар. Рассказчик предложил дворнику стакан пунша, а Дуне чашку чая, и все трое заговорили. Дуня произвела на рассказчика очень приятное впечатление не только своей красотой, но и тем, что говорила без страха. Она проводила его до кареты и позволила себя поцеловать.
Через несколько лет рассказчик приехал в эти места, вспомнил дочь смотрителя и был рад, что может ее увидеть. Все в почтовом отделении теперь казалось запущенным. Постарел и дворник Самсон Вырин. Он стал угрюмым и необщительным. Когда рассказчик спросил, здорова ли его дочь, он ответил: «Только Богу известно». После того, как рассказчик предался рому, Вырин стал разговорчивее и рассказал о том, что случилось с его дочерью.
3 года назад, зимним вечером, к корчме подъехала тройка. Проходивший гусар, узнав, что лошадей теперь нет, так как они рассеяны, возвысил голос. Дуня, выйдя из-за перегородки, спросила его, не хочет ли он есть. Увидев красавицу, гусар успокоился и заказал обед.
Когда прибыли лошади, надзиратель вышел, чтобы приказать немедленно запрячь их в гусарскую карету. Когда он вернулся в дом, то увидел, что тот лежит на скамейке, голова у него болит. Староста уступил койку гусару и решил утром послать за доктором.
Утром гусарский слуга пошел в город за доктором. Дуня не отходила от больного и часто давала ему что-нибудь попить по его просьбе, а он только обмакивал губы и возвращал девушке кружку и здоровался за руку. В присутствии смотрителя он стонал, но аппетит не пропадал.
Приехавший врач пощупал у гусара пульс, заговорил с ним по-немецки, затем объявил по-русски, что больной нуждается в душевном спокойствии и через 2 дня уже может двигаться дальше. Гусар заплатил доктору 25 рублей и пригласил его на обед. Они выпили бутылку вина, и доктор ушел.
Через день гусар выздоровел, повеселел, пошутил с Выриным и дочерью. Было воскресенье, и Дуня готовилась к обедне. Когда гусар получил карету, он предложил девушке подвезти к церкви на окраине села. Дуня не знала, садиться ли в коляску или нет. Отец сказал ей не бояться и умчался в церковь. Девушка села в карету, и лошади поскакали.
Через некоторое время у дворника стало болеть сердце, и он пошел в церковь. Обед уже закончился. Дьякон сказал, что Дуня не была к обедне.
Вечером вернулся кучер, он был пьян и сказал, что Дуня уехала с гусаром. Она ехала по своей воле, но всю дорогу плакала. Вырин догадался, что якобы болезнь гусара, и лег в постель с высокой температурой.
Когда он немного оправился от болезни, то попросил своего начальника отпустить его в отпуск на 2 месяца и пошел пешком за дочерью. С блокпоста он знал, что капитан Минский едет из Смоленска в Петербург. Смотритель надеялся вернуть свою потерянную дочь домой.
Узнав, что капитан Минский живет в трактире Демутова, Вырин явился туда и попросил гусара вернуть ему дочь. Минский сказал, что Дуня будет с ним счастлива, что она уже отвыкла от прежней жизни. Затем он сунул что-то в рукав дворнику и вывел его на улицу.
За манжетой были деньги. Вырин с негодованием бросил их на землю и ушел, потом, подумав, вернулся, но денег больше не было.
Он решил вернуться на почту, но прежде чем уйти, он хотел увидеть свою дочь. Через 2 дня он снова пришел в Минский, но лакей не пустил его, так как барин приказал никого не принимать.
Вечером, идя по улице, надзиратель увидел Минского на дрожках. Дрожки остановились, и гусар подбежал к крыльцу трехэтажного дома.
Вырин спросил у кучера, не Минский ли это конь. Кучер ответил утвердительно. Самсон сказал, что Минский просил его передать записку его Дуне, а он забыл, где она живет. Кучер сказал, что она живет здесь, на втором этаже, и что Минский уже с ней. Самсон поблагодарил кучера и сказал, что все равно возьмет записку.
Он позвонил в дверь и спросил горничную, здесь ли живет Авдотья Самсоновна. Служанка ответила, что она здесь. Надзиратель, не обращая внимания на то, что служанка хочет его остановить, прошел через прихожую и две комнаты. В третьей комнате дверь была открыта. Вырин увидел гусара и Дуню, роскошно одетых, сидевших на ручке кресла.
