«Скрипка Ротшильда» краткое содержание рассказа

Краткие содержания

Сюжетная канва

История создания произведения связана с жизнью в имении, где много писал Чехов. Жанр «Скрипки Ротшильда» — это рассказ, и за время пребывания в поместье автор создал более 40 шедевров. В школе произведение изучается в 10 классе. Рассказ можно скачать и прочитать в кратком изложении или пересказе, но лучше прочитать полную версию, которая есть в сети.

Главные и второстепенные персонажи

В произведении рассказывается о старом мастере, который зарабатывал деньги игрой на музыкальном инструменте и изготовлением гробов. Столь разные занятия прекрасно характеризуют главного героя: неважно, чем вы будете заниматься, главное, чтобы ремесло приносило доход. Гробовщик и его жена жили в хижине, состоящей из одной комнаты. Большую часть комнаты занимали сундуки и мебель. Таким образом, ритуальные аксессуары постоянно присутствовали в жизни супругов.

Для бедняков Яков без меры сколачивал гробы, руководствуясь своим телосложением, так как был выше и шире в плечах любого другого жителя города. Мастер измерял аршином знатных людей, а также всех женщин. Случалось Бронзе делать детские сундучки, но он не любил такие заказы, считая, что они приносят больше убытков, чем пользы.

Будни гробовщика

Краткое содержание рассказа Скрипка Ротшильда

Игра на скрипке была для Якова Иванова дополнительным занятием, к тому же он нашел отдушину в искусстве. Всякий раз, когда в городе играли свадьбу, приглашали «еврейский оркестр», которым руководил Моисей Ильич Шахкес. В команду входил бедный флейтист Ротшильд, которого не любил гробовщик. Причина была в том, что еврею удавалось из любого сочинения сделать очень жалкую мелодию.

Барин день и ночь считал убытки, особенно его злило, что выходных и всевозможных праздников в течение года было около 200, а это означало, что большую часть времени ему приходилось сидеть без работы. Жена Иакова кротко терпела нападки мужчины и старалась ему угодить. Но потом ей стало очень плохо, и Яков вдруг заметил, каким счастливым и одухотворенным стало ее иссохшее лицо, на котором прежде не осталось следа страха и усталости. Казалось, старуха мечтала о смерти и радовалась ее скорому приходу.

Изменения в мышлении Бронзы

Скрипка Ротшильда - центральные темы и мысли

Когда Бронза увидел свою жену беспомощной и больной, его посетило странное чувство. Он вдруг увидел в Марфе человека, а потом подумал, как это было, что он все время не ласкал ее, не говорил добрых слов, а только упрекал и угрожал, хотя никогда не поднимал руки. В целях экономии гробовщик запретил жене пить чай, поэтому ей пришлось обходиться теплой водой. Итак, старушке было почти 70 лет, и Бронза понимала, что дни ее сочтены, хотя втайне надеялась, что доктор поставит «друга жизни» на ноги.

Яков Иванов отвел Марту к фельдшерам, но тот не стал церемониться и ответил, что «пора и честь знать». Так Бронза понял, что дело уже не исправить. Он забрал жену домой и начал делать гроб. Откладывать это занятие было нельзя, так как жена могла умереть в любой день, а впереди были праздники, во время которых нельзя было работать. Марта лежала неподвижно и закрыла глаза, а мастер связал ей домино.

Краткий пересказ истории скрипка Ротшильда

Внезапно старуха заговорила. Она стала вспоминать, как у них с Яковом когда-то родился белокурый ребенок. Гробовщик попытался вспомнить ребенка, но не смог, поэтому решил, что его жена бредит. Потом вызвал священника, женщина выставила на торги и связалась. Похороны, к радости старика, обошлись без лишних расходов.

Роль символов в творчестве А. П. Чехова

Сам Яков читал над усопшим псалтирь, чтобы не тратить деньги на диакона. Гроб несли известные «мужики», и с барина они не взяли ни копейки, так как уважали его. Платить за могилу старику тоже не пришлось, так как кум работал сторожем на кладбище. По словам Джейкоба, все прошло как нельзя лучше. Но когда его жену хоронили, его охватила сильная тоска. Обычно это происходит, когда умирает любимый человек, но гробовщику было необычно чувствовать что-либо, кроме сожаления об утрате.

