Собака

Краткие содержания

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе СОБАКА. Какова тема?

Какова тема этого стихотворения в прозе?

Это философское произведение. Его ведущая тема — неизбежность смерти, где все равны — и люди, и животные. Существо, которое сталкивается со смертью, невольно, на подсознательном уровне ищет помощи и защиты у другого близкого ему человека. И здесь в восприятии грядущей трагедии они едины: человек и собака («две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга»). Это тема взаимопонимания между людьми и животными.

Попробуйте доказать, что это лирическое произведение, то есть произведение, эмоционально и ярко передающее мысли и чувства автора. Это стихотворение в прозе особенно эмоционально, поскольку тема выражена через восприятие автором своего настроения в единстве с состоянием собаки. Человек и собака, казалось бы, одни, ни с кем больше, не только жмутся друг к другу и ищут защиты от смерти, они сопротивляются ей, как могут.

Снаружи воет страшная, жестокая буря. Здесь автор прибегает к приему антитезы, противопоставляя этой буре глаза человека и собаки, обращенные друг к другу. Лиричность достигается и изображением трепетной свечи, которая горит и светится в каждом из них. Это трепетное пламя жизни и любви, хотя и слабое, но не способное устоять перед взмахом широкого крыла смерти. Образы мерцающего света, бури, смертоносного крыла и пары одинаковых глаз усиливают эмоциональное звучание темы в этом произведении Тургенева.

Анализ стихотворения в прозе «Собака» Тургенева

Произведение «Собака» Ивана Сергеевича Тургенева – это момент почувствовать взаимосвязь всего сущего друг с другом. Стихотворение было впервые опубликовано через 4 года после его создания.

Стихотворение написано в феврале 1878 года. Это одна из первых лирических миниатюр, созданных стареющим автором. Он увенчан литературными лаврами, финансово обеспечен и имеет круг друзей. Но в своем пронзительном зарисовке Пес открыто признается, что ужасно одинок и боится смерти. По жанру — поэма-исповедь в прозе. Лирическим героем является сам автор. Сюжета нет, как и в большинстве произведений цикла.

Комната, он и его собака. В сюжете выражение «нас двое» вводит в заблуждение. Читателю представлены люди, но с героем его собака. Как известно, И. Тургенев любил охотиться, в его жизни было, наверное, много собак. Кажется, это тот, который стареет вместе с ним. Интонация отстраненная, гипнотизирующая. Все фразы подчиняются внутреннему ритму. Автор вскользь упоминает пейзаж за окном: воет буря. Эпитет для этого явления подчеркивает тревогу героя.

«Ужасно, жестоко». Что, если она ворвется в комнату? Собака тоже ведет себя необычно: смотрит прямо в глаза. Рассказчик принимает эту игру. Однако это не игра. Оба чувствуют собственную смертность. Ряд возбужденных местоимений «она» в 4-х предложениях. Слово «понять» повторяется несколько раз. «Мы похожи»: похожи. Метафора уходящей жизни: свеча. Уменьшительно-ласкательный суффикс подчеркивает уязвимость этого «света».

Образ смерти также представлен как метафора, как хищная птица с холодными крыльями. «И конец!» почти крик. И неважно, кто был кем. «Нет!»: восклицание приводит к разрешению. Затем следует вопрос, в котором нет никаких сомнений. Заслуги, дела, цели, суета, заботы отходят на второй план, уступая место правде непонятной жизни. «Это две пары одинаковых глаз»: живое существо смотрит на живое существо.

В этот момент они таинственно похожи сердцебиением, взглядом, трепетом перед бурей, хищной птицей… Видимо, автор считал, что души животных тоже бессмертны. Иначе он понял бы, что необъяснимый ужас животного не совсем соответствует его состоянию. Без слов, без движения, без изменения природы.

Автобиографическое содержание цикла миниатюр, проникновенная лирическая выразительность — ценнейшие стороны творчества И. Тургенева последнего периода.

О произведении

Стихотворение в прозе «Собака» Тургенева написано в 1878 году. В этом произведении трогательно описывается нежная привязанность и искренняя любовь собаки и человека.

В рассказе автор показывает, как много общего у живых существ, человека и животных, размышляет о быстротечности жизни и смерти, которая уносит с собой радостные и грустные воспоминания.

Четвероногий спаситель

Благодаря мудрому старику помещик отправился на рынок, где сразу встретил человека, продающего маленького щенка. Щедро расплатившись с продавцом, герой схватил «щенка в охапку» и сразу отправился домой.

Дождавшись ночи, он выключил свет и, лежа на кровати, стал ожидать обычных звуков. Однако в комнате было тихо, что подтвердил и вызванный слуга.

Одинокий мужчина влюбился в щенка и стал с ним неразлучен. Тем временем «Трезорушко» вырос и превратился в настоящего пойнтера, так что владельцу пришлось «запасаться ружьем» для охоты.

Бешеная собака

Как-то после жаркого летнего дня герой и его четвероногий друг отправились к «благотворительной даме», жившей по соседству. Благополучно прошагав милю, разделявшую владения, он уже поднимался на крыльцо соседского дома, когда увидел, что на него мчится «красный зверь.

Помещика бы точно растерзали, если бы не «дорогой Трезор», который «заступился» за хозяина и держал «зверя за горло». Лови момент, Порфирий Капитоныч:

Выяснилось, что на него напала бешеная собака.

Соседские верфи кричали, что собака убежала «в деревню». Помещик вышел из дома и увидел Трезора, хромающего от ворот, «укушенного, в крови». Хозяйка предложила «снять этот момент» спасителя, а когда ей отказали, приказала герою убраться с собакой, что он, не раздумывая, и сделал.