Когда девочка увидела своего отца, она с криком упала на пол. Минский поспешил поднять его, но, увидев у дверей дворника, в гневе подошел и толкнул его на лестницу.
Обо всем этом рассказал Самсон Вырин рассказчику, сказав, что уже третий год живет без дочери. Он оплакивает ее, опасаясь, что Минский выгонит ее, и она исчезнет.
Рассказчик долго не мог забыть бедного дворника и его дочь. Однажды, проезжая по другой стороне, рассказчик подъехал к дому, где уже не было почты. Там женщина, жена поселившегося в доме пивовара, ответила на вопрос о старом дворнике, которого он сам напился и умер. Ее сын Ванька привел рассказчика к могиле Вырина.
Он разговорился с мальчиком и узнал, что летом здесь проходила дама и ходила на могилу смотрителя. Она ехала в богатой карете с тремя детьми и няней. Когда она узнала, что смотритель умер, она заплакала и пошла на его могилу. Мальчик увидел, что она долго лежала на могиле, а потом пошел в деревню и дал священнику деньги в память о смотрительнице. Умная дама дала мальчику серебряный пятак.
Рассказчик тоже одел его венец и не пожалел, что пришел сюда.
Две встречи рассказчика с Самсоном Выриным
Рассказчик встретил Самсона Вырина жарким летним днем 1816 года.
Самсон Вырин — начальник станции, 50 лет, вдовец, здоровый и веселый, очень любит свою единственную дочь.
Дом начальника станции был беден, но опрятен и удобен: кровать за пестрой занавеской, цветы на подоконнике. Стены были украшены дешевыми картинами, изображающими историю блудного сына. На первой картинке красивый старик отпустил неугомонного юношу и дал ему мешок с деньгами. С другой стороны, молодой человек растратил полученные деньги.
Затем был изображен тот же юноша в лохмотьях, пасущий свиней. На последней картине красивый старик простил блудного сына. Все фотографии сопровождались «приличными немецкими стихами».
Дуня встретила рассказчика и угостила его чаем.
Дуня (Авдотья Вырин) — дочь Самсона Вырина, на момент знакомства с рассказчиком ей было 14 лет, очень красивая, дружелюбная, кокетливая и легкомысленная.
Ушедший рассказчик попросил Дуню о поцелуе, и девушка согласилась. Рассказчик запомнил этот поцелуй очень надолго.
Через четыре года дела вернули рассказчика на ту же почту. Он был удивлен изменениями, которые произошли там. Все вещи в доме Вырина остались на своих прежних местах, но цветов не было, и комната выглядела неухоженной. Сам Вырин постарел и сгорбился, его длинное небритое лицо было покрыто морщинами. Рассказчик спросил его о Дун, и начальник станции ответил, что не знает, где она. Позже, выпив пунша, старик рассказал, что произошло.
История Самсона Вырина
Все знали красавицу Дуню. Многие богатые господа намеренно останавливались перед едой, чтобы полюбоваться ею, дарили ей дорогие украшения. Девушка всегда была веселой и приветливой, умела успокоить самого разгневанного мужчину. На ней держался дом, а Вырин души не чаял в любимой дочери.
Однажды на станцию въехал разгневанный путник по имени Минский и потребовал лошадей.
Минский — офицер, гусар, молодой, стройный, с черными усами, богатый.
При виде Дуни гнев его утих, и он остался есть. После обеда Минский заболел и остался ночевать. Дуня искала его. Утром гусару стало хуже, Вырин послал за лекарем. Плохое самочувствие не помешало Минскому выпить две чашки кофе и сытно пообедать с доктором.
Два дня Вырину так нравился Минский, что он не хотел с ним расставаться. Наконец гусар оправился и собрался уходить. Дуня в это время собиралась в церковь, и Минский предложил ее подвезти.
«Чего ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его дворянство не волк и не съест тебя: съезди в церковь. Дуня вошла в коляску рядом с гусаром. возница свистнул , и лошади поскакали.
Через полчаса Выриным овладело дурное предчувствие, он пошел в церковь и обнаружил, что Дуни нет. Вечером вернулся кучер, возивший Минского, и сказал, что Дуня поехала с гусаром по своей воле, хотя всю дорогу до следующей станции проплакала. Только теперь начальник станции понял, что Минский только притворился больным.
