- Снова дети
- Главные герои
- Сила в дружбе
- Молодые старики
- Сюжет
- Сказка о потерянном времени — Шварц Евгений
- Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
- Отзыв
- Заблудились в лесу
- Пословицы к произведению
- Чему учит
- Краткая история, посыл автора
- Сказка о потерянном времени
- Как все начиналось
- Превращение мальчика в дедушку
- Невероятное превращение
Снова дети
Товарищи подняли Петю на руки. К сороковому ходу лучника волшебники превратились в дряхлых, согбенных стариков. Оно пригибало их ближе к земле, они становились все ниже и ниже. А потом, на семьдесят седьмом и последнем взмахе стрелы, злые волшебники закричали и исчезли, как будто их никогда и не было на свете.
Мальчики переглянулись и радостно засмеялись. Они снова стали детьми. Взяли с боя, чудом вернули напрасно потерянное время.
Их спасли, но помните: человек, теряющий время напрасно, не замечает, как стареет.
Главные герои
- Петя Зубов — третьеклассник, ленивый и вертлявый.
- Маруся Поспелова — ученица 3 класса, тоже большая лентяйка.
- Наденька Соколова — ученица 3 класса, лентяйка и прогульщик.
- Вася Зайцев — второклассник, легкомысленный, озорной, ленивый мальчик.
- Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна – злые колдуны, пожилые люди, отнявшие у детей время, чтобы самим стать молодыми.
Сила в дружбе
Старые дети чувствуют усталость. Внезапно на небе появляется полная луна, и вокруг становится светло. Петя взбирается на березу и видит дом, который так долго не могли найти. Итак, драгоценная хижина найдена, она находится всего в нескольких шагах от детей.
Полночь приближается. Мальчики осторожно пробираются в салон. Волшебники уже спят в стоге сена. Как только Петя касается часов рукой, они просыпаются, но тут же замирают на месте и больше не могут беспокоить мальчика. Мальчики постепенно становятся теми, кем они были до колдовства.
Когда Петя в тридцатый раз касается его руки, он перестает тянуться к часам, так как падает в высоту. Затем он просит своих друзей забрать его. К сороковому ходу волшебники превращаются в дряхлых стариков, их лица покрываются морщинами, а на висках появляется седина. Мальчик поворачивает стрелку необходимое количество раз. После этого волшебники испаряются, как будто их и не было вовсе.
Дети смотрят друг на друга и весело смеются. К счастью, ребята смогли наверстать упущенное. Они понимали, что нужно дорожить каждым мгновением.
Молодые старики
Петя осматривается, ищет стариков, но не находит ни одного подходящего. По улицам бегают старики, но сразу видно, что они настоящие, а не третьеклассники.
Вот старик с чемоданом. Наверное учитель. Вот старик с ведром и кистью — это маляр. Мимо проносится красная пожарная машина, а в машине сидит старик, начальник городской пожарной охраны. Это, конечно, никогда не тратит время впустую в его жизни.
Петя ходит, бродит, а маленьких, старых, старых детей нет. Жизнь вокруг кипит. Он один, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.
Ровно в полдень Петя вышел на небольшую площадь и присел на скамейку отдохнуть.
И вдруг он вскочил.
Он увидел старуху, которая сидела рядом на другой скамейке и плакала.
Петя хотел бежать к ней, но не смел.
— Я жду! сказал он себе. Я посмотрю, что она сделает дальше.
И старушка вдруг перестала плакать, села, свесив ноги. Потом вынула из одного кармана газету, а из другого ситечко с изюмом. Старуха развернула газету, — Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! — и старуха стала читать и есть. Он выбирает изюм, но не трогает сито.
Кьерринга дочитала, спрятала газету и сито и вдруг что-то увидела на снегу. Она наклонилась и схватила мяч. Вероятно, кто-то из детей, игравших в парке, уронил этот мячик в снег.
Старушка посмотрела на мяч со всех сторон, старательно вытерла его платком, встала, медленно подошла к дереву и давай играть в трешки.
Петя бросился к ней по снегу, по кустам. Бежит и кричит:
— Бабушка! Честное слово, ты школьница!
Старушка вскочила от радости, взяла Петю на руки и ответила:
— Правильно, правильно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. И кто ты?
Петя сказал Марусе, кто он такой. Они объединились и побежали искать остальных своих товарищей. Мы искали час, другой, третий. Наконец мы вошли во второй двор огромного дома. И видят: старуха прыгает за дровяной сарай. Я рисовал уроки мелом на тротуаре и прыгал на одной ноге, гоняясь за камешком.