Ночью гробовщик проснулся, чтобы поиграть на скрипке, а наутро почувствовал себя совсем плохо и обратился в травмпункт. Когда врач прописал ему тот же порошок, что и Марфе, мастер понял, что жить ему осталось недолго. Он провел свои последние часы, думая о том, почему жизнь была такой трудной, и почему люди все делают неправильно.

Ротшильд пришел звать его на «свадьбу», но Яков ответил: «Я заболел, брат». Вечером приходил священник, давал мазь и причащал умирающего. Бронз собрал последние силы и попросил отдать скрипку Ротшильду. С тех пор все слушали чудесную игру и недоумевали, как такая жалкая музыка могла выйти из-под смычка старого еврея.

Болезнь Марфы

Здоровье Марты ухудшилось, женщина сильно ослабла. Главный герой привык видеть жену бледной и встревоженной, но теперь ее лицо излучало радость и необыкновенную ясность. Глядя на умирающую женщину, мужчина вдруг понял, что за всю свою жизнь ни разу не сказал ей доброго слова, не позаботился о ней и не приласкал ее. Он продолжал ругать Марфу за ее потери, повышая на нее голос и бросая на нее кулаки. Чтобы сэкономить больше, он не разрешал ей пить чай. Женщина послушалась и выпила горячей воды.

Утром Яков отвез жену в больницу. Доктор Максим Николаевич осмотрел больную и сказал, что у нее высокая температура и жить ей осталось недолго. Он прописал Марфе банки и холодный компресс. Муж стал просить врача лечить женщину пиявками, но тот даже не слушал.

Придя домой, герой понял, что Марта может очень скоро умереть. Впереди были выходные от работы, и он решил прямо сейчас заняться изготовлением гроба для жены. Пока мужчина делал это, жена лежала с закрытыми глазами и молчала. Вдруг она неожиданно сказала, что пятьдесят лет назад Бог послал им младенца со светлыми волосами.

Тогда они были молоды и счастливы, но вскоре ребенок умер. Яков попытался вспомнить этот эпизод, но не смог.

Скрипка Ротшильда – краткое содержание рассказа Чехова (сюжет произведения)

Гробовщик Яков Иванов по прозвищу «Бронзовый» жил в маленьком городке, где его ремесло почти не приносило дохода. Бронз подрабатывал, играя на скрипке на свадьбах с местным еврейским оркестром. Во время таких концертов слева от Якоба сидел и играл на флейте худощавый рыжеволосый еврей с целой сетью красных и синих вен на лице, который, как бы в насмешку, носил имя знаменитого богача Ротшильд.

Жалобная игра Ротшильда настолько раздражала Бронза, что он часто придирался к нему и ругался вместе с ним. Яков жил очень бедно, в старой избе, где была всего одна комната. Из-за своей бедности он редко был в хорошем настроении. Бронза мало думал о своей жене Марте, которая прожила с ним 50 лет. Он не жалел ее, часто бросался на нее с кулаками, но Марфа все терпела и молчала.

Однажды в мае Марфа заболела и легла спать. Яков почти не обращал внимания на болезнь жены, но когда он сел вечером от скуки подводить годовые итоги своего заработка, она позвонила ему и сказала, что умирает.

Бронза попала в лицо жене. Хотя и розовое от жары, оно было необычайно ясным и радостным. Марта как будто радовалась своему уходу из безнадежной жизни. Иаков понял это и испугался.

Утром он отвез жену в больницу. Фельдшер Максим Николаевич прописал присыпку и компрессы, но говорил он таким тоном, что Бронза сразу догадался: Марфа очень скоро умрет. Когда оба вернулись домой, Яков взял свой железный наршин, подошел к жене, снял с нее мерки и тотчас же стал лепить ей гроб.

Марта лежала неподвижно. Только вечером она вдруг позвонила мужу и радостно спросила, помнит ли он, как 50 лет назад у них родилась светловолосая девочка — которая вскоре умерла. Яков плохо это помнил, да и детей в их семье больше не было.

К утру Марта умерла. Ее похоронили. По дороге с кладбища Бронза охватила сильная тоска. Он шел и думал, оскорбляя прежде свою умершую жену. Впервые что-то вроде совести шевельнулось в его душе.