Вырин заболел высокой температурой. Врач, лечивший его, подтвердил, что гусар совершенно здоров. Вырин знал, что гусар ушел в Петербург. Выздоровев, смотритель попросил у властей отпуск и отправился за дочерью.
В Петербурге Вырин поселился у своего сослуживца, быстро узнал, где живет Минский, пришел к нему и попросил отдать дочь, потому что она ему уже надоела. Понял гусар, что виноват перед надзирателем, и просил у него прощения, но Дуню не выдал, сказав, что она любит его и давно отвыкла от прежней жизни. Тогда Минский пообещал Вырину осчастливить дочь, сунул что-то ему в рукав и выпроводил из дома.
На улице Вырин нашел в манжете рукава деньги. Со слезами на глазах он бросил их на землю, наступил на них каблуком и ушел. Потом вернулся, увидел, как хорошо одетый молодой человек убежал с деньгами, но не поймал его.
Вырин решил вернуться на станцию. Перед отъездом он хотел видеть Дуню и пошел опять к Минскому, но лакей не впустил его. Вечером, возвращаясь из церкви, он увидел гусарскую карету, остановившуюся у богатого дома. Сказав, что принес Дуне записку, он вошел внутрь и увидел свою дочь. Одетая роскошно и модно, Дуня «умильно смотрела на Минского и накручивала свои черные кудри на блестящие пальцы».
Смотритель восхищался дочерью. Вдруг Дуня подняла голову, увидела отца и с криком упала на ковер. В ярости Минский выбросил его. Надзиратель не стал жаловаться на Минского начальству, он вернулся домой. Дуню он больше не видел, что с ней стало, не знал, но верил, что она дурно кончила.
Не в первый раз. ее манила мимолетная слеза, и вот он сдержал ее и оставил. Их много в Петербурге, юных дураков, сегодня в атласе и бархате, а завтра, глядишь, подметают улицу вместе с кабаком амбара.
Рассказ Вырина тронул рассказчика; он долго не мог забыть старого смотрителя станции.
Возвращение блудной дочери
Через несколько лет рассказчик узнал, что станция, где работал Вырин, упразднена. Однажды дождливой осенью, проезжая по той местности, он решил навестить старика, но в его доме жил пивовар. Жена пивовара сообщила, что Вырин спился год назад.
Сын пивовара сопровождал рассказчика на могилу Вырина. Мальчик рассказал, что летом приехала красивая и добрая дама с тремя детьми и няней в роскошной карете. Она попросила показать могилу надзирателя и долго рыдала над ней.
Короткий пересказ «Станционного смотрителя» Пушкина
В 1816 году рассказчику довелось проезжать через *** губернию, и по дороге он попал под дождь. На вокзале он поспешил переодеться и налить себе чаю. Поставила самовар и накрыла стол дворничья дочь, четырнадцатилетняя девушка по имени Дуня, поразившая рассказчика своей красотой. Пока Дуня была занята, путник осмотрел убранство каюты.
На стене он заметил картины с изображением истории о блудном сыне, на окнах герани, в комнате за пестрой занавеской стояла кровать. Путешественник пригласил Самсона Вырина — так звали смотрителя — и его дочерей разделить с ним трапезу, и возникла непринужденная атмосфера, способствовавшая сочувствию. Лошади уже были подведены, но путешественник все еще не хотел расставаться со своими новыми знакомыми.
Прошло несколько лет, и снова ему выпал шанс пройти этот путь. Он с нетерпением ждал встречи со старыми друзьями. «Войдя в комнату», он осознал прежнее положение, но «все вокруг свидетельствовало обветшание и запущенность». Дуни тоже не было в доме. Стареющий дворник был мрачен и неразговорчив, только рюмка пунша коснулась его, и путник услышал печальную историю об исчезновении Дуни.
Это случилось три года назад. На станцию прибыл молодой офицер, который торопился и сердился, что лошадей долго не подают, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда прибыли лошади, офицеру вдруг стало очень плохо.
Приехавший врач обнаружил, что у него высокая температура, и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собирался уходить. День был воскресенье, и он предложил Дуне сводить ее в церковь. Отец отпустил дочь, не предполагая ничего дурного, но все же его охватила тревога, и он побежал в церковь.
Богослужение было уже кончено, молебны разошлись, и со слов дьякона староста узнал, что Дуни нет в церкви. Кучер, вернувшийся вечером с офицером, сказал, что Дуня поехала с ним на ближайшую станцию.
