Сказка «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина: краткое содержание и сюжет, пересказ текста на Брифли

Краткие содержания

Главные герои

Главный герой приключения — совесть. Все хотят избавиться от него. Никто не хочет жить без греха, честное слово. Все жители городка о ней давно забыли, что не мешает им продолжать жить и заниматься бизнесом. Персонажами произведения также являются:

  • пьяница;
  • трактирщик Прохорыч;
  • интендант Ловетс;
  • богатый финансист Бржоцкий.

Их вполне устраивает такое существование. Они чувствуют себя хорошо, потому что не испытывают мучений и беспокойства, не переживают за правильность своих действий. Это делает жизнь проще и лучше. Автор беспокоится о таком обществе.

Салтыков-Щедрин показывает эмоцию, как тряпку, тряпку, которую не хотят брать в руки, чтобы не замарать руки. Для жителей города он стал ненужной вещью, убежищем, которое мешает и мешает.

Жанр произведения

Произведение написано в жанре рассказа с приключенческим сюжетом, в основе которого лежит описание жизни людей, внезапно переставших испытывать угрызения совести. Они чувствовали себя свободными, но свобода рождала вседозволенность, переросшую в гнев.

разрушение человеческой личности

Разрушение человеческой личности – главное в сказке «Потерянная совесть» Салтыкова-Щедрина. Краткое содержание показывает нравственное разложение, которое ведет к разложению человеческого общества, где самым главным становится предательство, лесть, клевета и равнодушие.

В произведении поднимается проблема совестливого человека, живого для автора, так как только он может испытывать чувство удовлетворения от собственных поступков и душевное спокойствие. Она делает человека лучше и различает хорошее и плохое.

Главная мысль рассказа

Потеряли совесть — это вымышленная ситуация, в которую попали герои произведения. Размышляя над проблемой, автор доказывает, что без совести невозможно стать настоящим человеком. Это чувство следует воспринять в самом детстве. Если этого не происходит, он превращается в грязную тряпку, что вызывает желание поскорее избавиться от него.

Собственный выбор, или Сила одной капли

Путешествие совести продолжается, но, скорее всего, это была мытарская станция, приносящая страдания, скитания. Совесть падает на захватчика. Автор не дает имени своему герою, а ограничивается лишь прозвищем, тем самым подчеркивая сущность этого человека. В чем его вина? В отличие от первых двух персонажей, один из которых погубил себя, а другой — других, в данном случае грех Катчера велик и тяжел, он взяточник.

Очередной обладатель совести — это уже совсем другой человек, автор рисует картину богатой семьи банкира, но крайняя осторожность — герой, который даже совесть продает потихоньку. Сказка «Потерянная совесть» Салтыкова-Щедрина, анализ которой заставляет невольно задуматься о глобальности и глубине вопроса, есть ли вообще место совести в нашем мире? Как легко и трудно одновременно поступать по совести, но как легко душе, когда она чиста. Как дышать, как жить по-новому!

Квартальный надзиратель Ловец

Зверолов прошел мимо питейного дома на рынок, чтобы собирать взятки с торговцев.

Похититель — охранник, взяткодатель.

Взгляд у него был не такой дерзкий, а свирепый. Руки были не то чтобы слишком озорными, но охотно цеплялись за все, что попадалось на пути. Одним словом, он был порядочным алчным человеком.

Опомнившись, траппер вдруг понял, что товар на рынке ему вовсе не принадлежит, и нехорошо лезть лапой в чужую собственность. Мужчины увидели, что Катчер сошел с ума, и стали над ним издеваться. Вернулся к жене без добычи, снял пальто и сразу стал прежним — совесть осталась в кармане.

Ловец решил вернуться на рынок, надел пальто, вышел на улицу и сразу почувствовал угрызения совести. Ему показалось, что даже деньги в его кошельке не его, и Ловец раздал их людям, а взяв домой множество нищих, велел жене их кормить.

Жена увидела, что с мужем что-то не так, уложила его спать, а сама порылась в карманах его пальто и нашла совесть. Она стала думать, кому будет прощена ее совесть, чтобы она не тяготила человека, «а только немного в тревогу привела», и решила, что лучше всего для этого подходит Самуил Давидыч Бржоцкий.

Самуил Давидыч Бржоцкий — зажиточный еврей, бывший крестьянин, нынешний финансист и изобретатель железных дорог, внешне тщедушный и слабый, очень хитрый.