Навстречу ему появился улыбающийся Ротшильд. Он поклонился Иакову и сказал: руководитель еврейского оркестра велел явиться к нему поскорее, потому что на богатой свадьбе ожидается хороший доход. Джейкоб не мог этого сделать. Ему хотелось плакать. Он стал преследовать Ротшильда, но тот, не зная его горя, мучился и не хотел уходить. Яков бросился на Ротшильда с кулаками. Испуганный еврей бежал, прыгал, хлопал в ладоши под смех соседских мальчишек.

Бронза бродила по реке. Когда он увидел стоящую на берегу иву, он живо вспомнил, как они когда-то сидели под ней с Марфой и совсем недолгой дочуркой. В голову ему закралась навязчивая мысль о том, как плохо и неправильно он прожил свою жизнь. Наряду с лютой жалостью к умершей Марте, он теперь испытывал угрызения совести, что сейчас напрасно оскорбил Ротшильда и раньше так плохо с ним обращался.

Ночью у Якова поднялась температура. Утром он насильно отправился в больницу, и по тону фельдшеров во время осмотра понял, что скоро умрет. Бронзе не было жалко умирать, но почему-то жалко было оставить без него скрипку.

Яков вышел из дома со скрипкой, сел на порог и стал играть. Слезы текли по его щекам. У ворот появился Ротшильд, который поначалу боялся подходить и лишь показывал Бронзе знаки, что скоро начнется свадьба. Но игра Джейкоба была настолько грустной, что Ротшильд постепенно перестал размахивать руками, прислушался, закатил глаза от радости, сказал: «Ваххх. ‘ и тоже заплакала.

Вечером священник пришел исповедовать бронзу перед смертью. Якоб слабым голосом попросил отдать скрипку Ротшильду после его смерти.

Теперь все в городе спрашивают: откуда у Ротшильда такая хорошая скрипка? От флейты он давно отказался, а на скрипке часто повторяет то же самое, что в прошлый раз играл Яков, сидя на пороге. Публика плачет. Эта новая песня так понравилась в городе, что торговцы и чиновники приглашают Ротшильдов к себе домой и заставляют сыграть ее десять раз.

Анализ первой фразы

Значение в истории скрипка Ротшильда

Иногда первая фраза задает тон всему произведению, и А. П. Чехов мастерски использовал этот прием. Рассказ начинается с упоминания о размерах города: автор указывает, что он был «маленький, хуже деревни». Это интересное сравнение, учитывая, что городская территория, даже самая маленькая, должна быть больше, чем сельская местность. Автор дает оценочную характеристику, и тогда становится понятно, зачем он это делает.

Повествование ведется от лица автора, но на протяжении всего произведения высказываются мысли, которые могут принадлежать главному герою, гробовщику Якову Бронзе. Именно при нем «дела были плохи», потому что в городе редко умирали люди, а ведь доход мастера напрямую зависел от количества заказов на гробы. Яков постоянно раздражался, ведь даже старые не уходили на тот свет так часто, как ему хотелось.

Как в самом начале, так и на протяжении всего рассказа автор передает мысли и слова главного героя преимущественно косвенной речью, хотя в произведении присутствуют и диалоги. Где бы Якоб ни размышлял о бренности и несправедливости жизни, его мысли переданы так, что могли бы принадлежать самому автору. Произведение не утратило своей актуальности, хотя с момента его написания прошло немало времени. Некоторые цитаты отражают сущность человеческой натуры, показывая лицемерие и страсть к наживе.

Герои рассказа

Образ гробовщика в рассказе Скрипка Ротшильда

В рассказе «Скрипка Ротшильда» главным героем является Джейкоб, хотя произведение названо в честь второстепенного персонажа. Автор приводит 4 варианта имени гробовщика, но сразу уточняет, что называли его либо без отчества и фамилии, либо даже бронзовым. Откуда взялось это прозвище и почему оно приклеилось к гробовщику, никто не знал. Вся жизнь героя так же бессмысленна и пуста, как и это название улицы.

Читатель узнает, что герой живет в простом деревянном доме, а если бы он владел особняком в провинциальном городке, то его можно было бы назвать Яковом Матвеичем. Это показывает абсурдность того, как отношение человека зависит от его статуса и богатства.