Старшина понял, что болезнь офицера заявлена, а сам заболел высокой температурой. Поправившись, Самсон отпросился и отправился пешком в Петербург, куда, как он знал с дороги, шел капитан Минский. В Петербурге он нашел Минского и явился ему. Минский не сразу узнал его, но, узнав об этом, стал уверять Самсона, что любит Дуню, никогда не оставит ее и не сделает ее счастливой. Он дал сторожу деньги и выпроводил его на улицу.
Самсон очень хотел снова увидеть свою дочь. Ему помог случай. На Литейной он заметил Минского в щегольских дрожках, остановившихся у подъезда трехэтажного дома. Минский вошел в дом, а дворник узнал из разговора с кучером, что здесь живет Дуня, и вошел в подъезд. Однажды в квартире, через открытую дверь комнаты, он увидел Минского и его Дуню, красиво одетых и рассеянно смотрящих на Минского.
Заметив отца, Дуня вскрикнула и без чувств упала на ковер. В ярости Минский толкнул старика вверх по лестнице, и тот пошел домой. И вот уже третий год он ничего не знает о Дуне и боится, что ее судьба такая же, как судьба многих молодых дураков.
Через некоторое время рассказчику снова довелось проезжать по этим местам. Станции больше не существовало, а Самсон «умер год назад». Мальчик, сын пивовара, поселившийся в хижине Самсона, провожал рассказчика на могилу Самсона и рассказывал, что летом пришла прекрасная дама с тремя бархатами и долго лежала на могиле смотрителя, а добрая дама дала ему серебряный никель.
Краткий анализ «Станционного смотрителя»: тема, идеи, композиция и герои
Начальник станции — самая грустная из историй Белкина. Если в других произведениях цикла все заканчивается благополучно, то здесь в центре повествования семейная трагедия, разлука отца и дочери.
Пушкин обыгрывает действия ряда знакомых читателям произведений, например, «Бедная Лиза» Николая Карамзина. Однако Пушкин делает свой рассказ более двусмысленным: это не предсказуемое сентиментальное произведение о несчастной девушке, не романтическая история любви, а реалистический рассказ о социальном неравенстве, взаимном непонимании, одиночестве и любви.
Тема и идея произведения
Тему произведения можно определить по-разному: это и судьба «маленького человека», и отцовская любовь, и разлука.
Идею «Станционного смотрителя» тоже можно интерпретировать по-разному. Одни считают, что главное в рассказе — сочувствие к простому человеку, который в сословном обществе не может защитить ни себя, ни любимую дочь от «сильных мира сего».
Другие видят идею «Станционного смотрителя» в неизбежной разлуке родных людей: дочь Вырина выбирает судьбу петербургской барыни и навсегда покидает отца.
В философском смысле идея истории есть необратимость значимых действий. Каждый делает свой выбор, и повернуть время вспять невозможно, даже если эти действия привели к трагедии.
А. Ванецян. Иллюстрация к рассказу «Станционный смотритель»
Композиция повести
Композиционно рассказ состоит из четырех частей. Вступительная часть представляет собой обращение рассказчика к читателю с призывом посочувствовать бедственному положению руководителей станции.
Далее описываются три визита рассказчика на станцию Самсона Вырина.
Во время первой встречи он знакомится с персонажами. В доме Вырина, где он мирно живет с дочерью, возникает идиллия.
При второй встрече рассказчик узнает от смотрителя драматическую историю об отъезде Дуни и попытке вернуть ее домой. Кульминацией этой части является встреча Вырина с Минским и его дочерью в Петербурге.
Во время своего третьего визита рассказчик узнает резолюцию. Оказывается, судьба Дуни была вовсе не так плоха, как опасался ее отец. Однако сам Вырин уже напился и умер. Осиротевшая Дуня плачет на его могиле.
Характеристика Самсона Вырина и других персонажей
Среди действующих лиц повести нет ни положительных героев, ни настоящих злодеев. Каждый действует исходя из своих представлений о мире.
- Самсон Вырин – «маленький человек», добрый и честный. Он искренне любит свою дочь и заботится о ней, но не готов бороться за нее изо всех сил с богатым дворянином.
Когда девушку увозят гусары, Вырин едет в Петербург, где находит Минского и Дуню. Но столкнувшись с сопротивлением офицера, надзиратель тут же сдается. Старый армейский товарищ предлагает Самсону пожаловаться и продолжить бой, но тот решает отказаться от этого, возвращается на станцию и спивается. Он жалеет дочь и больше не пытается узнать о ней и как-то помочь.