Петя и Маруся бросились к ней.
— Бабушка! Вы школьница?
«Школьница», — отвечает старушка. — Ученица третьего класса Наденька Соколова. И кто ты?
Петя и Маруся рассказали ей, кто они такие. Все трое взялись за руки, побежали искать свою последнюю половинку.
Но он провалился сквозь землю. Куда бы ни пошли старики — и в колхозы, и в сад, и в детские театры, и в детские кино, и в Дом занимательной науки, — мальчик пропадал, и больше ничего.
И время проходит. Уже темнеет. На нижних этажах домов уже горел свет. День заканчивается. Что делать? Все пропало?
Вдруг Маруся закричала:
— Посмотрите! Видеть!
Петя и Наденька посмотрели и вот что увидели: мчится трамвай номер девять. А на «колбасе» висит старик. Шапка бойко надвинута на ухо, борода развевается на ветру. Ходит старик и насвистывает. Его приятели ищут, нокаутируют, а он ездит по всему городу и в усы не дует!
Мальчики бросились за трамваем в погоню. К счастью для них, на перекрестке загорелся красный свет, и трамвай остановился.
Мальчишки схватили «колбасника» за полы, оторвали его от «колбаски».
— Ты студент? они спрашивают.
— Но как? он отвечает. — Второклассник Вася Зайцев. А вы?
Ребята рассказали ему, кто они такие.
Чтобы не терять времени, они вчетвером сели в трамвай и поехали за город в лес.
Несколько школьников ехали в том же трамвае. Они встали и освободили место для наших старых.
— Садитесь, бабушка и дедушка.
Старики смутились, покраснели и отказались. А школьники, как нарочно, были вежливы, благовоспитанны, просят стариков, уговаривают:
— Да садись! Вы много работали в своей долгой жизни, вы устали. А теперь сиди, отдыхай.
Сюжет
Петя Зубов был одним из самых слабых учеников в классе, обещал догнать мальчишек по всем предметам, но так и не сдержал своего обещания. Однажды Петя, как обычно, опоздал в школу. Он отдал пальто гардеробщице, но она приняла третьеклассника за старика. Петя посмотрел на себя в зеркало и увидел седые волосы и бороду.
Петя очень испугался и поспешил домой, но даже собственная мать не узнала в нем своего сына. Тогда старик пошел туда, куда его глаза могли видеть. Так он оказался в лесу, где наткнулся на пустой дом. Усталый Петя лег на сено в углу и заснул. Проснулся он от голосов: за столом сидели два мальчика и две девочки, которые разговаривали старческими голосами и называли друг друга по имени и отчеству.
Петя узнал, что это злые колдуны, которые забрали ленивых детей, зря теряющих время. Им удалось захватить не только Петю Зубова, но и еще троих детей, ставших стариками. Один из колдунов, Сергей Владимирович, постулировал, что заколдованные дети могут снова стать детьми, если в полночь повернуть часы назад на 77 оборотов.
Когда волшебники ушли, Петя отправился на поиски других заколдованных детей. Однако на пути встречались только настоящие старики: маляры, учителя и даже начальник пожарной охраны. Когда Петя увидел плачущую старуху с миской и газетой «Пионерская правда», он понял, что перед ним очарованная школьница.
Она представилась Марусей Поспеловой, и товарищи по несчастью отправились искать остальных ребят. Во дворе увидели старушку, играющую в классики, — это была Надя Соколова. Последнего старика, Васю Зайцева, нашли только поздно вечером.
Мальчики поспешили в лесную хижину, где, дождавшись полуночи, стали сворачивать стрелки часов. В этот момент проснулись волшебники, которые начали стареть буквально на глазах. При последнем взмахе стрелы злые колдуны исчезли, а старые снова стали детьми.
Сказка о потерянном времени — Шварц Евгений
Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всегда отстает, и в русской письменности, и в арифметике, и даже в пении.
— Я сделаю это! — сказал он в конце первой четверти. — Во втором я вас всех догоню.
И пришел второй — он надеялся на третьего. Так он опаздывал и отставал, опаздывал и опаздывал и не оплакивал. Я могу все, я могу».
И вот однажды Петя Зубов пришел в школу, как всегда, поздно. Бегите в раздевалку. Он ударил чемоданом об забор и крикнул:
— Тетя Наташа! Возьми мое пальто!