Второстепенными персонажами повести являются жена Якоба Марта и флейтист Ротшильд, которого автор называет «тощим рыжеволосым евреем». Еврею дали громкую фамилию, как бы в насмешку, потому что его положение еще более заметно.

На протяжении всей истории он то умирает от страха, то плачет, то кричит, укушенный собакой. Джейкоб испытывает непонятную ненависть к флейтистке, а он, в свою очередь, испытывает страх к гробовщику. При этом еврей чувствует, что мастер талантлив, поэтому часто зовет его выступать на свадьбах и соглашается терпеть унижения и побои.

Но в итоге страдалец получает какое-то вознаграждение за все бедствия, которые ему пришлось пережить, в том числе и по вине гробовщика. Когда Джейкоб встречает смерть, он вспоминает, как ударил несчастного еврея, который кричал от боли, и уже на смертном одре просит отдать его скрипку Ротшильду.

А. П. Чехов показывает, что справедливость восторжествовала: заунывная музыка, доносящаяся из-под смычка, очень нравится слушателям, поэтому они просят еврея играть ее снова и снова. Таким образом, главная проблема «скрипки Ротшильда» решается победой искусства над материальными ценностями.

Важность первого предложения

Еще один второстепенный персонаж — Марта, несчастная и подавленная женщина. Она всю жизнь готовит для мужа, обслуживает его, а он воспринимает жену как кошку или собаку. Только перед смертью старуха преображается. Она выглядит так, будто встречает смерть с радостью, ведь ей предстоит избавиться от мрачного змея, гробов, бесконечных нападок и упреков. И только когда умершую жену везут на кладбище, Яков задумывается о том, что его жизнь состояла из двух вещей: выгод и потерь.

Ключевые мысли

Анализ произведения «Скрипка Ротшильда» позволяет понять, что весь сюжет крутится вокруг приобретения и потери. Джейкоб считал, сколько денег он потерял на каждом детском сундучке, в праздники и выходные. Даже свою жену он воспринимал как нечто, приносящее убытки. Каждый день мастера был наполнен переживаниями, гневом и чувством безысходности.

В конце своей жизни, сидя на берегу реки, Бронза думает о том, сколько хорошего он мог бы добиться, если бы проводил свои дни по-другому. В течение нескольких минут гробовщик придумает, что можно сделать:

  • бить гусей;
  • действующие баржи;
  • рыбачить;
  • играть на скрипке.

Но Джейкоб в эти минуты думает не только о работе. Он думает, как было бы хорошо, если бы люди относились друг к другу по-разному. Вернувшись домой, гробовщик продолжает жаловаться на безмолвную прошлую жизнь. Ночью он видит ряд образов:

  • жена, похожая на грустную птицу;
  • ребенок;
  • ива;
  • пастухи на лугу;
  • забитые гуси;
  • страшные лица;
  • жалкое лицо еврея.

Главные герои рассказа Скрипка Ротшильда

Но и после этого герой не перестает измерять события, вещи и людей с точки зрения потерь и выгод. Однако в душе уже появляются проблески другого чувства, доселе неизвестного Бронзе. Незадолго до смерти эти чувства выражаются в грустной мелодии, которую гробовщик играет на скрипке. Ему так жалко инструмент, который теперь осиротел, что слезы катятся из глаз.

Литературоведы отмечают, что Чехову удалось передать русскую действительность. Некоторые проводят параллели с повестью Романа Петровича Кумова «Проповедь» и романами более позднего периода. В то время писатели думали о судьбе народа, этой теме посвящено множество книг.

Так в рассказе «Проповедь» священник Поликарп решил осудить местного богача. Он мучительно выбирал доводы, то и дело робел, боялся взглянуть на кулака и стоял неподвижно, как памятник. Дело кончилось тем, что Поликарп потерял покой, опасаясь жалобы. Этот пример из литературы показывает, что высокие идеалы постоянно вступали в противоречие с суровой реальностью, где человек всего лишь винтик в огромном механизме.

Жанр и композиция

Анализ для читательского дневника позволяет определить, что жанр произведения – рассказ. Для этого есть все функции:

  • небольшой объем;
  • количество актеров ограничено;
  • есть одна история, отражающая судьбу главного героя;
  • рассматриваются несколько важных эпизодов из жизни персонажа.