- Дуня (Авдотья Самсоновна Вырина) в начале рассказа красивая и бойкая девушка, умеющая расположить к себе любого. Из скупого описания можно догадаться, что она сама согласилась ехать с гусаром в Петербург, хотя ее обуревали смешанные чувства: она «плакала, хотя казалось, что едет одна».
По окончании произведения Дуня — богатая дама, у нее трое детей и жизнь вроде бы удалась. Но ей приходится жить с осознанием того, что именно разлука убила ее отца.
На первый взгляд капитан Минский кажется главным злодеем произведения, разрушившим идиллическую жизнь на станции. Он обманывает и соблазняет Дуню.
Далее, однако, становится ясно, что он действительно влюбился и не желал никому зла. Недаром гусары смущаются, когда в Петербург приезжает Самсон Вырин, пытается заплатить и обещает осчастливить девушку. Вырин своими глазами видит, что капитан вовсе не держит Дуню силой.
По финалу рассказа можно предположить, что Минский женился на Дуне, она родила ему детей, он обеспечивает семью. Только одинокая смерть старого смотрителя не позволяет назвать этот финал счастливым.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к рассказу «Станционный смотритель»
Список действующих лиц повести «Станционный смотритель» и их краткая характеристика
Второстепенные персонажи:
- Авдотья (Дуня) Вырина — дочь смотрителя. Я следил за порядком на станции. Она ушла с Минским, впоследствии стала его женой и матерью в семье. Она помнила своего отца и очень расстроилась, когда узнала о его смерти.
- Минский — хитрый и коварный гусар. Он притворился больным и увел Дуню. Он не любил Самсона Вырина, а когда ему удавалось навестить дочь в неподходящий момент, просто прогонял нежеланного гостя.
- Ванька — сын пивовара и его жены. От него Белкин узнал о том, что произошло после смерти Самсона Вырина.
«Станционный смотритель» очень краткое содержание
В начале рассказа автор размышляет о работе станционных мастеров. Известно, что путешественники не любят начальников станций. Между тем жизнь бедного дворника порой бывает очень трудной.
В 1816 году автор познакомился со станционным начальником, добрым стариком по имени Самсон Вырин. После смерти жены у Самсона осталась дочь — 14-летняя красавица Дуня. Однажды на вокзале появляется молодой скорый гусар — капитан Минский.
Ему нравится юная красавица Дуня (в это время ей видимо 15-16 лет). Минский притворяется больным, чтобы остаться на вокзале на несколько дней. Наконец, Мински, как сообщается, «выздоровеет» и отправится в путешествие. Он предлагает отвезти Дуню в церковь. Дуня уходит с гусаром и больше не возвращается домой.
Начальник станции узнает, что девушка бежала с гусаром в Петербург. Приехав в Петербург, старик приходит на квартиру гусара. Молодой человек объясняет старику, что Дуня осталась в Петербурге, потому что они хотят быть вместе. Гусар дает старику приличную сумму и высылает его. На улице старик в гневе швыряет деньги.
Наконец старик находит квартиру, где живет Дуня. Гусар снял для нее отдельную квартиру. Оказавшись внутри, Самсон видит свою дочь с гусаром. Дуня красиво одета. Она видит отца и теряет сознание, а гусар прогоняет старика. Самсон, убитый горем, возвращается на свою станцию.
Через некоторое время его станция закрывается. Старик напивается от горя и умирает. Через несколько лет (наверное, 3-4 года) Дуня приезжает в гости к отцу. Она приезжает в карете с тремя детьми. Узнав, что старик умер, Дуня плачет и идет на могилу отца. Видимо, после этого Дуня возвращается в Петербург.
Читайте также: «Солнечный удар» за 3 минуты
Основные персонажи повести
Основные роли:
- Рассказчик – чиновник, который «двадцать лет подряд колесил по России», от его имени повествование пущено в дело.
- Самсон Вырин — мужчина лет пятидесяти, смотритель «из порядочного сословия станционных начальников», отец Дуни.
Другие герои:
- Авдотья Самсоновна (Дуня) — дочь Вырина, очень красивая девушка, в начале рассказа ей около 14 лет — «маленькая кокетка» с большими голубыми глазами.
- Капитан Минский — молодой гусар, обманувший Дуню.
- Сын пивовара — мальчик, который показал рассказчику, где находится могила Вырина.