А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:
— Это я. Петя Зубов, отвечает мальчик.
— Почему у тебя сегодня такой хриплый голос? — спрашивает тетя Наташа.
— А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Внезапная охриплость без причины.
Тетя Наташа вышла из-за вешалок, посмотрела на Петю и как закричала:
Петя Зубов тоже испугался и спросил:
— Тетя Наташа, что с вами?
— Как, например? – отвечает тетя Наташа. – Вы сказали, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
Какой я дедушка? спрашивает мальчик: «Я Петя, ученик третьего класса.
— Смотреть в зеркало! — говорит тетя Наташа.
Мальчик посмотрел в зеркало и чуть не упал. Петя Зубов увидел, что он стал высоким, худым, бледным стариком. Он отрастил бороду и усы. Морщины покрывали лицо.
Петя взглянул тогда на себя, и его седая борода закачалась.
Он крикнул басом:
— Мать! и выбежал из школы.
Он бежит и думает:
«Ну, если моя мать не узнает меня, тогда все потеряно.
Петя побежал домой и трижды позвонил.
Мама открыла ему дверь.
Глядя на Петю, молчит. И Петя тоже тихий. Она стоит, распустив седую бороду, и почти плачет.
— Кого ты хочешь, дедушка? – наконец спросила мама.
— Ты не хочешь меня узнать? — прошептал Петя.
— Извини, нет, — ответила мама.
Бедный Петя отвернулся и пошел куда глаза глядят.
Идет и думает:
«Какой я одинокий, несчастный старик. Ни матери, ни детей, ни внуков, ни друзей… А самое главное, мне некогда было ничему учиться. Настоящие старики либо врачи, либо магистры, либо академики, либо учителя. И кому я нужен, когда я всего лишь третьеклассник? Мне даже пенсию не дадут: ведь я проработал всего три года. Да и как работал — на двойки и тройки. Что со мной будет? Я бедный старик! Я бедный мальчик? Чем все это закончится?
Так думал Петя и шел, шел и думал, не замечая, как вышел из города и попал в лес. И он шел по лесу, пока не стемнело.
«Хорошо бы отдохнуть», — подумал Петя и вдруг увидел, что за елями побелел дом.
Петя вошел в дом — хозяев не было. Посередине комнаты стоит стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола четыре стула. Туристы тикают у стены. И сено свалено в углу.
Петя лег на сено, зарылся в него поглубже, согрелся, тихонько заплакал, вытер слезы бородой и заснул.
Петя просыпается — в комнате светло, под стеклом горит керосиновая лампа. А за столом сидят мальчики — два мальчика и две девочки. Перед ними лежат большие, обитые медью счеты. Мальчики считают и бормочут:
— Два года, и еще пять, и даже семь, и даже три… Это вам, Сергей Владимирович, и это вам, Ольга Капитоновна, и это вам, Марфа Васильевна, а это вам, Пантелей Захарович.
Что это за ребята? Почему они такие мрачные? Почему они хрюкают, стонут и вздыхают, как настоящие старики? Почему они называют друг друга по имени? Почему они собрались здесь ночью, в одинокой лесной хижине?
Петя Зубов замер, не дышал и ловил каждое слово. И он испугался того, что услышал.
За столом сидели не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы! Вот так, оказывается, и устроено в мире: человек, зря тратящий время, не замечает, как стареет. И злые волшебники узнали об этом и давайте ловить парней, зря тратящих время. И тогда волхвы схватили Петю Зубова, и еще мальчика, и еще двух девочек, и превратили их в стариков. Бедные дети состарились, а сами этого не заметили: ведь человек, теряющий время напрасно, не замечает, как стареет. А потерянное мальчиками время волшебники забрали себе. И волшебники стали маленькими мальчиками, а мальчики — старыми стариками.
Но неужели нельзя вернуть ребятам утраченную молодость?
Фокусники считали время, хотели спрятать счеты на столе, но Сергей Владимирович, главный, не позволил. Он взял счета и пошел к ходункам. Он крутит стрелки, тянет гири, слушает тиканье маятника и снова щелкает счетами.
Он считал, считал, шептал, шептал, пока часы не пробили полночь. Потом Сергей Владимирович пошевелил костяшками пальцев и еще раз проверил, сколько он получил.
Тогда он подозвал к себе волшебников и сказал тихим голосом:
— Сэр Волшебники! Знайте, что парни, которых мы сегодня превратили в стариков, еще могут стать моложе.