Направление – реализм, к которому относится все творчество Чехова в целом. В произведении речь идет о судьбе самых обычных бедняков.

Анализ для читательского дневника

Рассказ начинается с экспозиции, где автор знакомит читателя с главными героями, их образом жизни и характерами. Есть и описание места, в котором они живут: «Городок был маленький, хуже села», что сразу задает тон произведению. Развитие событий начинается после смерти Марты: главный герой переживает душевный переворот, начинается переосмысление своей жизни. Эпизод достигает кульминации, когда разгневанный Яков прогоняет еврея, и тот бежит от него по всей деревне. Развязка — слова старика во время исповеди священнику «Отдайте скрипку Ротшильду».

Читайте также: Самоотверженный Заяц Краткое Содержание (Салтыков-щедрин Михаил Евграфович) 

Жизнь Якова

Городок был маленький и скверный, в нем жили в основном пожилые люди, которые редко умирали. В этом поселке прожил жизнь гробовщик Яков Матвеевич, прозванный Бронзовым. Мужчина не мог похвастаться обилием заказов, поэтому жил с Мартой в крохотной однокомнатной каюте. Там была мебель и сундуки.

Якову было за восемьдесят, но он по-прежнему хорошо выглядел. Мужчина оставался выносливым и сильным. Когда он делал гробы, то ориентировался на собственные параметры внешности:

  • широкие плечи;
  • большое увеличение.

Чехов скрипка ротшильд герои

Для женщин он использовал мерки и без энтузиазма принимал заказы на детские шкатулки, считая это черной работой.

Надо сказать, Яков делал долговечные изделия отличного качества. Он также был скрипачом. В их городе на свадебных церемониях часто играл еврейский оркестр, которым руководил ремесленник Моисей Шахкес. Он часто приглашал Якоба к себе домой. Скрипач почему-то испытывал антипатию к евреям. Особенно раздражал флейтист Ротшильд, который всегда играл очень жалобно, даже если композиция этого не призывала.

Главному герою постоянно приходилось нести убытки, поэтому обычно он был в плохом настроении. Однажды он подсчитал, что нерабочими днями в году являются более двухсот дней, что его очень огорчило.

Ведь в выходные и праздники приходится сидеть сложа руки. Хуже всего мужчина чувствовал себя ночью, когда его мучила бессонница.

Природа

В каком городе происходили события, из рассказа не очень понятно. Известно, что он был небольшим, и население невелико. Обычно такие места в средней полосе России очень живописны. А вот описаний красоты внешнего мира в рассказе «Скрипка Ротшильда» почти нет. Это воспоминание о том времени, когда Иаков и Марта, еще молодые, проводили время в тени ивы на берегу.

Она стояла там в тот день, только повзрослела, и многое изменилось. На противоположном берегу вместо березового леса образовались болотные заросли, выросла березка, а сосновый лес на горе исчез. Гусей стало меньше, как недавно думал (с немалым профитом) Яков. Вид родных мест неожиданно тронул старика, он вспомнил то, что пытался забыть.

Бронза не любила делать гробы для детей, называя их «бредами». На самом деле за профессиональной черствостью по отношению к убитым горем покупателям он скрывал собственную боль, терзаемую воспоминаниями о погибшей дочери.

история скрипки Ротшильда

Убытки

Джейкоб разочарован финансовыми потерями, которые преследуют его. Каждый день, проходящий без распоряжения, любого умершего гражданина, которого родственники решают похоронить в гробу не его работы и каких-то ненужных, по его мнению, отходов, воспринимается им как убыток, подлежащий записи в специальную книгу. Даже гроб его жены был в этом печальном списке.

Изменение сознания происходит после похорон. Яков идет домой грустный, он не отвечает на заманчивое предложение вождя Моисея Ильича Шахкеса, переданное тем же Ротшильдом. Флейтист не сразу улавливает смену настроения скрипача и боится конфликта, но встречает еврея ласковым словом.

У Якова вдруг возникла простая мысль о цели его рождения. Собственно, ей и посвящено все произведение «Скрипка Ротшильда». Смысл рассказа в том, что вся судьба каждого человека состоит из совокупности потерь, которые частично компенсируются краткими мгновениями счастья. И только смерть останавливает полосу потерь.