«Станционный смотритель» для читательского дневника
Рассказ открывается авторским отступлением о судьбе станционных начальников — сердобольных чиновников 14-го разряда, на которых каждый прохожий считает своим долгом выместить свою досаду.
В мае 1816 года рассказчик проходит через небольшую станцию. На вокзале Дуня, красавица дочь смотрителя, подает чай. На стенах комнаты висят картины, изображающие историю блудного сына. Рассказчик и дворник с дочерью вместе пьют чай, перед уходом путник целует Дуню в прихожей (с ее согласия).
Через несколько лет рассказчик снова оказывается на той же станции. Смотритель очень старый. На вопросы о дочери не отвечает, но после стакана пунша становится разговорчивее. Он рассказывает, что 3 года назад молодой гусар (капитан Минский) несколько дней провел на вокзале, притворяясь больным и подкупая врача. Дуня заботилась о нем. Выздоровев, капитан отправляется в путь, вызывается привести Дуню в церковь и берет ее с собой.
Потеряв дочь, старый отец заболевает от горя. Выздоровев, он отправляется в Петербург искать Дуню. Минский отказывается отдавать девушку, сует деньги старику, который выбрасывает купюры. Вечером смотритель видит дрожки Минского, следует за ними и таким образом узнает, где живет Дуня, теряет сознание, Минский прогоняет старика. Дворник возвращается на станцию и больше не пытается искать и вернуть дочь.
Рассказчик проходит эту станцию в третий раз. Он узнает, что старый смотритель спился до смерти. Он просит показать могилу. Мальчик-проводник рассказывает, что однажды на могилу пришла красивая дама с тремя детьми, заказала молебен и раздала щедрые чаевые.
Сюжет
Работа начальника станции — одна из самых неблагодарных работ. Путешественники часто ругают их, угрожают, и никто не скажет доброго слова. Многие надзиратели научились философски относиться к трудностям своей работы и рассматривать только самое необходимое.
Однажды рассказчик остановился на вокзале, чтобы переодеться и передохнуть. Он восхищался красивой молодой девушкой, которая обслуживала его. Ею оказалась дочь начальника станции — четырнадцатилетняя Дуня. Вырин очень гордился своей дочерью, в которой души не чаял.За чаем путник вступил в разговор с хозяином и его очаровательной дочерью.
Ему так нравилось общество этих милых, милых, любящих людей, что он даже не хотел уходить.
В следующий раз рассказчик был на этой станции несколько лет спустя. За это время Самсон Вырин сильно изменился и из бодрого, цветущего человека превратился в дряхлого старика. Выяснилось, что три года назад в вокзал въехал молодой офицер и с первого взгляда влюбился в Дуню. Он притворился больным, чтобы девушка присматривала за ним во время его болезни. Отец не знал, что молодые люди решили сбежать, но когда понял это, было уже поздно.
Самсон Вырин взял отпуск и уехал в Петербург. Он узнал, что похитителем его дочери был богатый дворянин капитан Минский. Вырин нашел дом, где жила его Дуня. Он увидел ее в красивом наряде, влюбленной и счастливой в компании Минского. При виде отца девушка потеряла сознание, и офицер выставил старика на улицу, бросил в убитого горем отца деньги и велел ему уходить.
Самсон вернулся на станцию. Он не доверял Минскому, считая, что тот достаточно избалует Дуню и бросит ее. А его любимой дочери уготована непростительная участь всех брошенных содержанок, заполнивших улицы Петербурга. Эти мысли поглощали Вырина изнутри, и он никак не мог обрести покой.
Через некоторое время рассказчик снова оказался в этих краях и решил навестить старого знакомого. Однако он узнал, что старик Вырин умер год назад. Местный мальчик отвел героя на кладбище и рассказал, что недавно там была прекрасная дама с тремя детьми и няней. Она долго рыдала на могиле смотрителя, потом дала мальчику серебряную монету и больше здесь не появлялась.
«Станционный смотритель»: анализ произведения
История создания повести
Пушкин написал повесть «Станционный смотритель» в 1830 году, когда перед свадьбой с Натальей Гончаровой вернулся в родовое имение Болдино. Из-за эпидемии холеры ему пришлось пробыть там всю осень. Это время — самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Им создано множество произведений, особенно цикл «Сказки покойного Ивана Петровича Белкина» («Сказки Белкина»). Начальник станции — один из них. Также в серию входят:
- «Выстрелил»;
- «Метель»;
- «Похоронный агент»;
- «Холостяк-фермер».