Финансист Бржоцкий

Самуил Давыдыч героически выдержал все муки совести, но не вернул ни копейки из украденных денег. Свою совесть он пожертвовал «в благотворительное учреждение, заведованное знакомым генералом», прикрепив сторублевую купюру.

После этого Самуил Давыдыч тотчас забыл о своих угрызениях совести и придумал такую ​​странную аферу, что все ахнули.

Возложенные надежды

В произведении Салтыков-Щедрин дает голос своему главному герою, совести. Чего она просит, чего хочет? Она просит найти ей маленького русского ребенка, чтобы она смогла раствориться в его сердце. «Почему именно в сердце ребенка?» — ты спрашиваешь.

Автор таким образом хочет дать понять читателю, насколько важно давать надежду подрастающему поколению, и следует помнить, что дети невинны и чисты, и только от взрослых будет зависеть, какими красками будет их будущий мир, совесть, жизнь будет наполнен. Проблема «Потерянной совести» Салтыкова-Щедрина касается той стороны человеческой души, где приходит осознание добра и зла, правды и надежды.

Осмысление понятия совести

Когда мы смотрим в словари, мы находим определение термина совесть. Совесть есть чувство и понятие одновременно, чувство ответственности за свои поступки переплетается с осознанием нравственных принципов, на которых должно основываться здоровье общества. Эту способность различать хорошее и плохое надо прививать с детства.

Родители являются своеобразными проводниками в мир, которые учат ребенка любить добро и ненавидеть зло, а дети, в свою очередь, опасаясь потерять любовь и благосклонность родителей, четко и быстро впитывают и усваивают именно те понятия, которые дал им отец и мать.

Проблема собственного несовершенства

Автор часто обращается к теме приключений в своих произведениях. И вот перед читателем возникает необычная ситуация — из жизни общества исчезает совесть. Что случилось с людьми? Они стали чувствовать себя свободнее, но не заблуждайтесь и не путайте воодушевляющее чувство свободы с чувством вседозволенности, порождающим хаос, агрессию и гнев. В самом человеке исчезает человеческое, именно то, что должно было отличать в нем существо мыслящее, творческое, чуждое разрушению и краху.

Что случилось с совестью? Обратите внимание, как автор называет ее: «надоедливая шлюха», и это не случайно. Таким образом, автор дает понять читателю, что совесть подобна чему-то живому и реальному, нуждающемуся в питании и заботе, которое в свою очередь отблагодарит своего «хозяина» блаженным чувством покоя и самодовольства. А без человека она превращается в ненужную привязанность и становится «надоедливой вешалкой».

Далее, в произведении Салтыкова-Щедрина в качестве примера можно наблюдать мирный сон владельца питейного заведения, который, может быть, впервые в жизни вел себя как ответственный за свои действия человек. Или, скажем, самый первый «владелец» совести — это пьяница, освободившийся от ига винного опьянения и осознавший всю свою никчемность в существовании, и потому он испытывает страх.

Но горький пьяница губит только себя, он отвечает только за свои поступки, в отличие от Прохора, хозяина питейного заведения, губящего своим зельем столько людей. Совесть дает Прохору облегчение, так как он впервые в жизни поступает по совести. Что хочет нам сказать автор?

Краткое содержание «Потерянной совести» Салтыкова-Щедрина, анализируемое нами в данном материале, охватывает важные стороны жизни человеческого общества. Будь рядом совесть, не было бы на свете пьяниц, а хозяева пивных пекли бы хлеб и булочки. Взрослые обязательно улыбнутся в этом месте, ведь каждый из них знает, насколько сложен наш мир. Но на то это и сказка — подумаете вы. Рассказ «Потерянная совесть» — своеобразная памятка для взрослых и урок для детей.

Пропала совесть

— Причина! посетители смеялись над ним.

— Я и теперь так думаю, — продолжал Прохорыч, — заколите весь этот сосуд, который здесь стоит, а вино вылейте в ров! Поэтому, если кто-то имеет в себе эту добродетель, то даже запах сивушных может перевернуть его внутренности!

— Просто осмелитесь! Наконец встала Арина Ивановна, сердце которой, видимо, не было тронуто той благодатью, которая вдруг осенила Прохорыча, — какую добродетель ты нашел!

Но Прохорыча было уже трудно дозвониться. Он залился горькими слезами и продолжал говорить, говорил все.

«Потому что, — сказал он, — если у кого-то случилось это несчастье, он должен быть так несчастен». И он не смеет по какому-либо мнению о себе заключить, что он купец или торговец. Ибо это будет одной из его напрасных забот. И он должен говорить о себе так: «Я несчастный человек в этом мире — и ничего более».