Смерть жены

Похороны жены дорого обошлись гробовщику. Ему удалось накопить много денег, и это сделало его неимоверно счастливым. Когда он прощался с женой, то думал, что сделал для нее чудесный гроб.

Придя домой, мужчина почувствовал тоску. Он чувствовал раздражение, потому что никогда в жизни не жалел свою жену. Всю их совместную жизнь он относился к ней как к существу, которое всегда мешается и не заслуживает особого внимания.

Карточка скрипки Ротшильда

Внезапно его остановил Ротшильд, он сказал, что Моисей Ильич предлагал ему сыграть со своим оркестром, но главный герой теперь совсем не в своем уме. Он разозлился и набросился с кулаками на ненавистного еврея. Затем Якоб отправился на реку, где начал ностальгировать по своей молодости. Там он вспомнил ребенка со светлыми волосами, о котором перед смертью ему рассказала жена.

Мужчина смотрел на реку и не мог понять, почему он никогда раньше не плавал и не ловил рыбу. Можно взять лодку и поплавать, поиграть на скрипке. Якоб невольно снова подумал о потерях.

Так, проанализировав свою жизнь, герой понял, что наделал много ошибок, исправить которые уже не в силах. В эту ночь он долго ворочался в постели, ему было трудно заснуть. Несколько раз мужчина вставал и играл на своем любимом музыкальном инструменте.

Утром Яков пошел к врачу, тот предсказал скорую смерть, но эта мысль его ничуть не испугала. Просто было грустно осознавать, что жизнь, подаренная Богом всего один раз, прошла впустую.

Ротшильд скрипка

Ротшильд снова пришел к нему. Он был последним, кто слышал, как Яков играет на скрипке. Когда гробовщик умер, Ротшильду дали похоронную скрипку, а флейту он забыл. Он много раз пытался повторить грустную мелодию, которую перед смертью сыграл для него Яков, но ничего не вышло.

Своей работой «Скрипка Ротшильда» Чехов заставляет задуматься о жизненных ценностях, о смысле существования.

 

История создания

Похороны, свадьбы и скрипка: трагическая история гробовщика

Чехов написал «Скрипку Ротшильда» в период с декабря 1893 по январь 1894 года. Это поздняя повесть, относящаяся к так называемому периоду «мелиховского сидения». В 1892 году Чехов купил имение Мелихово, где написал ряд наиболее известных своих произведений: рассказы «Человек в футляре», «Вишнёвка», «О любви», «Чёрный монах», «Отдел № 6». », «Дом с антресолями», спектакль «Чайка» и «Дядя Ваня».

Жена писателя, Ольга Книппер-Чехова, писала после смерти мужа: «Как писатель, он нашел в Мелихове богатый источник больших жизненных наблюдений — источник, непрестанно питавший его творчество. Здесь, в Мелихове, он вновь познакомился с русской жизнью, русской природой, русскими людьми, которых он безгранично любил и в силу которых верил».

Роль символов

В рассказе «Скрипка Ротшильда» роль символов играют река и музыкальный инструмент. Благодаря им в душе Якоба пробуждаются неведомые ранее чувства, которые он всю жизнь топтал и давил в себе. Река вызывает образ младенца, умершего много лет назад, а скрипка отражает талант, о существовании которого знает только старый еврей. Между тем, Джейкоб обладает положительными качествами, такими как:

  • чувствительность;
  • сострадание;
  • человечество;
  • способность видеть красоту в мире.

Рассказ Чехова Скрипка Ротшильда

Правда, эти черты большей частью скрыты от человеческого глаза и от самого гробовщика. Якоб не понимает, что творится в его душе. На самом деле все просто: много лет назад им с Мартой пришлось пережить смерть дочери, так что сердце окаменело. На смертном одре жена вспоминает, как они пели у реки в молодости, но воспоминания о том времени так глубоко спрятаны, что гробовщику сначала кажется, что жена все выдумала.

В последней части произведения скрипка снова выходит на первый план. Когда больной Яков играет и находит утешение в любимом занятии, плачут оба: и сам гробовщик, и Ротшильд. После смерти Бронса музыкант получает инструмент и поражает своей игрой богатых людей. Так заканчивается история. «Городу понравилась новая песня», что означало, что смерть гробовщика была выгодна. Если бы Джейкоб знал об этом, он был бы очень доволен.