— В качестве? — кричали волшебники.
— Я вам сейчас скажу, — ответил Сергей Владимирович.
Он на цыпочках вышел из дома, обошел его, вернулся, запер дверь и коснулся палкой сена.
Петя Зубов замер, как мышь.
Но керосиновая лампа светила тускло, и злой колдун не увидел Петю. Он подозвал остальных волшебников ближе к себе и тихо сказал:
«К сожалению, так устроен мир: человека можно спасти от любой беды. Если ребята, которых мы превратили в стариков, завтра найдут друг друга, приходите сюда ровно в двенадцать утра сюда к нам и поверните стрелку часов вспять семьдесят семь кругов, потом дети снова будут детьми, а мы умрем.
Тогда Ольга Капитоновна сказала:
Откуда они могут все это знать?
И Пантелей Захарович пробормотал:
— Их не будет здесь до двенадцати часов ночи. Даже если это всего лишь минута, они опоздали.
И Марфа Васильевна пробормотала:
— Где они? Где они! Эти лентяи не смогут сосчитать до семидесяти семи, сразу собьются!
— Так-то есть, — ответил Сергей Владимирович. — А пока смотри в оба. Если ребята дойдут до колокольчиков, если стрелы заденут, мы и с места не сдвинемся. А пока терять нечего — приступим к делу.
А фокусники, спрятав на столе счеты, бегали, как дети, но при этом охали, охали и охали, как настоящие старики.
Петя Зубов подождал, пока шаги в лесу стихли. Вышел из дома. И, не теряя времени, спрятавшись за деревья и кусты, побежал, поспешил в город искать старых школьников.
Город еще не проснулся. В окнах было темно, на улицах пусто, на постах стояли одни милиционеры. Но вот наступает рассвет. Зазвенели первые трамваи. И вот, наконец, я увидел Петю Зубова — старуху, медленно идущую по улице с большой корзиной.
Петя Зубов подбежал к ней и спросил:
— Скажи, пожалуйста, бабушка, — ты разве не школьница?
Читайте также: Оноре де Бальзак, «Отец Горио»: краткое содержание и краткая характеристика героев
А старуха, как ногами топает и как корзиной на Петю машет. Петя еле ноги снял. Он глубоко вздохнул и пошел дальше. Город уже проснулся. Трамваи летают, люди спешат на работу. Грохочут грузовики — спеши, спеши, тебе надо доставить товар в магазины, на заводы, на железные дороги.
Дворники убирают снег, посыпают песком панель, чтобы пешеходы не поскользнулись, не упали, не потеряли время. Сколько раз Петя Зубов все это видел и только сейчас понял, почему люди так боятся не успеть, опоздать, отстать.
Петя осматривается, ищет стариков, но не находит ни одного подходящего. По улицам бегают старики, но сразу видно, что они настоящие, а не третьеклассники.
Вот старик с чемоданом. Наверное учитель. Вот старик с ведром и кистью — это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине сидит старик — начальник городской пожарной службы. Это, конечно, никогда не тратит время впустую в его жизни.
Петя ходит, бродит, а маленьких, старых, старых детей нет. Жизнь вокруг кипит. Он один, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.
Ровно в полдень Петя вышел на небольшую площадь и присел на скамейку отдохнуть.
И вдруг он вскочил.
Он увидел старуху, которая сидела рядом на другой скамейке и плакала.
Петя хотел бежать к ней, но не смел.
— Я жду! сказал он себе. Я посмотрю, что она сделает дальше.
И старуха перестала плакать, сидит, болтает ногами. Потом из кармана одного достала газету, а из другого — ситечко с изюмом. Старуха развернула газету — Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! и старуха стала читать и есть. Он выбирает изюм, но не трогает сито.
Кьерринга дочитала, спрятала газету и сито и вдруг что-то увидела на снегу. Она наклонилась и схватила мяч. Вероятно, кто-то из детей, игравших в парке, уронил этот мячик в снег.
Старушка посмотрела на мяч со всех сторон, старательно вытерла его платком, встала, медленно подошла к дереву и давай играть в трешки.
Петя бросился к ней по снегу, по кустам. Бежит и кричит:
— Бабушка! Честное слово, ты школьница!
Старушка вскочила от радости, взяла Петю на руки и ответила:
— Правильно, правильно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. И кто ты?