Иван Петрович Белкин — выдуманный автором персонаж, именем которого подписаны рассказы. Под названием «Пушкин» серия вышла в 1834 году.
«Станционный смотритель»: персонажи
Прежде чем перейти к анализу авторских идей, заложенных в повести, изучим главных героев:
- Самсон Вырин — простой и миролюбивый человек. Трудолюбивый и любящий отец, для которого главная радость – это его дочь. Самсон очень беспокоится о ее судьбе, так как известие о пропаже свалилось с лихорадкой. Осознав свое бесправие перед Минским, он возвращается домой, где напивается и умирает от тоски.
- Дуня — дочь Самсона, красивая и хозяйственная, хорошая помощница. Она кокетка, наслаждается своим обаянием. Обычная жизнь крестьянки вызывает у нее отвращение, поэтому она с готовностью принимает предложение Минского, хотя и беспокоится за отца. Заняв более выгодное положение, он достигает могилы священника и тут же возвращается обратно.
- Минский — молодой привлекательный гусар. Он умеет расположить к себе, поэтому быстро завоевывает симпатии Самсона. Уверенный в себе, думает только о своих желаниях. Его не интересуют чувства других людей.
Кадр из фильма «Станционный смотритель»: YouTube/Киноконцерн «Мосфильм
Проблематика произведения
В коротком рассказе Пушкин затронул ряд вечных вопросов и проблем, которые он ясно видел в обществе своего времени. Многие из них хорошо известны современному читателю:
- Конфликт между отцами и детьми.
Главные герои повести, рассказанной Пушкиным, — станционный смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуня.
Смотритель — человек со старыми принципами: живет в деревне, заботится о дочери, старается оградить ее от любых проблем. Дуня другая: она мечтает о жизни в городе и использует первую возможность, чтобы туда попасть. Девушка понимает, что отец будет против ее решения, поэтому тихо уходит от него. Она поддается романтическому порыву и не думает о возможных опасностях. Спустя годы Дуня возвращается к родителям только для того, чтобы найти могилу.
- Конфликт между личными интересами и моралью.
Герои повести Дуня и Минский следуют своим интересам и прихотям, не заботясь о чужих чувствах. Дочь дворника легко уходит от отца, оставляя ее наедине с горем и заботами. Зная о его беспокойстве, он старается не идти на контакт в годы, прожитые в Петербурге.
Офицер Минский — человек высшего сословия, привыкший к богатой жизни и удовлетворению желаний. Для него обычное дело — отобрать у отца наивную девушку и увезти ее из деревни, чтобы сделать из нее законсервированную женщину. Бездумные действия Дуни и Минского приводят к печальному исходу — гибели невиновного человека. Так автор демонстрирует, как легкомыслие окружающих негативно влияет на личность.
- Проблема социального заказа.
Поступки персонажей могут вызвать у читателя непонимание и возмущение. Но Пушкин предполагает, что сложившаяся ситуация является результатом не столько поведения героев, сколько принятого в обществе образа жизни. Классовая иерархия, положение женщины в обществе — вопросы, которые сделали эту историю реальной для своего времени.
- Тема маленького человека.
«Станционный смотритель» — первое произведение Пушкина, в котором он затронул эту проблему. Самсон Вырин — служащий низшего ранга. На своем примере автор показал отношение общества к таким людям. Их безнаказанно оскорбляли, упрекали, на них гнали гнев или раздражение, с их мнением никто не считался.
Чувства и переживания людей, не обладающих властью и влиянием, не заботили других. Своим рассказом автор подчеркивает, насколько абсурден такой образ жизни, ведь человечество не должно зависеть от ранга и класса.
«Станционный смотритель»: жанр
Хотя Пушкин определил жанр произведения как рассказ, по глубине психологического содержания оно не уступает роману. Автор подмечает чувства каждого персонажа, намеренно подчеркивая, что среди них нет хороших или плохих. Все сложные личности со своими переживаниями, мечтами и мотивами.
Станционный смотритель создан в традициях реализма: он достоверно воссоздает быт того времени, а персонажи, которых нарисовал автор, существовали в реальности.
С социальными проблемами и типами, описанными Пушкиным, мы сталкиваемся и в наше время. В этом и заключается мастерство великого писателя — видеть суть вещей и умело их описывать.