Основная мысль и идея

Прочитав содержание «Скрипки Ротшильдов» по ​​брифу, можно понять, что жизнь главного героя всегда была мрачной и скучной. В неуместной прямой речи, передающей отношение Якоба, слово «потеря» повторяется примерно 19 раз».

Он постоянно думает о потерях, видит их во всем: в праздники и выходные, в детских гробах, у Марфы, которая по его настоянию даже вместо чая пьет воду, потому что так дешевле. Из-за безденежья его душа очерствела, осталось только чувство тупой злобы, и он обеднел не только материально, но и духовно.

Яков не понимает, что праздники для людей — радость, смерть ребенка — не только необходимость делать гроб, но и большое горе. Даже после смерти жены он цинично пишет в книге: «Гроб Марфы Ивановой — 2 стр. 40 к.».

Только после смерти жены он начинает «таять». Он понимает, что все это время жил неправильно, что у него было много возможностей жить по-другому, зарабатывать больше и легче, но он упустил эти шансы. Сейчас уже ничего не изменить: ему 70 лет, а смерть близка. Все это время он относился к жене как к предмету мебели, делая ее настолько несчастной, что она с радостью встречала смерть, лишь бы поскорее покинуть серую реальность бесконечных гробов и сурового мужа.

Жена Джейкоба умерла

Таким образом, работа учит ценить то, что имеешь, использовать все шансы, которые дает жизнь: однажды может быть слишком поздно, и останется только горькое сожаление. Нужно с любовью и вниманием относиться к близким вам людям, не оскорблять их понапрасну, больше думать о духовных вещах, чем о бесконечных деньгах.

Однако в Джейкобе осталось то, что делает его чувствительным человеком, – любовь к скрипке. В самые трудные минуты он успокаивается, если задевает ее струны. Скрипка в произведении символизирует его душу. Когда в финале он играет ее, и слезы текут из его глаз, он полностью избавляется от «окостенения», больше не думает о потере, и его душа освобождается.

Скрипка очень дорога Якову: ему не жалко умирать, но оставить скрипку некому. Когда он думает о своей жизни, он также понимает, что все эти годы несправедливо относился к еврею Ротшильду. Если на протяжении всего рассказа он его ругает, то в последней сцене называет «братом». Именно ему он решает завещать и скрипку, и свою последнюю мелодию, пришедшую прямо из его души, выражающую всю боль и сожаление.

 

Эволюция творчества Чехова

Чехов умер молодым, но за свою короткую жизнь успел многое понять. Чем старше он становился, тем печальнее и добрее становились произведения, обретали все более глубокий смысл. Если сравнить «Письмо к ученому соседу» молодого Антоши Чехонте с «Казаком» или «Епископом», становится понятна пережитая автором метаморфоза мировоззрения. Рассказ «Скрипка Ротшильда» относится к позднему периоду творчества великого писателя. Он был написан в 1894 году, некоторые литературоведы считают, что на рассказы Чехова этого периода повлияло творчество Льва Толстого. Возможно, они правы, хотя это не так важно.

Супружеская жизнь Бронзы

Гробовщик Яков человек строгий, само ремесло этому способствует. Но большую часть своей жизни он прожил как потребитель и накопитель. Он относился к своей жене больше как к рабочему животному, чем к человеку. Только когда она заболела, Яков задумался о том, как много сделала его жена за время их совместной жизни.

Несмотря на болезнь, Марта продолжает выполнять трудные домашние дела, но вскоре силы покидают ее. Жена зовет мужа, она лежит с ясным и каким-то радостным выражением лица в предвкушении долгожданного вечного покоя, названного Бертольдом Брехтом «Святым никогда днем». Они разговаривают, Марта напоминает Якову о недолговечном родительском счастье.

Девочка, их ребенок, умерла. Об этом печальном моменте общей судьбы А. П. Чехов лаконично рассказывает словами умирающей пожилой женщины в рассказе «Скрипка Ротшильда». Анализ и сопоставление временных интервалов дает основание сделать вывод, что ребенку было всего два года. За все время своего брака Яков ни разу не проявлял нежности к жене, он ловит себя на этой мысли. Но в этот момент он не чувствует угрызений совести.

скрипка ротшильд анализ

 

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"