Петя сказал Марусе, кто он такой. Они объединились и побежали искать остальных своих товарищей. Мы искали час, другой, третий. Наконец мы вошли во второй двор огромного дома. И видят: старуха прыгает за дровяной сарай. Я рисовал уроки мелом на тротуаре и прыгал на одной ноге, гоняясь за камешком.
Петя и Маруся бросились к ней.
— Бабушка! Вы школьница?
— Ученица! отвечает старушка. — Третьеклассница Наденька Соколова. И кто ты?
Петя и Маруся рассказали ей, кто они такие. Все трое взялись за руки, побежали искать свою последнюю половинку.
Но он провалился сквозь землю. Куда бы ни пошли старики — и в колхозы, и в сад, и в детские театры, и в детские кино, и в Дом занимательной науки, — мальчик пропадал, и больше ничего.
И время проходит. Уже темнеет. Уже на нижних этажах домов зажегся свет. День заканчивается. Что делать? Все пропало?
Вдруг Маруся закричала:
Петя и Наденька посмотрели и вот что увидели: мчится трамвай номер девять. А на колбасе висит старик. Шапка бойко надвинута на ухо, борода развевается на ветру. Ходит старик и насвистывает. Его приятели ищут, нокаутируют, а он ездит по всему городу и в усы не дует!
Мальчики бросились за трамваем в погоню. К счастью для них, на перекрестке загорелся красный свет, и трамвай остановился.
Мальчишки схватили лежащего на полу колбасника, оторвали его от колбасы.
— Ты студент? они спрашивают.
— И как? он отвечает. — Второклассник Зайцев Вася. А вы?
Ребята рассказали ему, кто они такие.
Чтобы не терять времени, они вчетвером сели в трамвай и поехали за город в лес.
Несколько школьников ехали в том же трамвае. Они встали и уступили место нашим древним людям:
— Садитесь, бабушка и дедушка.
Старики смутились, покраснели и отказались. А школьники, как нарочно, были вежливы, благовоспитанны, просят стариков, уговаривают:
— Да садись! Вы много работали в своей долгой жизни, вы устали. А теперь сиди, отдыхай.
Тут, к счастью, к лесу подъехал трамвай, наши старики спрыгнули — и побежали в чащу.
Но тут их ждала новая проблема. Они заблудились в лесу.
Наступила ночь, темная, темная. Старики бродят по лесу, падают, спотыкаются, но не могут найти дорогу.
Ах, пора, пора! говорит Петя. — Работает, работает. Вчера не заметил дорогу назад до дома — боялся потерять время. И теперь я вижу, что иногда лучше потратить немного времени, чтобы сохранить его на потом.
Старые были полностью изношены. Но, к счастью для них, дул ветер, небо было полно туч и на небе сияла полная луна.
Петя Зубов взобрался на березу и увидел — вот он дом, в двух шагах стены стали белыми, среди густых елок блестели окна.
Петя спустился и шепнул товарищам:
— Тихий! Ни слова! Позади меня!
Мальчики поползли по снегу к дому. Мы внимательно выглянули в окно.
Уокеры показывают без пяти двенадцать. Волшебники лежат на сене, ценят украденное время.
— Они спят! — сказала Маруся.
— Тихий! — прошептал Петя.
Тихонько мальчики открыли дверь и подкрались к ходункам. Без одной минуты двенадцать встали на часы. Ровно в полночь Петя протянул руку к стрелам и — раз, два, три — закрутил их обратно, справа налево.
Волшебники с криком вскочили, но не могли пошевелиться. Стоять и расти, расти. Здесь они выросли, здесь на висках блестела седина, щеки покрылись морщинами.
— Забери меня! — воскликнул Петя. — Я становлюсь маленьким, мне не дотянуться до стрел! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!
Товарищи подняли Петю на руки.
К сороковому ходу лучника волшебники превратились в дряхлых, согбенных стариков. Оно пригибало их ближе к земле, они становились все ниже и ниже.
А потом, на семьдесят седьмом и последнем взмахе стрелы, злые волшебники закричали и исчезли, как будто их никогда и не было на свете.
Мальчики переглянулись и радостно засмеялись. Они снова стали детьми. Взяли с боя, чудом вернули напрасно потерянное время.
Их спасли, но помните: человек, теряющий время напрасно, не замечает, как стареет.
Читайте также: «Срезал» краткое содержание рассказа В
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Ученик третьего класса Петя Зубов постоянно отставал по всем предметам в школе. Но он не унывал, обещал догнать одноклассников в учебе. Обещания оставались обещаниями, а Петя продолжал отставать в учебе и опаздывать на занятия.