«Двукратный избавитель»

Вернувшись домой ближе к ночи, Порфирий Капитоныч «промыл раны» Трезора, а утром решил отвезти своего защитника «к бабке» на лечение. А потом, по случаю необыкновенной плотности, лег спать на сеновале, собака «конечно, тут же».

Заснуть было невозможно, и помещик лежал, глядя в далекие поля, ярко освещенные полной луной. Ему казалось, что «что-то болтается», сначала далеко, а потом «чуть ближе».

«Тень катится» к хлеву, где находится герой, и он узнает «дневного бешеного пса». Зверь залетает в сарай и готовится броситься на человека, но тут, «как лев», Трезор вылетает из сена, и звери хватаются «рот в рот».

В страхе помещик «кувырком» скатился с сеновала и ворвался в дом, где практически «спрятался под кровать». Но «немного поправиться»:

«Бедного Трезурушко» нашли «с разорванным горлом». Бешеная собака уже убежала, но на следующий день была застрелена солдатом гарнизона. Так закончилась необычная история.

Иван Тургенев — Собака

— Да, я вижу, вы великий философ, — перебил во второй раз Антон Степаныч и с той же ухмылкой.

Порфирий Капитоныч даже нахмурился на этот раз.

— Какой я философ, еще неизвестно, — сказал он, угрюмо подергивая усами, — но я с удовольствием приму вас в науку.

Мы все копались в Антоне Степаныче; каждый из нас ожидал гордого ответа, а то и молниеносного взгляда… Но ухмылка господина министра сменилась с насмешливой на равнодушную, потом зевнула, покачала ногой — и больше ничего!

— У этого старика я и поселился, — продолжал Порфирий Капитоныч. — По словам знакомого, комната, которую он мне дал, не самая лучшая; его самого разместили тут же за перегородкой — и это все, что мне нужно. Но я принимал муку в то время! Комната маленькая, жара, этта, близость, мухи и какая-то липкость; в углу необычный киотиш, со старинными рисунками; их одежда тусклая и пухлая; пахнет маслом и какой-то пряностью; на кровати два пуховика; двигаешь подушку, а из-под нее выбегает таракан…

Я допила свой чай до невероятности от скуки — это просто беда! я ложусь; спать негде — а за перегородкой хозяин вздыхает, кряхтит, молитвы читает. Ну, а в итоге успокоился. Слышу: захрапел — да так осторожно, по старинке, вежливо. Я давно выключил свет — только лампа горит перед картинами… Помехи, значит! Вот беру и стою на босых ногах; он подошел к лампе и подул на нее… Ничего. «Эй! — думаю, — знать, от чужих не возьмешь…»

Да я только что сел на кровать — опять забила тревога! И чешется, и чешется, и ушами хлопает..ну как же быть! Хороший. Я лежу и жду, что будет? Я слышу, как старик просыпается. «Хозяин, — говорит, — а хозяин?» — «Что они говорят?» — Ты выключил лампу? Да, не дождавшись моего ответа, как вдруг заржал: «Что это? что это? собака? собака! О, проклятый Никониан! — «Постой, говорю, старик, ругать — тогда лучше сам сюда приезжай.

Здесь, говорю я, совершаются вещи, достойные восхищения. За перегородкой засуетился старик и вошел со свечой, очень тонкой, очень тонкой, из желтого воска; и я был поражен, когда я посмотрел на него! Он весь шероховатый, уши лохматые, глаза злобные, как у хорька, на голове белая фетровая шапка, борода до пояса, тоже белая, и жилетка с медными пуговицами на рубашке, и сапоги меховые на ногах — и от него пахнет можжевельником.

Подошел он так к иконам, перекрестился три раза двухперстным крестом, зажег лампаду, снова перекрестился — и повернулся ко мне и только крякнул: объясните, мол! И тогда, не долго думая, я ему все подробно рассказал. Старик выслушал все мои объяснения и сказал хоть одно слово: только знай, что он качает головой. Потом он сел, один раз, на мою кровать — и все тихо.

Чешет грудь, затылок и так далее — и молчит. — Ну, — говорю, — Федул Иванович, как вы думаете: что это за бред, что ли? Старик посмотрел на меня. «Что вы думали! Одержимость! Пожалуйста, табачник, или она здесь! Вы только подумайте: какая тут святость! Я бы одержимость!» старый человек опять замолчал, опять почесался и, наконец, сказал, — да, он такой поникший, потому что усы лезут ему в рот: «Иди в город Белев. Кроме одного человека, вам некому помочь.

А этот человек живет в Белеве, один из наших. Хочет помочь тебе — твое счастье; Если не будет, так тому и быть». «Но как мне найти его, этого человека?» — говорю я. «Мы можем провести вас, — говорит, — но что это за бред? Это явление или знак; Да вы этого не поймете: не ваш самолет. Ложитесь теперь спать, со священником со Христом; курю ладан; а завтра поговорим. Утро, как известно, вечера мудренее».

Читайте также: Рудин — краткое содержание романа Тургенева, история создания

Актуальность истории

После того как рассказчик умолк, Антон Степаныч снова попытался сформулировать мысль о несовместимости событий сверхъестественного характера и «здравого смысла». Но на этот раз никто из присутствующих его не поддержал.

Основная идея необычного, но не выдуманного рассказа – призыв относиться к окружающей действительности с максимальным вниманием и серьезностью, онлайн. Любое явление необходимо наблюдать и анализировать, без категорического отрицания и поверхностных суждений. «Мелкий на вид» может оказаться незаурядной личностью, а глупое животное — лучшим другом.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"