Так прошел целый день в философских занятиях, и хотя Арина Ивановна решительно воспротивилась намерению мужа разбить посуду и вылить вино в канаву, в этот день они не продали ни капли. Вечером Прохорыч даже повеселел и лег на ночлег, сказав плачущей Арине Ивановне:

— Ну, моя дорогая и моя дорогая жена! Хотя сегодня мы ничего не получили, но так легко человеку, у которого есть совесть в глазах!

И действительно, как только лег, так уснул прямо сейчас. И не ворочался во сне, и даже не храпел, как бывало с ним в старину, когда он зарабатывал деньги, а совести у него не было.

Но Арина Ивановна думала об этом несколько иначе. Она хорошо понимала, что в трактире деловая совесть далеко не такое приятное приобретение, от которого можно было бы ожидать прибыли, и потому решила во что бы то ни стало избавиться от незваного гостя. Скрепя сердце, она переждала ночь, но как только сквозь пыльные окна трактира забрезжил свет, она украла у спящего мужа совесть и бросилась с ней стремглав на улицу.

Как будто нарочно, день был базарный: крестьяне с подводами уже стекались из окрестных деревень, и квартальный смотритель Ловец лично выезжал на базар следить за порядком. Как только Арина Ивановна увидела спешащего похитителя, в ее голове уже промелькнула счастливая мысль. Она изо всех сил бежала за ним, едва догоняя, как с невероятной ловкостью медленно просунула свою совесть в карман его пальто.

Похититель был мальчуган, не то чтобы бессовестный, но не любил смущаться и довольно свободно пускал лапу. Взгляд у него был не такой дерзкий, а свирепый.

Руки были не то чтобы слишком озорными, но охотно цеплялись за все, что попадалось на пути. Одним словом, он был порядочным алчным человеком.

И вдруг этот самый человек начал травить.

Пришел на площадь, и кажется, что все, что там не наставлено, и на телегах, и на шкафах, и в лавках, не его, а чужое. Такого с ним еще никогда не случалось. Он протер свои бессовестные глаза и подумал: «Неужели я сошел с ума, не снится ли мне все это?» Подошел к одной из телег, хочет лапу выставить, да лапа не поднимается; подошел к другой телеге, хочет потрясти крестьянина за бороду — о ужас! руки не тянутся!

Боятся.

«Что со мной сегодня произошло? — думает траппер, — ведь таким образом я мог бы захотеть себе все испортить заранее! Можно ли ради ума вернуться домой?»

Однако я надеялся, что, может быть, это пройдет. Он начал ходить по рынку; смотрит, вся живность лежит, материалы всякие разложены, и все это как бы говорит: «Вот локоть, а не укусишь!»

А мужики между тем отважились: Видя, что человек сошел с ума, хлопая себе на добро глазами, стали шутить, стали звать пленника Фофаном Фофанычем.

— Нет, это у меня какая-то болезнь! — решил траппер, и еще без мешков, с пустыми руками, и пошел домой.

Приходит домой, а жена Егеря уже ждет, думает: «Сколько мешков мне сегодня принесет муж?» И вдруг никого. Так сердце ее закипело внутри нее, поэтому она напала на зверолова.

— Куда вы положили сумки? — спрашивает она.

Начало скитаний

Несчастный пьяница нашел совесть

И так продолжалось до тех пор, пока несчастный пьяница не подобрал эту бесполезную вещицу. Он надеялся обменять его на выпивку.

Но вместо этого мозг пьяницы вырвался из плена паров ветра и к нему вернулась память. А вместе с этим и чувство страха. Все, что было в прошлом, стало казаться ему гнусным преступлением. Его запястья и раньше были в кандалах, но когда в нем проснулась совесть, они стали в 2 раза ощутимее и тяжелее. Толпа вокруг видела, как он плачет, и смеялась над ним. Они не понимали, что внезапное возвращение совести — самое страшное наказание для человека.

Мужчина хотел поскорее избавиться от этого чувства. Так начался мучительный путь к этому несколько ненужному чувству.

Новый хозяин

Тогда совесть последнего хозяина, бедного купца, попросила его найти русского младенца и спрятать его в своем непорочном сердце. Она надеялась, что ребенок хотя бы даст ей приют и поможет стать сильнее. Продавец сделал все, как просил.

Малыш будет расти вместе с совестью, которая живет в его сердце. Когда он вырастет, она тоже вырастет. И сама совесть сможет управлять всем, и она искоренит из мира несправедливость, обман и другие пороки.