Однажды Петя, как обычно, опоздал в школу. Он побежал в гардероб и крикнул гардеробщице тете Наташе, чтобы та взяла его пальто. Она спросила за трейлерами, кто ей звонил. — Это я, Петя Зубов, — ответил мальчик. Тетя Наташа удивилась, что его голос стал хриплым. А когда она вышла из-за вешалок, то еще больше удивилась — перед ней стоял старик, утверждающий, что он третьеклассник. «Да ты в зеркало посмотри!» — сказала тетя Наташа.
Петя посмотрел на себя в зеркало и чуть не упал. Оказалось, что он превратился в высокого старика с седой бородой. Испугавшись, он побежал домой. Мама открыла дверь и спросила, кто ему нужен. Оказалось, что моя мама тоже не узнала Петю. Потом пошел туда, куда видели его глаза.
Петя пошел и подумал, что делать, ведь он ничему не успел научиться, пенсию ему не дадут. Так Петя скорбел и не заметил, как вышел из города и пошел лесом.
Когда стемнело, он увидел белый дом и вошел в него. Хозяев не было. Петя зарылся в сене в углу, заплакал и уснул. А когда я проснулась, то увидела, что за столом сидят мальчики — две девочки и два мальчика. Считали на счетах и называли друг друга по имени-отчеству.
Петя послушал их и понял, что это колдуны, укравшие время, которое теряют некоторые дети. Мальчики стареют, а волшебники моложе.
Главный злой волшебник Сергей Владимирович предупреждал окружающих, что два мальчика и две девочки, превратившиеся в стариков, могут стать моложе, а волшебники при этом умрут. Для этого ребятам нужно найти друг друга, добраться до этого дома и ровно в 12 часов повернуть настенные часы назад на 77 кругов.
Когда злые волшебники ушли, Петя побежал в город и стал искать старых школьников. Он долго смотрел, но видел только очень старых людей.
Наконец он заметил на скамейке плачущую старуху. Внезапно она перестала плакать и начала читать газету «Пионерская правда», есть изюм и выковыривать его из булочки. Затем она схватила мяч, лежавший на снегу, и начала играть с ним.
Петя закричал: «Бабушка! Честное слово, ты школьница!» Старушка радостно ответила, что это Маруся Поспелова, ученица третьего класса.
Петя все ей рассказал, и они побежали искать других мальчиков. Мы нашли старуху, играющую в классики, и старика, который ехал на велосипеде и цеплялся за заднюю часть трамвая. Это оказались третьеклассница Надя Соколова и второклассник Вася Зайцев.
Четверо бросились в лес и заблудились там. Мальчики долго бродили, уже наступила ночь. Луна сияла в небе. Петя залез на дерево и увидел рядом дом.
Мальчики посмотрели в окно и увидели спящих волшебников. Они молча открыли дверь и пошли против часовой стрелки. Ровно в полночь Петя стал поворачивать стрелки в обратную сторону.
Злые волшебники закричали, но не могли пошевелиться. Они стали расти и стареть, а на последнем повороте стрелки совсем исчезли.
Дети снова стали детьми и засмеялись от радости. «Чудесным образом вернули напрасно потерянное время».
В конце рассказа автор напомнил читателям, что человек, зря теряющий время, не замечает, как стареет.
Отзыв
История очень поучительна и напоминает о том, что если не ценить свое время, то можно и не заметить, как наступила старость и уже ничего не изменить. Хорошо, что ребята вовремя спохватились и исправили свои ошибки.
Заблудились в лесу
Тут, к счастью, к лесу подъехал трамвай, наши старики спрыгнули — и побежали в чащу.
Но тут их ждала новая проблема. Они заблудились в лесу.
Наступила ночь, темная, темная. Старики бродят по лесу, падают, спотыкаются, но не могут найти дорогу.
Ах, пора, пора! говорит Петя. — Работает, работает. Вчера не заметил дорогу назад до дома — боялся потерять время. И теперь я вижу, что иногда лучше потратить немного времени, чтобы сохранить его на потом.
Старые были полностью изношены. Но, к счастью для них, дул ветер, небо было полно туч и на небе сияла полная луна.
Петя Зубов взобрался на березу и увидел — вот он дом, в двух шагах, стены белые, окна блестят среди густых елок.
Петя спустился и шепнул товарищам:
— Тихий! Ни слова! Позади меня!
Мальчики поползли по снегу к дому. Мы внимательно выглянули в окно.
Уокеры показывают без пяти двенадцать. Волшебники лежат на сене, ценят украденное время.
— Они спят! — сказала Маруся.
— Тихий! — прошептал Петя.
Тихонько мальчики открыли дверь и подкрались к ходункам. Без одной минуты двенадцать встали на часы. Ровно в полночь Петя протянул руку к стрелам и — раз, два, три — закрутил их обратно, справа налево.
Волшебники с криком вскочили, но не могли пошевелиться. Стоять и расти, расти. Здесь они стали взрослыми, здесь на висках блестела седина, щеки покрылись морщинами.
— Поднимите меня, — крикнул Петя. — Я становлюсь маленьким, мне не дотянуться до стрел! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!
Пословицы к произведению
- Пропустишь минуту, потеряешь час.
- Потерянные вещи можно найти, но потерянное время никогда не найти.
- Бизнесу — время, развлечениям — час.
- Не тратьте свое время.
- Ты не можешь вернуть вчерашний день.
Чему учит
Приключение учит ценить не только свое время, но и время окружающих. Она учится тратить драгоценное время только на добрые, полезные дела.
Краткая история, посыл автора
Произведение вышло в свет в 1940 году. Это время было крайне тяжелым для страны, людям нужны были добрые, незатейливые и понятные сказки, которые давали надежду на лучшее. Это живой образец детского литературного творчества советских времен. Также стоит отметить, что история изначально была написана для кукольного спектакля.
Своей работой Шварц намеревался обратиться к людям и напомнить им, что время драгоценно и его нельзя тратить впустую. Критики считают, что автор замечательно справился с задачей. История понравилась многим, среди них были не только взрослые. В конце произведения главные герои сумели осознать цену времени, а отрицательные персонажи получили по заслугам.
Сказка о потерянном времени
Петя Зубов жил в большом городе.
Петя Зубов — третьеклассник, плохой ученик, ленивый и непунктуальный
Петя отставал по всем школьным предметам и везде опаздывал. В конце каждой четверти он обещал всех догнать и перегнать, но потом снова отставал. Так он и жил, не оплакивал и все твердил себе: «Успею».
Однажды Петя пришел в школу, как всегда поздно, хотел отдать дворнику свое пальто, но она его не узнала. Мальчик посмотрел в зеркало и увидел, что стал стариком с седой бородой.
Петя испугался, вскрикнул и побежал домой, но мать его тоже не узнала. Пете некуда было идти. Он бродил по улицам, думая, что никому не нужен, у него нет ни детей, ни внуков. Настоящие старики успели кем-то стать, а он так и останется третьеклассником, и ему даже пенсию не дадут.
Погруженный в тяжелые думы, Петя не заметил, как оказался в лесу за городом. Он долго бродил по лесу, замер и наконец наткнулся на дом. Петя вошел, увидел в углу высокую гору, зарылся в нее, заплакал, согрелся и уснул.
Проснувшись, Петя увидел за столом посреди комнаты двух мальчиков и двух девочек. Они были похожи на его сверстников, третьеклассников, но хрюкали и охали, как древние люди, называя друг друга по имени и отчеству.
Петя прислушался к их разговору и понял, что это не дети, а злые колдуны. Они стали детьми, потому что украли время у тех, кто всегда отставал и опаздывал.
Вот так, оказывается, и устроено в мире: человек, зря тратящий время, не замечает, как стареет.
Кроме Пети волшебники превратили в стариков мальчика и двух девочек.
Волшебники отсчитали украденное время и хотели разойтись, но главный волшебник снова начал что-то считать, потом сказал, что дети, превратившиеся в стариков, могут еще стать моложе. Для этого они все должны прийти сюда и ровно в полночь повернуть стрелку часов, висящих на стене, назад на 77 кругов. А когда кто-то из детей коснется стрелки, волшебники не смогут двигаться.
Сначала волшебники испугались, но потом уверили себя, что эти отставшие непременно опоздают, а если соберутся в доме в полночь, то не смогут сосчитать до 77: непременно заблудятся.
Застонав, волшебники ушли, а Петя поспешил в город искать старых детей. На улицах было полно бабушек и дедушек, но все они были заняты своими делами, «сразу видно, что они настоящие, а не третьеклассники». Только теперь мальчик понял, почему все так боялись опоздать.