Читайте также: Медведь На Воеводстве Краткое Содержание (Салтыков-щедрин Михаил Евграфович) 

Совесть находит последнее пристанище

Долго они передавали нечистую совесть из рук в руки, думая только о том, как бы поскорее избавиться от нее. Наконец, устала блуждать и сама совесть.

«Почему ты издеваешься надо мной!» — возмущалась угрызенная совесть, — что вы меня толкаете, как каких-то воров?

Она попросила своего последнего хозяина, бедного купца, найти русское дитя и спрятать ее в своем чистом сердце. Возможно, даже младенца приютит совесть и приведет к людям. Купец так и сделал.

Ребенок вырастет с живущей в нем совестью, вырастет и совесть вырастет. Совесть сама возьмет на себя ответственность за все, и исчезнут несправедливость, обман и насилие.

О писателе

Для начала хочу сказать несколько слов о самом авторе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им на протяжении всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным , Чехов.

Итак Салтыков-Щедрин родился в 1826 году 27 января (15 по старому стилю) в дворянской семье старинного рода. Одаренность, ум, невероятное трудолюбие были верными спутниками писателя с детства. В 10 лет его отдали в Московский дворянский институт, через два года за отличную учебу перевели в Царскосельский лицей. «За свободомыслие» сослан на Вятку на 8 лет.

В 1856 году, в связи со смертью Николая I, молодой писатель вернулся и возобновил писательскую деятельность. Участие в крестьянской реформе, должность губернатора губернии и работа в Министерстве внутренних дел стали неотъемлемой частью жизни автора.

Выйдя на пенсию, он становится главным редактором журнала «Современник». Согласитесь, внушительный список достижений! Талантливый писатель, сатирик, государственный деятель, художник оставил незабываемый след в истории страны, произведения Салтыкова-Щедрина актуальны и не потеряли своей актуальности и сегодня.

приключения потерял совесть

Блуждание по рукам

Пьяница оставил свою совесть в трактире, где работал его старый друг Прохорыч. Она сказала владельцу закусочной, что напоить людей — плохое дело. И Прохорыч понял, что единственный выход теперь для него — разорение.

Жена решила иначе. И она украла у него его совесть, и бросила ее в шинель тюремного надзирателя, когда он проходил мимо рынка. Он отправился туда собирать дань с местных купцов. Его совесть оставалась дольше всех и старалась помочь ему делать добрые дела.

  1. Когда к трапперу вернулось чувство стыда, он резко осознал, что товар на базаре не его собственность, а требовать чужую неприлично. Мужчины заметили, что Ловец потерял голову, и начали над ним смеяться. Он вернулся домой к своей семье без товара и без денег. Но сняв пальто в коридоре, он стал прежним — ведь все честное, что было в нем минуту назад, осталось в нем.
  2. Тогда надзиратель решил вернуться на базар, но когда он надевает пальто, ему снова становится стыдно. Человеку кажется, что даже деньги в его карманах ему не принадлежат. А он их достает и раздает окружающим.
  3. Увидев нищих, он ведет их в дом и просит жену накормить их горячим обедом.

Жена удивилась такому состоянию и заподозрила неладное. Она уложила мужа спать и решила заглянуть в его карманы. Там она нашла угрызения совести.

Женщина долго думала, кому его бросить, чтобы не портить жизнь человеку этим чувством, а просто немного побеспокоить. И она выбрала для этой цели еврея, экономиста и искусного изобретателя Самуила Бржоцкого. Мужчина героически выдержал все пытки, причиненные ему, но не вернул ни одной монеты из неиспользованных денег. И эту ненужную тряпку под названием совесть он отдал на благотворительность, выдав счет в 100 рублей.

Так и переходила несчастная из рук в руки, и все, кому она попадалась, думали только о том, как бы поскорее избавиться от нее. Но в какой-то момент ей надоело быть скитальцем.

Кабатчик Прохорыч

Совесть тут же шепнула Прохорычу, что нехорошо спаивать людей, да еще и с фальшивым патентом. Прохорыч понял, что теперь ему осталось разбить все бутылки и вылить вино в канаву. Приняв это решение, он лег в постель и заснул, как младенец, с чистой совестью.

Жена Прохорыча считала, что «в кабацком деле» совесть вещь лишняя и только мешает зарабатывать деньги. Рано утром она украла совесть мужа и сунула ее в карман интенданта.