Наконец Петя увидел старуху, сидящую на скамейке и плачущую. Она заплакала, потом стала болтать ногами, выковыривать изюм из куска хлеба и читать газету «Пионерская правда». Тогда старушка взяла мяч, брошенный кем-то в снег, и стала играть.
Петя понял, что это одна из двух девочек, повернулся к ней, рассказал о волшебниках, и они вместе побежали искать остальных. Они нашли другую старую девочку, играющую в классики. Оставшегося мальчика, второклассника, из трамвая сняли — он ехал, свесившись с задней части вагона.
Было уже темно, когда дети подошли к лесу. Утром Петя так торопился, что не заметил дороги, и дети заблудились.
…иногда лучше отложить это на потом.
Наконец мальчик залез на березу и увидел дом. В ней светились окна — волшебники были дома, спали. Тихо подкрались дети к колокольчикам, и ровно в полночь Петя тронул стрелы.
Волшебники проснулись, вскочили, но не могли пошевелиться. Петя стрелы покрутил — волшебники быстро выросли, а старые дети помолодели. К 40-му перевороту колдуны стали дряхлыми стариками, они все более и более сгибались, а к 77-му перевороту исчезли, как будто их и не было никогда.
Старые дети «чудесным образом обрели обратно. зря потерянное время» и снова омолодились.
Как все начиналось
Петя Зубов учится в третьем классе. Перед тем, как пойти в школу, мальчик обсуждает, не пойти ли ему прогуляться по городу. Петя не боится опаздывать на занятия — он все равно не любит учиться. Домашняя работа настолько скучна, что он не торопится ее делать.
Петя вообще любит откладывать дела на потом. Куда спешить? День за днем мальчик обещает себе не опаздывать в школу и не пропускать уроки. Каждую четверть он обещает совершенствоваться и догонять одноклассников в учебе. Потом машет на все рукой: куда спешить? Удастся.
На что можно потратить драгоценные часы и минуты, потраченные впустую, прекрасно показал в своей книге Э. Шварц. «Сказка о потерянном времени» рассказывает и о других детях, которые не ценят время. Надя Соколова и Марусенька Поспелова — две лентяи и болтушки. У них никогда нет времени. Во время важных телефонных звонков они не замечают, как быстро тикают часы.
Вася Зайцев тоже не торопится — гонять ворон гораздо интереснее, да и соображает он отлично. Она знает, сколько раз Марья Ивановна чихала во время урока. Учиться тоже хорошо. Вчера — двойка, сегодня — двойка, а два плюс два — это целых четыре!
Превращение мальчика в дедушку
Произведения Шварца обычно читаются за один присест. Это и неудивительно: в них обоих есть увлекательный сюжет и глубокий смысл. Рассматриваемое приключение учит ценить каждое мгновение жизни, ведь вернуть упущенное время сложно. Произведение рассказывает о приключениях детей, которые не хотели ничему учиться и не ценили ни свое, ни чужое время.
Школьник Петя Зубов все откладывал на потом. У него плохая успеваемость, но он совершенно не переживает по этому поводу, ведь по его мнению, в будущем можно догнать одноклассников.
У мальчика плохие оценки:
- по арифметике;
- на русском;
- на письме;
- пением.
Поскольку первая четверть подходит к концу, он надеется на вторую, но так и не попадает в программу. Потом ученик успокаивает себя тем, что еще будет время все исправить.
Однажды он опаздывает в школу, бежит в гардероб, бросает чемодан и зовет тетю Наташу повесить верхнюю одежду. Однако женщина не узнает голос мальчика, потому что он хриплый. Сам Петя не понимает, что произошло. Когда она выходит из-за вешалок и видит парня, то пугается и предлагает Пете посмотреть на свое отражение. В зеркале мальчик видит не себя, а сморщенного старика с усами и бородой.
Невероятное превращение
Однажды Петя пришел в школу. Я зашла в гардероб и отдала свое пальто гардеробщице. Она посмотрела на Петю и испугалась — перед нею не Петя Зубов, а старик. Скорее всего его дедушка. Петя посмотрел в зеркало и обомлел. Оттуда на него смотрел худощавый, бледный старик. И он выбежал из школы.
Он побежал домой почти плача. Но и здесь его ждали горе и горечь: даже мать не узнала его. Он вышел из дома, ходит и жалеет себя. Как еще? Одинокий, несчастный старик. У него нет ни детей, ни внуков. Я даже не успел научиться. И пенсию ему не дадут. Он проработал всего три года, да и то по двое и по трое. Бедный старичок…