Салтыков Щедрин «Пропала совесть» краткое содержание

В сказке Салтыкова-Щедрина изгнанная совесть долго скиталась по свету, побывала у многих тысяч людей, но никто не хотел ее защищать, а все, наоборот, только и думали, как от нее избавиться . И тогда совесть умоляла своего последнего хозяина, купчиху, и просила найти ей маленького русского ребенка.

«Ремесленник нашел маленького русского ребенка, растворил его чистое сердце и похоронил в нем совесть. Маленький ребенок растет, а вместе с ним растет в нем и совесть. И маленькое дитя станет великим человеком, и в нем будет великая совесть. И тогда вся несправедливость, обман и насилие исчезнут, потому что совесть не убоится и сама все устроит».

Вот так красиво заканчивается сказка великого русского писателя.

Прохорыч сразу стал каяться. Стыдно обманывать людей! Он даже начал читать лекции завсегдатаям таверны о вреде водки. Некоторым трактирщик предлагал отнять у него совесть, но все отвергли такой дар. Прохорыч даже должен был вылить вино в канаву. Торговли в тот день не было, венцов не делали, но постоялый двор спал крепко, не так, как в старину.

Жена поняла, что действовать на совесть нельзя. На рассвете она украла совесть мужа и выбежала с ней на улицу. Был базарный день, на улицах было много людей. Арина Ивановна сунула свою грызущую совесть в карман участковому по фамилии Ловец.

Так они передавали совесть из рук в руки. Она никому не была нужна. И тогда совесть просила последнего, в чьих руках оно было: «Найдите мне маленького русского ребенка, развяжите передо мной его чистое сердце и похороните меня в нем! »

«Маленький ребенок растет, и вместе с ним растет и совесть. И маленькое дитя станет великим человеком, и в нем будет великая совесть. И тогда вся несправедливость, обман и насилие исчезнут, потому что совесть не убоится и сама все устроит».

Для правильного планирования необходимо внимательно изучить текст, определить основную тему и идеи, а также основное направление. Если текст художественный, важно обратить внимание на главных героев, написать их имена. Помните, что план должен содержать только самые яркие и важные моменты. Он должен служить вам структурированным напоминанием о том, что происходит в тексте.

Пункты плана должны быть широкими, но в то же время осмысленными. Постарайтесь разбить свой план, чтобы вы могли легко проследить цепочку событий. Используйте не только абзацы, но и подразделы. Придерживайтесь классической композиции плана:

Анализ 2

В сказке, используя эзоповский способ изложения, Салтыков-Щедрин изображает абстрактное понятие совести через конкретный образ. За прямым смыслом высказывания на заднем плане читаются истинные мысли автора о природе человеческого бытия. Салтыков-Щедрин считал совесть проводником к нравственным законам жизни, к вере в Бога, дающей путь ко спасению. Совесть мешает жить безбедно, заставляет страдать за содеянное.

Но людей, лишенных совести, губит вседозволенность, бессознательно склонных к саморазрушению. Они начинают духовно деградировать, и живут, хватая, как животные, только свой кусок, истребляя друг друга в корыстных целях.

В сказке совесть, выброшенная из человеческих душ за ненадобностью, в виде ветхой тряпки проходит через все слои российского общества. Брошенная на дороге и растоптанная ногами прохожих, измученная, оплеванная, она попадает сначала в руки пьяницы, который, не выдержав внезапного осознания своей никчемной жизни, избавляется от этого гнетущего груза, подсовывая это к известному трактирщику.

Он начинает страдать, потому что зарабатывает спаиванием народа, пытается вылить все вино в канаву и разбить бутылки и бочки. Его практичная жена, спасая источник наживы, сует эту непристойность в карман квартирмейстерского мундира. А у того начинаются проблемы, он стал стыдиться брать взятки с торговцев и даже стал давать деньги тем, у кого брал.

Интересно, что обретя совесть, он становится посмешищем горожан. Потом пришла совесть еврейского финансиста-ростовщика, в счастливой семье которого даже дети умело и с удовольствием считают деньги. Но он заподозрил предательство и ловко слил его в генеральский благотворительный фонд, где совесть вообще терялась.

Бездомная совесть, пожив со многими, не находит себе дома, ей нигде нет места. Напоследок она просит чистое детское сердце у своего последнего гостя — торговца, надеясь, что она вырастет с этим ребенком. Таким образом, Салтыков-Щедрин показывает, что совесть может сохраниться только в невинной душе, незапятнанной стремлением к греховным наслаждениям и наживе.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"